политическая доктрина современного ислама: от традиции до радикализации
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 19.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Вступление 2
I. Традиционализм и политический вектор Ислама 6
II. Исламский радикализм и современная западная цивилизация 17
1. Исламский фактор в политических процессах на Ближнем Востоке 17
2.Современные трансформации политического ислама 23
Выводы 34
Список использованной литературы 36
Попутно отметим, что недавние события на Ближнем Востоке и в Северной Африке свидетельствуюто том, что «переформатирование» мировой уммы вступает в активную фазу - в мусульманском мирепроисходит процесс возникновения новых центров влияния и новой системы отношений.Пытаясь осмыслить новый этап в развитии политического ислама и его формопроявления,научное и медиа-сообщество ищет новые термины, которые опять-таки далеки от нейтрально-оценочныхпонятий, вроде: «международные радикальные исламские организации четвертого поколения»,«Религиозно-экстремистские организации нового поколения», «современный фундаменталистскоеисламское движение», «исламизм нового века»и т.п. Можно уходить от этих терминов исловосочетаний в научном дискурсе, но проблема адекватного описания новой ступениразвития политического ислама от этого не уменьшается.Обобщая те изменения, которые произошли с политическим исламом в новейшее время, определимнесколько векторов его эволюции.Во-первых, эволюция идеологического содержания. Спецификой «четвертой волны» политическогоислама становится изменение его идеологической платформы, которая прослеживается во всей широте идеологем.Если предыдущие радикально-политические организации (как, собственно, и значительная часть промышленно-экономической и интеллектуальной элиты мусульманских стран, а также многочисленные массы населения)относились к мировой глобализации крайне негативно, видя в ней угрозу разрушения традиционныхоснов общества, навязывания чужеродных культурных и мировоззренческих образцов, формуамериканской гегемонии, наконец, новую форму колониализма, посягательств на национальныесуверенитеты, то современные идеологические платформы все чаще приобретают содержания альтернативно-глобализационных. Мировая глобализация осмысливается как такая, которая берет свое начало в Арабскомхалифате и является тем процессом, который позволит мусульманской общине (в основном арабо-мусульманской) вновь возглавить мировую цивилизацию. Панисламизация в том или иномтолковании выступает как альтернатива западной глобализации. Исламская политическая мысль не стоитна месте, вырабатывая парадигмы встраивания ислама в новый международный порядок; удовлетворяетрастущий спрос на идеологию, которая была бы способна выполнить интегрирующую функцию, обосноватьне только выживания, но и политическую пассионарность исламского мира в XXI веке.Неотъемлемойчастью современной исламской политической мысли и практики является, в частности, поиск и обоснование«Исламских форм демократии»; перетолкования традиционных исламских концепций политическойдискуссии и консультаций (шура), общественного согласия (иджма) поиска баланса Божественной власти инародного суверенитета через институт личностной трактовки закона (иджтихад).Еще одно важное направление идеологической модернизации - выработка доктрин, рассчитанныхна интеллектуальную и деловую элиту мусульманских меньшинств в западных странах. Кроме того, наповестку дня выдвинуто вопрос о выработке нового толкования классической исламскойправовой доктрины, подражания реформационным традициям исламской юриспруденции. Полемикамежду традиционалистами и модернистами становится тем острее, чем больше становится количествомусульманских диаспор в странах-реципиента Запада, чем заметнее демографическиехарактеристики мусульманских меньшинств влияют на их социальное поведение.В современном мире институализация политического ислама происходит на нескольких уровнях: 1) официальныемеждународные исламские организации, которые координируют свою деятельность и встроенные в системумеждународных отношений; 2) неправительственные религиозно-политические организации разного рода (ото государственных до откровенно оппозиционных) и различного характера (от умеренных до радикальных) встранах традиционного распространения ислама; 3) организации-презентатору мусульманских меньшинств взападных странах (как официальные, так и неофициальные) 4) недавно построенные организационныеструктуры (управления, центры), которые интегрировали различные сегменты уммы в постсоветских странах;5) транснациональные полулегальные (или нелегальные) сетевые структуры экстремистского типа сразветвленной инфраструктурой. Каждый из составляющих этой структуры, имея свои особенностиформирования и функционирования, находится в сложном поле отношений с другими, создаваяодновременно и относительно стабильную и внутренне противоречивую систему. Особенностью современного этапастановится создание международных центров силы, которые стремятся консолидировать однородные политическиеорганизации, контролировать, координировать и направлять их деятельность.