Российско-Анголькие отношения на Современном Этапе
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 75 + 75 источников
- Добавлена 08.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Двусторонние связи в современной системе внешнеполитических приоритетов России и Анголы 14
1.1. Ангольское направление во внешнеполитической стратегии России 14
1.2. Россия среди внешнеполитических приоритетов Анголы 26
1.3. Интенсификация официальных межправительственных связей России и Анголы в конце 1990-х – начале 2000-х гг. 31
Глава 2. Секторальное российско-ангольское сотрудничество 42
2.1. Сотрудничество и конкуренция двух стран в области добычи полезных ископаемых 42
2.2. Военно-техническое сотрудничество России и Анголы 51
2.3. Финансовый сектор во взаимоотношениях России и Анголы 63
Заключение 72
Список использованных источников 76
Новое политические мышление России требовало и перестройки внешнеполитических приоритетов и не могло себе позволить продолжать конфронтацию с Западом.Добиваясь выхода из сложной ситуации представители Анголы обратили внимание на возможность привлечения посредников для восполнения недостатка в вооружениях, что было необходимо для сохранения контроля над территорией и соблюдения законности. По свидетельствам посла Монтейру, который работал те годы в России, правительство Анголы начало действовать через страны Восточной Европы и Содружества Независимых Государств, получая доступ к сделкам по оружию минуя официальные органы власти. Кроме того, позже удалось наладить импорт вооружений из Белоруссии. То есть по большому счету речь шла о покупке российского оружия, но при наличии прямых контактов между правительствами двух стран, выгоду получали посреднические структуры.Активный экспорт оружия из стран Восточной Европы и СНГ в Анголу начинается с 1993 г. и составляет немалые цифры для этого направления: в этом году из Белоруссии была поставлена 21 машина БМП-1, из Чехии – 7 БМП-2, из Словакии – 9 БТР, из Болгарии – 24 танка Т-62 и 29 БМП-1 у Луанды на тот были момент и другие партнеры в этой области. В начале нового тысячелетия экспорт из этих государств даже увеличился, причем активно подключаются и российские негосударственные посреднические структуры.В 2000-2013 гг. Молдова (по данным СИПРИ) продала в Анголу продукции военного назначения на $200 млн. Подключились и некоторые «автономные» российские структуры, которые продали ангольцам в 1993-1994 гг. 30 танков Т-62, 169 БМП-1 и 14 артсистем М-46.Россия начинает возвращение на ангольский рынок оружия только в начале XXI века, в это время происходит изменение как объема, так и качества экспортируемого оружия и военной техники. К 2002 г. Россия начинает контролировать около трети поставок оружия в эту страну и экспорт достигает 96 млн долларов. В последующие годы Москва вновь уступает ведущие позиции другим государствам, а наряду с традиционными поставщиками из СНГ и Восточной Европы теперь появляются и компании, представляющие Бразилию.Эти факты свидетельствуют о том, что военно-техническое сотрудничество между двумя странами было подвержено существенным колебаниям. Важный шаг к достижению согласованной стратегии в этой области наметился в 2013 г., когда но итогам переговоров в октябре того же года между российской правительственной делегацией во главе с вице-премьером Д. Рогозиным и ангольскими властями была подписана трехлетняя программа о военно-техническом сотрудничестве. Предполагается, что для реализации соглашения будет использован предоставленный Анголе годом ранее кредит банка ВТБ. Уже подписаны контракты на поставки самолетов СУ-30К, вертолетов МИ-24П и МИ-171 на сумму $1 млрд.Армия Анголы оснащена, в основном, военной техникой российского (советского) производства. В военной подготовке личного состава принимали участие российские военные консультанты и преподаватели. Сформировавшиеся традиции и узы взаимной заинтересованности остаются важной движущей силой военно-технических связей.2.3. Финансовый сектор во взаимоотношениях России и АнголыРоссийский банковский капитал активно используется отечественных банковским сектором для размещения в странах Африки в форме прямых инвестиций, благодаря которым удается покупать сразу целиком структурные подразделения или вкладываться в их создание. Другим способом размещения капитала является вложение финансовых средств в зарубежные инструменты, например за счет участия в паевых инвестициях, акционерных обществах или выступая соучредителями, в этом случае в ход активно идут вложения в депозиты, ценные бумаги или прилагаются ссуды другим юридическим лицам.В 1990-е и начале 2000-х годов объемы вывоза средств национальными кредитными организациями, по данным Банка России, были относительно небольшими, составляя не более 3 - 4 млрд. долл. в год. С 2005 г. экспорт капитала банковским сектором резко ускорился. По итогам 2011 г. он достиг 32,0 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем в девять раз. Следует отметить, что по абсолютным показателям вывоза капитала российские банки уступают отечественным нефинансовым корпорациям и государству. При этом средние темпы роста вывоза капитала в 2000 - 2012 гг. существенно отставали от общей динамики активов банковского сектора, в результате чего доля иностранных вложений в совокупных активах кредитных организаций к концу периода заметно сократилась.С середины первого десятилетия XXI века увеличение объема финансовых ресурсов зарубежных компаний в банковском секторе нашей страны подтолкнул и отечественные банки к использованию более широких возможностей для импорта капитала. И с 2010-х гг. среднегодовой объем импорта капиталов российскими банками начал приближаться к значениям в 20 млрд долларов.