Энергетическая политика как фактор международных отношений между Европейским союзом и Россией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 71 71 страница
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 24.06.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Энергетическая политика как фактор международных отношений: теоретико-методологическая основа исследования 6
1.1. Энергетическая политика: понятие, сущность, виды 6
1.2. Политико-географические факторы энергетической политики 17
Глава 2. Евросоюз и Россия: анализ отношений в сфере энергетической политики 29
2.1. Западная и Центральная Европа: проблемы энергетической политики в условиях интеграции 29
2.2. Восточная Европа: эволюция и направленность энергетической политики 42
Глава 3. Тенденции и перспективы формирования политического взаимодействия в сфере энергетической политики ЕС и РФ 47
3.1. Оптимизация энергетических отношений: проблемы преодоления барьеров 47
3.2. Сценарии и модели развития энергетических отношений 60
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 72

Фрагмент для ознакомления

Согласно Стратегии Могерини, основное направление деятельности ЕС – это диверсификация поставок, что возможно только за счет новых инфраструктурных проектов. Прекрасно осознавая ограниченность имеющегося инструментария, авторы Стратегии отмечают, что ЕС должен лишь «поддерживать создание инфраструктуры». Подобная поддержка может принимать различные формы, однако она может быть эффективной, лишь если инфраструктурные проекты являются привлекательными для коммерческого инвестора. Однако очень немногие из обсуждаемых в Европе трубопроводных проектов являются экономически обоснованными.
Помимо всего прочего, политику ЕС по созданию преференций для отдельных источников и маршрутов поставки энергии можно рассматривать как дискриминацию по политическим мотивам других инфраструктурных проектов. «Предлагаемое Комиссией введение регулятивных и финансовых преференций этим проектам означает, что другие проекты, даже, если они являются привлекательными для рынка, ресурсно обеспеченными и экономически эффективными, фактически могут оказаться в существенно худшем положении».
Очевидно, что в русле политической дискуссии последних лет Стратегия Могерини трактует надежность поставок как минимизацию зависимости от России. Характерно, что текст подчеркивает необходимость диверсификации поставок в газовой отрасли. Такой подход политиков ЕС и отдельных стран-членов крайне неблагоприятен для России и ограничивает потенциал коммерческого сотрудничества.
Стратегия Могерини подчеркивает неизменность недружественной позиции ЕС в отношении российских проектов новых газопроводов. Они не получат статуса приоритетных и предусмотренных Третьим энергопакетом изъятий из общего режима регулирования. Это очевидно следует из формулировки «любая новая инфраструктура должна полностью соответствовать праву ЕС, включая Третий энергетический пакет». Также очевидно, что Комиссия ЕС будет пытаться обеспечить транспарентность соглашений отдельных государств-членов с третьими странами и совершенствование механизма обмена информацией о межправительственных соглашениях.
Противодействие реализации проектов «Южный поток» и «Северный поток-2», отказ предоставить «Южному потоку» специальный режим в рамках Третьего энергопакета – в основе этих решений лежат политические и геополитические соображения, в ущерб экономическим. С одной стороны, ЕС всячески стимулирует европейские энергетические компании инвестировать в трубопроводы, альтернативные российским проектам, однако бизнес не готов инвестировать в проекты с сомнительной экономикой. С другой стороны, «Газпром» готов инвестировать собственные средства в новые трубопроводы, причем даже не имея контрактов на поставки газа, однако Евросоюз всячески осложняет реализацию этих проектов по политическим соображениям.
Стратегия Могерини 2016 г. повторяет классическую формулировку о «диверсификации источников энергетических поставок, маршрутов поставок и поставщиков». Это свидетельствует о сохранении недовольства по поводу экспортной монополии «Газпрома». Как правило, давление на экспортную монополию осуществляется посредством увязки вопросов поддержки проектов строительства новых газопроводов и допуска в эти трубопроводы газа независимых производителей. Для России монополия экспорта газа является краеугольным камнем газовой стратегии. Очевидно, что ЕС это понимает, т.е. позиции сторон отражают принципиальное различие взглядов на организацию рынка.
Одним из немногих позитивных для России моментов является то, что в Стратегии Могерини отсутствует упоминание о картеле покупателей газа. Эту идею активно поддерживают в ряде восточноевропейских стран. Однако Европейская комиссия занимает очень осторожную позицию в этом вопросе. По ее мнению, механизм объединения спроса возможен лишь на добровольной основе и «в соответствии с правом ЕС и торговым правом». Он не должен стать повседневной практикой ведения бизнеса, а может использоваться лишь «в период кризиса и когда государства-члены зависят от единственного поставщика». Идея пула потребителей оказалась слишком экстравагантной и не получила массовой поддержки в Евросоюзе.
С позиции российских энергетиков самая главная идея документа в том, что Стратегия Могерини демонстративно не упоминает о каком-либо взаимодействии с Россией в сфере энергетики. Это резко контрастирует с предыдущими программными документами ЕС. К примеру, в Сообщении Комиссии о безопасности энергетических поставок и международном сотрудничестве России был отведен особый раздел. В частности, документ констатировал наличие общей цели: «растущее сближение двух энергетических рынков, признавая, что РФ может оптимизировать социально-экономические выгоды от своего энергетического экспорта, а ЕС может повысить конкурентоспособность своего энергетического рынка». В Стратегии Могерини, в разделе «Энергетическая безопасность», нет ни слова о России. Более того, описывая модальности отношений с Россией, Стратегия перечисляет сферы, в которых Евросоюз заинтересован в избирательном сотрудничестве с Россией: климат, Арктика, образование - энергетики в этом перечне нет.
Без сомнения коммерческие контакты будут продолжаться. Однако можно сделать вывод, что ЕС не заинтересован в политическом и регуляторном диалоге с Москвой. Судя по всему, руководство ЕС полагает, что Москва будет вынуждена принять те изменения в правилах коммерческого взаимодействия, которые Евросоюз реализует в рамках либерализации энергорынков и более активного применения правил конкуренции в энергетической отрасли. События последних лет – вынужденная адаптация «Газпрома» к правилам Третьего энергопакета, частичный пересмотр долгосрочных контрактов под давлением европейских покупателей, попытки «Газпром» заключить мировое соглашение в рамках антимонопольного расследования Еврокомиссии, отказ от «Южного потока» и сложности при реализации проекта «Северный поток-2» – дают Брюсселю основания для такого вывода.
Превышение предложения над спросом на рынке ЕС позволяет потребителям диктовать свои правила. Попытки России защитить ранее существовавшие нормы «рынка продавца» пока не приносят заметных успехов.

