Развитие методов организации линейного судоходства (на примере Калининградского региона)
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 15.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ проблем развития линейного судоходства в регионе 5
1.1 Анализ методологических подходов и практики организации линейного судоходства 5
1.2 Организация линейного судоходства в Калининградской области как важное направление обеспечения транспортной безопасности региона 11
1.3 Цели и задачи развития линейного судоходства в Калининградской области 16
Глава 2. Развитие методов организации линейного судоходства 21
2.1 Методические вопросы оптимизации развития производственно-технической базы линейного судоходства 21
2.2 Методический подход к оценке эффективности линейного судоходства 25
2.3 Алгоритм расчета показателей эффективности работы линейного судоходства 37
2.4 Проектирование морской грузовой линии 47
Глава 3. Организация развития линейного судоходства в регионе. Экономические механизмы повышения эффективности использования линейного судоходства 57
3.1 Совершенствование управления развитием линейного судоходства 57
3.2 Эффективность инвестиций в развитие линейного судоходства 64
3.3 Оптимизация распределения инвестиций в линейное судоходство 75
Заключение 82
Список использованной литературы 87
Приложение 1. Показатели деятельности ОАО «Калининградский морской портовый комплекс» 89
Объявление и проведение этих мероприятий, и привлечение инвесторов должно стать одним из направлений регулирующей деятельности федеральных и региональных органов.
Функции линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области реализуются через планирование и управление погрузочно-разгрузочными и транспортно-складскими работами. В процессе передачи функций от государства к подсистемам линейного судоходства наблюдаются сбои, т.к. государственные организации не желают выпускать ряд полномочий из своего ведения, а администрация подразделений не всегда умеет и может воспользоваться предоставляемыми возможностями. Именно этим и можно объяснить неудовлетворительное положение, сложившееся с развитием и адаптацией линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области к нововведениям и условиям внешней среды.
Для обеспечения прогресса в этой области необходимо предусмотреть следующее:
1. В системе управления комплексным развитием обязательно должна найти свое место функция управления процессами адаптации линейного судоходства к условиям внешней среды и нововведениям.
2. Во всех технических приобретениях, осуществляемых в линейном судоходстве в морском портовом комплексе Калининградской области, как в краткосрочных, так и долгосрочных программах, должен быть предусмотрен рост мощности производственного потенциала, способствующий повышению его адаптации к потребностям рынка.
3. Все управленческие решения и действия должны быть подчинены единой цели - удовлетворению потребительского спроса.
Необходимо разработать процесс принятия управленческого решения (УР) о многофакторном развитии линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области (рисунок 4).
Рисунок 4.Процесс разработки и принятия управленческого решения [Составлено автором]
Одной из важных задач управления развитием линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области является создание для грузоотправителя и грузополучателя благоприятных условий.
Важным направлением совершенствования процесса управления морским портовым комплексом региона является использование накопленного в развитых странах опыта модернизации технической базы и приспособления ее к текущим и стратегическим потребностям рынка.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты морского портового комплекса региона, капиталовложения в данную систему способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников, обеспечивают преемственность в управлении.
3.2 Эффективность инвестиций в развитие линейного судоходства
При расчете эффективности инвестиционных проектов согласно Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов [8, c. 275] оцениваются следующие виды эффективности:
- общественная эффективность, учитывающая результаты и затраты, связанные с реализацией проекта, которые выходят за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускают стоимостное измерение;
- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для местного, регионального и федерального бюджетов;
- финансовая эффективность, определяющая финансовые последствия реализации инвестиционного проекта для участника.
В виде разработки финансового плана осуществляется финансовое планирование. Финансовый план включает долгосрочные финансовые вложения, финансовые издержки, объем кредитов, объем прибыли. Возникает проблема модернизации финансового планирования линейного судоходства в морском портовом комплексе для более рационального управления инвестициями и финансовыми потоками (рисунок 5).
Рисунок 5. Структура эффективности инвестиционного проекта [3]
Из структуры финансового плана, очевидно, что его разделы не связаны с планированием результата, а также не позволяют контролировать оперативно выручку и издержки.
Исследуя российские научные разработки и зарубежный опыт, можно предположить, что в практику функционирования линейного судоходства нужно внедрить общефирменное планирование финансового результата, которое обязано включать: контроль результата и балансовое планирование, калькуляционное планирование и контроль прибыли, контроль и планирование доходов и затрат, контроль и планирование выручки и издержек.
Выбор из вариантов финансирования наиболее экономичных, устойчивых и надежных все более превращается в одну из ключевых управленческих функций. Эффективность, масштабы и результаты системного развития линейного судоходства в большей степени зависят от затрат, то есть объемов капитальных вложений. Единая задача контроля и планирования поступлений и выплат – оптимизация привлечения финансовых средств; обеспечение гарантии ликвидности; контроль объемов финансовых средств с позиции эффективности платежей; учет денежных средств, движущихся между системой линейного судоходства и инвестором (рисунок 6).