Значительная часть ресурсов, привлекаемых из-за рубежа, не находилось в использовании на отечественной территории и временно размещалось в зарубежные активы. Эти обязательства традиционно имеют краткосрочный характер. Часть привлекаемых ресурсов, временно не использовавшихся кредитными организациями, размещалась в иностранные финансовые активы, как с целью получения инвестиционного дохода, так и для поддержания на требуемом уровне открытых валютных позиций и банковских нормативов. Таким образом, увеличение экспорта капитала отечественными банками в последние годы в определенной степени носило технический характер, связанный с необходимостью временного размещения свободных средств.С точки зрения структуры вывозимого капитала можно отметить, что не одной трети как раз и является теми средствами, которые имеют характер краткосрочных, продолжительностью менее года, а значит оставшиеся средства остаются в неиспользуемом состоянии и удерживаются в банках-резидентах на текущих счетах.Надо отметить, что этот же период был обозначен серьезным прогрессом в плане появления долгосрочных инвестиций. Их доля постепенно начала составлять одну пятую в 2005 г., но к 2010 ее можно было охарактеризовать как половину всех форм размещения депозитов.. Рост долгосрочных вложений во многом обусловлен быстрым развитием в последние годы сети зарубежных структурных подразделений российских банков, финансирование деятельности которых обычно осуществляется материнскими организациями путем размещения в них депозитов и ссуд.В начале 2013 г. большинство ведущих российских банков уже располагало собственными дочерними банками за границей. Наиболее последовательную политику расширения присутствия на внешних рынках проводит группа ВТБ, у которой за рубежом работает уже почти одна пятая часть активов. За последние 4 года группой созданы дочерние структуры на Украине, в Беларуси, Армении и Грузии, в развитие которых инвестировано более 400 млн. долл., консолидировано участие в капитале росзагранбанков в Западной Европе, открыты филиалы в Индии и Китае, а также учреждены дочерние банки в Индии и Китае, во Вьетнаме и Анголе. Сегодня ВТБ способен оказывать качественную финансовую поддержку отечественному бизнесу более чем в пятнадцати странах СНГ, Западной Европы, Азии и Африки. При этом ВТБ намерен продолжить активную зарубежную экспансию, рассчитывая к 2020 г. стать первым и единственным в мире кредитно-финансовым институтом, предоставляющим банковские услуги практически на всем постсоветском пространстве.Расширять присутствие за границей намерены и другие крупные российские банки. В частности, Сбербанк уже заявил о своих планах открыть новые отделения в странах СНГ, а также филиалы в Индии и Китае. Газпромбанк собирается инвестировать несколько сотен миллионов в создание дочерних банков в странах ближнего зарубежья, а также учредить до конца 2015 г. финансовую компанию в Лондоне, которая обеспечит его клиентам доступ к международным рынкам капитала.ВТБ раньше других банков начал активно развивать зарубежную сеть в странах дальнего зарубежья. Начало было положено в 2005 г., когда к ВТБ были присоединены бывшие совзагранбанки. Через год были открыты дочерний банк в Анголе и совместный банк во Вьетнаме, а в 2008 г. - два филиала: в Индии и Китае. В 2013 г. ВТБ стал владельцем дочерней кредитной организации в Сербии, ранее принадлежавшей «Банку Москвы». Фактически ВТБ реализует стратегию группы, рассчитанную на 2010 - 2013 гг. «В Европе, Азии и Африке Группа продолжит фокусироваться на обслуживании российских клиентов и клиентов из стран СНГ, содействуя таким образом развитию международного сотрудничества, экспансии клиентов из стран Содружества на международные рынки и предлагая им уникальный набор услуг на мировых финансовых рынках». Иными словами, основная деятельность зарубежных отделений банка заключается в обслуживании внешнеторговых и инвестиционных операций.В то же время ВТБ постепенно расширяет возможности для привлечения капитала в странах базирования и закрепления позиций на местных рынках. Так, в 2012 г. ВТБ (Германия) принял участие в тендере Европейского центрального банка и получил кредит в размере 450 млн. евро сроком на 3 года под 1% годовых. Помимо этого в 2011 г. в Германии и во Франции банк стал осуществлять операции со средствами розничных клиентов. В отсутствие развитой филиальной сети ВТБ привлекает электронные депозиты по ставке, превышающей среднерыночную. По итогам 2012 г. объем привлеченных им депозитов во Франции и Германии составил 180 млн. и 2.3 млрд. евро соответственно. Таким образом, ВТБ, в первую очередь через филиал в Германии, постепенно развивает финансовое посредничество на местных рынках, проводя депозитно-кредитные операции в странах базирования.В последние несколько лет «Сбербанк» также вышел за пределы СНГ, развивая сеть отделений в Европе и Азии. В 2010 г. он открыл филиал в Индии, в 2011-м выкупил у «ЛУКойла» кредитную организацию в Швейцарии. В 2012 г. «Сбербанк» за 505 млн. евро приобрел испытывающий трудности австрийский Volksbank, имеющий разветвленную сеть отделений в странах Восточной Европы (8 кредитных организаций в Боснии и Герцеговине, Словакии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Сербии, Словении, а также на Украине). Но сегодня, как отмечает международный консультант компаний PetrusAdvisers и AmandaCapital П. Батлер, Volksbank пока представляет собой «набор банковских лицензий и сеть относительно небольших по охвату филиалов где-то в конце списка 10 или 15 крупнейших банков на этих рынках. Это скорее трамплин, а не платформа для выхода на эти рынки».