Тема особо охраняемые природные территории лесостепи Русской равнины, примерный план конспекты.
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 08.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Физико-географические условия лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины 4
1.1.Географическое положение 4
1.2.Геологическое строение, тектоника, рельеф, полезные ископаемые лесостепной зоны Европейской России. 6
1.3. Климат, воды 7
1.4.Почвы, растительность, животный мир 12
1.5.Антропогенное влияние, экологические проблемы 14
Выводы 18
Глава 2. Проблемы особо охраняемых природных территорий лесостепной зоны Восточно-Европейкой равнины 19
2.1 История особо охраняемых природных территорий в России, их классификация 19
2.2. Типы особо охраняемых природных территорий лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины 21
2.3 Проблемы - экологические, экономические, социальные, пути их решения 40
Выводы 45
Глава 3. Возможности применения результатов исследования в школьных курсах географии 47
3.1. Место темы в школьных курсах географии (обзор программ учебников) 47
3.2. Разработка урока на тему «Лесостепь» для 8 класса 53
Выводы 58
Заключение 59
Список литературы 61
Требуется организация негосударственных природоохранных и природовосстановительных структур, для создания рабочих мест для молодых специалистов [8, стр. 34]. Система российских государственных природных заповедников представляет собой уникальное в мировом масштабе явление в сфере охраны природы. Эти заповедные территории полностью изымаются из хозяйственного использования, и в этом состоит их принципиальное отличие от всех других категорий ООПТ. Привесомых политических и социально-экономических преобразованиях в конце XXв. произошли существенные негативные изменения в сфере заповедного дела, связанные с ослаблением роли государственного обеспечения заповедной системы. В большей части это затронуло финансирование научно-исследовательской деятельности. В настоящее время почти полностью утрачена ранее ведущая роль отечественной Академии наук в руководстве научной работой заповедников; Комиссия по заповедникам не способна влиять на научную деятельность заповедников и их федерального центра. Результат - замене первостепенной научной деятельности заповедников на эколого-просветительскую.ВыводыПод категориями ООПТ выделяют:1.биосферные заповедники и государственные природные заповедники;2.природные парки;3.национальные парки;4.государственные природные заказники;5.памятники природы;6.ботанические сады и дендрологические парки;7.курорты и лечебно-оздоровительные местности.Возможно установление дополнительных категорий охраняемых зон на местном уровне. Защита природных территорий строится на запретах, занесении видов флоры и фауны в Красную книгу, наказания браконьерства, незаконной вырубки или уничтожении территорий.Проблемы охраны объектов природных территорий достаточно остро стоят перед человечеством. Недостаточное финансирование приводит к отсутствию возможности для защиты охраняемых территорий. Наблюдается проблема удержания работников заповедников и природных парков на рабочих местах. ООПТ лесостепной зоны нуждаются в максимально возможном расширении своих границ, так как многие из них, по причине своей малой площади, не способны в полной мере выполнять возложенные на них функции. Помимо этого, ООПТ лесостепной зоны характеризуются недостаточным увлажнением. В особо засушливые годы требуется уделение особенного внимания данным территориям. Пересыхание водных артерий ведет к невозвратимой утрате видов растений. Потеря некоторых растений провоцирует и утрату представителей животного мира, для которых это растение было средообразующим. Кроме того, значительные территории выгорают при возникновении природных пожаров. Несмотря на то, что территория самих ООПТ ограждена от воздействия хозяйственной деятельности человека, негативное воздействие тем не менее осуществляется от объектов промышленности и близ расположенных поседений.Глава 3. Возможности применения результатов исследования в школьных курсах географии 3.1. Место темы в школьных курсах географии (обзор программ учебников)Для полного представления о тематике работы были рассмотрены несколько изданий учебников по географии. Наиболее широко тема особо охраняемых природных территорий Восточно-Европейской равнины представлена в курсе 8 класса.