Особенности формирования ПВК у военнослужащих по контракту ( учесть методы: МД-1,ИТО-1,матрицы ровена,16 ФЛО)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 5
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО 12
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Наиболее понятным является содержание речи (то есть мысли, чувства, желания, выраженные в ней), которые близки интересам и потребностям слушателей. Логичность отражает определенную последовательность, структурированную речь.Достаточность означает, что докладчик полностью раскрыл различные аспекты темы, которые позволили полностью понять суть проблемы. Выразительность речи включает в себя запись атмосферы речи, ясность и ясность произношения, правильную интонацию, способность использовать слова и выражения образного и образного смысла.Рассмотрение всех этих характеристик речи в сочетании с высоким знанием предмета является гарантией эффективности речи главы подразделения (субъединицы) подчиненных.На практике командирам (другим должностным лицам) приходится решать двуединую задачу:1)как представить информацию по определенной проблеме, чтобы ее лучше понять подчиненным;2)повысить уровень развития речи подчиненных, поскольку речь является материальным носителем мысли и тем самым расширяет способность военнослужащих изучать новую информацию.Развитие речи — это процесс управляемый, который идет по пути расширения словарного запаса и их грамотного употребления. Пассивный словарный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный (употребляемый) запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность военнослужащим чаще высказываться, вовлекать их в дискуссии.Сенсоречевые навыки имеют огромное значение для осуществления служебно-боевой деятельности, так как с их помощью реализуется целый ряд речевых функций: а) функция обозначения объектов, событий, явлений, процессов и т.д.; б) функция сообщения (передачи сведений, знаний своего состояния и др.); в) функция воздействия (влияния на другого человека, побуждения его к осуществлению тех или иных действий).Реализация данных функций будет успешной только в том случае, если в речи: прозвучат слова, точно выражающие мысль и вызывающие такую же мысль или представление у воспринимающего речь (информационная сторона, проявляющаяся в обозначениях и обобщениях); найдут отражение чувства и отношения говорящего к предмету общения (выразительная сторона); будет присутствовать сила подчинения слушающего военнослужащего замыслу говорящего (волеизлиятельная сторона). Как отмечал А.С. Макаренко, он стал считать себя педагогом-мастером только тогда, когда научился произносить одно и тоже выражение «Иди сюда» с двадцатью различными оттенками.Как и сенсомоторные, сенсоречевые реакции включают в себя три момента: сенсорный, центральный и моторный.Идеомоторные умения и навыки связаны с протеканием идеомоторных процессов (воплощение в движении представления о нем). При этом представления играют важнейшую роль в формировании навыка осуществляемых действий. Особую роль в развитии идеомоторных навыков играет интеллект военнослужащего.Психомоторные умения и навыки диалектически связаны со способностями личности военнослужащего, которые рассматриваются как сложные свойства, определяющие ее пригодность к решению тех или иных задач. С одной стороны, освоение умений и лежащих в их основе знаний предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней знаний, умений и навыков.[12]При оценке способностей необходимо учитывать, что они формируются в процессе взаимодействиявоеннослужащего, обладающего теми или иными природными качествами, со средой, в которой протекает его жизнедеятельность. Результаты деятельностивоеннослужащего, обобщаясь (генерализуясь) и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей.Ни одна способность не является актуальной способностью к определенной деятельности, пока она не вобрала в себя систему соответствующих операций. Но при этом способность никак не сводится только к такой системе операций. Если на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабая система операций, то из-за несовершенства этого компонента способностей продуктивность оказывается относительно незначительной (значит необходимо сосредоточить усилия на формировании соответствующих умений, освоении способов действий). Степень развития профессионально важных качеств (ПВК) для военнослужащих по контракту раскрывается по следующим показателям:-наличие личных качеств, необходимых в ВПД;-представление интеллектуальных качеств, необходимых в ВПД;-состояние профессиональной адаптации и уровень эффективности.Этот показатель также характеризуется определенным набором качеств, выявленным методом факторного анализа. Исходя из предположения, что функционирование структурных компонентов возможно только благодаря их взаимодействию и взаимному влиянию друг на друга, оценка формирования ПН должна выполняться на основе изучения ее структурных компонентов посредством исследования комплекса ПВК, специально-профессиональной осведомленности и мотивов (рис. 1).