. Методы и функции логики
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 19.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Методы логического исследования 4
Функции и задачи логики 12
Заключение 14
Список литературы 15
В целом данное определение верно, но оно характеризует только форму дедуктивного вывода, а не суть. По сути дедуктивным выводом именуется такой вывод, между посылками и заключением которого существует отношение логического следования. Само отношение логического следования является для логики фундаментальным понятием и законченного определения не имеет.Индуктивный метод исследования связан с «возможностью наблюдения однотипных природных и социальных явлений», в котором фиксируются одинаковые признаки или свойства. Индуктивный вывод дает только вероятностные заключения, но для целей логики он является достаточно важным в тех ее разделах, которые касаются сопоставления вероятности истинности положения: в многозначных логиках, семантика которых предполагает значения «более истинно», «вероятно, что истинно». С использованием дедуктивного метода строятся рекурсивные определения, в которых сущность определяется в терминах ее самой. К таковым относится определение числа в математической логике.Метод аналогии основывается на возможности сопоставлять два явления на основе подобия их сущностных свойств или присущих им регулярных отношений. Для логики метод аналогии важен в тех ее частях, которые касаются сопоставления друг другу различных фрагментов исчислений, что позволяет объединять логические теории, достигая тем самым единства формальных построений и единства научного содержания в целом.Функции и задачи логикиКак и всякая наука, логика выполняет ряд функций. Они также могут быть разделены на два вида: функции общенаучного характера и функции, являющиеся непосредственно принадлежащими логике, необходимыми для ее развития.К общенаучным функциям относится в первую очередь познавательная функция логики. Сама по себе логика не открывает истин относительно природы или общества, но она способствует организации познавательного процесса, определяя критерии формальной правильности процедур получения знания. Также логика предотвращает ошибки в познавательной деятельности.Логика выполняет мировоззренческую функцию, поскольку влияет на выбор и формирование мировоззренческой позиции человека. Человек, выбирающей в качестве мировоззренческих принципов доказательность рассуждений, непротиворечивость, полноту предпосылок, разрешимость, последовательность и т.п. вряд ли обратится к мистике, религии или эзотерике. Он предпочтет научное мировоззрение, основанное именно на законах и принципах логики.К функциям логики принадлежит методологическая функция. Логика с самого своего возникновения служила методологической основой научного познания: пять логических трактатов Аристотеля, объединенных под именем «Органона», выполняли эту роль вплоть до Нового времени. Практически все философы-методологи осуществляли собственные логические исследования: Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, И. Кант, Дж. Милль, Дж. Буль, Г. Фреге, Б. Рассел, К. Р. Поппер и др. связывали становление метода научных исследований с прогрессом в логике, предлагая разработку тех или иных ее разделов.Наряду с указанными функциями к их числу относят ряд социальных значений логики, которые большей частью связаны с формированием человеческой личности, общественного мнения, идеологии, культуры. Логика выполняет воспитательную функцию, формируя мышление человека, приучая его к строгости и обоснованности собственных мнений, действий, высказываний. Логика участвует в формировании общей логической культуры общества, задавая стандарты и критерии для общественных дискуссий и обмена мнениями. Также логика имеет большое значение для формирования законодательной базы социума: требования, предъявляемые к кодексам, носят логический характер. Системы нормативов должны быть свободны от внутренних противоречий, частные нормы должны восходить к неким более общим нормативным принципам, выдерживая требования логического следования. Логика помогает добиться ясности и определенности в формировании систем оценок, требующих объективности и беспристрастности.Также важна логика и в формирования культуры отдельного человека, культуры его мышления. Логика имеет большое значение для развития способности эффективно использовать не только средства теоретического познания, но и находить обоснованные решения в жизненно-практических ситуациях. Логика помогает человеку ориентироваться в социуме, систематизируя необходимыенавыки, восполняя их недостаток. Изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы. Логика учит человека правильному мышлению, т.е. сознательному применению законов и норм мышления. Логическое мышление важно для любого человека, в любой области знания, при любом размышлении.