Телесно-ориентированные приёмы при коррекции заикании у старших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 07.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи у детей с заиканием в дошкольном возрасте 5
1.1 Формирование речи в онтогенезе у дошкольников 5
1.2 Характеристика речи заикающихся детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Изучение телесно-ориентированных приемов по коррекции заикания у детей дошкольного возраста 12
2.1 Специфика коррекционной работы по преодолению заикания 12
2.2 Анализ танце-двигательных приемов как области телесно-ориентированного подхода в преодолении заикания у старших дошкольников 16
Заключение 22
Список литературы 24
Поза, в отличие от музыкальной паузы, имеет собственную выразительность, определяющую дихотомическую природу танца.Ритм. Ритм — один из основополагающих элементов музыки и танца, обуславливающий закономерность в распределении звуков и движений во времени. Представление о танцевальном ритме часто связано с музыкой, обращенной к визуализации. Ритм — основной элемент танца, на основе которого происходит его организация. В разных типах танца (игровом, зрелищном) используются разные ритмические формы: от простых — до сложных (ритм - метр).Для ритма игрового танца характерным свойством является его ярко выраженная пульсация, четко разделенная на соизмеримые отрезки. Чувство ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, воспроизведение, созидание ритмической стороны в танцевальной деятельности. В психофизическом развитии занимающегося ритм играет огромную роль. Проблема ритмического развития в настоящее время вызывает беспокойство у широкого круга специалистов, обеспокоенных возрастающим количеством людей с аритмией. Аритмия приводит к ухудшению психофизического состояния, что отражается на социальном статусе человека. Причинами неритмичности может стать несформировавшаяся уравновешенность процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе, неразвитость координации, наличие мышечных зажимов, которые препятствуют протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам. Поэтому мы подчеркиваем возможность и необходимость формирования ритмических способностей у занимающихся.Жест.(Па). Жест — простейший динамический элемент структуры танца,который представляет слитный переход из одной позы в другую: то есть это сам путь, его процесс. Па — Pas как «шаг» по-французски, также равен жесту. Учитывая сложность природы жеста и его распространенность в научных исследованиях по культуре человека, мы вводим следующие дополнительные определения. Кинеза как непрерывное человеческое движение от позы до позы в семиотической знаковой системе. Кинема как механическая геометрия пути от одной позы до другой позы. В музыке аналогичное понятие — «интонация».Имитация — как способ творческой разработки жеста (кинезы), направлен на его развитие, обогащение и интерпретацию от детали до танцевального текста за счет варьирования позы и ритма, организующих жест. При танцевальной имитации вышеназванные компоненты варьируют мотив, тему, обогащая их, а в групповом танце передавая их от одних исполнителей к другим. Имитация танцевального текста (образа) может проявляться в разнообразных вариантах с учетом музыкальных форм. Высшим методом развития имитации является хореографический симфонизм как способ театрального мышления, органически связанный с музыкально-хореографической драматургией.Важным моментов, на котором берет свое основание танце-двигательная терапия, это понимание того, что при спонтанных движениях человек может выразить себя очень точно и максимально честно, ведь в спонтанном движении материализуются бессознательные стороны личности. А бессознательное, в свою очередь, может стать видимым и обрести форму, именно таким образом, что человек становится способен воссоединиться с потерянными ранее при различных обстоятельствах частями себя, со своими психологическими ресурсами. При осознании этого как раз открывается возможность к самопознанию и обретению личностной целостности, а такжеинтегрированности, что является основной частью и целью психотерапевтического процесса.Возможности применения танцевальной терапии очень широки:лечение больных (психические и физические нарушения);профилактика для здоровых людей, имеющих психологические проблемы;развитие личности и самосовершенствование;познание себя;формирование положительного образа тела, телесное понимание себя;повышение самооценки;развитие спонтанности, умение принимать нестандартные решения;снятие стресса, мышечного и физического напряжения;уменьшение тревожности, агрессии;развитие контактности, помощь в умении устанавливать отношения с партнером и коллективом;развитие фантазию и креативность.Главное отличие танцевальной терапии от хореографии заключается в отсутствии установленного словаря движений, а также предусмотренного результата от танцевального выражения. Для танце-двигательной терапии важным является не столько то, как человек двигается, сколько то, что он чувствует во время танца.Еще одним отличием можно назвать наличие терапевта - человека, который должен иметь танцевальное и обязательно психологическое образование.