Рисунок 6. Классификация инвестиционных потоков по их роли в инвестиционном процессе [3]
Планирование этих потоков связано с общефирменными расчетами и по значимости находится на одном уровне с общефирменным планированием балансового и калькуляционного результата деятельности линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области. Задача планирования и контроля поступлений и выплат заключается также в постоянной поддержке финансового равновесия. Всегда должно обеспечиваться равновесие финансовых потоков поступлений и выплат с учетом резервов платежных средств. Поддержание финансового равновесия – это необходимое условие достижения всех целей развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области. Эта задача также может быть решена в рамках синхронного планирования, потому что при планировании платежей с одной стороны нужно принимать во внимание все денежные потоки, которые рассматриваются в процессе внутрифинансового планирования. А, с другой стороны, модифицировать сам процесс планирования, если он может нарушить финансовое равновесие.
Прежде всего, нужно прогнозировать все потоки выплат и инвестиций, а также запасы платежных средств линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области в определенном периоде и, таким образом, - дефицит или излишки платежных средств. Потоки банковских кредитов, особенно увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, а также задолженности по производству, в результате вероятностного характера имеют информационную ограниченную ценность для инвестора. Лишь после того, как на основе информации об обязательствах и требованиях с достаточным уровнем надежности будут спрогнозированы платежные реальные процессы, пассивные и активные величины инвестиций найдут отражение в планировании платежей.
Финансовое планирование воздействует в части платежей на оперативные и стратегические планы, прогнозируемые потоки платежей по отношению к инвесторам и кредитным институтам. Нужно подчеркнуть, что контроль и планирование инвестиций и финансовых потоков – это финансовое выражение в материальной сфере. Контроль и планирование объемов внешнего финансирования ликвидных резервов относится к финансово-экономической сфере развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области. Полученной информацией могут воспользоваться руководители подразделений линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, информационная ценность расчетов при этом в сфере финансового планирования находится в зависимости от их точности и полноты.
Инвестиции имеют огромное значение для будущего положения линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, а также для экономики Калининградской области в целом. Благодаря инвестициям осуществляется расширенное воспроизводство основных средств непроизводственного и производственного характера, а также укрепляется материально-техническая база линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области. Также от инвестиций находится в зависимости ассортимент услуг линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, его привлекательность для грузополучателей и грузоотправителей.
Задача анализа состоит в оценке уровня и динамики линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, а также поиске резервов повышения объемов инвестирования. Главными источниками информации для анализа являются:
- динамика инвестиций с учетом индекса роста цен;
- себестоимость услуг и работ;
- данные аналитического бухгалтерского учета;
- отчет о движении и наличии основных средств;
- проектно-сметная документация;
- план ввода в действие объектов основных фондов и использования капитальных вложений;
- бизнес-план развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области.
В общей сумме капитальных вложений большой удельный вес занимают инвестиции на приобретение основных средств. План приобретения оборудования и машин составляется с учетом плановой потребности и фактического наличия. При ограниченном объеме инвестиций, прежде всего, приобретаются то оборудование, механизмы и машины, которые играют самую важную роль в производственном процессе и обеспечивают наиболее высокую отдачу инвестиций. Не стоит начинать строительство новых объектов, пока не введены в эксплуатацию предыдущие объекты. Это приводит к распылению средств между многочисленными объектами, замораживанию капитала в незавершенном производстве, растягиванию сроков строительства и, в результате, к сокращению отдачи инвестиций и эффективности работы линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области в целом.
Совместно с исследованием исполнения плана капитальных вложений необходимо провести анализ и исполнить план по его финансированию. Финансирование осуществляется за счет прибыли линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, кредита банков, амортизационных отчислений, лизинга, резервного фонда, бюджетных ассигнований. В связи с рыночной политикой доля кредитов и собственных источников увеличивается, сокращаются бюджетное финансирование.
Для расширения хозяйственной самостоятельности линейного судоходства большое значение имеет данное им право использовать на финансирование производственных объектов все финансовые свободные ресурсы вне зависимости от источников их назначения и образования. Привлечение определенного источника для финансирования инвестиционных проектов связано с конкретными расходами: выплаты вознаграждения лизингодателю, выплаты процентов по кредиту и пр. Именно поэтому в процессе анализа нужно определить цену различных источников финансирования и определить наиболее выгодных из них. Цена кредитов коммерческого банка равна его годовой процентной ставке. Учитывая, что проценты за пользование кредитами коммерческого банка включаются в себестоимость оказываемых услуг и сокращают налогооблагаемую прибыль, цена данного ресурса меньше, чем уплачиваемый коммерческому банку процент на уровень налогообложения.
При принятии решений о долгосрочных инвестициях возникает потребность в прогнозировании эффективности капитальных вложений. Именно поэтому нужен долгосрочный анализ издержек и доходов.
В основу анализа положено сравнение будущих денежных поступлений и объема предполагаемых инвестиций. Основой для этого считается учетная величина финансовых поступлений и дисконтированные доходы с учетом временной компоненты финансовых потоков. Основной проблемой при прогнозировании эффективности инвестиционных проектов считается рост цен в связи с инфляцией. Если инвестиции сопряжены с высоким уровнем риска, инвесторы заинтересованы не столько в прибыльности проекта, сколько в том, чтобы инвестиции быстрее окупились. Степень риска инвестирования ниже, если ниже срок окупаемости. Системой может приниматься окончательное инвестиционное решение на различных уровнях управления. Это находится в зависимости от рискованности, типа, объема капиталовложений. После принятия инвестиционного решения нужно спланировать его осуществление и разработать систему постинвестиционного контроля. Как правило, капитальных вложений меньше, чем потребности в них. Именно поэтому ошибочные и неоптимальные решения о расходовании капитальных вложений означают отказ от иных проектов, более эффективных.