В-третьих, эволюция социальных функций политического ислама. Очевидно, главная причинадейственности политического ислама заключается в том многообразии функций политических, социальных,экономических, психологических), которые он выполняет в жизни исламского мира. Сегодня религиознополитические движения - это главный источник программ реформирования, социальных изменений; основа ихпопулярности - активная деятельность по предоставлению тех социальных услуг, которые не в состоянии предоставить государство(помощь в получении образования, медицинских услуг, жилья, рабочих мест и т.д.). Кроме того, именно этидвижения (особенно до тех пор, пока они остаются оппозиционными) выступают ценности демократии иправ человека, поскольку сами страдают от их отсутствия; активно выступают за либерализацию идемократические реформы; участвуют в создании институтов гражданского общества висламском мире. Провозглашенные им ключевые ценности - справедливость, укреплениеморали, сохранение исламской культуры, восстановление силы и достоинства исламского мира, егосплочения перед опасностью внешних угроз, социальная благотворительность и стабильность, эффективноеуправления обществом, легитимность правительства, борьба с коррупцией, экономическая справедливость –это является безусловно привлекательными для обычного человека. На фоне социально-экономических проблем эта привлекательность существенно возрастает. Показательны в этом смысле является опрос общественного мнения,который проведен исследовательской организацией Pew Research Center в июне 2013 года среди египтян:идеи «исламистов» разделяли 59%, а более 95% всех респондентов поддерживали усиление влиянияисламских идей на политический процесс в стране. Более половины всех респондентов заявили, чтоподдерживают «ХАМАС», 30% - «Хезболлу», а 20% - «Аль-Каиду».В-четвертых, произошли изменения в характере политического ислама, а именно - эволюция в сторонурадикализации и экстремизации. Объективные и субъективные факторы такой радикализации уже давноосмысливаются научными кругами. Почти аксиоматичным стал вывод о том, что она являетсяформой силового сопротивления против глобальной «западной интервенции» в традиционную исламскуюкультуру; протестом против назойливой экономической и политической экспансии развитых государств;ответом на угрозы укоренившимся нормам, символам и смыслам мусульманства; средством любой ценой уберечь собственную идентичность и цивилизационную «суверенность». Кроме того, к числу значимых факторов подпитки и воспроизведения экстремистского сознанияи активизации группировок радикального типа справедливо отнесены противоречивые социальноэкономические и политические условия бытия мусульманских стран, большинство которых до сих пор составляет мировуюпериферию: растущая поляризация различных сегментов мусульманского мира по уровню жизни;поразительные экономические диспропорции между представителями различных социальных, национальных,этноконфессиональных групп; выразительная отсталость по сравнению с миром развитых, обеспеченных стран;отсутствие устойчивой и действенной государственной власти; оппозиционные, сепаратистские, ирредентистские, освободительныедвижения, которые раздирают общества из середины; низкий уровень массового образования;навязываемаяидеолого-информационная политика; укоренившиеся ментальные архетипы традиционной культуры; развитыеинституты организованной преступности и ее срощенность с военными и финансовыми кругами;запущенные межгосударственные и межконфессиональные конфликты, слабо управляемые миграционные потоки и тому подобное.Обращает на себя внимание и на такой мощный фактор экстремизации уммы, как синдром «возмущение» и«Разочарование». Мусульманская цивилизация, зная прошлые века стремительного взлета и расцвета,вынуждена была осознавать и переживать эпоху чувствительного геополитического поражения,колониальной неволи. Молодые поколения, воспитанные сустановкой, ислам – самая полная и самая монотеистическая религия, апророк Мохаммед - последний и самый главный проводник божественной воли, вынуждена жить в реалияхотставшего от западной цивилизации мира, что не может не подпитывать чувство обиды и гнева,жажду мести и реванша, которые в совокупности создают плодородную психологический почву дляэкстремистского сознания и практики.