Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми по развитию пальчиковой моторики
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 23.08.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста 4
2.Индивидуальная и групповая работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста 6
Заключение 10
Список используемой литературы 12
Этому способствуют систематически проводимые в дошкольной образовательной организации и домашней обстановке игры, разминки и упражнения. С их помощью дети овладевают такими полезными умениями, как самостоятельно шнуровать ботинки, заплетать косички, строить из конструктора, лепить из пластилина и глины, мастерить самодельные сувениры и, конечно же, держать ручку и карандаш. А поскольку, как уже было сказано выше, развитие пальцев рук способствует развитию мышления и речи, в итоге у детей не будет проблем с обучением в школе.Таким образом, для развития и формирования мелкой моторики рук в дошкольной образовательной организации можно использовать: различные виды предметно-практической деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), пальчиковые игры, игры для пальцевой моторики с пением, игры с мячом, теневой театр, пазлы, мозаики и другие средства, направленные на развитие мелкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста.ЗаключениеВ ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Она влияет на различные психические функции и свойства сознания, такие как внимание, мышление, речь, воображение, координация (оптикопространственное восприятие), наблюдательность, двигательная и зрительная память. Поэтому в любой из периодов жизни движения рук очень важны. Развитие мелкой моторики необходимо также потому, что и в дальнейшей жизни понадобятся связанные с ней умения: движения кисти и пальцев должны быть достаточно точны и скоординированы так, чтобы без проблем одеваться, писать, чертить и рисовать, выполнять множество других действий, связанных с бытом и учебой.В первые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всестороннего представления об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно-двигательное восприятие: сего помощью кроха получает первые впечатления о форме предметов, их размерах, расположении в пространстве. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать точность движений, и в первую очередь - кистей и пальцев рук.Уровень развития мелкой моторики рук - является важным показателем готовности ребенка к школе. И, к сожалению, именно в этом аспекте дошкольники нередко демонстрируют недостаточно высокие результаты. Так что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать не за год-два до поступления в школу, а гораздо раньше, с самых первых лет жизни.Таким образом, анализ психологической, педагогической и методической литературы позволил нам определить суть и разработать структуру ключевых понятий («мелкая моторика рук», «система работы»). Под «мелкой моторикой рук» мы понимаем совокупность скоординированных действий мышечной, нервной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук. Под «системой работы» мы понимаем такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на получение фокусированного полезного результата.Список используемой литературыГодовикова, Д.Б. Роль предварительного зрительного ознакомления ребенка с условиями задачи и формирование двигательного навыка у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б.Годовикова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 144-156.Губа, Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет [Текст] / Г.И.Губа. - М. : Педагогическое общество России, 2007.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / под ред. С.Л.Новоселовой. - М. : Просвещение, 2005. - 143 с.Максимова, С.В. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] / С.В. Максимова // Народное образование. - 2013. - №1. - С. 106-111. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского [Текст] / В.В. Мироненко. - М. : АСТ, 2012. - 528с.Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-методич. пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. - Самара : СГПУ, 2007. - 122 с.Неверович, Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте [Текст] / Я.З.Неверович // Вопросы детской психологии. - М., 2008. - С. 167-195.Новоселова, С.Л. Генетические ранние формы мышления [Текст] /С.Л.Новоселова. - М. :Мос. психол.-соц. ин-т; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика [Текст]: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - СПб. : КАРО, 2012. - 92 с.Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3 лет [Текст] / под ред. Н.М.Щелованова. - М. : Просвещение, 2009. - 183 с.Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : «ЭКСМО», 2010.Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : «ЭКСМО», 2007.Тонкова-Ямпольская, Р.В. Психофизические особенности детей раннего возраста [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.М. Мураенко, Э.Л. Фрухт. - М. : ЦОЛИУВ, 2003. - 15 с.
1. Годовикова, Д.Б. Роль предварительного зрительного ознакомления ребенка с условиями задачи и формирование двигательного навыка у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б.Годовикова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 144-156.
2. Губа, Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет [Текст] / Г.И.Губа. - М. : Педагогическое общество России, 2007.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / под ред. С.Л.Новоселовой. - М. : Просвещение, 2005. - 143 с.
4. Максимова, С.В. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] / С.В. Максимова // Народное образование. - 2013. - №1. - С. 106-111.
5. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского [Текст] / В.В. Мироненко. - М. : АСТ, 2012. - 528с.
6. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-методич. пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. - Самара : СГПУ, 2007. - 122 с.
7. Неверович, Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте [Текст] / Я.З.Неверович // Вопросы детской психологии. - М., 2008. - С. 167-195.
