Педагогические стили общения и речевое поведение учителя.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 29.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
Таким образом ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неправильной, точки зрения.
Далекой от норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. В настоящее время немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. По мнению некоторых учителей, с учениками следует говорить понятным им языком, вследствие чего такие учителя стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Но, как было выше отмечено, учитель должен являться для ученика образцом для подражания и в культурном, и в речевом плане. Поэтому данное речевое поведение не является допустимым.
Безусловно, рассмотренные виды речевого поведения в наибольшей мере применимы к учителям русского языка и литературы, поскольку, если учителю-математику можно «простить» неправильную постановку ударения, то для учителя русского языка это недопустимо. Однако в идеале чистая, грамотная речь должна быть у каждого учителя вне зависимости от специфики преподаваемого предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Современному педагогу необходимо владеть культурой речи. Необходимо знание содержания и сущности речевой культуры, осознание ее разумности и целесообразности. Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, выступает стиль общения, присущий преподавателю. Традиционно принято выделять такие стили педагогического общения, как демократический, авторитарный и либеральный. Наиболее предпочтительным является демократический стиль общения учителя, поскольку ему свойственны широкий контакт с учащимися, проявление уважения и доверия к ним. Либеральный и авторитарный стили обладают недостатками, поскольку могут приводить к недоброжелательности, конфликтности в отношениях детей, а также к переоценке возможностей учащихся. В жизни каждый из указанных стилей педагогического общения встречается в «чистом» виде редко.
Понятие «речевое поведение» как целостная система речевых проявлений языковой личности учителя характеризует его культуру речи в общем. Существуют такие типы речевого поведения, как элитарное, среднелитературное и литературно-разговорное. Эталоном является первый тип, в то время как последний недопустим в педагогической среде, поскольку учитель призван подавать ученикам пример, в том числе и в плане культуры речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. -128 с.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
Тальков С.В. Место педагогической этики в структуре этической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 288 c.
Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. -73 с.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 362 c.
Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 133 c.
То же.
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
Тальков С.В. Место педагогической этики в структуре этической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
11
2
2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действитель-ное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. -128 с.
3. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
4. Тальков С.В. Место педагогической этики в структуре этической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 288 c.
Вопрос-ответ:
Какие педагогические стили общения существуют?
Существуют различные педагогические стили общения, такие как авторитарный стиль, демократический стиль и либеральный стиль.
Что характерно для авторитарного стиля общения учителя?
Авторитарный стиль общения учителя характеризуется односторонним подходом, где учитель имеет контроль над всеми аспектами учебной ситуации, диктует свою волю и не допускает свободного обсуждения.
Как проявляется демократический стиль в общении учителя?
Демократический стиль общения учителя предполагает участие учеников в принятии решений, уважение их мнения, обратную связь и развитие самостоятельности.
Какой эффект может иметь либеральный стиль общения учителя?
Либеральный стиль общения учителя, характеризующийся недостаточной строгостью и контролем, может привести к бездисциплине и потере учебного процесса.
Что можно сказать о речевом поведении учителя?
Речевое поведение учителя должно быть грамотным, ясным и понятным для учеников. Учитель должен говорить четко, применять различные приемы и методы коммуникации для эффективного обучения.
Какие существуют педагогические стили общения?
Существуют различные педагогические стили общения, такие как авторитарный, демократический и либеральный.
Чем отличается авторитарный стиль общения от демократического?
Авторитарный стиль общения характеризуется жестким контролем и доминированием учителя, в то время как демократический стиль основан на уважении прав и мнений учеников.
Какое речевое поведение присуще учителю с либеральным стилем общения?
Учитель с либеральным стилем общения обычно предпочитает использовать открытый и ненавязчивый подход в коммуникации с учениками, стимулирует сотрудничество и самостоятельность.
Какие типы речевых культур можно выделить?
Можно выделить носители литературного языка, а также представителей других типов речевых культур, которые могут быть менее нормативными и менее вразумительными.
Какую политику общения ведут представители авторитарного стиля?
Представители авторитарного стиля общения часто преследуют цель устрашить и подавить желания собеседника, препятствуя выражению его собственной точки зрения.
Какие существуют педагогические стили общения учителя?
Существуют различные педагогические стили общения учителя, такие как авторитарный, демократический и либеральный. Каждый стиль имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций.
Что такое речевое поведение учителя?
Речевое поведение учителя относится к способу, которым учитель общается со своими учениками. Оно включает в себя выбор слов, тон голоса, манеру речи и другие аспекты, которые могут влиять на эффективность обучения.