Взаимосвязь типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 17.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности 7
1.1 Мышление и типы мыслительной деятельности 7
1.2 Эмоции и типы эмоциональной направленности 11
1.3 Изучение взаимосвязи эмоций и мышления 18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности 21
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 21
2.2 Результаты и анализ констатирующего эксперимента 23
Заключение 26
Список литературы 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемыхпо возрасту и составу.Диагностическое обследование особенности лево- и правополушарного интеллектапроводилось при помощи следующих методик:1. Методика И.П. Павлова «Классификация понятий по мыслительному и художественному типу». Цель: Определение типов высшей нервной деятельности.Описание: Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.Инструкция: Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.2. Методика Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность личности».Цель: выявление эмоциональной направленности личности. Описание: опросник состоит из 50 вопросов.Инструкция: Испытуемому экспериментатор предлагает вопросник из пятидесяти суждений, которые характеризуют эмоции его личности. Ему необходимосделать выбор своего ответа в соответствии со шкалой:• «Безусловно, да» - а;• «Пожалуй, да» — в;• «Пожалуй, нет» — с;• «Безусловно, нет» — d.Таким образом, в исследовании принимало участие 15студентов. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемыхпо возрасту и составу. Диагностическое обследование особенности лево- и правополушарного интеллектапроводилось при помощи следующих методик: методика И.П. Павлова «Классификация понятий по мыслительному и художественному типу» и методика Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность личности».2.2 Результаты и анализ констатирующего экспериментаДиагностическое обследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности проводилось с использованием методик «Определение стиля обучения и мышления (форма Б)» и теста Павлова И.П. Результаты исследования представлены в таблице1 и таблице 2.Таблица 1 – Результаты по тесту Павлова И.П.УровеньДоминирование левого полушария.Доминирование правого полушария.Смешанный тип.Низкий69%7%60%Средний15%11%27%Высокий16%82%13%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по тесту Павлова И.П.Таким образом, полученные результаты анализа особенностей лево- и правополушарного интеллекта позволяют сделать выводы, что в данной выборкепреобладает правое полушарие. Это свидетельствует о том, что у обследуемых студентов преобладает образное мышление.Таблица 2. – Результаты по методике Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность личности».УровеньАльтруистическиеКоммуникативныеГлорическиеПраксическиеПугническиеРомантическиеГностическиеЭстетическиеГедонистическиеАкизитивныеНизкий 16,7%11,9%23,8%11,9%----95,2%20%Средний42,8%71,4%71,4%66,7%23,8%4,8%52,9%2,4%-30,5%Высокий40,5%16,7%4,8%21,4%76,2%95,2%57,1%97,6%4,8%40,5%Рисунок 2. – Анализ показателей по по методике Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность личности».Таким образом, таким образом, полученные результаты анализа уровня развития эмоционального интеллекта позволяют сделать выводы, что в данной выборкепреобладает высокий уровень эстетической и романтической направленностей. Это свидетельствует о том, что у обследуемых студентов с преобладанием образного мышления выявленыпотребность в восприятии прекрасного выражается ярко и ярко выраженное стремление к необычному и таинственному. Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что существует взаимосвязь типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности, подтверждена.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности.Для реализациипоставленной цели и подтверждения поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Изучитьособенности мышления и типов мыслительной деятельности.2. Проанализировать особенности эмоций и эмоциональной направленности.3. Рассмотреть особенности взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности.4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности.Таким образом, в первой главе были изучены особенности мышления и типов мыслительной деятельности, проанализированы особенности эмоций и эмоциональной направленности, а также рассмотрены особенности взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Под мышлением в общей психологии понимается психический процесс отражениястатичных закономерных качеств и отношений реальности, с помощью которого решаются познавательные проблемы, осуществляется систематическая ориентация в определенных ситуациях,а, в свою очередь, под мыслительной деятельностьюпонимается система мыслительных операций в целях решения конкретной задачи.2. И.П. Павлов выдели художественный, мыслительный и промежуточный типы мыслительной деятельности.3. В общей психологии эмоции рассматриваются в качестве психического процесса средней продолжительности, посредством которогоотражается субъективное оценочное отношение к действительным или возможным ситуациям и окружающей реальности.4. Б.И. Додонов выделил следующие типы эмоциональной направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонистический и акизитивный. 5. Взаимосвязи эмоций и мышления проявляться в том, что первые выступают регулятором эмоциональной деятельности.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности, и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики:методика И.П. Павлова «Классификация понятий по мыслительному и художественному типу» и методика Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность личности».Далее нами было проведено диагностическое исследование взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что существует взаимосвязь типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список литературыАнохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия.Т.35. – М., 1964. – С. 339. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – Спб: Питер, 2001. – 320 с. Джемс У. Научные основы психологии. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ, 1984 – 288 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с.Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение А.Таблица 3. – Результаты по тесту Павлова И.П.№Ф.И.Доминирование левого полушария.Доминирование правого полушария.Смешанный тип.1.С. Василий9392.Д. Ира5453.З. Борис8584.С. Бенедикт9295.С. Софья103106.И. Кирилл6367.Д. Костя7478.И. Коля3339.С. Галя56510.С. Саша1021011.С. Евгений94912.Р. Татьяна52513.В. Света82814.Р. Павел95915.Е. Зара10210Приложение Б. Таблица 2. – Результаты по методике Б.И. Додонова «Эмоциональная направленность личности».№Ф.И.АльтруистическиеКоммуникативныеГлорическиеПраксическиеПугническиеРомантическиеГностическиеЭстетическиеГедонистическиеАкизитивные1.С. Василий93993993932.Д. Ира54554554543.З. Борис85885885854.С. Бенедикт92992992925.С. Софья10310103101031036.И. Кирилл63663663637.Д. Костя74774774748.И. Коля33333333339.С. Галя565565565610.С. Саша102101021010210211.С. Евгений949949949412.Р. Татьяна525525525213.В. Света828828828214.Р. Павел959959959515.Е. Зара1021010210102102
1. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия.Т.35. – М., 1964. – С. 339.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
4. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – Спб: Питер, 2001. – 320 с.
