Теневой бизнес в мировой экономике: оценки, проблемы, методы борьбы.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
РАЗДЕЛ 1 5
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК САМООРГАНИЗУЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА 5
1.1.Понятие теневой экономики 5
1.2.Классификация теневой экономики 9
РАЗДЕЛ 2. 15
ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС В МИРЕ И В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 15
2.1. Сравнительный анализ теневого бизнеса в разных странах 15
2.2. Теневой бизнес в России: состояние, структура, причины 19
РАЗДЕЛ 3. 22
БОРЬБА С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 22
3.1. Детенизация экономики как важное условие безопасности государства 22
3.2. Направления противодействия тенизации мировой экономики 24
ВЫВОДЫ 28
ЛИТЕРАТУРА 30
7. Обеспечение на законодательном уровне обнародования перечня всех функций и услуг, которые должен предоставлять любой чиновник населению; интернет-порталы органов государственной власти должны стать зеркалом этого органа и отражать всю деятельность руководителей ведомства и самого органа в целом. 8. Изменения в Уголовном кодексе относительно определения сфер «криминальной экономической деятельности», «криминального капитала». 9. Масштабное научное изучение природы теневой экономики, ее структуры, мотивов, методов, и выработка рекомендаций по их устранению. Активные действия населения, органов власти, предпринимателей приведут к легализации всех секторов экономики, производства продукции, товаров, услуг. Детенизация экономики должна стать первоприоритетным и принципиально важным направлением современной экономической политики. Реализация указанных и других мероприятий по дальнейшей детенизации экономики будет способствовать не только формированию полноценной рыночной среды, развитию экономики, легализации капитала, процессам демократизации экономики и общества в целом, но и значительному повышению конкурентоспособности экономики и устранению реальных угроз национальной безопасности государства.3.2. Направления противодействия тенизации мировой экономикиНедостаточная эффективность международных институтов и национальных органов управления в противодействии теневой экономике вызывают ее дальнейшее распространение. Несмотря на угрожающие масштабы данной проблемы, пока отсутствует целостный и скоординированный между странами план действий по преодолению теневой экономики. Существующие программные документы или касаются преодоления ее отдельных проявлений, в частности отмывания «грязных» денег, по борьбе с экономической преступностью и т.п., или направленные на противодействие теневой экономической деятельности в масштабах национальных экономик. Поскольку проблема тенизации вышла за пределы одной страны, масштабы тенизации глобальной экономики и угрозы, связанные с ее существованием и распространением, требуют разработки скоординированной стратегии противодействия такому явлению. В последнее время исследователи отмечают определенные положительные черты в сфере детенизации экономики, которые проявляются в следующем: выравнивание перепадов в экономической конъюнктуре (особенно в условиях экономического кризиса, когда за счет перераспределения ресурсов обеспечивается производство в теневой сфере); смягчении определенных социальных противоречий за счет нелегальной занятости; легализации теневого капитала, который в дальнейшем облагается налогами. Вместес тем, указанные черты являются временными и не могут быть основой для устойчивого экономического развития.Основные направления противодействия тенизации глобальной экономики предусматривают: проведение национальных аудитов экономик стран с целью оценки масштабов видов теневой экономической деятельности и их влияния на формальную экономику; оценку национальных регуляторных систем по налогообложению, лицензирования труда, окружающей среды, здравоохранения и безопасности, защиты прав потребителей, прав интеллектуальной и промышленной собственности с целью определения возможностей их упрощения и уменьшения стоимости их соблюдения; исследование влияния труда мигрантов, в частности дешевого труда,на национальное благосостояние и соблюдение корпоративных стандартов труда; введение специальной помощи интеграции для уязвимых групп населения (в частности, меньшинств, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.); усиление электронного мониторинга и надзора за денежными потоками банков и других финансовых институтов; ужесточение правил наличных транзакций и увеличение штрафов за незадекларированные и неучтенные наличные счета; улучшение взаимодействия, информационного обмена, обмена лучшей практикой по мониторингу, дознания и уголовного преследования между региональными, национальными и международными правоохранительными органами; усиление контроля за транзакциями с участием оффшорных юрисдикций; совершенствование правил и норм, регулирующих деятельность финансовых рынков, обеспечения прозрачности финансовых инструментов; внедрение и / или совершенствования нормативных актов по лоббированию и деятельности профессиональных ассоциаций, управления государственным имуществом, усиления контроля за поддельными товарами и т.