Нарушения лексики и пути их коррекции у дошкольников с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 25.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие лексики в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Основные направления и методики логопедической работы по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитие речи 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Логопед загадывает загадку, и просит детей выбирать нужную картинку-ответ:Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я маленькая, серенькая, с длинным хвостиком (мышка). Я большой и грозный, с косматой гривой (лев).Я рыжая и хитрая, у меня пушистый хвост (лиса).3. Отгадай предмет по описанию его признаков.Логопед предлагает детям отгадать предмет по его описанию:1) Я яркий и сочный фрукт, желтый, круглый и очень сладкий (апельсин). 2) Этот овощ красный и круглый (помидор). 3) Я длинный и зеленый овощ, очень сочный и вкусный (огурец).Игры-поручения.Логопед дает игровое задание детям: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и т.п.5. Игра «Путаница». Логопед предлагает детям распутать запутанное предложение, например: «Машет крыльями собака». Задание выполняется в несколько приемов, последовательно ставятся вопросы: 1. Какие слова надо заменить, чтобы получилось правильно и понятно? 2. Какое слово ты хочешь заменить? Каким? 3. Что получилось? Это необычное предложение вызывает у детей смех, и они охотно включаются в игру. Для развития и активизации, расширения предикативного словаря можно использовать такие игры, как : 1. Игра «Сообрази какую».На столе разложены карточки с изображением различных действий: (плавает, летает, играет, плачет, смеется, улыбается, грустит, идет, бежит, убегает, читает, кидает, корчит рожицу, сидит, стоит, входит, выходит). Например, логопед просит ребенка принести картинку, где грустят. Ребенок должен разыскать нужную среди разложенных картинок и отдать ее логопеду. Если ребенок справился, то логопед, дает задание другому ребенку, если не справился, то просит действиями показать, как грустят, а потом попытаться еще раз найти картинку. 2. Игра «Что лишнее».Ребенку предлагают 3 ряда картинок, где изображенные люди, которые: 1) идут, бегут, смеются; 2) грустят, плачут, сидят; 3) разговаривают, читают вслух, спят; радуются, смеются, гладят. Ребенку предлагают из трех изображенных действий найти лишнее действие в этом ряду.3. Игра «Паровозик».Дети должны сделать те действия, которые называет логопед.Логопед просит детей встать друг за дружкой и держаться за плечи впереди стоящего. «Дети, вы - маленький паровозик. И чтобы стать большим паровозом, вам нужно преодолеть различные препятствия, которые я вам назову. Одно условие – вы не должны расцепляться». Действия: 1.Подняться и сойти со стула.2. Проползти под столом. 3. Обогнуть «широкое озеро». 4. Пробраться через «дремучий лес». 5. Спрятаться от диких животных.6) убежать от диких зверей. 7) Перепрыгнуть через ручей.Для развития и активизации, расширения словаря синонимов можно использовать такие игры, как: 1.Игра со словами «Слова-приятели».Логопед предлагает среди тройки слов найти слова-приятели: 1) среди существительных: ребенок, солдат, воин; конь, корова, лошадь; дом, город, избушка;2) среди прилагательных: веселый, печальный, грустный; смелый, храбрый, толстый; крепкий, тонкий, прочный; большой, высокий, огромный; 3) среди глаголов: мчаться, прыгать, скакать; думать, соображать, читать; спешить, лежать, торопиться.2. Игра «Как сказать иначе?».Логопед делит детей на две команды и задает детям вопросы: 1)«Сейчас на улице осень. Вы видели как падают листья с деревьев. А как можно еще сказать, не падают, а иначе? (опускаются, осыпаются, валятся.) 2) «Осенью часто бывает плохая погода. А как еще иначе назвать плохую погоду?» (пасмурная, дождливая).3) Вы все выдели как ветер кружит опавшие листья. А как еще это можно назвать иначе? (вращает, вертит, крутит).4) Осенью часто идет дождь. А как можно иначе назвать. Дождь что делает? (льет, хлещет, струится, капает, моросит).За каждый правильный ответ команда получает кубик. После игры, дети строят башню их кубиков, чья башня выше, та команда и побеждает.Для развития и активизации, расширения пассивного и активного словаря антонимов можно использовать такие игры, как: 1. Игра «Слова-неприятели».В данных заданиях, ребенку необходимо из трех слов выбрать два слова, которые являются антонимами друг другу (для ребенка - словами-неприятелями). Материал: 1) Враг, друг, неприятель. 2) Большой, низкий, высокий; 3) Ночь, сумерки, день.4) Большой, короткий, длинный. 5) Печаль, улыбка, радость. 6) Низкий, большой, маленький. 7) открыть, опускать, закрыть.За каждый правильный ответ каждый ребенок получает фишку. В конце игры дети собирают фишки на шнурок. Выигрывает тот, у кого бусы из фишек длиннее.Игра «Скажи наоборот». Логопед стоит пред детьми с мячом, между ним и детьми проведена черта. Логопед называет задуманное слово и бросает мячик одному из детей, который, поймав мяч, должен придумать к нему «слово–неприятель», назвать его и кинуть мяч логопеду. Если слово названо правильно, то логопед разрешает ребенку сделать шаг к линии. В этой игре выигрывает тот, кто быстрее доберется к линии и переступит ее.