Логопедическая работа по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 99 99 страниц
  • 67 + 67 источников
  • Добавлена 08.07.2012
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушения фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
1.1. Современные представления о фонематических функциях.
1.2. Формирование фонематическихфункций в онтогенезе.
1.3. Современные представления о стертой дизартрии
1.4. Особенности фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
1.5. Анализ методик исследования
Обобщение теоретических основ исследования
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования
Глава 3. Особенности фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (анализ экспериментальных данных)
3.1. Научно – теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
3.2. Методики констатирующего эксперимента.
3.3. Анализ результатов состояния фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией
Глава 4. Пути формирования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
4.1.Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
4.2. Методические рекомендации по коррекционной работе при нарушении фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.4. Упражнениена дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении.Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.Речевой материал: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька.Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.5. Игра «Различай и повторяй».Процедура. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.Инструкция: «Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.6. Игра «Озорные звуки».Процедура. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.Речевой материал:Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).Русская красавица Своей козою (косою) славится.На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).Инструкция: Я прочитаю вам двустишия. Слушайте внимательно и назовите слово, которое «озорничает», произнесено неправильно.В дальнейшем детей учат различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, для этого используется целый ряд игр и упражнений:1. Игра «Недовольный Саша». Процедура. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.Речевой материал: сушить, сушка, сапка, троллейбус, снековик, сыска, стройка, мусорчик, лезать, шкаблить.Инструкция: Я буду вам называть слова, если услышите неверно произнесенный звук – поднимите картинку с изображением недовольного Саши.2. Игра «Как правильно сказать?». Процедура.Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.Речевой материал: зуб-жуб, лампа-рампа, табурет – табулет, шоколад – шохорад, заострить – саострить, цапля-чапля-сапля, мышиный – мызиный, красный-касный.Инструкция: Буду называть слова, в которых все звуки произнесены правильно и неправильно. Сравните произнесенные слова. Назовите правильный вариант.3. Игра «Будь внимателен».Процедура. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Речевой материал:Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.Инструкция: Рассмотри картинки. Я буду называть слова. Если я правильно назвала слово, которое изображено на картинке, подними зеленый флажок. Если слово произнесла неверно – подними красный флажок.Таким образом, развитие фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.Развитие фонематического анализа у дошкольников со стертой дизартрией состоит из следующих этапов1 этап - Выделение звука на фоне слова.Задачи:Определение наличия или отсутствия звука в односложных словах;Определение наличия или отсутствия звука в двухсложных словах;Определение наличия или отсутствия звука в трехсложных словах;Определение наличия или отсутствия звука в простых словах;Определение наличия или отсутствия звука в словах со стечением согласных;Примерные упражнения:1. «Выдели звук». Процедура. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук. Речевой материал: заяц, шапка, солнце, зима, здание, живой, золотой, зонт, снеговик, здравствуй, зоркий, цепкий, здесь, задержать.Инструкция: Я буду называть слова. Ты подними руку, когда услышишь слово на звук [з].2. «Найди звук». Процедура. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.Речевой материал: заяц, коза, зонт, глаз, стекло, зяблик, брюки, жасмин, глиняный (кувшин), зеркало, карандаш, ваза, арбуз, лиловая (лента), резкий, зашивать, зимовье.Инструкция: Рассмотри внимательно все картинки и отбери те, в названии которых есть звук [з]. Назови эти слова.3. «Чудо-дерево».Процедура. Логопед раздает детям предметные картинки с заданным звуком и предлагает их поместить на «Чудо-дерево».Речевой материал: лампа, зеркало, стекло, стол, тетрадь, вата, карандаш, зеленый (огурец), солнце, хрустальная (ваза), будильник.Инструкция: Укрась дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [л].4. «Найди звук в предметных картинках». Процедура. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.Речевой материал: помидор, огурец, тыква, яблоко, груша, картофель, баклажан, кабачок и др.Инструкция: Рассмотри внимательно все картинки и отбери те, в названии которых есть звук [р]. Назови эти слова.5. «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.6. Подобрать слова с заданным звуком.Процедура. Логопед предлагает детям подобрать слова на заданный звук.Примерный речевой материал (на примере звука [с]):1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д. 2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.5.Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.6.Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.7.Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.10.Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.Инструкция: Я тебе буду называть звук, ты должен придумать слова по определенной схеме. 2 этап - Вычленение первого и последнего звука из слова.Задачи:Вычленение первого ударного гласного из слова;Вычленение первого безударного гласного из слова;Вычленение первого  согласного из слова из слова;Определение конечного согласного в слове;Примерные упражнения:1. Назвать первый звук в именах детей.Процедура. Логопед просит назвать первый звук в именах детей.