Социально-оценочная метафора в современном газетном тексте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стилистика
  • 33 33 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 03.07.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения метафоры 5
1.1 Концепция метафоры в лингвистике 5
1.2 Особенности метафоры как стилистического приема 12
1.3 Особенности публицистической метафоры 16
Выводы по Главе I 19
Глава II. Особенности реализации социально-оценочной метафоры в современной публицистике 21
2.1 Использование метафоры в российской публицистике 21
2.2 Особенности использования метафоры в современной публицистике спортивной тематики 25
Выводы по Главе II 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33


Фрагмент для ознакомления

Языковыехарактеристики спортивнойпублицистики, аналитичность данного жанра, во многом определеныактивным употреблением метафор, которые выражают социальную оценку. «Главной особенностьюязыка публицистики являетсяоценочность, и имеющиеся языковые средства обращены на то, чтобывоздействовать на аудиторию» [Ляпун, 2011: 121].В настоящее время журналисты, авторы спортивных аналитических текстов, зачастуюиспользуют газетную метафору, являющуюся результатом мыслительной деятельности,одним из развитых способов познания и восприятия мира. «… Метафора пронизывает всюнашу повседневную жизнь и выражается не только в языке, но и в мышлении и действии» [Lakoff, Johnsen, 2003:3]. Газетная метафора, которая обладает ярко выраженными оценочными смыслами,направлена на формирование мнения адресата необходимого автору текста.Мышление человека является само по себе метафоричным, человек создает мир, в котором он находится, при помощи метафор [Чудинов, 2003].Картина мира, которая создается спортивной журналистикой, выделяется метафорическиммногообразием, так как источниками метафорической экспансии являютсяразнообразныетематические сферы, являющиеся традиционными и хорошо знакомыми массовой аудитории: война,искусство, медицина, строительство, пища и т.д. Одной из разновидностей газетной метафоры, демонстрирующейвысокую частотуиспользования,является военная метафора, что можно объяснить тем, что в социуме имеются стереотипы, согласно которым спортивная победа сравнивается с военной победой, что объясняется приложением большого количества усилий.К примеру, в спортивной публицистике популярна метафорическая модель «Спорт – это война», в которой контрастно акцентируется внимание на остроте и драматизме борьбы в обеих сферах.Популярность данной оценки объясняется тем, что согласно многим СМИ, спортсмены принимают участие в сражениях и баталиях, вступают ввойнах, боях и даже битвах. Такие метафоры являются базовыми единицамисоциальной оценки в спортивном дискурсе, так как без использования военной лексики не проходит практическини одно воссоздание спортивного состязания. Языковые единицы, которые заимствованы из даннойобласти,исполняют не только прагматическую, но и функцию текстообразования и зачастуювыступают в качестве сильной позиции текста, в следующем примеры спортсмены оцениваются как некие солдаты, готовые вступить в схватку:Стартуют спортсмены в соответствии с результатами спринта, а они обычно плотные, и схватка начинается с первого же захода на стрельбище (Новая газета, 18.01.2012).Существует большое количество оценочных метафор, которые строятся на лозунге «Спорт – это война»,сюда входят не только образные наименования со спортивныхсостязаний, но и их участников: спортсменов, тренеров, их помощников и т.д.:Зайцева после своего «ухода-возвращения» спокойно приняла новые требования нового штаба, впряглась в работу, не требуя для себя особых условий…(Новая газета, 18.01.2012).Столь обширноеиспользование военных метафор в спортивной публицистике являетсядовольно закономерным явлением. Ведь первоначально, спорт являлся подготовкой к военным действиям, а в нашей стране многие годы спортивная подготовка являлась обязательной, на случай военных действий.Более того, в силу высокой конкуренции в советском обществе, спорту была присуща повышенная агрессивность, что отражалось и в публицистике советского периода, отличавшейся конфликтным характером, демонстрирующей противоборство соперников:На сегодняшний момент в борьбу вступили 24 команды, в том числе три новичка из ближнего зарубежья: «Динамо» (Минск), «Динамо» (Рига) и «Барыс» (Астана) (Новая газета, 04.09.2008).Игра была остановлена на четверть часа, а после матча милиция задержала четверых зачинщиков битвы, в которой, к счастью, никто серьезно не пострадал (Известия, 13.03.2013).Согласно проводимому анализу, для выражения метафорической оценки агрессивногоповедения участников соревнований могут быть использованы сниженные лексические единицы,которые, между тем, обладают высокой экспрессивностью:Они, судя по всему, понимали это по-своему, и хоккей в Канаде после 1972-го и как минимум до середины 1970-х превратился из жесткой игры в жестокую. Жестокости «летчиков» стали подражать другие… Наступили «темные времена» канадского хоккея: в сезоне-1972/1973 «летчики» были больше похожи на налетчиков — они заработали 1756 минут штрафа! (Новая газета,31.08.2011). В представленномотрывке мы наблюдаем переосмысление известного выражения «летчик-налетчик», которая была обыграна в связи со звуковой близостью метафор, которые придали некую негативную оценочность данному поведению спортсменов, также отмечая «заразность» их поведения.