Примерный набор слов к игре: раздеть (одеть), поднять (опустить), уронить (поймать), спрятать (найти), сложить (разобрать) и т.п.3. Игра «Придумай слова – «неприятели». Дети ложны придумать слова-антонимы к словам из разных частей речи: - имена существительные (день, весна, добро, жара, мир, радость, выдох); - имена прилагательные (больной, высокий, грустный, светлый, сладкий, белый, добрый, новый, острый, тонкий, мокрый); - глаголы: выйти, молчать, нашел, вспомнил, ложиться, одеваться, отпустил, кричать, смеяться, закрывать, отпирать, бежать, темнеет, заходит. За каждый правильный ответ логопед поощряет детей фишкой в их «копилку слов». В конце игры подсчитывают количество, у кого больше фишек, тот и победил. В конце занятия фишки складываются детьми в свои копилки.Для развития словаря слов-обобщений, такие игры, как: Игра «Сортировка картинок» .Дети делятся на две команды. Каждой команде необходимо разделить картинки на три группы (при этом критерий классификации не называется). Материал: - для первой команды: помидор, огурец, груша, картофель, апельсин, слива, стол, стул, дыня, диван, виноград, кресло, - для второй команды: чашка, лиса, кошка, тарелка, блюдце, воробей, ложка, собака, заяц, орел, чайка, снегирь. Команда, которая выполнила все задания правильно получает фишки для копилок детей.. 2. Игра «Назови одним словом». У логопеда на столе четыре коробочки с маленькими игрушками-предметами (1 коробка: различные овощи, 2 коробка: фигурки животных; 3 коробка: посуда; 4 коробка: мебель).Логопед просит ребенка достать несколько игрушек из одной коробки, и назвать одним словом что он достал. При правильном ответе, переходит к другим коробкам. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку в свою копилку.Функционально все виды игр, игровых технологий на логопедических занятиях ориентированы на то, чтобы обучать и развивать речь детей с нарушениями в речи через игровой замысел. Это их автодидактическое свойство обусловливает особенности работы логопеда по использованию игровых приемов в развитии речи ребенка.Таким образом, реализация занятий по коррекции лексики у детей происходит с опорой на ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую деятельность, так как именно в играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем их словаря (как пассивного, так и активного, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать вслух. То есть, игра решает в комплексе несколько задач речевого развития: воспитание звуковой культуры речи, формирование лексического строя речи, расширяет словарь детей.ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ1. Изучив научный материал по развитию лексики в онтогенезе, выявили, что формирование лексики - длительный процесс овладения детьми словарным запасом. Рост интенсивности развития лексики в онтогенезе относят к возрасту от 2 до 5 лет, особенно сильное его развитие происходит на 3-ий и 4-ый годы жизни. К моменту поступлению детей в школу в их лексиконе могут быть от 1500 до 4000 слов. 2. К особенностям развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относятся: ограниченность объёма словаря по сравнению с нормой; расхождение объема активного и пассивного словаря; неточном употреблении слов; многочисленных вербальных парафазиях; несформированность семантических полей; трудности актуализации словаря. 3. Коррекция нарушений в лексике детей дошкольного возраста с ОНР - достаточно длительный процесс, эффективность которого зависит от перспективности выбранных логопедом методов. Одним из эффективных средств коррекции лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи, является игра, игровая деятельность, так как в играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем их словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать, описывать и рассуждать. Поэтому в логопедической работе по коррекции лексики детей с нарушениями в речи рекомендуется применять игровые технологии.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в соответствии с целью исследования, можно сделать следующие выводы:Опираясь на теоретический анализ научной литературы, выяснили, что формирование лексики - длительный процесс овладения детьми словарным запасом и определяется развитием представлений ребёнка об окружающей его реальности.В связи с чем, проблема коррекции нарушений лексической стороны речи у детей дошкольного возраста является актуальной задачей логопедии. Особенную значимость коррекция лексики приобретает у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.У детей с ОНР нарушения лексики проявляются в ограниченности словарного запаса, явном расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Все эти нарушения являются серьезным препятствием в дальнейшем обучении ребенка в школе, так как зрелость и сформированность лексики является одним из немаловажных показателей готовности ребёнка к школе, и успешности овладения им образовательной программы.А значит, эти дети нуждаются в целенаправленной работе по коррекции лексической стороны их речи.