Речевой материал: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.Инструкция: Я буду называть имена детей, вы должны назвать первый звук. 2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слов. Процедура. Логопед просит назвать первый звук с услышанных словах.Речевой материал: А) осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.Б) арбуз, окно, игла, автобус, урок, уха, арена и т.д.В) стол, дом, кот, жук, слон и т.д.Инструкция: Я буду называть слова, вы должны назвать первый звук.3.«Какой звук первый?». Процедура. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название. Речевой материал: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.Инструкция: Рассмотри картинки и назови первый звук в слове.4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного и безударного гласного).5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (согласного). Например, звук [с]. Даны картинки: нос, снеговик, санки, абрикос, лиса, лес, сахар, сыр. 6. Назвать в заданных словах первый (последний) звук. Например: шапка, стол, игла, астра, сапоги, диван.7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).8.  Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).9. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине. Логопед ребенку выдает набор предметных картинок. Например: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Логопед называет слово, ребенок у себя на столе находит нужную предметную картинку и выкладывает ее в соответствии с тем, где находится заданный звук, например: звук [с], в первый, во второй или третий ряд.10. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.Предметные картинки: рысь, рука, помидор, ружье, коридор, рама, картина, ручка, огурец.11. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова. Предметные картинки: кол, лимон, ласка, стол, поплавок, лампа, стул, вол.12. Игра «Лото».Процедура: Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.Речевой материал: рама, розовый, огурец, рыбак, решение, рисунок, трамвай, ромашка, карандаш, рыба, русалка, корова, ремонтировать.Инструкция: рассмотрите картинки. Кружком закройте ту картинку, в названии которой есть звук [р].13. Игра «Кто больше?».Процедура. Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.Инструкция: Рассмотрите сюжетную картинку и назовите слова, в которые есть звук [л]. За каждый правильный ответ, получите фишку. У кого фишек будет больше, тот победил.14. Игра «Найди общий звук».Процедура. Логопед называет слова и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.Речевой материал: слова например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес.Инструкция: Слушайте внимательно слова. Какой звук есть в каждом слове? Где он стоит: в начале, середине или конце слова?3 этап - Определение количества, последовательности и места звука в слове.Задачи:Определение последовательности и количества звуков в слове;Определение места звука в слове по отношению к другим звукам;Определение звука в слове (в начале, средине, конце);Примерные игры и упражнения:1.  Упражнение «Работа со звуковой линейкой»Процедура. Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.Речевой материал: карандаш, снеговик, раскраска, строит.Инструкция: рассмотри предметную картинку. Назови последовательно звуки в слове. Покажи их на звуковой линейке. Сколько звуков в слове?2.  Игра «Живые звуки».Процедура. Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?Речевой материал: звуки [с, о, к]Инструкция: Смотрите внимательно и определите, какой звук пришел первым, какой –вторым, какой - третьим.3.  Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.4.  Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).5. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.6. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.7. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.8. Придумать слово с заданным количеством звуков.9. Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.10. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.11. Подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).Например, с...а: из четырех звуков — сода, сова, сама; из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.Игра «Угадай-ка».Процедура. Логопед предлагает детям прослушать слова. Определить звук, который стоит в начале (конце) слова. Составить из них слово.а)Речевой материал: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч,топор — кот.Инструкция: Угадай, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.б)Речевой материал: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка. Инструкция:Угадай, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.Игра «Новоселье».Процедура. Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.Инструкция: рассмотрите картинки. Произнесите название и определите количество звуков. В соответствии с количеством звуков, расселите птиц и животных по этажам. Игра «Умные часы».На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку напротив картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков. 3 Этап - Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки. При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.7.Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.8.Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.9.Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.10.Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок, подготавливает дошкольников к усвоению грамоты, проведению слого-звукового анализа слов.Формирование навыка синтеза звуков в слоги и слова.Задачи:Составление слова из последовательно данных звуков, слогов;Составление слова из звуков (слогов), данных в разбивку.Примерные игры и упражнения:1. Игра «Собери слово».Процедура.Логопед предлагает ребенку составить слово из данных звуков (слогов), звуки произносятся медленно. Условия формирования фонематического синтеза могут иметь разную сложность. Легкие - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные – когда паузы между звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами, например, «сначала [с],потом [о], потом [к].Речевой материал: м,а,к; ш,а,п,к,а; п,е,с,н,я; ш,к,о,л,а.