Влияние свойств темперамента дошкольников на их общение со сверстниками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 25.07.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ИХ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ 6
1.1. Определение и различные теории темперамента. Особенности темперамента дошкольников 8
1.2. Особенности общения и межличностных отношений у детей дошкольного возраста 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ИХ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31


Фрагмент для ознакомления

Каждая картинка предъявляется отдельно. У ребенка спрашивают: Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) после чего предъявляется следующая картинка.Ответы ребенка заносятся в протокол.В случае если на первый вопрос во всех случаях ребенок не может дать развернутого ответа, констатируется отсутствие коммуникативной компетентности. Если ребенок дает содержательную интерпретацию событиям, изображенным на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:Уход от ситуации – ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» - 0 балл.Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) – 1 балла.Вербальное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что она плохо сделала; объясню как надо) – 2 балла.Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) – 3 балла.Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребенка относятся к этому типу, он получает 12 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если ребенок предпочитает ответы третьего типа, то можно сказать, что он умеет вербально оценить возникшую ситуацию. Если большинство ответов ребенка относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребенка к агрессивным формам поведения. В случае, если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности [8, с.42].Стимульный материал к методике представлен в Приложении.Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0. Вычислялись:1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Среднее арифметическое рассчитывается по формуле:M= , где M – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.2.Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего. Рассчитывается по формуле: √[(∑(x-xср)2)/n], где хср – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, х – варианта, n – количество наблюдений.3.СтатистическаяметодикакоэффициентранговойкорреляцииСпирмена используется с целью изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Коэффициент корреляции рангов определяется по формуле: где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений [7, с.112]. Таким образом, выбранные методы математико-статической обработки данных позволяют более качественно представить результаты эмпирического исследования.Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента дошкольников с особенностями их общения со сверстникамипроходило в три этапа.На первом этапе была определена выборка исследования. Были определены методики исследования, согласованы вопросы с родителями по поводу психологической диагностики детей. Также было определено время и место исследования. Были подготовлены бланки методик, необходимые материалы, протоколы для диагностики. На втором этапе исследования проводилось обследование свойствтемперамента дошкольников и оценка их особенностей общения со сверстниками. На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка данных исследования, подсчет результатов, их интерпретация. Проводилась статистическая обработка результатов, формулировались выводы по эмпирическому исследованию. 2.2. Результаты исследованияРезультаты по методике «Перенос кубиков» Ю. А. Самарина представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты по методике «Перенос кубиков» Ю. А. Самарина№Исп. полСилаУравновешенностьПодвижностьТип темперамента1А.И.ж301сангвиник2В.Н.м231флегматик3Б.С.ж322сангвиник4Д.А.ж231флегматик5К.Т.м121меланхолик6К.Т.ж103холерик7К.В.ж331флегматик8Л.Т.м212холерик9М.С.ж103холерик10М.А.ж213холерик11Н.Е.м001меланхолик12О.В.м102холерик13О.А.м102холерик14О.С.м221флегматик15П.М.м322сангвиник16П.Д.м011меланхолик17П.О.м333сангвиник18П.С.м230флегматик19Р.В.м213холерик20Р.С.м011меланхолик21Р.Г.м330флегматик22С.Д.м322сангвиник23С.Р.м312сангвиник24С.М.ж233сангвиник25Ш.С.м202холерик26Х.Е.м113холерик27Ч.М.ж222сангвиник28Я.Д.м223сангвиникХср1,91,51,8Станд. откл., σ1,01,10,9Результаты диагностики показали, что у дошкольников в общем средняя сила нервных процессов, они достаточно долго могут добиваться успешного выполнения задания, имеют среднюю работоспособность. Уравновешенность нервных процессов у детей средняя с тенденцией к неуравновешенности, они часто не могут сдержать свое недовольство при неудачах в выполнении задания, проявляют его в двигательной или речевой форме.Подвижность нервных процессов у дошкольников средняя, они достаточно быстро включаются в работу, приспосабливаются к ней, иногда отвлекаются.Соотношение дошкольников с разными типами темперамента представлено на рисунке 1.Результаты показали, что большинство детей имеют сангвинический или холерический тип темперамента. Сангвиники (32,1%) характеризуются сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Такие дети живо и с большой энергией отвлекаются на все, привлекающее внимание,активно принимаются за все новое,легко адаптируются к новым требованиям и условиям. Мимика живая, движения быстрые, выразительные; речь быстрая, эмоциональная; чувства, настроения, интересы изменчивы. Рис. 1. Соотношение дошкольников с разными типами темперамента.Холерики (32,1%) характеризуются сильной, неуравновешенной, подвижной нервной системой. Такие дети вспыльчивы, нетерпеливы; в чувствах и эмоциях не сдержаны,испытывают трудности переключения внимания; интересы и стремления относительно устойчивы; мимика и речь эмоциональны; темп умственной деятельности достаточно высок. 21,4% дошкольников имеют флегматический тип темперамента и характеризуются сильной, уравновешенной, инертной нервной системой. Такие дети мало эмоциональны; мимика и движения бедные; обладают высокой работоспособностью; отличаются выдержкой, самообладанием, терпеливостью. Внимание сосредотачивают медленно; с трудом приспосабливается к новому.14,3% дошкольников имеют меланхолический тип темперамента и характеризуются слабой, чаще неуравновешенной и инертной нервной системой. Такие дети имеют повышенную чувствительность; малейший повод может вызвать у них слезы; чрезмерно обидчивы и восприимчивы к несправедливости; мимика и движения невыразительны; голос тихий; они мало- энергичны; ненастойчивы; работоспособность низкая; к новым условиям привыкают долго.Результаты диагностики по методике «Картинки» Е.О.Смирновой представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты по методике «Картинки» Е.О.Смирновой№Исп. пол№1№2№3№4Сумма1А.И.ж222282В.Н.м221273Б.С.ж223184Д.А.ж322185К.Т.м222286К.