Многочисленные исследования свидетельствуют, что эффективность коррекции лексики детей дошкольного возраста с ОНР зависит от перспективности и поступательности выбранных логопедом методов, приемов организации коррекционной работы в данном направлении. И одним из эффективных средств коррекции лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи является игровая деятельность, так как в играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем их словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать, описывать и рассуждать.Таким образом, на данном этапе работы, цель исследования достигнута, все задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с ОНР//Логопед. - М.: Сфера., 2004 - №5 - С.80.Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Программа развития).Арушанова А. Г., Юртайкина Т.М. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. 2007. - № 12. - С.33-37. Брунер Д. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. Сб. статей. - М.: Прогресс, 1984. - С.21-50.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144 с.Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. - СПб.: Наука, 2009. - 39 с.Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 420 с.Гридина Т. А. Недискретные способы семантизации слов: объяснительный мотивационный словарь детской речи // Дискретность и континуальность в языке и тексте: Материалы Междунар. конф. «Континуальность и дискретность в языке и речи. Языккак живая система в исследовательских па-радигмах современной лингвистики» 15–16 октября 2009 г. / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - С. 275-285.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога/ под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – С.41.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 278 с.Кольцова М. М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с. - (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/ составитель И.Ю. Кондратенко. - Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. - 218, [1]с. - (Библиотека логопеда-практика).Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.Ю. Кондратенко // Дефектология, 2002. - № 6. - с. 51-59.Корчагина, В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации/ В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – М.: Сфера, 2004 - № 1. - С. 26-34.Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. – 301 с.Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 224 с.Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.- сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. – 221 с. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2005. - 365с.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 9 с.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0308/1_0308-1.shtml.Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с ОНР// Логопед. – М.: Сфера, 2005 – №2 – С.34.Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 96 с.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. – 900 с.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 298 с.Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.Поваляева М. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. – 608 с.Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., «Просвещение», 1973. - 272 с. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.3-е издание. - М.: Академия, 2007. - 267 с.Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. обследование ребенка с общим недоразвитием речи//Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2002.Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики//Психолингвистика: Cб. ст. / Сост. А. М. Шахнарович. - М.: Прогресс, 1984. - С. 143–207.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.Современный толковый словарь/Игра. – Режим доступа [электронный ресурс]: http://enc-dic.com/modern/Igra-19748.html. Дата обращения:10.10.2015.Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования речи детей /Под ред. Чиркиной Г.В. - М.:АРКТИ, 2005 - С. 35.Столярова И. В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. - С.110–118.Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста //Логопед. – М.: Сфера, 2005 - №2 - С.75.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001. - 107 с.Ушакова, О.С. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.Филипович Е. И. Характеристика нарушений речи при ОНР// НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия». – М.: Изд-во НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. – 21 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. - 103 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Пос. для студ. дефект. фак-в., практ. раб. спец. учреждений, воспит. Дет. садов, родителей. - М.:Альфа, 1993.— 103 с.Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. -М.: Просвещение, 1987. – 139 с.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).Фурман Н.Г. Формирование механизма мотивации слов в детской речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Томск.: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. - 21с.Цейтлин, С.Н. К вопросу об онтогенезе синтаксем//Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст., посвящ. юбилею Г.А. Золотовой; под ред. Н.К. Онипенко. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 120–128.Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.
