Теория антикризисного управления
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 15.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты процедуры банкротства 6
1.1 Понятие неплатежеспособности и несостоятельности 6
1.2 Признаки и механизм банкротства 11
2 Особенности антикризисного управления предприятием 17
2.1 Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием 17
2.2 Финансовое оздоровление и концепции санации предприятия 19
2.3 Антикризисные стратегии предприятия 22
Заключение 31
Список использованных источников 34
Именно он проводит «снижение издержек и сокращение непрофильных активов». К ним относится сокращение расходов на оплату труда и соцвыплаты, сокращение персонала, продажа активов, которые не генерируют прибыль, а также другие мероприятия, которые позволяют резко оздоровить предприятие. Антикризисный менеджер может быть полезен предприятию не только во время кризиса, но и во время подготовительных мероприятий.
Кризис в компании может наступить в результате несоответствия деятельности предприятия с ожиданиями рынка. Чтобы вывести компанию из тяжелого положения, нужна стратегия, которая должна быть либо разработана заранее, либо сформирована уже в разгар этого явления.
В идеале стратегия антикризисного управления прелприятием разрабатывается на короткий промежуток времени, чаще всего на год. В основе стратегии лежат задачи по восстановлению платежеспособности и стабилизации финансового состояния компании. Преодоление кризиса предполагает адаптацию работы компании к новым условиям, ее реорганизацию, организационные и технологический нововведения.
Система антикризисного управления предприятием на примере одной из двух моделей стратегических планов — американской и японской нашла наибольшее применение в компаниях мира. Именно эти модели могут быть в основе индивидуальных планов.
В основе американской стратегии лежат следующие условия:
выпускаемая продукция должна выгодно отличаться от продукции конкурентов;
продукция должна удовлетворять конкретные потребности конкретной ЦА;
продукция должна обладать низкой себестоимостью.
Модель стратегии содержит следующие отличительные особенности:
разрабатываемые мероприятия по преодолению кризиса реализуются последовательно;
высшее руководство имеет наибольший приоритет при принятии решений;
исходя из этих условий, выбирается оптимальный план.
В результате реализации такого плана выполняется следующее: решения принимаются быстро; сроки реализации продукции увеличиваются; план реализуется в невысоком темпе и с определенным сопротивлением со стороны исполнителей.
Антикризисное управление предприятием на примере стратегий японских компаний содержит следующие условия:
компания должна получить прибыль;
необходимо создать сообщество работников компании;
необходимо развивать наукоемкие производства в Японии;
производства, не содержащие наукоемкую составляющую, следует выводить в другие страны.
Модель стратегии содержит следующие отличительные особенности:
разработанный план должен быть позитивно принят исполнителями;
запланированные мероприятия запускаются параллельно;
действия исполнителей оптимизированы и доступны для реализации.
В результате работы по такой модели выполняется следующее: решения принимаются долго, но план реализуется за короткий срок; исполнители привлекаются к разработке антикризисного плана и впоследствии активно поддерживают его реализацию.
Эксперты антикризисного финансового управления предприятия отмечают, что в России наиболее применима японская модель. В наших реалиях у каждой компании есть дефицит ресурсов, который существенно ограничивает возможности «маневра» при разработке стратегий. Традиционной является сложная иерархия подчинения и принятия решений, а ограничения по времени не оставляют возможности для последовательной и поступательной антикризисной деятельности. Поэтому все антикризисные мероприятия запускаются параллельно.
Разработка стратегии должна основываться на финансовых возможностях предприятия. Для этого необходимо оценить объем чистого денежного потока предприятия во время кризиса, а также понять, хватит ли его для преодоления возникшей ситуации. Нужно оценить страховые резервы и насколько они покрывают возможные угрозы, связанные с кризисом. Следует проработать вопрос экономии денежных средств за счет текущих затрат, снижения инвестиционной деятельности и других расходов, а также определить дополнительные внешние финансовые источники. Кроме того, стоит оценить потенциал финансового менеджмента — квалификацию управленцев и эффективность внутренних процессов по управлению денежными потоками.
Если у предприятия достаточно внутренних резервов для преодоления кризиса, то разрабатывается комплексный план по выводу компании из него, в котором содержится перечень антикризисных мероприятий, объем выделяемых средств и срок реализации этих мероприятий, лица, ответственные за выполнение комплексного плана и ожидаемые результаты.