Т.ж201147К.В.ж3333128Л.Т.м212169М.С.ж1022510М.А.ж2211611Н.Е.м1221612О.В.м1212613О.А.м2010314О.С.м3113815П.М.м33231116П.Д.м1311617П.О.м2231818П.С.м2322919Р.В.м1201420Р.С.м0100121Р.Г.м3222922С.Д.м3230823С.Р.м2122724С.М.ж3122825Ш.С.м2122726Х.Е.м3221827Ч.М.ж3122828Я.Д.м12216Хср2,01,71,81,57,0Станд. откл., σ0,80,90,80,82,3Результаты диагностики показали, что в группе дошкольников в общем, и по каждой картинке доминируют вербальные решения конфликтных ситуаций, дети пытаются договориться (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу извиниться) или агрессивные решения (побью, позову воспитателя, маму, папу, дам по голове палкой и т.п.).Наиболее агрессивные ответы вызывают ситуации, когда мальчик рушит постройку из кубиков у детейи когда девочка сломала у другой девочки её куклу. Вербальные решения доминируют, в ситуации, когда группа детей не принимает своего сверстника в игру.Соотношение детей с разной частотой использования определенных решений в конфликтных взаимодействиях со сверстниками представлены на рисунке 2.Рис. 2. Соотношение детей с разной частотой использования определенных решений в конфликтных взаимодействиях со сверстниками.Результаты диагностики показали, что среди детей большинство (46,4%) используют вербальное решение конфликта, многие (27,7%) ищут агрессивный выход из конфликтной ситуации. 17,9% детей выбирают продуктивное решение ситуации (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).Довольно редко (8%) дети выбирают уход от конфликта (убегу, заплачу, пожалуюсь маме, воспитателю, обижусь, не буду дружить). Результаты корреляционного анализа по выявлению взаимосвязи темперамента дошкольников с особенностями их общения со сверстниками представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты корреляционного анализаПараметрыУровень общения со сверстникамиr СпирменаУровень значимости, рСила0,65≤0,01Уравновешенность0,69≤0,01Подвижность-0,36>0,05Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязисвойств темперамента дошкольников с уровнем их общения со сверстниками.Уровеньобщениядошкольников со сверстникамиположительно взаимосвязан с силой нервной системы (r=0,65; р≤0,01), с уравновешенностью нервной системы (r=0,69; р≤0,01).Таким образом, чем выше работоспособность и уравновешенность дошкольников, тем более конструктивно их общение со сверстниками и тем продуктивнее дети могут взаимодействовать в конфликтных ситуациях со сверстниками. Можно сказать, что наиболее успешны в общении дошкольники с сангвиническим и флегматическим типом темперамента.ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос воспитания детей возник, думаю, в тот момент, когда появились дети. То есть с самых древних времен. Целью любого воспитания является формирование определенного поведения для облегчения жизненного процесса выросшего индивида. Еще в древней Руси в энциклопедии семейной жизни «Домострой» пытались ввести правила поведения родителей с детьми, «дабы воспитать богопослушного отрока».Однако, важным аспектом в воспитании является эмоциональная, чувственная составляющая. Когда родители любят своего ребенка, они стремятся понять его, ищут пути взаимопонимания, воспринимают его личностью. И на пути к взаимопониманию родителей и детей, иногда необходима помощь. Именно для этого была создана должность психолога.27 апреля 1989 года Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30 мая 1989 года № 542/ 13т «О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».[12]Это говорит о том, что значимость психологических исследований в развитии индивида, как личности была высоко оценена и стала приоритетной в коррекции поведения ребенка.Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог»[1].Основной целью работы психологических служб государственного образования: приглашенных психологов, либо штатных психологов детских садов и школ, является психологическое здоровье детей, а вместе с тем, межличностные отношения с родителями, педагогами и, в большей степени, со сверстниками.Результаты эмпирического исследования показали значимые взаимосвязисвойств темперамента дошкольников с уровнем их общения со сверстниками.Уровень общениядошкольников со сверстниками положительно взаимосвязан с силой и уравновешенностью нервной системы.То есть, чем выше работоспособность и уравновешенность дошкольников, тем более конструктивно их общение со сверстниками и тем продуктивнее дети могут взаимодействовать в конфликтных ситуациях со сверстниками. Можно сказать, что наиболее успешны в общении дошкольники с сангвиническим и флегматическим типом темперамента.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Свойства темперамента (сила и уравновешенность) взаимосвязаны с особенностями взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГорбунова О. П. Зачем нужен психолог в детском саду?// Статья 2014г. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/03/zachem-nuzhen-psikholog-v-detskom-saduКондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика.// М.: ПЕР СЭ, 2007.Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований // Автореф. ... докт. психол. наук 1983.Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. «Социальная работа» и «Психология» / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии, 1984 г. № 4.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников // Методологический семинар. - №3(28). - 2011.Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность// 2003 г. Ярославль: Академия развития.Шапарь В. Б Психология кризисных ситуаций. // 2010 г. Издание: Феникс.Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации// http://docs.cntd.ru/document/499082622.ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горбунова О. П. Зачем нужен психолог в детском саду?// Статья 2014г. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/03/zachem-nuzhen-psikholog-v-detskom-sadu
2. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика.// М.: ПЕР СЭ, 2007.
3. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований // Автореф. ... докт. психол. наук 1983.
4. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов, обуч. по спец. «Социальная работа» и «Психология» / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.
5. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9.
6. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии, 1984 г. № 4.
7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
8. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений до-школьников // Методологический семинар. - №3(28). - 2011.
9. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность// 2003 г. Яро-славль: Академия развития.
10. Шапарь В. Б Психология кризисных ситуаций. // 2010 г. Издание: Феникс.
11. Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001.
12. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документа-ции// http://docs.cntd.ru/document/499082622.