п.; обеспечение деятельности по информированию и адекватной защиты свидетелей.Одной из составляющих преодоления теневой экономики является система противодействия отмыванию «грязных» денег, координация которой осуществляется межправительственной организацией FATF - («FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering» - Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием доходов) [13, c. 10]. Впервые на официальном уровне по борьбе с отмыванием преступных доходов говорилось в Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принятого на Международной конференции по борьбе с злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в декабре 1988 г. в Вене (Австрия) как часть мер по пресечению незаконной торговли наркотиками. Хотя в Венской конвенции еще использовался сам термин «отмывание доходов», однако был определен уголовным содержание действий, связанных с отмыванием доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в частности: перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или в результате участия в нем, с целью сокрытия незаконного источника собственности или в целях оказания помощи лицу, которое принимает участие в совершении такого правонарушения, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия; сокрытие подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения, или участия в таком правонарушении; приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или в результате участия в таком правонарушении;владение оборудованием, материалами или веществами, если известно, что они используются, или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления любых наркотических средств или психотропных веществ; участие, причастность или вовлечение в преступную заговора с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, признанных, согласно Конвенции, попытки совершить такое правонарушение, а также соучастие, подстрекательство, содействие при их осуществлении. Первым шагом в установлении единых международных стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов и формировании правовой базы соответствующей международной системы мер стало принятие FATF в 1990 г. Сорока рекомендаций, которые впоследствии дополнили еще Девять специальных рекомендаций. Указанные рекомендации охватывают правовое обеспечение противодействия отмыванию доходов, меры, которые необходимо принимать финансовым организациям с целью предотвращения отмывания доходов, институциональные принципы организации и принципы международного сотрудничества в этой сфере.ВЫВОДЫТеневую экономику можно сравнить с преступностью, масштабы которой можно уменьшить, но ликвидировать ее вовсе практически невозможно. Современные трансформационные процессы, происходящие в росcийской экономике, не могут проводиться результативно и своевременно из-за негативного влияния со стороны теневой экономики. Уже стало очевидным, что на процесс рыночной трансформации негативно влияют уровень и объемы теневого сектора экономики, который способен восполнить дефицит в потребительском спросе поддельными, некачественными, а иногда опасными для жизни человека товарами и вообще деятельность теневого сектора экономики может совсем уничтожить экономическую систему.Современная экономика нуждается в трансформационных преобразованиях, при этом обязательными условиями этих преобразований является сокращение объемов теневой экономики, так как деятельность теневой экономики негативно влияет на экономическую систему государства, в следствии этого тормозится выполнение государственных программ социально-экономического роста. Предлагаем следующие главные направления по борьбе с теневой экономикой: - обеспечить эффективный контроль государственных структур с предпринимательской деятельностью в отношении использования теневых операций и схем в своей деятельности, за счет усиления влияния экономических механизмов имущественной ответственности. При этом создать специальную компьютерную базу для внесения лиц, осуществляющих такие операции; - сокращать уровень монополизации производства на государственном уровне, при этом обеспечить надежное развитие конкурентной среды, создавать условия для легализации занятости населения.Тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о том, что теневой сектор характерно для любой страны, независимо от типа экономической системы или уровня развития национальной экономики. Однако существенным, решающим аспектом этой проблемы можно назвать определение допустимого уровня теневой экономики, при котором теневой сектор не препятствует экономическому росту. Среди основных мотивов субъектов участия в теневых операциях можно выделить четыре основных фактора: экономия на расходах, отсутствие «нечистой совести», низкий риск обнаружения, простота участия.