Философия понимания личности и свободы.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 10.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Становление экзистенциальной концепции личности
Глава II Понимание свободы человека в экзистенциализме
Заключение
Список использованной литературы
В философии Камю, как и в философии Сартра, человек первоначально выступает в своём абсолютном одиночестве и конечности. Смысл существования утрачивается самым радикальным образом. Точка зрения А. Камю - это, так сказать, “героический пессимизм”. Надежды у него нет, но у него есть свобода. Вне единственной фатальной неизбежности смерти есть свобода. Остаётся мир, в котором человек - единственный хозяин. И он должен оставаться человеком, несмотря ни на что.Учитывая всё вышеизложенное, нет нужды доказывать, что для философов-экзистенциалистов свобода неотрывна от ответственности. Сартр говорит: “...человек, будучи осужденным на то, чтобы быть свободным, несёт на собственных плечах тяжесть всего мира: он ответственен за мир и за самого себя, и это способ бытия”. Правда есть один особый случай: “я не могу отвечать за то, что родился”. Но это значит, по Сартру, всего-навсего, что я не отвечаю только за свою ответственность. Моё бытие не имеет основания, я просто “заброшен” в мир, но после этого и вместе с этим я начинаю отвечать за себя, я свободен и ответственен, оставаясь беспочвенным. Но это значит также, что речь идёт об экзистенциальной ответственности, а вовсе не об ответственности перед кем-то: обществом, отечеством, родителями или детьми. Понятно, считает Ж.-П. Сартр, свобода как определение человека, его экзистенция не зависит от других, но, как только осуществляется выбор или начинается действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей. Иначе говоря, человек может поставить своей целью свою свободу лишь в том случае, если он поставит своей целью также и свободу других.Итак, без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределён какими-либо духовными или материальными факторами, то он, с точки зрении экзистенциалистов, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий.Когда экзистенциалисты говорят, что человек сам себя выбирает, они имеют в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым они также хотят сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем,- всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности, и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. ЗаключениеСуммируя воззрения экзистенциалистов, можно сделать следующие выводы. Экзистенциальная философия человека, возникшая в 20-х годах ХХ века, представила своё оригинальное видение и понимание поиска возможностей постижения личности. Свобода, смерть, страх, одиночество - ведущие темы экзистенциализма. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в “пограничных” ситуациях - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единственное состояние, в котором человек ведёт полностью свободное, самостоятельное существование.Первый призыв этой философии: “Человек, пробудись!”. То есть займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему всеми своими силами. Внепредметная интерпретация сознания, экзистенции, “самости” человека позволяет экзистенциалистам предельно заострить свой тезис об уникальности человека, представить его единственным субъектом в мире объектов. Только он способен мыслить, переживать, воспринимать и истолковывать мир. Лишь он может судить обо всём сущем. О нём же самом в его истоке судить невозможно. Если сущность предшествует её существованию, то сущность человека проявляется только в течение его жизни. Человек сам себя превращает в человека.Философов - экзистенциалистов чрезвычайно волнует вопрос о свободе личности. Согласно экзистенциализму человеческая личность есть самоцель существования и развития. Общество же призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя такой порядок жизнедеятельности людей, который бы ограждал личность от посягательств на её свободу. Однако роль общества, по мнению экзистенцилистов, отрицательна, поскольку общество может предоставить человеку свободу лишь от чего-либо (экономическую, политическую и т.п.). Подлинная свобода - свобода экзистенциальная – “свобода для”, и она начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности. Всё это означает, что у экзистенциалистов свобода состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества. С их точки зрения, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через интерпретацию своей деятельности в контексте общей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности.Несмотря на некоторые расхождения в концепциях ведущих представителей экзистенциальной философии, объединяет их общая установка на постижение человеческой личности как индивидуальной и уникальной, не сводимой по своим качествам к простым материальным сущностям, что выдвигает философию существования личности на первый план в познании сущности человека и его бытия.Список использованной литературыБердяев Н.А.: Философия свободы. Смысл творчества/ Н.А. Бердяев. - СПб.: РХГИ, 2002. Вахренева П.Е. Н.Бердяев и его философия человеческого достоинства/ П.Е. Вахренева // Социально-гуманитарные знания - 2005 - №3 - С.275.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Феникс, 2008 г., 512 стр.Горбачёв В.Г. История философии: Учебное пособие для вузов/ В.Г. Горбачев. - 3-е изд., перераб. и доп.-Брянск: Курсив, 2002г., 323 стр.Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли/ С.Н. Малявин - М.: Дрофа, 2003г., 97 стр.Мир философии/ Личность и социальные общности как субъекты исторического процесса. -М., 1991г., Ч.2.Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. – М.: Республика, 2000 г., 639 стр.
