Психолог как субъект уголовного процесса
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 09.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты участия психолога в уголовном процессе 5
1.1. Деятельность психолога в уголовном процессе 5
1.2. Психологическая помощь в уголовном процессе 10
2. Особенности участия психолога в уголовном процессе 14
2.1. Проблемные вопросы участия психолога в уголовном процессе 14
2.2. Участие психолога в качестве медиатора в суде по уголовным делам 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Понятие медиации не ново для судебной системы, где ведется работа по восстановительной медиации в рамках внедрения ювенальных технологий при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних в порядке ст. 25 УПК РФ и 76 УК РФ. В 2009–2012 гг. при поддержке Центра «Судебно-правовая реформа» в Москве, Тюмени, Волгограде, Новосибирске, Перми, Кирове, Казани, Самаре, Липецке, Череповце и Чебоксарах созданы региональные ассоциации медиаторов, работающие с подростками, совершившими правонарушения.В рамках пилотных (экспериментальных) проектов, реализуемых в целях дальнейшего принятия решения о целесообразности широкого внедрения ювенальной юстиции, в Волгоградской области были реализованы программы: «Организация семейных воспитательных групп», «Введение элементов ювенальной юстиции в судах Волгоградской области», «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» и «Детские службы примирения». Указом Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» разработаны меры на создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, одними из которых является создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. В рамках вышеуказанной Стратегии, Министерством юстиции РФ предлагается Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации до 2017 года.«Подход к реагированию на преступления, в ядре которого переговоры, примирительные процедуры и компенсация причиненного ущерба, восходит к глубине тысячелетий, во второй половине ХХ столетия он получил новую жизнь, будучи противопоставленным доминирующему карательно-юридическому способу ответа на преступление». Сегодня восстановительное правосудие получает все большее признание в международной политике в области уголовного правосудия.Уголовное правосудие, основанное на идеях и практиках переговоров и примирения, описывается разными терминами – «восстановительное правосудие», «общинное правосудие», «реституционное правосудие» (в документах ООН), но практически везде речь идет об использовании медиации как механизма урегулирования конфликтов (либо других форм, приближенных к местным обычаям; ядром их в любом случае оказываются диалог, уполномочивание сторон в разрешении конфликта, достижение соглашения). Использование медиации в реагировании на преступления становится важнейшим пунктом в политике пересмотра традиционных стратегий, направленной на ресоциализацию лиц, совершивших преступления, исцеление жертв и мир в обществе.«В течение последних десяти лет детское правосудие в России существенно меняется в направлении к воспитательной функции юстиции. Суды начали складывать кооперацию с другими специалистами (психологами, социальными работниками, медиаторами), т.е. подключать к своей деятельности непроцессуальные элементы и фактически формировать новые технологии реагирования на преступления несовершеннолетних, которые получили наименование «ювенальных технологий». В случаях, когда в качестве правонарушителя выступает несовершеннолетний, именно восстановительный подход является наиболее отвечающим как ценностям справедливого и гуманного правосудия: идее осознания, принятия ответственности и заглаживания вреда правонарушителем, участия ближайшего окружения в решении проблем, вызванных преступлением, – так и потребностям всех участников криминальной ситуации и общества в целом. Поэтому схема взаимодействия служб примирения с официальными органами юстиции, а также модель самой медиации строится на базовых категориях восстановительного правосудия. Восстановительный подход предполагает вовлечение потерпевшего и несовершеннолетнего в деятельность по разрешению проблем, возникших в результате совершенного преступления, и должен повлечь обязательства виновного по возмещению и заглаживанию причиненного вреда. Поэтому навыки медиативного подхода необходимы в первую очередь для нормализации межличностных отношений и социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.В Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах РФ есть понятия «примирение» и «заглаживание вреда». Суд на основании заявления потерпевшего или его законного представителя вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести и освободить от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (статьи 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ). По делам частного обвинения (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ), при отсутствии заявления потерпевшего возбужденное уголовное дело подлежит прекращению. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. И здесь возраст подсудимого не имеет значения – эти нормы применяются и к несовершеннолетним, и к взрослым.