Для оценки социального положения, статуса, поведения, в газетном тексте часто прибегают к морбиальнымметафорам, которые активно функционируют не только в спортивном дискурсе,а также в сфере политики. Одной из таких языковых единиц являетсяметафора эпидемия:Женю Кузнецова, самого яркого молодого форварда прошедшего чемпионата, в Чехии было не узнать… Эпидемия травм разрушила практически все связки, которые или наигрывались в ходе сезона, или предполагались (Новая газета, 02.05.2012).Довольно характерной для спортивного дискурса, является механистическая метафора, в связи с тем, что и сама подготовка спортсмена, и егоудачные выступления в условиях высокой конкуренции напоминают работусложного механизма. Механистическая метафора является как гиперболическая оценкафизических возможностей человека:МэнниПакьяо больше не человек. И даже не гуманоид. Это просто машина, не ведающая ни боли, ни усталости … (Советский спорт, 16.11.2009).Актуальное использование механистической метафоры в газетных текстах явилось следствием развития в советской публицистике основноголозунга, который запечатлелся в сознании в качестве социального стереотипа «Человек – этомеханизм». В итоге спортсмены представляются читателям в качестве неких бесчувственных идеальных механизмов,при этом личностные качества спортсмена не обсуждаются. Однако в современном газетном тексте авторы стремятся наоборот- показать социальную личность, дав им такую оценку:Не так давно один профессор объяснял феномен Усэйна… Профессор сравнил Болта с машиной. Безусловно, Болт – бегун милостью Божьей. Усэйн финиширует легко и непринужденно. Но он – никакая не машина. Разве будет машина перед стартом приплясывать, заигрывать с публикой, кривляться и посылать воздушные поцелуи? (Новая газета, 08.09. 2012); Медали для Китая выигрывают не «роботы», а люди – «другие» (Новая газета, 04.09.2008). К метафорам оценки в спортивном дискурсе также относится театральная метафора,которая также часто употребима и в политике. Данная метафора позволяет читателям, воспринимающим некоторые виды спорта в качестве эстетического удовольствия, рассматривать спортсменов в качестве танцоров, актеров, деятелей искусства:… К тому же наш итальянский режиссер посредством грамотных замен подкорректировал игру своих актеров и направил аншлаговый спектакль в нужное русло (Новая газета, 15.10.2012).Таким образом, в газетном спортивном дискурсе активноиспользуются заданные спецификой спортивной жизни разнообразные виды газетнойметафоры, выражающие социальную оценку и оказывающие значительное эмоциональноевлияние на читателя. Выводы по Главе IIМетафоры, которые используются в текстах современных средств массовой информации являются не столько приемами художественного отображения реальной действительности, сколько средствами создания определенной системы воззрений, которые отражаются авторскими интенциями. Подобная образная система, поступив в печать, способна оказывать влияние на мировосприятие и мировоззрение, картину мира читателей. Метафора, используемая в языке современной публицистики, является социальной, выступая как способ мышления, восприятия мира, а не только описание изображения. Данная метафора способнаопределить и зеркально продемонстрировать общественно-политические и идеологические изменения в обществе. При этом, онаобнаруживает их влияние на семантические процессы, которые происходят в лексике. Исследуя метафору и метафоричность языка в отношении к определенному периоду жизни общества, исследователи отмечают, что по особенностям метафоры, ее смысловой и социальной направленности возможно определить и менталитет конкретного общества.Итак, публицистические тексты спортивной тематики формируют единое коммуникативное поле, которое входит в пространство существования средств массовой информации в качестве тематической разновидности дискурса. Обладая чертами некой борьбы, военных действий, искусства и эстетики, тексты спортивной тематики представлены в виде синкретичного дискурсивного образования, функционирующего в рамках дискурса средств массовой информации.ЗаключениеОтбор и организация языковых средств спортивнойтематики вгазетном тексте обусловлен принадлежностью рассматриваемых текстов к публицистическому, или медийному дискурсу.Характерной стилистической особенностьюспортивного дискурса выступаетпреобладание специальной лексики, которая включаетв себя специальную терминологию, тематически обусловленную общую лексику, стереотипизированнуюлексику, а также разговорные варианты терминов.