Новой тенденцией стало проникновение крупных российских финансовых организаций в банковский сектор африканских стран. Банк ВТБ учредил в Анголе дочернюю структуру «ВТБ-Африка» для обслуживания компании «АЛРОСА» и других сырьевых компаний. В Намибии ВТБ совместно с фондом прямых инвестиций «CapricornCapital» создал управляющую компанию «VTB Capital», занимающуюся инвестированием в сырьевые проекты. Банк также планирует расширить свою деятельность в Кот-д'Ивуар и Намибии. В Анголе он выдал кредит в размере 1 млрд. долл. дочернему инвестиционному банку «BancoVTB-Angola», в котором имеет 50% акции плюс 1 акцию. В Зимбабве ВТБ участвует в консорциуме российских компаний, планирующем разработку месторождений платины. Общая стоимость проекта достигает 3 млрд. долл. Другой банк - «Ренессанс капитал» - имеет 25-процентное участие в капитале крупнейшего нигерийского банка «Ecobank». ИФК «Метрополь» создала в ДРК собственную структуру «MiningBankofCongo», которая планирует выдавать кредиты под залог концессий.Интерес к африканским странам южнее Сахары проявляют и портфельные инвесторы. В этих государствах действуют 11 фондовых бирж, а по росту капитализации компании Тропической Африки обгоняют фирмы стран БРИКС. Однако низкая ликвидность ценных бумаг местных эмитентов и ограничения на вывоз капитала сдерживают масштабы операций на африканских биржах за исключением Йоханнесбургской биржи.Оценки накопленных прямых инвестиций России в странах Африки южнее Сахары существенно варьируются. В ряде источников говорится о 9 млрд. долл. Согласно отчетам российских компаний, они достигают 17 млрд. долл. Специалисты же Африканского банка развития считают, что они еще в 2008 г. превысили 20 млрд. долл.. Отсутствие точных данных по российским ПИИ в Африке южнее Сахары объясняется не только расхождениями в методиках подсчета, но и существенными трудностями в определении происхождения инвестиций. Так, компания «Ренова» зарегистрирована на Багамских островах, «Евраз»– в Великобритании, «Газпром интернешнл» - в Нидерландах. Ангола не является крупнейшим получателем российских инвестиций, однако выступает в качестве одного из важнейших партнеров в сфере российской банковской активности.Всего в Африке южнее Сахары представлено более 40 проектов, в которых в той или иной мере участвуют отечественные компании. В основном финансируются те проекты, в которых участниками выступают российские фирмы, предпочтение отдается крупным корпорациям: «Газпром», «АЛРОСА», «РУСАЛ», «ЛУКОЙЛ, «Росатом».В отношении числа реализуемых проектов Ангола выступает второй по значимости страной субрегиона, уступая ведущее место только ЮАР. В Анголе в настоящее время реализуется пять проектов, причем два из них связаны с компанией «АЛРОСА», которая ориентируется как на добычу алмазов, так и на разработку нефтегазовых месторождений, что уже свидетельствует о некоторой дифференциации сфер. Однако сохраняется сырьевая направленность в двусторонних экономических связях, то есть инвестиционная привлекательность выше именно у тех активов, которые имеют большие шансы на выработку прибыли для компаний, вкладывающих финансовые средства в развитие индустрии. Судя по аналогичным процессам в соседних государствах континента, где Россия также проявляет определенную активность, например в ЮАР, Намибии, Нигерии, можно говорить о том, что тенденция к концентрации капитала вокруг сырьевых проектов сохранится в ближайшие годы.В целом Ангола получает возрастающий приток российских инвестиций, в некоторой мере сократившийся в период последнего кризиса. Однако тенденция к росту сохраняется, а российский крупный бизнес продолжает видеть взаимовыгодные сценарии развития отношений с Ангольскими предприятиями.Интересной формой сотрудничества в банковской сфере также можно обозначить тот факт, что в 2012 г. Национальный банк Анголы заказал в России разработку банкнот своей национальной валюты. В 2015 г. российской стороной был представлен новый дизайн кванзы, что обязательно должно сказаться на углублении связей в банковском секторе между двумя странами в целом.ЗаключениеВ результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы, относящиеся к вопросам текущего состояния и перспектив развития российско-ангольских отношений.В последние два десятилетия наблюдается определенный переход к усилению связей России с государствами Африки южнее Сахары. Ангола представляет собой одного из важнейших партнеров Москвы в этой части мира, причинами выступают в основном вопросы экономического сотрудничества: связанные с интересами РФ в отношении развития сотрудничества с этой страной в области ценообразования на рынках углеводородов, а также в области трансфера технологий, предназначенных для разведки и добычи полезных ископаемых (в первую очередь алмазов);связанные с сотрудничествомв наукоемких областях, в числе которых сфера телекоммуникаций и торговля вооружениями и военной техникой; а также определяемое в качестве приоритетного сотрудничество в финансовой сфере в условиях укрепления ангольской экономики, стабильности курса национальной валюты и повышения стоимости активов в этой стране.