Можно назвать главные причины неудовлетворительной ситуации (финансового характера), сложившейся с многофакторным развитием линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области:
- низкий уровень обеспеченности линейного судоходства современным оборудованием и машинами по сравнению с лучшими зарубежными системами линейного судоходства;
- отсутствие значимых материальных стимулов многофакторного развития;
- отсутствие экономических санкций со стороны государства за нерентабельную работу;
- сложившаяся схема распределения инвестиций и доведения их до инвестиционного процесса не соответствует сложности и масштабами линейного судоходства;
- ограниченные объемы финансовых ресурсов, которые планируются в государственном бюджете на реализацию программ развития линейного судоходства.
Объективной реальностью стала необходимость радикального изменения системы развития и функционирования линейного судоходства с позиции обеспечения новых возможностей для экономического роста. Прежде всего, под этим подразумевается формирование новой схемы использования инвестиционных ресурсов и появление новых субъектов инвестиционного процесса.
На сегодняшний день линейное судоходство в морском портовом комплексе Калининградской области оказался перед сложной дилеммой: либо самостоятельно изыскивать возможности инвестирования процессов реконструкции и технического перевооружения производственной базы, либо продолжать исполнять необходимые услуги и работы по устаревшим технологиям и на устаревшей технике. Из этого следует, что региональным и государственным органам финансирования и управления нужно определиться в собственных позициях относительно тех подразделений линейного судоходства, которые не могут осуществлять комплексное развитие и функционировать без государственной поддержки.
Главными причинами сокращения инвестиционной активности считаются:
- инфляция;
- задержка со стороны государства по возврату экспортного налога на добавленную стоимость;
- недоступность коммерческого кредита из-за высоких банковских ставок;
- сокращение объемов государственных инвестиционных кредитов и задержка с их выделением;
- сокращение объемов централизованных капитальных вложений;
- сокращение производства.
Статистические данные говорят о том, что главными источниками поступления финансовых средств на модернизацию и техническое перевооружение производственного потенциала линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области на сегодняшнее время считаются:
- денежные средства иностранных инвесторов;
- собственные средства линейного судоходства;
- кредиты коммерческих банков при условии достаточно низких процентных ставок.
Однако, привлечь такие финансовые ресурсы нельзя посредством тщательно продуманной и кропотливой работы с инвесторами. В качестве аргументов для привлечения таких средств могут быть гарантии инвесторам, что их финансовые ресурсы будут направлены на освоение и разработку тех направлений развития линейного судоходства, которые смогут в наибольшей степени удовлетворить потребности рынка (рисунок 7).
Рисунок 7. Классификация видов гарантии субъектам инвестиционной деятельности [3]
Основным источником получения финансовых средств на развитие производственного потенциала линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области считается прием заказов на исполнение услуг и работ от потребителей при условии, что потребители финансируют не только производство необходимых работ, но повышение технической производственной оснащенности с последующим получением дивидендов от использования нововведений.
На сегодняшний день к администрации линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области приходит понимание того, что именно внебюджетные источники финансирования становятся реальным методом развития и выживания. Именно поэтому в качестве одной из главных задач перед линейным судоходством Калининградской области встает научно обоснованная разработка бизнес-планов инвестиционных проектов. При реализации и разработке проектов применяются разные методики, которые обеспечивают успешное исполнение и планирование намеченных задач.
На сегодняшний день обширно применяется так называемый метод расчета эталонных показателей: в области управления инвестиционными проектами, при формировании государственных долговых портфелей. Весь инвестиционный потенциал, который включает совокупность разных объектов, рассматривается как единое целое. Это исключает необходимость исполнения детальных расчетов характеристик по отдельным направлениям, осуществляется расчет базовых, эталонных показателей отдельно по каждому из планов.
Метод расчета эталонных показателей может осуществляться для портфеля инвестиционных проектов в общем, обеспечивая возможность оптимального распределения средств между отдельными направлениями, а также контроль над ходом реализации проектов. После исполнения всех нужных расчетов и разработки единого плана реализации инвестиционного проекта нужно определить четко границы, в которых он будет осуществляться. При расчетах эталонных показателей и определении лимитов на отклонения принимаются во внимание возможные последствия этих отклонений. Одно из главных преимуществ метода заключается в том, что управления определенным инвестиционным проектом может передаваться независимому управляющему.
Необходимость реализации и разработки планов повышения потенциала производства линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области не вызывает сомнения. Но содержательная сторона инвестиционного плана и формальная сторона его утверждения и разработки в условиях рынка отличается от условий централизованной системы хозяйствования. Принципиальное отличие состоит в том, что к разработке содержательной части данного плана обязаны быть в обязательном порядке привлечены специалисты и руководители линейного судоходства Калининградской области, представители банковского капитала, владельцы пакетов акций, муниципальные и центральные органы власти, юридические и физические лица, которые косвенно или прямо заинтересованы в эффективном развитии и функционировании линейного судоходства. Утверждение плана обязано осуществляться после тщательной проверки его группой независимых экспертов. Целесообразно в таких условиях использовать предварительную экспертизу, оценку рисков принятия решения о финансировании, анализ финансовой эффективности проекта.