3.2. Сценарии и модели развития энергетических отношений

Перспективы развития энергетического диалога России с Европейским Союзом можно оценить на основе методов сценарного анализа.
При разработке сценариев следует принимать во внимание современные тенденции, имеющие место на мировом энергетическом рынке. Во-первых, это его неустойчивое положение – постоянно «прыгающие» цены (снижение цен на нефть крайне негативно сказалось на экономике РФ, которая является крупнейшим экспортером этого природного ресурса). Во-вторых, обострение глобальной конкуренции за энергоресурсы. В-третьих, если говорить исключительно о России, то свою роль сыграет ее внутриэкономическое положение. В стране сегодня стоит задача строить экономику по инновационному сценарию, поэтому данные тенденции должны затрагивать и энергетическую сферу РФ. При этом также на современном этапе ужесточаются требования к экологической эффективности.
Первый сценарий – оптимистический. При данном сценарии в средне- и долгосрочной перспективе должны довлеть такие тенденции на российском энергетическом рынке как рост спроса и достаточность самих ресурсов, диверсификация энергоснабжения, эффективная взаимосвязь с финансовым рынком. В данных условиях Россия может оставаться самым крупным партнером-поставщиком энергетических ресурсов европейского региона. Важную роль здесь будут играть ее трубопроводы – БТС, Дружба, Баку-Новороссийск и др. Также большую роль будут играть поставки ее энергоресурсов и в другие региона мира, особенно в АТР – сегодня эффективно сотрудничество по данному вопросу с Китаем, укрепившиеся после введения антироссийских санкций. Так как РФ стремится снизить темпы прироста своих экспортных поставок нефти, то на первом месте будет стоять электроэнергетика, которая больше отвечает целям и экологической эффективности, и экономической инновационной политики, и политики сохранения природно-ресурсного потенциала России.
Второй сценарий – пессимистический. В случае преобладания негативных сценариев развития российской экономики, провале российской дипломатии по построению стратегических отношений с ЕС и АТР, сложной ситуации на общемировых энергетических рынках (резкое снижение цен и спроса и т.д.) Россия не сможет реализовать цели своей Энергетической стратегии, что в свою очередь приведет к резкому снижению ее позиции на мировом рынке энергетики (это плохо для экспортных возможностей РФ), появлению дискриминационных режимов для российских энергетических компаний и снижению их конкурентоспособности по сравнению с конкурентами из СНГ, резкому сокращению притока инвестиций. В таком случае Россия перестанет быть крупнейшим партнером для Евросоюза, снижаются ее перспективы сотрудничества с АТР. Европа переходит на потребление поставок из альтернативных источников (в частности, большие перспективы у нефтепровода Баку-Джейхан). В итоге все это снизит экономическую и энергетическую безопасности РФ.
Однако наиболее вероятным видится реализация третьего сценария, который является промежуточным между оптимистичным и пессимистичным. В условиях положительного развития российской экономики (в первую очередь идет речь об устранении перекосов по душевому распределению основных экономических показателей РФ) и политики российских властей по поддержке таких перспективных для ТЭК страны регионов как Восточная Сибирь, Дальний Восток и Приполярное Уралье произойдет диверсификация экспортных возможностей России за рубеж, поставки энергоресурсов будут идти и в Европу, и в Азию. Однако отличием от оптимистичного сценария здесь будет являться сохранившаяся стратегия ЕС по расширению списка источником импорта энергетических ресурсов. Так, реализация проектов поставок из региона СНГ в ЕС пройдет более успешно, что будет связано с большим количеством инвестиций, вложенных в такие проекты как Баку-Джейхан и другие подобные (в этом свете российские проекты будут отставать в силу нехватки финансовых средств для достижения должного уровня развития инфраструктуры, в частности, для трубопроводов по поставкам нефти и природного газа). Таким образом, Россия будет продолжать свои поставки в разные регионы, но при этом ей придется конкурировать с другими поставщиками.
Важно отметить, что Европейский Союз будет и в дальнейшем оставаться основным рынком сбыта российской нефти, даже несмотря на желание Европы снизить свою зависимость от России.
Основой энергетического диалога России и Евросоюза является взаимная заинтересованность и взаимная зависимость сторон. Тому подтверждением может служить Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.
Россия обладает действительно огромными запасами энергетических ресурсов, добыча и экспорт которых оказывают определяющее значение на национальную экономику нашей страны.
Евросоюз наоборот не имеет существенных запасов энергетического сырья. Европейские страны имеют запасы и нефти, и природного газа, однако их катастрофически не хватает для самообеспечения. Прогнозы экспертов говорят о том, что ресурсов стран ЕС хватит лет на 20-30.
Если говорить о перспективах азиатского рынка с точки зрения альтернативы европейскому, то можно обратиться к перспективам рынка Китая.
Сегодня природный газ в КНР из РФ не поставляется из-за отсутствия трубопроводов, однако подобные проекты активно развиваются. Набирает темпы российско-китайское сотрудничество в сфере поставок нефти и угля.
Итак, перспективы взаимодействия Китая и России в сфере энергетики очень высоки. И та и другая стороны придают данному сотрудничеству одно из приоритетных мест в двусторонних отношениях. В перспективе будут развиваться проекты нефтепроводов и трубопроводов природного газа для того, чтобы сделать поставки эти энергоресурсов из РФ в КНР более эффективными.