Ключевой темой спортивного дискурсаявляется собственно спорт и его участники, которыемогут быть представленыза счет метафорической оценки, представляющей ту или иную социальную характеристику.Особенностью текстов спортивнойтематикиявляется наличие таких признаков, как оценка, экспрессия, авторская субъективность. Организация текста в большинстве случаев зависит от авторской позиции и личности.При адекватном употреблении метафор можно повысить эффективность, действенность текста, данный факт упоминался еще в античных риториках. В публицистических текстах эффект метафор повышается благодаря воздействующей природе этих текстов, т.к. они обладают особой значимостью для общества.По результатам нашего исследованияметафоры используются в описаниях спортивных мероприятий, жизни спортсменов. Список используемойлитературыАгаев С.В. Метафора как фактор прагматики речевого общения: автореф. дис. … канд. филол. наук / С. В. Агаев. – СПб., 2002. – 18 с.Баранов Г.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход [Текст]. В 2 ч. Ч.1. Современные лингвофилософские концепции метафоры / Г.С. Баранов. – Кемерово: Кузбассиздат, 1996. – 112 с.Бессарабова И.Д. Метафора в газете // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика, 1975. – №1. – С. 53–58Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Дрофа, 1999. – 912 с.Брагина А.А. Метафора–стандарт–штамп //Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. – 1977. – №2. – С. 70Брусенская Л.А. Учебный словарь лингвистических терминов / Л.А. Брусенская, Г.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.Калинин А., Костомаров В. Зачем корить зеркало? (О специфике языка газеты. Диалог лингвистов…) // – Журналист, № 1. 1971. – С.33Квинтилиан. Античные теории языка и стиля / Квинтилиан. – СПб.: Алетейя, 1996. – 362 с.Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 256 с.Ляпун С.В. Приемы создания экспрессии в спортивной журналистике // Инфоноосфера и массовые коммуникации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Логос, 2008. С. 132-136.Ляпун С.В. Газетная публицистика в парадигме лингвистических исследований XXI века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. Вып. 1. С. 117-123.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988Свиренко О.А. Метафора как код культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук / О.А. Свиренко. – Ростов н/Д., 2002. – 24 с.Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.Тупицына И.Н., Скороходова Е.Ю. Природа метафоры и ее использование в современной российской прессе. / Вестник Челябинского государственного университета, 2009. – № 22 (160). Филология. Искусствоведение. – Вып. 33. – С. 108–114Хахалова С.А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры [Текст] / С.А. Хахалова. – Иркутск: ИГЛУ, 1998. – 249 с.Цицерон. Об ораторе // Античные теории языка и стиля. – СПб.: Алетейя, 1996. – 368 с.Чудинов А.П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования (регулярной многозначности) // Лингвистика. – 2001. – Т. 6. – С. 38–53.Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 2003. 248 с.Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях // Монография. – М.: Наука, 1977. – С. 1–78Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. – М.: Наука, 1973. – 280 с.Lakoff G., Johnsen M. Metaphors we live by. London: The University of Chicago Press, 2003. 276 p.Используемые источники:Болт и Оскар [Электронный ресурс] / Новая газета, 08.09.2012: Электрон. дан. — Москва, 2009. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/08/08/50924-bolt-i-oskar. — Загл. с экрана.Бразилия стала ближе [Электронный ресурс] / Новая газета, 15.10.2012: Электрон. дан. — Москва, 2009. — Режим доступа:https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/10/15/51893-braziliya-stala-blizhe. — Загл. с экрана.В Питере и Казани — хоккей до первой крови[Электронный ресурс] / Известия. 13.03.2013: Электрон. дан. — Москва, 2009. — Режим доступа: http://izvestia.ru/news/332154. — Загл. с экрана.Выжал все Сочи [Электронный ресурс] / Новая газета, 02.05.2012: Электрон. дан. — Москва, 2011. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/05/02/49522-vyzhal-vse-sochi. — Загл. с экрана.Гонка с преследователями [Электронный ресурс] / Новая газета, 18.01.2012: Электрон. дан. — Москва, 2012. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/01/17/47744-gonka-s-presledovatelyami. — Загл. с экрана.Дуэль Кларк VS Харламов. Эпизод, изменивший хоккей [Электронный ресурс] / Новая газета 31.08.2011: Электрон. дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/08/31/45694-duel-klark-151-harlamov-epizod-izmenivshiy-hokkey. — Загл. с экрана.Пакмэн прикончил всех [Электронный ресурс] / Советский спорт, 16.11.2009: Электрон. дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: http://m.sovsport.ru/gazeta/article-item/356777. — Загл. с экрана.«Let’sgo!» Начались сражения за Кубок Gagarin [Электронный ресурс] / Новая газета, 04.09.2008: Электрон. дан. — Москва, 2008. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2008/09/04/36707-let-s-go. — Загл. с экрана.