Результатом работы медиатора может стать снижение эмоциональной напряженности у сторон. Как правило, после беседы с медиатором, человек либо вообще не будет обращаться в суд, либо более четко и реалистичнее формулирует свои требования, значительно спокойнее ведет себя в ходе судебного разбирательства.«Медиация при работе с конфликтом обращает внимание как на предметную, так и на эмоциональную сторону спора. Таким образом, она целесообразно соединяет преимущества скорее односторонне ориентированных методов, таких, как судебный процесс (предметно ориентированный), или терапия (эмоционально ориентированный). Тем самым этот метод учитывает знания психологии и исследования конфликтов, в соответствии с которыми чувства, позиции, отношения и общение должны пониматься как существенные факторы конфликта и вовлекаться в процесс решения».«Применяя медиативные техники (активное слушание, парафраз, отражение чувств и др.) можно эффективно наладить контакт, как с родителями, так и с детьми в ситуациях накаленного конфликта, либо использовать их как превентивные средства».«Если в результате медиации по уголовному делу стороны пришли к соглашению, подписывается примирительный договор, который приобщается судом к материалам дела, и судья учи-тывает его при вынесении решения». В случае, если с конфликтными ситуациями работает психолог-медиатор, то примирительный результат достигается быстрее. Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних отличаются качественной спецификой и сложностью изучения личности несовершеннолетнего преступника, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Высокий профессиональный уровень и опыт работы с несовершеннолетними должен достигаться не только путем обучения и переподготовки в юридической сфере, но и в вопросах педагогики, подростковой психологии, психиатрии, социологии. Если же профессионализма судьи и знаний психологии не будет достаточно, он может пригласить помощника по социальным вопросам – психолога, который в порядке подготовки к судебному слушанию будет проводить собеседование с несовершеннолетним подсудимым, его законными представителями, педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также при необходимости осуществлять психологическую диагностику ребенка с целью получения объективной информации о личности подростка, а также профилактического и воспитательно-исправительного воздействия на девиантных подростков. В настоящее время идет обсуждение проекта Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации». Законопроект разрешает оказывать психологическую помощь только тем специалистам, которые получили квалификацию «Психолог», стажировались и успешно сдали экзамены, а также состоят в объединениях психологов. Так, психологом признается «физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (подтвержденное дипломом не ниже уровня специалиста), успешно прошедшее профессиональную стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и являющееся членом саморегулируемой организации психологов либо проходящее государственную службу в государственных органах и оказывающее психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями либо оказывающее психологическую помощь в государственном учреждении в соответствии с должностными обязанностями». Законопроектом психологам предписано соблюдать конфиденциальность информации, которую они узнали от клиента, при этом предусматривается обязанность психолога поделиться этими сведениями с органами дознания, следствия или судом, а также органами Федеральной службы исполнения наказания по запросу от них, если пациенту угрожает опасность. Не останавливаясь на недоработках законопроекта, следует отметить, что при условии правильной организации и закреплении нововведения будут способствовать повышению доверия россиян к психологам.Следователи привлекают психологов для работы с несовершеннолетними потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми обвиняемыми, особенно по преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности.Можно выделить следующие направления использования психологом медиативных технологий в суде: во-первых, при организации предварительного слушания и судебного разбирательства в целях реализации воспитательной и превентивной функции, во-вторых, в процессе взаимодействия с родителями, формируя менталитет сотрудничества у несовершеннолетних и их законных представителей и обучая их конструктивному поведению, в-третьих, в процессе организации работы участников со стороны обвинения и стороны защиты, создавая условия для снижения уровня агрессии. В этом случае цель примирения несовершеннолетних, совершивших преступления, с потерпевшим – помочь подростку осознать тяжесть содеянного и не совершить новое преступление (но это не означает избежание уголовной ответственности, особенно за тяжкие и особо тяжкие преступления); в-четвертых, работа с потерпевшим по восстановлению самооценки в социуме и безопасности личных границ.