Психологические причины деформации правосознания человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 41 41 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 02.08.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических причин деформации правосознания человека 6
1.1 История изучения деформации правосознания человека в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Психологические причины деформации правосознания человека в МВД 10
Выводы по первой главе 15
Гипотеза 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических причин деформации правосознания человека 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 18
Выводы по второй главе 25
Глава 3. Подходы к решению проблемы деформации правосознания сотрудников МВД 27
3.1 Профилактика деформации правосознания сотрудников МВД 27
3.2 Коррекция личностных расстройств сотрудников МВД вследствие деформации правосознания 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Фрагмент для ознакомления

Определениепричин, признаков, уровней деформации правосознания является основополагающим при изучении данного феноменау сотрудника МВД, разработке мероприятий по ее психологической диагностике и профилактике.3.2 Коррекция личностных расстройств сотрудников МВД вследствие деформации правосознанияОдним из основных походов к терапии личностных нарушений является когнитивно-​бихевиоральный, предполагающий, что данные нарушения основываются на ошибочной интерпретацииявлении окружающей реальности.Когнитивисткий подход является одним из самых популярных методов в практической психологии, историю которого можно проследить еще с античности. Древнегреческий философ считал, что не вещи влияют на отрицательное самочувствие людей, а восприятие этих вещей. «В начале 60-х годов ХХ века современное понимание этого изречения стало использоваться в социально-терапевтических целях» [5].Когнитивная терапия руководствуется принципом, что назначительное количество эмоций людей и их, сознаваемых и бессознательных видов поведения, влияют когнитивные процессы. Из этого можно заключить, что целью когнитивной терапии является стремление помощь человеку в изменении своих когнитивных процессов, чтопозволит справиться с поведенческими и эмоциональными недугами.Альберт Бандура в 1970 году, развив идеи бихевиоризма, предлагает теорию социального научения. Главную роль в этой теории играют познавательные процессы. Например, человек познавая поведение окружающих людей способен смоделировать свое собственное поведение. Человек в своем сознании создает «ментальные карты мира» и, прокручивая которые, возможно избежать конфликтов с миром за счет обучения. Чужой опыт играет роль косвенного подкрепления [7]. Научение через наблюдение осуществляется за счет четырех связанных между собой процессов: 1. Внимание – это процесс понимания модели, выделение нужной информации, которая будет задействована в практике. На процессы внимания оказывают влияние три фактора: 1) связанные с наблюдателем; 2) с моделируемой деятельностью; 3) со структурным оформлением контакта человека и деятельности. 2. Запоминание модели – это перевод в долговременную память информации об избранной модели. Существует два способа кодирования информации при запоминании: 1) образное кодирование; 2) вербальное кодирование. 3. Перевод информации переведенной в долговременную память в действия. Есть два способа перевода закодированной информации: в форму ответа, в действия.4. Косвенное подкрепление – это такое научение, которое происходит на основе наблюдения за другими людьми и за последствиями их поведения [6]. Бандура также выводит такое понятие как «эффективность личности». Сюда входит чувство собственного достоинства, самооценка, компетентность при решении возникнувших проблем [7]. Главная задача когнитивно-поведенческой тарапии – это научить клиента позитивным моделям поведения. Р. Джастин и Р. Джордже выделяют основные принципы когнитивно-поведенческой коррекции:1. Внимание психолога, прежде всего, направлено на поведение клиента.2. Концептуализация коррекционных поведенческих целей. 3. Развитие процедуры лечения, построенной на поведении клиента. 4. Объективная оценка коррекционных целей, выполненных в процессе работы с клиентом [13]. Основные цели когнитивно-поведенческой коррекции:1) изменение неадекватного поведения;2) научение принятию решений;3) развитие эффективных социальных навыков, таких как способность к самоутверждению;4) развитие у клиента навыков саморегулирования; 5) преодоление повышенной тревожности за счет научения методам релаксации;6) развитие у группы способностей к саморегулированию за счет изменений в окружающей среде и когнитивного саморегулирования [16]. Научение через наблюдение осуществляется за счет четырех связанных между собой процессов: 1. Внимание – это процесс понимания модели, выделение нужной информации, которая будет задействована в практике. На процессы внимания оказывают влияние три фактора: 1) связанные с наблюдателем; 2) с моделируемой деятельностью; 3) со структурным оформлением контакта человека и деятельности. 2. Запоминание модели – это перевод в долговременную память информации об избранной модели. Существует два способа кодирования информации при запоминании: 1) образное кодирование; 2) вербальное кодирование. 3. Перевод информации переведенной в долговременную память в действия. Есть два способа перевода закодированной информации: в форму ответа, в действия.4. Косвенное подкрепление – это такое научение, которое происходит на основе наблюдения за другими людьми и за последствиями их поведения [8]. Методы терапии:1. Систематическая десенсибилизация. Этот метод применяется при наличии высокой напряженности, стрессовых состояниях, при различных фобиях. В основе данного метода лежит принцип реципрокного торможения. Есть несколько реакций способных вызвать реципрокное торможение и изменить поведение клиента: ассертивные реакции, сексуальные реакции, реакции расслабления, дыхательные реакции, реакции «облегчения тревоги», моторные реакции, приятные реакции, эмоциональные реакции. В процессе использования данного метода формируется новая реакция и происходит условное торможение страха. Далее психолог выстраивает иерархию страхов и объясняет их, одновременно научая клиента навыкам релаксации, чем помогает ему, снят излишнее беспокойство. Метод систематической десенсибилизации включает в себя три элемента: обучение клиентов глубокой мышечной релаксации; выстраивание иерархии стимулов; далее клиент пытается воображать, в расслабленном состоянии, объекты вызывающих тревогу. 2. Социальное моделирование.