Экстремистские движения, действующие под лозунгами ислама, внесли весомый вклад в формированиенового глобального феномена - международного терроризма как развитой, институционнойсистемы применения насилия с собственными особенностями самоорганизации, воспроизводства исамообеспечения. Технологизация, профессионализация и специализация террористической деятельности,функционирующие транснациональные сети мобильных террористических группировок с мощнойресурсной базой, собственными каналами материального, финансового, кадрового, идеологическогообеспечения, сопутствующей легальной инфраструктурой в виде гуманитарных, благотворительных,просветительских и др. организаций; способны и готовы к взаимодействию (от материально-техническому доинформационному и оперативно-боевому), нацелены на координацию и синхронизацию действий - все это является реальностью настоящего и свидетельствомэволюции терроризма к качественно новой стадии развития.ВыводыПодводя итоги, надо отметить, что ислам является неотъемлемым элементом политической жизни каждого мусульманина. Теоретические основы религиозных канонов в политической сфере указывают на консервативные ценности, однако неправильная трактовка и жестко однообразное освещение норм ислама сводит его к тоталитарности. Это возникает из-за искажения традиционных канонов и ухода от реальных религиозных законов конкретного правителя конкретного государства.Проанализировав место ислама в политике мусульманских стран, можно определить, что роль ислама в современных мусульманских странах выражается в четырех основных направлениях: так называемое возрождение ислама в политике как вызов в нефункционального правительства (Египет); ислам не отделен от власти, политическая культура характеризуется традиционным политическим сознанием (Афганистан);религия в государствах де-факто секуляризованная и не играет важную роль в политике некоторых стран (Турция);ислам выступает государственным фактором попытки восстановления современного халифата.Несмотря на тот факт, что ряд мусульманских стран взяла курс на светскую власть, в других странах религия до сих пор остается отделенной от власти, а значительную роль в политической культуре исламского мира сейчас играет именно фундаменталистский ислам.Различные взгляды ортодоксов имеют значительное влияние на политику мусульманских стран, одновременно фундаментализм самостоятельно выступают в мировой политике, делая значительный вклад в политическую культуру всего мира.Подводя итог исследования, следует сказать, что среди западных ученых сформировались разные взгляды на перспективы политического ислама. По мнению одних, он обречен на неудачу и уже получил поражения (О.Руа. «Крах политического ислама», Ж.Капель. «Джихад. Экспансия и закат исламизма»; для других - это направление обращен в будущее и сейчас только набирает силу (Д.Пайпс, М.Крамер, С.Хантингтона), третьи - связывают прогнозы его развития со способностью решать назревшие проблемы мусульманского общества, равным образом делает и оптимистичные и пессимистические сценарии: ему либо позволят стать ведущей силой, или вынудят уступить своим влиянием (Г.Фуллер).В любом случае, политический ислам является весомым фактором современности, он выполняет роль едва ли не наиболее динамичной политической силы в современном мире и будет существовать еще довольно длительное время в качества двигателя, который будоражит и пробуждает мусульманский мир. Политическая, национальная и религиозная активизация полуторамиллиардные уммы, стремительная интенсификация трансконтинентальных миграционных потоков мусульманского населения, мощная волна исламизации (в смысле возрождения и новообразования исламских институтов и сфер влияния) в обширных регионах планеты и т.д. – все это свидетельствует о том, что мусульманская цивилизация вступает в новую фазу своего развития.Возрождение мусульманского мира, кроме противоречивого характера (присущий любым процессам макросоциального возрождения), вероятно, будет приобретать к все более новым формам, а вместе с тем - стремительно эволюционировать и политический ислам.