Социально- биологические основы физической культуры
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 26.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
2.Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека
3.Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целом и обеспечения умственной и физической деятельности
4.Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды под действием физических упражнений
Заключение
Список использованной литературы
Значительному усилению венозного кровообращения способствуют группа вспомогательных факторов гемодинамики, включающаяся при мышечной работе, дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы, изменение внутрибрюшного давления, ритмичные сокращения и расслабления скелетной мускулатуры и др. Таким образом, физические упражнения являются эффективным фактором улучшения гемодинамики, усиления адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам и повышения ее функциональной способности.
Физические упражнения оценивают и в плане их общеразвивающего, общетонизирующего воздействия. Под влиянием тренировки повышается устойчивость организма к действию экстремальных факторов − гипоксии, перегревания, проникающей радиации, некоторых токсических веществ, перегрузки при действии ускорений и т.п. Стимулирующий эффект физических упражнений используется и для повышения неспецифической сопротивляемости организма больного. Установлено, что раннее включение собственных приспособительных реакций в ответ на раздражитель в виде физических упражнений во многом определяет быстроту выздоровления и полноту последующей реабилитации.
Систематическое применение физических упражнений ведет к выраженному повышению адаптации всего организма к меняющимся условиям внешней среды (в частности, к физическим нагрузкам), возрастанию функциональной способности опорно-двигательного аппарата, систем дыхания, кровообращения и др. Тренированность организма способствует уменьшению или исчезновению субъективных проявлений заболевания, значительно улучшает физическое состояние и работоспособность занимающихся.
Помимо общетонизирующего воздействия, физические упражнения оказывают направленное действие, стимулируя преимущественно функции определенных органов и систем: например, упражнения в крупных суставах нижних конечностей, повороты туловища, упражнения для мышц брюшного пресса усиливают перистальтику кишечника. Важным признаком стимулирующего действия физических упражнений является их положительное влияние на эмоциональную сферу занимающегося. Физические упражнения, подвижные игры способствуют снятию психического стресса, вырабатывают уверенность в своих силах.
Необходимо отметить и то обстоятельство, что среди других средств стимулирующего или тонизирующего действия физические упражнения обладают определенными преимуществами, заключающимися в их физиологичности и адекватности, универсальности (широкий спектр действия физических упражнений), отсутствии отрицательного побочного действия (при правильной дозировке нагрузки и рациональной методике занятий), возможности длительного применения, которое практически не имеет ограничений.
Трофическое действие физических упражнений. Одним из механизмов физиологического регулирования тканевого метаболизма являются трофические рефлексы. Трофическую функцию выполняют различные отделы ЦНС, в том числе кора большого мозга и гипоталамус. Реализация любого вида нервной деятельности − от простого рефлекторного акта до сложных форм поведения − связана с изменением уровня обменных процессов, особенно в тех случаях, когда в качестве исполнительного эффекторного механизма выступает опорно-двигательный аппарат. Информация, исходящая от проприоцепторов последнего, обладает высоким уровнем трофического влияния на все органы, в том числе на клетки нервной системы.
Функциональная пластичность и адаптация проприоцепторов к повседневным потребностям организма обеспечиваются специальным рефлекторным механизмом. Существует симпатическая (по Л.А.Орбели) иннервация мышечных рецепторов. Афферентные импульсы, идущие по этим нервам к рецепторам, оказывают трофическое действие, регулируя, таким образом их невозбудимость. В свою очередь функциональная активность в фазе формирования регенерата, замещающего дефект. В основе его лежит активизация пластических процессов при повышенной доставке белков, обеспечивающей компенсацию затрат энергии на мышечную работу.
При нарушении двигательных функций и функций внутренних органов физические упражнения выполняют также компенсаторную и нормализующую функцию.
Заключение
На современном этапе развития науки к изучаемым объектам применяется системный подход.
Все живые организмы, в том числе и человек, являются открытыми системами.
Для них характерна самоорганизация и саморегуляция.
Человека рассматриваем как многоуровневую систему состоящую из клеток, тканей, далее − органов, систем органов.
Все органы взаимосвязаны между собой и регулируются нервной и эндокринной системами.
Организм тесно взаимосвязан с окружающей средой, с которой он обменивается веществами, энергией, информацией.
Внешние природные и социальные условия существования, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как положительные, так и вредные воздействия.
Отличительной особенностью человека является возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности и продления жизни.
Средствами укрепления здоровья, повышения работоспособности организма являются при правильном использовании факторы природной среды (воздух, вода, солнечная энергия), гигиенические факторы.
Основное средство − это физические упражнения.
Физические упражнения подразделяю на четыре группы:
гимнастические;
спортивные;
прикладные;
игры.
Физические упражнения оказывают на организм тонизирующее (стимулирующее), трофическое, компенсаторное и нормализующее действие.
В процессе систематических занятий физическими упражнениями в организме человека происходят изменения (морфологические, физиологические, биохимические, функциональные). При правильном и рациональном сочетании работы и отдыха функциональное состояние организма совершенствуется, что способствует повышению работоспособности.