Первый был рассмотренучебник «География России. Природа» под ред. ДушинойИ.В.. – М.: Дрофа, 2016г. 8 класс.Учебник содержит следующие разделы: 1.Раздел I.Россия на карте мира 2.Раздел II.Особенности природы и природные ресурсы 3.Климат и климатические ресурсы 4.Внутренние воды и водные ресурсы 5.Растительный и животный мир 6.Раздел III. Природные комплексы России7.Природное районирование 8.Природа регионов России9.Человек и природа В разделе«Природные комплексы России» идет рассмотрение Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон.Предусмотреновыполнение практической работы.Практическая работа:1.Характеристика одной из природных зон.Учебник: ДроновВ.П., БариноваИ.И., ЛобжанидзеА.А., География России 8 класс, 2015г. Учебник состоит из частей:1.Россия на карте мира, 2.Природа России,3.Население России,4.Хозяйство России.В параграфе Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы, находится информация об особо охраняемых природных территориях Восточно-Европейской равнины.Выдержка из рабочей программы по данному учебнику: Часть 2. ПРИРОДА РОССИИ (37 ч).Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.В учебнике по географии, География России. Природа. Население. Пятунин В.Б., Таможня Е.А. во втором разделе, природа России, представлены два параграфа:Природные комплексы и особо охраняемые природные территории России (рис. 21, табл. 3).Рис. 21 – учебник География 8 класс[gdzna5.com]Таблица 3Содержание учебника География 8 классЗаселение и освоение территории России в IX—XVII вв.Климатические пояса и типы климатовЗанятость населенияИзменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв.Климат и человекГеографическое исследование территории России в XVIII-XIX ввСостав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефаТерриториальные изменения и географическое изучение России в XX в.Зависимость речной сети от климатаОзёра. Болота. Ледники. Подземные водыМноголетняя мерзлотаВоды и человек. Водные ресурсыПочва — особое природное образованиеГлавные типы почв и их размещение по территории РоссииПочвенные ресурсы. Почвы и человекРастительный и животный мирБиологические ресурсыПриродные комплексыПриродное районирование. Природная зона как особый природный комплексСеверные безлесные природные зоныЛесные зоны. ТайгаСмешанные и широколиственные лесаЮжные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыниВысотная поясностьМоря как крупные природные комплексыПриродно-хозяйственные различия российских морейОсобо охраняемые природные территории РоссииПриложениеСловарь основных понятий и терминовПриложениеОтечественные путешественники и исследователиПриложениеСправочные сведенияВ учебнике География. Россия. Природа и население. 8 класс. Алексеев А.И. и др. проблеме особо охраняемых природных территорий выделена в разделе втором тема 7, состоящая из трех параграфов. Лесостепь рассмотрена в параграфе 31 (рис. 22, табл. 4).Рис. 22 – учебник География. Россия 8 класс [gdzna5.com]Таблица 4Содержание учебника География. Россия 8 классОглавлениеВведениеПРОСТРАНСТВА РОССИИПРИРОДА И ЧЕЛОВЕКНАСЕЛЕНИЕ РОССИИРоссия на карте мираТема 1. Рельеф и недраСтроение земной коры (литосферы) на территории РоссииТема 8. Сколько нас — россиян?Численность населенияГраницы РоссииВажнейшие особенности рельефа РоссииВоспроизводство населенияРоссия на карте часовых поясовСовременное развитие рельефаТема 9. Кто мы?Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)Формирование территории РоссииИспользование недрВозрастной состав населения Россиигеографическое изучение территории РоссииТема 2. КлиматОбщая характеристика климата РоссииТема 10. Куда и зачем едут люди?Миграции населения в РоссииЗакономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоныВнешние миграции — в Россию и из нееРаспределение температур и осадковТерриториальная подвижность населенияТипы климата нашей страныТема 11. Человек и трудГеография рынка трудаКлимат и человекТема 12. Народы и религии РоссииЭтнический состав населенияТема 3. Богатство внутренних вод РоссииРекиЭтническая мозаика РоссииОзера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледникиРелигии народов РоссииЧеловек и водаТема 13. Где и как живут люди?