Россия во внешнеполитическом планировании Анголы несколько утратила свои позиции, уступив место таким государствам, как Китай и Бразилия, но ключевыми партнерами Луанды все же остаются страны Запада при преобладающей роли США. Но страна ищет сферы взаимодействия с Россией, тем более полезным для ее руководства представляется получение новейшие технологии добычи нефти и газа, инвестиций в национальную экономику со стороны российских финансовых учреждений, но и конечно политическая поддержка, которая связана с помощью достижения роли значимых глобальных игроков, оказываемой Москвой.Текущий период с 2000-х годов отражает оживление двусторонних отношений, отмечаются попытки с обеих сторон, по углублению партнерства, на этот раз на основе экономических драйверов. Двусторонние дипломатические обмены за последние 10 лет указывают на значительный прогресс, особенно по сравнению с предыдущим десятилетием. Крупнейшие проекты в области экономического сотрудничества в российско-ангольских отношениях в первую очередь связаны с разработкой кимберлитового месторождения «Катока», где наблюдается активная деятельность компании «АЛРОСА», кооперирующейся не только с африканскими компаниями, но и с представителями Бразилии. Кроме того, необходимо отметить активное сотрудничество по разработке нефтегазовых месторождений, где «АЛРОСА» также выступает главным инвестором в экономику африканской страны.Относительно сотрудничества в военно-технической сфере наши страны стремятся к расширению спектра взаимодействия, сейчас это контракты «Рособоронэкспорта» на поставку самолетов СУ-30К, вертолетов МИ-24П и МИ-171Ш более чем на 1 млрд долларов. Но необходимо отметить, что в настоящее время Ангола повышенный интерес к закупкам российских вооружений и военной техники, что в условиях большого количества оружия, поставленного в страну еще в советское время, может дать экономически выгодные возможности для России на основе целой группы конкретных преимуществ.В плане банковского сотрудничества и размещения инвестиций наибольшую активность проявляют ВТБ-Африка, «Сбербанк» и «Газпромбанк», которые делают вклад в развитие проектов российских компаний в этой стране. Основными сферами, тем не менее, выступают нефтяная промышленность и добыча алмазов. Относительно активной поддержки малого и среднего бизнеса можно говорить о недостаточности усилий.В отношении перспектив развития двустороннего сотрудничества можно с уверенностью утверждать, что поддержка курса связанного только с сотрудничеством по приоритетным областям (добыча углеводородов, горная промышленность и военно-техническое сотрудничество) будет продолжаться. Однако уже в настоящее время наблюдается усиливающаяся конкуренция на этих же направлениях со стороны Китая и Бразилии, что ведет к конкуренции капиталов в Анголе. Поэтому возможности развития и расширения связей могут быть связаны только с диверсификацией экономического сотрудничества, например за счет расширения возможностей по организации совместных предприятий малого и среднего бизнеса. В отношении политических связей Россия сохранит свой высокий приоритет в Ангольском представлении о своих внешних связях, так как имеет довольно серьезные ресурсы, связанные со статусом бывшей сверхдержавы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника «ядерного клуба» и крупнейшей по территории страны.Таким образом, переход к эпохе первоочередной реализации национальных интересов прагматического характера привел к выработке в России и Анголе взвешенного и ясного представления о ключевых областях сотрудничества и позволил нашим странам добиться определённых успехов в вопросах политического сотрудничества на современном этапе. Использование этих основных направлений находит поддержку с двух сторон, однако обе страны не выступают в качестве главных партнеров в соответствующих регионах, как следствие наблюдается некоторая конкуренция, которая может отразиться на будущем сотрудничестве, особенно в областях, связанных с добычей полезных ископаемых.Список использованных источниковОфициальные документыАнгола. Связи с Россией и СНГ [Электронный ресурс]/ База данных «Полпред Справочники». URL: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=135207&cnt=10§or=21 (Дата обращения 15.01.2017).Африканский континент в мировой политике // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Url.: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/95422fce0e1e291f 44257cb4003f 62a7!OpenDocument (20.05.2017)Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году. Обзор МИД России. – http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/345430 (25.02.2017)..ВТБ. Годовойотчет 2012. Available at: http://www.vtb.ru/ir/disclosure/fannual (15.05.2017).Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Url.: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (25.05.2017)Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля 2013 г. -www.mid.ru (25.02.2017).Российско-ангольские отношения // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Url.: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/07b84d7e6fc3de4343256a 2c0037470e!OpenDocument (22.05.2017).Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о торговле и экономическом сотрудничестве // Url.: http://docs.cntd.ru/document/901881377 (24.05.2017).Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009 – 2013 гг. //Url.: http://docs.cntd.ru/document/902190521 (25.05.2017).Стратегия развития группы ВТБ на 2017—2019 гг. // Группа ВТБ. Url.:http://www.vtb.ru/group/strategy/ (22.02.2017).26 June 2009, http://www.mission-angola.ch/discursos/pt/20090626_presidente_pt.pdf (23.05.2017).Africa Economic Outlook. AfDB, OECD, UNDP 2014. 