Важно не только привлечь нужные денежные ресурсы на комплексное развитие, но и рационально их распределить, при этом выбрать объективный критерий оптимальности.
Для инвестиционной деятельности побудительная система может считаться эффективной тогда, когда исполняются поставленные цели, исходя из финансовых ограничений, учитывая интересы региона и инвесторов. Из всех направлений капитальных вложений, как свидетельствует практика, наиболее эффективными считаются вложения на техническое перевооружение и реконструкцию линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области. Анализ свидетельствуют, что даже в условиях резкого производственного спада, сужения потребительского рынка и сокращения уровня конкуренции с европейскими портами, капитальное вложение в комплексное развитие, повышение уровня адаптации линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области дают весьма высокие результаты.
3.3 Оптимизация распределения инвестиций в линейное судоходство
На базе метода Мойсеенко С.С. [9] разработана задача оптимизации распределения инвестиций в развитие линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области.
При известном объеме инвестиций на развитие линейного судоходства, который включает k – объектов, подлежащих развитию, устанавливается оптимальный вариант распределения инвестиций, при котором максимальна суммарная эффективность освоения общего объема инвестиций.
Задача решается в следующей последовательности:
1. Осуществляются расчеты ожидаемой эффективности рассматриваемых проектов и изменения эффективности при разных начальных условиях, при изменении таких условий при реализации проекта.
2. Рассматриваются самые продуктивные проекты, рассчитывается эффективность их инвестирования. Можно в качестве критерия эффективности рассматривать интегральный коэффициент эффективности работы линейного судоходства (Кэ) или прибыль. Целесообразно при различных объемах инвестирования исполнять расчеты эффективности проектов.
3. Решается задача выбора объемов инвестирования и проектов с целевой функцией, которая максимизирует общую прибыль.
Для решения применяется метод динамического программирования. Через х1, х2, х3, … xn обозначим искомые объемы инвестиций, а через φ1 (х1), φ2 (х2), φ3 (х3), φ4 (х4), …. φn (хn) – прибыль от освоения инвестиций на реализацию инвестиционных проектов. Алгоритм решения задачи выбора проектов и оптимизации распределения инвестиций в общем виде реализуется следующим образом:
1) общий объем инвестиций распределяется между 2-мя первыми проектами их числа выбранных проектов на втором этапе. Из следующего уравнения находится максимальная суммарная прибыль:
f2 (s) = max [φ1 (х1) + φ2 (х2)],
0 < x1 < S,
0 < x2 < S; (6).
2) общий объем инвестиций распределяется между 3-м проектом и первыми 2-мя. По следующему уравнению можно рассчитать максимальную суммарную прибыль:
f3 (S) = max [f2 (S) + φ3 (х3)],
0 < x3 < S; (7).
3) распределение инвестиций осуществляется межу 4-м проектом и 3-мя первыми. По следующему уравнению можно рассчитать максимальную суммарную прибыль:
f4 (S) = max [f3 (S) + φ4 (х4)],
0 < x4 < S; (8).
4) подставляя в уравнение (8) значения f2 (S) и f3 (S) получаем уравнение максимизации прибыли от реализации инвестиций, распределенных между 4-мя проектами:
f4 (S) = max [φ1 (х1) + φ2 (х2) + φ3 (х3) + φ4 (х4)] , (9).
5) запишем основное рекуррентное уравнение распределения объема инвестиций между k-проектами:
fn (S) = max [fn-1(S) + φn (хn)]
(n = 2, 3, … k)
0 < xn < S, (10).
Из уравнения (10) следует, что сначала определяется значение переменной Хn, потом, после подстановки в уравнение максимальной прибыли, устанавливается значение следующей переменной Хn-1 и далее до Хk. Пошаговое решение задачи позволяет находить оптимальное распределение общего объема инвестиций между инвестициями, выбранными на втором этапе проекта.
Такая задача оптимизации распределения инвестиций применяется как для конкретных расчетов, так и как имитационная модель, которая позволяет проводить эксперименты в контексте исследования воздействия разнообразных факторов в изменяющихся условиях на эффективность инвестиций. В итоге имитационных экспериментов руководитель приобретает возможность оптимизировать экономические принимаемые решения. К примеру, при исследовании перспектив развития линейного судоходства Калининградской области обнаружилось, что изменяющиеся условия тарифной политики Белоруссии и Литвы существенно воздействуют на объем поставки грузов в Калининградский порт. Изменение условий транзита и тарифной политики через морской торговый комплекс региона приводит к сокращению объемов линейных перевозок и, таким образом, сокращает эффективность функционирования и развития линейного судоходства.
Следовательно, строительство современных терминалов, внедрение новых технологий будет эффективным только при повышении объемов линейных перевозок. К примеру, иногда вновь построенные контейнерные терминалы не применяются в результате недостаточного грузопотока, потому что не достигнуты прогнозируемые объемы грузоперевозок.
Таким образом, оценка эффективности инвестиций в проекты развития линейного судоходства обязана исполняться с учетом прогностических оценок будущих условий и воздействия факторов, принимаемых в расчет.