Данный метод основывается на подражании поведению другим людям. Клиенту оказывается помощь за счет обучения его моделированию социального поведения. Клиенты в естественных условиях проигрывают ситуации вызывающие страх. Стереотипы реагирования поддерживаются и закрепляются в ходе когнитивно-поведенческой коррекции. Социальное моделирование включает следующие стадии: 1) неоднократное моделирование действий вызывающих страх;2) клиенты вместе с психологом производят действия с помощью угрожающих объектов;3) психологи использует защитные средства;4) психолог перестает поддерживать клиента для того, чтобы он сам начал взаимодействовать с угрожающими объектами;5) клиент самостоятельно управляется с объектами, которые ранее вызывали страх. 3. Ассертивный тренинг. Данный метод направлен на выработку навыков группового взаимодействия. Для этого используются репетиции в различных ситуациях. Репетиции строятся как разыгрывание ролевых игр. Психолог тоже участвует в играх в качестве оппонента [24]. «В процессе этого тренинга клиент учится передавать положительные или отрицательные эмоции без торможения или агрессии. Обучение происходит в условиях группового взаимодействияв процессе, которого клиент учится не нарушать права других клиентов, выражать свои чувства открыто и прямо, но не травмирующими способами». Ассертивный тренинг помогает клиентуизбавиться от неадекватной реакциив виде тревоги на поведение других людей при помощи ослабления страха клиентов и изменения манеры их речи и образа действия [12]. Стадии репетиционного поведения:1) определение и анализ трудных для клиента областей;2) психолог мотивирует клиента на разыгрывание ролевых игр;3) определение видов поведения, которые подходят в данных ситуациях;4) тренировка клиентов на адекватную реакцию на определенные ситуации в ходе репетиций; 5) побуждение клиентов применять отрепетированное в жизненных ситуациях за счет одобрения и предоставления внешних стимулов. В ходе данного метода психолог может применять моделирование, выстраивание иерархии сложных задач, когнитивное воздействие [13]. ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование психологических причин деформации правосознания человека.Для достижения поставленной цели, а также подтверждения сформулированной гипотезы были решены следующие задачи: 1. Проанализировать историю изучения деформации правосознания человека в зарубежной и отечественной психологии.2. Изучить психологические причины деформации правосознания человека в МВД.3. Провести эмпирическое исследование психологических причин деформации правосознания человека.4. Рассмотреть подходы к решению проблемы деформации правосознания сотрудников МВД.Таким образом, в первой главе была проанализирована история изучения деформации правосознания человека в зарубежной и отечественной психологии и изучены психологические причины деформации правосознания человека в МВД. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Личностные особенности, в комплексе с конкретными условиями, обуславливают появление деформации правосознания, обуславливающей в свою очередьспецификутрансформации содержательных аспектов правосознания.2. Сотрудники МВД,имеющие признаки личностной беспомощности обладают качественными отличиями правосознания, которые характеризуютих в качестве деформированных, в отличиеот правосознания сотрудников проявляющих самостоятельность.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование психологических особенностей сотрудников МВД, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Личностный опросник Г. Айзенка» и «Анкетный тест Спилбергера».Далее нами было проведено диагностическое исследование психологических особенностей молодых сотрудников, проработавших в правоохранительных органах менее года и проработавших больше пяти лет с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу,основанную на предположении о том, что психологические особенности молодых сотрудников МВД отличаются от психологических особенностей старых сотрудников МВД.В третьей главе были рассмотрены подходы к решению проблемы деформации правосознания сотрудников МВД.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованных источниковАгеева М.А. Формирование правового сознания граждан России // Социально-гуманитарные знания. - № 6, 2008. - С. 309-316.Балина Т.Н. Психологические аспекты формирования индивидуального правосознания // Философия права. - № 1, 2005. – С. 31-54.Баранов П.П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава ОВД. - Ростов н/Д, 1997. – 224 с.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. – 400 с.Васильев В.Л. Юридическая психология – Спб.: Питер Пресс, 2010. – 608 с.Евстафеева Е.В. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (теоретический анализ). // Журнал. Историческая и социально-образовательная мысль. - № 2 (18), 2013. – С. 137-141.Карпец, И.И. Правосознание и причины преступности / И.И. Карпец, А.Р. Ратинов // Советское государство и право. - № 12, 1968. – С.33-49.Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.Клонингер С. Теории личности: познание человека. – Спб.: Питер, 2003. – 720 с. Ковалев, С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. - № 13, 2009. – С. 55-79.Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.Мариновская И.Д. Юридическая психология – М.: Дело, 2005. – 384 с.Маслак Ю.А. Проблема деформации правосознания и пути ее преодоления. // Журнал. Огарёв-Online. - №, 2015. - С. 1-6.Панченко, А.М. Социально-психологические факторы, влияющие на деформацию правового сознания сотрудников правоохранительных органов / А.М. Панченко, И.А. Канина // Юридическая психология. - 2014. - № 4. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.Подольский В.В. Правовой нигилизм как особая форма деформации правосознания в современной России. // Журнал. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - № 1 (194), 2017. – С. 120-121.Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение: теория и методол. исслед. - Красноярск, 1988. – 300 с.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. – 512 с.Славская А.Н. Правовое сознание личности в условиях современной российской действительности // Развитие психологии в системе комплексногочеловекознания: сб. науч. тр. - М., 2012. – С. 77-99.Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. - М. : Академия, 2002. – 368 с. Стругова Е.В. О правосознании и его деформации. // Журнал. Юридическая наука. - №, 2016. – С. 41-48. Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. - М. : Психотерапия, 2009. – 173 с. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. - М., 2010. – 420 с.Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4.

