Развитие лексической выразительности речи у старших дошкольников средствами фольклора

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 22.07.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Развитие речи в онтогенезе 6
1.2 Особенности лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 17
2.1 Особенности работы по развитию лексической выразительности в рамках ДОУ 17
2.2 Проект развития лексической выразительности в старшей группе детского сада средствами фольклора 20
Выводы по второй главе 23
Заключение 25
Литература 27
Приложение 30

Фрагмент для ознакомления

Все перечисленное не только создает условия для успешной социализации ребенка, но и корректирует коммуникативные отклонения, способствует развитию речи в широком смысле.2.2 Проект развития лексической выразительности в старшей группе детского сада средствами фольклораОсновная цель проекта: создание условий для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения и игровой деятельности. Задачи проекта: закрепить полученные представления о средствах выразительности речи;обучить детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни. Реализация задач возможна посредством: обучения творческому раскрытию на занятиях с использованием театрализованной игры; бесед и упражнений по проблемным ситуациям вжизни детского коллектива; поощрения использования образных выражений всобственной речи, в ходе разыгрывания сказочных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте большое место в работе по развитию речи и ее выразительности отводится народным сказкам. Помимо лексической выразительности речи, дети осваивают такие нравственные понятия как: правда, ложь, трусость,смелость, честь, добро, зло, щедрость, жадность. Занятию с использованием театрализованной игры, предшествует занятие по ознакомлению детей с художественной литературой. Фольклор является наиболее воспринимаемой ребенком формой речи, поскольку фольклор дает образно информацию, благодаря использованию фольклора легче усваивается язык и лексика.После ознакомления воспитателем дошкольников с определенной русской сказкой, применяются беседы как более сложный фольклорный материал. При этом используется принцип наглядности, а также методический приём «обыгрывания» действий. Включается принцип цикличности действий в ходе последовательного освоения фольклорного текста. Применяется приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия.Вформировании начальных представлений ослове большая роль должна отводиться словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но ипочувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры— обязательная часть обучающих занятий иэлемент любого вида образовательной работы. Занятие«Игра — драматизация «Лиса и козел» (с режиссерскими дополнениями диалогов персонажей) представлено в приложении 1.Предполагаемый результат реализации проекта: У детей будет сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности. Они приобретут реальный опыт использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни. У старших дошкольников повысится уровень развития лексической выразительности речи.Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами фольклора может позволить: создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) ит.п.вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение ипроизведение устного народного творчества;сформировать интерес кобразам произведений словесного искусства; обеспечила;сформировать понимание содержания произведений словесного творчества народа илитературы (о чем говорится); овладеть умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения ит.п. (не обозначая терминами) спомощью вопросов типа: как впроизведении описывается предмет (явление)? Что говорится онем? Счем сравнивается? Какой предмет? Ит.п. Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов фольклора ипроизведений устного— народного творчества.Выводы по второй главеВ рамках данной главы нами были рассмотрены особенности работы воспитателя по развитию лексической выразительности в рамках ДОУ. Мы определили, что такая работа должна вестись постоянно, присутствовать практически во всех видах деятельности дошкольников в детском саду.Основная проблема работы воспитателя по развитию лексической выразительности состоит в том, что эмоциональная впечатлительность, а также чуткость к языковым явлениям ребенка не могут самостоятельно привести к тому, что речь дошкольников станет выразительной. Поэтому нами был сделан вывод о целесообразностиданного процесса при организации его в виде специальной педагогической работы.Так как выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче выразить себя в разных видах деятельности, в частности, в игровой и художественной, а игра – это наиболее интересный и доступный для ребёнка данного возраста способ переработки и выражения эмоций, впечатлений, нами было решено разработать проект по развитиюлексической выразительности речи в старшей группе детского сада посредством театрализованной игры, как одного из наиболее эффективных средств социализации дошкольника в ходе осмысления им нравственного подтекста фольклорного произведения (в нашем случае – русской народной сказки).Реализация проекта основывается на решении таких задач, как закрепление полученных представлений о средствах выразительности речи у дошкольников и обучение детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни. Достижение задач, по нашему мнению, возможно при обучении творческому раскрытию на занятиях с использованием театрализованной игры, использовании бесед и упражнений по проблемным ситуациям в жизни детского коллектива; применению поощрений использования дошкольниками образных выражений в собственной речи, в ходе разыгрывания сказочных ситуаций. В ходе реализации проекта предполагается ознакомление воспитателем дошкольников с определенной русской сказкой с помощью беседы. При этом используется принцип наглядности, а также методический приём «обыгрывания» действий. Включается принцип цикличности действий в ходе последовательного освоения фольклорного текста. Далее предполагается применение приёма «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия. Таким образом, для развития лексической выразительности речи дошкольников средствами фольклора, а также для формирования начальных представлений о слове большая роль должна отводиться словесным играм.ЗаключениеТаким образом, мы пришли к следующим выводам.В настоящее время формированию и развитию лексической выразительности уделяют внимание, когда ребенок уже ходит в школу, посещает предмет литературу и, посредством художественных произведений, расширяет лексикон. Но развитие лексической выразительности в дошкольном возрасте менее отражено в исследованиях. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости развития лексической выразительности речи у старших дошкольников средствами фольклора.Целью исследования было изучение развития лексической выразительности речи у старших дошкольников средствами фольклора. Данная цель была достигнута посредством решения задач исследования:Нами были рассмотрены особенности развития речи у ребенка, которые заключаются в том, что речь помогает ребенку не только осуществить информативную функцию, передать информацию о своем состоянии, о своих желаниях и потребностях, но также и коммуникативную функцию, которая становится одной из главных в старшем дошкольном возрасте, когда при помощи речи ребенок осуществляет взаимодействие не только с близкими взрослыми, но и с педагогами, воспитателями и сверстниками.Нами были описаны особенности лексической выразительности речи, присущие детям в старшем дошкольном возрасте. К таким особенностям мы отнесли умение поддерживать внимание и интерес у слушателя с помощью интегративной стороны речи, включающей звуковые, лексические и грамматические средства.Нами были проанализированы особенности работы воспитателя по развитию лексической выразительности в рамках ДОУ, которые заключаются в том, что работа должна вестись постоянно, присутствовать практически во всех видах деятельности дошкольников в детском саду.При учете всех теоретических данных, изученных в работе и при их анализе нами был разработан проект по развитию лексической выразительности в старшей группе детского сада средствами фольклора, цель которого - создание условий для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения и игровой деятельности.По завершение реализации проекта планируются следующие результаты: сформированность устойчивого интереса к речевой деятельности у дошкольников, приобретение реального опыта использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни, а также повышение уровня развития лексической выразительности речи.ЛитератураАхутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М.: Либроком, 2012. – 220с.Баряева Л.Б. Я – говорю! Я – ребенок! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 32с. Бородич А.М. Методика развития речи. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника / О.Н. Воевода. – Минск: Сфера, 2009. – 194 с.Волкова Л.С. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680с.Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39с.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. – 346 с.Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник - психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК. – 203 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Сирин, 2009. – 308 с.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2015. - № 10.Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2011. – 270с. Жинкин Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 288 c.Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово / А.А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Захарова. — Новосибирск, 1975. — 24 с.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 180 с.Косякова О.О. Детская психология. - Тверь, ТвГУ, 2015.- 68 с.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1974. – 255 с. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 2012.Логопедия: Практическое пособие / автор-состав. В.И. Руденко. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 287с.Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1981.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 3-9.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112с.Ноговицына М. Г., Дедюкина М. И. Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 228–229. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770070.htm.Приложение