Плотность населенияТема 4. Почвы — национальное достояние страныПочвы — «особое природное тело»Расселение и урбанизацияГеография почв РоссииГорода РоссииПочвы и урожайСельская РоссияРациональное использование и охрана почвТема 5. В природе все взаимосвязаноПонятие о природном территориальном комплексеСвойства природных территориальных комплексовЧеловек в ландшафтеТема 6. Природно-хозяйственные зоныУчение о природных зонах«Безмолвная» АрктикаЧуткая СубарктикаТаежная зонаБолотаЗона смешанных широколиственно-хвойных лесовЛесостепи и степиПолупустыни, пустыни, субтропики«Многоэтажность» природы горЧеловек и горыТема 7. Природопользование и охрана природыПриродная среда, природные условия, природные ресурсыРациональное использование природных ресурсовОхрана природы и охраняемые территорииЗаключениеСловарь основных понятий и терминовТаким образом, подробно рассмотрены два учебника географии для 8 класса. Разработка урока на тему «Лесостепь» для 8 классаЦели и задачи урока: познакомить с характеристикой зоны лесостепей. Способствовать формированию представлений обиспользовании в хозяйственном назначении ресурсов природной зоны и проблемахОборудование: географическая карта «Природные зоны России», изображения животных и растений зоны лесостепей.Ход урокаI.Организационный моментII.Проверка домашнего заданияСопоставить цифры с природными зонами: смешанные леса, тайга, широколиственные леса.1.Характеризуется большей площадью занимаемой территории2.Более разнообразный растительный состав3.Средняя температура января может опускаться до -40 °С4.Характерны серые лесные почвы 5. Деревья формируют один ярус6.Много певчих птиц7.Деревья более холодоустойчивы8. Главное богатство зоны-древесина9. Сильная заболачиваемость10. Более благоприятна для земледелия11. Произрастают только хвойные деревья12.Численность животных сильно сокращена13.Климат отличается мягкостью, лето достаточно продолжительное 14.Эта природная зона отсутствует в Сибири Тайга - 1,3,5,7,8,9,11Смешанный и широколиственный лес - 2,4,6,10,12,13,14III.Изучение нового материалаПриродная зона лесостепей Географическое положениеЛесостепь — это переходная зона от леса к степи. Лесостепная зона располагается полосой по территории России от западной границы страны до Алтая. 2. Типичный внешний облик природной зоныУмеренный климатический пояс.Климат лесостепной зонынесколько теплее и отличается меньшим количеством осадков, чем климат лесной природной зоны. Среднемесячная температура июля равна +19 — 22°С. Суммарное годовое количество осадков 400—500 мм. В северной части зоны коэффициент увлажнения приближается к единице, на югепроисходит его уменьшение. По соотношению влаги итепла лесостепная зона близкак оптимальному показателю, но присутствует фактор неустойчивого увлажнения. Встречаются суховеи и засухи. Из-за роста испарения речной сток снижается и, как следствие, водность рек. Грунтовые воды залегают более глубоко, для них характерно повышение минерализации. Зимний период в степи – короткий и холодный. Суровость зимы увеличивается к востоку. Среднемесячная температура января составляет – 10°С. Снежный покров отличается малой мощностью. Сухое и жаркое лето приходит после бурно развивающейся короткой весны.Среднемесячная температура июля равна +21...+23°С. В степи четко видна специфичность засушливого климата. Осадки в виде дождей выпадают редко, чаще всего в виде непродолжительных ливней, которые достаточно мало увлажняют почву. Годовое количество осадков невелико, порядка 350—450 мм, такое же количество характерно и для зоны тундры. Но, в отличие от степи, тундра характеризуется заболоченностью и избыточным увлажнением. 3. Почвы и их свойстваНа междуречьях на серых лесных почвахв лесостепной зонепоочередно произрастают широколиственные, представленные дубами и мелколиственные леса, а на черноземахрасположены разнотравные степи.Из-за малого количества осадков, испаряемость в несколько раз превосходит это количество. Поэтому в степной зоне отсутствуют условия для вымывания в глубину почвенных горизонтов перегноя. 