Перспективы дальнейших исследований. Есть основания утверждать, что в перспективе влияние исламского фактора на мировую политику будет распространяться, поэтому необходимо продолжать научные исследования в этой сфере для объективного освещения исламской религиозно-политической доктрины и поиска путей сотрудничества со странами - представителями этой религии.Список использованной литературыАбу Хамид Аль-Газали. Наставление правителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/XI/Gazali/text11.phtml?id=7528Борзова Е. П. Культура и политические системы стран Востока : [учебное пособие] / Е. П. Борзова, И. И Бурдукова. – СПб. : Издательство СПбКО, 2008. – 380 с. Васильев Л. С. История Востока. Том 2 [Электронный ресурс] / Л. С. Васильев. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/Vasiliev_Easthistii/Ch09_Ii.html. Долгов Б. В. Арабский мир в начале ХХІ века между демократией и исламизмом / Б. В. Долгов // Восток (Orients). – 2009. – № 5. – С. 89–99. Ельянов Е. Ислам основные направления, течения и секты [Электронный ресурс] / Е. Ельянов. – Режим доступа: http://his.1september.ru/2001/40/no40_01.htm. Журавский А. В. Ислам / А. В. Журавский. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 224 с.Коран. Перевод смыслов / Э. Р. Кулиева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.falaq.ru/quran/kuli/. Ланд П. Ислам / П. Ланд. – М. : Астрель АСТ, 2003. – 192 с. Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги [Электронный ресурс] / Р. Г. Ланда. – М., 2005. – Режим доступа: http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2147.html. Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект / Алексей Малашенко. – Моск. центр Карнеги. – М. : Изд-во «Весь Мир», 2006. – 221 с. Муаммар Аль-Каддафи. Зеленая Книга [Электронный ресурс] / М. Аль-Каддафи. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POLITOLOG/KADDAFI/greenbook.txt. Мухаммад аль-Бухари. Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари [Электронный ресурс] / М. аль-Бухари, С. аль-Бухари. – Режим доступа : http://islamdin.net/bm/sb/index.html. Насири М. История раннего периода Ислама / М. Насири. – 2008. – 224 с. Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения / Л. Р. Полонская // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985. – С. 43–46.Bricker N.Q. The Effect of Youth Demographics on Violene: The Importance of the Labor Market / N.Q. Bricker, M.C. Foley // International Journal of Conflict and Violence. - 2013. - Vol.7 (1). - p.179-194.Conflict Barometer 2014 Режим доступа к ресурсу: http://www.hiik.de/en/konfliktbarometer/pdf/ ConflictBarometer_2014.pdf.Fuller Graham E. The Future of Political Islam / Graham E. Fuller. – New York: Palgrave Macmillan, 2003. – 246 р. Gambhir H. ISIS Global Intelligence Summary // March 1, - May 7, 2015Iran Syrian Iraqi Crises. Режим доступа к ресурсу: http://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/iran_syrian_ iraqi_crises.pdf. Map: Violent Conflicts in the Middle East and Maghreb in 2014. Режим доступа к ресурсу: http://www.hiik.de/ en / downloads / index.html.Saudi Arabia Forms Pan-Arab Sunni Alliance against Houthis. Режим доступа к ресурсу: http: //www.wilsoncenter. org / sites / default / files / saudi_arabia_forms_pan-arab_sunni_alliance_against_houthis_0.pdf.Special Report: The Islamic State. Режим доступа к ресурсу: http://www.clarionproject.org/sites/default/files/ islamic-state-isis-isil-factsheet-1.pdf
1. Абу Хамид Аль-Газали. Наставление правителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/XI/Gazali/text11.phtml?id=7528
2. Борзова Е. П. Культура и политические системы стран Востока : [учебное пособие] / Е. П. Борзова, И. И Бурдукова. – СПб. : Издательство СПбКО, 2008. – 380 с.
3. Васильев Л. С. История Востока. Том 2 [Электронный ресурс] / Л. С. Васильев. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/Vasiliev_Easthistii/Ch09_Ii.html.
4. Долгов Б. В. Арабский мир в начале ХХІ века между демократией и исламизмом / Б. В. Долгов // Восток (Orients). – 2009. – № 5. – С. 89–99.
5. Ельянов Е. Ислам основные направления, течения и секты [Электронный ресурс] / Е. Ельянов. – Режим доступа: http://his.1september.ru/2001/40/no40_01.htm.
6. Журавский А. В. Ислам / А. В. Журавский. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 224 с.
7. Коран. Перевод смыслов / Э. Р. Кулиева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.falaq.ru/quran/kuli/.
8. Ланд П. Ислам / П. Ланд. – М. : Астрель АСТ, 2003. – 192 с.
9. Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги [Электронный ресурс] / Р. Г. Ланда. – М., 2005. – Режим доступа: http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2147.html.
10. Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект / Алексей Малашенко. – Моск. центр Карнеги. – М. : Изд-во «Весь Мир», 2006. – 221 с.
11. Муаммар Аль-Каддафи. Зеленая Книга [Электронный ресурс] / М. Аль-Каддафи. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POLITOLOG/KADDAFI/greenbook.txt.
12. Мухаммад аль-Бухари. Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари [Электронный ресурс] / М. аль-Бухари, С. аль-Бухари. – Режим доступа : http://islamdin.net/bm/sb/index.html.
13. Насири М. История раннего периода Ислама / М. Насири. – 2008. – 224 с.
14. Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения / Л. Р. Полонская // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985. – С. 43–46.
15. Bricker N.Q. The Effect of Youth Demographics on Violene: The Importance of the Labor Market / N.Q. Bricker, M.C. Foley // International Journal of Conflict and Violence. - 2013. - Vol.7 (1). - p.179-194.
16. Conflict Barometer 2014 Режим доступа к ресурсу: http://www.hiik.de/en/konfliktbarometer/pdf/ ConflictBarometer_2014.pdf.
17. Fuller Graham E. The Future of Political Islam / Graham E. Fuller. – New York: Palgrave Macmillan, 2003. – 246 р.
18. Gambhir H. ISIS Global Intelligence Summary // March 1, - May 7, 2015
19. Iran Syrian Iraqi Crises. Режим доступа к ресурсу: http://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/iran_syrian_ iraqi_crises.pdf.
20. Map: Violent Conflicts in the Middle East and Maghreb in 2014. Режим доступа к ресурсу: http://www.hiik.de/ en / downloads / index.html.
21. Saudi Arabia Forms Pan-Arab Sunni Alliance against Houthis. Режим доступа к ресурсу: http: //www.wilsoncenter. org / sites / default / files / saudi_arabia_forms_pan-arab_sunni_alliance_against_houthis_0.pdf.
22. Special Report: The Islamic State. Режим доступа к ресурсу: http://www.clarionproject.org/sites/default/files/ islamic-state-isis-isil-factsheet-1.pdf
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время российские и западные политологи все чаще обращаются к теме исламского экстремизма, одной из самых сложных проблем современной действительности. То, что сейчас называется исламским миром является одним из основных компонентов нашей вселенной.
Экстремизм в исламе получил наибольшее распространение в последние четыре десятилетия. Расширилась и зона его влияния, изменились масштабы практики экстремистов. Если на начальном этапе действия экстремистских элементов, в исламе были направлены против иностранного присутствия, является сейчас предметом их деятельности стали сами мусульманские общины. Аргументируется это тем, что мусульманское общество в современном и потерял изначально истинно исламский характер. На практике это выливается в агрессивные действия против существующего в ареоле исламского мира политических институтов, властных структур.
Следует отметить, что в центре каждой цивилизации - религия, которая определяет стиль жизни ее последователей. Еще в большей степени это относится к Исламу - регулятор во всех сферах жизни мусульманина. Можно сказать, что в этот момент, в регионах традиционного распространения ислама в мире проходят через сложный период в своем развитии. В этот период, как правило, люди обращаются к фундаментальным принципам определенной религии или политической философии.
Ислам - исключительно "сильной" религией, не сводящаяся только к вере в бога. Как и другие религии мира, это образ жизни, способ мышления, более того - основу целой цивилизации. Эта религия, которая носит системный характер, определяет все стороны жизни человека в обществе мусульман от рождения до смерти, детерминируя его социальное поведение. И в этом смысле необходимо сказать, что сам термин - "Исламский экстремизм" - с научной точки зрения не совсем корректен. Это, конечно, идет о экстремизма, использующих ислам в качестве идеологии религиозной. И в этом смысле, определение экстремизма (исламского экстремизма) с исламским фундаментализмом или даже с исламизмом неправильно. С другой стороны, в дальнейшем мы не будем говорить, что ислам, будучи цельной религии, неотделима от политики. Более того, он проникает во все формы общественного сознания. И с этой точки зрения, экстремизм может быть и исламской. Исследование проблемы исламского экстремизма требует взвешенности и тщательности, беспристрастно, с точки зрения научного подхода. Это связано, в первую очередь, с деликатностью проблем, относящихся к чувствам верующих.