Вопрос-ответ:

Какие свойства темперамента детей дошкольного возраста влияют на их общение со сверстниками?

Согласно исследованию, особенности темперамента, такие как активность, настроение и уровень тревожности, могут влиять на способность детей дошкольного возраста общаться со сверстниками. Например, дети с высокой активностью могут проявлять больше инициативы в общении, тогда как дети с низкой активностью могут быть более пассивными и ожидать, пока другие подойдут к ним. Дети с позитивным настроением обычно более открыты и общительны, в то время как дети со сниженным настроением могут быть более замкнутыми и настороженными. Уровень тревожности также может влиять на общение между детьми, поскольку дети с повышенной тревожностью могут испытывать трудности в установлении и поддержании контактов со сверстниками.

Какие теории темперамента существуют?

Существует несколько теорий темперамента, включая теорию Дж. Ф. Клокхольта и Р. Ф. Темперли. Теория Клокхольта основана на пяти основных измерениях темперамента: эмоциональной стабильности/неустойчивости, активности/пассивности, общительности/интроверсии, точности/неточности и настроенности на самореализацию/согласованность со стандартами. Теория Темперли опирается на трех мероприятиях: физиологической активацией (степень возбуждения нервной системы), чувствительностью (реакция на внешние стимулы) и вниманием (фокусировка внимания и постоянство интересов).