7. Джемс У. Научные основы психологии. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
10. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с.
13. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
15. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.
16. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
17. Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ, 1984 – 288 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
19. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
20. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
21. Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с.
22. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Какие типы мыслительной деятельности существуют?
Существуют различные типы мыслительной деятельности, такие как логическое мышление, креативное мышление, интуитивное мышление и другие.
Какие типы эмоциональной направленности можно выделить?
Можно выделить такие типы эмоциональной направленности, как позитивная направленность, негативная направленность, нейтральная направленность и т.д.
Какая взаимосвязь между типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленности?
Исследования показывают, что определенные типы мыслительной деятельности могут быть связаны с определенными типами эмоциональной направленности. Например, люди с логическим мышлением могут иметь склонность к позитивной направленности, в то время как люди с креативным мышлением могут быть более нейтрально настроены.
Какие методы использовались при эмпирическом исследовании взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности?
Для эмпирического исследования взаимосвязи типов мыслительной деятельности и эмоциональной направленности были использованы различные методы, такие как опросники, эксперименты и наблюдения.
Какие выводы можно сделать на основании проведенного исследования?
Исследование позволило выявить некоторую взаимосвязь между типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленности. Однако, необходимы дальнейшие исследования для подтверждения результатов и раскрытия более полной картины этой взаимосвязи.
Что такое типы мыслительной деятельности?
Типы мыслительной деятельности - это характерные особенности мыслительной деятельности человека, которые определяют его способность анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы. Типы мыслительной деятельности могут включать в себя такие характеристики, как логическое мышление, интуитивное мышление, эмоциональное мышление и другие. Каждый человек имеет свои индивидуальные типы мыслительной деятельности, которые могут влиять на его поведение и принятие решений.
Какие бывают типы эмоциональной направленности?
Существует несколько типов эмоциональной направленности. Например, есть люди, чьи эмоции преимущественно положительны, они воспринимают мир с позитивной стороны и испытывают радость, восторг и удовлетворение от жизни. Другие, наоборот, склонны к негативным эмоциям, они могут испытывать гнев, страх, грусть и тревогу. Еще один тип эмоциональной направленности - нейтральный тип, при котором человек отличается отсутствием каких-либо ярких эмоциональных откликов. Конечно, это только некоторые примеры типов эмоциональной направленности, и каждый человек может иметь свои индивидуальные особенности в этом отношении.
Каким образом связаны типы мыслительной деятельности и эмоциональная направленность?
Существует взаимосвязь между типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленностью. Например, люди с логическим типом мышления часто склонны к анализу и рациональному подходу к проблемам, что может отразиться на их эмоциональной направленности. Они могут быть более склонны к оценкам и критике, а их эмоциональная направленность может быть более негативной. С другой стороны, люди с эмоциональным типом мышления могут быть более склонны к испытанию разных эмоциональных состояний и иметь более яркую эмоциональную направленность. В целом, взаимосвязь между типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленностью может быть очень разнообразной и индивидуальной для каждого человека.
Какие типы мыслительной деятельности рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные типы мыслительной деятельности, такие как аналитическое мышление, творческое мышление и практическое мышление.
Какова связь между типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленности?
Статья исследует взаимосвязь между типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленности. Она показывает, что определенные типы мышления могут быть связаны с определенными типами эмоциональной направленности, например, аналитическое мышление может быть связано с негативной эмоциональной направленностью, а творческое мышление с позитивной эмоциональной направленностью.
Какие методы использовались в эмпирическом исследовании?
В эмпирическом исследовании использовались различные методы, включая опросы и психологические тесты. Участникам предлагалось отвечать на вопросы, связанные с их мыслительной деятельностью и эмоциональной направленностью. Также использовались тесты, позволяющие определить типы мыслительной деятельности и эмоциональной направленности.
Какие результаты были получены в ходе исследования?
В ходе исследования были получены различные результаты. Было обнаружено, что существует связь между определенными типами мыслительной деятельности и эмоциональной направленностью. Например, люди с более аналитическим мышлением склонны к негативной эмоциональной направленности, тогда как люди с более творческим мышлением имеют более позитивную эмоциональную направленность.