Мужская дружба в русской литературе 19 века
Заказать уникальное эссе- 22 22 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 04.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Краткий обзор темы мужской дружбы в русской литературе XIX века 5
Мужская дружба в произведениях А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова 7
Заключение 19
Став «мужем-мальчиком», «мужем-слугой из жениных пажей», Платон Михайлович позволяет своей жене, капризной и взбалмошной Наталье Дмитриевне Горич, определять свои желания, чувства и в целом стиль жизни. Чацкий до конца верен себе, в то время как его старый друг изменил своим интересам ради её удовольствия. А, так как главный герой не может принять ни фальши, ни измены собственным идеалам, - нельзя считать, что онвсё еще восторгается Платоном Михайловичем и жаждет продолжить дружбу, -вероятно, поэтому она стоит вне повествования и в художественном времени уже невозможна. В то же время Горич может являться временным двойником Чацкого. История жизни этого персонажа–возможная альтернатива развития судьбы Александра, от которой он отказался. Когда Софья отталкивает от себя Чацкого, она спасает его от судьбы Горича. Но при таком рассмотрении мы соглашаемся с тем, что Чацкий, обретя любовь, потеряет свою принципиальность, а в художественной модели мира это не возможно, так как произведение строится на противостоянии личности общественным взглядам, а такой исход событий значил бы, что Чацкий стал частью фамусовского общества.Следующие отношения между героями в произведении, требующие внимания, - отношения между Чацким и Репетиловым. Сама фамилия Репетилов указывает на роль персонажа в пьесе. Она происходит от латинского слова repetitio, которое имеет значение «повторять». Т.е. Репетилов является неким двойником Чацкого, его ложной копией. Герой и сам уничижает себя, называясь «пустомелей», «неучем» и «дураком». «Людьми пустыми дорожил!» - персонаж не осознаёт, что он поступает также и теперь, крутясь в обществе «передовой» молодёжи. Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в их суть.Герой появляется на балук его окончанию, поэтому ему неизвестно о том, что в обществе пустили слухи о безумии Чацкого. Читателю может показаться, что Репетилов будет союзником Чацкого, так как ону не верит в его сумасшествие. Репетилов зовётАлександра на тайное собрание. Он пытается убедить героя в том, что на нём будут обсуждаться важные политические вопросы. Это говорит о том, что Репетилов состоит в революционном кружке. Эта подробность неслучайна, здесь мы видим, что автор относится презрительно к веяниям закрытых обществ. Ведь сам Репетилов отмечает, что деятельность его гениальной компании – это шум, на что Чацкий незамедлительно обращает внимание: «Шумите вы? и только?». О теплоте между героями заявляет только сам Репетилов, в художественном мире произведения их попросту не существует. Герой не склонен к анализу и выдаёт желаемое за действительное, его разговоры пусты, и Чацкий при встрече с ним спешит удалиться…Отношения между ними наполнены иронией, содержащую насмешку как автора, так и главного героя. В момент появления Репетилова, он падает практически к ногам Чацкого, т.е. комичностьзадаётся писателем еще до начала диалога между персонажами. А сам Чацкий, в свойственной ему манере, вставляет иронические комментарии между несодержательными репликами Репетилова.Отношения между Чацким и Молчалиным также носят условный характер. Молчалин поклонник Софьи, увлечённый её горничной. Фамилия героя указывает на его мнимую скромность и скрытость. За молчаливость Фамусов сделал его секретарем. Данного героя можно отнести к старшему поколению по его убеждениям. Молчалинисполняет завет своего отца: угождаетабсолютно всем людям, если в этом имеется выгода для него. Чацкому он излагает свои принципы - «умеренность и аккуратность». Молчалин считает, что взгляды «фамусовского» общества непреложны. Поступки и поведение, противоречащие им, будут осуждены, а «злые языки страшнее пистолетов». Молчалин интересен Чацкому лишь потому, что тот является избранником Софьи. Чацкий наблюдает за ним и решает, что Софья насмехалась, превознося его достоинства. И всё же они являются соперниками, и Молчалин побеждает в этом состязании. В начале пьесы Александр называет Молчалина «жалчайшим созданием», в