4. Животные и их приспособленность к условиям зоныВ лесостепной зонепроживают лесные виды птиц и зверей, только их видовое разнообразие и количество невысоко. Из животного мира степипредставлены различными видами мелких грызунов — сусликами, сурками, тушканчиками, хомяками, полевками. Эти грызуны заготавливают запасы на зиму, вырывают норы, а птицы обустраивают гнезда.Так как укрытий не хватает, остальные животные быстро отличаются быстрым бегом, и проживают в стадах. ФИЗКУЛЬТМИНУТКАТаблица 6Практическая работа «Сравнение безлесных зон России»ПараметрысравненияТундраСтепьГеографическоеположениепобережьеСеверногоЛедовитогоокеанаюгРусскойиЗападно-СибирскойравниныПричиныбезлесиясуровыйклимат, избытоквлагинедостатоквлагиЖизненныеформырастенийподушкообразные, стелющиесяформы, небольшойросттравыРастениямхи, лишайники, ягодныекустарничкиикарликовыедеревьяковыль, злаки, тюльпаныВывод: тундра и степная зона являются безлесными зонами. Однако, причины такого формирования различаются, в частности это вызвано разным количеством тепла и влаги5. Возможность антропогенного использования ресурсов природной зоны В наши днизона лесостепей довольно обширно распахана. На этой территории производят выращивание пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы ипроса.Бахчеводство и плодоводство также достаточно широко развито.В поймах рек занимаются овощеводством. На участках, сохранивших растительность, производят выпас скота.6. Проблематика охраны лесостепной зоны Проблемой охраны данной природной зоны является ее обширная распаханность, а также ливневый характер выпадающих осадков. Эти факторы провоцируютсмыв верхнего плодородного слоя почвенного профиля и образование оврагов на территориях полей. IV.ЗакреплениеДля закрепления материала необходимо ответить на вопросы: почему в Западной Сибири нет смешанных и широколиственныхлесов? (Ответ – в Западной Сибири зимний период достаточно суров и отличается пониженными температурами, которые не дают возможности к произрастанию теплолюбивым породам, в степной же зоне присутствует дефицит влаги, а деревья этих типов лесов нуждаются в большем количестве влаги, чем травянистая растительность)Из-за чего почвы степной зоны характеризуются большим показателем почвенного плодородия? (Это происходит из-за того, что верхний почвенный горизонт содержит много гумуса, промыв почв отсутствует, летний период длинный и теплый, а ежегодный травяной опад создает хорошие условия для почвообразования) Весенние растения в степи? (Весной в степи можно наблюдать растения группы эфемеры, такими, например, являются тюльпаны, пионы и ирисы)Расшифруйте понятие эфемеры? (Эфемеры-это растения, у которых короткийпериод вегетации)Из-за чего у степных растенийкорни длинные и разветвленные, а листья маленькие и опущенные? (Это произошло из-за того, что растениям необходимо добывать влагу с достаточно большой глубины, а опускание листьев позволяет меньше испарять влаги с поверхности)В каких местах в степи можно наблюдать деревья? (Деревья растут в долинах рек, так как в этих местах грунтовые воды располагаются ближе)Опишите современный степной ландшафт? (в настоящее время степи на 80% распаханы)Какие опасные явления можно обнаружить в степях? Их причина?(Наиболее опасными явлениями степей считаются засуха - продолжительный период без выпадения осадков с одновременным сохранением высоких температур воздуха; и суховеи, которые представляют собой горячие сухие ветры, иссушающее воздействующие на почву; пыльные бури, которые являются следствием распаханностипочв)На контурной карте: закрасьтесветло-желтым и желтым цветом природную зону лесостепей V.Домашнее задание: Подготовить рассказ о лесостепной природной зоне, по желанию выполнить рисунок какого-либо представителя мира растений или животных этой природной зоны.Подготовить сообщение с презентацией на тему «Особо охраняемые природные территории лесостепи»ВыводыПроведя анализ учебников географии для 8 класса, можно сделать вывод о том, что вопросу особо охраняемых природных территорий уделяется достаточно мало внимания. На рассмотрение данной темы авторы предлагают не более двух параграфов. Этого количества часов достаточно мало. Предлагаемое количество часов позволяет только узнать понятия и основные характеристики особо охраняемых природных территорий, но не позволяет осуществить более близкое знакомство с какими-то конкретными объектами охраны. Предлагаемые параграфы не способны дать воображению школьника представить рассматриваемый объект и проникнуться к нему, для того, чтобы понять необходимость создания особо охраняемых территорий и ценность биологического разнообразия.