В случае привлечения денежных средств извне, разрабатывается инвестиционный план финансовой санации. С помощью этого плана компания может привлечь внимание кредиторов, инвесторов и других заинтересованных лиц к оздоровлению собственного бизнеса. План поможет оценить финансовое состояние компании, раскроет план действий и понять перспективы будущей деятельности компании.
Важная часть любой стратегии — контроль реализации всех ее разделов. С этой целью на предприятии имеет смысл запустить оперативный финансовый контроль, которому привлекается главные менеджеры предприятия. Это позволит повысить управляемость процессов за счет постоянной обратной связи и коррекции антикризисных мероприятий.
К сожалению, ситуация в кризис может сложиться таким образом, что единственным способом для компании остаться на плаву, станет сокращение штатов. Западные специалисты, имеющие несравнимо больший опыт в антикризисном управлении, советуют прибегать к этой мере в самом крайнем случае. Это объясняется тем, что сокращение подрывает лояльность и тех сотрудников, которые сохранили свои рабочие места, но вряд ли они при этом сохранят и уверенность в завтрашнем дне. Естественно, это не может не сказаться на их работоспособности и мотивации, вдобавок может стимулировать их на поиски нового, более стабильного, места работы, а также спровоцировать проблемы со здоровьем, вызванные нервным напряжением. Кроме того, уменьшение численности работающих не означает сворачивание деятельности предприятия, а это означает, что на оставшийся персонал ложится дополнительная нагрузка, функции работающих расширяются. Компании потребуются дополнительные финансовые и временные затраты на обучение и развитие оставшегося персонала.
Но управление персоналом в кризис, когда решение о сокращении все-таки принято, подразумевает персонифицированный подход, при котором оптимизируется не само штатное расписание, а кадровый состав. Здесь действует общее правило, согласно которому 20% от общего числа работающих на каждом предприятии составляют ключевые специалисты, 70% – линейные работники, 10% – те сотрудники, которые не влияют на результаты производственной деятельности компании. Если следовать этому правилу, при любом сокращении, костяк необходимо сохранить полностью, от ненужного балласта – избавиться, а решение о сокращении линейных специалистов принимать персонально, с учетом результатов внеплановой аттестации.
Заключение
Таким образом, можно подвести следующие итоги по работе.
Для того чтобы управлять кризисным явлением, следует его понимать. Кризис, каким бы он ни был, всегда имеет неожиданный характер. Можно предугадать событие, которое повлекло за собой кризис. Намного труднее предугадать события, которые последуют за ним, питают кризис, который растет, как снежный ком.
Одной из особенностей кризисного явления является - ставить под удар репутацию (репутация политического деятеля, фирмы или государства). Вне сомнений, главную роль в этом играет пресса. Именно вмешательство прессы, медиатизация, превращает просто проблему в кризис, также как и ставит коммуникацию во главе управления кризисным явлением. Реальность события стирается перед методами его представления разными сторонами и его восприятием.
Это и служит причиной того, что многие европейские фирмы, а в последнее время и российские, принимают меры по профилактике возможных кризисных явлений. Фирмы создают специальные управленческие посты (issue managers), задачей которых является помогать фирмы выделять и решать экономические, политические и социальные вопросы, с которыми сталкивается фирмы.
Развитие рыночной экономики в РФ объективно обусловливает формирование и развитие механизмов, которые регулируют процессы производства, сбыта и потребления услуг и товаров. К одному из таких механизмов, которые способствуют переходу капиталов в наиболее сферы, приносящие наибольший доход, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным, можно отнести механизм банкротства. Он содержит в себе определенную систему контроля, диагностики и, насколько это представляется возможным, защиты предприятий от полного провала.
Целью формирования и внедрения в действие механизмов системы банкротства в России считается необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства соответственно рыночному спросу населения при условии принесения прибыльной работы основными производящими товарами и услугами структур.
Реализация законодательства о банкротстве должна содействовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - минимизации негативных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.
Антикризисное управление персоналом заключается в следовании определенным правилам, положениям и нормам, отражающим объективные тенденции и учитывающие социальные и экономические закономерности, научно обоснованные рекомендации общественной социологии и психологии, кадрового менеджмента. Соблюдение этих принципов позволит сохранить мотивированность работников и будет способствовать повышению их лояльности даже в самые «тяжелые» времена.