Литература

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М.: Либроком, 2012. – 220с.
2. Баряева Л.Б. Я – говорю! Я – ребенок! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
4. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника / О.Н. Воевода. – Минск: Сфера, 2009. – 194 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.
6. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39с.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. – 346 с.
8. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник - психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК. – 203 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Сирин, 2009. – 308 с.
10. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2015. - № 10.
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
12. Жинкин Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 288 c.
13. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово / А.А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.
14. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Захарова. — Новосибирск, 1975. — 24 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 180 с.
17. Косякова О.О. Детская психология. - Тверь, ТвГУ, 2015.- 68 с.
18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1974. – 255 с.
19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
20. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 2012.
21. Логопедия: Практическое пособие / автор-состав. В.И. Руденко. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 287 с.
22. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1981.
24. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.
25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
26. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
27. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 3-9.
28. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.
29. Ноговицына М. Г., Дедюкина М. И. Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 228–229. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770070.htm.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты развития лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности развития речи в онтогенезе и лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Какие выводы делаются по первой главе статьи?

В первой главе статьи делаются выводы о развитии речи в онтогенезе и особенностях лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Какие средства фольклора используются для развития лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста?

В статье рассматриваются средства фольклора, которые используются в работе воспитателя по развитию лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Каковы особенности работы воспитателя по развитию лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности работы воспитателя по развитию лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста включают использование средств фольклора.

Какие особенности лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Зачем развивать лексическую выразительность у старших дошкольников?

Развитие лексической выразительности у старших дошкольников является важным этапом в их речевом развитии. Это позволяет им более точно и точнее выражать свои мысли и чувства, улучшает их коммуникативные навыки и способности, а также способствует их академическому успеху в будущем.

Как развивать лексическую выразительность у старших дошкольников средствами фольклора?

Занятия по развитию лексической выразительности у старших дошкольников с использованием средств фольклора могут включать чтение и изучение народных сказок, песен и стихотворений, проведение театральных постановок, моделирование ситуаций из сказок и т.д. Это помогает детям расширить свой словарный запас, освоить новые выразительные средства и развить свою речь.

Какие особенности лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается развитие лексической выразительности, проявляющееся в расширении словарного запаса, умении использовать различные выразительные средства (такие как эмоциональная окраска речи, использование сложных и необычных слов и выражений), мыслительного развития и улучшения способности выразительно и точно выражать свои мысли и чувства.

Какую роль играет воспитатель в развитии лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста?

Воспитатель играет важную роль в развитии лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста. Он может организовывать и проводить занятия, направленные на развитие словарного запаса и использование выразительных средств, а также создавать благоприятную речевую среду, в которой дети могут свободно выражать свои мысли и чувства.

Какими методами и средствами фольклора можно развивать лексическую выразительность у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора можно использовать чтение и изучение народных сказок, песен и стихотворений, игры-драматизации, моделирование ситуаций из сказок, проведение конкурсов на лучшее описание персонажей и событий и т.д.

Как развивается лексическая выразительность у старших дошкольников?

Лексическая выразительность у старших дошкольников развивается в процессе их онтогенеза. Это происходит под влиянием окружающей речи, а также активной деятельности самого ребенка. Дети начинают активно использовать новые слова и помогают им выражать свои мысли и чувства.

Какие особенности присутствуют в лексической выразительности у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста присутствуют определенные особенности в лексической выразительности. Они начинают использовать более сложные слова, активно употреблять синонимы и антонимы, а также использовать контекстуальную речь. Они также могут использовать фразы и выражения из фольклора, что помогает им улучшать свою лексическую выразительность.