особенности прозы В.И.Даля

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 29.07.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1.Введение ….............................................................................................3
2.Специфика сказок, очерков, рассказов и повестей В.И. Даля...........6
3.Заключение...........................................................................................14

Фрагмент для ознакомления

Для героев основная цель их службы — обогащение, причём способы не важны. Истинная же функция чиновников оказывается совершенно забыта.
Повесть «Хмель, сон и явь» (1843) посвящена крестьянской теме. В этой повести можно увидеть элементы очерка, поскольку Даль с интереснейшими подробностями рассказывается о жизни и быте крестьян среднерусской полосы, давая колоритные зарисовки с редкими и этнографическими наблюдениями. В. Даль видит «вечные заботы» крестьянина «о насущном хлебе», потому и помышлениям последнего «указан тесный круг» и «нет потребностей, кроме сна и пищи».
Интересно, что бессмысленность жизни крестьянина соотносится с бессмысленностью жизни мелкого чиновника: тот же круг однообразных задач, из которого нет выхода и нет надежды на реализацию своих талантов и способностей: «Жизнь простолюдина кажется нам чрезвычайно однообразною, незанимательною: всем помышлениям указан тесный круг».
Проблема крестьян именно в том, что тяжёлый труд сводит всю их жизнь к бесконечному и, кажется, бессмысленному добыванию пищи, удаляет из крестьянской жизни любые духовные запросы, для которых нужно хоть немного свободного времени, немного отдыха от тяжёлого физического труда.
Однако не только этот вопрос поднимается в повести, но также и очень важная для того времени проблема – уход крестьян на отхожие промыслы. В. Даль подробно рассказывает, как «в малоземельных губерниях наших значительная часть населения зарабатывает хлеб свой на чужбине». Тверитяне и новгородцы целыми семьями становятся летом штукатурами, зимой – сапожниками; владимирцы – плотниками и т. д.: «симбирцы, владимирцы, ярославцы строят дома в Уральске, Оренбурге, Омске и Тобольске».
Даль даёт и этическую оценку данному явлению: «Кочеванье это, бесспорно, бывает поводом порчи нравов». Для крестьянина плохо то, что он постоянно уходит куда-то, не привязан к своей земле, которую мог бы спокойно возделывать, будь она более плодородной, а также будь сам крестьянин более свободным.
Вместе с тем Даль и не обвиняет крестьян, что они уходят на заработки, а не пытаются что-то сделать с плохой почвой: «Если немец или англичанин сумели бы извлечь из этой неблагодарной почвы десятерицею больше нашего, то это еще ничего не доказывает; чего мы не знаем, тому не верим, а чтобы разуверить человека, у которого все основано на опыте, на завете отцов, – должно убедить его и переучить делом, а не словами». В этих словах слышится ответ на упрёки в том, что русские люди не способны работать с тем, что есть у них, не способны преображать к лучшему место, где они живут. Даль возражает, говоря, что недостаточно просто критиковать, нужно прийти и научить, как правильно.
В данной повести Даль отмечает ещё одну особенность подобной «кочевой» жизни крестьян: разрыв с теми речевыми особенностями, которые характерны для их родных мест: «– Нешто, – отвечал сын низовым наречием, к которому привык на работах своих, – нешто добрались». Для Даля, с его пристальным интересом к языку, особенно народному, этот факт может быть очень важным.
Для литературы того времени описание подобных реалий (и «отхожих промыслов», и всего того, что с такими промыслами было связано) было вновинку, потому повесть Даля, с фактическими подробностями, характерными для журналистского, а не художественного произведения, была очень важна для своего периода.
Суммируя сказанное, можно заключить, что среди особенностей прозы В.И. даля — интерес к простому человеку, особенно бедняку и крестьянину, стремление к типизации, характерной для реалистической литературы первой половины XIX века, а также активное использование пословиц и поговорок не только в прямой речи героев, но и в авторской речи, т.е. элементы сказа в произведениях.




