Анализ подходов, используемых на уровне начального общего образования, для развития учебной самостоятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 03.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей обучения в младшем школьном возрасте 5
1.1 Специфика младшего школьного возраста 5
1.2 Готовность к школьному обучению как показатель способности к учебной самостоятельности младшего школьника 11
Глава 2. Изучение подходов, используемых для развития учебной самостоятельности в начальной школе 15
2.1 Анализ универсальных учебных действий младшего школьника 15
2.2 Изучение подходов по развитию учебной самостоятельности младших школьников 19
Заключение 22
Список литературы 24
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию универсальных учебных действий младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития универсальных учебных действий младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.2.2 Изучение подходов по развитию учебной самостоятельности младших школьниковНавык самостоятельного поиска учебной информации необходим не только на начальных ступенях образования, но также и в период обучения в средней школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активизации самостоятельности учащихся в процессе учебной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов обосновал роль, место, задачи самостоятельности в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельности младших школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения. Второй поход к формированию самостоятельности в обучении в начальной школе берет свое начало в работах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.Третье направление по проблеме развития самостоятельности в обучении младших школьников характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.Итак, самостоятельная деятельность учащегося может рассматриваться в очень широком спектре: в любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой, при поиске учебного материала, в процессе рефлексии – при оценивании младшими школьниками собственных достижений и упущений в учебном процессе, при поиске творческого решения задачи, при формировании мотивации к обучению.Согласно А.И. Зимней, самостоятельность младшего школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у младших школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Однако, главная проблема современного обучения на начальной ступени заключается в том, что в целом под учебной самостоятельностью понимается лишь параллельно существующая занятость младшего школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. ЗаключениеТаким образом, в рамках данной работы нами были проанализированы особенности младшего школьного возраста.Помимо этого, мы рассмотрели проблему готовности к школьному обучению детей как показатель способности к учебной самостоятельности младших школьников. Так, мы определили, что уровень готовности ребенка к обучению в школе не может определяться только его умением читать, писать, считать. Это целая совокупность и физического, и психического, и социального его развития, необходимая для успешного усвоения школьной программыребенком.В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования, нами было выявлено, что одной из главных задач современной системы образования считается формирование системы «универсальных учебных действий», которые обеспечивают компетенцию ребенка «научить учиться», самостоятельно мыслить, а не только освоить конкретные предметные знания и навыки в рамках той или иной дисциплины. Для того, чтобы быть способными к учебной самостоятельности в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.Анализируя подходы по развитию учебной самостоятельности младших школьников, нами было определено, что навык самостоятельного поиска учебной информации необходим не только на начальных ступенях образования, но также и в период обучения в средней школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активизации самостоятельности младших школьников в процессе учебной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.Нами были рассмотрены такие походы к развитию учебной самостоятельности, как подход к формированию творческих умений младших школьников, подход, предполагающий разработку организационно-практических вопросов вовлечения младших школьников в самостоятельную деятельность, а также подход, в котором самостоятельная деятельность и есть предмет исследования.Список литературыФГОС НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. - № 373.Асеев В. Г. Мотивация поведение и формирование личности. Москва, 2001. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2008. - 544 с.Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.Ганн С. В., Константинова Н. И. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 38. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности [Текст] / Л. В. Герасимчик // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 686-687. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2004. — 208 с.Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, И. Ломпшер, А.К. Маркова. – Москва: Педагогика, 1982. – 216 с.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии.-1992.-№3-4.-С.14-19.Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.Калашникова Н.Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию у школьников умения учиться. - [б. м.] АКИПКРО, 2001. – 288 с.Калинина Н.В., ПрохороваС.Ю. Развитие учебной самостоятельности младших школьников / Управление качеством образования в условиях введения государственного стандарта образования (часть 3). – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 80 с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.Мухина В.М. Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 1987. - №4. - с. 25-27.Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся. // Педагогика, 1998, №3. - С. 44-48.Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Москва-Нальчик, Издательский центр «Эль-Фа», 1996. - 125 с.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.Полищук О.В. К.Д. Ушинский о развитии самостоятельности в процессе учения. // К.Д.Ушинский и проблемы современного образования. - Челябинск, 2000. - С. 92-97. Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации. // Мир психологии, 2002, №2. - С. 127-135.Рыдзе О. А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2002. -16 с. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе./ А.И. Савенков //Начальная школа.- 2000.- № 12.Тончавина Т.В. Личностно-ориентированное обучение как условие развития самостоятельности личности. // Гуманитарные науки в контексте современных проблем. - Комсомольск - на - Амуре, 2001. - С. 36-38.Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 50-57.Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности. // Вопросы психол., 1990, №6. С. 37-45.Цукерман Г.А.; Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности – М., ОИРО, 2010. – 432 с.Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002.- с.23- 30.
1. ФГОС НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. - № 373.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведение и формирование личности. Москва, 2001.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2008. - 544 с.
4. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
7. Ганн С. В., Константинова Н. И. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 38.
8. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности [Текст] / Л. В. Герасимчик // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 686-687.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2004. — 208 с.
10. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, И. Ломпшер, А.К. Маркова. – Москва: Педагогика, 1982. – 216 с.
11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии.-1992.-№3-4.-С.14-19.
12. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
14. Калашникова Н.Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию у школьников умения учиться. - [б. м.] АКИПКРО, 2001. – 288 с.
15. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Развитие учебной самостоятельности младших школьников / Управление качеством образования в условиях введения государственного стандарта образования (часть 3). – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 80 с.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
17. Мухина В.М. Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 1987. - №4. - с. 25-27.
18. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся. // Педагогика, 1998, №3. - С. 44-48.
19. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Москва-Нальчик, Издательский центр «Эль-Фа», 1996. - 125 с.
20. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.
21. Полищук О.В. К.Д. Ушинский о развитии самостоятельности в процессе учения. // К.Д. Ушинский и проблемы современного образования. - Челябинск, 2000. - С. 92-97.
22. Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации. // Мир психологии, 2002, №2. - С. 127-135.
23. Рыдзе О. А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2002. -16 с.
24. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе./ А.И. Савенков //Начальная школа.- 2000.- № 12.
25. Тончавина Т.В. Личностно-ориентированное обучение как условие развития самостоятельности личности. // Гуманитарные науки в контексте современных проблем. - Комсомольск - на - Амуре, 2001. - С. 36-38.
26. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 50-57.
27. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности. // Вопросы психол., 1990, №6. С. 37-45.
28. Цукерман Г.А.; Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности – М., ОИРО, 2010. – 432 с.
29. Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002.- с. 23- 30.
Вопрос-ответ:
Какие есть подходы, используемые на уровне начального общего образования для развития учебной самостоятельности?
На уровне начального общего образования для развития учебной самостоятельности применяются различные подходы, такие как активные методы обучения, задания на самостоятельную работу, использование современных информационных технологий, коллективное обсуждение и анализ задач и проблем, поощрение самостоятельности и инициативности учеников, формирование навыков планирования и организации учебной деятельности.
В чем специфика младшего школьного возраста?
Младший школьный возраст характеризуется особыми особенностями развития ребенка. В это время происходят значительные изменения в психическом и физическом развитии ребенка. Он начинает проявлять интерес к учению, усваивать новые знания и навыки, формируются навыки самостоятельности и ответственности. Однако в этом возрасте ребенок еще нуждается в поддержке, контроле и направлении со стороны учителей и родителей.
Что такое готовность к школьному обучению и почему она является показателем способности к учебной самостоятельности у младшего школьника?
Готовность к школьному обучению - это комплекс психологических, физических и интеллектуальных готовностей ребенка к успешной адаптации и обучению в школе. Эта готовность включает в себя способности к самостоятельной учебной деятельности, умение слушать, сосредоточиться, понимать задания, работать в коллективе и т.д. Поэтому готовность к школьному обучению является показателем способности к учебной самостоятельности у младшего школьника.
Какие подходы используются на уровне начального общего образования для развития учебной самостоятельности?
На уровне начального общего образования для развития учебной самостоятельности используются различные подходы, такие как индивидуальная работа с учениками, создание условий для самостоятельного поиска информации, использование разнообразных учебных материалов и технологий.
Какие особенности обучения в младшем школьном возрасте учитываются?
В младшем школьном возрасте учитываются особенности развития детей, такие как кратковременная память, недостаточная концентрация внимания, ограниченные познавательные возможности. Также учитывается психологическая готовность ребенка к учению, его интересы, мотивация и потребности.
Что такое готовность к школьному обучению и как она связана с учебной самостоятельностью младшего школьника?
Готовность к школьному обучению - это показатель способности ребенка к самостоятельному учению. Учебная самостоятельность младшего школьника означает его способность планировать свое время, устанавливать цели и достигать их без посторонней помощи. Готовность к школьному обучению напрямую влияет на развитие учебной самостоятельности ребенка в начальной школе.
Какие подходы используются для развития учебной самостоятельности в начальной школе?
Для развития учебной самостоятельности в начальной школе используются такие подходы, как систематическая работа с заданиями на самостоятельное выполнение, создание ситуаций выбора и самоопределения в учебной деятельности, поощрение и поддержка самостоятельности, организация совместной работы с товарищами.
Какие подходы используются для развития учебной самостоятельности в начальной школе?
Для развития учебной самостоятельности в начальной школе используются такие подходы, как систематическая работа с заданиями на самостоятельное выполнение, создание ситуаций выбора и самоопределения в учебной деятельности, поощрение и поддержка самостоятельности, организация совместной работы с товарищами.
Какие подходы используются на уровне начального общего образования для развития учебной самостоятельности?
На уровне начального общего образования для развития учебной самостоятельности применяются различные подходы. Они могут включать использование разнообразных методов и приемов, активную работу с учебными материалами, организацию групповой и индивидуальной работы, создание условий для самостоятельного поиска знаний и решения учебных задач, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.