ЗаключениеОбъектом исследований логики является человеческое мышление, понятое с позиций правильности, то есть фактически с позиций результата познавательных процедур. Значение логики как инструмента, упорядочивающего науку, не изменилось со времен ее зарождения. Разумеется, усложнились сами формы мышления, операции мышления стали более разветвленными, но базовые основы мышления остались неизменными с тех времен, когда человек впервые осознал и начал осмысленно применять рассуждения, содержащие логические характеристики, такие как следование, непротиворечивость, доказательность, когда он разграничил истинность и ложность утверждений. Развитие логики не является самоцелью, она вписана в систему научного знания как необходимый инструмент, позволяющий сделать познавательные процессы строгими и обоснованными. Тем не менее логика располагает собственными методами исследования своего предмета, отличными от методов других наук, для которых мышление также является предметом изучения. Схемы дедукции, индукции, аналогии сложились и приобрели определенность именно в рамках самих логических теорий. Логический анализ и логическое моделирование используются в различных науках: в естественных, точных, технических и гуманитарных. Значение логики для формирования интеллектуального поля культуры в наше время невозможно переоценить. Список литературы1Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд-е. – М., 2011.2Демидов И.В. Логика: учебник / И. В. Демидов. — 8-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. — 347 с.Карпенко А.С. Решетки четырехзначных модальных логик / С.А. Карпенко // Логические исследования. – Москва, 2015. Т. 21. № 1.- С. 18-30.4Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. 6-е изд-е. – М., 2012.5Клини С. Математическая логика /С.Клини. – М.Лема, 2011. – 408с.6Максимов Д.Ю. Логика Н.А. Васильева и многозначные / Д.Ю. Максимов // Логики. Логические исследования. -Мосвка, 2016. Т. 22. № 1.-С. 2-14.7Михайлов К.А. Логика. Практикум: учебное пособие для бакалавров / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. — М.: Юрайт, 2012. — 509 с.8Павлова А.М. Истинность в диалоговой логике и теоретико-игровой семантике (GTS) / А.М. Павлова // Логические исследования. – Москва, 2015. Т. 21. № 2.-С. 31-42.9Солощенков А.А. Аналитико-табличное представление логик, включающих логику Par / А.А. Солощенков // Логические исследования.-Москва, 2015. Т. 21. № 2.- С. 8-15.10Челпанов Г. И. Учебник логики / Г.И. Челпанов. - М.: Научная Библиотека, 2010 — 128 c.
1. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. – М, 2014.
2. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд-е. – М., 2011.
3. Вригт Г. Х. фон Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8.
4. Грязнов Б. С. Логика. Рациональность. Творчество. – М., 2012.
5. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. 6-е изд-е. – М., 2012.
6. Клини С. Математическая логика. – М., 2011.
7. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. – М., 2015.
8. Сорина Г. В. Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре – М., 1993.
Вопрос-ответ:
Какие методы логического исследования существуют?
Существуют дедуктивный и индуктивный методы логического исследования.
Чем отличается дедуктивный метод от индуктивного метода?
Дедуктивный метод основывается на логическом выводе, где существует отношение логического следования между посылками и заключением. Индуктивный метод же строится на обобщении наблюдений и опыта, чтобы прийти к общим закономерностям.
Что является фундаментальным понятием для логики?
Для логики фундаментальным понятием является отношение логического следования.
Какое определение имеет отношение логического следования?
Отношение логического следования не имеет законченного определения.
Какими задачами занимается логика?
Логика занимается решением задач по обоснованию исходя из логических правил, анализом наличия логической ошибки, формализацией и доказательством теорий и законов.
Что такое методы логического исследования?
Методы логического исследования — это способы и приемы, которые применяются для анализа и изучения логических структур и закономерностей.
Чем характеризуется дедуктивный вывод?
Дедуктивный вывод характеризуется отношением логического следования между посылками и заключением.
Какое понятие является фундаментальным для логики?
Отношение логического следования является фундаментальным понятием для логики.
Что представляет собой исследование с использованием индуктивного метода?
Исследование с использованием индуктивного метода представляет собой обобщение конкретных наблюдений и опыта для получения общих закономерностей и выводов.
Какие функции выполняет логика?
Логика выполняет такие функции, как обоснование и оценка аргументов, анализ заключений, построение систем логических правил и т.д.