Влияние межличностных отношений сотрудников пограничного подразделения на качество решения оперативно-служебных задач.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 39 39 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.05.2011
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
содержание
Введение
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы влияния межличностных отношений сотрудников пограничного подразделения на качество решения оперативно-служебных задач
1.1 Особенности межличностных отношений сотрудников пограничного подразделения
1.1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
1.1.2 Особенности межличностных отношений военнослужащих
1.2 Оперативно – служебные задачи сотрудников пограничного подразделения
1.3 Межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения как фактор, оказывающий влияние на решение оперативно-служебных задач
Выводы по главе 1

Фрагмент для ознакомления

2. Эгоистичный тип. Отражает уверенность в себе, деловитость, независимость. В заостренном варианте данный тип межличностного взаимодействия проявляется в таких чертах личности как эгоистичность и черствость.
3. Агрессивный тип. Характеризует повышенную требовательность, непримиримость и жестокость. Для данного типа межличностного взаимодействия также характерна раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. В заостренном варианте агрессивный тип может проявляться в таких чертах личности как насмешливость и язвительность.
4. Подозрительный тип. Отражается в таких особенностях межличностного взаимодействия как подозрительность, недоверчивость, ревность, обидчивость и злопамятность.
5. Подчиняемый тип межличностного взаимодействия характеризуется повышенной самокритичностью, скромностью, робостью и стыдливостью.
6. Зависимый тип межличностного взаимодействия характеризуется проявлением таких качеств как благодарность, уважительность, стремление доставлять радость партнеру по взаимодействию.
7. Дружелюбный тип межличностных взаимодействий характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.
8. Альтруистический тип отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.
Все вышеперечисленные качества профпригодности сотрудников пограничного подразделения в разной степени присутствуют в различных типах взаимодействия. Поэтому доминирование того или иного типа будет определенным образом оказывать влияние на выполнение служебно-операционных задач. Например, доминирование агрессивного типа межличностного взаимодействия будет негативным образом отражаться на коммуникативных навыках, что является весьма важным при несении службы на пропускных пунктах. Подобный тип межличностных отношений будет детерминировать грубость в общении, скорее переход к превинтивным насильственным методам, нежели к поиску компромисса и формированию терпеливости.
Необходимо отметить, что зачастую люди, которые переходят государственную границу, стоят перед пропускным пунктом достаточно большое время, что в свою очередь будет детерминировать их повышенную раздражимость, а также снижение внимательности при заполнении разного рода документации, может наблюдаться нарушение памяти. Поэтому для сотрудников пограничных подразделений крайне важно быть предельно внимательными, максимально компетентными, сдержанными. Но в то же время они должны обладать определенной долей авторитарности, чтобы организовать людей. Этому будет способствовать доминирование таких типов межличностного взаимодействия, как авторитарный в совокупности с дружелюбным. Ибо в данном случае негативные стороны одного типа межличностных отношений будут компенсироваться положительными качествами другого типа. Например, стремление к доминированию будет компенсироваться адекватным, дружелюбным отношением к сотрудникам и гражданам, соответственно возможно избежание излишней авторитарности.
В качестве негативного фактора, влияющего на эффективность выполнения служебно-оперативные задач, могут выступать ярко выраженные качества подозрительного и эгоистичного типов межличностных отношений. С одной стороны, сотрудник пограничного подразделения с ярко выраженным подозрительным типом межличностных отношений будет видеть злой умысел в каждом неправильном движении, поступке как сослуживца, так и мирного гражданина, что при особенностях внешних условий нахождения на контрольно-пропускном пункте границы Российской Федерации может обуславливать формирование конфликтных ситуаций, а это в свою очередь в целом будет негативным образом влиять на выполнение сотрудниками своих служебно-операционных задач. Конечно, наблюдательность весьма важный компонент в деятельности сотрудника пограничных войск. Но необходимо отметить, что она различается по уровню эмоциональной и интеллектуальной насыщенности. Человек с ярко выраженным подозрительным типом межличностных отношений будет в целом более придирчив, что в свою очередь может детерминировать ряд проблем при решении служебно-оперативных задач. В тоже время умеренное выражение качеств подозрительного типа будет обуславливать высокую внимательность со стороны сотрудников пограничного подразделение. В совокупности с психологическими знаниями это будет способствовать повышению качества выполнения служебно-оперативных задач.
Служба в пограничном подразделении подразумевает четкую правовую регламентацию их деятельности, которая подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. При этом вся деятельность сотрудника определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия. В рамках нашей темы исследования, это будет отражаться на выраженности таких типов межличностного отношения как подчиняемый с одной стороны и авторитарный с другой.
Агрессивная социальная среда, в которой находятся сотрудники пограничного подразделения, весьма благоприятным образом влияет на формирование авторитарного и агрессивного типа межличностных отношений с одной стороны.
Коммуникабельность является весьма важным качеством для профессий категории «человек-человек», к которой также можно отнести деятельность сотрудников пограничного подразделения.
Особенностью коммуникативного взаимодействия сотрудников пограничников является то, с одной стороны оно является нормативным и регламентированным, а с другой стороны то, что в рамках своей профессиональной деятельности они общаются с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это, в свою очередь, требует от него знания психологии общения в частности и психологии человека в целом.
При общении с гражданами сотрудники пограничной службы решают служебные задачи. Поэтому вполне естественно, что от их умений общаться с людьми, устанавливать психологический контакт будет зависеть в конечном итоге и эффективность их деятельности. Отсюда можно сделать вывод о том, что коммуникативные качества являются достаточно важным элементом в структуре профессионального мастерства сотрудников пограничного подразделения.
Необходимо отметить, что общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. Поэтому крайне важно, чтобы каждый сотрудник пограничной службы был вежлив и тактичен при обращении с гражданами, чутко относился к их просьбам и заявлениям, адекватно оценивал их поведение.
В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры, который сотрудник пограничных войск должен уметь грамотно преодолеть:
логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания;
стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию;
семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря и смысловой информации, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур;
фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Следует говорить четко, внятно и достаточно громко.
Вышеуказанные барьеры могут детерминироваться разными причинами. Например:
боязнью вступать в контакт с работниками пограничной службы;
взаимонепониманием;
недоверием;
неверным объяснением намерений сторон и т.п.
К тому же эти барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновению конфликтов, в конечном итоге являясь причиной невыполнения служебно-оперативных задач.
Итак, коммуникативная деятельность сотрудника пограничных войск заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно- служебных задач. Но для того, чтобы оказывать влияние на людей в процессе коммуникативного взаимодействия, в личности сотрудника пограничных войск достаточно высокий интеллект и эрудиция должны гармонически сочетаться с сильной волей, а также с комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.
Основными характеристиками профессионального общения военнослужащих пограничных войск является:
профессиональная направленность;
правовая регламентация;
наличие психологических барьеров;
вынужденный характер общения.
В качестве основных коммуникативных качеств, которые будут определяться с одной стороны доминирующим типом межличностных отношений, а с другой стороны будут влиять на эффективность выполнения служебно-оперативных задач, можно назвать следующие:
умение быстро устанавливать психологический контакт с различным контингентом, располагать к себе;
умение слушать и слышать других людей;
умение оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативно-служебной деятельности;
умение преодолевать различные психологические барьеры в процессе коммуникативного взаимодействия.
Необходимо отметить, что вполне естественным будет являться тот факт, что при разных типах межличностного взаимодействия будут проявляться различные особенности общения. В частности, при авторитарном и агрессивном типе межличностных отношений коммуникативных характер может носить в большинстве случаев односторонний характер. При этом в нем будет исключено доверие между участниками данного взаимодействия, что в целом окажет негативное влияние на решение служебно-операционных задач.
С другой стороны при дружелюбном и умеренно авторитарном, а также подчиняемом и альтруистическом типе межличностных отношений коммуникативный процесс будет благоприятно влиять на решение профессиональных задач.
Итак, подводя краткие выводы по проведенному теоретическому анализу литературы, направленного на исследование межличностных отношений как фактора, оказывающего непосредственное влияние на выполнение военнослужащими пограничного подразделения служебно-оперативных задач, можно предположить, что наиболее эффективному выполнению служебно-операционных задач военнослужащих будет способствовать рациональное сочетание подчиняемого, дружелюбного и административного типов межличностного взаимодействия. С другой стороны преобладание в профессиональном общении административного, подозрительного и агрессивного типов межличностных отношений отрицательно скажутся на результатах профессиональной деятельности категории «человек-человек».


