316 p.African Economic Outlook, ‘Table 2 – Real GDP growth rates 2004–2014’, http://www.africaneconomicoutlook.org/en/data-statistics/table-2-real-gdp-growth-rates-2003-2013Angola pretendeconferirnovasparceriasestrategicascom a Russia’ [Angola plans to include new areas in the strategic partnership with Russia], Portal Oficial do Governo de Angola (Angola, Ministry of Foreign Relations), 15 February 2012, http://www.governo.gov.ao/VerNoticia.aspx?id=13418 (23.05.2017).Bilateral cooperation agreements between Angola and Russian Federation, http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/07b84d7e6fc3de4343256a2c0037470e!OpenDocument. BNA (BancoNacional de Angola), Relatório de Contas 2011, http://www.bna.ao/uploads/%7B25f32dcb-7af1-403e-bd2d-669762d291e5%7D.pdf. BNA, BoletimEstatistico 2003–Setembro 2012. Luanda: BNA, 2012, p. 46.BP (British Petroleum), Statistical Review of World Energy 2012. London: BP, 2012.BPI (BancoPortugues de Investimento), Angola, October 2012, http://www.bpiinvestimentos.pt/Storage/download/ficheiro.67080B01-F108-4ADE-A039-9171D6620A66.1.pt.asp?id=97F6EC30-4EBD-44D7-95C3-CC11AE77CAC1, p. 8. Foundation, ‘The Ibrahim Index of African Governance’, http://www.moibrahimfoundation.org/iiag (Angola ranked 49 out of 52 countries in 2002); Human Rights (20.02.2017)Global Investments Trends Monitor. UNCTAD Special Edition 25 March 2013. The rise of BRICS and Africa. UNCTAD. N.Y.: 2013.Infrastructure Development within the context of Africa's cooperation with new and emerging development partners NEPAD UN. N.Y.: 2013. 105 p.Jose Eduardo dos Santos, Official Speech at the opening of the talks with President Medvedev, 26 June 2009, http://www.mission-angola.ch/discursos/pt/20090626_presidente_pt.pdf (21.03.2017)RESOLUTION/GEN/NR0/368/80/IMG/NR036880.pdf?OpenElement (20.02.2017).SIPRI. Arms Transfers Database.https://www.sipri.org/databases/armstransfers (23.05.2017).The full text of UNSC Resolution 435 is available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/368/80/IMG/NR036880.pdf?OpenElement. (20.02.2017).Transparency International, ‘Corruption Perceptions Index 2002’, http://archive.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/20022 (20.02.2017)UN, ‘Angola UNAVEM I Background’, http://www.un.org/Depts/DPKO/Missions/unavem1/UnavemIB.htm, (25.05.2017).US Geological Survey. 2010 Mineral Yearbook. Africa. US Department of the Interior. Washington DC: August 2012. Исследования на русском языкеАфриканский континент в мировой политике // Российский совет по международным делам. Url.: http://russiancouncil.ru/blogs/afrika/?id_4=161 (23.05.2017)Абалкина А., Иванова К. Российские банки в странах дальнего зарубежья // Мировая экономика и международные отношения. 2014. №5. С. 21-30.Абрамова И., Фитуни Л. Ресурсный потенциал Африки и национальные интересы России в XXI веке. М.: Институт Африки РАН. 2010. 212 с.АЛРОСА размораживает африканские алмазы [Электронный ресурс]/ Газета «Коммерсантъ», №56 (5087), 02.04.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2160569 (Дата обращения 01.04.2017).АфРо. Российско-африканский деловой журнал. 2007. №2 (21).Васильев А. Африка и вызовы XXI в. М.: Вост. лит. 2012. 374 с.Вступительное слово на российско-ангольских переговорах в расширенном составе. – http://rudocs.exdat.com/docs/index-393723.html?page=2 (20.05.2017)Дейч Т. Китай «завоевывает» Африку. М.: Институт Африки РАН. 2014. 382 с.Дейч Т.Л., Усов В.А. «Восходящие» державы на африканском континенте: пример анголы // Азия и Африка сегодня. 2013. №7. С. 36-41.Кондратов Д. Мировые инвестиционные потоки: новые тенденции.миграция российского капитала // Общество и экономика. 2013. №5. С. 55-96.Корендясов Е. Н., Урнов А.Ю., Шубин В.Г. Африка, Россия и 50-летие ОАЕ/АС // Азия и Африка сегодня. 2013. №9. С. 6-13.Корендясов Е.Н. Военно-техническое сотрудничество России с Африкой // Азия и Африка сегодня. 2015. №10. С. 8-16.Маслов, А. Что нужно России в Африке [Электронный ресурс]// Официальный сайт журнала «Стратегия России», № 3, март 2007 г. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1175072204&archive=1175072874&st (дата обращения 22.05.2017).. «Рособоронэкспорт» намерен увеличить поставки в Африку (Электронный ресурс) URL: www. arms-expo.ru/news/cooperation/rosoboronexport_nameren_uvelichit_postsvku_v_afriku, (дата обращения 18.05.2017).«Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009 – 2013 гг.».Сидорова Г. М. Россия и Африка: этапы сотрудничества и перспективы // Мир и политика. 10 февраля 2011. URL: www.mir-politika.ru/256-rossiya-i-afrika-etapy-sotrudnichestva-i-perspectivy.htmlСтраны «тропической» Африки в структуре мирового экспорта - импорта вооружений [Электронный ресурс]// Информационный портал Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки к югу от Сахары, 23.09.2012. URL: http://www.afrocom.ru/news/analytics/58 (Дата обращения 19.02.17).Торговый оборот между Россией и Анголой за 2014 год // Единый информационный портал «Экспортеры Россиии». http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/2316/ (23.05.2017).Трофимова О., Щедрин А. Экономические приоритеты отношений России и Африки южнее Сахары // Международные процессы. 2015. №4 (13). С. 122-134.Филатова И., Давидсон А. Россия и Южная Африка: наведение мостов // Новая и новейшая история. 2013. №5, С. 226-228.Фитуни Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли // Проблемы современной экономики. 2013. N 3 (47). С. 148-54.