Заключение
Согласно поставленной во введении цели, мы рассмотрели особенности прозаических произведений В.И. Даля.
В центре внимания писателя в его прозаических произведениях оказываются простые люди и достоверное изображение их жизни, в том числе и в сказках, которые обладают значительной сатирической направленностью и по своей тональности близки народным социально-бытовым сказкам.
Главные героя сказок В.И. Даля — крестьяне, солдаты, бедняки, которые противостоят жадным помещикам, чиновникам, генералам, желая добиться для себя нормальной жизни. При этом Даль не идеализирует своих героев, показывая и негативные черты их характера (как, например, привычка на всё говорить «виноват» у героя сказки «Об иване, молодом сержанте»). В сатире В.И. Даля просматриваются черты, которые потом появились и в сатире Салтыкова-Щедрина.
Очерки, повести и рассказы В.И. Даля сделали свой вклад в развитие русской натуральной школы.
В.И. Далем было создано несколько физиологических очерков, в которых он представил различные типы русских людей, в частности, крестьян, причём и здесь Даль оказывался далёким от идеализации, пропаганды религиозного смирения и морализаторства, которые были свойственны произведениям его современников.
В повестях и рассказах, как и в очерках, Даль выводит образы простых людей — крестьян, мелких чиновников и т.д., показывая их жизнь с максимально возможной реалистичностью.
Важной особенностью творчества Даля является активное использование пословиц и поговорок, которые используются не только в речи героев, но и в авторской речи для характеристики персонажей.
Список использованных источников
Владимир Иванович Даль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/52-znamenie_vremeni_proza_hih_veka/stages/2611-vladimir_ivanovich_dal_folklor_poslovicy_v_tvorchestve_dalya.html. (Дата обращения: 23.06.2017).
Даль В.И. Избранные произведения. М., 1983. 448 с.
Опря О.В. Фольклорные традиции в творчестве В.И. Даля. Самара, 2003. 201 с.
Сарычев Я.В. Юбилею В.И.Даля посвящается. [Электронный ресурс]. Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis. (Дата обращения: 23.06.2017).
Серебрякова С.Г. Функционально-стилистические особенности прозы В. Даля. СПб., 2007. 205 с.
Умарова Г.С. Мир казахского этноса в документальной и художественной прозе В.И. Даля. Саратов, 2007. 344 с.





Владимир Иванович Даль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/52-znamenie_vremeni_proza_hih_veka/stages/2611-vladimir_ivanovich_dal_folklor_poslovicy_v_tvorchestve_dalya.html. (Дата обращения: 23.06.2017).
Здесь и далее произведения В.И. Даля цит. по: Даль В.И. Избранные произведения. М., 1983. 448 с.
 Опря О.В. Фольклорные традиции в творчестве В.И. Даля. Самара, 2003. 201 с.

 Умарова Г.С. Мир казахского этноса в документальной и художественной прозе В.И. Даля. Саратов, 2007. 344 с.











10

Список использованных источников
1. Владимир Иванович Даль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/52-znamenie_vremeni_proza_hih_veka/stages/2611-vladimir_ivanovich_dal_folklor_poslovicy_v_tvorchestve_dalya.html. (Дата обращения: 23.06.2017).
2. Даль В.И. Избранные произведения. М., 1983. 448 с.
3. Опря О.В. Фольклорные традиции в творчестве В.И. Даля. Самара, 2003. 201 с.
4. Сарычев Я.В. Юбилею В.И.Даля посвящается. [Электронный ресурс]. Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis. (Дата обращения: 23.06.2017).
5. Серебрякова С.Г. Функционально-стилистические особенности прозы В. Даля. СПб., 2007. 205 с.
6. Умарова Г.С. Мир казахского этноса в документальной и художественной прозе В.И. Даля. Саратов, 2007. 344 с.


Жанрово-стилистические особенности сказки и притчи в творчестве В. И. Даля

Астраханский Государственный Университет





РЕФЕРАТ

в истории русской литературы на тему:

"Жанрово-стилистические особенности сказки и притчи в творчестве В. И. Даля"






Работу выполнил: студентка ФФ группы

RL-22 Канунникова Кв

Работу проверила: Акулова А. С.




Астрахань

-2006-

Содержание реферата:

 

Введение.

1. Из биографии В. И. Даля.

2. Сборник русских сказок.

3. "Пяток первый"

4. Стилистическая особенность сказок В. И. Даля.

5. Творчество 40-х годов XIX века.

6. 50-60-е годы. Языковедческие изыскания.

Вывод.

Список литературы.

Введение.

 

Современники не побаловали нас обилием воспоминаний о Владимире Ивановиче Дале. В записках, дневниках, письмах людей, рядом с которыми прожил жизнь, приходится, как правило, вычитывать о нем только краткие сведения, беглые характеристики и примечания. Удивляет в этой разноречивость мнений, несопоставимость продукта Далем впечатления с его словами и делами. Ларчик, видимо, просто не открывается!..

Даль был офицером морского и врачом в сухопутных частях, участвовал в войнах и кампаниях, был награжден в боях. Он служил чиновником особых поручений, директором министерской канцелярии, управляющим конкретного офиса.

В течение сорока лет Даль выступал и в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. Полное собрание его сочинений, изданное в 1897-1898 годы, далеко не полно, хотя состоит из десяти томов (почти четыре тысячи страниц текста!). В них напечатано сто сорок пять повестей и рассказов, шестьдесят две короткие истории из сборника "Солдатские досуги" и сто шесть коротких историй из сборника "Матросские досуги", несколько статей и эссе. И есть еще "очерки русской жизни"; есть произведения для детей; есть стихи, напечатанные лишь однажды и не печатаются вообще; пьесы, хранящиеся в архиве; есть много статей на разные темы, разбросанных в периодической печати прошлого столетия и ни в одном собрании сочинений не помещенных; есть проекты и докладные записки, погребенные в недрах министерских архивов.

Кроме бесчисленного множества слов, Даль написал тысячу сказок — он отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания "Народные русские сказки" Афанасьева; их записей народных песен, их Петру Киреевскому; богатое собрание лубочных картин передал в Публичную библиотеку.