Список использованных источников

1. Агеева М.А. Формирование правового сознания граждан России // Социально-гуманитарные знания. - № 6, 2008. - С. 309-316.
2. Балина Т.Н. Психологические аспекты формирования индивидуального правосознания // Философия права. - № 1, 2005. – С. 31-54.
3. Баранов П.П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава ОВД. - Ростов н/Д, 1997. – 224 с.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
5. Васильев В.Л. Юридическая психология – Спб.: Питер Пресс, 2010. – 608 с.
6. Евстафеева Е.В. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (теоретический анализ). // Журнал. Историческая и социально-образовательная мысль. - № 2 (18), 2013. – С. 137-141.
7. Карпец, И.И. Правосознание и причины преступности / И.И. Карпец, А.Р. Ратинов // Советское государство и право. - № 12, 1968. – С.33-49.
8. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
9. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
10. Клонингер С. Теории личности: познание человека. – Спб.: Питер, 2003. – 720 с.
11. Ковалев, С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. - № 13, 2009. – С. 55-79.
12. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с.
13. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
14. Мариновская И.Д. Юридическая психология – М.: Дело, 2005. – 384 с.
15. Маслак Ю.А. Проблема деформации правосознания и пути ее преодоления. // Журнал. Огарёв-Online. - №, 2015. - С. 1-6.
16. Панченко, А.М. Социально-психологические факторы, влияющие на деформацию правового сознания сотрудников правоохранительных органов / А.М. Панченко, И.А. Канина // Юридическая психология. - 2014. - № 4.

17. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.
18. Подольский В.В. Правовой нигилизм как особая форма деформации правосознания в современной России. // Журнал. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - № 1 (194), 2017. – С. 120-121.
19. Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение: теория и методол. исслед. - Красноярск, 1988. – 300 с.
20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
21. Славская А.Н. Правовое сознание личности в условиях современной российской действительности // Развитие психологии в системе комплексного человекознания: сб. науч. тр. - М., 2012. – С. 77-99.
22. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
23. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. - М. : Академия, 2002. – 368 с.
24. Стругова Е.В. О правосознании и его деформации. // Журнал. Юридическая наука. - №, 2016. – С. 41-48.
25. Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.
26. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
27. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. - М. : Психотерапия, 2009. – 173 с.
28. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. - М., 2010. – 420 с.
29. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
30. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4.