8. Новоселова, С.Л. Генетические ранние формы мышления [Текст] / С.Л.Новоселова. - М. :Мос. психол.-соц. ин-т; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.
9. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика [Текст]: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - СПб. : КАРО, 2012. - 92 с.
10. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3 лет [Текст] / под ред. Н.М.Щелованова. - М. : Просвещение, 2009. - 183 с.
11. Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : «ЭКСМО», 2010.
12. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : «ЭКСМО», 2007.
13. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Психофизические особенности детей раннего возраста [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.М. Мураенко, Э.Л. Фрухт. - М. : ЦОЛИУВ, 2003. - 15 с.
Вопрос-ответ:
Какие игры и упражнения помогают развитию пальчиковой моторики рук у детей?
Игры и упражнения, которые помогают развитию пальчиковой моторики рук у детей, включают в себя различные виды лепки из пластилина или глины, снятие и надевание кнопок, раскрашивание мелкими карандашами, вырезание фигур из бумаги, игры с конструкторами, нарезание фруктов и овощей, игры с лабиринтами и многое другое. Все эти занятия требуют точности движений пальцев и развивают мелкую моторику рук.
Какие проблемы могут возникать у детей с развитием мелкой моторики рук?
У детей с проблемами в развитии мелкой моторики рук могут возникать трудности при выполнении мелких движений пальцами, например, при письме, вырезании, заправлении пуговиц и т.д. Они также могут испытывать трудности в координации движений рук, что может затруднять выполнение различных задач и активностей, требующих точности.
Почему важно проводить индивидуальную логопедическую работу с детьми по развитию пальчиковой моторики рук?
Индивидуальная логопедическая работа с детьми по развитию пальчиковой моторики рук позволяет учесть особенности каждого ребенка и персонализировать занятия в соответствии с его потребностями и уровнем развития. Такой подход помогает более эффективно работать над усвоением навыков и преодолевать возможные трудности, с которыми может сталкиваться ребенок. Кроме того, индивидуальные занятия позволяют логопеду более детально отслеживать прогресс ребенка и корректировать программу, если это необходимо.
Какие преимущества имеет подгрупповая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста?
Подгрупповая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста имеет несколько преимуществ. Во-первых, она позволяет детям общаться и взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию социальных навыков. Во-вторых, в групповой работе дети могут наблюдать за примером сверстников и учиться друг у друга. В-третьих, в группе могут быть разнообразные материалы и игры, которые у каждого ребенка могут вызвать интерес и стимулировать развитие мелкой моторики рук.
Зачем развивать пальчиковую моторику у детей?
Развитие пальчиковой моторики у детей имеет ряд важных причин. Во-первых, это помогает детям улучшить свою мелкую моторику, что в свою очередь повышает их способность выполнять различные двигательные задачи, включая письмо, рисование, пение и игру на музыкальных инструментах. Во-вторых, развитие пальчиковой моторики также способствует развитию координации движений, что может быть полезно для различных видов спорта и активной игры. Кроме того, улучшение пальчиковой моторики помогает детям развить свои навыки концентрации, внимания и умения решать различные задачи.
Какие игры и упражнения помогают развить пальчиковую моторику у детей?
Существует множество игр и упражнений, которые помогают развить пальчиковую моторику у детей. Некоторые из них включают манипуляцию маленькими предметами, например, сортировку спичек, нанизывание бусинок на нитку или перекладывание пуговиц из одной коробочки в другую. Другие игры и упражнения могут включать рисование точек, кружков и прямых линий, а также вырезание и склеивание изображений. Важно подбирать такие задания, чтобы они были достаточно сложными, чтобы дети смогли развить свои моторные навыки, но при этом не настолько сложными, чтобы вызывать у них чувство фрустрации и отвращения к процессу обучения.
Какая форма работы эффективнее: индивидуальная или групповая?
Как индивидуальная, так и групповая работа по развитию пальчиковой моторики имеют свои преимущества. Индивидуальная работа позволяет логопеду более точно определить индивидуальные потребности каждого ребенка и разработать для него персональную программу развития. Однако, групповая работа предоставляет детям возможность взаимодействовать друг с другом, развивая также социальные навыки. В идеале, оптимальным решением может быть комбинация индивидуальной и групповой работы, где дети имеют возможность индивидуальных занятий с логопедом, а также участвуют в групповых играх и упражнениях, где они могут использовать и применять свои умения в реальной жизни.
Что такое пальчиковая моторика?
Пальчиковая моторика - это умение детей контролировать движения своих пальцев, что важно для развития мелкой моторики рук.