Выводы по главе 1

Межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции определяются целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата коллектива. Особенности социальной среды формируют определенные характеристики межличностных отношений в военном коллективе. При этом важной детерминантой является тот факт, что отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. Существует множество оснований для классификации взаимоотношений между военнослужащими. В настоящее время наиболее часто встречаемыми является деление на формальные, неформальные, товарищеские.
Служебно-оперативные задачи военнослужащих пограничного подразделения определяются нормативно-правовыми документами и включает в себя правовые, организационные, политические, экономические, военные, инженерные, технические, санитарные, экологические и иные меры.
Эффективность выполнения данных задач можно определить как через непосредственную оценку руководителя подразделения, так и через формирование в рамках определенного типа отношений профессионально значимых качеств личности, к наиболее важным из которых можно отнести коммуникативные навыки.
Затронутая проблематика в настоящее время мало изучена. Но исходя из теоретического анализа научной литературы, можно предположить, что тип межличностных отношений оказывает непосредственное влияние на выполнение сотрудниками пограничных войск своих служебно-оперативных задач. Также наиболее эффективному выполнению служебно-операционных задач будет способствовать умеренная выраженность подчиняемого, дружелюбного и административного типа межличностного взаимодействия. С другой стороны снижению эффективности выполнения служебно-операционных задач будет способствовать ярко выраженная административный, подозрительный и агрессивный тип межличностного отношения.























