Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 11 11 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 09.03.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие
2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.
4. Здоровый образ жизни и его составляющие
5. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
6. Основные требования к организации здорового образа жизни
7. Критерий эффективности здорового образа жизни
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
Основными мотивами физического самовоспитания выступают; требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.
Здоровый образ жизни включает в себя ряд требований, которые должен соблюдать студент. В первую очередь у студента должна быть высокая мотивация вести здоровый образ жизни. Мотивация у одних студентов прививается в процессе обучения в ВУЗе, у других она существует в момент поступления в ВУЗ.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и. адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван - дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими; отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.
На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель - формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на себя самого с целью самоизменения. К методам самовоздействия (самоуправления) относят: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
Способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
7. Критерий эффективности здорового образа жизни

Ведение здорового образа жизни благоприятно влияет на различные стороны проявлений организма и личности человека. В физическом самочувствии это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить; более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Представленное содержание критериев может быть дополнено в зависимости от потребностей личности.
Заключение

Целью физической культуры в вузах является формирование здорового образа жизни, содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
-воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
-сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
-всесторонняя физическая подготовка студентов;
-профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
-приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
-совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
-воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.











Список литературы

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). - Астрахань, 1999.
2. Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. - М., 1991.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2001.
4. Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. - Минск, 1988.
5. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб: МГН «Петрополис», 1992.
6. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Вып.1. – СПб: Наука, 1993.
7. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. – М., 1999.
8. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.,1990.








3

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). - Астрахань, 1999.
2. Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. - М., 1991.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2001.
4. Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. - Минск, 1988.
5. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб: МГН «Петрополис», 1992.
6. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Вып.1. – СПб: Наука, 1993.
7. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. – М., 1999.
8. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.,1990.

Вопрос-ответ:

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это образ жизни, который способствует поддержанию и укреплению физического и психического здоровья. Он включает в себя правильное питание, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек, достаточный отдых и соблюдение гигиенических норм. Такой образ жизни помогает предотвращать различные заболевания и повышает общую жизненную активность и работоспособность.

Какие факторы определяют здоровье человека?

Здоровье человека зависит от многих факторов. Важнейшими из них являются генетическая предрасположенность, образ жизни, окружающая среда, социально-экономические условия, а также доступность и качество медицинской помощи. Здоровье также может быть повреждено под влиянием стресса, неправильного питания, недостатка физической активности и нарушения гигиены.

Как общая культура студента связана с его образом жизни?

Общая культура студента оказывает влияние на его образ жизни. Воспитание и образование играют ключевую роль в формировании ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов. Чем более развит и осознан человек в культурном плане, тем больше вероятность того, что его образ жизни будет соответствовать принципам здорового образа жизни. Например, знания о пользе здорового питания и физической активности могут подтолкнуть студента к правильным выборам в своей повседневной жизни.

Какие составляющие входят в здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни включает в себя несколько основных составляющих. Во-первых, это правильное питание - регулярное употребление полезных продуктов, богатых витаминами и минералами, с ограничением потребления вредных продуктов. Во-вторых, это физическая активность - регулярные тренировки, занятия спортом или физическими упражнениями. Третья составляющая - отказ от вредных привычек, таких как курение или злоупотребление алкоголем. И, наконец, здоровый образ жизни включает в себя правильный режим дня, достаточный отдых и соблюдение гигиенических норм.

Что такое здоровье и какие факторы его определяют?

Здоровье - это состояние физического, психологического и социального благополучия. Факторы, определяющие здоровье, включают генетическую предрасположенность, образ жизни (питание, физическая активность, употребление вредных веществ), окружающую среду (качество воздуха, вода, условия жизни), доступ к медицинской помощи и социальной опоре.

Как связана общая культура студента и его образ жизни?

Общая культура студента влияет на его образ жизни и здоровье. Человек, обладающий широким культурным кругозором, более склонен к здоровому образу жизни, так как он осознает важность правильного питания, регулярной физической активности, отказа от вредных привычек и уважения к окружающей среде. Кроме того, общая культура способствует формированию самодисциплины и мотивации, что также является важным для поддержания здорового образа жизни.

Какие составляющие присутствуют в здоровом образе жизни?

Здоровый образ жизни включает регулярную физическую активность, правильное питание, отказ от вредных привычек (как курение, употребление алкоголя и наркотиков), регулярные медицинские осмотры, соблюдение гигиенических норм, достаточный отдых и сон. Также важным аспектом здорового образа жизни является психологическое благополучие и умение эффективно управлять стрессом.

Какие требования необходимы для организации здорового образа жизни?

Для организации здорового образа жизни необходимо создать условия для доступности физической активности, включая спортивные объекты и тренировочные площадки. Также важно проводить информационные мероприятия и обучающие курсы, которые позволят студентам получить необходимые знания о правильном питании, здоровье и предупреждении заболеваний. Кроме того, выработка и поддержка положительного психологического климата, включая мотивацию и поддержку со стороны учебных заведений и общественности, имеют важное значение для формирования здорового образа жизни.