1. Агаев С.В. Метафора как фактор прагматики речевого общения: автореф. дис. … канд. филол. наук / С. В. Агаев. – СПб., 2002. – 18 с.
2. Баранов Г.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход [Текст]. В 2 ч. Ч.1. Современные лингвофилософские концепции метафоры / Г.С. Баранов. – Кемерово: Кузбассиздат, 1996. – 112 с.
3. Бессарабова И.Д. Метафора в газете // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика, 1975. – №1. – С. 53–58
4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Дрофа, 1999. – 912 с.
5. Брагина А.А. Метафора–стандарт–штамп //Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. – 1977. – №2. – С. 70
6. Брусенская Л.А. Учебный словарь лингвистических терминов / Л.А. Брусенская, Г.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
7. Калинин А., Костомаров В. Зачем корить зеркало? (О специфике языка газеты. Диалог лингвистов…) // – Журналист, № 1. 1971. – С.33
8. Квинтилиан. Античные теории языка и стиля / Квинтилиан. – СПб.: Алетейя, 1996. – 362 с.
9. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 256 с.
10. Ляпун С.В. Приемы создания экспрессии в спортивной журналистике // Инфоноосфера и массовые коммуникации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Логос, 2008. С. 132-136.
11. Ляпун С.В. Газетная публицистика в парадигме лингвистических исследований XXI века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. Вып. 1. С. 117-123.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
13. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988
14. Свиренко О.А. Метафора как код культуры: автореф. дис. … канд. филол. наук / О.А. Свиренко. – Ростов н/Д., 2002. – 24 с.
15. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
16. Тупицына И.Н., Скороходова Е.Ю. Природа метафоры и ее использование в современной российской прессе. / Вестник Челябинского государственного университета, 2009. – № 22 (160). Филология. Искусствоведение. – Вып. 33. – С. 108–114
17. Хахалова С.А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры [Текст] / С.А. Хахалова. – Иркутск: ИГЛУ, 1998. – 249 с.
18. Цицерон. Об ораторе // Античные теории языка и стиля. – СПб.: Алетейя, 1996. – 368 с.
19. Чудинов А.П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования (регулярной многозначности) // Лингвистика. – 2001. – Т. 6. – С. 38–53.
20. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 2003. 248 с.
21. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях // Монография. – М.: Наука, 1977. – С. 1–78
22. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. – М.: Наука, 1973. – 280 с.
23. Lakoff G., Johnsen M. Metaphors we live by. London: The University of Chicago Press, 2003. 276 p.
Используемые источники:
24. Болт и Оскар [Электронный ресурс] / Новая газета, 08.09.2012: Электрон. дан. — Москва, 2009. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/08/08/50924-bolt-i-oskar. — Загл. с экрана.
25. Бразилия стала ближе [Электронный ресурс] / Новая газета, 15.10.2012: Электрон. дан. — Москва, 2009. — Режим доступа:https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/10/15/51893-braziliya-stala-blizhe. — Загл. с экрана.
26. В Питере и Казани — хоккей до первой крови[Электронный ресурс] / Известия. 13.03.2013: Электрон. дан. — Москва, 2009. — Режим доступа: http://izvestia.ru/news/332154. — Загл. с экрана.
27. Выжал все Сочи [Электронный ресурс] / Новая газета, 02.05.2012: Электрон. дан. — Москва, 2011. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/05/02/49522-vyzhal-vse-sochi. — Загл. с экрана.
28. Гонка с преследователями [Электронный ресурс] / Новая газета, 18.01.2012: Электрон. дан. — Москва, 2012. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/01/17/47744-gonka-s-presledovatelyami. — Загл. с экрана.
29. Дуэль Кларк VS Харламов. Эпизод, изменивший хоккей [Электронный ресурс] / Новая газета 31.08.2011: Электрон. дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/08/31/45694-duel-klark-151-harlamov-epizod-izmenivshiy-hokkey. — Загл. с экрана.
30. Пакмэн прикончил всех [Электронный ресурс] / Советский спорт, 16.11.2009: Электрон. дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: http://m.sovsport.ru/gazeta/article-item/356777. — Загл. с экрана.
31. «Let’sgo!» Начались сражения за Кубок Gagarin [Электронный ресурс] / Новая газета, 04.09.2008: Электрон. дан. — Москва, 2008. — Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2008/09/04/36707-let-s-go. — Загл. с экрана.

