роль способностей в формировании социального интеллекта подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 13.09.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие способностей личности 5
1.1. Подходы к определению способностей. Классификация способностей 5
1.2. Развитие способностей 13
Глава 2. Способности как фактор развития социального интеллекта в подростковом возрасте 17
2.1. Социальный интеллект подростков: подходы к определению 17
2.2. Способности как фактор развития социального интеллекта 26
Заключение 29
Список литературы 31
4. Энергетические характеристики: речь идет о выносливости, активности, истощаемости.Таким образом, как считает В. Н. Куницына, социальный интеллект является индивидуальными задатками, способностями, свойствами, облегчающими выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов [5]. Далее необходимо обратиться к проблеме социального интеллекта подростков. Как уже отмечалось ранее, социальный интеллект является способностью к правильному пониманию поведения людей, соответственно, эта способность необходима, чтобы осуществлять эффективное межличностное взаимодействие и для успешной социальной адаптации современных подростков. Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. Этот период связан с осознанием и завоеванием подростком собственного места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подростку свойственно бросать усилия и энергию на то, чтобы достигать новых социальных статусов. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия теперь обладают качественно иным характером. Так, подросток начинает сравнивать основания товарищеских и дружеских отношений, возникающих среди взрослых и среди детей; он сосредоточивает внимание на том, что есть сходство и различия эмоциональных выражений при одной и той же ситуации у детей и взрослых; он осуществляет выделение и классификацию особых стилей поведения, общения в среде взрослых. Подростки стремятся не столько вслушиваться, сколько «всматриваться» в отношения между людьми. Это позволяет говорить о переориентации функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению. Нельзя не сказать о смене качества социального интеллекта. Качественно иным становится социальный интеллект подростка, который решает задачи, связанные с прогнозированием последствий социальных действий.Стремление к взрослости побуждает подростка тому, чтобы преодолеть прямолинейность и стремиться вовлекать большое количество факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Здесь также важно обратить внимание на свойство социального интеллекта, связанное с проникновением в социальные чувства и духовные ценности других людей. Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых. Они вникают в суть чувств, ранее им недоступных. Их начинают интересовать нюансы чувств [4]. Здесь также обратим внимание на проявление гендерных различий в социальном интеллекте. По результатам исследований, у девочек-подростков развивается стремление к тому, чтобы развивать взаимоотношения и привязанности, а у мальчиков – способность к предвидению и контролю окружения. Коммуникативно-личностный потенциал в большей мере развит у девочек. Они чаще лучше мальчиков способны описать собственные чувства, точнее их определить, выразить сопереживание. Девочки-подростки демонстрируют наличие большей коммуникативной совместимости и успешности в общении. Мальчикам-подросткам свойственно лучше владеть собственными чувствами, они способны к контролю собственных эмоциональных состояний. Ощущая себя взрослыми, подростки проявляют большую чуткость к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир [4].Важно сказать о наличии существенных изменений и в содержании социальной компетентности подростков. Для подростков, которые стремятся к взрослости, становится актуальным рационально выстраивать свое поведение в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Компетентность начинает включать в себя способность к преодолению внутренних и внешних препятствий в процессе выстраивания отношений с окружающими людьми, группами и социальной средой. Подростки начинают осознавать личностные качества, что позволяет им действовать компетентно.К способности взаимодействовать с другими людьми добавляются способность относиться к самому себе как субъекту жизнедеятельности. Добавляется способность принимать решение относительно самого себя и стремиться к пониманию собственных чувств и требований. Подростки вынуждены самостоятельно, без помощи взрослых, справляться с многочисленными задачами социального выбора. Это приводит к обострению ценностно-смыслового отношения к содержанию компетенций и требует от подростка осознания своих способностей влиять на ход событий и на действия других людей. Подросток начинает учиться пониманию желаний, ожиданий других людей, их прав. Здесь также речь идет о появлении системы сложных социальных умений и навыков, отработке сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствовании механизмов самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми. Подросток должен научиться согласовать индивидуальное и общественное в собственном интересе к обществу и людям. У подростка появляется осознание того, что результаты решения общечеловеческих проблем влияют на его индивидуальные социальные интересы. Социальный интерес сопрягается с неизбежностью в этом случае с социальной ответственностью. Влияет на социальный интерес активное стремление подростков к тому, чтобы самопознавать, самовыражаться, самоутверждаться. Подросткам свойственно проявлять большую чуткость к мнению окружающих, в особенности, сверстников. В подростковом возрасте осознаются проблемы морально-этического характера. Подростки стремятся к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для достижения устойчивого положения в обществе. В этом