Особенности организации и занятий по аппликации с детьми среднего возраста в ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 44 44 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 02.09.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 ㅤ Понятие ㅤ художественного ㅤ творчества 5
1.2 Особенности художественного творчества дошкольников 6
1.3 Хаיִрактеיִристика аппликации как сיִредства יִразвития художественного твоיִрчества детей дошкольного возיִраста. 8
1.4 Понятие «умение» в психолого-педагогической литературе 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АППЛИКАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ 18
2.1 Методика обучения аппликации в возрастных группах ДОУ 18
2.2 Матеיִриалы и обоיִрудование для занятий по аппликации 20
2.3 Исследование аппликационных умений и навыков в аппликации у детей средней группы 24
2.4 Цикл организованной образовательной деятельности по формированию технических умений в аппликации у детей средней группы 33
2.5 Рекомендации по формированию аппликационных умений у детей средней группы в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Фрагмент для ознакомления

Критерии оценки были определены по следующим уровням: высокий, средний, низкий. Дети умеют держать ножницы, но не всегда у них получается разрез по прямой, что соответствует среднему уровню.Результаты диагностической методики «Мы умеем вырезать» в таблице 3, (рисунок 3).Таблица 3 - Результаты диагностической методики «Мы умеем вырезать»Ф.И. ребенкаДиагностическая методика 3«Мы умеем вырезать»УровниУмение правильно пользоваться ножницамиУмение составлять композиции из готовых и самостоятельно вырезанных форм1 Марина В.В.у.С.у.С.у.2Ирина С.Н.у.С.у.С.у.3Алина Т.Н.у.С.у.В.у.4Анастасия П.С.у.В.у.С.у.5Кирилл Л.Н.у.С.у.Н.у.6Дмитрий И.С.у.С.у.С.у.7Светлана Ч.Н.у.С.у.С.у.8Елена С.Н.у.С.у.С.у.9Олег Б.С.у.С.у.В.у.10Егор К.Н.у.Н.у.Н.у.Итог по уровням данной диагностической методики:В.У.- высокий уровень – 2 детей, 20;%С.У.- средний уровень - 6 ребенка, ,60% детей;Н.У.- низкий уровень – 2 ребенок, 20% детей;Рисунок3. Результаты диагностической методики «Мы умеем вырезать»По результатам трёх диагностических методик мы отметили, что средний уровень был выявлен у70% детей экспериментальной группы и 30% детей имеют низкий уровень аппликационных умений и навыков.Таблица 4 - Сводная таблица констатирующего этапа эксперимента№П.п.ИмяребенкаДиагностические методики Итого по уровням«Запусти рыбок в акквариум»«Техника в аппликации»«Мы умеем вырезать»1. Марина В.Н.у.С.у.С.у.С.у.2.Ирина С.Н.у.Н.у.С.у.Н.у.3.Алина Т.С.у.С.у.В.у.С.у.4.Анастасия П.С.у.В.у.С.у.С.у.5.Кирилл Л.Н.у.С.у.Н.у.Н.у.6.Дмитрий И.С.у.С.у.С.у.С.у.7.Светлана Ч.С.у.Н.у.С.у.С.у.8.Елена С.С.у.С.у.С.у.С.у.9.Олег Б.Н.у.С.у.В.у.С.у.10.Егор К.Н.у.Н.у.Н.у.Н.у.Итог по уровням данной диагностической методики:В.У.- высокий уровень –0% детей;0С.У.- средний уровень - 7 детей, 70%;Н.У.- низкий уровень – 3 ребенка, 30% детей;Рисунок 4.Результаты диагностических методик на констатирующем этапе экспериментаТаким образом, по результатам эксперимента всех детей средней группы можно разделить на две группы по уровню развитияаппликационных умений и навыков .2.4 Цикл организованной образовательной деятельности по формированию технических умений в аппликации у детей средней группыНа основании изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы по проблеме формирования технических умений в аппликации у детей среднего дошкольного возраста, а также с учётом результатов проведённой диагностики был составлен и частично апробирован цикл организованной образовательной деятельности (ООД) по аппликации в средней группе.При составлении цикла ООД были использованы рекомендацииТ.С.Комаровой, Г.С.Швайко, А.Н.Малышевой, Н.В.Ермолаевой.Проведение цикла ООД по аппликации с детьми средней группы предполагает решение следующих задач:-развитие умений выполнять аппликацию из цветной бумаги;-обучение приемам составления изображения предметов из отдельных частей;-закрепление умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;-формирование умений резания по прямой, по косой, по диагонали, вырезания круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника;-закрепление умения аккуратно наклеивать изображениеМатериал и оборудование для ООД по аппликации-цветная бумага;-ножницы;-розетки с материалом;-клейстер;-кисточки;-салфетки;-клеёнки;-игрушки для обследования и обыгрывания.Таблица 1. Цикл ООД по аппликации в средней группе№ п/пТемаПрограммные задачиТехнические уменияВремя проведения1.«Красивые ворота»Учить выполнять аппликацию постройки из узких полос,закреплять приемы разрезания широких полос бумагиУмение держать ножницы, резание по прямой широких полос, выкладывание деталей, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеСентябрь2.