Рис. 1 Взаимодействие структурных компонентов ПННа рисунке фокусируется внимание только на ключевых отношениях, которые позволяют понять, как структурные компоненты ПН могут быть изучены с использованием этих критериев.Мотивы являются системообразующим компонентом ПН, позволяющим изучать изменения и особенности взаимодействия других компонентов. Кроме того, склонности, интересы, убеждения, идеалы необходимо исследовать посредством «косвенного изучения», используя СПО и ПВК.Связь между СПО и компонентами проявляется во взаимодействии приобретенных военно-профессиональных знаний и сформированных личностных особенностей. СПО, становясь собственностью личности и пропитанной личностными характеристиками, приобретает статус убеждений.Связывая понимание сущности ПН с комплексом профессионально важных качеств и навыков, предполагается, что ПН коррелирует, прежде всего, с индивидуальными психологическими качествами личности (когнитивные интересы, склонности, убеждения, понимание подчиненных и необходимость работать с ними).Преимущество этой системы критериев и индикаторов ПН заключается в том, что она не закрыта только структурными компонентами самого понятия. Такое мнение «со стороны» позволяет более объективно и вместительно характеризовать уровни образования ПН.Источником формирования комплекса ПВК будут нормы профессионального поведения, выявленные методом экспертной оценки. Для качественного образования ПН необходимо создать определенные педагогические условия.Военные педагоги А. Алехин, А. В. Барабанщиков, В. Давыдов и другие рассматривают педагогические условия как неотъемлемую составляющую военно-педагогического процесса, воспитательную работу, педагогические исследования, обеспечивающие достижение военнослужащими наиболее высокого уровня академических успехов и эффективности.Приведенный выше анализ позволяет идентифицировать основные компоненты ПН военнослужащих по контракту:-общая ориентация личности (на себя, на дело, на общение);-ориентация личности на военную;-ориентация человека на успех; ориентация человека на работу с военной техникой и оружием (рис. 2).Рис. 2 Основные составляющие ПН воинов-контрактниковЗнание и понимание сущности ПН помогает предсказать поведение, наметить дифференцированный подход в организационной, образовательной и профилактической работе с военнослужащими по контракту, облегчить их адаптацию к условиям военной службы, активизировать процесс профессионального развития, а также выполнять профессиональные обязанности целенаправленным и добросовестным образом.Военные психологи пользуются различными методиками с целью выявления и в дальнейшем развития профессионально-важных качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Рассмотрим некоторые из них.Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО)Этот метод, разработанный Л.Н. Собчик, несмотря на его краткость, очень информативен. Прежде всего, с помощью ITO, легко определяются типичные характеристики личности, ведущие черты его характера. Кроме того, это помогает определить спектр видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств, которые наиболее подходят для каждого конкретного предмета. По результатам опроса легко понять, насколько уравновешен индивид, какие особенности его характера акцентированы, находится ли он в благоприятной ситуации или неправильно настроен. Таким образом, тест может быть успешно использован в профессиональной ориентации, в выборе и размещении персонала, в семейном консультировании, в области образования с целью индивидуализации подхода к человеку. Время для тестовой задачи - 30 минут.Прогрессивные матрицы РавенаПрогрессивные матрицы Равена - тест, предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития. Он был предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году. Прогрессивные матрицы Равена были разработаны в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которой наилучшим способом измерения фактора «g» является определить взаимосвязь между абстрактными цифрами.По словам Ворона, это испытание способности воспринимать определенные формы, охватывать их характеристики, характер, взаимоотношения или ансамбль, совокупность отношений, и поэтому он требует метода логического мышления для отдельных проблем. Автор не считает, что таким образом можно измерить какой-то абсолютный интеллект, но существующие результаты дают понять, что измерения, измеренные тестом, и навыки в определенной степени представляют собой интеллект.Проницательная шкала матриц основана или основана на двух теориях:А) по теории восприятия форм, развитой гештальт-психологии;B) по теории неогенеза К. Спирмена.При решении задач существуют 3 основных психических процесса:1) внимание, внимание (внимание отделяется от восприятия и мышления);2) восприятие, восприимчивость;3) мышление, понимание.