Учитывая вышеизложенное, срочно нужно вводить в действие новую стратегиюдетенизации экономики, целью которой является создание благоприятных условий для легальной экономической деятельности на основе максимального учтения интересов субъектов хозяйствования. Противодействие тенизации экономики и, в часности, «бегства капитала» из нашей страны должна рассматриваться как одно из основных подтверждений профессионализма и компетентности должностных лиц, занимающихся этим делом. Наряду с вытеснением уголовных и других незаконных сфер теневого экономического оборота необходимо вводить эффективные механизмы возвращения (амнистии) до официального обращения средств непреступного происхождения. Поэтому задачей детенизации экономики в Российской Федерации должно стать создание институциональной среды, которая бы давала возможность работать открыто (легально), максимизируя выгоду с целью удовлетворения своих потребностей.ЛИТЕРАТУРАБабкин А.В., Юмаев Е.А.Управление масштабами теневой экономики государств и регионов в условиях экономического кризиса (на материалах зарубежных стран)//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016.- № 1 (18). - С. 51-64.Безверхая Т.В. Масштабы теневого бизнеса в мировой практике// Современные научно-практические решения и подходы Третья Международнаянаучно-практическаяконференция. Ответственный редактор Д.Р. Хисматуллин. 2016. - С. 23-27.Боркова Е.А., Буран Т.А., Шигина П.А. Коррупция и теневая экономика России - сущность, тенденции и пути решения//Национальная Ассоциация Ученых. 2015. - № 5-1 (10). - С. 28-31.Голикова Н.Л. Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества//Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. - № 11-9. - С. 65-67.Дегтярев А., Маликов Р. Российский бизнес в условиях «экономики отката» //Общество и экономика. – 2014. – №13. – С. 53–62.Информация о социально-экономическом положении России — 2015. Январь. 2015 [Электронный ресурс]. URL:http:// www.gks.ru/bgd/free/B13_00Калошина А.Я., Михнева С.Г. Проблематика теневой экономики в России//Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. - № 2 (31). - С. 100-107.Ключищева В.Г., Хомякова А.О.Причины возникновения теневой экономики// Функционирование национального и мирового рынков в условияхглобальнойнестабильности сборник статей Всероссийскойнаучно-практическойконференции. 2017. - С. 142-146.Кокин А. С., Ясенев О. В., Ясенев В. Н. Теневая экономика в мировомэкономическомпространстве//ВестникНижегородскогоуниверситетаимени Н.И. Лобачевского, 2015. №1(1). - с.333-337.Кондратьева Е., Фомичева Е. Масштаб мировой теневой экономики//Финансовая жизнь. 2015. - № 2. - С. 11-18.Орусова О.В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации//Экономика и предпринимательство. 2015. - № 8-1 - (61-1). - С. 64-70.Рыжикова Ю.В. Теневизация экономической деятельности и ее влияние на экономическую безопасность//Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам II Международнойстуденческойнаучно-практическойконференции: в 4-х томах. Кафедра экономикипредприятия НГПУ им.К.Минина. 2016. - С. 155-159.Федотов Д.Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику//Финансы и кредит. 2015. - № 41 (665). - С. 10-21.Хамраева В., Ефименко Е. «Теневая» нагрузка на бизнес//Финансовый бизнес. 2016. - № 6 (185). - С. 71-77.www. gks.ru - Федеральная служба государственной статистикиРФ
2. Безверхая Т.В. Масштабы теневого бизнеса в мировой практике// Современные научно-практические решения и подходы Третья Международнаянаучно-практическаяконференция. Ответственный редактор Д.Р. Хисматуллин. 2016. - С. 23-27.
3. Боркова Е.А., Буран Т.А., Шигина П.А. Коррупция и теневая экономика России - сущность, тенденции и пути решения//Национальная Ассоциация Ученых. 2015. - № 5-1 (10). - С. 28-31.
4. Голикова Н.Л. Теневая экономика как глобальная проблема мирового сообщества//Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. - № 11-9. - С. 65-67.
5. Дегтярев А., Маликов Р. Российский бизнес в условиях «экономики отката» //Общество и экономика. – 2014. – №13. – С. 53–62.
6. Информация о социально-экономическом положении России — 2015. Январь. 2015 [Электронный ресурс]. URL:http:// www.gks.ru/bgd/free/B13_00
7. Калошина А.Я., Михнева С.Г. Проблематика теневой экономики в России//Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. - № 2 (31). - С. 100-107.
8. Ключищева В.Г., Хомякова А.О.Причины возникновения теневой экономики// Функционирование национального и мирового рынков в условияхглобальнойнестабильности сборник статей Всероссийскойнаучно-практическойконференции. 2017. - С. 142-146.
9. Кокин А. С., Ясенев О. В., Ясенев В. Н. Теневая экономика в мировомэкономическомпространстве//ВестникНижегородскогоуниверситетаимени Н.И. Лобачевского, 2015. №1(1). - с.333-337.
10. Кондратьева Е., Фомичева Е. Масштаб мировой теневой экономики//Финансовая жизнь. 2015. - № 2. - С. 11-18.
11. Орусова О.В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации//Экономика и предпринимательство. 2015. - № 8-1 - (61-1). - С. 64-70.
12. Рыжикова Ю.В. Теневизация экономической деятельности и ее влияние на экономическую безопасность//Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам II Международнойстуденческойнаучно-практическойконференции: в 4-х томах. Кафедра экономикипредприятия НГПУ им.К.Минина. 2016. - С. 155-159.
13. Федотов Д.Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику//Финансы и кредит. 2015. - № 41 (665). - С. 10-21.
