ИБН ФАДЛАН ОБ ИСЛАМИЗАЦИИ БУЛГАР И О РЕЛИГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 41 41 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 28.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУЛГАРОВ, ВЕЛИКОЙ БУЛГАРИИ И ИСЛАМА ПО ЗАПИСКАМ ИБН ФАДЛАНА. 6
1.1.Письменные источники по истории булгар и Волжской Булгарии. 6
1.2.Образование государства Волжская Булгария. 10
1.3.Исламизация булгар. 12
1.4.Почему именно Ислам? 16
1.5.Последствия принятия Ислама. 17
ГЛАВА II. РЕЛИГИЯ И ОБЫЧАИ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ ИЗ ЗАПИСОК ИБН ФАДЛАНА 21
2.1.Наблюдения о русах. 21
2.2.Тюрки- гуззы. 29
2.3.Волжские булгары. 31
2.4.Хазары. 34
2.5.Башкиры. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40



Фрагмент для ознакомления

И каждый подходит с деревяшками и дровами, конец которой заранее воспламенил, и бросает под корабль. Огонь сперва принимается за дрова, а затем за корабль, палатку, мужа, девушку и за все, что там находиться. Подул ветер и пламя огня усилилось. Рядом с автором находился некий мужчина из русов, который разговаривал с переводчиком. После, когда он спросил, о чем они разговаривали, то он сказал: «Право же он говорит: “Вы, оарабы, глупы” … Это он сказал: “Воистину, вы берёте самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус, и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас” . По любви господина его к нему (вот) уже послал он ветер, так что он унесёт его за час».И в самом деле, не прошло и часа, как превратился корабль, дрова, господин и девушка в золу, а там уже в мельчайший пепел. Потом они построили на месте этого корабля, вытащенный из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя умершего и имя царя русов и удалились.2.2.Тюрки-гуззыЗа безлюдной пустыней находилась территория тюрок гуззов. В один из дней, когда Ибн Фадлан ехал с послами и переводчиком, то у него спросили: «"Чего хочет господь наш от нас? Вот он убивает нас холодом, и, если бы мы знали, чего он хочет, мы непременно это ему дали бы"». На что Ибн Фадлан ответил: «"Он [Аллах] хочет от вас, чтобы вы сказали: "Нет Бога, кроме Аллаха""». Тюрок же засмеялся и сказал: «"Если бы нас этому научили, мы обязательно это сделали бы"». Практиковавшийся гуззами простой способ принятия решений, ставил в тупик представителей авторитарной теократии:«Они кочевники, - дома у них из шерсти, они то останавливаются [табором], то отъезжают. Ты видишь их дома то в одном месте, то те же самые в другом месте, в соответствии с образом жизни кочевников и с их передвижением. И вот они в жалком состоянии. К тому же они, как блуждающие ослы, - не изъявляют покорности Аллаху, не обращаются к разуму и не поклоняются ничему, но называют своих старейшин "господами"».Когда кто- либо просит у главаря совета, то он ему говорит: «"Господи! Что я сделаю в таком-то и, таком-то [деле]?" Дела их [решаются] советом между ними. Однако, когда они сойдутся на чем-либо и решатся на это, приходит затем самый ничтожный из них и самый жалкий и отменяет то, на чем они уже сошлись"».У гуззов и других племен сексуальные обычаи представляли собой удивительное сочетание дикости и свободы:«"Их женщины не закрываются ни от их мужчин, ни от посторонних, и женщина не закрывает также ничего из своего тела ни от кого из людей». Однажды он остановился у некоторого человека из их числа. Все сели, и жена этого человека села вместе со всеми. И когда она разговаривала, открыла свой "фардж" и почесала его, в то время как все на нее смотрели. Автор же руками закрыл свое лицо и сказал: «"Господи, помилуй!"». На что муж ее засмеялся и прокомментировал: «"она открывает это в вашем присутствии, и вы видите его, а она охраняет его так, что к нему нет доступа. Это лучше, чем если бы она его закрывала и [вместе с тем] предоставляла пользоваться им"». «Они [гуззы] не знают блуда. Но если относительно кого-либо они откроют какое-нибудь дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они сужают промежуток [между] ветвями двух деревьев, потом привязывают его к веткам и пускают оба дерева, и находящийся при выпрямлении их разрывается» - пишет Ибн Фадлан.Касается ли такое наказание провинившуюся девушку, он не сообщает. Далее он будет упоминать о волжских булгарах, про которых описывается не менее дикий способ наказания: провинившихся топором рассекают от затылка до бедер. Подобным образом наказывают и мужчину, и женщину. Насчет гомосексуализма, воспринимающийся в арабских странах как само собой безусловное явление, то тюрки, относились к тому как страшнейшему греху, как говорил Ибн Фадлан. Хотя и доказательством этого служит всего лишь один эпизод, в котором соблазнитель "безбородого юнца" отделался штрафом в 400 овец.Он не мог вынести неопрятность тюрок, так как сам привык к роскошным купальням Багдада. «Они не очищаются ни от экскрементов, ни от урины, и не омываются от половой нечистоты и не совершают ничего подобного. Они не имеют никакого дела с водой, особенно зимой».Когда главный войска гуззов, для того чтобы надеть новую одежду, которую преподнесли в дар послы, снял свою роскошную парчовую, то: «они увидели на нем куртку, - она распалась [лохмотьями] от грязи, так как правила их [таковы], что никто не снимает прилегающую к телу одежду, пока она не рассыплется на куски».2.3.