При решении проблем внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Он требует сосредоточенного внимания по объему и распределению. С уменьшением внимания всегда появляются ошибки. Помимо внимания, поступки и эмоции. Поэтому испытание прогрессивных матриц не является испытанием «универсального интеллекта», но испытывает остроту и точность внимания и ясности мышления. В этом случае речь идет об определении способности систематизировать в мышлении, систематическом или методическом, а не о самом интеллекте. Тесты Равена - это невербальные тесты, которые показывают, что вербализация как мыслительный процесс в их решении не имеет значения.16-факторная личная анкета Р. Каттелл (16-ФЛО)Этот 16-факторный индивидуальный вопросник Р. Каттелла (16-ФЛО) в настоящее время является одним из методов, широко используемых для проверки измерения и измерения индивидуальных различий в личных характеристиках, используемых при профессиональном выборе. Это относится к методам психологического диагноза, основанным на самооценке тех лиц, которые являются Объектами исследования, и позволяет за короткое время получить достаточно полную картину стабильных свойств индивидуума.Для удобства и надежности повторных экзаменов тех же лиц были разработаны несколько форм вопросника. Форма A и B включают 187 суждений, форму суждений C-105. В целях повышения надежности самооценок субъектов, когда это позволяет ситуация, рекомендуется провести одну форму А на следующий день, повторить ее в форме В и на основе двух измерений, вывести профиль персона. Но вы можете ограничиться одним измерением, поскольку структура вопросника такова, что в любом случае будут выявлены основные тенденции личности (форма C).Исходя из рассмотренных методов, можно предположить, что психодиагностическая база Вооруженных Сил Российской Федерации за данный период времени имеет все необходимое для исследования и исправления профессионально важных качеств военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.Таким образом, в отличие от навыков, способностей - результаты фиксации не способов действия, а ментальные процессы, посредством которых действия регулируются. Для формирования способностей необходимо, чтобы соответствующие умственные процессы в ходе боевой деятельности военнослужащих были объединены и, таким образом, стали доступными для перехода от одного материала к другому, были закреплены в нем.Некоторые руководители отделов совершают ошибку при проектировании способностей, которые делают военнослужащего пригодным для определенного вида деятельности, депозита. В результате возникает идея, что военнослужащий самой врожденной организации намеревается раз и навсегда «прикован» к решению одних и тех же задач и, в соответствии с тем, как эти задачи рассматриваются командиром, занимают то или иное место.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать вывод, что сформированное знание, развитые навыки и способности личности военнослужащего являются основой, на которой строится боевая служба.Анализ литературы позволил сделать следующие выводы.Профессионально важными качествами являются индивидуальные свойства субъекта деятельности, необходимые и достаточные для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне. В структуре профессионально важных качеств можно выделить ряд следующих психологических особенностей: особенности когнитивных процессов (сенсорно-перцептивный, внимательный, имунативный, когнитивный, мнемонический, психомоторный и интеллект); Индивидуальные психологические характеристики личности (темперамент, характер, эмоционально-волевые свойства и т. д.);Предполагается, что содержание профессионально важных качеств для определенной деятельности, степень их выражения и особенности развития, а также формирование комплекса профессионально важных качеств определяют эффективность и надежность человеческой деятельности.В связи со спецификой деятельности военнослужащий должен обладать определенными профессионально важными качествами: мужество, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение, когда информации недостаточно, в отсутствие времени его понимание, способность к долгосрочному сохранению высокой активности; способность распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошей памяти, равновесия, самоконтроля в конфликтах, аппетита к риску и т. д. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.2.Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. – М., 1998, с. 210.3.Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда/ под ред. В. П. Зинченко и др. – М.: Изд-во МГУ, 1983 4.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005.5.Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006.6.Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.7.Климов Е.А. Введение в психологию труда М., 19888.Кондрацкий, А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска [Текст] / А.А. Кондрацкий//Вопросы психологии – М.:Педагогика, 1982, №3. – с. 133 – 136.9.Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции Деятельности пилота: Автореф. дисс. канд. наук. Л., 198410.Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б.В. Кулагин. – М.: Прогресс, 1984. – 215 с. 11.Левитов Н.Д. Проблема психических состояний //Вопросы психологии. – М.: ДСк, 2005. – 150 с.12.Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с13.Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007
1.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2.Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. – М., 1998, с. 210.