1. Абрамова Т.В. Обогащение словаря дошкольников с ОНР//Логопед. - М.: Сфера., 2004 - №5 - С.80.
2. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Программа развития).
3. Арушанова А. Г., Юртайкина Т.М. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. 2007. - № 12. - С.33-37.
4. Брунер Д. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. Сб. статей. - М.: Прогресс, 1984. - С.21-50.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144 с.
6. Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. - СПб.: Наука, 2009. - 39 с.
7. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 420 с.
8. Гридина Т. А. Недискретные способы семантизации слов: объяснительный мотивационный словарь детской речи // Дискретность и континуальность в языке и тексте: Материалы Междунар. конф. «Континуальность и дискретность в языке и речи. Языккак живая система в исследовательских па-радигмах современной лингвистики» 15–16 октября 2009 г. / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - С. 275-285.
9. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога/ под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – С.41.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 278 с.
11. Кольцова М. М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с. - (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
12. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/ составитель И.Ю. Кондратенко. - Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. - 218, [1]с. - (Библиотека логопеда-практика).
13. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.Ю. Кондратенко // Дефектология, 2002. - № 6. - с. 51-59.
14. Корчагина, В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации/ В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
15. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – М.: Сфера, 2004 - № 1. - С. 26-34.
16. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. – 301 с.
17. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 224 с.
18. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.- сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. – 221 с.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2005. - 365с.
20. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 9 с.
21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0308/1_0308-1.shtml.
22. Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с ОНР// Логопед. – М.: Сфера, 2005 – №2 – С.34.
23. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 96 с.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. – 900 с.
25. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 298 с.
26. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
27. Поваляева М. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. – 608 с.
28. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., «Просвещение», 1973. - 272 с.
29. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.3-е издание. - М.: Академия, 2007. - 267 с.
30. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. обследование ребенка с общим недоразвитием речи//Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2002.
31. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики//Психолингвистика: Cб. ст. / Сост. А. М. Шахнарович. - М.: Прогресс, 1984. - С. 143–207.
32. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
33. Современный толковый словарь/Игра. – Режим доступа [электронный ресурс]: http://enc-dic.com/modern/Igra-19748.html. Дата обращения:10.10.2015.
34. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
35. Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования речи детей /Под ред. Чиркиной Г.В. - М.:АРКТИ, 2005 - С. 35.
36. Столярова И. В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка // Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. - С.110–118.
37. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста //Логопед. – М.: Сфера, 2005 - №2 - С.75.
38. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001. - 107 с.
40. Ушакова, О.С. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
41. Филипович Е. И. Характеристика нарушений речи при ОНР// НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия». – М.: Изд-во НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. – 21 с.
42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. - 103 с.
43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Пос. для студ. дефект. фак-в., практ. раб. спец. учреждений, воспит. Дет. садов, родителей. - М.:Альфа, 1993.— 103 с.
44. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. -М.: Просвещение, 1987. – 139 с.
45. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).
46. Фурман Н.Г. Формирование механизма мотивации слов в детской речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Томск.: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. - 21с.