Инструкция: я буду называть тебе звуки, ты их должен вместе составить и произнести слово.2. Игра «Наборщик». Процедура. Логопед предлагает слово, а ребенок должен составить как можно больше новых слов. Речевой материал: например, слово «забор», можно составить: раб, бар, роза, бор.Инструкция: Из слова составь как можно больше новых слов.3. Игра «Рассыпанное слово».Логопед называет звуки, а ребенок должен составить из них знакомое слово (аналогично 1 игре). Игра «Живые звуки». Процедура.Логопед назначает детей на роли «живых звуков». Каждому из них он называет не целое слово, а только его звук. Затем «живые звуки» становятся один за другим, логопед читает текст шарады, а дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои» звуки.Речевой материал:Я – дерево в родной стране.Найдешь в лесах меня повсюду.Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.(СОСНА-НАСОС).Начало деревом зовется.Конец читатели моиА в книге целое найдется,И в каждой строчке есть они. (Бук-ВЫ)Я глубока и полноводна.И вся страна гордится мной.А И ты впереди прибавишь-И стану птицей я лесной! (И-ВОЛГА)Инструкция: слушайте внимательно и выйдите те звуки, которые составляют отгадку.Формирование фонематических представлений.Задачи:Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.Подбор слов с заданным звуком.Нахождение картинок, в названии которых заданное количество звуков.Подбор слов с заданным количеством звуков.Примерные игры и упражнения:1. Игра «Чудесный художник».Процедура.Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова.Речевой материал: Звуки [р,л, с,ж,ц,ш].Инструкция: нарисуйте предмет на звук [р].2. Игра «Кто в домике живет?». Процедура.Взрослый помещает на доску 2-3 кармашка - домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками)с изображением животных. Дети должны расселить животных по домикам. : Речевой материал:Примерные картинки: корова, коза, заяц, кот, крокодил.Инструкция: Рассели животных по домикам:в первом домике могут жить животные, в названии которых есть звук [к], во втором – те, у кого в названии есть звук [з].3. Игра «Магазин». Процедура.Логопед раздает каждому ребенку по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. Предметные картинки: сумка, торт, санки, самосвал, солдатик, куртка, фартук, паровоз.Инструкция: у вас есть деньги в виде звуков. На свой звук вы может купить тот предмет, в названии которого этот звук есть. На деньги «С» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук [с], на деньги «Р» — вещи со звуком [р]. выигрывает тот, кто быстрее и правильно израсходует свои деньги- карточки. 4. Игра «Кто больше».Дети подбирают слова на заданный звук (повторы недопустимы).5. Игра «Зоркий глаз».Логопед просит ребенка (детей) найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых заданный звук находит в начале (середине или конце слова).6. Игра «Бусы».Логопед дает ребенку бусинки и нитку, а ребенок должен нанизывая бусинку называть слово с заданным звуком.7. Игра «Умные часы».Логопед показывает ребенку часы, на которых вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Ведущий устанавливает одну стрелку напротив картинки, а ребенок должен найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков. Например: стол-шкаф, мак – сыр, снег-пояс, труба-комар, конфета – чемодан.8. Игра «Кубик». На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из числа звуков, равных количеству точек, выпавших на грани кубика. Таким образом, задания, направленные на развитие фонематических включают в себя мыслительные операции, т.к. представление – это мысленное представление образа звука относительно других звуков в слове. Анализируя теоретические основы проведения логопедической работы по формированию фонематических функций, необходимо отметить, что коррекционная работа осуществляется поэтапно и в комплексе, одновременно уделяя внимания всем сторонам фонематических функций. На одном занятии работа по развитию фонематических функций осуществляется по разным направлениям. ЗаключениеСовременное общество характеризуется не только высокими достижениями в области науки и техники, но и неуклонным ростом рождения детей с различными речевыми нарушениями. Одним из распространенных речевых нарушений является стертая дизартрия. К тому же данное речевое нарушение исследователи и практики начали выделять сравнительно недавно. В связи с этим вопросы, связанные с изучением стертой дизартрии: этиология, патогенез, структура речевого дефекта, проявления нарушений на всех уровнях речи, затрагивая фонетический и фонематический слух, коррекционная работа и др., являются актуальными и до конца неисследованными.В нашей работе были рассмотрены особенности фонематического восприятия дошкольников со стертой дизартрией.В ходе теоретического изучения темы пришли к следующим выводам:1. Фонематические функции начинают формироваться практически с рождения ребенка и в течение всего дошкольного детства совершенствуются.На современном этапе развития логопедической науки и практики существуют несколько понятий, обозначающих фонематические функции: речевой слух, фонематический слух, фонематическое представление, фонематическое восприятия. В связи с тем, что у педагогов недостаточно филологических и логопедических знаний, происходит смешение понятий фонетический и фонематический слух. Но данные понятия являются разным. Если фонематический слух позволяет различать звуки в речевом потоке, то фонематическое восприятие направлено на умение анализировать позицию звука в слове и его место по отношению к другим звукам. В основе фонематического восприятия лежат процессы анализа и синтеза. Следовательно, необходимо различать понятия звук и фонема. Звук конкретное выражение фонемы, тогда как фонема представляет собой абстрактное его выражение. Развитый навык фонематического восприятия позволяет детям успешно овладевать навыками чтения и письма. 2. Формирование и развитие фонематических функций в своем развитии проходит определенные этапы, начиная с рождения и заканчивая концом дошкольного детства. Основополагающим моментом в развитии фонематических функций является тесное общение с окружающими близкими в сензитивный период развития речи. В основе фонематического восприятия лежат мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), формируемые в процессе специального обучения.3. Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии, в специальной литературе освещены достаточно полно (О.В. Правдина [1960], О.А. Токарева [1998], Р.И. Мартынова [1975], Л.В. Лопатина [2004], Л.В. Серебрякова [1995], Е.Ф. Архипова [2008] и др..).Основными симптомами дизартрии являются нарушение фонематических функций, дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.Данные нарушения обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройства могут лежать лёгкие остаточные нарушения иннервации артикуляторного аппарата, которые выявляются только углублённом неврологическом исследовании.Для неврологического статуса стертой дизартрии характерно наличие неврологической микросимптоматике синдромы поражения центральной нервной системы: стёртые парезы, изменение тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т.п. У дошкольников вызывает затруднения дифференциация звуков, слов, близких по звучанию. При незначительных проявлениях стертой дизартрии дети не могут проводить дифференциацию по «тонким» артикуляторно-акустическим» признакам (о-у, р-р', ш-ж, ш-щ). При более тяжелой степени затрудняются в различении звуков, имеющие далекие артикуляторно-акустические признаки (р-в, с-т, ч- ц). Из-за того, что у дошкольников со стертой дизартрией нарушены фонематические функции, ребенок не слышит собственные ошибки в произношении. К тому же наличие неврологической симптоматики обуславливает артикуляционные нарушения звукопроизношения. Следовательно, процессы фонематического восприятия и артикуляция являются взаимообусловленными. По степени выраженности нарушение фонематических процессов может предшествовать нарушению артикуляторной моторики, а может быть вторично по отношению к ней.Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ и синтез) являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением. Поэтому выявление и логопедическая коррекция нарушений фонематической стороны является важной работой уже в дошкольный период у детей со стертой дизартрией.С целью подтверждения теоретических выводов было организовано исследование фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией. Эксперимент проводился на базе ДО № .В исследовании принимали участие две группы детей дошкольного возраста: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети со стертой дизартрией) группы по 15 человек в каждой.Методика исследования фонематических процессов у дошкольников со стертой дизартрией включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Нами были рассмотрены методики исследования фонематических функций, предложенные Е.Ф. Архиповой [2008], Волковой Г.А. [2003], Лопатиной Л.В. [1992], Чиркиной Г.В. [2003] и др. На основе анализа для нашего исследования была адаптирована методика исследования фонематических функций, которая включала исследование звукопроизношения, фонематических функций (фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений), навыков элементарного анализа и синтеза.У дошкольников со стертой дизартрией наблюдались недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства ([о-а, о-у, и-ы]; [с-с', с-з, ч-т, с-ш, ц-с]; [р-р', л-м, м-н]). Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. У дошкольников со стертой дизартрией нарушение звукопроизношение носит полиморфный характер, когда нарушено произношение звуков из разных групп. К тому же из-за перинатальных особенностей у дошкольников со стертой дизартрией отмечается назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный). Таким образом, для дошкольников с данной речевой патологией характерны и просодические нарушения. В силу того, что у детей с нормальным речевым развитием отсутствует неврологическая симптоматика, нарушения звукопроизношения мономорфный характер, когда нарушается только одна группа звуков (свистящие или шипящие, или губно-губные и т.п.).В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников со стертой дизартрией была выявленанесформированность элементарных и сложных форм фонематического анализа, синтеза и представлений. Простые формы фонематического анализа (определение места звука в слове, нахождение заданного звука и т.п.) у дошкольников со стертой дизартрией вызвали затруднения. Не всегда могли точно определить место звука в слове, назвать заданный звук. Причиной является патологическое развитие ребенка в натальный период, что обусловило недостаточное развитие звукопроизношения и фонематических функций и когнитивных процессов. У дошкольников с нормативным речевым развитием простые формы фонематического анализа развиты в достаточной степени. Исследование простых форм фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием нарушений не выявило. В экспериментальной группе при выполнении этих же заданий дошкольники допускали ошибки.В обеих группах затруднения вызывали задания на сложные формы фонематического анализа и на фонематический синтез.На уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова, выявлены затруднения в составлении слов из звуков, данные в нарушенной звуковой последовательности (персеверации, пропуски звуков и слогов, вставки звуков и слогов). В процессе выполнения заданий дошкольники со стертой дизартрией были невнимательны, часто отвлекались, забывали названные звуки. Фонематические представления у дошкольников со стертой дизартрией также нарушены: дети затруднялись назвать слова на определенный звук, им требовались наводящие вопросы, дополнительная помощь.Навыки элементарного анализа и синтеза у дошкольников экспериментальной группы развиты в недостаточной степени. Дошкольники со стертой дизартрией испытывали затруднения при соотнесении звука с условным обозначением, подсчете количества звуков и проч. Таким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией уровень развития звукопроизношения, фонематических процессов, навыков элементарного анализа и синтеза значительно ниже детей того же возраста с развитием в норме. По итогам качественного и количественного анализа группа из 15 дошкольников со стертой дизартрией и 15 дошкольников с нормативным речевым развитием в зависимости от степени сформирвоанности фонематических функций была поделена на три подгруппы.