Теория конфликта в социологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 22 22 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 08.11.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
I. ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
1.1. Общая характеристика понятия «конфликт» в социологии
1.2. Типы конфликтов
1.3. Причины конфликта
1.4. Функции конфликта
II. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ И ТИПЫ ПОСЛЕДСТВИЙ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1. Этапы протекания конфликтов
2.2. Типы последствий конфликтов
III. ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
3.1. Методы урегулирования конфликтов
3.2. Управление и разрешение конфликтов в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Наиболее радикальный способ – разрешение конфликта (conflict resolution). Этим термином обозначают меры по искоренению всех приведших к конфликту причин. Все насильственные и принудительные методы в конфликтах относятся к данному уровню. Разрешение конфликта возможно неюридическими и юридическими методами. В частности большинство конфликтов связанных с контрафактом в таможенной деятельности завершаются в суде. Управление конфликтом (conflict management) подразумевает оказание воздействия на конфликт, которое должно способствовать снятию напряженности. Этот подход не предполагает урегулирование конфликта, но может, смягчив противостояние, облегчить поиски решения. Управление не всегда на практике является методом сдерживания напряженности. Политик, намеренно спровоцировавший конфликт, также стоит перед проблемой управления им. Управление конфликтом осуществляется в таких формах как: администрирование, арбитраж и судебное разбирательство. 3.2. Управление и разрешение конфликтов в организации Конфликты внутри организаций могут быть действительно неизбежны и связаны с процессом развития, и могут быть конфликты необязательные, которые порождаются неточностями в действиях руководителя, ошибками в формировании организационной структуры, неадекватным распределением полномочий и ответственности. Предупредить конфликты можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации. Чаще всего эти причины заключаются: в недостатках организации деятельности; в управленческих ошибках; в существовании неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе. В профилактике конфликтов большую роль может сыграть психологическая служба учреждения. На Западе в последние годы развивается тенденция создавать специальную структуру в рамках отдела по управлению человеческими ресурсами (аналог нашего отдела кадров) для анализа предконфликтных ситуаций, разрешения конфликтов, проведения переговоров внутри коллектива, между коллективом и администрацией и т. д. Предупреждению конфликтов способствует психологическое просвещение персонала и популяризация конфликтологических знаний. Четыре структурных метода разрешения конфликта — это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений. Таким образом, для реального управления конфликтом важно знать, на какой стадии находится конфликт, также важно знать его историю, и суть той проблемы, которая спровоцировала конфликт. Также надо знать имеющиеся методы урегулирования конфликта. В первую очередь такие основные подходы к проблеме решения конфликтов как разрешение конфликта, урегулирование конфликта и управление конфликтом. Все три пути имеют свои особенности, но только разрешение конфликта позволяет окончательно его решить. В любом случае самое главное – это понимание того, что нет неразрешимых противоречий и все конфликты могут быть разрешены. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Организация любой деятельности, в том числе и таможенной, не будет эффективной без обстоятельного изучения природы конфликтов. Целью работы было рассмотреть сущность конфликта, его виды, причины возникновения, позитивные и негативные стороны конфликта, способы разрешения и предотвращения возникновения конфликтных ситуаций. В соответствии с поставленной целью и задачами был сделан ряд значимых выводов. В первую очередь, что конфликт это неизбежная составляющая любой деятельности, и он всегда строится на определенном противоборстве либо целей, либо мыслей и идей, либо чувств. Вне зависимости от причин возникновения конфликта, его типа (межличностный, межгрупповой и т.д.), в основе конфликта всегда лежит наличие осознаваемых фундаментальных противоречий. При этом разногласия и противоречия, столкновения которые провоцируют конфликт не сколько являются деструктивным фактором, сколько позитивным, так как развивают личность, коллектив, общество. Отношения, возникающие между людьми, происходящие в отрицании старого и становлении нового, более современного, не возможны без конфликтов. В ходе конфликта культурное и личное пространство индивида расширяется, перед ним ставится все большее количество задач, которые необходимо осмыслить и решить, и без конфликта он бы даже не подумал о возможных открывающихся ему перспективах. Таким образом, углубляется понимание сути противоречий и происходит переоценка ценностей, которая вызвана осознанием ситуации. Конфликт вскрывает противоречия, тем самым давая возможность их решить, снижая. Он позволяет более четко осознать свои интересы и выявить имеющиеся проблемы. В открытых обществах, где конфликт считается нормой, существуют разнообразные механизмы его урегулирования, и он способствует большей жизнеспособности общества. Углубляется понимание сути противоречий и происходит переоценка ценностей, которая вызвана осознанием ситуации. Конфликт вскрывает противоречия, тем самым давая возможность их решить, снижая напряжение и стабилизируя связи внутри общности. Он позволяет более четко осознать свои интересы и выявить имеющиеся проблемы в развитии общества или организации. К сожалению, любой конфликт несет в себе и негативный потенциал. Конфликт в итоге может привести ко все большей отгороженности человека и группы или группы от другой группы. Выделенные основные подходы к проблеме решения конфликтов: разрешение конфликта, урегулирование конфликта и управление конфликтом. Все три пути имеют свои особенности, но только разрешение конфликта позволяет окончательно его решить. В любом случае самое главное – это понимание того, что нет неразрешимых противоречий и все конфликты могут быть разрешены. Бесконфликтного развития не бывает никогда. Поэтому очень важно уметь правильно разрешать конфликтные ситуации, что повышает важность исследований в этом направлении. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Барсукова С.Ю. Борьба с контрафактом: проблемы сотрудничества бизнеса и власти. // Terra Economicus, 2009. Т. 7. № 4. - с. 120—129 Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с. Волков Р.С. Институциональная трансформация таможенной службы России: состояние и динамика. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. / [Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова]. – М., 2010. - 28 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://e-journal.spa.msu.ru/avtor.html (дата обращения: 04.11.2010) Дарендорф Р.  Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. - М.: Росспэн, 2002. – 284 с. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 279 с. Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. — 295 с. Лекции Радаев В.В., Барсукова С., Котельникова З. Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров. Аналитический отчет. 2008. [Электронный ресурс] / Сайт Содружества производителей фирменных торговых марок (Русбренд). - URL: http://www.rusbrand.com/ru/news/pr20080522 (дата обращения: 04.11.2010) Райманн К. К трансформации конфликта: обзор современных теорий урегулирования конфликтов // Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. – М.: Наука, 2007. - с.51-73 Рогачев В.В. Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможни для профилактики межличностных конфликтов : Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05. / [Место защиты: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова]. - Ярославль, 2002. – 26 с. HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/3647109/"Степанов, Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/3180556/"ЛКИ, 2008. - 176 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Барсукова С.Ю. Борьба с контрафактом: проблемы сотрудничества бизнеса и власти. // Terra Economicus, 2009. Т. 7. № 4. - с. 120—129
2.Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.
3.Волков Р.С. Институциональная трансформация таможенной службы России: состояние и динамика. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. / [Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова]. – М., 2010. - 28 с.; [Электронный ресурс]. - URL: http://e-journal.spa.msu.ru/avtor.html (дата обращения: 04.11.2010)
4.Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. - М.: Росспэн, 2002. – 284 с.
5.Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 279 с.
6.Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. — 295 с.
7.Лекции
8.Радаев В.В., Барсукова С., Котельникова З. Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров. Аналитический отчет. 2008. [Электронный ресурс] / Сайт Содружества производителей фирменных торговых марок (Русбренд). - URL: http://www.rusbrand.com/ru/news/pr20080522 (дата обращения: 04.11.2010)
9.Райманн К. К трансформации конфликта: обзор современных теорий урегулирования конфликтов // Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. – М.: Наука, 2007. - с.51-73
10.Рогачев В.В. Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможни для профилактики межличностных конфликтов : Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05. / [Место защиты: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова]. - Ярославль, 2002. – 26 с.
11.Степанов, Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: ЛКИ, 2008. - 176 с.