Исследования на иностранных языкахAfrica and Energy Security: Global Issues, Local Responses. New Delhi: Academic Foundation & IDSA, 2009, pp.155–75.Angola - Foreign Relations // Global Security. Url.: http://www.globalsecurity.org/military/world/angola/forrel.htm (20.05.2017).Alves AC, ‘Angola’s resources: From conflict to development’, in Beri R & UN Sinha (eds), Angop, ‘Visita do president Russo aopaisconstituidestaque’ [Russian President’s visit to Angola marks a highlight], 27 June 2009.Arkhangelskaya A., Shubin V. Russia's Africa Policy. SAIIA Occasional Paper N 153. South Africa Institute of International Affairs. September 2013. 26 p.Bridging the Atlantic. Brazil and Sub-Saharan Africa.., p. 83.EIU (Economist Intelligence Unit), Angola Country Report. London: EIU, 2012; EIU, Angola Country Report. London: EIU, 2013.EY's Attractiveness Survey Africa 2014. Executing Growth. EYGM Limited 2014.Freemantle S, BRIC Dominant in Angola Economic Awakening, Standard Bank , 17 May 2011.Giles K. Russian interests in Sub-Saharan Africa. The Letort Papers. Strategic Studies Institute and US Army War College Press. Carlisle Pennsylvania. July 2013. Relações da Rússia com Angola são "prioritárias" – vice-primeiro-ministrorusso // Saponoticias. 07.10.2013. – Url.: http://noticias.sapo.ao/info/artigo/1341796.html (27.05.2017)Korendyasov EN, ‘Russian interests in Africa’, BRICS and Africa: Cooperation for Development, Moscow. Moscow: Institute for African Studies, 2013, p. 190Malaquias A, Angola’s Foreign Policy: Pragmatic Recalibrations, Occasional Paper, 84. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2011.Manuel Alves da Rocha, ‘Angola’s economy at present’, Oral presentation,‘Russia in Africa verification workshop’, South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 22 April Regional Economic Outlook: Sub-Saharan Africa. Staying the Course. October 2014. IMF. Washington DC: 2014. Roshin G. International corporations in Africa: How they cooperate with the national business and what changes bring to the economy of the Black Continent. African studies in Russia. Works of the Institute for African Studies RAS Yearbook 2010-2013. M. 2014 p. 49-56.Rostec: News: Russia to invest in infrastructure projects in Africa. 7URL: rostec. ru/en/news/4514579 (датаобращения 20.02.2017).Russia's Economic Engagement with Africa. Africa Economic Brief Volume 2, Issue 7, 11 May, 2011. The African Development Bank Group. Abidjan. 2011.Verification workshop’, South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 22 April Vice-presidente da rùssiareiteiraimportância de Angola emÁfrica // Sapo. Url.: http://tpa.sapo.ao/noticias/politica/vice-presidente-da-russia-reiteira-importancia-de-angola-em-africa (23.05.2017)Watch, Some Transparency No Accountability: The Use of Oil Revenue in Angola and Its Impact on Human Rights. 16. 1. 2004.
Официальные документы
1. Ангола. Связи с Россией и СНГ [Электронный ресурс]/ База данных «Полпред Справочники». URL: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=135207&cnt=10§or=21 (Дата обращения 15.01.2017).
2. Африканский континент в мировой политике // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Url.: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/95422fce0e1e291f 44257cb4003f 62a7!OpenDocument (20.05.2017)
3. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году. Обзор МИД России. – http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/345430 (25.02.2017)..
4. ВТБ. Годовойотчет 2012. Available at: http://www.vtb.ru/ir/disclosure/fannual (15.05.2017).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Url.: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (25.05.2017)
6. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля 2013 г. -www.mid.ru (25.02.2017).
7. Российско-ангольские отношения // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Url.: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/07b84d7e6fc3de4343256a 2c0037470e!OpenDocument (22.05.2017).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о торговле и экономическом сотрудничестве // Url.: http://docs.cntd.ru/document/901881377 (24.05.2017).
9. Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009 – 2013 гг. //Url.: http://docs.cntd.ru/document/902190521 (25.05.2017).
10. Стратегия развития группы ВТБ на 2017—2019 гг. // Группа ВТБ. Url.:http://www.vtb.ru/group/strategy/ (22.02.2017).
11. 26 June 2009, http://www.mission-angola.ch/discursos/pt/20090626_presidente_pt.pdf (23.05.2017).
12. Africa Economic Outlook. AfDB, OECD, UNDP 2014. 316 p.
13. African Economic Outlook, ‘Table 2 – Real GDP growth rates 2004–2014’, http://www.africaneconomicoutlook.org/en/data-statistics/table-2-real-gdp-growth-rates-2003-2013
14. Angola pretendeconferirnovasparceriasestrategicascom a Russia’ [Angola plans to include new areas in the strategic partnership with Russia], Portal Oficial do Governo de Angola (Angola, Ministry of Foreign Relations), 15 February 2012, http://www.governo.gov.ao/VerNoticia.aspx?id=13418 (23.05.2017).
15. Bilateral cooperation agreements between Angola and Russian Federation, http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/07b84d7e6fc3de4343256a2c0037470e!OpenDocument.
16. BNA (BancoNacional de Angola), Relatório de Contas 2011, http://www.bna.ao/uploads/%7B25f32dcb-7af1-403e-bd2d-669762d291e5%7D.pdf.
17. BNA, BoletimEstatistico 2003–Setembro 2012. Luanda: BNA, 2012, p. 46.
18. BP (British Petroleum), Statistical Review of World Energy 2012. London: BP, 2012.
19. BPI (BancoPortugues de Investimento), Angola, October 2012, http://www.bpiinvestimentos.pt/Storage/download/ficheiro.67080B01-F108-4ADE-A039-9171D6620A66.1.pt.asp?id=97F6EC30-4EBD-44D7-95C3-CC11AE77CAC1, p. 8.