В первую подгруппу с уровнем сформированности фонематических функций ниже среднего вошли 8 (53,3%) детей с грубым недоразвитием фонематических функций. У них не сформированы фонематическиефункции: дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков. Неполноценность фонематических функций проявляется у них в несформированности даже элементарных видов фонематического анализа, что приводит к нарушению звукопроизношения особого характера: смешение, замены различных звуков и их групп, близких акустически и артикуляторно. Из экспериментальной группы дошкольников со средним уровнем сформированности фонематических функций было выявлено 7 (46,6%) испытуемых, из контрольной группы - 4 (26,6%) испытуемых. Для этих детейхарактерен достаточно сохранное фонематическое восприятие. Вместе с тем у данной категории детей трудности возникали при установлении звуковой последовательности и определении количества звуков, т.е. нарушены сложные формы фонематического анализа. Уровень выше среднего – дети, у которых хорошо развито фонематическое восприятие, простые и сложные формы анализа и синтеза, не допускающие ошибок в фонематических дифференцировках. Данный уровень выявлен у большинства детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием – 11 (73,3%) испытуемых. В экспериментальной группе таких детей не оказалось.По результатам обследования, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе дошкольники имеют уровень сформированности фонематических функций средний и ниже среднего.Таким образом, фонематические функции у дошкольников со стертой дизартрией сформированы недостаточно, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи. Анализ результатов позволил определить направления логопедической работы:1. Коррекций нарушения звукопроизношения;2. Развитие фонематического восприятия;3. Развитие фонематического анализа:4. Развитие фонематического синтеза;5. Развитие фонематического представления. Нами были определены этапы логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией, для каждого этапа сформулированы задачи, а так же подобраны задания и упражнения, направленные на формирование фонематических функций у дошкольников с данной речевой патологией. Содержание игр и упражнений учитывает особенности уровня сформированности фонематических функций.Предложенные методические рекомендации могут быть использованы в практике воспитателей - логопедов.Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Список использованной литературыАрушановаА.Г. Познавательная активность в процессе освоения способов словообразования дошкольников// Развитие речи дошкольника. – М.: АПН СССР, 1990.- 39-53 с.Архипова Г.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М.: « Астель», 2008 г.- 256 с. Архипова Г.Ф. Стёртая дизартрия у детей. // Учебное пособие для студентов вузов/. – М. «Астель»,2008.- 319 с.Бабина Г. В., Идес Р.Е. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. «Книголюб», 2005- 96 с.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23сЖинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.Журова Л.Е Развитие слогового анализа слов у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.- 1963, с 21-32.Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стёртой формы дизартрии и сложной дислалии// Дефектология.- 1996.-№ 5. 10-14 с.Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология.- 2000. №1.- 20-26 с. Каше Г.А. , Филичева Т.Б Программа обучения детей с недорозвитием фонематического строя речи. – М.: Провещение,1978 .- 78с.Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1996. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб., 1997.Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Спец. школа. 1959. №4.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. - №5 . 2003.- С. 45-52.Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 192-с.Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992- С. 61- 69.Лопатина Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии//Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996Лопатина Л.В., Л.А. Позднякова. Нарушения интонационного оформления высказывания детьми со стёртой дизартрией// Логопедия.- М., 2004.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – СПб, 1994Лопатина Л.В., СеребряковаН.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса . М.,: Просвещение,- 1967.-№3 с 77-98.Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. // Вопросы дефектологии.- М. 1964.- №219.- С 59-72.Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб., 1994Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. – М., 1967.Правдина О. В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии.- М., 1998.Правдина О. В. Косноязычие (дислалия и дизартрия) // Очерки по патологии речи голоса.- М., 1960. №1. С 52-122.Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальность проблемы обучения , адаптации и интеграции детей с нарушениями вразвитии.- СПб., 1995 .- С 150-152.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974.- №4.Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи.-СПб., 1999.Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. №6.Токарева О.А Дизартрия // Хрестоматия по логопедии.- М., 1998.Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением. Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2002.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993, -112 с.Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическими поражениями центральной нервной системы.- М. : Просвещение, 1965 .- 76 с. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч. - М.: Просвещение, 1989. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.Хватцев М.Е. Логопедия. Изд-е 5-е.-М.: Просвещение, 1959.- 476 С.Чевелева Н.А. Приёмы развития логопедического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. 1986.№5.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией.// Дефектология.- 1973.-№4 – С 45-50.Чистович Л.А. Текущее распознавание речи человеком.- М., 1983.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.