47. Цейтлин, С.Н. К вопросу об онтогенезе синтаксем//Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. ст., посвящ. юбилею Г.А. Золотовой; под ред. Н.К. Онипенко. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 120–128.
48. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
49. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.
Вопрос-ответ:
Что такое ОНР?
ОНР - это общее недоразвитие речи, которое характеризуется задержкой развития всех или некоторых аспектов речи у дошкольников.
Как развивается лексика у детей?
Лексика у детей развивается в онтогенезе постепенно. Сначала ребенок узнает и называет основные предметы окружающего мира, затем он начинает пополнять свой словарный запас новыми словами и понятиями.
Какие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР?
У дошкольников с ОНР наблюдаются особенности в развитии лексической стороны речи. Они могут иметь ограниченный словарный запас, затруднения с запоминанием и использованием новых слов, а также проблемы с обобщением и классификацией понятий.
Какие методики используются для коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР?
Для коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР используются различные методики. Например, игровая методика позволяет развивать лексику через игры и упражнения, а методика сенсорной стимуляции помогает усилить восприятие и запоминание новых слов.
Какие пути коррекции нарушений лексики у дошкольников с ОНР существуют?
Для коррекции нарушений лексики у дошкольников с ОНР существуют различные пути. Это могут быть индивидуальные занятия с логопедом, использование специальных компьютерных программ или развивающих игр, а также применение методов массовой коррекции в детском коллективе.
Какие методики используются для коррекции нарушений лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Для коррекции нарушений лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи применяются различные методики, такие как игровые методики, методики работы с карточками с изображениями, методики основанные на развитии связной речи и др. Одной из основных методик является методика сопоставления, при которой ребенку показываются картинки с определенными предметами и он должен называть эти предметы. Также используется методика развития слухового восприятия, при которой ребенку предлагаются задания на отличие звуков и определение последовательности звуков в словах.
Какие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются определенные особенности развития лексической стороны речи. Они могут испытывать трудности в запоминании и усвоении новых слов, затрудняться в формировании ассоциативных связей между словами, а также использовании слов в своей речи. Кроме того, они могут иметь ограниченный словарный запас и трудности в использовании слов в правильном контексте.
Какой путь коррекции нарушений лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи является наиболее эффективным?
Наиболее эффективным путем коррекции нарушений лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи является комплексный подход, включающий в себя использование различных методик и техник работы с лексикой. Каждый ребенок уникален, поэтому важно выбирать индивидуальные методики и задания, учитывая его возможности и особенности развития. Важно также учитывать мотивацию ребенка и его интересы, чтобы получать максимальный результат в процессе коррекционной работы.
Какие теоретические основы изучения проблемы нарушения лексики и ее коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные теоретические основы изучения проблемы нарушения лексики и ее коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи. В частности, рассматривается развитие лексики в онтогенезе, особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также основные направления и методики логопедической работы по коррекции лексической стороны речи у таких детей.
Как развивается лексика у детей?
Лексика развивается у детей в онтогенезе. Она формируется в процессе общения, усваивания новых слов и их значений. Дети начинают активно использовать речевые единицы, расширяют свой словарный запас и усваивают различные словесные связи. Новые слова могут быть введены через игры, чтение книг, общение с родителями и другими детьми. Развитие лексики происходит постепенно и индивидуально у каждого ребенка.
Какие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривает статья?
Статья рассматривает особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Одной из особенностей является ограниченный словарный запас у таких детей. Они могут испытывать затруднения при усвоении новых слов и их значений, а также в использовании слов в соответствующих контекстах. Также рассматривается связь между лексическим недоразвитием и другими аспектами речи, такими как фонетика, грамматика и синтаксис.
Каковы основные методики логопедической работы по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
В статье рассматриваются основные направления и методики логопедической работы по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. К ним относятся игровые методики, использование наглядных пособий, чтение книг и проведение различных упражнений на расширение словарного запаса. Важным аспектом такой работы является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей и потребностей.