20. Foundation, ‘The Ibrahim Index of African Governance’, http://www.moibrahimfoundation.org/iiag (Angola ranked 49 out of 52 countries in 2002); Human Rights (20.02.2017)
21. Global Investments Trends Monitor. UNCTAD Special Edition 25 March 2013. The rise of BRICS and Africa. UNCTAD. N.Y.: 2013.
22. Infrastructure Development within the context of Africa's cooperation with new and emerging development partners NEPAD UN. N.Y.: 2013. 105 p.
23. Jose Eduardo dos Santos, Official Speech at the opening of the talks with President Medvedev, 26 June 2009, http://www.mission-angola.ch/discursos/pt/20090626_presidente_pt.pdf (21.03.2017)
24. RESOLUTION/GEN/NR0/368/80/IMG/NR036880.pdf?OpenElement (20.02.2017).
25. SIPRI. Arms Transfers Database.https://www.sipri.org/databases/armstransfers (23.05.2017).
26. The full text of UNSC Resolution 435 is available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/368/80/IMG/NR036880.pdf?OpenElement. (20.02.2017).
27. Transparency International, ‘Corruption Perceptions Index 2002’, http://archive.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/20022 (20.02.2017)
28. UN, ‘Angola UNAVEM I Background’, http://www.un.org/Depts/DPKO/Missions/unavem1/UnavemIB.htm, (25.05.2017).
29. US Geological Survey. 2010 Mineral Yearbook. Africa. US Department of the Interior. Washington DC: August 2012.
Исследования на русском языке
30. Африканский континент в мировой политике // Российский совет по международным делам. Url.: http://russiancouncil.ru/blogs/afrika/?id_4=161 (23.05.2017)
31. Абалкина А., Иванова К. Российские банки в странах дальнего зарубежья // Мировая экономика и международные отношения. 2014. №5. С. 21-30.
32. Абрамова И., Фитуни Л. Ресурсный потенциал Африки и национальные интересы России в XXI веке. М.: Институт Африки РАН. 2010. 212 с.
33. АЛРОСА размораживает африканские алмазы [Электронный ресурс]/ Газета «Коммерсантъ», №56 (5087), 02.04.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2160569 (Дата обращения 01.04.2017).
34. АфРо. Российско-африканский деловой журнал. 2007. №2 (21).
35. Васильев А. Африка и вызовы XXI в. М.: Вост. лит. 2012. 374 с.
36. Вступительное слово на российско-ангольских переговорах в расширенном составе. – http://rudocs.exdat.com/docs/index-393723.html?page=2 (20.05.2017)
37. Дейч Т. Китай «завоевывает» Африку. М.: Институт Африки РАН. 2014. 382 с.
38. Дейч Т.Л., Усов В.А. «Восходящие» державы на африканском континенте: пример анголы // Азия и Африка сегодня. 2013. №7. С. 36-41.
39. Кондратов Д. Мировые инвестиционные потоки: новые тенденции.миграция российского капитала // Общество и экономика. 2013. №5. С. 55-96.
40. Корендясов Е. Н., Урнов А.Ю., Шубин В.Г. Африка, Россия и 50-летие ОАЕ/АС // Азия и Африка сегодня. 2013. №9. С. 6-13.
41. Корендясов Е.Н. Военно-техническое сотрудничество России с Африкой // Азия и Африка сегодня. 2015. №10. С. 8-16.
42. Маслов, А. Что нужно России в Африке [Электронный ресурс]// Официальный сайт журнала «Стратегия России», № 3, март 2007 г. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1175072204&archive=1175072874&st (дата обращения 22.05.2017)..
43. «Рособоронэкспорт» намерен увеличить поставки в Африку (Электронный ресурс) URL: www. arms-expo.ru/news/cooperation/rosoboronexport_nameren_uvelichit_postsvku_v_afriku, (дата обращения 18.05.2017).
44. «Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009 – 2013 гг.».
45. Сидорова Г. М. Россия и Африка: этапы сотрудничества и перспективы // Мир и политика. 10 февраля 2011. URL: www.mir-politika.ru/256-rossiya-i-afrika-etapy-sotrudnichestva-i-perspectivy.html
46. Страны «тропической» Африки в структуре мирового экспорта - импорта вооружений [Электронный ресурс]// Информационный портал Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки к югу от Сахары, 23.09.2012. URL: http://www.afrocom.ru/news/analytics/58 (Дата обращения 19.02.17).
47. Торговый оборот между Россией и Анголой за 2014 год // Единый информационный портал «Экспортеры Россиии». http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/2316/ (23.05.2017).
48. Трофимова О., Щедрин А. Экономические приоритеты отношений России и Африки южнее Сахары // Международные процессы. 2015. №4 (13). С. 122-134.
49. Филатова И., Давидсон А. Россия и Южная Африка: наведение мостов // Новая и новейшая история. 2013. №5, С. 226-228.
50. Фитуни Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли // Проблемы современной экономики. 2013. N 3 (47). С. 148-54.
Исследования на иностранных языках
51. Africa and Energy Security: Global Issues, Local Responses. New Delhi: Academic Foundation & IDSA, 2009, pp.155–75.
52. Angola - Foreign Relations // Global Security. Url.: http://www.globalsecurity.org/military/world/angola/forrel.htm (20.05.2017).