Антикризисное управление персоналом организации отличается от обычного и должно отражать общую деловую стратегию вывода ее из кризиса. Деловая стратегия, как правило, заключается в увеличении объемов реализации выпускаемой продукции, поиске резервных возможностей расширения ассортимента предоставляемых услуг, исследования потенциала рынка, избавления от непрофильных активов, оптимизации запасов и сокращении расходов, в том числе, и за счет содержания персонала.
Задачей службы по персоналу является обеспечение условий реализации антикризисной программы путем организации взаимодействия сотрудников всех уровней: руководителей, специалистов и линейного персонала. Основными кадровыми проблемами, которые придется решать в этих условиях, являются неудовлетворенность оплатой труда и условиями работы, социально-психологическая напряженность, вызванная угрозой сокращения.
Система антикризисного управления персоналом должна учитывать происходящие процессы, как внутри предприятия, так и во внешней среде. В условиях кризиса особое значение приобретают вопросы оценки, расстановки и распределения персонала; оптимизации его использования; развитие и повышение квалификации кадрового резерва; мотивация и стимулирование работников; создание условий для их эффективной деятельности.
Список использованных источников
Гражданский Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, с изменениями и дополнениями от: 23 мая 2015 г Режим доступа: http://base.garant.ru/
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07. 2002 г. №95-ФЗ (с изм. от 15.02.2016) // Собрание законодательства Рос. Федерации. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW.
О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» : федер. закон от 30 дек. 2008 г. № 296-ФЗ : (ред. от 29 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. − Версия Проф. − Электрон. дан. − М., 2016. − Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Асеева М. А. Нужно ли России антикризисное управление / М. А. Асеева // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 3. - с. 383-386
Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Д. Корягин [и др.] ; под ред. Н. Д. Корягина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 367 с.
Бардина Е. Денежные обязательства в процедуре банкротства / Е. Бардина // Хозяйство и право. - 2012. - N 10. - с. 96-98.
Вольский С. Теоретические основы управления предприятием / С.Вольский // Экономист. – 2011. – № 4. – С. 57-59.
Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 462 с.
Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт, 2013. — 438 с.
Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 392 с.
Малых Н. И. Диагностика риска банкротства предприятия / Н. И. Малых // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 4. - с. 128-136.
Токарев Д.С. Преднамеренное банкротство: монография. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2013. – с. 26-32.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bankrot.fedresurs.ru/.
Касьянов А. С. Малозначительность нарушения как основание освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности // Законодательство и экономика. – 2015. –№ 9. – С. 52 - 58.
Малых Н. И. Диагностика риска банкротства предприятия / Н. И. Малых // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 4. - с. 128-136.
Бардина Е. Денежные обязательства в процедуре банкротства / Е. Бардина // Хозяйство и право. - 2012. - N 10. - с. 96-98.
Токарев Д.С. Преднамеренное банкротство: монография. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2013. – с. 26-32
Вольский С. Теоретические основы управления предприятием / С.Вольский // Экономист. – 2011. – № 4. – С. 57-59.
Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Д. Корягин [и др.] ; под ред. Н. Д. Корягина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — с. 122.
Токарев Д.С. Преднамеренное банкротство: монография. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2013. – с. 26-32.
Гражданский Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Асеева М. А. Нужно ли России антикризисное управление / М. А. Асеева // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 3. - с. 383-386.
2
35
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, с изменениями и дополнениями от: 23 мая 2015 г Режим доступа: http://base.garant.ru/
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07. 2002 г. №95-ФЗ (с изм. от 15.02.2016) // Собрание законодательства Рос. Федерации. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» : федер. закон от 30 дек. 2008 г. № 296-ФЗ : (ред. от 29 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. − Версия Проф. − Электрон. дан. − М., 2016. − Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Асеева М. А. Нужно ли России антикризисное управление / М. А. Асеева // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 3. - с. 383-386
8. Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Д. Корягин [и др.] ; под ред. Н. Д. Корягина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 367 с.
9. Бардина Е. Денежные обязательства в процедуре банкротства / Е. Бардина // Хозяйство и право. - 2012. - N 10. - с. 96-98.
10. Вольский С. Теоретические основы управления предприятием / С.Вольский // Экономист. – 2011. – № 4. – С. 57-59.
11. Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 462 с.
12. Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт, 2013. — 438 с.
13. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 392 с.