ЗаключениеИсторически сложившиеся ландшафты лесостепной зоны претерпели коренное изменение вследствие хозяйственной деятельности человека. Создание системы особо охраняемых природных территорий требуется для сохранения оставшегося небольшого количества не тронутых ландшафтов и их биологического разнообразия.В системе ООПТ ведущая роль принадлежит заповедникам и заказникам, в меньшей степени выполняются возложенные функции национальными парками и памятниками природы. В настоящее время в рассматриваемом регионе действует около 20 заповедников и национальных парков. В основном деятельность этих территорий направлена на сохранение лесов, гидроморфных экосистем и реликтовых растений. Но выявлена проблема нехватки ареала ООПТ для сохранения фаунистических комплексов и местообитаний отдельных видов животных. Ясно видна необходимость создания сети ООПТ, в которой были бы охвачены ключевые участки обитания, пути миграции и другие стороны жизнедеятельности редких животных. Анализ проблематики ООПТ показал методы и мероприятия для ее решения.Для реального осуществления мероприятий по сохранению биологического разнообразия природных и хозяйственных экосистем важнароль экологического просвещения и образования. Требуется охват всех слоев населения, включая властные структуры. Особое внимание требуется научному обоснованию мероприятий по сохранению и восстановлению лесостепей. Меры по сохранению лесостепных экосистем1.Внедрение экологически безопасных технологий в сельское хозяйство, переход от химико-технологического к экологически сбалансированному направлению развития сельского хозяйства;2.Развитие сети особо охраняемых природных и историко-культурных территорий;3.Поддержание и восстановление лесополос;4.Сохранение участков лесостепных экосистем и их видового разнообразия на территориях военных полигонов;5.Введение правовых механизмов защиты лесостепных экосистем на землях сельскохозяйственного назначения;6.Экологическая реставрация степных ландшафтов;7.Создание условий для извлечения дополнительных экономических выгод от альтернативногоиспользования лесостепей;8.Охрана водных экосистем и естественных источников воды;9.Формирование положительного образа лесостепи и представлений о необходимости ее сохранения в общественном сознании.Анализ школьной учебной литературы показал недостаточность предоставляемой информации. Рассмотрению природных зон выделено по одному и менее параграфов. ООПТ также рассматриваются в сжатом варианте. Современное состояние окружающей природной среды и все возрастающие темпы загрязнения и увеличения антропогенной нагрузки требуют принятия мер по сохранению природной среды. Одним из главных критериев для обеспечения охраны является просветительская деятельность. Азы необходимо закладывать с самых ранних лет обучения. Разработанный конспект урока содержит разнообразные аспекты изучения лесостепной зоны Европейской части России и сущность и проблемы ООПТ, кроме того, он помогает сформировать ученикам связь между природной зоной и особенностями охраны той или иной ООПТ. Разработка подобных уроков должна регулярно присутствовать в учебной программе, так как это помогает развивать мышление, активизирует познавательную деятельность учеников и способствует сохранению окружающей природной среды.Список литературы1.Алексеев Л.В., Нухимовская Ю.Д., Реймарс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории: реальность, их проблемы и перспективы//Природа.-2013. - № 8.- С. 34-43.2.Батисс М.А. Биосферные заповедники в мире: современное состояние и перспективы//Охрана природы, наука и общество: Материалы 1 Международного конгресса по биосферным заповедникам.- М., 2015. - С. 14- 18.3.Барейко В.А., Симонова Е.Г. Зачем создавать заповедники? //Заповедный вестник.- 2016.- № 5.4.География России. Серия «Библиотека Новой Российской энциклопедии». Авторы Д.Д. Бадюков, О.А. Борсук, О.А. Волкова и др. – М.: «Энциклопедия». 2014. – 304 с.5.Геологические памятники природы России. М., "Лориен", 2015. - 200 с.6.