возрасте востребованный характер носят организаторские и лидерские способности подростков, что, несомненно, отражается на обогащении социального интереса. В подростковом возрасте, в целом, происходит расширение объема социального интереса. Главная особенность данного возраста – это процесс вхождения подростка в активную социальную жизнь. Чувство взрослости позволяет подросткам обнаруживать веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Получив свободу действий в группах сверстников, подросток требует расширения своих прав во взаимодействии с взрослыми. Он включается в формирование социальных ценностей, в обсуждение смыслов отношений. Все это и приводит подростков, находящихся под влиянием позитивных общественных образцов, к высокому уровню общественной активности [4]. Таким образом, подростковый возраст является не только биологической, но и социальной категорией. Именно в этот период усваиваются социальные ценности, формируется жизненная позиция.2.2. Способности как фактор развития социального интеллектаВ качестве гипотезы мы выдвинули предположение в том, что способности имеют большое значение для становления и развития социального интеллекта подростков. Для доказательства данного предположения была осуществлена выборка исследования на базе гимназии №25 и колледжа социальных наук на базе школы №27 в количестве 101 человека. Из них 73% девушек и 27% юношей, возраст которых 15-17 лет.Социальный интеллект изучался посредством методики Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой (Апешиной), а что выявить факторы, влияющие на становление и развитие социального интеллекта, использовалась релевантная данной задаче процедура дисперсионного анализа. Различия достоверны при р < 0,05. Результаты данного исследования показали, что по показателю «познание результатов поведения» среднее значение у учащихся гуманитарного класса (10,12 ± 0,45) является более высоким, чем у учащихся математического (8,50 ± 0,83) и художественно-графического (9,07 ± 0,49) классов. Соответственно, те старшеклассники, которые обучаются в гуманитарных классах, обладают более развитой способностью к тому, чтобы предвидеть последствия поведения в определенной ситуации и предсказывать то, что произойдет в дальнейшем. То есть, гуманитарные способности имеют большое значение для формирования этого компонента социального интеллекта. В свою очередь старшеклассники, обучающиеся в юридическом классе (8,16 ± 0,39), имеют среднее значение по показателю «познание классов поведения» выше, чем учащиеся художественно-графического класса (7,03 ± 0,42). Из этого можно сделать вывод о том, что старшеклассники, обучающиеся в юридическом классе, обладают более развитой способностью к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.Старшеклассники из гуманитарного (8,48 ± 0,24) и юридического (8,40 ± 0,43) классов обладают более высоким средним значением по показателю «познание преобразования поведения», по сравнению с учащимися художественно-графического (7,29 ± 0,42) и математического (6,50 ± 0,65) классов. То есть, гуманитарные, юридические способности влияют на развитие способности к тому, чтобы понимать изменения значений сходных вербальных реакций человека в зависимости от того, каков контекст вызвавшей их ситуации.Старшеклассники из гуманитарного (32,20 ± 0,94) и юридического (31,72 ± 0,74) классов имеют более высокий уровень социального интеллекта, чем учащиеся из художественно-графического (28,96 ± 0,76) и математического (28,20 ± 0,85) классов. Уровень успеваемости также многое говорит о способностях.После обобщения результатов анализа показателей социального интеллекта старшеклассников в зависимости от уровня успеваемости в школе, удалось установить, что старшеклассники, которые обучались хорошо, обладают средними значениями по показателю «познание результатов поведения» (10,42 ± 0,38), «познание классов поведения» (8,18 ± 0,34), «познание систем поведения» (6,36 ± 0,36), «композитная оценка социального интеллекта» (33,24 ± 0,92)это достоверно выше, чем у старшеклассников, которые обучаются на отлично и удовлетворительно.Средние значения у старшеклассников, которые обучаются на отлично, таковы: «познание результатов поведения» (9,28 ± 0,44), «познание классов поведения» (7,85 ± 0,50), «познание систем поведения» (5,57 ± 0,89), «композитная оценка социального интеллекта» (31,71 ± 0,70); старшеклассников, обучающихся удовлетворительно, по показателям: «познание результатов поведения» (9,03 ± 0,34), «познание классов поведения» (7,37 ± 0,24), «познание систем поведения» (5,36 ± 0,25), «композитная оценка социального интеллекта» (29,40 ± 0,77).То есть, «хорошисты», то есть, те подростки, которые имеют сформированные способности, обладают более высоким уровнем социального интеллекта. Однако те подростки, которые имеют еще большие способности и обучаются на отлично, лучше понимают изменения значений сходных вербальных реакций человека в зависимости от того, каков контекст вызвавшей их ситуации.Таким образом, удалось выявить выявлено, что способности действительно влияют на развитие социального интеллекта у подростов, наиболее высокимявляется социальный интеллект у тех детей, которые обладают способностями в области гуманитарных, юридических наук, то есть, это гуманитарный склад ума. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Социальный интеллект в качестве индивидуально-психологической особенности личности непосредственно влияетна степень эффективности межличностного взаимодействия. Современные реалии жизни таковы, что человек должен обучиться быстрому реагированию на все внешние изменения, кроме того, важно сказать о необходимости постоянного развития, самосовершенствования, актуализации своих возможностей, это определяет степень востребованности личности. Именно социальный интеллект есть ведущий компонент успешности включения человека в социальную жизнь общества.