14. Малых Н. И. Диагностика риска банкротства предприятия / Н. И. Малых // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 4. - с. 128-136.
15. Токарев Д.С. Преднамеренное банкротство: монография. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2013. – с. 26-32.
16. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://bankrot.fedresurs.ru/.
Вопрос-ответ:
Какие особенности антикризисного управления предприятием?
Особенности антикризисного управления предприятием включают в себя необходимость оперативного реагирования на финансовые проблемы, принятие мер по снижению издержек и повышению эффективности, а также разработку антикризисных стратегий для обеспечения стабильности и выживаемости предприятия.
Каковы понятие неплатежеспособности и несостоятельности в процедуре банкротства?
Понятие неплатежеспособности в процедуре банкротства означает невозможность предприятия исполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами в полном объеме. Несостоятельность, в свою очередь, указывает на отсутствие достаточных активов для покрытия всех задолженностей предприятия.
Какие признаки и механизмы банкротства могут быть у предприятий?
Признаками банкротства предприятия могут быть неплатежи по займам и кредитам, возникновение просрочек в выплатах поставщикам, ухудшение финансовых показателей и убыточность деятельности. Механизм банкротства включает в себя процедуры судебного разбирательства, продажу активов предприятия, реструктуризацию долгов, ликвидацию и т.д.
Каковы теоретические аспекты антикризисного управления предприятием?
Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием включают изучение причин кризисных состояний, разработку моделей предупреждения кризиса, оценку рисков и возможностей, а также исследование методов и инструментов антикризисного управления.
Что такое финансовое оздоровление и концепции санации предприятия?
Финансовое оздоровление предприятия - это комплекс мер, направленных на восстановление финансовой устойчивости и преодоление кризисной ситуации. Концепции санации предприятия включают различные подходы к реорганизации, реструктуризации долгов, привлечению инвестиций и другим методам, направленным на исправление финансового положения предприятия.
Какие основные теоретические аспекты процедуры банкротства?
Основными теоретическими аспектами процедуры банкротства являются понятие неплатежеспособности и несостоятельности, признаки и механизмы банкротства. Под неплатежеспособностью понимается невозможность предприятия исполнить свои долговые обязательства перед кредиторами в полном объеме и в установленные сроки. Несостоятельность же означает отсутствие у предприятия достаточных активов для покрытия своих обязательств. Признаки банкротства могут включать ухудшение финансовых показателей, невыполнение финансовых обязательств и проблемы с платежеспособностью. Механизм банкротства включает процедуры ликвидации или реструктуризации предприятия.
Что такое антикризисное управление предприятием?
Антикризисное управление предприятием – это комплекс мер, направленных на предотвращение или преодоление финансовых трудностей и кризисных ситуаций. Оно включает в себя выявление и анализ причин кризиса, разработку и реализацию антикризисных стратегий, финансовое оздоровление и проведение процедур банкротства, если это необходимо.
Какие существуют концепции санации предприятия?
Существует несколько концепций санации предприятия. Одна из них – увеличение эффективности управления предприятием, включая снижение издержек и оптимизацию бизнес-процессов. Вторая – привлечение новых инвестиций и кредитов, чтобы покрыть текущие обязательства. Третья концепция – реструктуризация предприятия, включающая пересмотр условий договоров, сокращение персонала, изменение стратегии развития и другие меры.
Какие особенности антикризисного управления предприятием существуют?
Особенности антикризисного управления предприятием включают комплексный подход к анализу и преодолению кризисных ситуаций, активное участие руководства предприятия в решении проблем, эффективное использование имеющихся ресурсов, привлечение специалистов по антикризисному управлению, стремление сохранить и развивать предприятие даже в условиях кризиса.
Что такое антикризисное управление?
Антикризисное управление - это меры, которые предпринимаются руководством предприятия для преодоления кризисной ситуации и обеспечения его финансовой устойчивости. Оно включает в себя анализ финансового состояния предприятия, разработку и реализацию антикризисных стратегий, сокращение издержек и привлечение новых инвестиций.
Какие механизмы приводят к банкротству предприятия?
Банкротство предприятия может быть вызвано различными причинами, такими как неплатежеспособность или несостоятельность. Неплатежеспособность означает невозможность предприятия выполнить свои финансовые обязательства по оплате долгов в срок. Несостоятельность означает неплатежеспособность предприятия в долгосрочной перспективе из-за отсутствия достаточных активов или доходов.