ЗаключениеК профессиональным задачам психолога, работающего в данном направлении на этапе доследственной проверки или в ходе предварительного следствия, относятся следующие:– тщательная подготовленность психологических составляющих опроса/допроса (выбор времени проведения, подбор конкретных участников, прогнозирование взаимодействия);– диагностика личности ребенка и его эмоционального состояния для определения эффективных методов взаимодействия с ним;– психологическая подготовка ребенка к опросу/допросу, формирование у него мотивации к сотрудничеству с работниками следствия;– содействие в осуществлении психологического взаимодействия следователя с ребенком (устранение эмоциональных и когнитивных барьеров, снижение эмоциональной напряженности ребенка через ситуационно обусловленную постановку нейтральных вопросов, изготовление с ним рисованной и письменной продукции, определение времени наступления и продолжительности перерывов в опросе/допросе, получение сведений от малолетнего ребенка при использовании анатомических и тематических игрушек);– оказание психологической помощи детям, направленной на пресечение острых стрессовых реакций и нормализацию их эмоционального состояния.Привлечение специалиста в области педагогики и психологии в уголовный процесс соответствует охранительной направленности уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних. При этом педагог или психолог должен выполнять особые функции: оказания содействия лицу, производящему следственное действие, в формулировке вопросов, доступных пониманию несовершеннолетнего; установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым и стабилизации данного контакта; защиты несовершеннолетнего от необоснованного и незаконного психического воздействия допрашивающего его лица; оказания помощи органам предварительного расследования и суду в выявлении причин и условий совершения преступления; прогнозирования дальнейшего поведения несовершеннолетнего в процессе расследования преступления; возможной консультативной помощи должностным лицам, решающим вопрос о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера.Можно выделить следующие направления использования психологом медиативных технологий в суде: во-первых, при организации предварительного слушания и судебного разбирательства в целях реализации воспитательной и превентивной функции, во-вторых, в процессе взаимодействия с родителями, формируя менталитет сотрудничества у несовершеннолетних и их законных представителей и обучая их конструктивному поведению, в-третьих, в процессе организации работы участников со стороны обвинения и стороны защиты, создавая условия для снижения уровня агрессии. В этом случае цель примирения несовершеннолетних, совершивших преступления, с потерпевшим – помочь подростку осознать тяжесть содеянного и не совершить новое преступление (но это не означает избежание уголовной ответственности, особенно за тяжкие и особо тяжкие преступления); в-четвертых, работа с потерпевшим по восстановлению самооценки в социуме и безопасности личных границ.Список использованной литературыУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.06.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12125178/#ixzz4jUbQItvzБесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Пер. с нем. Н. В. Маловой. Калуга: Духовное познание, 2014. С. 40.Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве. Ижевск, 2013. С. 18-19.Васкэ Е.В., Горюнова-Куракина О.И. Проведение психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремистской направленности. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №12. 2015. С. 26-29.Васкэ Е.В., Загрядская Е.А. Использование профессиональных психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя как средство снижения рисков принятия неправильных (ошибочных) решений / Российский следователь 2015. №2. С. 43-48.Вдовцев П.В. К вопросу об участии педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (8). С. 75-77.Гурьева В.А., Макушкин Е.В. Введение в подростковую судебную психиатрию // Медицинская и судебная психология: курс лекций / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2014. С. 196-197.Карнозова Л. Восстановительное правосудие в российской правовой системе // Сб.: Восстановительное правосудие в России / под общ.ред. Н. В. Путинцевой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. С. 19.Кузьмина О.Л., Маханек А.Б., Шашкова А.Н. Проблемы процессуального статуса педагога при производстве следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних // Вестн. Калининград.филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 20015. № 3(41). С. 28-30.Марковичева Е.В. Социальная насыщенность уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Орел: Изд-во Орлов.гос. ун-та, ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2014. С. 79.Неопределенность как вызов. Медиа. Антропология. Эстетика : монография / под ред. К. Вульфа, В. Савчука. СПб., 2013. С. 6.Сатарова А. А. Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы // Юридический мир. 2015. № 1. С. 17.Свиридова Ю. В. Некоторые проблемы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Волгоградской области // Научный вестник ВАГС. 2015. № 1.Татьянина Л.Г., Колударова О.П. Назначение и проведение комплексной медико-психологической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2013. № 2-4. С. 180-184.