Список использованной литературы
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 1988. – 432 с.
Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников вынткренних дел – Ташкент:, 2001
Барабаш А. Влияние боя на психику воина. Ориентир.-2004.-№6
Бобнев М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 1975.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982.
Боченков А.А., Шостак В.И., Глушко А.Н. Актуальные проблемы военной психофизиолгии //Воен.-мед. журн. - 1996. - N 12. с 35-40
Буранов С. Национально-психологические особенности военнослужащих// Ориентир.-2003.-№7
Буранов С. Конфликты в воинских коллективах //Ориентир.-2003.-№7
Военная психология, методология, теория, практика. Учебное пособие. - М., ВУ, 1996.
Война и психическое здоровье / Под ред. С.В. Литвинцева и В.К. Шамрея. - СПб., ВМедА, 2002.
Гриншун И.Проблема развития линости в трудах Дж. Морено// Развитие личности, №1, 2003 http://rl-online.ru/articles/1-03/60.html
Калюжный А.С. Конфликты в воинских коллективах: Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - 33 с.
Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - 41 с.
Караяни А.Г., Сыромятников И.В., Прикладная военная психология, СПб, «Питер», 2006 г., с. 188
Корчемный П., и др. Военная психология: методология, теория, практика http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/abdur/04.php
Коупленд Н. Психология и солдат. – М., 1991
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Кудерков С.М., Никифоров В.С. Опыт гигиенической оценки физического состояния военнослужащих //Материалы НПК "Современные проблемы военной гигиены". - СПб., 1996. - С. 129-131.
Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.
Курячий С. И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. «Вопросы психологии»// 1983, №6. с. 105 - 108.
Методики социально-психологической диагностики личности и группы / отв. Ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Хащенко. М., ИПАН СССР, 1990
Морозов А.В. Психология личности. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
Мясишев В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж. 1995.
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора//Все психологические тесты http://vsetesti.ru/86/
Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей.// «Вопросы психологии», 1982, №5. с. 139 - 141.
Погодин Ю.И., Новиков В.С., Боченков А.А. Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих //Воен.-мед. журн. - 1998. - N 11. - С. 27-36.
Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. //Современная психология. М., 1999. С. 508-523.
Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «БАХРАХ», 1998 г.-672 с
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии - М: Аспект Пресс, 1999 – 234 с.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова, Л.: Наука, 1979 – 121 с..
Социальная психология//Под ред. А.Л.Журавлева http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/socpsy.htm#a
Стрельников В. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.Ориентир.-2004.-№7
Сушков И.Р.Психология взаимоотношений..М.: Изд-во Ин-т психологии РАН , 1999.
Тутушкина М. К. Общение и межличностные отношения // Практическая психология. СПб., 1997. С. 159-172.
Шамаев В.Г., Локтев Е.М. Общественно-государственная подготовка Воронеж,2004.
Эксакусто Т. В. «Барьеры» общения и диагностика их детерминанте целью оптимизации совместной деятельности // Психологический вестник. Вып.1. Ч. I. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1996,



Караяни А.Г., Сыромятников И.В., Прикладная военная психология, СПб, «Питер», 2006 г.,
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 1988
Социальная психология//Под ред. А.Л.Журавлева http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/socpsy.htm#a

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979
Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. //Современная психология. М., 1999.
Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. //Современная психология. М., 1999.
Социальная психология//Под ред. А.Л.Журавлева http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/socpsy.htm#a
Бобнев М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 1975.

Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.
Социальная психология//Под ред. А.Л.Журавлева http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/socpsy.htm#a

Социальная психология//Под ред. А.Л.Журавлева http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/socpsy.htm#a

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии - М: Аспект Пресс, 1999
Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004
Караяни А.Г., Сыромятников И.В., Прикладная военная психология, СПб, «Питер», 2006 г.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МГУ, 1988.
Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников вынткренних дел – Ташкент:, 2001













2

-

Вопрос-ответ:

Какие особенности межличностных отношений сотрудников пограничного подразделения влияют на качество решения оперативно-служебных задач?

Межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения имеют ряд особенностей, которые могут влиять на качество решения оперативно-служебных задач. Например, уровень доверия между коллегами, коммуникационные навыки, умение эффективно сотрудничать, разрешение конфликтов и т.д. Взаимодействие между сотрудниками может повысить или снизить эффективность работы и качество выполнения задач.

