Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 15.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 4
1.1. Общие представлений о грамматическом строе речи и его формировании у дошкольников 4
1.2. Специфика грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 23
2.1. Описание эмпирической базы исследования и результаты констатирующего этапа исследования 23
2.2. Рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Подобные трудности возникают даже у детей с нормальным речевым развитием. Это свидетельствует о том, что процесс формирования атипичных форм глаголов еще продолжается [20, с.321].Таким образом, изучение вопроса специфики овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР позволяет сделать выводы о недостаточной сформированности у детей этой категории указанной языковой системы. Дети продолжают осваивать парадигматическую систему склонения и спряжения, однако, еще нечетко усваиваются смежные значения морфологических и синтаксических категорий, что проявляется в описанных трудностях. Отставание от нормы в усвоении грамматических категорий языка значительно затрудняет процесс овладения письменной речью, обуславливая в дальнейшем появление специфических ошибок при чтении и письме. Такие учащиеся испытывают трудности в усвоении всех предметов школьного цикла и требуют коррекционного воздействия в условиях логопедического пункта.ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР2.1. Описание эмпирической базы исследования и результаты констатирующего этапа исследованияЭкспериментальное исследование проводилось на базе детского сада №7.Таблица 1.Основные ведомости об детском саду №7Дата создания образовательной организации28.12.2012г.Язык образованияРусскийЧисленность обучающихся380 воспитанниковОбъем учебной нагрузкив соответствии СанПиН 2.4.1.3049 - 13. В неделю: 1 младшая группа (2-3 года) 1 час 40 минут, 2 младшая группа (3-4 года) 165 минут, средняя группа (4-5 лет) 220 минут, старшая группа (5-6 лет) 300 минут, подготовительная к школе группа (6-7 лет) 360 минутВремя работы07.30 - 18:00Содержание обучающего материалаОрганизация взаимодействия в работе логопеда и других педагогов-специалистов определяется тематическим планом, где указаны игры и упражнения, которые используются на их занятиях в рамках изучаемой лексической темы и в организации, построении речевой среды взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.В совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей поддерживается единый речевой режим. Этому способствует организация работы воспитателей по лексическим темам, которые включают в себя: словарную работу, формы работы воспитателя в совместной деятельности с детьми, перечень дидактического материала развивающей среды группы, алгоритм беседы, лексико-грамматические упражнения, коррекционные игры и упражнения по лексической теме. Обучающий материал занятий по формированию фонетико-фонематического строя речи, обучению грамоте подбирается в соответствии с тематическим планом рабочей программы.Основные средстваразвивающая речевая среда; образцы правильной литературной речи; разнообразные образцы речевого этикета;четкость, красочность, полнота, грамматическая правильность речи сотрудников;слежение за правильным произношением;слежение за темпом и громкостью речи детей;поощрение детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;организация диалога между детьми и взрослыми;поощрение детского словотворчества, речетворчества.Особые требования:1. Наличие индивидуального комплекта материала у каждого ребенка.2. Синхронность проговаривания слова и проведения указки под схемой звукового состава слова.3. Называние звуков фонемами заданного слова.4. Интонационное выделение звука в слове на фоне слитного проговаривания.Таблица 2Формы и средства организации образовательной деятельности в детском саду№7ЛогопедВоспитательМузыкальный руководительИнструктор по физической культуреПодгрупповые, комплексные и индивидуальные занятия Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятияФонопедические упражненияРечёвки, считалкиАртикуляционная гимнастикаПодвижные игрыРазвитие крупной моторикиДидактические игры и упражнения на развитие психологической базы, речи и мелкой моторикиМузыкально-ритмические, звукоподражательные игрыДыхательная гимнастикаДидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов речиРаспевки на изучаемые звукиКоординация движений с речьюВыразительное чтение на занятияхЭкскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность. Выразительное чтениеДыхательные упражненияПодбор игровых сюжетов и распределение ролейРечевые игрыЭтюды на развитие выразительности мимики, жестаИгровые образы и воображаемые ситуации, сопровождающиеся речью на занятияхПодходы к организации предметной среды речевого развития детейДля создания предметной среды речевого развития в кабинете и в группе используются: - Наборы предметных и сюжетных картинок по лексическим темам. - Детская познавательная и художественная литература. - Тематические папки. - Репродукции картин художников. - Дидактические игры по лексическим темам. - Дидактические игры по развитию грамматического строя, звукопроизношения, фонематического восприятия. - Серии сюжетных картинок, планы описательных рассказов. - Дидактические игры по развитию психологической базы речи.Картотеки:артикуляционной гимнастики.дыхательной гимнастики.речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков (в словах, предложениях, стихах, рассказах).