Вопрос-ответ:

Какие исторические факты относятся к изучению деформации правосознания человека в зарубежной и отечественной психологии?

История изучения деформации правосознания человека включает в себя ряд важных фактов. В зарубежной психологии, например, внимание академического сообщества начало обращаться к данной проблеме в 1960-х годах, когда исследователи стали обращать внимание на психологические причины девиантного поведения и отклонений в правосознании. В отечественной психологии исследования в этой области проводились во время Советского Союза, а в последние годы также было изучено в свете актуальности проблемы в современном обществе.

Какие психологические причины могут привести к деформации правосознания человека в МВД?

В МВД (Министерстве внутренних дел) есть несколько психологических причин, которые могут привести к деформации правосознания. Одна из таких причин - социальное окружение и влияние корпоративной культуры. В работе сотрудников правоохранительных органов часто возникают ситуации, в которых они сталкиваются с нарушением закона и преступлениями, что может повлиять на их правосознание и мировоззрение. Также, высокая нагрузка и стрессы, связанные с работой в МВД, могут оказывать отрицательное влияние на психическое состояние и правосознание сотрудников.

Какое эмпирическое исследование было проведено по психологическим причинам деформации правосознания человека?

В рамках эмпирического исследования были использованы организационные методы, такие как анкетирование и наблюдение. Участниками исследования были сотрудники правоохранительных органов, чтобы проанализировать, как работа в МВД может влиять на их психологическое состояние и правосознание. Анкетирование проводилось с использованием стандартизированных вопросов, чтобы получить данные о мнениях и ощущениях сотрудников. Наблюдение позволило исследователям наблюдать поведение сотрудников в реальной ситуации работы.

Какие исторические факторы способствуют деформации правосознания человека?

В истории изучения деформации правосознания человека были выявлены различные факторы, которые могут способствовать данному явлению. В зарубежной и отечественной психологии были исследованы такие факторы, как социальные неравенства, негативный влияние массовой культуры, субъективная интерпретация законов и норм, отсутствие эмоциональной поддержки и т.д.

Какие психологические причины могут привести к деформации правосознания человека в МВД?

В МВД существуют определенные психологические факторы, которые могут способствовать деформации правосознания. Например, постоянное воздействие на сотрудников МВД внешних условий, таких как стресс, противоборство и опасность, может привести к появлению негативных эмоций и отрицательного отношения к обществу и закону.

Каковы выводы по первой главе статьи?

В первой главе данного исследования были рассмотрены история изучения деформации правосознания в зарубежной и отечественной психологии, а также психологические причины деформации правосознания в МВД. Были выявлены основные факторы, которые могут влиять на формирование отрицательного отношения к закону и правосознанию.

Что представляет собой гипотеза данного исследования?

Гипотеза данного исследования заключается в том, что психологические факторы могут оказывать значительное влияние на деформацию правосознания человека. Было предположено, что исторические, социальные и психологические обстоятельства могут способствовать формированию негативных установок и отношений к закону и правосознанию.

Что включает в себя вторая глава статьи?

Во второй главе данной статьи было проведено эмпирическое исследование психологических причин деформации правосознания человека. В ней были описаны организация и методы данного исследования, которые были использованы для выявления и анализа различных факторов, влияющих на формирование негативных отношений к закону и правосознанию.

Какие источники изучения деформации правосознания человека были использованы в зарубежной и отечественной психологии?

В зарубежной и отечественной психологии для изучения деформации правосознания человека использовались различные источники. Одним из основных источников является социальная психология, которая изучает влияние общества и социальной среды на формирование правосознания. Также использовались исследования в области клинической психологии, которые помогают понять психические механизмы, приводящие к деформации правосознания. Некоторые исследования были проведены в рамках криминалистической психологии, где изучается психическое состояние преступников и их восприятие закона. Также использовались психологические исследования, проводимые в МВД, которые помогают понять причины деформации правосознания у сотрудников правоохранительных органов.

В каких случаях деформация правосознания человека может возникать в МВД?

Деформация правосознания человека может возникать у сотрудников МВД в различных случаях. Одним из основных факторов, способствующих деформации правосознания, является эмоциональное и психическое напряжение, которое возникает при выполнении служебных обязанностей. Например, постоянное общение с преступниками, свидетелями преступлений и потерпевшими может вызывать негативные эмоции и влиять на восприятие закона. Также деформация правосознания может происходить из-за коррупционных схем и нарушения этических норм внутри организации. Некоторые сотрудники МВД могут подвергаться психологическому и физическому насилию, что также может приводить к деформации правосознания.