Социальный интеллект дает возможность совершенствования, быстрой адаптации к меняющимся условиям и требованиям, более глубокого понимания партнера по взаимодействию и общению, прогнозирования его и собственного поведения. Социальный интеллект является источником благоприятных предпосылок для того, чтобы личность самораскрывалась, самореализовывалась, была самодостаточной, толерантной. Социальный интеллект непосредственно определяет способность личности к тому, чтобы эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Развитый социальный интеллект во многом определяет успешность человека в социуме. Соответственно, о его развитии следует заботиться заранее, начиная с раннего возраста. В этом аспекте подростковый возраст особенно важен, так как именно в этот период формируется жизненная позиция. Проведенное исследование показало, что способности и высокий уровень одаренности далеко не всегда влияют на степень развитости социального интеллекта у подростков. В частности, самый высокий социальный интеллект был выявлен у подростков с гуманитарными способностями, причем, находящимися на среднем или хорошем уровне, но не выдающемся. Таким образом, способности, конечно же, влияют на развитие социального интеллекта, но им не принадлежит главенствующая роль в данном процессе. Список литературыАйзенк, Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - №1.Венгер, Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1973. – 117 с.Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Наука, 1965.Калиновская, М. А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 88-91.Карпович, Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. 2002. №3.Климов, Е.А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат, 1974. – 192 с.Лужбина, Н.А. Социальный интеллект старшеклассников: от теории к конкретному психологическому исследованию // Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе : материалы региональной научно-практической конференции психологов образования. - Барнаул, 2002. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2008.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/05.phpМихайлова, (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена : руководство по использованию. - СПб.: Иматон, 1996. – 56 с.Немов, Р. Психология. – М., 2003.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/index.phpРубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1961. – 460 с.
1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - №1.
2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1973. – 117 с.
3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Наука, 1965.
4. Калиновская, М. А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 88-91.
5. Карпович, Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. 2002. №3.
6. Климов, Е.А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат, 1974. – 192 с.
7. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект старшеклассников: от теории к конкретному психологическому исследованию // Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе : материалы региональной научно-практической конференции психологов образования. - Барнаул, 2002.
8. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2008.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/05.php
9. Михайлова, (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена : руководство по использованию. - СПб.: Иматон, 1996. – 56 с.
10. Немов, Р. Психология. – М., 2003.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/index.php
11. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
12. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1961. – 460 с.
Опубликовано
Опубликовано
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
образования
"Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БАШКИРСКИЙ"
ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
На тему: "Формирование социально-коммуникативных навыков подростков с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности"
, Уфа
Введение
Актуальность проблемы исследования. Важным показателем развития просвещения в обществе, является уровень обеспечения условий для обучения, воспитания, адаптации в социальную жизнь детей с особыми потребностями.
Изменения, которые происходят сейчас в нашем обществе, очевидно, повлияло и на тенденции развития образования. Это проявляется в укреплении внимание на многообразие систем обучения, специализации и интенсификации. Качество учебно-воспитательного процесса, коррекционной педагогики, в значительной степени, определяется тем, насколько они приняты во внимание и реализованы потенциальные возможности обучения и развития каждого ребенка, индивидуальные особенности. Таким образом, совершенствование системы образования всегда связана с поиском путей индивидуализации и дифференциации обучения детей в школе.
Сегодня успешно обучение и воспитание детей с психофизическими недостатками являются немыслимыми без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-организационных и методических формах деятельности.
Эффективной адаптации, реабилитации и личности ребенка с нарушениями интеллекта в общество, способствует система специальных мероприятий (педагогических, психологических, лечебно-профилактических), которые могут быть определены как "психолого-педагогическое и социальное сопровождение".
Актуальность темы обусловлена необходимостью научного поиска путей решения педагогических задач, формирования социальной и коммуникативной зрелости детей и подростков с нарушением интеллекта, решение которой открывает возможности для развития социально-значимых, связи, личностные качества и особенности человека, способность к саморазвитию и самореализации на каждом этапе жизни, к эффективной адаптации в обществе.