конце с горечью произносит: «Молчалины блаженствуют на свете». Молчалин незнатен и небогат, единственный капитал, оставленный ему отцом, - завещание жить, угождая всем и каждому. Он приумножил этот завет. Герой выработал два жизненных принципа: зависеть от сильных мира сего и добиваться выгодного положения в обществе. Благодаря своей «умеренности и аккуратности», Молчалин уже многого добился: безродный, взятый Фамусовым из Твери, он успел сделать неплохую карьеру – получил чин асессора, стал секретарем московского вельможи Фамусова и уже заслужил «три награжденья». Он сумел приобрести полезные знакомства. Практически всё, что презирает Чацкий, воплощено в этом герое. Жизненный выбор Чацкого – честь и достоинство, свобода мыслей и поступков, служение «делу, а не лицам», такие ценности не могут сосуществовать с низменными идеалами Молчалина, поэтому их дружба невозможна. Сам Молчалин же скрывает свое истинное отношение к Чацкому: «В мои лета не должно сметь/Свое суждение иметь». Но в полилоге между гостями вносит свою лепту о безумии Чацкого: «Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах». Герой труслив и ищет во всем выгоду, поэтому и скрывает при диалоге с Чацким свою неприязнь. Отношения между героями и прежде были отнюдь не приятельскими. Вспоминая о прошлом, Чацкий саркастически отзывается о неразговорчивости и глупости Молчалина:«Что я Молчалина глупее?», «Еще ли не сломил безмолвия печати?». Эти герои являются противоположностями. В этом плане их можно поставить в один ряд с такими персонажами, как Онегин и Ленский, о которых Пушкин говорит, что они «как лед и пламень», Андрей Болконский и Пьер Безухов, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин и т.д. По мнению Д. Н. Овсяникова-Куликовского, Чацкий «умён, но в уме его нет ни глубокомыслия, ни возвышенности». Если мы возьмём среднюю социальную группу, например, школьный класс или студенческую группу, то мы увидим, что в большинстве случаев в них есть свои Чацкие и Молчановы, Софьи и Лизоньки. Часто человека, который отличается широтой взглядов, остроумием, в лучшем случае стараются не замечать, а в худшем – презирают. Такие люди интересны, они имеют свой взгляд на мир, но их резкость и прямолинейность (если опираться на образ Чацкого) мешает им устанавливать тесные контакты с людьми. Людям не прельщают открытые разговоры об их недостатках, да еще и с долей остроумия и иронии. И если такой человек не может присмирить свой нрав, то он ищет способ ухода от общества. В XXI веке людям в этом помогают социальные сети: там можно найти человека со схожей жизненной позицией и увлечениями; найти своё место; в XIX же веке приходилось уезжать (менять окружение).Я думаю, что не всегда нужно отстаивать свою правду, в некоторых случаяхуместнее умолчать- ведь твои взгляды не изменятся, а чтобы изменить что-то в другом человеке, нужно, чтобы он сам осознал необходимость перемены. Так Чацкому, по моему мнению, стоило сдерживать свой нрав,по крайней мере,в разговорах с Софьей.Возможно, тогда он бы обрёл в отношениях с ней дружбу, а постепенно и любовь, ведь её отталкивала именно его чрезмерная резкость. Она питала симпатию к Молчалину, который стал для нее родным человеком, его недостатки виделись ей достоинствами. А резкий тон Чацкого, который на момент действия уже не являлся её возлюбленным, как было в их детские годы, для неподготовленной и чувствительной Софьи был ядом, который она стремиласьпоскорее вывести из организма.В своих суждениях мы пришли к выводу о том, что дружба в произведениях русских писателей XIXвека неоднозначна и разнородна. Более подробно остановимся на этом в заключительной части работы. ЗаключениеВ заключенииработы стоит сказать, что тема мужской дружбы не давала покоя, тревожила и вдохновляла русских писателей и поэтов XIX века. Для одних дружба была самым светлым юношеским воспоминанием, которое не давало потухнуть огню в сердце на протяжении всей жизни, для других слово«дружба» вызывало лишь боль утраты и внутреннего одиночества, для третьих дружба виделась невозможной без общности политических и социальных взглядов. Проанализировав произведения русской классики, мы можем сделать вывод, что персонажи, в чьих жизнях нашлось место дружбе счастливее, чем персонажи, не имевшие друга. Но все эти герои утратили дружбу по различным причинам, и потому несчастны. Печорин и Онегин не имели друзей, так какне были способны на жертвенность и самоотдачу для этих благородных отношений. Духовные искания не привели героев к внутренней гармонии, а игра с жизнью, неумение ценить её дары привели к бесцельному и бесполезному существованию. Возможно, этой цели никогда и не существовало, героям необходимо было увидеть, что счастье и гармония уже присутствуют в их жизни, стоит только отдаться им. Как писал Станислав Лем в романе «Солярис»: «Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!».