Волжские булгарыИбн Фадлан заметил странный обычай у волжских булгар:«Если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей, они говорят: "Этот более всего достоин служить нашему господу". Итак, они берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на дерево, пока он не распадется на куски».Зеки ВалидиТоган, являющийся известным турецким востоковедом, прокомментировал этот отрывок:«Нет ничего загадочного в жестоком обращении булгар с людьми выдающегося ума. Оно опиралось на простое и трезвое желание среднего человека вести нормальную жизнь, избегать любого риска или приключения, в которые его мог бы втравить "гений"». Затем он цитирует татарскую поговорку: «Если ты слишком много знаешь, тебя повесят, если ты слишком скромен, тебя затопчут». Он сделал вывод, что жертву нужно воспринимать как нестерпимого умника, непокорного гения, а не просто как знающего человека. Следовательно, что этот обычай служит как средство защиты общества от перемен.По словам Ибн Фадлана булгары питались мясом лошади и просо, но еще употребляли ячмень и пшеницу в больших количествах. Причем каждый, кто посеял, берет урожай для себя. У царя нет на эти посевы никакого права. Исключение только то, что ежегодно царю платят шкурой соболя от каждого дома. Если он прикажет дружинникам совершить набег на какую- либо страну, то он имеет с ними долю. Каждый, кто созывает пир или устраивает свадьбу, то ему необходимо сделать подношение царю из продуктов, размер которого определяется размером пиршества, а потом уж он выносит для гостей медовый набид и пшеницу скверную, так как земля у них черная вонючая, и не было у них нет помещений, в которых бы они хранили пищу. Они вырывали колодцы и складывали пищу туда, так проходила лишь немного дней, как она начинала портиться.У них не было никакого масла и жира, кроме как рыбьего жига, и все что они с ним употребляли имело не особо приятный запах. Они делают мучной напиток из ячменя, которые пили отроки и девушки маленькими глотками. Иногда варили ячмень с мясом, съедают мясо только господа, а ячменем кормили девушек. Однако, когда бывало раннее утро, она могла съесть часть мяса.У всех у них особые шапки. Когда царь проезжает верхом по базару, то никто не должен сидеть и каждый снимает шапку и кладет под мышку. Когда он проедет мимо, то они кладут шапки на голову. Аналогично, когда входишь к царю, вне зависимости от возраста и даже включая его братьев и детей, как только окажутся перед ним, сразу снимают свои шапки и пока он не выйдут от царя, он не надевают его. Все живут в юртах. Юрта царя отличается от остальных тем, что он вмещает около тысяча душ. В середине стоит трон, который покрыт византийской парчой. И у них имеется таков обычай: «если у сына (какого-либо) человека (мужа) родится ребенок, то его забирает к (себе) его дед, прежде его отца, и он (дед) говорит: я имею на него большее, чем его отец, право в его доле, пока он не сделается (взрослым) мужем; если из них умрет человек (муж), то ему наследует его брат прежде его сына.»В этой стране бывает очень много гроз: «Если гроза ударит на дом, то они не приближаются к нему и оставляют его таким, каким он есть, и все, что в нем (находится), – человека и имущество и все прочее, пока не уничтожит его время, – и они говорят: это дом, на жителях которого лежит гнев».«Мужчины и женщины спускаются в реку и моются вместе голые, не закрываются один от другого и не совершают прелюбодеяния каким бы то ни было образом и (для этого) нет никакой возможности. А кто из них совершил прелюбодеяние, кто бы он ни был, для него заколачивают четыре лемеха, привязывают к ним обе его руки и обе его ноги и рассекают (его) топором от его затылка до его обоих бедер. И таким же образом они поступают с женщиной тоже. Потом подвешивается каждый кусок его и ее на дерево». Таким же образом они убивали воров.Ибн Фадлан глубоко презирал варваров, но призрение у него вызывало только то, что он считал непристойным телесное оголение и грязь. Дикие наказания и жертвоприношения оставляли его безразличным. Например, караниебулгарами за человекоубийство, он описывает без гнева, который вызывается у него по другим поводам, и с отстраненным интересом: «И, если один человек из них убьет другого человека намеренно, они казнят его [в возмездие] за него. Если же он убьет его нечаянно, то делают для него ящик из дерева халанджа [березы], кладут его внутрь [этого ящика], заколачивают его над ним [гвоздями] и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они водружают для него три бревна, наподобие палок верблюжьего седла, подвешивают его между ними и говорят: "Мы помещаем его между небом и землей, чтобы постигло его[действие] дождя и солнца. Авось Аллах смилостивится над ним". И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют его ветры».2.4.