1.АрушановаА.Г. Познавательная активность в процессе освоения способов словообразования дошкольников// Развитие речи дошкольника. – М.: АПН СССР, 1990.- 39-53 с.
2.Архипова Г.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М.: « Астель», 2008 г.- 256 с.
3.Архипова Г.Ф. Стёртая дизартрия у детей. // Учебное пособие для студентов вузов/. – М. «Астель»,2008.- 319 с.
4.Бабина Г. В., Идес Р.Е. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. «Книголюб», 2005- 96 с.
5.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.
6.Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
8.Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи.
9.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
10.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
11.Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с.
12.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
13.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
14.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.
15.Журова Л.Е Развитие слогового анализа слов у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.- 1963, с 21-32.
16.Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
17.Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стёртой формы дизартрии и сложной дислалии// Дефектология.- 1996.-№ 5. 10-14 с.
18.Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология.- 2000. №1.- 20-26 с.
19.Каше Г.А. , Филичева Т.Б Программа обучения детей с недорозвитием фонематического строя речи. – М.: Провещение,1978 .- 78с.
20.Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1
21.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
22.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб., 1997.
23.Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Спец. школа. 1959. №4.
24.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
25.Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. - №5 . 2003.- С. 45-52.
26.Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999.
27. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004
28.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 192-с.
29.Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992- С. 61- 69.
30.Лопатина Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии//
31.Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стёртой формой дизартрии // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996
32.Лопатина Л.В., Л.А. Позднякова. Нарушения интонационного оформления высказывания детьми со стёртой дизартрией// Логопедия.- М., 2004.
33.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – СПб, 1994
34.Лопатина Л.В., СеребряковаН.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
35.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.
36.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
37. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.
38.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
39.Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса . М.,: Просвещение,- 1967.-№3 с 77-98.
40.Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. // Вопросы дефектологии.- М. 1964.- №219.- С 59-72.
41.Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб., 1994
42.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
43.Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. – М., 1967.
44.Правдина О. В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии.- М., 1998.
45.Правдина О. В. Косноязычие (дислалия и дизартрия) // Очерки по патологии речи голоса.- М., 1960. №1. С 52-122.
46.Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальность проблемы обучения , адаптации и интеграции детей с нарушениями вразвитии.- СПб., 1995 .- С 150-152.
47.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976.
48.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974.- №4.
49.Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
50.Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.
51.Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи.-СПб., 1999.
52.Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. №6.
53.Токарева О.А Дизартрия // Хрестоматия по логопедии.- М., 1998.
54.Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1.
55.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993
56.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением. Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2002.
57.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993, -112 с.
58.Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическими поражениями центральной нервной системы.- М. : Просвещение, 1965 .- 76 с.
59.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч. - М.: Просвещение, 1989.
60.Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
61.Хватцев М.Е. Логопедия. Изд-е 5-е.-М.: Просвещение, 1959.- 476 С.
62.Чевелева Н.А. Приёмы развития логопедического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. 1986.№5.
63.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
64.Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией.// Дефектология.- 1973.-№4 – С 45-50.
65.Чистович Л.А. Текущее распознавание речи человеком.- М., 1983.
66.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
67.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.