Заключение

Энергетические ресурсы представляют особое значение для развития всей экономики России. Во всех стратегических документах развития страны они упоминаются. РФ – этой один из крупнейших мировых добытчиков и экспортеров данного вида сырья. Особое значение для России имеют экспортные поставки нефти и природного газа в европейские страны, которые со своей стороны в перспективе будут вынуждены наращивать свой импорт¸ что показывают ощутимую зависимость от поставок из РФ. Но в настоящее время государства Европы стремятся сократить свои закупки энергоресурсов из России, а для того, чтобы обезопасить себя энергетических кризисов, активно финансируют новые проекты поставок из альтернативных источников в обход территории РФ, что крайне невыгодно последней, тем более, что ставка европейцами делается на регион СНГ.
На современную энергетическую политику не могло не оказать влияние действие антироссийских санкций, введенных странами ЕС и некоторыми другими странами Запада в 2014 году. Эти санкции существенно затронули весь ТЭК России – были введены ограничения на экспортные поставки в РФ высокотехнологичного оборудования для данного сектора (в том числе для нефтяной добычи в Арктике), запрещены инвестиции в российскую энергетическую отрасль, а также долговое финансирование ключевых энергетических компаний России. Эта ситуация подтолкнула власти нашей страны на внесение изменений в свою энергетическую политику на современном этапе.
В России внешняя энергетическая политика и работа энергетических компаний действительно зависит от общегосударственной линии, что связано с высокой зависимостью всей российской экономики от экспортных поставок энергетического сырья.
Сотрудничество с Россией традиционной было одним из приоритетов Европейского Союза, прежде всего по той причине, что она является его крупнейшим соседом и источником импорта энергетических ресурсов. Граница между Евросоюзом и Россией после расширения 2004 года стала максимально большой, что только повысило необходимость для ЕС укреплять взаимодействие со своим российским коллегой, в том числе и на институциональной основе. Сегодня самыми важными документами являются программа добрососедства, а также четыре «Дорожные карты».
В целом Россия очень заинтересована в развитии контактов с Евросоюзом. Так, на протяжении современного периода Европейский Союз является первым торгово-экономическим партнером России. По некотором оценкам эту роль он сохранит по меньшей мере до 2020 года.
Дальнейшее развитие торговли с ЕС необходимо России, так как это способствует поддержанию сложившейся базы для последующего развития всего комплекса внешнеэкономических связей российского государства.
Россия удовлетворяет большую часть имеющихся энергетических потребностей Евросоюза, что является еще одной причиной его заинтересованности в укреплении взаимоотношений с ней и построении стратегического партнерства.
Энергетический диалог России – ЕС имеет большие перспективы, так как поставки топливно-сырьевых ресурсов являются стратегически необходимыми для европейских экономик, даже несмотря на то, что Евросоюз пытается их диверсифицировать. Даже разразившийся на современном этапе кризис в Украине, который серьезно ухудшил российско-европейские отношения и привел к введению антироссийских санкций, не сможет остановить дальнейшее развитие связей в данной области.