«Красивые флажки»Учить выполнять аппликацию флажков,развивать умение работать ножницами: правильно держать их; резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки; закреплять приемы аккуратного наклеивания; умение чередовать изображения по цветуУмение держать ножницы, резание по прямой широких полос, выкладывание деталей, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеСентябрь3.«Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы»Закреплять умение создавать изображения из полосок бумаги,развивать умение резать узкую полоску бумаги правильно держать ножницы, развивать творчество, воображениеУмение держать ножницы, резание по прямой узких полос, выкладывание деталей, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеОктябрь4.«Украшение фартука»Развивать умение составлять на полосе простой узор из элементов народного орнамента,развивать цветовое восприятиеУмение держать ножницы, резание по прямой узких полос, выкладывание деталей на полосе, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеОктябрь5.«Аквариумс рыбками»Продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение рыбок на листе. Развивать умение изображать рыбок, плавающих в разных направленияхРазрезание квадрата по диагонали, выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеНоябрь6.«Парусная лодочка»Развивать умение создавать изображение лодочки, срезая углы у прямоугольника.Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображениеРезание квадрата по диагонали, прямоугольника - по косой, выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеНоябрь7.«Домик»Закреплять умение составлять изображение домика из частей, красиво подбирать детали по цветуРезание по диагонали, по прямой, выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеиваниеДекабрь8.«Бусы на елку»Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получениябусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы и цветаВырезание круга из квадрата и овала из прямоугольника,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеДекабрь9.«Украшение платочка»Учить составлять узор, выделять углы, стороны квадрата; подбирать цветосочетания;преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные уменияРезание круга пополам, резание по диагонали,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеЯнварь10.«Летящие самолеты»Развивать умениеправильно составлять изображения самолетов из деталей; аккуратно наклеивать, плавно срезать его углыВырезание овала из прямоугольника,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеЯнварь11.«В магазин привезли красивыепирамидки»Учить выполнять аппликацию пирамидки,подбирать цвета, располагать круги от самогобольшого к самому маленькомуВырезание круга из квадрата,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеФевраль12.«Неваляшка»Учить выполнять аппликацию неваляшки,располагать круги от самогобольшого к самому маленькомуВырезание круга из квадрата,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеФевраль14.«Весенний цветок»Учить детей выполнять изображение нераспустившегося цветка; использовать в аппликации два оттенка одного цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.Вырезание круга приемом плавного закругления углов квадрата, разрезание круга по сгибу пополам;выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеМарт15.«Вырежи и наклей красивыйцветок в подарок маме и бабушке»Развивать умениевырезать и наклеивать красивый цветок,развивать чувство цвета,воспитывать желание порадовать маму и бабушку своими изделиямиВырезание круга приемом плавного закругления углов квадрата,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеМарт16.«Тележка с игрушками»Закреплять умение вырезать нужные частидля создания аппликации тележки, дополнять изображение деталямиРезание по прямой, вырезание круга,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеАпрель18.«Красная Шапочка»Учить изображать сказочный персонаж,характерные детали, соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеиватьРезание по прямой, по косой, вырезание круга,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеАпрель19.«Бабочки на весеннейполянке»Учить создавать аппликацию бабочек,красиво подбирать бумагу по цветуВырезание овала,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеМай20.«Цыплята в траве»Учить создавать аппликацию цыплят из частей круглой формы,развивать композиционные уменияВырезание круга,выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеиваниеМайПри составлении цикла ООД по аппликации учитывались возрастные особенности детей средней группы, имеющийся уровень сформированности умений в аппликации, индивидуальные особенности и предпочтения детей.