Налоговая политика в России: цели, методы и проблемы
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 20.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность налогов и налоговой политики государства 6
1.2 Цели и методы налоговой политики 10
1.3 Проблемы налоговой политики 13
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РФ 19
2.1 Современные аспекты налоговой политики в России 19
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет России в 2015-2016 гг. 22
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 26
3.1. Положительный зарубежный опыт налоговой политики на примере Эстонии 26
3.2. Способы повышения эффективности действующей налоговой системы в РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Данное исследование проводится ежегодно среди 34 стран-членов ОЭСР на основе указанных категорий для ранжирования наиболее конкурентоспособных налоговых систем в промышленно развитых странах.
Такой высокий (максимальный) показатель достигается благодаря четырем положительным особенностям ее налоговой системы:
- во-первых, это 20 % ставка корпоративного налога, который применяется только к распределенной прибыли предприятия:
- во-вторых, это единственная 20% ставка налога на доходы физических лиц, которая не распространяется на доходы физических лиц в виде дивидендов;
- в-третьих, налог на имущество применяется только к стоимости земли, тогда как стоимость недвижимого имущества или капитала не облагается этим налогом;
- и, в конце концов, она имеет территориальную налоговую систему, которая освобождает 100 процентов иностранной прибыли, полученной отечественными корпорациями, от внутреннего налогообложения (с некоторыми ограничениями).
Но, как отмечают специалисты Налогового Фонда, наиболее важным и конкурентным преимуществом налогового кодекса Эстонии является система налогообложения прибыли предприятий и не только благодаря низкой 20% ставке - она является уникальной среди стран ОЭСР, а в том, как она работает.
Налог на прибыль предприятий в Эстонии представляет собой так называемый налог на денежный поток (cash-flow tax). Вместо того, чтобы требовать от предприятий расчета налогооблагаемого дохода с использованием сложных правил и графиков амортизации ежегодно, в Эстонии налог на прибыль предприятий взимается только тогда, когда бизнес выплачивает (распределяет) прибыль своим акционерам (владельцам). Такой налог не только значительно упрощает расчет налогооблагаемой прибыли, он также обеспечивает дополнительные преимущества, в том числе полное покрытие расходов на капитальные инвестиции.
Поскольку прибыль определяется как денежные средства, распределяемые между акционерами (участниками), то не существует понятия амортизации для определения налоговой базы и предприятия не должны откладывать покрытия инвестиционных затрат на много лет или десятилетий. Это делает инвестиции более дешевыми, тем самым повышает уровень инвестиций в бизнес.
Более того, налог на прибыль предприятий Эстонии в размере 20 %, который удерживается за счет выплаты, является окончательным. Это означает, что акционеры, которые получают уже обложенную налогом распределенную прибыль или дивиденды от предприятия, не должны платить дополнительный налог на полученный доход. Это огромный шаг вперед по сравнению с многими налоговыми системами в странах-членах ОЭСР, которые облагают прибыль предприятий дважды: один раз на корпоративном уровне и затем снова на уровне акционеров. В целом, система налогообложения прибыли предприятий в Эстонии является очень благоприятной для экономического роста [20].
Согласно другому исследованию, проведенному аналитиками совместно Тартуского университета. Центра политических исследований Praxis и юристом адвокатского бюро Glimstedt по заказу Министерства финансов Эстонии [22], за период с 2000 по 2006 годы налоговая нагрузка сократилась почти в три раза. Более подробно о влиянии налоговой реформы согласно результатам исследования, проведенного по заказу Министерства финансов Эстонии, а также статистические данные относительно уровня поступлений от налога на распределенную прибыль и уровня налоговой нагрузки, приведены в [22].
Итак, как показывает практика применения налога на распределенную прибыль в Эстонии, он является достаточно прогрессивным, поскольку является нейтральным для бизнеса, и действительно позволяет перезапустить экономику страны, стимулируя развитие производства и останавливая отток капитала, делают вывод эксперты, в том числе и эксперты Налогового Фонда. Безусловно, и это признают эстонцы, в такой системе сохраняются возможности для уклонения. Но при сохранении извечного риска, что кто-то уклонится, предлагаемая модель сводит к минимуму возможность налоговых органов влиять на плательщика налога и вмешиваться в вопросы ведения бизнеса.
3.2. Способы повышения эффективности действующей налоговой системы в РФ
Анализ основных проблем в области налогообложения прибыли показал, что российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, поскольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет. Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов.
Снижение общей ставки налогообложения прибыли (об этом свидетельствует опыт других стран) может принести значительные позитивные результаты: позволит предприятиям осуществить "легализацию" деятельности, увеличить легальные объемы производства, значительно улучшить свое финансовое положение, повысить уровень рентабельности, увеличить объемы капитальных вложений в производство, обеспечить своевременные расчеты и предотвратить ухудшение платежеспособности и, в то же время, увеличить абсолютный объем оплаченных налоговых и других обязательных платежей, что доводит выгодность снижения ставок налога на прибыль, как для предприятий-плательщиков налога, так и для экономики в целом.
