Школьная тревожность и страхи как проблема психического развития учащихся
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 13.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретический обзор исследований проблемы школьной тревожности и детских страхов 6
1.1. Определение и классификация страхов в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Изучение тревожности в детском возрасте в работах отечественных и зарубежных психологов 11
Глава 2. Специфика школьной тревожности и страхов в младшем школьном возрасте 15
2.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 15
2.2. Причины возникновения, формы проявления и последствия школьной тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста 19
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложение 30
Для школьной фобии характерны уклонения от посещения школы, массивные соматические жалобы (головокружения по утрам, головные боли, боли в животе и т.п.), особенно перед посещением школы, чрезмерно тесная привязанность к одному из близких лиц, которое больше всего заботиться о ребенке. Уклонение от посещения школы часто представляется вторичным следствием соматических симптомов. Лишь в редких случаях дети в первую очередь сообщают о своей боязни идти в школу; гораздо чаще они рассказывать о своих соматических жалобах, вынуждающих родителей оставлять детей дома. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть осмеянным. Больше всего школьники боятся отвечать у доски. Именно здесь в полной мере проявляется беззащитность некоторых детей, их незащищенность: на обращенный к ним вопрос они вздрагивают, на лице у них испуг, дети как бы теряют самоконтроль, способность думать и говорить[11].Домашние задания, контрольные работы, давление родителей, отметки, давление учителей, давление ровесников, проблемы в обучении являются основой развития тревожности и страхов у младших школьников. Школа выступает в качестве источника больших страхов. Это влияет на его здоровье и учебу. Подчас дети переживают страх, если чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Контрольная сложная, педагог несправедлив, второго шанса не будет и т.д. Еще одной бедой является волнение школьников из-за ошибок, из-за боязни насмешек или критики со стороны родителей, учителей, ровесников. Волнение сопровождается у школьников состоянием гиперактивности или напряжения, мешающие учиться, т.к. учеба предполагает восприимчивость и сосредоточенность. Поэтому в школе дети оказываются в капкане страха.Причинами появления школьной тревожности и страхов у детей начальной школы являются:- особенности личности педагога и стиль общения (необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка и педагога, нужно включать мам ипап в воспитательную работу);- психотравмирующая среда системы обучения (ограничения активности ребенка в движении, классы по 35 детей, изменение режима дня, изменение социального статуса ребенка и обязанностей и пр.);- личностные качества ребенка (тип нервной деятельности, пропуски в детском саду, неадаптивность ребенка, особенности эмоциональный реакций) [10].Источником давления являются контрольные работы. Дети считают их очень важными. Даже успешные ученики знают, что им зададут вопрос, на который не смогут ответить. Переживания и страх контрольной работы плохо влияет на умения ученика отвечать на вопросы, которые он хорошо знает. При этом рамки времени, которые отведены на работу заставляют детей совершать ошибки. Контрольные работы являются типичными случаями запугивания.Дети, не приобретшие к школе нужный опыт взаимодействия со сверстниками, испытывают сложности адаптации в классе и страх перед педагогом. Другие дети боятся совершить ошибку, когда делают уроки. Это случается тогда, когда родители постоянно их проверяют и очень требовательно относятся к ошибкам. В случае, если родители физически не наказывают ребенка, то психологически все равно наказание присутствует. Для младших школьников отметка является не просто оценкой результата деятельности. Она воспринимается младшим школьником как оценка его личности [30].Еще одним из типичных для младших школьников выступает страх «быть не тем». Ребенок боится, что он не будет соответствовать принятым нормам, ожиданиям значимых лиц. По утверждению А.И. Захарова: «…из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство» [3].Современные психологи делят все страхи на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи; сверхценные страхи.К навязчивым страхам можно отнести: гипсофобию или страх высоты, клаустрофобию, т.