14. Хамраева В., Ефименко Е. «Теневая» нагрузка на бизнес//Финансовый бизнес. 2016. - № 6 (185). - С. 71-77.
15. www. gks.ru - Федеральная служба государственной статистикиРФ
Вопрос-ответ:
Какие методы борьбы с теневым бизнесом используются в мировой экономике?
В мировой экономике используются различные методы борьбы с теневым бизнесом, включая ужесточение налогообложения, повышение штрафов за нарушения, улучшение контроля и надзора, сокращение бюрократии, повышение прозрачности и открытости бизнес-процессов.
Какова роль теневого бизнеса в мировой экономике?
Роль теневого бизнеса в мировой экономике значительна. Он влияет на уровень налоговых поступлений, искажает конкуренцию, ухудшает деловую среду и снижает доверие к правительству. Также теневой бизнес может быть связан с преступностью и незаконными действиями, такими как отмывание денег и торговля наркотиками.
Какие причины возникновения теневого бизнеса в России?
Возникновение теневого бизнеса в России обусловлено несколькими факторами. Одной из причин является сложная и неэффективная система налогообложения. Кроме того, высокая степень коррупции, слабость правоохранительных органов и низкая уровень доверия к государству также способствуют развитию теневой экономики.
Каково состояние теневого бизнеса в разных странах?
Состояние теневого бизнеса в разных странах может существенно отличаться. Например, в некоторых развивающихся странах доля теневой экономики может быть очень высокой из-за низкого уровня развития институтов и слабого правительства. В то же время, в развитых странах эта доля может быть ниже из-за более эффективной системы контроля и надзора.
Что такое теневой бизнес?
Теневой бизнес - это экономическая деятельность, которая происходит за пределами официального рынка и не регистрируется в официальных статистических отчетах и налоговых декларациях. Она осуществляется вне контроля государства и обычно связана с нарушением законодательства.
Каковы причины возникновения теневого бизнеса в России?
Причины возникновения теневого бизнеса в России можно назвать разнообразными. Одной из основных причин является высокий уровень налогов и ненадлежащие условия для предпринимания. Другие причины включают сложное и часто несправедливое законодательство, коррупцию, бюрократию, нестабильность экономической и политической ситуации, а также непрозрачность и неэффективность правоприменительных органов.
В чем состоит классификация теневой экономики?
Теневая экономика может быть классифицирована по различным признакам. Одна из классификаций основана на источниках доходов, включающих незарегистрированный труд, незаконные операции, уклонение от уплаты налогов, контрабанду и другие незаконные и незарегистрированные действия. Другая классификация основана на масштабах теневой экономики - мелкий и крупный теневой бизнес. Также теневая экономика может быть классифицирована по отраслям, включая теневой бизнес в сфере услуг, производства и торговли.
Какие методы борьбы с теневым бизнесом применяются?
Борьба с теневым бизнесом включает использование различных методов. Один из методов - повышение налоговой прозрачности, улучшение налогового администрирования и борьба с налоговыми уклонистами. Другие методы включают ужесточение уголовного преследования нарушителей, улучшение делового климата и предоставление легальных возможностей для предпринимания, а также совершенствование системы контроля и мониторинга. Важна также международная сотрудничество в борьбе с теневым бизнесом, чтобы предотвратить перенос его деятельности за границу.
Что такое теневой бизнес?
Теневой бизнес - это экономическая деятельность, которая проводится вне официальной системы регулирования и контроля. Он включает в себя незаконные операции, уклонение от налогообложения, сокрытие доходов и другие противозаконные практики.
Каковы причины возникновения теневого бизнеса в России?
Причины возникновения теневого бизнеса в России включают сложность и неэффективность налоговой системы, высокие налоговые ставки, коррупцию, недоверие к власти и долгий процесс регистрации и лицензирования бизнеса. Это создает условия для развития теневой экономики и привлечения предпринимателей к нелегальным практикам.
Какова структура теневого бизнеса в России?
Структура теневого бизнеса в России включает незарегистрированные предприятия, нелегальные предпринимательские активности, схемы уклонения от уплаты налогов, контрабанду, незаконное производство и сбыт товаров, легализацию доходов, оффшорные счета и другие формы несанкционированной экономической деятельности.
Как государство борется с теневым бизнесом?
Государство борется с теневым бизнесом путем улучшения налоговой системы, сокращения налоговых ставок, борьбы с коррупцией и предоставления льгот и поощрений для официального бизнеса. Также проводятся специальные операции по выявлению и пресечению нелегальной деятельности, введение жестких наказаний для нарушителей и усиление международного сотрудничества в борьбе с теневым бизнесом.