Следовательно, актуальным является внедрение в систему налогообложения таких изменений, которые могли бы стабилизировать бюджетные поступления, и в то же время выполняли б стимулирующую функцию относительно улучшения финансовой результативности субъектов ведения хозяйства.
Далее рассмотрим основные положения предлагаемой модели налога на выведенный капитал.
Плательщики налога
Налогоплательщиками налога - резидентами являются субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, кроме неприбыльных предприятий / организаций и субъектов хозяйствования на упрощенной системе налогообложения.
Плательщиками налога - нерезидентами являются постоянные представительства нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Российской Федерации и их представительства с учетом следующего.
Неплательщики налога
Любое лицо (физическое или юридическое, резидент или нерезидент, в том числе неприбыльные предприятия / организации и субъекты хозяйствования на упрощенной системе налогообложения), которое не относится к плательщику налога на выведенный капитал согласно нормам Налогового кодекса РФ.
Объект налогообложения:
1.Операция по выводу капитала, к которым относятся:
1.1. Выплата дивидендов и выплата, является по сути распределением прибыли независимо от ее документального оформления, исключая:
а) дивиденды, выплачиваемые налогоплательщиком в пользу другого налогоплательщика;
б) дивиденды, начисляемые в пользу учредителя / собственника в виде акций (долей, паев), при условии, что такое начисление никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставный фонд эмитента на совокупную номинальную стоимость начисленных дивидендов;
в) дивидендов или иной суммы в пользу физических лиц по акциям или другим корпоративным правам, имеющим статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов, в целях налогообложения приравниваются к выплате заработной платы с соответствующим налогообложением;
г) платежа предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов и являются их полной собственностью, в пользу своего учредителя;
д) суммы средств и / или стоимости товара, перечисленных (предоставленных) в качестве взноса учредителя и / или владельца в уставный капитал юридического лица, являющегося плательщиком налога (становится плательщиком налога после регистрации) в доверительное управление лицу, являющемуся плательщиком налога; как вклад в совместную деятельность, полученную налогоплательщиком.
1.2. Возврат средств и / или стоимости товаров владельцу корпоративных прав юридического лица - плательщика налога, в том числе после полной и окончательной ликвидации такого юридического лица - эмитента в сумме, превышающей: стоимость взноса учредителя и / или владельца в уставный капитал, стоимость приобретения акций, долей, паев. При этом сумма превышения рассчитывается по четко установленным правилам.
1.3. Средств и / или стоимости товаров, уплачиваются (возвращаются) в рамках совместной деятельности и / или доверительного управления неплательщиков налогов в сумме, превышающей сумму средств и / или стоимость товаров, предоставленных в совместной деятельности и / или доверительное управление.
1.4. Выплата, осуществляемая государственным некорпоратизирован-ным, казенным или коммунальным предприятием в пользу соответственно государства или органа местного самоуправления в связи с распределением части прибыли такого предприятия.
Важно отметить, что дивиденды, другие приравненные платежи, которые были обложены налогом на выведенный капитал при их выплате в пользу физического лица не подлежит налогообложению НДФЛ (не включаются в налогооблагаемый доход). Таким образом устраняется двойное налогообложение соответствующих сумм на уровне предприятия и физического лица.
Ставка налога
Устанавливается единая ставка налога 20% в отношении всех объектов налогообложения для всех налогоплательщиков. Ожидается, что в результате расширения базы налогообложения за счет платежей, которые сейчас не облагаются налогом, поступления в бюджет по этому налогу вырастут. Это, в свою очередь, позволит снизить ставку налога до 15% в течение ближайших лет.
Схема налогообложения налога на прибыль, которая предлагается, будет действовать как микроэкономический регулятор и макроэкономический стабилизатор, а именно: влиять на увеличение прибыльности ведения хозяйства предприятий-плательщиков налога, общую эффективность экономики и, в то же время, действовать как корректирующий фискальный инструмент, который способствует стабильности налоговых бюджетных поступлений.
Заключение
В результате исследования темы: "Налоговая политика в России: цели, методы и проблемы" сделаны следующие выводы:
Налоги являются весомым инструментом фискальной политики государства, который регламентирует порядок формирования и распределения, исключения части прибыли законодательное закрепленной категории плательщиков в централизованный фонд денежных ресурсов государства и составляет достаточно эффективную субстанцию для создания эффективной системы регуляции взаимоотношений субъектов ведения хозяйства с бюджетом и является неотъемлемым атрибутом регуляции и стимулирования инвестиционных процессов в стране.