Организованная образовательная деятельность подбиралась с учетом постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы, для того чтобы дети могли осознанно применять те или иные приемы вырезания.2.5 Рекомендации по формированию аппликационных умений у детей средней группы в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации)Продуктивная деятельность по аппликации даст положительные результаты при условии планомерности ее проведения.Построение ООД должно осуществляться так, чтобы в каждой последующей деятельности усложнялись задачи работы, а умения не только закреплялись, но и усложнялись.Во время занятий аппликацией необходимо следить, чтоб дети правильно держали ножницы, соблюдая технику безопасности (ножницы должны быть не тугие, с закруглёнными концами, соответствовать размеру руки).Удобнее всего держать ножницы большим и средним пальцами, а указательным придерживать их снизу.Занятия с детьми должны носить непринуждённый характер.Можно использовать старые журналы, предлагая детям вырезать то, что им нравится: дом, машину, животных.Аппликация начинается с «заготовок».Согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» (раздел 2, статья 26), дошкольное образование в области искусств реализуется в целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания детей, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения .Научить ребенка осознанно использовать технические умения как средство, позволяющее с наибольшей полнотой передавать в аппликации характер образа, выражать к нему свое отношение - одна из важнейших задач продуктивной деятельности.Изображать предметы, воплощать в аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой вырезания и наклеивания. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.Прочное овладение техническими умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности. Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач в каждой организованной образовательной деятельности, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.Трудности в овладении теми или иными умениями вызываются отставанием развития движения рук, слишком малым двигательным опытом. Нередко мешает и неумение ребенка сосредоточиться, напрячь усилие для совершения действия, проявить упорство в достижении результата.Очень важно и ценно вовремя предоставить ребенку возможность экспериментировать с бумагой и ножницами. Пусть он складывает, сминает, разрывает разные виды бумаги, делает всевозможные надрезы и срезы. Ребенок будет накапливать свой собственный опыт.Исходя из теоретического анализа проблемы формирования технических умений детей среднего дошкольного возраста в аппликации, а также опытных данных, которые были получены в данной работе, можно сделать выводы:-условием формирования апплиекационных умений и навыков в аппликации у детей среднего дошкольного возраста является практическая, продуктивная деятельность;-формирование технических умений в аппликации должно осуществляться в рамках целостного, непрерывного процесса;-наиболее приемлемой программой обучения продуктивной деятельности с позиции формирования технических умений в аппликации является основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;Определяя методику формирования технических умений, следует учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Поэтому при показе действий с ножницами очень важно переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это отсутствие или недостаточность зрительно-кинестетического контроля за совершаемым движением. Чтобы успешно преодолеть эту трудность, необходимо фиксировать внимание детей на движениях рук.В процессе опытно-практической работы использовались такие формы, как подготовка и проведение организованной образовательной деятельности по аппликации, организация упражнений (при усвоении приемов вырезания). Учитывая специфику среднего дошкольного возраста, активно использовались игровые приемы. В процессе работы дети овладели элементарными умениями при работе с простейшими инструментами (ножницами, кистями, клейстером).ЗАКЛЮЧЕНИЕИнтерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.Основная мысль и гипотеза работы полностью подтверждается. Для проверки этой гипотезы были проведены занятия констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.Все они носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.Было легко добиваться от детей проявления самостоятельности и творчества.Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.2.Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. – 244 с.3.Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.4.Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.5.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.6.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.7.Удина Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 645-650.