Горшкова В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды.- М.: Изд. ВИНИТИ, 2014.-238 с. 7.Данилин Н.Р., Степаницкий В.Б., Ясвина В.А. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков России по экологическому просвещению населения//Заповедники и национальные парки. -2016.- № 26.- С. 30-35.8.Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия.- М.,2014.9.Дежкин В.В., Пузаченко Ю.Г. Концепция системы особо охраняемых природных территорий России. Авторская версия. – М.: Изд. Рос. Представительства ВВФ, 2014. – 67с. 10.Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 119 с.11.Каюмова А.А. Региональная стратегия заповедного дела//Материалы парламентских слушаний"Заповедное дело в России".- М.,2016.12.Концепция системы охраняемых природных территорий России (проект): Рабочие материалы. – М.: Изд. РПО ВВФ, 2016. – 30 с. 13.МакБоу. Предисловие//Охрана природы, наука и общество:Материалы I Международного конгресса по биосферным заповедникам.- М.,2015.- С. 5- 6.14.Мартынова А.С., Флент В.Е., Артюхов В.В. Анализ социальных и экономических факторов, влияющих на биологическое разнообразие.-М.: Изд. ПАИМС, 2015.- 228 с.15.Нухимовская Ю.Д. Управление динамикой растительного покрова заповедников // Заповедное дело: Научно-методические записки. - 2016. - Выпуск 3. - С. 9 - 21.16.Охраняемые природные территории: Материалы к созданию концепции системы охраняемых природных территорий России. – М.: Изд. РПО ВВФ, 2015. – 246 с. 17.Оценка состояния и устойчивости экологических систем /Под ред. В.А. Красилова. -М.: Изд ВНИИприроды,2016 -127 с.18.Проект создания экологической сети на Европейской территории России: лесной аспект – МСОП, Гланд, Швейцария; Кембридж, Великобритания; Москва, Россия, 2014. – 112 с. 19.Пузаченко Ю.Г. Заповедники России-гарант сохранения восстановительного потенциала природы. Концептуальные положения//Заповедное дело: Научно-методические записки. - 2016. - Выпуск 1. - С.8-22.20.Пузаченко Ю.Г. Концепция биосферных заповедников в изменяющихся социально-экономических условиях// Заповедное дело: Научно-методические записки. 2016. - Выпуск 3. - С. 90-95.21.Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории.– М.: Мысль, 2016– 295 с.22.Соколов В. Е., Пузаченко Ю.Г., Гунин П.Д., Зыков К.Д. Биосферные заповедники: цели и проблемы //Природа. - 2015. - № 1. - С. 34-46.23.Степаницкий В.Б. Заповедники еще живы // Охрана дикой природы. - 2016. - № 1. - С. 14-15.24.Степаницкий В.Б. Проблемы и перспективы сохранения и развития государственных природных заповедников в России// Материалы парламентских слушаний "Заповедное дело в России" - М.:2016.25.Сыроечковский Е.Е. Об итогах деятельности рабочей группы по биосферным заповедникам//Заповедное дело: Научно-методические записки.- 2017. - Выпуск 3. - С. 87 - 90.26.Тушинский М.Г., Семенова Т.Ю. Основные направления глобального фонового мониторинга состояния окружающей среды//Биосферные заповедники и глобальный мониторинг окружающей среды.- М.,2015. - С.124-184. 27.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ28.Хэлффтер Г. Биосферные заповедники: охрана природы// Охрана природы, наука и общество: Материалы I Международного конгресса по биосферным заповедникам.- М., 2017. - С. 151-155.29.Шварц Е.А. Проблема сохранения заповедников как научно-исследовательских организаций в современных условиях//Материалы парламентских слушаний "Заповедное дело в России". - М.,2016.30.Шварц С.С., Смирнова В.С., Добринский Л.Н. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных// Тр. Института экологии растений и животных Уральский филиал АН СССР. - Свердловск, 2016.- Выпуск 58. - С.1-387.31.Атлас. География России. 8-9 класс, М.: Картография, 2016 - 52 с.32.Практикум по физической географии Гайворон , с. 58-63.33.http://www.oopt.aari.ru/oopt_map34.http://zapovednik-vrn.ru35.Барабаш-Никифоров И.И. Маршруты по Воронежскому госзаповеднику для организованных экскурсантов, интересующихся природой и изучающих богатства нашего края / И.И. Барабаш-Никифоров // Воронеж, 1947. 36.http://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ
1.Алексеев Л.В., Нухимовская Ю.Д., Реймарс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории: реальность, их проблемы и перспективы//Природа.-2013. - № 8.- С. 34-43.