задания по лексическим темам.пальчиковые игры.загадки.речевой материал по формированию слоговой структуры слова.задания на узнавание образа букв.игры и задания по обучению грамоте.тексты для пересказа.задания на развитие мелкой моторики и закрепление звуков, образа букв.физкультминутки по лексическим темам.сюжетные игровые ситуации.упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Были обследованы дети старшего дошкольного возраста: Диагностика уровня сформированности грамматических конструкций проводилась по методикам З.А. Репиной - «Исследование грамматического структурирования на уровне словосочетания» (см. Прил.1.) []. В исследовании участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Анализ проведенной диагностики уровня сформированности грамматических конструкций для детей дошкольного возраста с ОНР указал на то, что преимущественно дети этой группы не способны верно выполнить задания. Анализ результатов исследования уровня сформированности грамматических конструкций да основание для распределения детей, которые участвовали в исследовании, по следующим уровням сформированности исследуемой функции:а) высокий уровень сформированности - у 13 детей (2,5 – 3,0 балла);б) средний уровень сформированности - у 7 детей – (1,5 – 2,4 балла).Количественный анализ экспериментальных данных исследования представлен в Таблице 3(См. Прил. 2)Рис.1. Средняя балльная оценка согласно результатам исследованияРис.2. Распределение по уровням согласно результатам исследованияОдин ребенок испытываемой группы продемонстрировал высокий уровень сформированности грамматических конструкций (сумма баллов составила 25 баллов, (степень 2,5 ). 8 детей с ОНР из исследуемой группы показалисредний уровень сформированности грамматических конструкций (сумма баллов: от 17 до 18(степень 1,7 – 1,8). Затруднения детей при выполнении данных заданий объясняются их более поздним онтогенетическим формированием. Шестеро детей с ОНР показали низкий уровень (степень 1,2-1,4 ) (см. Рис.2.). Качественный анализ проведенной диагностики показал, что у детей с ОНР лучше всего сформировано структурирование словосочетаний с существительными в творительном падеже (методика №1) – средний балл – 2,8 и структурирование словосочетаний на основе вопросов «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» (методика №6) средний балл 3,07(см. Рис.1.). Наибольшее затруднения у детей с ОНР вызвало выполнение методики №2 и 3, в которой исследовалась структурирование словосочетаний с существительными в родительном падеже и Структурирование словосочетаний с существительными в винительном падеже. Качественный анализ показал, что у детей с ОНР еще не завершено формирование предложно – падежных конструкций указанных падежей. В среднем, уровень сформированности грамматических конструкций у детей с ОНР составил 1,58 балла, что говорит о преимущественно среднем уровне развития грамматического строя старших дошкольников с ОНР.2.2.Рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРРезультаты исследования свидетельствуют о неоднородном развитии грамматических конструкций у детей. Для разностороннего развития ребенка мы предлагаем выполнять коррекционную работу по разработанному алгоритму: Система работы по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи включает следующие направления:1. Пополнение лексического запаса:усвоения новых слов и значений - количественное обогащение словаря;понимание смысловых оттенков слов, их переносного значения - качественное обогащение словаря;активизация словарного запаса - введение слов в связную речь;формирование и развитие словообразовательных навыков (образование новых слов с помощью суффиксов, приставок).2. Составление грамматического строя речи:умение менять слова (существительные - по числам, падежам; глаголы - по числам, лицами, родами, времени; числительные - по падежам).обучение согласованию разных частей речи;развитие умения использовать в речи предлоги;формирование и развитие навыков конструирования простых и сложных предложений;3. Формирование и совершенствование связной речиУсвоение навыков грамматического оформления высказываний.На всех этапах коррекционной работы происходит обогащение словарного запаса.Во время первого знакомства со словом используются следующие приемы:демонстрация предмета;использования рисунка;объяснение значения слова;подбор синонимов, антонимов.Последовательность работы над словом такова:объяснение значения слова;работа над структурой слова, ударением, произношением (повторение слова хором и отдельными учениками)подбора синонимов, антонимов;использование слова в предложении;самостоятельное составление предложения с этим словом;образования новых слов от него, подбора однокоренных;закрепление текста в его в загадках, ребусах, кроссвордах, метаграмах;употребление слова при составлении рассказов.ЗАКЛЮЧЕНИЕНеравномерность усвоения ребенком системы и норм языка определяет основную причину грамматических ошибок. Язык является механизмом, управляющим речевой деятельностью всех, кто на этом языке говорят. Поэтому нельзя овладеть речью, не зная языка, который его порождает. Следовательно, ребенок приобретает знания языка из речи тех, с кем он общается. Этот процесс является бессознательным, интуитивным. Детская речь - это обобщенный и достаточно упрощенный вариант нормативного языка. В этой связи большинство ошибок детской речи относят к системным, которые нарушают языковую норму путем прямолинейного подражания системе. В работе мы исследовали как теоретический, так и практический компоненты поставленной проблемы, таким образом сформировав целостную картину проблематики. Эти исследования помогли сформировать базу данных по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.