ЗаключениеТаким образом, нами была изучена психолого–педагогическая литература по проблеме речевого развития у детей дошкольного возраста.В рамках данного исследования мы рассмотрели особенности речи у заикающихся детей дошкольного возраста.Так, мы выявили, что у детей дошкольного возраста заикание в основном развивается, находясь в тесном взаимодействии с их личностными и поведенческими нарушениями Это во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что, в свою очередь, обусловливает довольно сложную симптоматику собственно речевых нарушений.Мы определили, что существует легкая, средняя и тяжелая степень заикания.К особенностям речи заикающегося ребенка нами были отнесены следующие. Речь заикающегося ребенка в дошкольном возрасте может становиться аритмичной. Судорожные и аритмические двигательные расстройства во многом обусловливают различные нарушения просодической стороны речи; при этом она может быть плавной, интонационно выразительной, содержать логические ударения. Ритм речи может нарушаться из-за эмболофразии, которая возникает при условии повышенного нервного возбуждения ребенка.Помимо этого, нами были проанализированы приемы в телесно-ориентированном подходе, применяющиеся при коррекции заикания у старших дошкольников.В коррекции заикания нами был выделен танце-двигательный подход как вид телесно-ориентированной терапии. Преимущества данного подхода том, что при использовании егов коррекции заикания учитывается не столько творческий компонент, который необходим при работе с подростками и взрослыми, а именно снятие телесного напряжения у ребенка, что так важно при работе с заикающимися детьми.Мы определили, что в дошкольном возрасте близкой, интересной и соответствующей возрастным особенностям деятельностью является в большей степени танец, чем другие формы телесно-ориентированной терапии, поэтому при коррекции заикания в старшем дошкольном возрасте актуально применять именно танце-двигательную терапию.Танцевально-двигательная психотерапия применяет движение, а также творческое выражение в области психотерапевтических отношений, где происходит смещение с вербального подхода к телесно-ориентированному подходу. Данный процесс включает в себя вербальную и невербальную коммуникацию, в процессе которых творчески актуализируется самопринятие, самовыражение, способность делать выбор, а также принимать решения и развиваться, делая собственную жизнь более наполненной, более творческой и осмысленной.Список литературыАбраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.Бекина С. и др. Музыка и движение. - М., Просвещение, 2004.Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.Борисова Е. А.Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы / Е. А. Борисова, Н. С. Прокопцова // Логопед. - 2005. - № 3. - С. 48-65.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер/ № 1 С. 20-28.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008. Воробьева В. К. Ассоциативный эксперимент как метод исследования словаря детей с отклонениями в речевом развитии / В. К. Воробьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2009. – № 2(32). – C. 29-35.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. – 346 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 112 с.Гиршон А. Истории, рассказанные телом. Практика аутентичного движения. – Минск, 2008. – 128 с.Гохлернер М.М. Психологический механизм чувства языка / М.М. Гохлернер, Г.В. Ейгер // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 137-142.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316 с.Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда — 2-е изд., испр. идоп.— М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 180 с.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.Лоуэн А. Депрессия и тело: Пер. с англ. / А. Лоуэн. – М.: Психотерапия, 2010. – 312 с.Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под.ред. Венгера А.А. - М., 2011. - С. 34.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. –Спб, 2011. - 431 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - 480 с.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2009. – 208 с.Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.Хватцев М.Е. Логопедия — М, 1959. — С. 466—469.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.под ред. Баскакова В.Ю., 2-ое издание. - М, 1997.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.
3. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
4. Бекина С. и др. Музыка и движение. - М., Просвещение, 2004.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.
6. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
7. Борисова Е. А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы / Е. А. Борисова, Н. С. Прокопцова // Логопед. - 2005. - № 3. - С. 48-65.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.
9. Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер/ № 1 С. 20-28.
10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.
11. Воробьева В. К. Ассоциативный эксперимент как метод исследования словаря детей с отклонениями в речевом развитии / В. К. Воробьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2009. – № 2(32). – C. 29-35.
12. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. – 346 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 112 с.