2.Батисс М.А. Биосферные заповедники в мире: современное состояние и перспективы//Охрана природы, наука и общество: Материалы 1 Международного конгресса по биосферным заповедникам.- М., 2015. - С. 14- 18.
3.Барейко В.А., Симонова Е.Г. Зачем создавать заповедники? //Заповедный вестник.- 2016.- № 5.
4.География России. Серия «Библиотека Новой Российской энциклопедии». Авторы Д.Д. Бадюков, О.А. Борсук, О.А. Волкова и др. – М.: «Энциклопедия». 2014. – 304 с.
5.Геологические памятники природы России. М., "Лориен", 2015. - 200 с.
6.Горшкова В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды.- М.: Изд. ВИНИТИ, 2014.-238 с.
7.Данилин Н.Р., Степаницкий В.Б., Ясвина В.А. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков России по экологическому просвещению населения//Заповедники и национальные парки. -2016.- № 26.- С. 30-35.
8.Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия.- М.,2014.
9.Дежкин В.В., Пузаченко Ю.Г. Концепция системы особо охраняемых природных территорий России. Авторская версия. – М.: Изд. Рос. Представительства ВВФ, 2014. – 67с.
10.Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 119 с.
11.Каюмова А.А. Региональная стратегия заповедного дела//Материалы парламентских слушаний "Заповедное дело в России".- М.,2016.
12.Концепция системы охраняемых природных территорий России (проект): Рабочие материалы. – М.: Изд. РПО ВВФ, 2016. – 30 с.
13.МакБоу. Предисловие//Охрана природы, наука и общество:Материалы I Международного конгресса по биосферным заповедникам.- М.,2015.- С. 5- 6.
14.Мартынова А.С., Флент В.Е., Артюхов В.В. Анализ социальных и экономических факторов, влияющих на биологическое разнообразие.-М.: Изд. ПАИМС, 2015.- 228 с.
15.Нухимовская Ю.Д. Управление динамикой растительного покрова заповедников // Заповедное дело: Научно-методические записки. - 2016. - Выпуск 3. - С. 9 - 21.
16.Охраняемые природные территории: Материалы к созданию концепции системы охраняемых природных территорий России. – М.: Изд. РПО ВВФ, 2015. – 246 с.
17.Оценка состояния и устойчивости экологических систем /Под ред. В.А. Красилова. -М.: Изд ВНИИприроды,2016 -127 с.
18.Проект создания экологической сети на Европейской территории России: лесной аспект – МСОП, Гланд, Швейцария; Кембридж, Великобритания; Москва, Россия, 2014. – 112 с.
19.Пузаченко Ю.Г. Заповедники России-гарант сохранения восстановительного потенциала природы. Концептуальные положения//Заповедное дело: Научно-методические записки. - 2016. - Выпуск 1. - С.8-22.
20.Пузаченко Ю.Г. Концепция биосферных заповедников в изменяющихся социально-экономических условиях// Заповедное дело: Научно-методические записки. 2016. - Выпуск 3. - С. 90-95.
21.Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории.– М.: Мысль, 2016– 295 с.
22.Соколов В. Е., Пузаченко Ю.Г., Гунин П.Д., Зыков К.Д. Биосферные заповедники: цели и проблемы //Природа. - 2015. - № 1. - С. 34-46.
23.Степаницкий В.Б. Заповедники еще живы // Охрана дикой природы. - 2016. - № 1. - С. 14-15.