Вопрос-ответ:

Какие методики используются для исследования нарушения фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?

Методики, используемые для исследования нарушения фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией, включают в себя анализ речевых ошибок, тестирование слухового восприятия звуков речи, наблюдение за артикуляционными движениями ребенка, анализ его сформированности фонематического слуха. Они позволяют получить информацию о наличии и степени нарушения фонематических функций у ребенка и определить конкретные проблемные звуки.

Какие особенности характерны для фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?

Особенности фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией включают нарушение правильного произношения звуков, слабый фонематический слух, трудности в артикуляции звуков речи. Дети могут заменять звуки другими, опускать или добавлять звуки в слова, испытывать трудности в различении и распознавании звуков. Эти особенности могут быть причиной затруднений в общении и приобретении навыков чтения и письма.

Как формируются фонематические функции у детей в онтогенезе?

Фонематические функции у детей формируются в процессе их онтогенеза, то есть с рождения и до школьного возраста. В начальном периоде дети слушают и воспринимают звуки речи, постепенно осознают их и учатся различать. Затем они начинают произносить звуки и слова, при этом испытывают трудности в артикуляции. С возрастом и практикой дети улучшают свои фонематические функции и приобретают навыки правильного произношения звуков.

Какие представления существуют о стертой дизартрии у детей?

Стертая дизартрия у детей - это нарушение произношения и артикуляции звуков речи, которое проявляется внешними фонетическими ошибками. У таких детей наблюдается слабый фонематический слух, нарушение моторики артикуляционного аппарата и его неправильное взаимодействие с голосовым аппаратом. Стертая дизартрия может быть вызвана различными причинами, такими как генетические факторы, патологии развития, травмы или патологии речевых органов.

Что такое фонематические функции и зачем они формируются у дошкольников?

Фонематические функции - это способность различать и воспроизводить звуковые единицы речи - фонемы. Формирование фонематических функций у дошкольников является важной задачей, так как они являются основой для развития речи и общения.

Как формируются фонематические функции в онтогенезе?

Фонематические функции формируются в процессе развития ребенка. Начальные стадии формирования связаны с общим развитием слуха и внимания, затем происходит дифференциация звуковой системы речи и усвоение правил произношения. Под влиянием речи окружающих взрослых и обучения ребенок осваивает фонематические функции.

Какие современные представления о стертой дизартрии существуют?

Стертая дизартрия - это речевое нарушение, которое проявляется в затруднении артикуляции звуков и нарушении координации мышц, необходимых для артикуляции. Современные представления о стертой дизартрии связаны с пониманием ее многопрофильного характера, влияния нарушений артикуляции на развитие речи и психосоциального функционирования ребенка.

Какие особенности фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?

У дошкольников со стертой дизартрией наблюдается затруднение в различении и воспроизведении фонем. Они могут произносить звуки неточно, заменять одни звуки другими или опускать их. Также возможны недостаточное развитие слухового восприятия и слабая артикуляционная моторика.

Как проводится анализ методик исследования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией?

Анализ методик исследования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией включает оценку слухового восприятия, анализ артикуляционных ошибок, изучение способности различать и воспроизводить фонемы, например, с помощью тестов и упражнений.

Что такое фонематические функции?

Фонематические функции - это способности ребенка воспринимать, анализировать и произносить звуки языка.