Список литературы

Акимова И.В., Алабян С.С. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетики. М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009.
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Нефтедобыча: на грани снижения? // Энергетический бюллетень. 2016. №32. Январь.
Газопровод Nord Stream по-прежнему актуален для Германии - Меркель // URL: http://ria.ru/gas_news/20090116/159436308.html
Гнип А. Концептуальные основы формирования российско-германских отношений в энергетической сфере // Вестник Львовского национального университета. 2012. №31.
Гудков И. Новая Энергетическая стратегия и Инфраструктурный пакет Европейского Союза // Вся Европа. 2011. №3 (53).
Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г. // Правовая база «КонсультантПлюс».
Доходы России от экспорта нефти в 2015 году снизились на 41,8% // URL: http://www.vedomosti.ru/economics/news/2016/02/05/627011-fts
Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: ООО Ист Брук, 2005.
Кавешников Н. «Невозможная триада» энергобезопасности Европейского союза. // Международные процессы. 2015. №4. С. 74-85.
Кавешников Н.Ю. Проект энергетического союза ЕС в контексте отношений между Россией и Европейским союзом // Вестник МГУ. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. №2. С. 73-95.
Квочко Е.А., Ланьшина Т.А. Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках энергетического диалога (2006) // URL: http://iorj.hse.ru/2006--4/27247651.html
Кириллов Д. «Газпром» развивает сотрудничество с Европой // Корпоративный журнал «Газпром». 2010. №11.
Кириллов Д. «Южный поток» // Корпоративный журнал «Газпром». 2010. №11. С. 7-13.
Колчанов А.Ю., Косов Г.В. Энергетическая составляющая глобализационных процессов: политические аспекты // Вторая международная конференция по геополитике. Сборник трудов // Геополитика, геоэкономика, международные отношения, государственная безопасность. СПб, 2008.
Латышев Д.Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов. Автореферат. СПб., 2008.
Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Федеративной Республики Германия в 2015 году. Берлин, апрель 2016 года // URL: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/78ac6ce9-dfb3-496b-a7fe-48018a23d8e0/Economics_Germany_2015.pdf
Официальные данные компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/documents/Statistika
Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2006/november/article55943/
Официальный сайт ПАО «Газпром». «Газпром», BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell подписали Соглашение акционеров проекта «Северный поток - 2» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2015/september/article245799/
Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме // «Северный поток» (Nord Stream) // URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/
Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме. Европа // URL: http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/
Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России. Аналитические доклады ИМИ Выпуск. 2009. Вып. 1 (22). М.: МГИМО-Университет, 2009.
Платежный баланс России 1-2 квартал 2015 к 2014 // URL: https://geopolitika.dirty.ru/platezhnyi-balans-rossii-1-2-kvartal-2015-k-2014-781552/
Проект Энергетической стратегии на период до 2035 года // URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf
Российско-европейские торгово-экономические отношения в эпоху глобализации. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2010.
Россия установила рекорд по добыче нефти // URL: http://www.rbc.ru/economics/02/01/2016/5687785a9a79470d94bfc498
Рюль К. Нефть меняет позицию в мировой энергетике // URL: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-45-47/2012-04-05-13-46-05/1022-neft-menyaet-pozitsiyu-v-mirovoj-energetike.html
Сайт о проекте «Южный поток» // URL: http://www.south-stream.info/pipeline/history/
Сапир Ж. Энергетическая безопасность России и эффективность использования энергетических ресурсов // Социнтерн/ 2006. №1. С. 34-53.
Селиверстов С.С., Гудков И.В. Энергетическое право Европейского союза. М.: Аспект Пресс, 2014.
Симония Н. Нефть в мировой политике // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
Статистика внешнего сектора // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
США могут поддержать Европу в борьбе против России в связи с газовой проблемой // URL: http://news.tut.by/67594.html
Таможенная служба РФ // URL: http://www,customs.ru
Уголь // Министерство энергетики РФ // URL: http://minenergo.gov.ru/node/433
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Чичкин А. Расставить по местам // Российская газета. 2013. 20 декабря.
Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2014 годы (по данным ФТС России и Росстата) // URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/crude_oil.htm
Энергетика и глобализация // URL: http://mirpolitika.ru/168-energetika-i-globalizaciya.html
Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 г.
Adomeit H. Germany’s Russia Policy: Comparative Perspectives and Consequences for Transatlantic Relations // URL: http://www.aicgs.org/publication/germanys-russia-policy-comparative-perspectives-and-consequences-for-transatlantic-re-lations/
Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament. An Energy Policy for Europe // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV:l27067
Data/graphs // OPEC // URL: http://www.opec.org/opec_web/en/economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
Energy study 2014. Reserves, resources and availability of energy resources / Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe (BGR), Hannover, 2014.
Energy, transport and environment indicators // URL: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3930297/5968878/KS-DK-13-001-EN.PDF/5ca19637-b2fd-4383-98a3-629ec344c283
European Commission Communication. Europe in the World - Some Practical Proposals for Greater Coherence, Effectiveness and Visibility // URL: http://ec.europa.eu/councils/bx20060615/euw_com06_278_en.pdf
European Energy Security Strategy 2014 // URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy
European Union Package // URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_2&format=PDF
European Union Report on the Implementation of the European Security Strategy. Providing Security in a Changing World // URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/reports/104630.pdf
European Union Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016 // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
Haghighi S.S. Energy security and the division of competences between the European Community and its member states // European Law Journal. 2008. Vol. 14. №4. P. 461-482.
Kaveshnikov N. The issue of energy security in relations between Russia and the European Union // European Security. 2010. Vol. 19. №4. P. 585–605.
Key World Energy Statistics 2014 // International Energy Agency // URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/keyworld2014.pdf
Newnham R. Oil, caroots and sticks: Russai's energy resources as a foreign policy tool // Journal of Eurasian Studies. Penn State University. 2011. P. 134-143.
Oil Market Report // International Energy Agency // http://omrpublic.iea.org/omrarchive/13may08full.pdf; The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
Perovic J., Orttung R. Russia's energy policy: should Europe worry? // Forschungstelle Osteuropa. Bremen, 2008.
The EU Energy Policy: Engaging with Partners beyond Our Borders 2011 // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0539:FIN:EN:PDF
The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
The Statistical Review of the World Energy 2016 // URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-full-report.pdf



