Творческий фон и музыкальный анализ в произведении

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 19 19 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 02.08.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Фортепианное творчество П. И. Чайковского 6
Музыкальный анализ произведения «Думка» 9
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Этим гармонически однообразным фоном оттеняется танцевальный ритм мелодического движения. И, наконец, послед такого длительного приготовления вступает в полном своем раскрытии вторая тема в сопровождении доминант аккорда, который чередуется с тоникой:Эта тема задорного, шутливого характера. Она излагается во всем блеске аккордовой фактуры, острых стаккато и искрящихся переливов, вспыхивающих в верхнем регистре, в то время как мелодия исполняется в левой руке:Фигурационный рисунок здесь построен на типичных для Чайковского «позиционных» пассажах:В кульминационном моменте всего построения тема, после того, как она ярко прозвучала в октавах в верхнем регистре на фоне громыхающих в басу аккордов, появляется в партии левой руки в сопровождении стремительных гаммообразных взлетов: Эта тема («giocosо») является основой главной части «Думки», представляющей - собой трехчастную форму. Ее средняя часть (g-moll) спокойного, певучего характера контрастна предыдущему построению плавным движением аккордового сопровождения и замедленным темпом. Динамичность этой темы подчеркивается замечательным гармоническим развитием, вырастающим из первоначального сопоставления тоники и субдоминанты. Чайковский применяет здесь аккордовую фактуру, которая напоминает гармонический фон в его оркестровых сочинениях, поддерживающий мелодию:Несмотря на компактность аккордовой ткани, в этом изложении сохраняется прозрачность, благодаря умелому выбору соответствующих регистров фортепиано, причем постепенное включение более низких регистров является органическим элементом симфонического развития всего построения в целом. Этот эпизод пьесы заканчивается орнаментальной каденцией импровизационного типа.Переходом к первой теме служит бравурный пассаж в двойных октавах, который подводит к мощному звучанию мотива «gioсоsо». В своем повторении эта тема уже не проходит через стадии постепенного динамического нарастания. С первого же момента она звучит с максимальным блеском. Здесь Чайковский применяет излюбленный им прием сопоставления октавных звучаний в верхнем регистре с тяжелыми аккордами в басу:Казалось бы, уже исчерпаны пределы фортепианной звучности. Но тут выявляются новые возможности тематического развития. Тема появляется в партии правой руки на остром стаккато, перехватывается октавами в басу и внезапно исчезает, как бы поглощенная новой тональностью (органный пункт на доминанте g-moll), начинается замедленное в темпе, н тем более напряженное, нарастание звуков, развертывающееся подобно упругой пружине и приводящее к широкому потоку аккордов, который образует мелодическую, победно звучащую фразу в As-dur:И снова кажется, что это кульминационная точка эмоционального напряжения, так как новая тональность дает ощущение предельной яркости звучания. Но нить развития еще не обрывается. На трех forte с поражающей внезапностью появляются мощные секстаккорды в тонике Е-dur, и тема «giocoso» снова проходит, как завершение всего действия, в светлом освещении этой новой тональности. Великолепной последовательностью различных тональных красок Чайковский достигает эффекта мощного развития материала и развертывания симфонического замысла произведения.Средняя часть «Думки», начинаясь с беззаботного, веселого напева, приобретает черты драматизма, огромного эмоционального напряжения.Симфоничность мышления Чайковского сказывается в этом произведении и в контрастах отдельных его частей, и в тональном плане, и в богатстве фортепианной «инструментовки», и в органическом единстве всех многообразных деталей. Задумав пьесу как «сцены из сельской жизни», Чайковский создал романтическое произведение, овеянное поэзией русского песенного склада, русской гармонии, русского танцевального ритма.В то же время — это не просто зарисовка народных сцен, а творческое обобщение художественных образов, навеянных самой жизнью и выраженных в новых, индивидуально присущих Чайковскому формах музыкального воплощения.ЗаключениеЧайковский - великий русский композитор и педагог.В его творчестве многообразно отражена русская жизнь XIX века. Чайковский – и вдумчивый психолог, раскрывающий духовный облик русского человека и бытописатель, создавший картины старого Петербурга, дворянской усадьбы, русской деревни; и тонкий пейзажист, сумевший передать своеобразное очарование русской природы. Чайковский в полном смысле слова национальный композитор и потому, что в его творчестве нашли свое выражение черты, присущие русской художественной культуре: гуманизм и высокое этическое содержание.Гениальное творчество Чайковского в последней четверти XIX века прозвучало на весь мир, как призыв к новому подъему искусства, раскрыло перед миром неисчерпаемые богатства и красоту русской музыки, дало мощный толчок к дальнейшему развитию музыкальной культуры нашей страны и оказало влияние на многих деятелей западноевропейского музыкального искусства. Фортепианные произведения Чайковского занимают достойное место в репертуаре пианистов разных стран. Характерные черты, которые определяют художественный облик фортепианных произведений мастера, сформировались под влиянием молодой русской школы, в них сказалась близость Чайковского к народной музыкальной речи, его любовь к крестьянской и городской песне и танцу, к поэзии природа и быта родной страны. Чайковский глубоко знал народно-песенную культуру различных народов и изучал профессиональный опыт западноевропейских композиторов, но никогда не отрывался от родной почвы, от русской народной музыки. Русские народно-песенные элементы, характерные интонации, ладовые и ритмичные особенности русской народной музыки служили для него средством отображения мыслей, чувств и психологии русских людей, их жизни, природы и быта. В произведении «Думка» Чайковский развивает образы русского быта XIX века, переживаний русского человека, навеянных картинами природы. Он музыкально описывает облик родной страны.Технические приемы, грандиозность и разнообразность звучания, резкость и нарочитая жесткость в некоторых жанровых сценах помогли автору нарисовать лирические пейзажи, трудность жизни русского человека и стойкость его сильного характера.Список используемой литературыАсафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное, — Л.: Музыка, 1972. 375 с. Владыкина-Бачинская Н.М. П.И. Чайковский – М.: Музыка, 1975. – 204 с.Игумнов К.Н. О фортепианных сочинениях П. И. Чайковского / К. Игумнов // Пианисты рассказывают / сост. М. Соколов. – М.: Советский композитор, 1979. с.150-155.Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982.Сидельников Л.С. Чайковский. – М.: Искусство, 1992. – 352 с.Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского (1877-1884). т.2. – М.: Алгоритм, 1997. – 607 с.Холопова В.И. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. – СПб.: Лань, 2000. – 320 с.