Ограничение двигательной активности современного человека создает особые условия его жизнедеятельности, которые обозначают термином «гипокинезия» (недостаток движений). Она отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма, на двигательный аппарат. Вредное воздействие оказывает гипокинезия на сердечно-сосудистую систему. В мире увеличивается число людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
При систематических занятиях физическими упражнениями циклического характера (бег, ходьба, плавание и др.) наблюдается увеличение размеров сердца, одновременно увеличивается объем его полостей, в результате чего снижается частота сердечных сокращений всостоянии покоя (брадикардия), наблюдается ее увеличение привыполнении интенсивной работы. Под влиянием физических нагрузок снижается также уровень кровяного давления, наблюдаются другие положительные для здоровья изменения.
Под воздействием физических упражнений происходит регулирование функций всего организма.
Список использованной литературы
Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. − М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. − 312с.
Дубынин В.А. Регуляторные системы организма человека: Учебное пособие / Владислав Иванович Сивоглазов, Василий Васильевич Каменский, Михаил Романович Сапин. М.: Дрофа, 2003. − 368с.
Городилин С.К. Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 83с.
Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. − 540с.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. − М.: Медицина, 1999. − 304с.
Нежкина Н. Психофизическая тренировка − новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях. − http://zdd.1september.ru/2006/18/8.htm
Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). − М.: Россия молодая, 1994. − 367с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2002. − 448с.
Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 280с.
Оздоровительная направленность физических упражнений: Пособие для студентов вузов / К.К. Бондаренко, А.Е. Бондаренко, П.П. Куценко. – Гомель, 2003. – 64с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 480с.
Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. − 540с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2002. − 448с.
Дубынин В.А. Регуляторные системы организма человека: Учебное пособие / Владислав Иванович Сивоглазов, Василий Васильевич Каменский, Михаил Романович Сапин. М.: Дрофа, 2003. − 368с.
Городилин С.К. Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 83с.
Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). − М.: Россия молодая, 1994. − 367с.
Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. − М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. − 312с.
Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 280с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 480с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 480с.
Нежкина Н. Психофизическая тренировка − новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях. − http://zdd.1september.ru/2006/18/8.htm
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. − М.: Медицина, 1999. − 304с.
Оздоровительная направленность физических упражнений: Пособие для студентов вузов / К.К. Бондаренко, А.Е. Бондаренко, П.П. Куценко. – Гомель, 2003. – 64с.
15
2.Дубынин В.А. Регуляторные системы организма человека: Учебное пособие / Владислав Иванович Сивоглазов, Василий Васильевич Каменский, Михаил Романович Сапин. М.: Дрофа, 2003. ? 368с.
3.Городилин С.К. Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 83с.
4.Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. ? М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. ? 540с.
5.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. ? М.: Медицина, 1999. ? 304с.
6.Нежкина Н. Психофизическая тренировка ? новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях. ? http://zdd.1september.ru/2006/18/8.htm
7.Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). ? М.: Россия молодая, 1994. ? 367с.
8.Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. ? М.: Академия, 2002. ? 448с.
9.Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ? М.: Издательский центр «Академия», 2000. ? 280с.
10.Оздоровительная направленность физических упражнений: Пособие для студентов вузов / К.К. Бондаренко, А.Е. Бондаренко, П.П. Куценко. – Гомель, 2003. – 64с.
11.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Издательский центр «Академия», 2000. ? 480с.
Социально-биологические основы физической культуры и спорта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
государственный университет экономики,
статистики и информатики
R E F E R A T
по дисциплине: физическая культура
на тему: "Социально-биологические основы физической
культуры и спорта"
I вариант
Выполнил: Резвякова В. В.
Специальность: "Юриспруденция"
Проверил: __________________
улан-удэ 2006
Содержание
Введение
1. Функции основных физических систем организма: сердечно-сосудистой
и костно-мышечной, их взаимодействие
1.1 Функции костно-мышечной системы человека
1.1.1 Костная ткань
1.1.2 Общие сведения о мышцах
1.1.2 Мышечная работа, значение тренировки мышц
1.2 Сердечно-сосудистая система, ее функции
2. Комплекс упражнений физкультминутки для работников
3. Социальные функции физической культуры и спорта (подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др.)
Вывод
Список литературы
Введение
Организм человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему, которая действует, социальных, экологических, биологических и других факторов. Физическая культура - часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленной использования физических упражнений для здоровья и гармоничного развития личности. Физическая культура сформировались на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование продолжается и в настоящее время. В частности, возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда.
В нашей стране существует государственная структура организации физической культуры и спорта, была создана система медицинского обслуживания физической культуры и спорта в форме врачебно-физкультурных диспансеров. Физическая культура внедряется на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях общей физической подготовки по месту работы или жительства, физкультурно-оздоровительных комбинатах и добровольных спортивных обществ.
1. Функции основных физических систем организма: сердечно-сосудистой и костно-мышечной, их взаимодействие