53. Alves AC, ‘Angola’s resources: From conflict to development’, in Beri R & UN Sinha (eds),
54. Angop, ‘Visita do president Russo aopaisconstituidestaque’ [Russian President’s visit to Angola marks a highlight], 27 June 2009.
55. Arkhangelskaya A., Shubin V. Russia's Africa Policy. SAIIA Occasional Paper N 153. South Africa Institute of International Affairs. September 2013. 26 p.
56. Bridging the Atlantic. Brazil and Sub-Saharan Africa.., p. 83.
57. EIU (Economist Intelligence Unit), Angola Country Report. London: EIU, 2012; EIU, Angola Country Report. London: EIU, 2013.
58. EY's Attractiveness Survey Africa 2014. Executing Growth. EYGM Limited 2014.
59. Freemantle S, BRIC Dominant in Angola Economic Awakening, Standard Bank , 17 May 2011.
60. Giles K. Russian interests in Sub-Saharan Africa. The Letort Papers. Strategic Studies Institute and US Army War College Press. Carlisle Pennsylvania. July 2013.
61. Relações da Rússia com Angola são "prioritárias" – vice-primeiro-ministrorusso // Saponoticias. 07.10.2013. – Url.: http://noticias.sapo.ao/info/artigo/1341796.html (27.05.2017)
62. Korendyasov EN, ‘Russian interests in Africa’, BRICS and Africa: Cooperation for Development, Moscow. Moscow: Institute for African Studies, 2013, p. 190
63. Malaquias A, Angola’s Foreign Policy: Pragmatic Recalibrations, Occasional Paper, 84. Johannesburg: South African Institute of International Affairs, 2011.
64. Manuel Alves da Rocha, ‘Angola’s economy at present’, Oral presentation,‘Russia in Africa verification workshop’, South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 22 April
65. Regional Economic Outlook: Sub-Saharan Africa. Staying the Course. October 2014. IMF. Washington DC: 2014.
66. Roshin G. International corporations in Africa: How they cooperate with the national business and what changes bring to the economy of the Black Continent. African studies in Russia. Works of the Institute for African Studies RAS Yearbook 2010-2013. M. 2014 p. 49-56.
67. Rostec: News: Russia to invest in infrastructure projects in Africa. 7URL: rostec. ru/en/news/4514579 (датаобращения 20.02.2017).
68. Russia's Economic Engagement with Africa. Africa Economic Brief Volume 2, Issue 7, 11 May, 2011. The African Development Bank Group. Abidjan. 2011.
69. Verification workshop’, South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 22 April
70. Vice-presidente da rùssiareiteiraimportância de Angola emÁfrica // Sapo. Url.: http://tpa.sapo.ao/noticias/politica/vice-presidente-da-russia-reiteira-importancia-de-angola-em-africa (23.05.2017)
71. Watch, Some Transparency No Accountability: The Use of Oil Revenue in Angola and Its Impact on Human Rights. 16. 1. 2004.
Вопрос-ответ:
Какие двусторонние связи существуют между Россией и Анголой?
Между Россией и Анголой существуют различные двусторонние связи в сфере внешнеполитических приоритетов. Россия является одним из внешнеполитических приоритетов Анголы, а также ангольское направление во внешнеполитической стратегии России занимает важное место.
Что представляет собой российско-ангольское сотрудничество?
Российско-ангольское сотрудничество представляет собой сотрудничество и конкуренцию в различных секторах экономики, включая энергетику, горнодобывающую промышленность, строительство и сельское хозяйство. Оба государства активно развивают сотрудничество в данных сферах.
Как развиваются официальные межправительственные связи между Россией и Анголой?
Официальные межправительственные связи между Россией и Анголой интенсифицируются. В конце 1990-х - начале 2000-х годов произошло укрепление отношений и установление договоренностей между двумя странами.
В каких секторах осуществляется сотрудничество между Россией и Анголой?
Сотрудничество между Россией и Анголой осуществляется в различных секторах, таких как энергетика, горнодобывающая промышленность, строительство и сельское хозяйство. Оба государства активно развивают сотрудничество в данных сферах.
Какую роль играет Россия во внешнеполитических приоритетах Анголы?
Россия играет важную роль во внешнеполитических приоритетах Анголы. Российское направление занимает важное место во внешнеполитической стратегии Анголы, что свидетельствует о важности российско-ангольского сотрудничества.
В чем заключается внешнеполитическая стратегия России в отношении Анголы?
Внешнеполитическая стратегия России в отношении Анголы заключается в развитии и укреплении двусторонних связей между двумя странами, а также в расширении и углублении сотрудничества в различных секторах экономики.
Какие приоритеты внешнеполитической стратегии Анголы в отношении России?
Внешнеполитические приоритеты Анголы в отношении России включают развитие межправительственных связей, привлечение российских инвестиций и технологий, а также укрепление военно-технического сотрудничества.
Какое сотрудничество существует между Россией и Анголой в секторе экономики?
Сотрудничество между Россией и Анголой в секторе экономики включает различные отрасли, такие как добыча и производство нефти, газа, транспорт и инфраструктура, сельское хозяйство, образование и здравоохранение.
Как развиваются официальные межправительственные связи между Россией и Анголой?
Официальные межправительственные связи между Россией и Анголой развиваются и интенсифицируются с конца 1990-х годов и начала 2000-х годов. Это проявляется в увеличении встреч и переговоров между представителями двух стран, а также в подписании различных соглашений и договоров.