Приложение

Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2»

Источник: официальный сайт «Газпром».



Колчанов А.Ю., Косов Г.В. Энергетическая составляющая глобализационных процессов: политические аспекты // Вторая международная конференция по геополитике. Сборник трудов // Геополитика, геоэкономика, международные отношения, государственная безопасность. СПб: 2008. С. 73.
Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: ООО Ист Брук, 2005. С.64-65.
Энергетика и глобализация // URL: http://mirpolitika.ru/168-energetika-i-globalizaciya.html
Сапир Ж. Энергетическая безопасность России и эффективность использования энергетических ресурсов // Социнтерн/ 2006. №1. С. 34-53.
Акимова И.В., Алабян С.С. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетики. М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009. С. 211.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. М.: Известия, 2009.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. М.: Известия, 2009.
Чичкин А. Расставить по местам // Российская газета. 2013. 20 декабря.
Проект Энергетической стратегии на период до 2035 года // URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf
Таможенная служба РФ // URL: http://www,customs.ru
Статистика внешнего сектора // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
Там же.
Там же.
Платежный баланс России 1-2 квартал 2015 к 2014 // URL: https://geopolitika.dirty.ru/platezhnyi-balans-rossii-1-2-kvartal-2015-k-2014-781552/
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Россия установила рекорд по добыче нефти // URL: http://www.rbc.ru/economics/02/01/2016/5687785a9a79470d94bfc498
Доходы России от экспорта нефти в 2015 году снизились на 41,8% // URL: http://www.vedomosti.ru/economics/news/2016/02/05/627011-fts
Составлено автором по: Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2014 годы (по данным ФТС России и Росстата) // URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/crude_oil.htm
Официальные данные компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/documents/Statistika
Уголь // Министерство энергетики РФ // URL: http://minenergo.gov.ru/node/433
Латышев Д.Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов. Автореферат. СПб., 2008. С. 17.
Data/graphs // OPEC // URL: http://www.opec.org/opec_web/en/
The Statistical Review of the World Energy 2016 // URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-full-report.pdf
Там же.
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Составлено автором по: The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
Сост. по: The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
Сост. по: Oil Market Report // International Energy Agency // http://omrpublic.iea.org/omrarchive/13may08full.pdf; The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
Key World Energy Statistics 2014 // International Energy Agency // URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/keyworld2014.pdf
Там же.
The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
См.: Рюль К. Нефть меняет позицию в мировой энергетике // URL: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-45-47/2012-04-05-13-46-05/1022-neft-menyaet-pozitsiyu-v-mirovoj-energetike.html
Симония Н. Нефть в мировой политике // Журнал «Международные процессы» // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России. Аналитические доклады ИМИ Выпуск. 2009. Вып. 1 (22). М.: МГИМО-Университет, 2009. С. 3.
Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament. An Energy Policy for Europe // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV:l27067
Energy, transport and environment indicators // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3930297/5968878/KS-DK-13-001-EN.PDF/5ca19637-b2fd-4383-98a3-629ec344c283
Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament. An Energy Policy for Europe // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV:l27067
Energy, transport and environment indicators // URL: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3930297/5968878/KS-DK-13-001-EN.PDF/5ca19637-b2fd-4383-98a3-629ec344c283
Там же.
Energy, transport and environment indicators // URL: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3930297/5968878/KS-DK-13-001-EN.PDF/5ca19637-b2fd-4383-98a3-629ec344c283
Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: Ист Брук, 2005. С. 288.
Российско-европейские торгово-экономические отношения в эпоху глобализации. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2010. С. 14-16.
Квочко Е.А., Ланьшина Т.А. Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках энергетического диалога (2006) // URL: http://iorj.hse.ru/2006--4/27247651.html
США могут поддержать Европу в борьбе против России в связи с газовой проблемой // URL: http://news.tut.by/67594.html
Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме. Европа // URL: http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/
Energy study 2014. Reserves, resources and availability of energy resources / Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe (BGR), Hannover, 2014. P. 11.