Приведем результаты использования метода по оптимизации распределения инвестиций для развития линейного судоходства в Калининградской области. В качестве исходных данных принят общий объем инвестирования – 50 миллионов долларов. Объектами развития считаются: контейнерный терминал, элеватор, терминал по переработке удобрений, угольный терминал. В результате шагов решения задачи динамического программирования определены 3 объекта, на развитие которых финансовые средства инвестируются. Максимальная величина ожидаемой прибыли достигается при варианте распределения: на развитие контейнерного терминала – 20 млн. долларов, на развитие элеватора – 20 млн. долларов, на развитие терминала по переработке удобрений – 10 млн. долларов.
Инвестор может выбрать приемлемый объект вложения финансовых средств, получая прибыль. За счет вложенных инвестиций линейное судоходство решает проблему развития и модернизации инфраструктуры, становится более конкурентоспособным на рынке услуг, более привлекательным для грузоперевозчиков, повышая собственную прибыль.
В таблице 5 представлена оптимизационная модель распределения инвестиций в подразделениях комплекса. Распределение инвестиций осуществляется по алгоритму, описанному выше.
Таблица 5 - Ожидаемая прибыль от реализации проектов инвестиций линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области [Составлено автором]
Объем инвестиций 1 объект 2 объект 3 объект 4 объект 50 2,20 2,0 2,10 2,00 40 2,00 1,60 1,70 1,80 30 1,80 1,50 1,40 1,30 20 1,30 1,10 1,00 0,80 10 0,62 0,51 0,60 0,50
1) распределение инвестиций между 2-мя объектами: терминалом по обработке удобрения и угольным терминалом. В таблице 6 приведены 6 вариантов распределения и суммарная прибыль по вариантам. Варианты распределения инвестиций представлены следующими вариантами: 0 млн. долларов, 10 млн. долларов, 20 млн. долларов, 30 млн. долларов, 40 млн. долларов, 50 млн. долларов.
Таблица 6 - Объем суммарной прибыли от инвестиций линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области [Составлено автором]
Прибыль по объектам Объем инвестиций Суммарная прибыль 1 объект 2 объект 1 объект 2 объект 2,1 0,0 50 0 2,1 1,7 0,5 40 10 2,2 1,4 0,8 30 20 2,2 1,0 1,3 20 30 2,3 0,6 1,8 10 40 2,4 0,0 2,0 0 50 2,0
Наибольшую прибыль дает пятый вариант распределения – 2,4 миллионов долларов. Так при инвестировании в 50 миллионов долларов максимальная прибыль составит 2,4 миллиона долларов, при котором 40 миллионов долларов выделяется на модернизацию угольного терминала и 10 миллионов долларов на модернизацию терминала по переработке удобрений.
В таблице 7 представлены значения максимальной прибыли при распределении инвестиций.
Таблица 7 - Значения максимальной прибыли при распределении инвестиций [Составлено автором]
Объем инвестиций и прибыль по 1 проекту Объем инвестиций и прибыль по 2 проекту 50 40 30 20 10 0 50 2,1 - - - - - 0 40 1,7 - - - - 0,5 0,6* 30 1,4 - - - 0,8 1,1* 1,0 20 1,0 - - 1,3 1,4 1,5* 1,4 10 0,6 - 2,4* 1,9 1,8 1,9* 1,7 0 0 2,0 1,8 2,3 2,2 2,2 2,1
2) распределение инвестиций между 3-м и 2-мя первыми инвестиционными объектами. Прибыль по 3-му объекту взята из таблицы 5, а прибыль по 1-му и 2-му объекту взята из таблицы 6 (значения, отмеченные звездочками).
Значения максимальной прибыли при распределении инвестиций на втором шаге оптимизационной модели представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Значения максимальной прибыли при распределении инвестиций на втором шаге оптимизационной модели [Составлено автором]
Объем инвестиций и прибыль по 3 проекту Объем инвестиций и прибыль по первым 2-м проекту 50 40 30 20 10 0 50 2,00 - - - - - 0 40 1,60 - - - - 0,6 0,51 30 1,50 - - - 1,1 1,11* 1,10 20 1,10 - - 1,5 1,61 1,70* 1,50 10 0,51 - 1,9 2,10 2,20* 2,10 1,60 0 0 2,4 2,41 2,60 2,60* 2,20 2,00
Таким образом, наибольшая прибыль при распределении составляет 2,6 миллионов долларов. В таком случае для 3-го объекта определяется объем инвестирования в размере 30 миллионов долларов, а 2-м первым – 20 миллионов долларов.
3) осуществляется распределение между 3-мя первыми объектами и 4-м объектом. Значения максимальной прибыли при распределении инвестиций на третьем шаге оптимизационной модели представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Значения максимальной прибыли при распределении инвестиций на третьем шаге оптимизационной модели [Составлено автором]
Объем инвестиций и прибыль по 4 проекту Объем инвестиций и прибыль по первым 3-м проекту 50 40 30 20 10 0 50 2,20 - - - - - 0 40 2,00 - - - - 0,60 0,62* 30 1,80 - - - 1,11 1,22 1,30* 20 1,30 - - 1,70 1,73 1,90* 1,80 10 0,62 - 2,20 2,33 2,41* 2,40 2,00 0 0 2,60 2,20 3,0* 2,91 2,60 2,20
Максимальной прибыли соответствует следующий вариант: на 4-й объект выделяется 20 миллионов долларов, первым 3-м объектам – 30 миллионов долларов. Прибыль при иных значениях инвестирования отражена в таблице 7 звездочками.