Говоря же о Чацком, мы понимаем, что данный герой способен на дружбу и имел настоящего друга, но только в прошлом. Принципиальность не позволила ему вновь завести с Платоном дружеские отношения. Но это поведение героя можно назвать разумным, так как дружба интересна в том случае, когда человек достоин уважения, а Чацкий считал, что его друг утратил своё лицо. Но по отношению к Софье Чацкий был жесток, герой не понимал, что они уже не столь близки, как в юности и позволял себе ранить её едким словом к окружению героини. Возможно, если бы герой более чувствительно отнёсся к барышне, между ними снова бы родилась дружба и тёплые чувства. Но об этом сложно судить.Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что ни наука, ни самодостаточность, ни уединение не нужны человеку так сильно, как другой человек, но чтобы сохранить дружбу, нужно ценить её и вкладывать в неё собственные силы.Эти произведения недаром вошли в золотой фонд русской классики, потому что заставляют нас з задуматься в первую очередь об общечеловеческих вещах и указывают нам путь к счастью. Я думаю, что они необходимы нашим современникам, чтобы осознать, что искренняя дружба и самопожертвование делают нас счастливее. Список литературыГрибоедов А.С. Горе от ума. [Электронный ресурс]: https://www.litprichal.ru/work/171071/ (Дата обращения: 03.09.17.)Лермонтов, М.Ю., Стихотворения. Поэмы/ М.Ю. Лермонтов . Герой нашего времени.- М.: АСТ : Олимп, 2001. 480 с.Пушкин А. С. Евгений Онегин. Художник: Кузьмин Николай Васильевич.- М.: Художественная литература, 1967.- 220 с.Белинский В. Г. Избранные сочинения: в 3-х томах/ В. Г. Белинский ; под общ. ред. Ф. М. Левина, И. К. Луппола, И. В. Фролова . Т. 1 //М.: ОГИЗ; М.: ГИХЛ, 1934Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988.[Электронный ресурс]: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0360.shtml (Дата обращения: 03.09.17.)Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995, - 94 с.Гоголь Н. В.(1809 - 1852)/Н.В. Гоголь : [сборник. Н.А. Некрасов/ Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов]//Москва: Слово/Slovo, 2014Гончаров И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 8. М., Государственное издательство художественной литературы, 1955.[Электронный ресурс]: https://www.litprichal.ru/work/171071/ (Дата обращения: 03.09.17.)Гончаров И. А. Сочинения: в 4 т./ И. А. Гончаров : [примеч. В. Д. Сквозникова, Е. А. Краснощековой]. Т 2: ОБЛОМОВ : роман в 4 ч. М.: Правда, 1981Кузнецов Ф. Ф., Лесневский С. С. В мире Добролюбова : сб. ст. / сост. Феликс Феодосьевич Кузнецов, Станислав Стефанович Лесневский . Москва: Сов.писатель, 1989. 574, [1] с.: ил.Лем С. Фантастика и футурология В 2 кн.: научно-популярная литература. Кн.1. М.: ООО "Издательство АСТ" : ЗАО НПП "Ермак", 2004Лотман Ю. Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин". [Электронный ресурс]: http://e-libra.ru/read/312472-kommentarij-k-romanu-a-..-'evgenij-onegin'.html (Дата обращения: 03.09.17.)Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Прогресс1981, - с. 54Писарев Д. И. Сочиненія Д. И. Писарева : Полное собраніевъ шести томахъ : Т. 4-5. СПб: Павленков, 1894-1897Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-и томах/ А. С. Пушкин. Т.1-ый: Стихотворения.1813-1824/Примеч.Д.Благого,Т.Цявловской. М.: ТЕРРА, 1996Рожинский Ю. И. Загадки романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" (главы 17 - 18).[Электронный ресурс]: https://www.litprichal.ru/work/171071/ (Дата обращения: 03.09.17.)Тургенев И. С. Собрание сочинений в двух томах./ И. С. Тургенев. /М.: Полиграфические ресурсы, 2001 - 509 с.Ушаков Д. Н.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Сов.энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.