Какие особенности общения у детей дошкольного возраста?

В детском общении дошкольников есть несколько особенностей. Во-первых, дети дошкольного возраста часто играют ролевые игры, в которых разыгрывают различные сценарии и взаимодействуют с другими детьми. Во-вторых, дети дошкольного возраста могут проявлять конфликтные ситуации и споры, связанные с общей или личной территорией, игрушками или другими ресурсами. В-третьих, дети дошкольного возраста могут проявлять соперничество в игре и стремление быть лидерами. Они могут соревноваться за внимание и признание со своими сверстниками.

Какие свойства темперамента дошкольников влияют на их общение со сверстниками?

Свойства темперамента, такие как активность, настроение, устойчивость к стрессу и эмоциональная реактивность, могут оказывать влияние на способ взаимодействия дошкольников со сверстниками. Например, активные и энергичные дети могут проявлять больше инициативы в общении, в то время как дети с низкой устойчивостью к стрессу могут испытывать трудности в установлении контакта с другими детьми. Также, эмоционально реактивные дети могут иметь склонность к частым сменам настроения, что может повлиять на их способность поддерживать стабильные отношения со сверстниками.

Какие теории темперамента существуют?

Существует несколько теорий темперамента, которые объясняют различные аспекты характера и поведения человека. Например, теория темперамента по Айзенку разделяет людей на экстравертов и интровертов, основываясь на их уровне общительности и потребности в стимуляции. Другая известная теория темперамента - это теория Б.Т. Хайнца о девяти свойствах темперамента, которая включает такие качества, как активность, настроение, уровень внимания и т.д. Каждая из этих теорий даёт своё объяснение влияния темперамента на взаимодействие с окружающими.

Какие особенности темперамента дошкольников могут повлиять на их общение со сверстниками?

Одна из особенностей темперамента дошкольников, которая может повлиять на их общение со сверстниками, это активность. Дети с высокой активностью могут проявлять больше инициативы в общении, искать новые игровые партнеры и быть более общительными. Но также эти дети могут быть более непоседливыми и иметь трудности с соблюдением правил и организацией игры. Еще одной особенностью темперамента, которая может повлиять на общение с сверстниками, является эмоциональная реактивность. Дети с высокой эмоциональной реактивностью могут проявлять сильные эмоции, что может влиять на их отношения со сверстниками.

Какие особенности темперамента дошкольников могут влиять на их общение со сверстниками?

Особенности темперамента дошкольников, такие как активность или интровертированность, эмоциональная устойчивость или неустойчивость, социальная адаптивность или неадаптивность могут влиять на их способность взаимодействовать со сверстниками. Например, активные и общительные дети могут легче найти общий язык с другими детьми, в то время как интровертированные или неустойчивые эмоционально дети могут испытывать трудности в установлении контакта.

Какие теории темперамента существуют?

Существует несколько теорий темперамента, включая теорию Хиппократа, теорию Крестчмера, теорию Темперамента, а также современные теории, такие как теория Ньюхаузена и теория Баумана. Каждая из этих теорий предлагает собственное определение и классификацию свойств темперамента и объясняет их влияние на поведение и общение человека.

Какие особенности общения и межличностных отношений у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста общение и межличностные отношения находятся на стадии формирования. Дети активно исследуют мир, учатся понимать и выражать свои эмоции, устанавливают первые связи и дружеские отношения с другими детьми. Они могут проявлять агрессию, эгоистичность, но также способны к сотрудничеству, помощи и эмпатии.

Как было организовано исследование влияния свойств темперамента дошкольников на их общение со сверстниками?

Исследование было организовано с помощью наблюдения и опроса. Были выбраны группы дошкольников с разными свойствами темперамента и изучалось их поведение и общение со сверстниками в различных ситуациях. Детям было предложено разные виды игр и заданий для оценки их способности взаимодействовать и устанавливать связи с другими детьми.

Какие свойства темперамента могут влиять на общение дошкольников со сверстниками?

Свойства темперамента, которые могут влиять на общение дошкольников со сверстниками, включают в себя эмоциональность, активность, настойчивость, а также социальную адаптивность и гибкость.