С учетом вышесказанного, мы считаем, что информация, изложенная в работе позволит построить методику глубокой диагностики и эффективного формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.Исходя из результатов теоретических и практических исследований, логичной перспективой мы считаем обоснование и разработку методики развития грамматического строя речи детей с ОНР. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М: Академия, 1997. Амонашвили Ш.А. Опыт экспериментального обучения шестилетних детей в подготовительных классах. Метод, рекомендации.- М.: Просвещение, 1985. - С. 28 – 40.Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г Арушанова − М. : Владос, 2005. − 296 с.Белова-Давид Р.А., Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969. – 215с. – С.10-47.Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе/ В.И.Бельтюков //Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – C. 141-146.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1957.Богуш А.М. Речевое развитие детей от рождения до 7 лет. монография /А.М.Богуш. - М .: Издательский дом "Слово", 2004. - 376 с.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.Вансовская Л. И. Диагностика логико – грамматических конструкций // Практикум по возрастной психологии /под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – С. Пб, 2001Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 467 с.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. II. / А.Н. Гвоздев. – М., 1949. – 192 с.Горюнова Т.П., Минашина В.С. Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития// Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николайчук. — Ровно, 1989. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. – М., 2000.Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2010. – 700 с.Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н.И.Жинкин. – М.: Политиздат, 1982. – 250 с.Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М: Наука, 1982. Зализняк А. А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию / А. А. Зализняк – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 760 с.Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. - М., 1955.Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. - К.: Рад. школа, 1987. – С. 126 - 128. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999Корнев А. Н. Основи логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспектs / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.Николенко Д. Ф. Усвоение детьми раннего возраста грамматического строя речи / Д.Ф. Николенко // Дошкольная педагогика и психология. - М .: Сов. школа. - Вып. 3, 1967. - С. 32.Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с.Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970. – С. 121 – 126.Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976.
2. Амонашвили Ш.А. Опыт экспериментального обучения шестилетних детей в подготовительных классах. Метод, рекомендации.- М.: Просвещение, 1985. - С. 28 – 40.
3. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г Арушанова − М. : Владос, 2005. − 296 с.
4. Белова-Давид Р.А., Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969. – 215с. – С.10-47.
5. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе/ В.И.Бельтюков //Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – C. 141-146.
6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1957.
7. Богуш А.М. Речевое развитие детей от рождения до 7 лет. монография /А.М.Богуш. - М .: Издательский дом "Слово", 2004. - 376 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.
10. Вансовская Л. И. Диагностика логико – грамматических конструкций // Практикум по возрастной психологии /под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – С. Пб, 2001
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 467 с.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. II. / А.Н. Гвоздев. – М., 1949. – 192 с.
13. Горюнова Т.П., Минашина В.С. Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития// Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.
14. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в по¬мощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николай¬чук. — Ровно, 1989.
15. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. – М., 2000.
16. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2010. – 700 с.
17. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н.И.Жинкин. – М.: Политиздат, 1982. – 250 с.
18. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М: Наука, 1982.
19. Зализняк А. А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию / А. А. Зализняк – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 760 с.
20. Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. - М., 1955.
21. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. - К.: Рад. школа, 1987. – С. 126 - 128.
22. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999
23. Корнев А. Н. Основи логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспектs / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.
24. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.