Newnham R. Oil, caroots and sticks: Russai's energy resources as a foreign policy tool // Journal of Eurasian Studies. Penn State University. 2011. P. 134-143.
Perovic J., Orttung R. Russia's energy policy: should Europe worry? // Forschungstelle Osteuropa. Bremen, 2008. P. 11.
Гнип А. Концептуальные основы формирования российско-германских отношений в энергетической сфере // Вестник Львовского национального университета. 2012. №31. С. 73.
Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 г.
Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме // «Северный поток» (Nord Stream) // URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/
Там же.
Adomeit H. Germany’s Russia Policy: Comparative Perspectives and Consequences for Transatlantic Relations // URL: http://www.aicgs.org/publication/germanys-russia-policy-comparative-perspectives-and-consequences-for-transatlantic-re-lations/
Газопровод Nord Stream по-прежнему актуален для Германии - Меркель // URL: http://ria.ru/gas_news/20090116/159436308.html
Официальный сайт ПАО «Газпром». «Газпром», BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell подписали Соглашение акционеров проекта «Северный поток - 2» // URL: http://www. gazprom. ru/press/news/2015/september/article245799/
Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Федеративной Республики Германия в 2015 году. Берлин, апрель 2016 года // URL: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/78ac6ce9-dfb3-496b-a7fe-48018a23d8e0/Economics_Germany_2015.pdf
Сайт о проекте «Южный поток» // URL: http://www.south-stream.info/pipeline/history/
Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2006/november/article55943/
Сайт о проекте «Южный поток» // URL: http://www.south-stream.info/pipeline/history/
Кириллов Д. «Южный поток» // Корпоративный журнал «Газпром». 2010. №11. С. 7—13.
Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2010/november/article106015/
Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2010/november/article106015/
Кириллов Д. «Газпром» развивает сотрудничество с Европой // Корпоративный журнал «Газпром». 2010. №11. C. 9.
European Union Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016 // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Нефтедобыча: на грани снижения? // Энергетический бюллетень. 2016. №32. Январь.
Haghighi S.S. Energy security and the division of competences between the European Community and its member states // European Law Journal. 2008. Vol. 14. №4. P. 461-482.
Селиверстов С.С., Гудков И.В. Энергетическое право Европейского союза. М.: Аспект Пресс, 2014. С. 29.
Кавешников Н. «Невозможная триада» энергобезопасности Европейского союза. // Международные процессы. 2015. №4. С. 74‒85.
Кавешников Н.Ю. Проект энергетического союза ЕС в контексте отношений между Россией и Европейским союзом // Вестник МГУ. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. №2. С. 73-95.
European Commission Communication. Europe in the World — Some Practical Proposals for Greater Coherence, Effectiveness and Visibility // URL: http://ec.europa.eu/councils/bx20060615/euw_com06_278_en.pdf
European Union Report on the Implementation of the European Security Strategy. Providing Security in a Changing World // URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/reports/104630.pdf
European Energy Security Strategy 2014 // URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy
Кавешников Н. «Невозможная триада» энергобезопасности Европейского союза. // Международные процессы. 2015. №4. С. 74-85.
European Commission Communication. Europe in the World — Some Practical Proposals for Greater Coherence, Effectiveness and Visibility // URL: http://ec.europa.eu/councils/bx20060615/euw_com06_278_en.pdf
European Union Report on the Implementation of the European Security Strategy. Providing Security in a Changing World // URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/reports/104630.pdf
European Union Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016 // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
Гудков И. Новая Энергетическая стратегия и Инфраструктурный пакет Европейского Союза // Вся Европа. 2011. №3 (53).
European Union Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016 // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
European Energy Security Strategy 2014 // URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy
European Union Package // URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_2&format=PDF
The EU Energy Policy: Engaging with Partners beyond Our Borders 2011 // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0539:FIN:EN:PDF
European Union Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016 // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
Kaveshnikov N. The issue of energy security in relations between Russia and the European Union // European Security. 2010. Vol. 19. №4. P. 585–605.
Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г. // Правовая база «КонсультантПлюс».