Тетюев С.В. Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого / под ред. А.В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 124-125.Карнозова Л. М. Медиация по уголовным делам в российской правовой системе. – Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/11/Карнозова-на-сайт-СПР.pdfМаксудов Р. Р. Стратегические ориентиры центра «Судебно-правовая реформа» в области восстановительного правосудия в России // Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России: сб. материалов научно-практической конференции 27–28 марта 2012 г. / Сост.: Марголина Т. И., Ясырева Л. А. Пермь, 2012. Режим доступа: http://territoriaprava.ru/wp-content/uploads/2013/05/human-rights-2010-последний.pdfПроект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» № 553338-6. – Режим доступа: http://psyrus.ru/doc/zakon_psy.pdfСоловьева С. В., Соловьева Е. В. Применение медиативных технологий в управлении дошкольным учреждением. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/23109/Яковлева Ю. А. Условия и перспективы применения медиации в судебной практике // Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России: Сб. материалов научно-практической конференции 27–28 марта 2012 г. / Сост.: Марголина Т. И., Ясырева Л. А. – Пермь, 2012. – Режим доступа: http://territoriaprava.ru/wp-content/uploads/2013/05/human-rights-2010-последний.pdf
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.06.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12125178/#ixzz4jUbQItvz
2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Пер. с нем. Н. В. Маловой. Калуга: Духовное познание, 2014. С. 40.
3. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве. Ижевск, 2013. С. 18-19.
4. Васкэ Е.В., Горюнова-Куракина О.И. Проведение психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремистской направленности. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №12. 2015. С. 26-29.
5. Васкэ Е.В., Загрядская Е.А. Использование профессиональных психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя как средство снижения рисков принятия неправильных (ошибочных) решений / Российский следователь 2015. №2. С. 43-48.
6. Вдовцев П.В. К вопросу об участии педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (8). С. 75-77.
7. Гурьева В.А., Макушкин Е.В. Введение в подростковую судебную психиатрию // Медицинская и судебная психология: курс лекций / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2014. С. 196-197.
8. Карнозова Л. Восстановительное правосудие в российской правовой системе // Сб.: Восстановительное правосудие в России / под общ. ред. Н. В. Путинцевой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. С. 19.
9. Кузьмина О.Л., Маханек А.Б., Шашкова А.Н. Проблемы процессуального статуса педагога при производстве следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних // Вестн. Калининград. филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 20015. № 3(41). С. 28-30.
10. Марковичева Е.В. Социальная насыщенность уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Орел: Изд-во Орлов. гос. ун-та, ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2014. С. 79.
11. Неопределенность как вызов. Медиа. Антропология. Эстетика : монография / под ред. К. Вульфа, В. Савчука. СПб., 2013. С. 6.
12. Сатарова А. А. Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы // Юридический мир. 2015. № 1. С. 17.
13. Свиридова Ю. В. Некоторые проблемы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Волгоградской области // Научный вестник ВАГС. 2015. № 1.
14. Татьянина Л.Г., Колударова О.П. Назначение и проведение комплексной медико-психологической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2013. № 2-4. С. 180-184.
15. Тетюев С.В. Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого / под ред. А.В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 124-125.
16. Карнозова Л. М. Медиация по уголовным делам в российской правовой системе. – Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/11/Карнозова-на-сайт-СПР.pdf
17. Максудов Р. Р. Стратегические ориентиры центра «Судебно-правовая реформа» в области восстановительного правосудия в России // Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России: сб. материалов научно-практической конференции 27–28 марта 2012 г. / Сост.: Марголина Т. И., Ясырева Л. А. Пермь, 2012. Режим доступа: http://territoriaprava.ru/wp-content/uploads/2013/05/human-rights-2010-последний.pdf
18. Проект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» № 553338-6. – Режим доступа: http://psyrus.ru/doc/zakon_psy.pdf
19. Соловьева С. В., Соловьева Е. В. Применение медиативных технологий в управлении дошкольным учреждением. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/23109/
20. Яковлева Ю. А. Условия и перспективы применения медиации в судебной практике // Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России: Сб. материалов научно-практической конференции 27–28 марта 2012 г. / Сост.: Марголина Т. И., Ясырева Л. А. – Пермь, 2012. – Режим доступа: http://territoriaprava.ru/wp-content/uploads/2013/05/human-rights-2010-последний.pdf
Вопрос-ответ:
Какова роль психолога в уголовном процессе?