4) идет последовательная работа с таблицами 6, 7 и 8. Максимальная величина ожидаемой прибыли достигается при варианте распределения: на модернизацию терминала по переработке удобрений – 10 миллионов долларов, на модернизацию контейнерного терминала – 20 миллионов долларов, на модернизацию элеватора – 20 миллионов долларов.
Заключение
Успешное развитие экономики Калининградской области связано непосредственно с совершенствованием системы управления линейным судоходством, повышением степени интенсивности инвестирования производства, оптимизацией использования капитальных вложений и на этой основе ростом технического оснащения и техническим перевооружением действующих производств линейного судоходства. При этом речь идет о формировании качественно новой производственной базы предприятий, что позволит осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции, услуг.
В условиях ограниченности природных ресурсов и возрастания роли экологических факторов повышается актуальность интенсификации использования производственного потенциала предприятий в линейном судоходстве и снижения затрат трудовых и материальных ресурсов. Следует признать верным утверждение, что экономический критерий эффективности развития линейного судоходства должен стимулировать снижение издержек на единицу полезного эффекта и рост производительности труда. Если снижение себестоимости единицы продукции или услуг не достигается, то существующий технический уровень нецелесообразен, либо несвоевременен.
Предприятия линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области - это весьма сложное производство по переработке и транспортировке грузов, на долю которых приходятся основные объемы экспортно-импортных операций, а также значительные объемы транспортных операций между регионами страны, весьма длительный период времени финансировались на цели развития далеко не в полном размере. Особенно же тяжелое положение наступило во времена экономических реформ. Государственное финансирование развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области практически прекратилось, а собственных средств для этого пока еще не достаточно.
В результате, в настоящее время сложилась ситуация, когда большинство предприятий линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области оказались не способными выполнить необходимые объемы погрузо-разгрузочных и транспортных операций как по количественным, так и качественным характеристикам, и вынуждены передавать значительные объемы этих работ иностранным портам, уступая им большие прибыли.
Выход на зарубежные рынки при отсутствии достаточных производственных мощностей морских портов означает, прежде всего, существенное замедление грузооборота, что совершенно неприемлемо в условиях конкуренции со стороны иностранных грузопереработчиков и грузоотправителей.
Развитие линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области в условиях рынка не только желательно, но и совершенно необходимо. Без технически оснащенных производств в портах экономика региона не сможет нормально функционировать. Однако, многостороннее, комплексное развитие линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области - отнюдь не самоцель, хотя и имеет большое самостоятельное значение. Главная цель развития - повышение эффективности функционирования линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области. Поэтому в сложившейся ситуации одним из наиболее эффективных и перспективных направлений развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области является комплексное развитие в направлении повышения степени адаптации к потребностям рынка. Низкие цены при своевременном и удовлетворительном выполнении работ - главный аргумент в борьбе за обладание рынками. Недостаточный спрос на услуги - следствие не только и не столько низкого качества транспортного обслуживания, хотя это и имеет первостепенное значение, но, прежде всего, результат ограниченного выбора предлагаемых транспортных услуг и несущественной разницы в цене по сравнению с зарубежными портами, работа которых отличается, как правило, высокой гарантией сохранности и своевременностью доставки товаров до места назначения.
Достижение же низкой себестоимости и большей четкости работ возможно лишь при наличии прогрессивной технической базы, формирование которой не только необходимо, но и возможно.
Подтверждением этому является то, что производственный потенциал линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области достаточно велик. Почти в каждом из подразделений линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области имеются избыточные производственные мощности и излишняя рабочая сила. Наличие крупных, далеко не полностью использованных производственных резервов дает возможность широкого маневра в их применении, быстрой замены одних видов ресурсов другими, выбора наиболее благоприятных вариантов инвестирования для наращивания производственных мощностей.
Очень важно разработать рациональные технологии перевозок, организовать их таким образом, чтобы наиболее эффективно использовались имеющиеся технические средства и в первую очередь транспортный флот. В условиях экономических реформ, перехода к рыночным отношениям такая постановка задач особо важна, поскольку конкурентоспособность судоходного предприятия на рынке транспортных услуг обеспечивается, с одной стороны, вследствие повышения эффективности использования судов транспортного флота. Решение этой проблемы в основном предусмотрено при разработке графика движения флота.
Мы разработали план освоения перевозок флота по линейной форме движения, а также план организации его работы. Нами была определена потребность в грузовых суднах, их распределение по участкам работы.
Тенденции в этом направлении развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области благоприятны и позволяют считать, что дальнейшее развитие производственно-технической базы обеспечит повышение конкурентоспособности и качества производимых работ. Эффективность инвестиций в развитие портового комплекса региона выражается, во-первых, в том, что переключение грузопотоков на Калининградские порты избавит грузовладельцев от лишних затрат времени и средств, во-вторых, в ряде случаев сократится расстояние от пункта отправления до пункта назначения грузов и, соответственно, сократятся транспортные издержки, в-третьих, перевалка на современных специализированных комплексах сокращает процент потери грузов, реализация которых дает прямой доход грузовладельцу.
Кардинальное улучшение деятельности линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области возможно при условии решения сформулированных в работе проблем и задач. Сделана попытка внести определенный вклад в подготовку соответствующей базы. С этой целью изучены проблемы, связанные с повышением эффективности работы линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области и проанализированы возможные резервы его развития; определены основные факторы, обеспечивающие его эффективную деятельность. Это позволило обосновать методологический подход к оценке эффективности работы линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области и разработать механизм расчета показателей эффективностей его работы. Коэффициент R отражает влияние всех основных параметров портового комплекса на эффективность его работы.