1.Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2.Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. – 244 с.
3.Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
4.Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
5.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.
6.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
7.Удина Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 645-650.

Вопрос-ответ:

Что такое художественное творчество?

Художественное творчество - это процесс, в результате которого создается художественное произведение, выражающее эмоции и мысли автора.

Какие особенности художественного творчества у дошкольников?

Особенности художественного творчества у дошкольников заключаются в их способности воспринимать окружающий мир органами чувств, свободно и неограниченно выражать свои эмоции и фантазии, искренне и непосредственно отражать свое внутреннее мироощущение в создаваемых произведениях.

Какая характеристика аппликации как средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста?

Аппликация является универсальным средством развития художественного творчества детей дошкольного возраста, так как она развивает их мелкую моторику, воображение, эстетическое восприятие и художественный вкус, а также способствует формированию представлений об окружающем мире и самовыражению.

Что понимается под понятием "умение" в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе под понятием "умение" понимается способность и готовность человека осуществлять те или иные действия, используя свои знания и навыки.

Как организовываются занятия по аппликации с детьми среднего возраста в ДОУ?

Занятия по аппликации с детьми среднего возраста в ДОУ организовываются в виде игровых и творческих активностей, которые позволяют детям развивать свои творческие способности и воображение, а также обучаться различным элементам и приемам аппликации.

Что такое художественное творчество у детей дошкольного возраста?

Художественное творчество у детей дошкольного возраста - это процесс выражения своих мыслей, эмоций и фантазий с помощью художественных средств, таких как рисование, аппликация, лепка, резьба и другие.

Какие особенности художественного творчества у дошкольников?

Особенности художественного творчества у дошкольников включают нестандартный подход к творческому процессу, выражение собственных эмоций и фантазий, отсутствие страха перед ошибками, способность к экспериментам и самовыражению через искусство.

В чем особенности аппликации как средства развития художественного творчества у дошкольников?

Аппликация является одним из самых доступных и удобных для дошкольников средств для развития художественного творчества. Она позволяет детям развивать мелкую моторику, воображение, цветовосприятие и комбинаторные способности. Также, аппликация помогает детям выражать свои эмоции и фантазии через создание разнообразных композиций из различных материалов.

Что означает понятие "умение" в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе понятие "умение" обозначает способность и готовность к выполнению определенной задачи при использовании определенных знаний и навыков.

Как можно организовать занятия по аппликации с детьми среднего возраста в дошкольном образовательном учреждении?

Для организации занятий по аппликации с детьми среднего возраста в ДОУ можно использовать различные методы и приемы, такие как демонстрация примеров, пошаговая инструкция, использование разнообразных материалов и техник, индивидуальная и групповая работа, а также стимулирование детей к самостоятельности и творческому мышлению.

Какие особенности есть в организации занятий по аппликации с детьми среднего возраста в ДОУ?

Организация занятий по аппликации с детьми среднего возраста в ДОУ имеет свои особенности, такие как групповая работа, применение разных материалов и инструментов, ориентация на развитие художественного творчества и т.д. Важно создать условия для самостоятельной работы ребенка, поддерживать его интерес и создавать атмосферу творчества.

Чем отличается художественное творчество дошкольников от художественного творчества взрослых?

Художественное творчество дошкольников отличается от художественного творчества взрослых своими особенностями. Дети в своих работах используют яркие цвета, необычные формы, пытаются передать свои эмоции и впечатления. Взрослые же чаще всего стремятся к более реалистичной передаче объекта творчества и проявляют большую взрослость и опыт в своих работах.