Вопрос-ответ:

Что такое социально оценочная метафора?

Социально оценочная метафора - это особый вид метафоры, который используется для выражения социальных оценок и отношений в тексте.

В каких случаях используются социально оценочные метафоры в современной публицистике?

Социально оценочные метафоры применяются в современной публицистике для передачи и усиления определенных социальных оценок, а также для создания эмоциональной окраски текста.

Какие особенности присущи метафоре как стилистическому приему?

Метафора как стилистический прием обладает такими особенностями, как перенос значения слова, активное использование образных сравнений и возможность создания художественных эффектов в тексте.

Какие особенности характерны для публицистической метафоры?

Публицистическая метафора отличается высокой степенью экспрессивности, часто используется для усиления риторических приемов и оказания воздействия на аудиторию.

Какие особенности присутствуют в реализации социально оценочной метафоры в современной публицистике?

В современной публицистике социально оценочная метафора может использоваться для передачи отношений в обществе, выражения политических и социальных оценок, а также для создания драматического эффекта в тексте.

Что такое социально-оценочная метафора?

Социально-оценочная метафора - это стилистический прием, который используется в газетных текстах для оценки и характеристики социальных явлений, процессов и отношений. Она позволяет выразить сложные концепты и идеи с помощью образных сравнений, усиливая эмоциональную окраску текста и привлекая внимание читателя.

Какие особенности есть у социально-оценочной метафоры?

Социально-оценочная метафора имеет несколько особенностей. Во-первых, она активно используется в публицистике, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателей. Во-вторых, она часто использует образы, связанные с повседневной жизнью, чтобы сделать сложные концепты понятными и доступными. В-третьих, она может использовать иронию и сарказм для выражения критической оценки.

Как метафора используется в современной публицистике?

Метафора широко используется в современной публицистике для создания ярких и запоминающихся образов. Она может использоваться для описания политических событий, экономической ситуации, социальных проблем и других аспектов жизни общества. Метафора позволяет автору выразить свое отношение к теме статьи и вызвать эмоциональную реакцию у читателей.

Какие особенности есть у использования метафоры в спортивной публицистике?

Использование метафоры в спортивной публицистике имеет свои особенности. Она может использоваться для описания спортивных достижений, характеристики игроков и команд, а также для анализа тактики и стратегии. Метафоры, связанные со спортом, позволяют создать динамичный и эмоционально насыщенный текст, который увлекает читателей и передает атмосферу соревнований.