1. Грибоедов А.С. Горе от ума. [Электронный ресурс]: https://www.litprichal.ru/work/171071/ (Дата обращения: 03.09.17.)
2. Лермонтов, М.Ю., Стихотворения. Поэмы/ М.Ю. Лермонтов . Герой нашего времени.- М.: АСТ : Олимп, 2001. 480 с.
3. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Художник: Кузьмин Николай Васильевич.- М.: Художественная литература, 1967.- 220 с.
4. Белинский В. Г. Избранные сочинения: в 3-х томах/ В. Г. Белинский ; под общ. ред. Ф. М. Левина, И. К. Луппола, И. В. Фролова . Т. 1 //М.: ОГИЗ; М.: ГИХЛ, 1934
5. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988. [Электронный ресурс]: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0360.shtml (Дата обращения: 03.09.17.)
6. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995, - 94 с.
7. Гоголь Н. В.(1809 - 1852)/Н.В. Гоголь : [сборник. Н.А. Некрасов/ Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов]//Москва: Слово/Slovo, 2014
8. Гончаров И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 8. М., Государственное издательство художественной литературы, 1955.[Электронный ресурс]: https://www.litprichal.ru/work/171071/ (Дата обращения: 03.09.17.)
9. Гончаров И. А. Сочинения: в 4 т./ И. А. Гончаров : [примеч. В. Д. Сквозникова, Е. А. Краснощековой]. Т 2: ОБЛОМОВ : роман в 4 ч. М.: Правда, 1981
10. Кузнецов Ф. Ф., Лесневский С. С. В мире Добролюбова : сб. ст. / сост. Феликс Феодосьевич Кузнецов, Станислав Стефанович Лесневский . Москва: Сов. писатель, 1989. 574, [1] с.: ил.
11. Лем С. Фантастика и футурология В 2 кн.: научно-популярная литература. Кн.1. М.: ООО "Издательство АСТ" : ЗАО НПП "Ермак", 2004
12. Лотман Ю. Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин". [Электронный ресурс]: http://e-libra.ru/read/312472-kommentarij-k-romanu-a-..-'evgenij-onegin'.html (Дата обращения: 03.09.17.)
13. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Прогресс1981, - с. 54
14. Писарев Д. И. Сочиненія Д. И. Писарева : Полное собраніе въ шести томахъ : Т. 4-5. СПб: Павленков, 1894-1897
15. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-и томах/ А. С. Пушкин. Т.1-ый: Стихотворения.1813-1824/Примеч.Д.Благого,Т.Цявловской. М.: ТЕРРА, 1996
16. Рожинский Ю. И. Загадки романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" (главы 17 - 18).[Электронный ресурс]: https://www.litprichal.ru/work/171071/ (Дата обращения: 03.09.17.)
17. Тургенев И. С. Собрание сочинений в двух томах./ И. С. Тургенев. /М.: Полиграфические ресурсы, 2001 - 509 с.
18. Ушаков Д. Н.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.
Вопрос-ответ:
О чем статья?
Статья рассказывает о теме мужской дружбы в русской литературе XIX века.
Какая литература упоминается в статье?
В статье упоминаются произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Как мужская дружба изображена в романе "Горе от ума"?
В романе "Горе от ума" главный герой Чацкий остается верен себе, в то время как его старый друг изменил своим интересам ради своей жены.
Какое значение имеет Платон Михайлович в романе "Горе от ума"?
Платон Михайлович позволяет своей жене определять свои желания, чувства и стиль жизни.
Какие произведения русской литературы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Какую тему затрагивает статья?
Статья затрагивает тему мужской дружбы в русской литературе 19 века.
Какие писатели и произведения упоминаются в статье?
В статье упоминаются произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Каким образом Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна влияют друг на друга?
Платон Михайлович позволяет Наталье Дмитриевне определять свои желания, чувства и стиль жизни, тем самым предоставляя ей власть и контроль.