1.Бердяев Н.А.: Философия свободы. Смысл творчества/ Н.А. Бердяев. - СПб.: РХГИ, 2002.
2.Вахренева П.Е. Н.Бердяев и его философия человеческого достоинства/ П.Е. Вахренева // Социально-гуманитарные знания - 2005 - №3 - С.275.
3.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Феникс, 2008 г., 512 стр.
4.Горбачёв В.Г. История философии: Учебное пособие для вузов/ В.Г. Горбачев. - 3-е изд., перераб. и доп.-Брянск: Курсив, 2002г., 323 стр.
5.Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли/ С.Н. Малявин - М.: Дрофа, 2003г., 97 стр.
6.Мир философии/ Личность и социальные общности как субъекты исторического процесса. -М., 1991г., Ч.2.
7.Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. – М.: Республика, 2000 г., 639 стр.
Вопрос-ответ:
Какие концепции развиваются в философии Сартра и Камю?
В философии Сартра и Камю развиваются концепции свободы человека, его одиночества и конечности.
Какова точка зрения А. Камю на смысл существования?
А. Камю не верит в надежду и считает, что смысл существования утрачивается радикальным образом, но при этом он признает, что у человека есть свобода.
Что подразумевается под героическим пессимизмом в философии Камю?
Героический пессимизм в философии Камю означает, что у него нет надежды, но есть осознание свободы и возможность принятия решений в условиях неизбежности смерти.
В чем заключается первоначальное положение человека в философии Сартра и Камю?
В философии Сартра и Камю человек первоначально выступает в своем абсолютном одиночестве и осознает свою конечность.
Что понимается под свободой человека в экзистенциализме?
Свобода человека в экзистенциализме означает его способность принимать решения и действовать независимо от внешних обстоятельств, вне фатальной неизбежности смерти.
Что такое экзистенциальная концепция личности?
Экзистенциальная концепция личности - это философская теория, которая описывает человека как свободного и ответственного субъекта своей судьбы. Она утверждает, что каждый человек является уникальным и неповторимым существом, способным принимать свои собственные решения и создавать смысл своей жизни.
Каким образом человек выступает в абсолютном одиночестве и конечности?
Человек выступает в абсолютном одиночестве и конечности в том смысле, что он осознает себя как отдельное и уникальное существо, отделенное от остального мира и обреченное на смерть. В экзистенциализме полагается, что человек не может полностью объяснить или оправдать свое существование, и должен самостоятельно придавать смысл своей жизни через выбор и ответственность за свои действия.
Что такое героический пессимизм в философии Камю?
Героический пессимизм в философии Камю означает, что человек не имеет надежды на какое-либо внешнее благо или смысл жизни, но он может сохранять свою свободу вне зависимости от обстоятельств. Камю считает, что жизнь лишена объективного смысла, но человек может создать свой собственный смысл через свои выборы и действия.
Что подразумевается под фатальной неизбежностью смерти?
Фатальная неизбежность смерти означает, что смерть является неотъемлемой частью существования каждого человека и не может быть избежана. В контексте философии Камю, смерть является священным пределом человеческой жизни и одновременно побуждает человека к осознанию своей свободы и ответственности за свои действия.
Как свобода связана с пониманием личности и смысла существования?
Свобода является неотъемлемой частью понимания личности и смысла существования в экзистенциализме. Человек обладает свободой выбирать свои действия и создавать смысл своей жизни. Свобода предполагает ответственность за свои решения и поступки, а также способность принять смерть как неизбежность и придать смысл своему существованию вне объективных ценностей.