ХазарыЦаря хазар называют хакан. Он не показывается, кроме того, что каждые четыре месяца он появляется в почетном отделении. «Его называют великий хакан, а заместителя его называют хакан-бех.» - пишет Ибн-Фадлан. Хакан- бек – это тот, кто управляет и предводительствует войсками, руководит государственными делами и заботиться о нем, появляется перед народом, и, находящиеся по соседству цари, проявляют покорность к нему. Каждый день он входит к великомухакану проявляя серьезность (спокойность) и униженность, и он входит босым, держа в руке дрова. После того, как он покончит с дровами, он садится на скамью рядом с царем, с правой стороны. Его замещает муж, которого называют кундур-хакан, а его, в свою очередь, замещает также муж, которого называют джавишгар. Великий хакан не дает никому аудиенции, к нему не приходят никто, кроме тех, кого упомянули выше. А управление государством, исполнение наказаний и администрирование лежит на заместителе хакан-бехе. При смерти великого хакана строиться большой двор, где имеются двадцать домов выстланные парчой, вышитой золотом, и в каждом из них вырывается для него могила. Под этим двором и могилой имеется большая река. Они помещают реку над могилой. И как говорят: «это для того, чтобы не добрался до нее ни шайтан, ни человек, ни черви, ни гнус». После его похорон рубят головы тем, кто его хранил, для того, чтобы никто не знал в каком из домов его могила. Есть такой обычай, что у царя хазар должно быть двадцать пять жен, причем каждая из жен является дочерью какого-либо соперничающего с ним царя, и воля неволей ему приходиться ее себе брать. А также у него шестьдесят наложниц, отличающихся невиданной красотой. У каждой из них свой дворец и евнух, который по царскому приказу приводит ее к нему в альков "быстрее, чем по мановению ока".Продолжительность правление царя – сорок лет. Если он хоть на день переживет, то его подданные начнут убивать, говоря при этом:«"Он таков, что уже уменьшился его ум, и его суждение (стало) неосновательным"»После еще нескольких сомнительных замечаний об "обычаях" хазарского кагана, Ибн Фадлан приводит, наконец, кое-какие факты о самой стране:«У царя хазар (есть) огромный город на реке Атиль. Он состоит из двух частей (сторон, "концов") – в одной из этих двух частей (живут) мусульмане, а в другой части – царь и его приближенные. Над мусульманами (начальствует) муж из (числа) отроков царя, который называется хаз. Он мусульманин, и судебная юрисдикция над мусульманами, живущими в стране Хазар и (временно) приезжающими к ним по торговым делам, предоставлена этому отроку мусульманину, так что никто не рассматривает их дел и не производит суда между ними, кроме него. У мусульман в этом городе (есть) соборная мечеть, в которой они совершают молитву и присутствуют в ней в дни пятниц. При ней (есть) высокий минарет и несколько муэзинов».Заканчиваются путевые заметки Ибн-Фадлана (из той части, которая сохранилась), словами: «Хазары и царь их все иудеи, а славяне и все, кто соседит с ними, (находятся) в покорности у него (царя), и он обращается к ним (словесно), как к находящимся в рабском состоянии, и они повинуются ему с покорностью».2.5.БашкирыБашкиры являются представителями другого тюркского племени, они «бреют свои бороды и едят вшей. Один из них тщательно исследует швы своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Право же, был с нами один человек из их числа, уже принявший ислам и служивший у нас. Однажды я видел, как он поймал вошь в своей одежде, он раздавил ее своими ногтями, потом слизнул ее и сказал, когда увидел меня: "Прекрасно"».Автор рассказывает мало о языческой религии, разве только отмечает те моменты, которые вызвали у него интерес: «Каждый из них вырубает палочку величиной с фалл и вешает ее на себя. И если он захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует ее, поклоняется ей и говорит: "О господи, сделай для меня то-то и то-то". Я сказал переводчику: "Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание этому и почему он сделал это своим господом"." Он сказал: "Потому что я вышел из подобного этому и не знаю относительно самого себя иного создателя, кроме этого"». Далее Ибн Фадлан добавляет: «Кое-кто из них говорит будто бы у него двенадцать господов: у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый больший из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Мы видели, как группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, а башкиры поклоняются журавлям и говорят: "Эти (журавли) наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов"».ЗАКЛЮЧЕНИЕСвидетельства, которые были получены со стороны, являются более объективнее и справедливее, чем прояснение истины «внутри семьи». Так же и с описанием подлинного лица язычества, отсутствовавшее у булгаров - предков наших, и с помощью записок посла из далёкого мусульманского халифата. Записки Ибн Фадлана не помешает почитать многим из наших современников, для того что бы открыть много нового для себя, и, пожалуй, главное, избавиться от национального зазнайства и заблуждений. В его записках нет намерений рассеять мифы о достоинстве религии предков. Там все-таки более глубокая идея – о действительно одухотворенном влиянии единобожия на языческие народы. Уделано внимание непредвзятому показу исторического язычества, так как религиозная свобода привела к распространению новых версий языческих суеверий, и большей части именно среди русских людей. В некоторых источниках имеется информация, что отчету, написанное Ибн Фадланом при путешествии на Волгу, никто не поверил. Не поверили рассказам о чудесной стране с черными землями и огромными реками, о людях, которые покланяются деревянным богам и поклоняющимся журавлям.