25. Николенко Д. Ф. Усвоение детьми раннего возраста грамматического строя речи / Д.Ф. Николенко // Дошкольная педагогика и психология. - М .: Сов. школа. - Вып. 3, 1967. - С. 32.
26. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с.
27. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970. – С. 121 – 126.
28. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское слово¬творчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обуче¬ния языку. - М., 1976.
Вопрос-ответ:
Какие особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдаются определенные особенности в грамматическом строе речи. Они могут испытывать трудности с формированием правильной грамматической конструкции, особенно в отношении согласования слов и словоформ. У них также может быть замедленное развитие грамматических навыков, поскольку они могут предпочитать использовать простые повторяющиеся конструкции вместо более сложных и разнообразных предложений.
Какие представления о грамматическом строе речи и его формировании есть у дошкольников?
У дошкольников есть общие представления о грамматическом строе речи и его формировании. Они начинают осознавать различные части речи, такие как существительные, глаголы и прилагательные. Они учатся использовать грамматические правила, такие как склонение и спряжение. Однако у них могут быть трудности с правильным использованием грамматических форм в речи, особенно у детей с ОНР.
Какая специфика грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР?
У старших дошкольников с ОНР наблюдается специфика в грамматическом строе речи. Они могут проявлять трудности с правильным использованием грамматических форм, согласованием слов и словоформами. Также у них может быть замедленное развитие навыков построения сложных предложений и использования разных грамматических конструкций. Это требует дополнительной работы и поддержки со стороны педагогов и родителей.
Как проходила экспериментальная работа по исследованию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
В экспериментальной работе по исследованию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР были проведены различные тесты и задания. Детям предлагались задания на правильное согласование слов и словоформы, на построение сложных предложений и использование разных грамматических конструкций. Затем результаты анализировались для выявления особенностей грамматического строя речи у этих детей.
Какие особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдаются определенные особенности в грамматическом строе речи. Эти дети испытывают затруднения с формированием правильных грамматических конструкций и соблюдением правил словоизменения, склонения и спряжения. В их речи могут присутствовать ошибки в синтаксической структуре предложений, использовании временных форм и морфологических правил. Это связано с нарушениями в развитии речи и понимании грамматики.
Какие представления о грамматическом строе речи и его формировании имеют дошкольники?
Дошкольники имеют общие представления о грамматическом строе речи и его формировании. Они начинают осознавать различные части речи, такие как существительные, глаголы, прилагательные и т. д. Ребенок начинает усваивать правила образования словоформ и их склонения или спряжения. Однако, в этом возрасте ребенок может совершать ошибки в использовании правильных грамматических конструкций и правилах словоизменения.
Какая специфика грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР?
У старших дошкольников с ОНР наблюдается специфика в грамматическом строе речи. Они часто делают ошибки в синтаксической структуре предложений, испытывают затруднения в использовании правильных временных форм и морфологических правил. Также, они могут испытывать затруднения в правильном склонении и спряжении слов. В сравнении с ровесниками без ОНР, дети с ОНР имеют сильные затруднения в формировании грамматического строя речи.
Как проводилась экспериментальная работа по исследованию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
Экспериментальная работа по исследованию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилась путем наблюдения и анализа речевых проявлений детей. Были собраны записи и транскрипции речи детей, а также проведены интервью и тестирование. В результате были выявлены особенности грамматического строя речи у этих детей и рассмотрены возможные причины формирования таких особенностей.
Какие особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включают в себя нарушения в использовании грамматических форм и конструкций, ошибки в образовании словоформ, несоответствие между формами глаголов и существительных.
Каким образом формируется грамматический строй речи у дошкольников?
Формирование грамматического строя речи у дошкольников происходит в процессе общения с родителями, сверстниками и другими взрослыми. Ребенок усваивает правила грамматики постепенно, начиная с простых структур и постепенно переходя к сложным.
Чем отличается грамматический строй речи у детей с ОНР от обычных детей старшего дошкольного возраста?
У детей с ОНР наблюдаются более серьезные нарушения в грамматическом строе речи по сравнению с обычными детьми. Они могут допускать частые ошибки в образовании словоформ, использовании грамматических форм и конструкций, а также иметь несоответствие между формами глаголов и существительных.
Каковы основные результаты экспериментальной работы по исследованию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?
Основные результаты экспериментальной работы по исследованию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включают описание эмпирической базы и анализ особенностей грамматического строя речи у этих детей.