3.Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда/ под ред. В. П. Зинченко и др. – М.: Изд-во МГУ, 1983
4.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005.
5.Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006.
6.Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.
7.Климов Е.А. Введение в психологию труда М., 1988
8.Кондрацкий, А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска [Текст] / А.А. Кондрацкий//Вопросы психологии – М.:Педагогика, 1982, №3. – с. 133 – 136.
9.Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции Деятельности пилота: Автореф. дисс. канд. наук. Л., 1984
10.Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б.В. Кулагин. – М.: Прогресс, 1984. – 215 с.
11.Левитов Н.Д. Проблема психических состояний //Вопросы психологии. – М.: ДСк, 2005. – 150 с.
12.Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с
13.Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007
Вопрос-ответ:
Какие особенности учесть при формировании профессионально важных качеств у военнослужащих по контракту?
Формирование профессионально важных качеств у военнослужащих по контракту должно учитывать методы междисциплинарного подхода, включающие использование матрицы Ровена-16, физического и онтологического моделирования. Также необходимо учитывать особенности обучения и тренировки, а также внедрять инновационные подходы и различные практики, направленные на формирование высокой профессиональной компетентности и морально-психологической устойчивости у военнослужащих.
Какими механизмами можно формировать профессионально важные качества у военнослужащих?
Для формирования профессионально важных качеств у военнослужащих используются механизмы, включающие проведение психологического отбора, профессионального обучения и тренировки, а также психологической подготовки. Кроме того, применяются различные методы междисциплинарного подхода, физического и онтологического моделирования, а также инновационные подходы и практики, направленные на развитие определенных качеств у военнослужащих.
Какие профессионально важные качества должны быть сформированы у военнослужащих?
Среди профессионально важных качеств, которые должны быть сформированы у военнослужащих, можно выделить высокую профессиональную компетентность, морально-психологическую устойчивость, лидерские качества, командно-тактическую подготовку, тактико-специальную и физическую подготовку, умение принимать решения в условиях стресса, адаптивные навыки, умение работать в коллективе, отличное владение оружием, знания и навыки в области военной стратегии и тактики.
Какие особенности формирования ПВК у военнослужащих по контракту рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены особенности формирования профессионально важных качеств (ПВК) у военнослужащих по контракту. Это включает методы МД 1 ИТО 1 матрицы ровена 16 ФЛО, а также содержание речи, мысли, чувства и желания военнослужащих, выраженные в статье.
Что означает ПВК?
ПВК - это профессионально важные качества, которые являются важным аспектом формирования и развития личности военнослужащего.
Какие механизмы формирования ПВК у военнослужащих рассматриваются в статье?
Статья рассматривает механизмы формирования и структуру ПВК у военнослужащих. В частности, речь идет о методах МД 1 ИТО 1 матрицы ровена 16 ФЛО и содержании речи, мыслей, чувств и желаний военнослужащих.
Какую информацию содержит глава 1 статьи?
Глава 1 статьи содержит общую характеристику понятия профессионализации военнослужащих.
Какие особенности формирования ПВК у военнослужащих рассматриваются в главе 3 статьи?
В главе 3 статьи рассматриваются особенности формирования профессионально важных качеств у военнослужащих. Это включает в себя методы формирования, структуру ПВК и способы их развития.