60

Список литературы

1. Акимова И.В., Алабян С.С. Россия на мировых рынках традиционной и новой энергетики. М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009.
2. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Нефтедобыча: на грани снижения? // Энергетический бюллетень. 2016. №32. Январь.
3. Газопровод Nord Stream по-прежнему актуален для Германии - Меркель // URL: http://ria.ru/gas_news/20090116/159436308.html
4. Гнип А. Концептуальные основы формирования российско-германских отношений в энергетической сфере // Вестник Львовского национального университета. 2012. №31.
5. Гудков И. Новая Энергетическая стратегия и Инфраструктурный пакет Европейского Союза // Вся Европа. 2011. №3 (53).
6. Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г. // Правовая база «КонсультантПлюс».
7. Доходы России от экспорта нефти в 2015 году снизились на 41,8% // URL: http://www.vedomosti.ru/economics/news/2016/02/05/627011-fts
8. Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: ООО Ист Брук, 2005.
9. Кавешников Н. «Невозможная триада» энергобезопасности Европейского союза. // Международные процессы. 2015. №4. С. 74-85.
10. Кавешников Н.Ю. Проект энергетического союза ЕС в контексте отношений между Россией и Европейским союзом // Вестник МГУ. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. №2. С. 73-95.
11. Квочко Е.А., Ланьшина Т.А. Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках энергетического диалога (2006) // URL: http://iorj.hse.ru/2006--4/27247651.html
12. Кириллов Д. «Газпром» развивает сотрудничество с Европой // Корпоративный журнал «Газпром». 2010. №11.
13. Кириллов Д. «Южный поток» // Корпоративный журнал «Газпром». 2010. №11. С. 7-13.
14. Колчанов А.Ю., Косов Г.В. Энергетическая составляющая глобализационных процессов: политические аспекты // Вторая международная конференция по геополитике. Сборник трудов // Геополитика, геоэкономика, международные отношения, государственная безопасность. СПб, 2008.
15. Латышев Д.Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов. Автореферат. СПб., 2008.
16. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Федеративной Республики Германия в 2015 году. Берлин, апрель 2016 года // URL: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/78ac6ce9-dfb3-496b-a7fe-48018a23d8e0/Economics_Germany_2015.pdf
17. Официальные данные компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/documents/Statistika
18. Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2006/november/article55943/
19. Официальный сайт ПАО «Газпром». «Газпром», BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell подписали Соглашение акционеров проекта «Северный поток - 2» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2015/september/article245799/
20. Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме // «Северный поток» (Nord Stream) // URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/
21. Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме. Европа // URL: http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/
22. Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России. Аналитические доклады ИМИ Выпуск. 2009. Вып. 1 (22). М.: МГИМО-Университет, 2009.
23. Платежный баланс России 1-2 квартал 2015 к 2014 // URL: https://geopolitika.dirty.ru/platezhnyi-balans-rossii-1-2-kvartal-2015-k-2014-781552/
24. Проект Энергетической стратегии на период до 2035 года // URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf
25. Российско-европейские торгово-экономические отношения в эпоху глобализации. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2010.
26. Россия установила рекорд по добыче нефти // URL: http://www.rbc.ru/economics/02/01/2016/5687785a9a79470d94bfc498
27. Рюль К. Нефть меняет позицию в мировой энергетике // URL: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-45-47/2012-04-05-13-46-05/1022-neft-menyaet-pozitsiyu-v-mirovoj-energetike.html
28. Сайт о проекте «Южный поток» // URL: http://www.south-stream.info/pipeline/history/
29. Сапир Ж. Энергетическая безопасность России и эффективность использования энергетических ресурсов // Социнтерн/ 2006. №1. С. 34-53.
30. Селиверстов С.С., Гудков И.В. Энергетическое право Европейского союза. М.: Аспект Пресс, 2014.
31. Симония Н. Нефть в мировой политике // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
32. Статистика внешнего сектора // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
33. США могут поддержать Европу в борьбе против России в связи с газовой проблемой // URL: http://news.tut.by/67594.html
34. Таможенная служба РФ // URL: http://www,customs.ru
35. Уголь // Министерство энергетики РФ // URL: http://minenergo.gov.ru/node/433
36. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
37. Чичкин А. Расставить по местам // Российская газета. 2013. 20 декабря.
38. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2014 годы (по данным ФТС России и Росстата) // URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/crude_oil.htm
39. Энергетика и глобализация // URL: http://mirpolitika.ru/168-energetika-i-globalizaciya.html
40. Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 г.
41. Adomeit H. Germany’s Russia Policy: Comparative Perspectives and Consequences for Transatlantic Relations // URL: http://www.aicgs.org/publication/germanys-russia-policy-comparative-perspectives-and-consequences-for-transatlantic-re-lations/
42. Communication from the Commission to the European Council and the European Parliament. An Energy Policy for Europe // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV:l27067
43. Data/graphs // OPEC // URL: http://www.opec.org/opec_web/en/economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
44. Energy study 2014. Reserves, resources and availability of energy resources / Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe (BGR), Hannover, 2014.
45. Energy, transport and environment indicators // URL: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3930297/5968878/KS-DK-13-001-EN.PDF/5ca19637-b2fd-4383-98a3-629ec344c283
46. European Commission Communication. Europe in the World - Some Practical Proposals for Greater Coherence, Effectiveness and Visibility // URL: http://ec.europa.eu/councils/bx20060615/euw_com06_278_en.pdf
47. European Energy Security Strategy 2014 // URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy
48. European Union Package // URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_2&format=PDF
49. European Union Report on the Implementation of the European Security Strategy. Providing Security in a Changing World // URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/reports/104630.pdf
50. European Union Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016 // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
51. Haghighi S.S. Energy security and the division of competences between the European Community and its member states // European Law Journal. 2008. Vol. 14. №4. P. 461-482.
52. Kaveshnikov N. The issue of energy security in relations between Russia and the European Union // European Security. 2010. Vol. 19. №4. P. 585–605.
53. Key World Energy Statistics 2014 // International Energy Agency // URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/keyworld2014.pdf
54. Newnham R. Oil, caroots and sticks: Russai's energy resources as a foreign policy tool // Journal of Eurasian Studies. Penn State University. 2011. P. 134-143.
55. Oil Market Report // International Energy Agency // http://omrpublic.iea.org/omrarchive/13may08full.pdf; The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
56. Perovic J., Orttung R. Russia's energy policy: should Europe worry? // Forschungstelle Osteuropa. Bremen, 2008.
57. The EU Energy Policy: Engaging with Partners beyond Our Borders 2011 // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0539:FIN:EN:PDF
58. The Statistical Review of the World Energy 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
59. The Statistical Review of the World Energy 2016 // URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-full-report.pdf