е. боязнь закрытых пространств, агорафобию или боязнь открытых пространств, ситофобию - боязнь принимать пищу и т.д. Такие страхи дети испытывают в конкретных ситуациях. Они боятся обстоятельств, способствующих их возникновению.К бредовым страхам обычно относят страхи, причины которых выявить невозможно. Эти страхи могут указывать на серьезные отклонения в психическом развитии ребенка. Они могут стать причиной развития аутизма. К сверхценным страхам относят страхи, связанные с определнными идеями. В начале они связаны с какой-либо жизненной ситуацией. Уже потом они становятся на столько значимыми, что о другом ребенок уже не думает. К сверхценным страхам в детском возрасте обычно относят социальные страхи, например боязнь отвечать у доски [3].Формы проявления тревожности и страха.СогласноГ.А.Фортунатовусуществуют две формы проявления детских страхов:- активная, когда ребенок бешено борется, сопротивляется или стремится убежать;- пассивная, когда ребенок съеживается, замирает, закрывает глаза, прячется, осторожно двигается, а иногда отказывается от сопротивления и полностью покоряется[28].Иногда тревожность и страх бывают настолько очевидным, что его сразу же можно обнаружить. Ребенок может испытывать ужас, оцепенение, плач, бегство, растерянность. О прочих проявлениях детских страхов можно судить только косвенно, по признакам, которые долгое время остаются не замеченными.Начало проявления состояния тревоги и страхов является появление у ребенка чувства беспокойства. При появлении страха ребенок начинает говорить невпопад, голос при этом дрожит. Выражение лица при этом испуганное, а взгляд отсутствующий. Понижается температура тела, кожа становить холодной, руки леденеют и покрываются холодным липким потом. Нарушается дыхание ритма. Учащается сердцебиение. Кожа ребенка становиться бледной и покрывается пятнами.Последствия тревожности и страха.Последствия тревожности и страхов, возникающих у младших школьников, непредсказуемы.Подчас страхи ребенка глубоко вживляются в личность ребенка, что начинают оказывать негативное влияние на ход ее развития. У ребенка постепенно стираются положительные эмоции, недоступны ребенку ранее привычный смех и проявления радости. В замен положительным эмоциям возникает неуверенность в себе, эмоциональная неудовлетворенность, ребенок становится подавленным.Патологический страх становиться причиной нарушений мышления. В состоянии тревоги оно становиться быстрым и хаотичным. В случае же страха оно вялое и заторможенное. Мышление школьника перестает быть гибким. Снижается познавательная активность ребенка, исчезают любопытство и любознательность.При постоянном страхе происходят и изменения в эмоционально-волевой сфере. Отношение к нему окружающих воспринимаются неадекватно.Таким образом, для родителей многих детей очевидны негативные последствия сильных страхов. Обычно к ним относят энурез, тики, плохой сон, заикание, раздражительность и т.д. Кроме этих явных проблем, беспочвенные и безобидные, с позиции взрослых, страхи, в случае если ребенок не выработал эффективную защиту, останутся с ним и во взрослой жизни. Зачастую проблемы взрослых обусловлены такими не переработанными детскими страхами. Поэтому очень важно помощь и внимание родителей в преодолении детьми своих страхов, до того момента, как они окажут влияние на характер ребенка. С 8-9 лет, когда количество страхов в норме уменьшается. Появляется комплекс страхов общения: страх не успеть, опоздать, сделать что-то не так, получить плохую оценку. Это приводит к формированию тревожно-мнительного характера. ЗаключениеНа каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой школьной тревожности и появлении страхов. Эмоциональные нарушения детей являются одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьник. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в младшем школьном возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем школьном возрасте ребенок является типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность и страхи влияют на развитие личности ребенка, могут стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников основными источниками тревожности является семья, то для младших школьников такая роль усиливается ролью школы. Для успешной адаптации ребенка к школе необходима регулярная работа с младшими школьниками. Работа по психопрофилактике и преодолению школьной тревожности и страхов у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности и страха. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов страха и тревоги, с ориентацией на их возрастные и половые «пики». Список используемой литературы1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учебное пособие для высших учебных заведений / Г.М. Бреслав. - 4-е изд., перераб. - М: Смысл, 2016. - 670 с.2. Дарвин, Ч.Р. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин, П. Экман ; [пер. с англ. В. Кузина]. - 4-е изд. - М: Питер, 2013. - 315 с.3. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей / А.И.Захаров. – М., 2006. – 159 с.4. Изард, К. Эмоции человека / К.Изард. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 387 с.5. Ильин, Е.П. Психология страха : учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 "Педагогическое образование" / Е.П. Ильин. - М: Питер, 2015. - 381 с.6. Колягина, В.Г. Психология страхов дошкольников : монография / В. Г. Колягина. - М: Прометей, 2016. - 39 с.7. Кочубей, Б. Ярлыки для тревоги / Б.Кочубей, Е.Новикова // Семья и школа. – 2009. - №8. – С.38-43.8. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э. А. Нехвядович. - СПб : Своё изд-во, 2014. - 121 с.9. Лежепёков, М.В. Эмоции : между инстинктами и голосом разума / М.В. Лежепёков. - СПБ: Вектор, 2014. - 186 с.10. Липская, Т.А. Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших школьников: монография / Т. А. Липская ; ФГБОУ ВПО "Оренбургский гос. пед. ун-т". - М: Флинта : Наука, 2014. - 141 с.11. Миниярова, В.А. Особенности проявления страхов у студентов вузов : монография / В. А. Миниярова. - Самара : ПГСГА, 2013. - 125 с.12. Немов, P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2009. – 549 с.13. Общая психология. Эмоции : учебная программа / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова" ; [сост.: Г. Г. Вербина]. - Чебоксары : Изд-во Чувашский ун-та, 2016. - 43 с.14. Педагогическая психология : методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология" / [сост. А. В. Тараканов]. - Новосибирск : НГТУ, 2015. - 67 с.15. Петровский, А. В. Психология. - Москва, 2008. - 512 с.16. Прихожан, А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н.Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. – С. 11-17.17. Прихожан, А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н.Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. – С. 11-17.18. Психологический словарь / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 2009. – 253 с.19. Психология эмоций и чувств : коллективная монография / Л.В. Куликов и др.; под общ. и науч ред. Л.В. Куликова и Д.А. Донцова. - Воронеж, 2014. - 191 с.20. Семеновских, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.21. Тарасов, Е.А. Как преодолеть страхи и комплексы: 10 тестов и 14 правил / Е.А. Тарасов. - Москва : Эксмо, 2015. - 125 с.22. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 2009. – 402 с.23. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З.Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.24. Хьелл, Л. Теория личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.25. Цику, З.И. Психологические факторы профессионализма индивидуального и коллективного субъекта педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида / З.И. Цику. - Краснодар, 2014. -257 с.26. Чернокова, Т.Е. История возрастной психологии : учебное пособие / Т. Е. Чернокова. - Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. - 139 с.27. Чернышева, Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н. С. Чернышева. - Владимир : ВлГУ, 2015. - 97 с.28. Чернякова, Ю.С. Понятие эмоций и чувств в психологии лингвистике / Ю.С. Чернякова // В сборнике: Актуальные проблемы лингводидактики и теории языка сборник научных статей преподавателей. Коломна, 2013. - С.60-63. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=2354924229. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2013. - 567 с.30. Шереметева, Г.Б. Быть выше страха : [свобода, потерянная из-за страхов, распространение страхов, откуда приходят страхи?, живем со страхом?] / Галина Шереметева. - 5-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2013. - 235 с.31. Шкляр, Н.В. Психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта / Н.В. Шкляр: монография: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. - 112 с.ПриложениеПриложение 1. Основные причины школьных страховПриложение 2. Способы преодоления детской тревожности
1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учебное пособие для высших учебных заведений / Г.М. Бреслав. - 4-е изд., перераб. - М: Смысл, 2016. - 670 с.