Ему дали еще один шанс – написать книгу, где подробно будет описано все, что он видел собственными глазами, начиная от выезда из Багдада и до прибытия его обратно.Книга была написана, но все это не помогло. В Омане (Южной Аравии), в том же году (923) была поймана довольно таки крупная рыба. Около пятисот ведер одного только жиру вытопили из нее. Ее доставили в Багдад, для показа халифу. Она была настолько огромной, что, как передает очевидец: «челюсть рыбы подняли вверх и внесли через окно, так как она не входила в дверь».Халиф восхищался рыбой, а придворные летописцы писали о ней, как о важнейшем событии в жизни государства. Книга Ибн Фадлана никак не могла составить конкуренцию рыбе, и никто из придворных не заинтересовался ею. Книгу приняли за умелую мистификацию. Автора же назвали лгуном, бесстыдником, никогда не побывавшем нив одном из написанных странах.Умер Ибн Фадлан осмеянный, непонятный и в безвестности. Книгу забыли, текст был утерян. Только отдельные отрывки встречались в чужих пересказах, и то они были искажены. В России XIX века по этим отрывкам историки пытались воссоздать прошлое Урало-Поволжья. В итоге вымысел оказался истиной, лгун - мужественным миссионером и правдивым путешественником. Сведения о природе Южного Урала и Поволжья, о обрядах его жителей, преданиях и нравах, сообщивший Ибн-Фадлан, явились самыми достоверными из ранних средневековых источников.И напоследок хочу написать свои рассуждения. Меня волнуют две загадки, которые волнуют мое воображение. Для меня все таки остается тайной, было ли это путешествие литературным вымыслом, или все таки он побывал в этих странах.А вторая загадка- что же искали послы халифа, если посольство проделали столь опасный и долгий путь, рискнувшие достичь «конца обитаемых земель». Есть версия, то что ответ заключен в дате начала путешествия (четверг 21 июня 921 года). По мнению астрологов – это необычный день. Если верить древним персам, унаследованных арабам, это день летнего солнцестояния, максимально благоприятное для начала путешествия в северные страны, с целью поиска божественной истины и познания мира. Четверг – день Юпитера, единственный из семи планет, также хороший для путешествий на север. По этой версии, если посольство вышло бы во вторник в дорогу (в день Марса), то в пути встретились бы разбои. Если бы вышли в пятницу, в день Венеры, - то их встретили бы разврат, обман и развлечения. Скорее всего Ибн Фадлан знал раскладку астрологов и подогнал путешествие на этот срок.Читать «Записки» - увлекательное занятие. Я не пожалел, что взял эту тему, для написания курсовой. Ведь каждый человек обязан знать происхождение своего народа, своей религии, и не помешает узнать о других.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИсточникПутешествие Ибн-Фадлана на Волгу. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1939. ЛитератураБундаев А.Н. Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар: Реферат. – М., 2011.ВолжскаяБулгария – первое мусульманское государство Восточной Европы. [Электронный ресурс]. URL: http://islamdag.ruДавлетшин Г. Ислам и мусульманская культура в ВолжскойБулгарии. [Электронный ресурс]. URL: http://mahalla1.ruЕрофеев В. Путешествие арабов на Волгу. [Электронный ресурс]. URL: http://tayni.info/14080/Ибн Фадлан. [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.orgКовалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. — 1950. — Т. 35. — С. 265—293.Мусульманская культура в ВолжскойБулгарии. Распространение и региональные особенности. [Электронный ресурс]. URL: http://islam-today.ruПосольство в страну тюрков, булгар и руссов. [Электронный ресурс]. URL: http://posredi.ruРумянцев В. Ахмед Ибн Фадлан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источник
1. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1939.
Литература
2. Бундаев А.Н. Принятие ислама и его роль в жизни волжских булгар: Реферат. – М., 2011.
3. Волжская Булгария – первое мусульманское государство Восточной Европы. [Электронный ресурс]. URL: http://islamdag.ru
4. Давлетшин Г. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. [Электронный ресурс]. URL: http://mahalla1.ru
5. Ерофеев В. Путешествие арабов на Волгу. [Электронный ресурс]. URL: http://tayni.info/14080/
6. Ибн Фадлан. [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org
7. Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. — 1950. — Т. 35. — С. 265—293.
8. Мусульманская культура в Волжской Булгарии. Распространение и региональные особенности. [Электронный ресурс]. URL: http://islam-today.ru
9. Посольство в страну тюрков, булгар и руссов. [Электронный ресурс]. URL: http://posredi.ru
10. Румянцев В. Ахмед Ибн Фадлан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru


Вопрос-ответ:

Что касается Ислама, можно ли сказать, что булгары приняли его по своей воле или им это было навязано?

ИБН ФАДЛАН ОБ ИСЛАМИЗАЦИИ БУЛГАР, архивируя свои наблюдения, указывает, что ислам был принят булгарами добровольно, после убеждений и проповеди мусульман. Таким образом, можно сказать, что они приняли его по своей воле.

Какие последствия возникли после того, как булгары приняли Ислам?

После принятия Ислама, булгары вошли в мусульманскую цивилизацию и стали частью исламского мира. Они изменяли свои религиозные, социальные и культурные обычаи в соответствии с принципами Ислама. Это привело к изменению их образа жизни и организации общества.

Какую религию исповедовали русы согласно запискам Ибн Фадлана?

Ибн Фадлан отмечает, что русы исповедовали языческую религию, которая включала поклонение множеству богов и проведение ритуалов, связанных с природой. Они также верили в жизнь после смерти и проводили обряды, связанные с похоронами.

Какие наблюдения Ибн Фадлан сделал о волжских булгарах?

Ибн Фадлан отмечает, что волжские булгары исповедовали ислам и следовали мусульманским обычаям и законам. Они также были знакомы с арабским письмом и имели свою письменность. Булгары имели свои мечети и имамов, проводили молитвы и соблюдали пост в священный месяц Рамадан. Они также практиковали обрезание и следовали другим ритуалам ислама.

Что можно сказать об обрядах и религии тюрков гуззов согласно запискам Ибн Фадлана?

Ибн Фадлан сообщает, что тюрки гуззы были политеистами и поклонялись богам-защитникам войны. Они также верили в после жизнь и проводили ритуалы, связанные с похоронами. Они также практиковали суеверия и предсказания будущего, включая оракулы и гадания по костям. Ибн Фадлан описывает их религиозные обряды подробно и высказывает свое мнение о них.

Какие источники по истории булгар и Волжской Булгарии существуют?

Существуют письменные источники, такие как записи Ибн Фадлана, которые детально описывают историю булгар и Волжской Булгарии.

Каким образом сформировалось государство Волжская Булгария?

Государство Волжская Булгария сформировалось в результате объединения булгарских племен и создания устойчивой политической и экономической системы.

Почему булгары приняли ислам?

Принятие ислама булгарами было связано с политическими и экономическими выгодами, а также социокультурным влиянием арабов.

Какие последствия принятия ислама были для булгар?

Последствия принятия ислама для булгар были связаны с изменением религиозных и общественных норм, расширением культурных связей и повышением политической и экономической стабильности.

Какие наблюдения сделал Ибн Фадлан о русах, тюрках гуззах и волжских булгарах?

Ибн Фадлан сделал наблюдения о культурных и религиозных особенностях этих народов, их обычаях, верованиях и образе жизни.

Кто был автором записок о булгарах и исламе?

Автором записок о булгарах и исламе был Ибн Фадлан.