Вопрос-ответ:

Какая роль играет энергетическая политика в отношениях между Европейским союзом и Россией?

Энергетическая политика имеет ключевое значение в отношениях между Европейским союзом и Россией. Обе стороны зависят друг от друга в сфере энергетики, и это создает особенные динамики в их отношениях. ЕС является крупнейшим потребителем энергии, а Россия - одним из крупнейших производителей нефти и газа. Эта взаимозависимость делает энергетическую политику основным фактором в отношениях между двумя сторонами. Кроме того, энергетическая политика является инструментом экономической и политической власти, и обе стороны стремятся использовать ее в своих интересах.

Что подразумевается под понятием "энергетическая политика"?

Энергетическая политика - это набор стратегий, мер и регуляций, принимаемых правительством или международной организацией в отношении использования энергетических ресурсов и развития энергетической инфраструктуры. В контексте отношений между Европейским союзом и Россией, энергетическая политика включает в себя вопросы энергетической безопасности, поставок и потребления нефти и газа, альтернативных источников энергии, развития энергетического сектора и торговли энергией.

Какое значение имеет энергетическая политика в международных отношениях между Европейским союзом и Россией?

Энергетическая политика имеет важное значение в международных отношениях между Европейским союзом и Россией, так как энергетические ресурсы являются ключевым фактором экономического развития и политического влияния. Страны зависят от импорта энергии и стремятся обеспечить себе надежные поставки, что ведет к формированию сложных взаимосвязей и конкуренции в энергетической сфере.

Какие виды энергетической политики существуют?

Существуют различные виды энергетической политики, включающие национальную, региональную и международную. Национальная энергетическая политика включает в себя управление энергетическими ресурсами и разработку стратегий для обеспечения энергетической безопасности государства. Региональная энергетическая политика направлена на сотрудничество и интеграцию в сфере энергетики между странами в рамках определенного региона. Международная энергетическая политика охватывает деятельность государств в международных отношениях и регулировании энергетических рынков.

Какие политико-географические факторы влияют на энергетическую политику между Европейским союзом и Россией?

В энергетической политике между Европейским союзом и Россией важную роль играют политико-географические факторы. Один из таких факторов - географическое положение России как крупного производителя и экспортера энергетических ресурсов. Это дает России значительное влияние на энергетическом рынке Европы. Также важными факторами являются наличие транзитных стран на пути поставок энергии и стратегическое значение энергетических маршрутов.

Что такое энергетическая политика?

Энергетическая политика - это совокупность мер и действий, которые принимаются государством или международными организациями для обеспечения устойчивого функционирования энергетической системы и достижения своих интересов в сфере энергетики.