2. Дарвин, Ч.Р. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин, П. Экман ; [пер. с англ. В. Кузина]. - 4-е изд. - М: Питер, 2013. - 315 с.
3. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей / А.И.Захаров. – М., 2006. – 159 с.
4. Изард, К. Эмоции человека / К.Изард. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 387 с.
5. Ильин, Е.П. Психология страха : учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 "Педагогическое образование" / Е.П. Ильин. - М: Питер, 2015. - 381 с.
6. Колягина, В.Г. Психология страхов дошкольников : монография / В. Г. Колягина. - М: Прометей, 2016. - 39 с.
7. Кочубей, Б. Ярлыки для тревоги / Б.Кочубей, Е.Новикова // Семья и школа. – 2009. - №8. – С.38-43.
8. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э. А. Нехвядович. - СПб : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
9. Лежепёков, М.В. Эмоции : между инстинктами и голосом разума / М.В. Лежепёков. - СПБ: Вектор, 2014. - 186 с.
10. Липская, Т.А. Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших школьников: монография / Т. А. Липская ; ФГБОУ ВПО "Оренбургский гос. пед. ун-т". - М: Флинта : Наука, 2014. - 141 с.
11. Миниярова, В.А. Особенности проявления страхов у студентов вузов : монография / В. А. Миниярова. - Самара : ПГСГА, 2013. - 125 с.
12. Немов, P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2009. – 549 с.
13. Общая психология. Эмоции : учебная программа / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова" ; [сост.: Г. Г. Вербина]. - Чебоксары : Изд-во Чувашский ун-та, 2016. - 43 с.
14. Педагогическая психология : методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология" / [сост. А. В. Тараканов]. - Новосибирск : НГТУ, 2015. - 67 с.
15. Петровский, А. В. Психология. - Москва, 2008. - 512 с.
16. Прихожан, А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н.Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. – С. 11-17.
17. Прихожан, А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н.Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. – С. 11-17.
18. Психологический словарь / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 2009. – 253 с.
19. Психология эмоций и чувств : коллективная монография / Л.В. Куликов и др.; под общ. и науч ред. Л.В. Куликова и Д.А. Донцова. - Воронеж, 2014. - 191 с.
20. Семеновских, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
21. Тарасов, Е.А. Как преодолеть страхи и комплексы: 10 тестов и 14 правил / Е.А. Тарасов. - Москва : Эксмо, 2015. - 125 с.
22. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 2009. – 402 с.
23. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З.Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
24. Хьелл, Л. Теория личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
25. Цику, З.И. Психологические факторы профессионализма индивидуального и коллективного субъекта педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида / З.И. Цику. - Краснодар, 2014. -257 с.
26. Чернокова, Т.Е. История возрастной психологии : учебное пособие / Т. Е. Чернокова. - Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. - 139 с.
27. Чернышева, Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н. С. Чернышева. - Владимир : ВлГУ, 2015. - 97 с.
28. Чернякова, Ю.С. Понятие эмоций и чувств в психологии лингвистике / Ю.С. Чернякова // В сборнике: Актуальные проблемы лингводидактики и теории языка сборник научных статей преподавателей. Коломна, 2013. - С. 60-63. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23549242
29. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2013. - 567 с.
30. Шереметева, Г.Б. Быть выше страха : [свобода, потерянная из-за страхов, распространение страхов, откуда приходят страхи?, живем со страхом?] / Галина Шереметева. - 5-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2013. - 235 с.
31. Шкляр, Н.В. Психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта / Н.В. Шкляр: монография: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. - 112 с.
Вопрос-ответ:
Что такое школьная тревожность и детские страхи?