2. Современные проблемы функционирования налогов условно можно сгруппировать следующим образом: проблема расчета объекта налогообложения, проблемы администрирования налогов и совершение фискального давления, низкая фискальная эффективность налогов как результат сочетания указанных выше проблем и предпосылка его кардинального реформирования.
3. Анализ зарубежного опыта по вопросу предоставления налоговых льгот позволяет сделать вывод, что основные инструменты стимулирования предпринимательской деятельности сконцентрированы именно в системе прибыльного налогообложения юридических лиц. Введение таких льгот приводит к снижению налоговой нагрузки на прибыль, которая в свою очередь предопределяет рост инвестиций.
4. Рассмотрена возможность перехода к модели налогообложения выведенного капитала, согласно которой налогом облагается только то, что выводится из бизнеса (в виде дивидендов и иного распределения прибыли, операций и платежей, используются с целью оптимизации этого налога). Стоит отметить, что это не эстонская модель налогообложения распределенной прибыли, но она положена в основу модели с учетом национальной специфики.
5. Предложенные меры по совершенствованию налогового администрирования налога на прибыль будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://base.garant.ru.
Бакаревич А. Изучение и обобщение политики обложения / А.Бакаревич // Вестник финансов. – 1929. – № 2. – С. 127-133.
Бородина М. А. Международное налогообложение. Проблема размывания налоговой базы и переноса прибыли (BEPS) / М. А. Бородина, Л. В. Киященко // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Часть 1 / Отв. редакторы Е.В. Шередеко, С.А. Халетская. – Иркутск.: ИрГУПС, 2016. - С.72-76.
Гаргапольцева Е. Н. Возможности совершенствования администрирования налога на прибыль организаций / Е. Н. Гаргапольцева, М. С. Игнатьева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - №56. - С. 169-172.
Гребешкова И. А. Регулирование налоговой нагрузки организаций / И. А. Гребешкова, Л. М. Архипцева // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Часть 1 / Отв. редакторы Е.В. Шередеко, С.А. Халетская. – Иркутск.: ИрГУПС, 2016. - С.114-118.
Дружинина А. А. Особенности налоговой политики России в условиях нестабильной социально-экономической ситуации / А. А. Дружинина // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (59). - С. 61-64.
Дудукина С. А. Реформирование налога на прибыль организаций: проблемы и возможные решения / С. А. Дудукина // Science Time. - 2014. - № 5 (5). - С. 64-66.
Козин А. С. Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций / А. С. Козин // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №47. - С. 215-218.
Левчаев П. А. Финансовый менеджмент и налогообложение организаций: учебное пособие/ П.А. Левчаев. - Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010. - 361 c.
Павлова В. А. Проблемы совершенствования законодательства России и зарубежных стран в области двойного налогообложения / В. А. Павлова // Территория науки. - 2015. - №3. - С. 174-178.
Петрова Ю. М. Налогообложение прибыли в деятельности экономических субъектов / Ю. М. Петрова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 3-3 (34). - С. 80-81.
Солярик М. А. Анализ развития налогового учета по налогу на прибыль организаций в целях повышения его администрирования / М. А. Солярик // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 64-67.
Федюшева Т. В. Методы оптимизации налога на прибыль / Т. В. Федюшева, Ю. О. Шкурова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 5 (57). - С. 161-164.
Царева О. Е. Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ / О. Е. Царева // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 502-505.
Иванова Ю. В. Проблемы поступлений в бюджет Пермского края налога на прибыль / Ю. В. Иванова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://minfin.ru.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://minfin.ru.
Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.nalog.ru.
Распределение налоговой нагрузки в Эстонии и анализ ее влияния [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.praxis.ee.
Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://info.minfin.ru.
Центр политических исследований [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.praxis.ee.
39
Методы и инструменты налогового регулирования
Налоговые льготы
Налоговые преференции
Специальные налоговые режимы
Освобождение от налоговых обязательств на определенный срок
Снижения размера налоговой ставки
Отчисления с налоговой базы
Ускоренная амортизация
Освобождение отдельных объектов от налогообложения
Предоставление отсрочки
Инвестиционный налоговый кредит
Амортизационная премия
Отмена авансовых платежей по налогу (полная, частичная)
Система налогообложения для сельхоз-производителей
Система налогообложения в форме единого налога для отдельных видов деятельности
Упрощенная система налогообложения
Натентная система налогообложения
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://base.garant.ru.
2. Бакаревич А. Изучение и обобщение политики обложения / А.Бакаревич // Вестник финансов. – 1929. – № 2. – С. 127-133.