14. Гиршон А. Истории, рассказанные телом. Практика аутентичного движения. – Минск, 2008. – 128 с.
15. Гохлернер М.М. Психологический механизм чувства языка / М.М. Гохлернер, Г.В. Ейгер // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 137-142.
16. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
17. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316 с.
18. Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
19. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
20. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
21. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 180 с.
22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
23. Лоуэн А. Депрессия и тело: Пер. с англ. / А. Лоуэн. – М.: Психотерапия, 2010. – 312 с.
24. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
25. Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под. ред. Венгера А.А. - М., 2011. - С. 34.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. –Спб, 2011. - 431 с.
27. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - 480 с.
28. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2009. – 208 с.
29. Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.
30. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.
31. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
32. Хватцев М.Е. Логопедия — М, 1959. — С. 466—469.
33. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. под ред. Баскакова В.Ю., 2-ое издание. - М, 1997.
Вопрос-ответ:
Как формируется речь у дошкольников?
Формирование речи у дошкольников происходит в онтогенезе и является сложным и многосторонним процессом. Оно связано с развитием мозга, двигательных навыков, зрительно-моторной координации, а также с социально-психологическими и семейными условиями ребенка.
Как характеризуется речь заикающихся детей дошкольного возраста?
Речь заикающихся детей дошкольного возраста характеризуется нарушением плавности и ритма произношения, частыми повторами звуков, слогов и слов, а также сдвигами в смысловой структуре высказываний. Уровень развития речи у таких детей может быть ниже, чем у их сверстников без заикания.
Какие телесно ориентированные приемы используются при коррекции заикания у дошкольников?
Для коррекции заикания у дошкольников используются разные телесно ориентированные приемы, такие как игры, двигательные упражнения, ритмические движения, танцы и другие активности, которые способствуют развитию моторики, координации движений и ритма речи. Эти приемы помогают развить у детей гармоничный и плавный речевой поток.
Чем специфика коррекционной работы по преодолению заикания отличается от работы с другими речевыми нарушениями?
Специфика коррекционной работы по преодолению заикания заключается в том, что она направлена на развитие плавности и ритма речи, а также на снятие психологических препятствий перед детьми, связанных с их эмоциональным и познавательным отношением к процессу общения. Работа с другими речевыми нарушениями может иметь свои особенности и направлена на другие аспекты развития речи и коммуникации.
Какие танцевально-двигательные приемы применяются при коррекции заикания?
При коррекции заикания применяются разные танцевально-двигательные приемы, такие как ритмические движения под музыку, игры с движениями, в которых дети повторяют определенные движения и позы. Такие приемы способствуют развитию координации движений, ритма и плавности речи, а также помогают детям осознать свое тело и пространство вокруг них.
Какие телесно ориентированные приемы используются при коррекции заикания у старших дошкольников?
Телесно ориентированные приемы, которые используются при коррекции заикания у старших дошкольников включают в себя различные двигательные упражнения, игры с использованием движения, ритмические упражнения и танцы. Целью этих приемов является стимуляция двигательной активности ребенка, улучшение его речевых навыков и снятие нагрузки с речевого аппарата.
Как формируется речь у дошкольников?
Речь у дошкольников формируется в процессе их онтогенеза. В этом возрасте дети активно участвуют в различных играх и коммуникационных активностях, и это способствует развитию и совершенствованию их речи. Они начинают использовать все больше слов и учатся формировать простые предложения. Также они начинают понимать основные правила грамматики и проявляют большой интерес к общению с окружающими.
Какие особенности характерны для речи заикающихся детей дошкольного возраста?
Речь заикающихся детей дошкольного возраста отличается от речи их сверстников без заикания. Они испытывают затруднения с произношением некоторых звуков и заменой звуков, а также имеют проблемы с ритмом и темпом речи. Они могут часто повторять звуки или слова, а также испытывать психологическое и эмоциональное напряжение, связанное с заиканием.
В чем специфика коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста?
Специфика коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста заключается в использовании различных телесно ориентированных приемов, которые помогают улучшить речевые навыки и снять напряжение у ребенка. Коррекционные специалисты могут применять двигательные упражнения, игры с использованием движения, ритмические упражнения и танцы, чтобы стимулировать двигательную активность ребенка и развивать его речевые возможности.