24.Степаницкий В.Б. Проблемы и перспективы сохранения и развития государственных природных заповедников в России// Материалы парламентских слушаний "Заповедное дело в России" - М.:2016.
25.Сыроечковский Е.Е. Об итогах деятельности рабочей группы по биосферным заповедникам//Заповедное дело: Научно-методические записки.- 2017. - Выпуск 3. - С. 87 - 90.
26.Тушинский М.Г., Семенова Т.Ю. Основные направления глобального фонового мониторинга состояния окружающей среды//Биосферные заповедники и глобальный мониторинг окружающей среды.- М.,2015. - С.124-184.
27.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ
28.Хэлффтер Г. Биосферные заповедники: охрана природы// Охрана природы, наука и общество: Материалы I Международного конгресса по биосферным заповедникам.- М., 2017. - С. 151-155.
29.Шварц Е.А. Проблема сохранения заповедников как научно-исследовательских организаций в современных условиях//Материалы парламентских слушаний "Заповедное дело в России". - М.,2016.
30.Шварц С.С., Смирнова В.С., Добринский Л.Н. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных// Тр. Института экологии растений и животных Уральский филиал АН СССР. - Свердловск, 2016.- Выпуск 58. - С.1-387.
31.Атлас. География России. 8-9 класс, М.: Картография, 2016 - 52 с.
32.Практикум по физической географии Гайворон , с. 58-63.
33.http://www.oopt.aari.ru/oopt_map
34.http://zapovednik-vrn.ru
35.Барабаш-Никифоров И.И. Маршруты по Воронежскому госзаповеднику для организованных экскурсантов, интересующихся природой и изучающих богатства нашего края / И.И. Барабаш-Никифоров // Воронеж, 1947.
36.http://www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Вопрос-ответ:
Какую информацию можно найти во второй главе статьи?
Во второй главе статьи можно найти информацию о проблемах особо охраняемых природных территорий лесостепи Русской равнины.
Какие физико-географические условия характерны для лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины?
В лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины характерны следующие физико-географические условия: географическое положение, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, воды, почвы, растительность и животный мир.
Какой животный мир обитает в лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины?
В лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины обитает разнообразный животный мир, включающий в себя множество видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и насекомых.
Какие экологические проблемы возникают в лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины?
В лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины возникают различные экологические проблемы, связанные с антропогенным влиянием, такие как загрязнение воздуха, снижение качества воды, разрушение природных экосистем, исчезновение редких видов растений и животных, и т.д.
Какие выводы можно сделать на основе статьи о лесостепи Русской равнины?
На основе статьи о лесостепи Русской равнины можно сделать выводы о значимости охраны особо охраняемых природных территорий, необходимости решения экологических проблем и сохранения биологического разнообразия в данном регионе.
Каково географическое положение лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины?
Лесостепная зона расположена на Восточно-Европейской равнине, которая простирается от западных границ России до Урала.
Какие природные ресурсы относятся к территории лесостепной зоны Европейской России?
На территории лесостепной зоны Европейской России расположены многочисленные рудные месторождения, в том числе уголь, железо, нефть и газ. Также здесь находятся значительные запасы полезных ископаемых, таких как глина, песок, гравий и камень.
Какое климатическое и гидрологическое разнообразие характерно для лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины?
В лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины преобладает умеренно-континентальный климат, с прохладными зимами и теплыми летами. Вода в регионе представлена реками, озерами и болотами, которые обеспечивают богатую гидрологическую систему.
Какие виды почвы и растительного мира существуют в лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины?
В лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины можно встретить разнообразие почв, включая черноземы, серые лесные почвы и подзолы. Растительный мир включает в себя степные травянистые сообщества, лесостепные и лесные участки с преобладанием дубовых, березовых и сосновых лесов.
Какие антропогенные проблемы существуют на территории лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины?
Антропогенное влияние на территории лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины связано с разведением, добычей природных ресурсов, а также сельским и промышленным хозяйством. Это приводит к ухудшению качества почвы, загрязнению воды и уничтожению природных экосистем.