3. Бородина М. А. Международное налогообложение. Проблема размывания налоговой базы и переноса прибыли (BEPS) / М. А. Бородина, Л. В. Киященко // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Часть 1 / Отв. редакторы Е.В. Шередеко, С.А. Халетская. – Иркутск.: ИрГУПС, 2016. - С.72-76.
4. Гаргапольцева Е. Н. Возможности совершенствования администрирования налога на прибыль организаций / Е. Н. Гаргапольцева, М. С. Игнатьева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - №56. - С. 169-172.
5. Гребешкова И. А. Регулирование налоговой нагрузки организаций / И. А. Гребешкова, Л. М. Архипцева // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Часть 1 / Отв. редакторы Е.В. Шередеко, С.А. Халетская. – Иркутск.: ИрГУПС, 2016. - С.114-118.
6. Дружинина А. А. Особенности налоговой политики России в условиях нестабильной социально-экономической ситуации / А. А. Дружинина // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (59). - С. 61-64.
7. Дудукина С. А. Реформирование налога на прибыль организаций: проблемы и возможные решения / С. А. Дудукина // Science Time. - 2014. - № 5 (5). - С. 64-66.
8. Козин А. С. Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций / А. С. Козин // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №47. - С. 215-218.
9. Левчаев П. А. Финансовый менеджмент и налогообложение организаций: учебное пособие/ П.А. Левчаев. - Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010. - 361 c.
10. Павлова В. А. Проблемы совершенствования законодательства России и зарубежных стран в области двойного налогообложения / В. А. Павлова // Территория науки. - 2015. - №3. - С. 174-178.
11. Петрова Ю. М. Налогообложение прибыли в деятельности экономических субъектов / Ю. М. Петрова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 3-3 (34). - С. 80-81.
12. Солярик М. А. Анализ развития налогового учета по налогу на прибыль организаций в целях повышения его администрирования / М. А. Солярик // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 64-67.
13. Федюшева Т. В. Методы оптимизации налога на прибыль / Т. В. Федюшева, Ю. О. Шкурова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 5 (57). - С. 161-164.
14. Царева О. Е. Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ / О. Е. Царева // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 502-505.
15. Иванова Ю. В. Проблемы поступлений в бюджет Пермского края налога на прибыль / Ю. В. Иванова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru.
16. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://minfin.ru.
18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://minfin.ru.
19. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.nalog.ru.
20. Распределение налоговой нагрузки в Эстонии и анализ ее влияния [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.praxis.ee.
21. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://info.minfin.ru.
22. Центр политических исследований [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.praxis.ee.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет налоговое регулирование в Российской Федерации?
Основные особенности налогового регулирования в России включают широкий перечень налогов и сборов, налоговые льготы и привилегии для отдельных секторов экономики, развитую систему налогового администрирования и контроля со стороны налоговых органов.
Какие цели и методы используются в налоговой политике России?
Целями налоговой политики России являются обеспечение финансовой устойчивости государства, справедливого распределения доходов, стимулирования экономического роста и развития. Методы налоговой политики включают установление ставок налогов, применение налоговых льгот и санкций, контроль за соблюдением налогового законодательства.
Какие проблемы существуют в налоговой политике России?
Одной из основных проблем налоговой политики в России является высокая тенденция к уклонению от уплаты налогов и несанкционированному обороту денежных средств. Также существует проблема недостаточной прозрачности налоговой системы и сложности налогового законодательства.
Какие аспекты налоговой политики в России являются современными?
Современные аспекты налоговой политики в России включают использование цифровых технологий в налоговом администрировании, внедрение электронных сервисов для налогоплательщиков, повышение эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
Какой анализ проводится по налоговым поступлениям в бюджет России?
Анализ налоговых поступлений в бюджет России включает оценку объема поступлений, сравнение с плановыми показателями, анализ структуры налоговых поступлений по отраслям экономики, исследование динамики налоговых поступлений во времени.
Какие налоги существуют в России?
Существует несколько видов налогов в России, включая налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество и землю, транспортный налог и другие.
Какие цели преследует налоговая политика в России?
Основными целями налоговой политики в России являются обеспечение достаточных доходов для государственного бюджета, стимулирование экономического развития, снижение социальных неравенств и справедливое распределение налоговой нагрузки.
Какие методы используются в налоговой политике России?
В налоговой политике России используются различные методы, такие как изменение ставок налогов, введение льгот или налоговых возмещений, контроль за исполнением налогового законодательства, а также сотрудничество со странами-партнерами для предотвращения налоговых уклонений и избежания двойного налогообложения.
Какие проблемы существуют в налоговой политике России?
В налоговой политике России существуют ряд проблем, включая высокую степень налоговой нагрузки, сложность налогового законодательства, проблемы с контролем за исполнением налоговых обязательств, возможность налоговых уклонений и коррупции. Также существует проблема несоответствия налоговой системы потребностям экономики и общества.