Список используемой литературы

1. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное, — Л.: Музыка, 1972. 375 с.
2. Владыкина-Бачинская Н.М. П.И. Чайковский – М.: Музыка, 1975. – 204 с.
3. Игумнов К.Н. О фортепианных сочинениях П. И. Чайковского / К. Игумнов // Пианисты рассказывают / сост. М. Соколов. – М.: Советский композитор, 1979. с.150-155.
4. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982.
5. Сидельников Л.С. Чайковский. – М.: Искусство, 1992. – 352 с.
6. Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского (1877-1884). т.2. – М.: Алгоритм, 1997. – 607 с.
7. Холопова В.И. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. – СПб.: Лань, 2000. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Что такое творческий фон и как он используется в произведении?

Творческий фон - это гармоническое основание, которое создает единую атмосферу и контекст для развития музыкальных идей в произведении. В данном произведении П. И. Чайковского фоном служит однообразная гармоническая структура, которая поддерживает танцевальный ритм мелодического движения.

Какие элементы используются в музыкальном анализе произведения Думка?

Музыкальный анализ произведения Думка включает в себя анализ гармонической структуры, мелодического движения, ритма и формы. Кроме того, особое внимание обращается на использование тем и их развитие, а также на характер и настроение произведения.

Какие аккорды используются во второй теме произведения?

Во второй теме произведения используются доминантный и тонический аккорды. Они чередуются друг с другом, создавая эффект напряжения и разрядки. Эта тема имеет задорный и шутливый характер и излагается во всем своем блеске.

Какой ритм преобладает в произведении?

В произведении преобладает танцевальный ритм, который поддерживается гармоническим фоном и мелодическим движением. Этот ритм придает произведению живость и энергию.

Какое настроение создает вторая тема в произведении?

Вторая тема в произведении создает задорное и шутливое настроение. Она яркая и энергичная, что отражается в использовании аккордов и мелодических фигур. Эта тема добавляет произведению игривости и радости.

Какими характеристиками можно описать творческий фон и музыкальный анализ в произведении П. И. Чайковского?

Творческий фон и музыкальный анализ в произведении П. И. Чайковского можно описать следующими характеристиками: гармоническая однообразность фона, танцевальный ритм мелодического движения, сопровождение доминантного аккорда, задорный и шутливый характер второй темы.

Каким образом гармонически однообразный фон оттеняется танцевальным ритмом мелодического движения?

Гармонически однообразный фон в произведении П. И. Чайковского оттеняется танцевальным ритмом мелодического движения. Это значит, что хотя фон остается одинаковым на протяжении длительного времени, мелодическое движение имеет ритмический пульс, который придает ему танцевальный характер.

Какие аккорды чередуются с тоникой при вступлении второй темы?

При вступлении второй темы в произведении П. И. Чайковского чередуются аккорды доминанты с тоникой. Доминантный аккорд создает напряжение и контраст с тоникой, что подчеркивает задорный и шутливый характер второй темы.

Какой характер имеет вторая тема?

Вторая тема в произведении П. И. Чайковского имеет задорный и шутливый характер. Она исполняется во всем своем блеске и отличается от гармонически однообразного фона и танцевального ритма мелодического движения, что создает контраст в звучании и придает произведению эмоциональную насыщенность.

Какие параметры музыкального анализа можно использовать для изучения произведения П. И. Чайковского?

Для изучения произведения П. И. Чайковского в рамках музыкального анализа можно использовать следующие параметры: гармония, ритм, мелодия, тематический материал, структура композиции. Анализ этих параметров позволит раскрыть особенности музыкальной формы, характерные черты стиля и эмоциональное содержание произведения.

Какой творческий фон присутствует в музыкальном произведении П.И. Чайковского "Думка"?

В музыкальном произведении "Думка" П.И. Чайковского присутствует творческий фон, который характеризуется гармонической однообразностью и танцевальным ритмом мелодического движения.

Как описывается вторая тема в музыкальном произведении "Думка" П.И. Чайковского?

Вторая тема в музыкальном произведении "Думка" П.И. Чайковского описывается как задорная и шутливая. Она излагается во всем своем блеске и сопровождается чередованием доминант аккорда с тоникой.