Школьная тревожность и детские страхи – это проблемы, которые могут возникать у учащихся во время учебы в школе. Школьная тревожность – это состояние беспокойства и нервозности, которое может вызывать различные факторы, такие как переход в новый класс, сложные задания или ожидание оценок. Детские страхи – это устойчивое чувство опасности или боязни перед определенными объектами, ситуациями или явлениями.
Какие виды страхов существуют по классификации?
Страхи могут быть классифицированы по разным признакам. Например, по природе возникновения, они могут быть разделены на биологические и социальные. Биологические страхи связаны с инстинктами самосохранения и могут быть универсальными для человечества, например, страх темноты или высоты. Социальные страхи возникают под влиянием общественной среды и могут быть различными для разных людей и культур. Кроме того, страхи могут быть разделены на реалистические и не реалистические, основанные на реальных опасностях или на воображаемых угрозах. Важно отметить, что страхи могут быть полезными и защитными, но также могут ограничивать и влиять на психическое развитие ребенка.
Какие исследования проводились по проблеме школьной тревожности и детских страхов?
Проблема школьной тревожности и детских страхов активно исследуется как отечественными, так и зарубежными психологами. В работах ученых изучается природа и причины возникновения тревожности и страхов у учащихся, их психолого-педагогические особенности, а также возможные пути решения этой проблемы. Были проведены исследования, в которых была выявлена связь между тревожностью и успеваемостью учащихся, а также сделаны выводы о необходимости проведения профилактической работы по снижению тревожности и помощи детям справляться со своими страхами.
Что такое школьная тревожность и страхи?
Школьная тревожность и страхи - это психические состояния, которые возникают у школьников в связи с их обучением и пребыванием в школьной среде. Они могут проявляться в виде беспокойства, напряженности, страха перед неудачей или неприятными ситуациями в школе.
Какие виды страхов и тревожностей существуют?
В психолого-педагогической литературе выделяются различные виды страхов и тревожностей у школьников. Некоторые из них включают страх перед провалом в учебе или плохими оценками, тревогу перед общением с одноклассниками, страх перед выступлениями на публике, тревожность по поводу своей внешности или социального статуса.
Какие исследования проводились по проблеме школьной тревожности и детских страхов?
В работах отечественных и зарубежных психологов были проведены исследования, посвященные школьной тревожности и страхам у детей. Эти исследования помогли лучше понять причины и характер проблемы, а также разработать методики диагностики и коррекции тревожности и страхов у школьников.
Какие особенности тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста есть свои психолого-педагогические особенности, которые оказывают влияние на их тревожность и страхи. Например, в этом возрасте дети часто испытывают страх перед разлукой с родителями или перед новыми неизвестными ситуациями. Они также могут проявлять тревожность из-за требований учебных заданий или ожидания оценок.
Какими методиками можно измерять тревожность и страхи у школьников?
Для измерения тревожности и страхов у школьников используются различные методики, включающие анкетирование, наблюдение и проведение специальных психологических тестов. Например, часто используется опросник, который содержит ряд вопросов о различных ситуациях, вызывающих тревогу, и шкалу, на которой ребенок должен указать свою степень тревожности или страха.
Какие могут быть причины школьной тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста?
Причинами школьной тревожности и страхов у детей могут быть различные факторы, такие как: неадекватные учебные требования, сложности в учении, конфликты с одноклассниками или учителями, неуверенность в своих силах, низкая самооценка, отсутствие поддержки и понимания со стороны взрослых. Также дети могут испытывать страхи и тревогу из-за разных ситуаций, например, страх перед выступлением на публике, страх перед оценкой других, страх быть отвергнутым или неуспешным.
Какие классификации страхов существуют в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе существует несколько классификаций страхов. Например, одна из них основывается на типе стимула, вызывающего страх, и включает такие категории, как социальные страхи, фобии, страхи высших вегетативных центров. Другая классификация основывается на причинах возникновения страхов и включает такие категории, как страхи, связанные с переживанием жизненных ситуаций, страхи, связанные с активными проявлениями (агрессия, бунтарство), страхи, связанные со снижением активности.