Вопрос-ответ:

Что такое конфликт в социологии?

Конфликт в социологии - это процесс, возникающий в обществе или группе людей, когда две или более стороны имеют противоположные интересы или цели и стремятся достичь своих целей за счет других.

Какие типы конфликтов существуют?

В социологии существуют различные типы конфликтов, включая конфликты между классами, этническими группами, половыми группами, конфликты на рабочем месте и т.д. Конфликты могут быть как открытыми, сопровождающимися насилием и активными боевыми действиями, так и скрытыми, проявляющимися в пассивной агрессии или соперничестве.

Какие причины могут вызвать конфликт?

Конфликты могут возникать из-за различных причин, таких как несправедливое распределение ресурсов, различия в ценностях и убеждениях, конкуренция за власть или ресурсы, непонимание и неприятие различий, неравенство и дискриминация.

Какие функции может выполнять конфликт в обществе?

Конфликты могут выполнять различные функции в обществе. Они могут стимулировать изменения и инновации, способствовать улучшению условий жизни и защите прав людей, повышать осведомленность о проблемах и неравенствах, способствовать укреплению групповых связей и солидарности.

Какие методы урегулирования конфликтов применяются в социологии?

В социологии используются различные методы урегулирования конфликтов, включая переговоры, посредничество, арбитраж, судебное разбирательство, примирение, дипломатические переговоры и другие механизмы, направленные на достижение согласия и разрешение конфликта.

Какую роль играет конфликт в социологии?

Конфликт в социологии играет важную роль, поскольку он является фундаментальным понятием для изучения социальных отношений. Он помогает понять причины и последствия противоречий между группами людей и общественными институтами.

Какие типы конфликтов можно выделить?

В социологии выделяют несколько типов конфликтов. Это, например, индивидуальные конфликты, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, конфликты между классами и т.д. Каждый из них характеризуется своими особенностями и причинами возникновения.

Какие могут быть причины конфликта?

Причины конфликта в социологии могут быть различными. Они могут связываться с экономическими неравенствами, политическими разногласиями, национальными и этническими противоречиями, религиозными различиями и многими другими факторами. Конфликты часто возникают из-за разных интересов и ценностей различных социальных групп.