Психолог в уголовном процессе играет роль эксперта, который оказывает помощь суду в решении вопросов, связанных с психологическими аспектами дела. Он проводит психологические экспертизы, даёт заключения о психическом состоянии обвиняемого или потерпевшего, а также может помочь судье в принятии решений в отношении наказания.
Какая помощь психолога оказывается в уголовном процессе?
Психологическая помощь в уголовном процессе может быть разнообразной. Он может помочь потерпевшему или обвиняемому справиться с эмоциональными трудностями, связанными с процессом, провести психологическое исследование, которое поможет выяснить их психическое состояние, и предоставить судье рекомендации по дальнейшим действиям.
Какие особенности участия психолога в уголовном процессе?
Участие психолога в уголовном процессе имеет свои особенности. Во-первых, психолог должен иметь определенные знания и навыки для работы с людьми, находящимися в стрессовых ситуациях. Во-вторых, он должен уметь проводить психологические экспертизы и анализировать полученные данные. Наконец, психолог должен быть объективным и непредвзятым.
Какие проблемы могут возникнуть при участии психолога в уголовном процессе?
Возможны различные проблемы при участии психолога в уголовном процессе. С одной стороны, возникают этические вопросы, связанные с конфиденциальностью информации, полученной в процессе работы с клиентом. С другой стороны, психолог может столкнуться с трудностями в установлении доверия со стороны обвиняемого или потерпевшего.
Что такое медиация и какое место занимает психолог в ней?
Медиация - это процесс разрешения конфликта, в котором независимый третья сторона (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемое решение. В уголовном процессе психолог может выступать в роли медиатора, то есть он будет помогать сторонам найти компромисс и достичь соглашения. Психологические знания и навыки помогают ему эффективно работать с эмоциями и помочь сторонам найти выход из конфликта.
Какова роль психолога в уголовном процессе?
Роль психолога в уголовном процессе заключается в оказании психологической помощи, проведении экспертиз и консультировании всех участников процесса: подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей и судей. Он помогает разобраться в психологических аспектах дела и принимать обоснованные решения.
Какая деятельность выполняется психологом в уголовном процессе?
В уголовном процессе психолог выполняет ряд деятельностей, таких как психологическая экспертиза, проведение психологического исследования подозреваемых или обвиняемых, консультирование и поддержка потерпевших и свидетелей, а также помощь судьям в принятии решений на основе психологических данных.
Как психологическая помощь осуществляется в уголовном процессе?
Психологическая помощь в уголовном процессе оказывается путем проведения индивидуальных консультаций, групповых сессий и терапевтических мероприятий для потерпевших, свидетелей и даже для подозреваемых или обвиняемых. Психолог помогает им справиться с психологическими травмами, разрешить конфликты и принять правильные решения.
Какие особенности участия психолога есть в уголовном процессе?
Участие психолога в уголовном процессе связано с рядом особенностей. Во-первых, психолог должен иметь специальные знания и навыки в области психологии, чтобы проводить экспертизы и консультировать участников процесса. Во-вторых, психолог должен быть нейтрален и объективен, чтобы его мнение не было подвержено влиянию сторон. И, в-третьих, психолог должен быть готов к работе со сложными ситуациями и эмоциональными состояниями людей в процессе.
Что такое медиация в суде по уголовным делам и как психолог может участвовать в ней?
Медиация в суде по уголовным делам - это процесс разрешения конфликта между сторонами дела через участие третьей нейтральной стороны, которой может быть психолог-медиатор. Психолог-медиатор помогает сторонам найти компромиссное решение, учитывая их интересы и потребности, и способствует восстановлению отношений после преступления.
Каковы теоретические аспекты участия психолога в уголовном процессе?
Теоретические аспекты участия психолога в уголовном процессе основаны на применении психологических знаний и методик для раскрытия истинности в уголовных делах. Психолог имеет возможность проводить экспертизы, исследования психического состояния обвиняемых, а также оказывать психологическую помощь участникам уголовного процесса.