Какие особенности межличностных отношений военнослужащих могут влиять на качество решения оперативно-служебных задач в пограничном подразделении?

Межличностные отношения военнослужащих в пограничном подразделении имеют свои особенности. Например, военнослужащие работают в стрессовых условиях, что может влиять на их коммуникацию и взаимодействие. Кроме того, военнослужащие обладают специфическими навыками и требованиями к выполнению задач, что также может влиять на межличностные отношения и качество решения оперативных задач.

Какое влияние уровня доверия между сотрудниками на качество решения оперативно-служебных задач?

Уровень доверия между сотрудниками пограничного подразделения имеет значительное влияние на качество решения оперативно-служебных задач. Если уровень доверия высокий, то сотрудники лучше сотрудничают, делятся информацией и опытом, эффективнее решают проблемы и достигают поставленных целей. Возможность полной коммуникации и доверительного общения повышает эффективность работы и качество результатов.

В чем заключается влияние коммуникативных навыков сотрудников пограничного подразделения на качество решения оперативно-служебных задач?

Коммуникативные навыки сотрудников пограничного подразделения имеют большое значение для качества решения оперативно-служебных задач. Хорошая коммуникация позволяет быстро и эффективно передавать информацию, уточнять детали, вырабатывать стратегию действий, координировать работу и т.д. Недостаточные коммуникативные навыки могут привести к неясности, недопониманию, ошибкам и снижению качества выполнения задач.

Какие факторы оказывают влияние на качество решения оперативно служебных задач сотрудниками пограничного подразделения?

Факторами, оказывающими влияние на качество решения оперативно служебных задач сотрудниками пограничного подразделения, являются межличностные отношения между ними, степень доверия, сотрудничество, коммуникация и эмоциональная поддержка.

Как межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения влияют на качество решения оперативно служебных задач?

Межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на качество решения оперативно служебных задач. Позитивные отношения, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке, способствуют эффективной коммуникации и высокому качеству работы. В то же время, негативные межличностные отношения, конфликты и недоверие могут препятствовать эффективному выполнению задач и снижать общую эффективность работы.

Как можно улучшить межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения с целью повышения качества решения оперативно служебных задач?

Улучшение межличностных отношений сотрудников пограничного подразделения может быть достигнуто путем развития коммуникационных навыков, проведения тренингов на повышение доверия и конструктивного взаимодействия, стимулирования возможности командной работы и сотрудничества. Также важно создать атмосферу взаимной поддержки и успеха, где каждый член команды ощущает свою значимость и ценность.

Каковы особенности межличностных отношений военнослужащих пограничного подразделения?

Межличностные отношения военнослужащих пограничного подразделения характеризуются особым уровнем доверия, взаимоподдержкой и боевым духом. Военнослужащие обладают высокой степенью дисциплины и приверженности своей команде, что создает особую атмосферу взаимного уважения и взаимодействия. Однако в рамках данного исследования необходимо учитывать также и негативные аспекты, такие как возможный конфликт и перегрузка военнослужащих, которые могут оказывать отрицательное влияние на межличностные отношения и качество работы в целом.

Какие особенности межличностных отношений в пограничном подразделении?

Межличностные отношения в пограничном подразделении имеют свои особенности, обусловленные спецификой работы сотрудников в данной сфере. К ним относятся высокая степень взаимозависимости, необходимость сотрудничества и синхронной работы, а также прямая зависимость от качества межличностных отношений на эффективность выполнения задач.

Какие особенности межличностных отношений военнослужащих?

Основными особенностями межличностных отношений военнослужащих являются высокая степень доверия и солидарности, строгая иерархия, акцент на командном подчинении. Военные сотрудники должны оперативно взаимодействовать между собой, поддерживая высокий уровень командного контроля, что способствует успешному выполнению оперативно-служебных задач.

Как межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения влияют на качество решения оперативно-служебных задач?

Межличностные отношения сотрудников пограничного подразделения оказывают прямое влияние на качество решения оперативно-служебных задач. Хорошая коммуникация, взаимовыручка и доверие между сотрудниками позволяют эффективно сотрудничать, решать проблемы совместно и в сжатые сроки. Негативные отношения могут привести к конфликтам, неэффективному взаимодействию и низкому качеству работы.

Почему межличностные отношения в пограничном подразделении важны для выполнения оперативно-служебных задач?

Межличностные отношения в пограничном подразделении являются основой для эффективного выполнения оперативно-служебных задач. Взаимодействие между сотрудниками должно быть гармоничным и согласованным, чтобы обеспечить успешное выполнение поставленных задач. Успешное решение оперативно-служебных задач зависит от тесного сотрудничества и командной работы.