Имея представление об уровне эффективности работы линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, можно рассматривать пути совершенствования его развития. Анализ показывает, что это связано с оптимизацией системы управления развитием линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области, необходимостью привлечения на указанные цели инвестиций и обеспечением их эффективности. Эффективность инвестиций определяется их оптимальным распределением на объекты портового комплекса. Для решения этой задачи предложен метод на базе теории динамического программирования.
Таким образом, в работе рассмотрен комплекс вопросов, направленных на повышение эффективности функционирования и развития линейного судоходства в морском портовом комплексе Калининградской области.
Список использованной литературы
1. Битков С.А. Проблемы управления транспортным комплексом региона // Актуальные проблемы управления - 2000: материалы международной научно-практической конференции. - Москва: Государственный университет управления. Отделение экономики РАН. Мэрия Москвы 2000.Вып. 2— С. 164-167.
2. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес. Создание, становление, управление / А.М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2012. - 328 c
3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. -Калининград, БИЭФ, 2001. - 355 с.
4. Зеркалов Д.В. Международные перевозки грузов»: Учебное пособие. - К.: Основа, 2009. – с. 72.
5. Кокин, А. С. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов / А.С. Кокин, Г.А. Левиков. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 576 c.
6. Линейное судоходство // Международное линейное судоходство // [Электронный ресурс] http://www.brokert.ru/material/morskoi-agent Дата обращения: 7.06.2017. Доступ свободный.
7. Маркевич А.Л. Методический подход к определению эффективности работы морского портового комплекса региона // Проблемы управления социально-экономическими процессами региона: материалы второй международной научно-практической конференции. - Калининград: Институт «Высшая школауправления», 2006, С. 52 – 56.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я ред.). - М.: Экономика, 2000. - 275 с.
9. Мойсеенко С.С. Оптимизация выбора типов судов для освоения грузопотоков в линейном судоходстве // Логистика, организация и технология перевозок грузов: Сб. науч. тр. Вып. 56. - Калининград: Изд-во БГА, 2004. - С. 27-32.
10. Морской транспорт Калининградской области. Аналитическая записка. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. - Калининград, 48 с.
11. Найденов И.В. Прогнозирование развития открытых социально-экономических систем на транспорте. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001- 247 с.
12. Найденов Е.И. Региональный морской транспортный комплекс: определение, структура, тенденции развития (на примере портов Юго-Восточной Балтики) // Вестник транспорта.-2005.-№ 8. - 8 с.
13. Правила по оборудованию морских судов. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Правила о грузовой марке морских судов. - М.: Российский Морской Регистр Судоходства, 2011. - 448 c.
14. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 284 c.
15. Сидорченко, В. Ф. Безопасность группового мореплавания. Международно-правовые аспекты: моногр. / В.Ф. Сидорченко, В.И. Егоркин. - М.: Юридический центр Пресс, 2004. - 336 c.
16. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. - М.: Академия, 2013. - 240 c.
17. Труханович, Л. В. Морской и речной транспорт / Л.В. Труханович, Д.Л. Щур. - М.: Финпресс, 2009. - 160 c.
18. Управление грузовыми потоками в транспортно-логических системах. - М.: Горячая линия - Телеком, 2010. - 704 c.
19. Шкрадун В.Д., Стерхова С.Н. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2001. - №4 - С. 16-25.
20. Шульга Е.Ф. Повышение конкурентоспособности системы управления предприятием. Вестник транспорта, № 7, 2004-С. 38 - 40.
21. http://www.kscport.ru Официальный сайт ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт».
Приложение 1. Показатели деятельности ОАО «Калининградский морской портовый комплекс»
Наименование показателя 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Стоимость основных производственных фондов, (тыс. руб.) всего: в том числе:
203660
216934
272796
421086
503604
524410
- активная часть(перегрузочное оборудование) 96349 107203 130849 218867 245371 267893 - пассивная часть (сооружения, здания) 102499 98351 124618 200084 227195 245318 Фактический объем грузооборота (тыс. тонн) 2086 2293 2719 3615 4074 4491 Производственная мощность (тыс.тонн) 4100 4500 4600 4800 5000 5200 Значение среднего возраста оборудования (годы) 8,5 8,7 9,3 9,7 9,8 9,8 Интегральный коэффициент эффективности работы МКР (Кэ) 0,29 0,34 0,36 0,43 0,44 0,46 Коэффициент технической оснащенности МКР (Кто) 0,61 0,62 0,69 0,78 0,82 0,84 Коэффициент использования производственной мощности МКР (Км) 0,51 0,51 0,59 0,75 0,81 0,86 Коэффициент соответствия фактической величины возраста перегрузочных комплексов нормативному значению (Кв) 0,71 0,73 0,78 0,81 0,82 0,82 Коэффициент соотношения активной и пассивной частей основных производственных фондов (Кф) 0,94 1,09 1,05 1,09 1,08 1,10
3
1. Битков С.А. Проблемы управления транспортным комплексом региона // Актуальные проблемы управления - 2000: материалы международной научно-практической конференции. - Москва: Государственный университет управления. Отделение экономики РАН. Мэрия Москвы 2000.Вып. 2— С. 164-167.
2. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес. Создание, становление, управление / А.М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2012. - 328 c
3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. -Калининград, БИЭФ, 2001. - 355 с.
4. Зеркалов Д.В. Международные перевозки грузов»: Учебное пособие. - К.: Основа, 2009. – с. 72.
5. Кокин, А. С. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов / А.С. Кокин, Г.А. Левиков. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 576 c.
6. Линейное судоходство // Международное линейное судоходство // [Электронный ресурс] http://www.brokert.ru/material/morskoi-agent Дата обращения: 7.06.2017. Доступ свободный.
7. Маркевич А.Л. Методический подход к определению эффективности работы морского портового комплекса региона // Проблемы управления социально-экономическими процессами региона: материалы второй международной научно-практической конференции. - Калининград: Институт «Высшая школауправления», 2006, С. 52 – 56.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я ред.). - М.: Экономика, 2000. - 275 с.
9. Мойсеенко С.С. Оптимизация выбора типов судов для освоения грузопотоков в линейном судоходстве // Логистика, организация и технология перевозок грузов: Сб. науч. тр. Вып. 56. - Калининград: Изд-во БГА, 2004. - С. 27-32.
10. Морской транспорт Калининградской области. Аналитическая записка. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. - Калининград, 48 с.
11. Найденов И.В. Прогнозирование развития открытых социально-экономических систем на транспорте. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001- 247 с.
12. Найденов Е.И. Региональный морской транспортный комплекс: определение, структура, тенденции развития (на примере портов Юго-Восточной Балтики) // Вестник транспорта.-2005.-№ 8. - 8 с.
13. Правила по оборудованию морских судов. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Правила о грузовой марке морских судов. - М.: Российский Морской Регистр Судоходства, 2011. - 448 c.
14. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 284 c.
15. Сидорченко, В. Ф. Безопасность группового мореплавания. Международно-правовые аспекты: моногр. / В.Ф. Сидорченко, В.И. Егоркин. - М.: Юридический центр Пресс, 2004. - 336 c.
16. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. - М.: Академия, 2013. - 240 c.
17. Труханович, Л. В. Морской и речной транспорт / Л.В. Труханович, Д.Л. Щур. - М.: Финпресс, 2009. - 160 c.
18. Управление грузовыми потоками в транспортно-логических системах. - М.: Горячая линия - Телеком, 2010. - 704 c.
19. Шкрадун В.Д., Стерхова С.Н. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2001. - №4 - С. 16-25.
20. Шульга Е.Ф. Повышение конкурентоспособности системы управления предприятием. Вестник транспорта, № 7, 2004-С. 38 - 40.
21. http://www.kscport.ru Официальный сайт ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт».
Вопрос-ответ:
Какие проблемы анализируются в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи анализируются проблемы развития линейного судоходства в Калининградском регионе.
Какие методологические подходы и практика организации линейного судоходства анализируются?
В статье анализируются методологические подходы и практика организации линейного судоходства.
Почему организация линейного судоходства в Калининградской области является важным направлением?
Организация линейного судоходства в Калининградской области является важным направлением для обеспечения транспортной безопасности региона.
Какие цели и задачи развития линейного судоходства в Калининградской области описываются в статье?
В статье описываются цели и задачи развития линейного судоходства в Калининградской области.
Что рассматривается в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи рассматривается развитие методов организации линейного судоходства.
Какие проблемы с развитием линейного судоходства выявлены в Калининградском регионе?
В Калининградском регионе выявлены следующие проблемы с развитием линейного судоходства: отсутствие эффективных методологических подходов, недостаточное финансирование, неудовлетворительная транспортная инфраструктура и техническое состояние судов, низкая профессиональная подготовка персонала и др.
Как организуется линейное судоходство в Калининградской области?
Линейное судоходство в Калининградской области организуется с помощью различных методов, включающих использование специализированных портов, создание линейных маршрутов, сотрудничество с логистическими компаниями, обеспечение безопасности судоходства и другие меры. Организация линейного судоходства в регионе играет важную роль в обеспечении транспортной безопасности и развитии экономики.
Каковы цели и задачи развития линейного судоходства в Калининградской области?
Цели и задачи развития линейного судоходства в Калининградской области включают следующие: повышение эффективности транспортной системы, обеспечение безопасности и устойчивости судоходства, развитие логистической инфраструктуры, увеличение грузооборота, привлечение инвестиций в судоходство и т. д. Развитие линейного судоходства в регионе имеет стратегическое значение для его экономического развития.
Какие методологические подходы используются для организации линейного судоходства?
Для организации линейного судоходства используются различные методологические подходы, включающие разработку стратегий развития, проведение анализа экономической эффективности, учет особенностей региональной инфраструктуры, моделирование перевозок и т. д. Такие подходы позволяют оптимизировать процессы организации линейного судоходства и повысить его эффективность.
Почему развитие линейного судоходства в Калининградском регионе является важным направлением?
Организация линейного судоходства в Калининградской области является важным направлением для обеспечения транспортной безопасности региона. Это помогает развивать экономику региона, укреплять его конкурентоспособность и повышать уровень жизни населения. Также развитие линейного судоходства в регионе позволяет усилить транспортные связи с другими регионами и странами, обеспечивая более эффективное перемещение грузов и пассажиров.