Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 34 34 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 02.10.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1.Междисциплинарный подход к рассмотрению процесса письма 5
1.2.Современные представления о дисграфии 9
1.3.Логопедическая работа по коррекции дисграфии 13
1.4.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1.Цели, задачи, методы и организации исследования психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи 25
2.2.Теоретические и методические основы исследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 26
2.3.Направления исследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

Исследование фонематических процессов.Исследование лексико-грамматического строя речи.Исследование письма и выявление характера ошибок.Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:Диагностика развития внимания (Приложение А)1.методика тест Бурдона «Корректурная проба»2.методика Ф.Д. Горбова «Красно-черная таблица»Диагностика развития памяти (Приложение Б)1.методика А.Р. Лурия «Заучивания 10 слов»2.методика «Метод пиктографии»Обследование моторики пальцев, рук и языка (Приложение В)1.методика Н.М. Трубниковой «Моторика пальцев и рук»2.методика Н.М. Трубниковой «Двигательные функции языка»Обследование письма (Приложение Г)-письмо по слуху;-диктант слов различной структуры;-запись предложения после однократного прослушивания;-диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам;-списывание с печатного образца: букв, слов, предложений, текста;-самостоятельное письмо.-написать прописные гласные буквы, строчные согласные;-подписать предметные картинки;-дать подписи к сюжетным картинкам;-составить предложения из данных слов и записать их.2.2.Теоретические и методические основы исследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи За основу были положены современные представления и научные положения психологии, психолингвистики, логопедии о психофизиологической структуре письма, симптоматике, механизмах и видах нарушения письма, описанные в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.Е. Хватцева, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др. Выделяют следующие операции письма: 1) Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Чтобы записать звуковое слово, писатель должен проанализировать свой звуковой состав, т. е. провести акустический анализ, в ходе которого отдельные звуки извлекаются из непрерывного звукового потока, их основные фонетические особенности идентифицируются и сравниваются с другими звуками речи. Акустический анализ имеет место при непосредственном участии артикуляции.2) Переводить фонемы в графемы или графический анализ. К акустико-артикуляционному изображению звука выбирается соответствующее визуальное изображение, графический знак, учитывающий пространственное расположение его элементов.3)Перевод визуальных схем букв в кинетическую систему последовательных движений или моторизацию процесса письма. Письмо - это сложный вид умственной деятельности, который формируется только в условиях целенаправленного обучения.Важной предпосылкой успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень формирования всех компонентов устной речи. Многие исследователи связывают трудности с овладением письмом с нарушениями устной речи.В процессе исследования использовалась адаптированная диагностика состояния письменной речи младших школьников, предложенная И.В. Прищеповой, а также речевые пробы из методики исследования письма Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой. Методика исследования письма включала следующий материал: 1. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса. 1) Возможность навигации по частям вашего тела. Процедура и инструкция. Ребенку предлагается выполнить действия: «Поднимите правую руку. Поднимите левую руку. Правой рукой коснитесь левой ноги.2) Выполнение теста Хеда. Процедура исследования. Ребенку предлагается, посредством устного инструктажа, выполнять действия; покажите правую и левую части тела перед сидящим экспериментатором.Инструкции: «Покажите левое ухо правой рукой». Покажите левой руке свое правое ухо. Покажите правое ухо правой рукой. Покажите левое ухо левой рукой. Покажите левый глаз правой рукой. Покажите левый глаз правым глазом. Покажите правый глаз правой рукой. Покажите левый глаз левой рукой"3) Определение собственной позиции по отношению к окружающим объектам. Процедура и инструкция. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Какие предметы находятся слева? Скажите, какие предметы справа от вас? Что висит над доской? Перечислите предметы позади вас, а затем - впереди вас».Оценка результатов. 3 балла (высокий) – ребенок допустил 1 ошибку. 2 балла (средний) – ребенок выполнил задание и допустил 2 -3 ошибки; 1 балл (низкий) – ребенок допустил более 3 ошибок, полностью неправильно выполнял задания или отказывался выполнять.2.3. Направления исследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи Проверка навыка письма направлена ​​на изучение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований к программе для родного языка (на момент обследования), а также для выявления нарушений письма, характера и серьезность конкретных ошибок. Письмо может быть обследовано индивидуально или коллективно.При планировании исследования учитывается уровень, достигнутый учеником: если ребенок может написать текстовую диктовку, он должен начать с этого. Если такая задача слишком сложная для ученика, следует перейти к диктовке фраз, слов, слогов, писем или списания –чтобы определить сформированность и нарушение звеньев навыка письма. Наиболее сложным типом письменной работы для детей является изложение, сочинение и другие типы самостоятельного письма (такие задания предлагаются главным образом ученикам 2 или более старших классов).Очень информативным при обследовании письма является сравнение характера и распределения ошибок при выполнении различных видов работы (списывание, диктант, самостоятельное письмо).Необходимо провести количественный и качественный анализ сделанных ошибок, определить уровень нарушения письма: связано ли это с недостаточным развитием фонетического аспекта речи и фонематических процессов или вызвано нарушениями более сложного уровня организации речевой деятельности, языковых средств.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПИСЫВАНИЯ С ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ОБРАЗЦАЦель:выявление возможностей перешифровки с буквы на комплекс тонких движений руки, знаний буквенных обозначений.Материал:буквы разрезной азбуки; печатные, письменные, стилизованные изображения букв, слоги, слова, предложения, тексты (возможно использование материалов данного пособия для обследования чтения).Техника:1.Обследование начинается со списывания текста. Ребенку предлагается текст и инструкция: «Спиши рассказ».При затруднениях предлагаются более легкие пробы — списывание отдельных слов, слогов, букв. Для списывания сначала предлагаются печатные, затем письменные, затем стилизованные изображения одних и тех же букв (слогов, слов). Инструкция: «Спиши буквы (слоги, слова)».2. С целью выявления знания значения букв целесообразно использовать следующие пробы: 1. Ребенку предлагаются для списывания печатные буквы и дается инструкция: «Напиши такие же письменные буквы (как ты пишешь в тетради)». 2. Предлагаются письменные буквы. Инструкция: «Напиши эти же буквы печатным шрифтом (как в книге)». При неточности знания значения букв перешифровка с одного вида шрифта на другой затруднена.3.Используется прием на исследование конструирования букв. Для этого ученику дается карточка с изображением буквы (печатной или письменной) и набор составляющих элементов для нескольких букв. Ребенку можно выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти, по образцу).2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПИСЬМА ПОД ДИКТОВКУЦель: выявление возможностей перешифровки звука на букву и усвоения звуко-буквенных связей, способности установления последовательности в написании букв в слоге, слове и удержания серий слов при письме предложений.Материал:для записи под диктовку используются:-звуки (задание 1);-слоги: прямые, обратные, оппозиционные, со стечением согласных (задание 2);-слова различной сложности слого-ритмической структуры и насыщенности артикуляторно и акустически трудными звуками (задание 3);-словосочетания (задание 4);-предложения разной структуры, составленные из слов с легко произносимыми звуками и из слов со звуками, часто нарушаемыми в произношении (задание 5);-тексты (задание 6).Техника:1.Ученику предлагают записать диктуемый материал (звуки, слоги, слова).2.Вместо записи предлагается составить диктуемые слоги, слова из букв разрезной азбуки. В данном случае снимаются трудности написания букв и определяется, насколько ребенок различает отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс (т. е. способность к звуковому анализу и синтезу).Наличие пропусков, замен и перестановок букв в слогах и словах свидетельствует о несформированности звуко-буквен-ного анализа. Повтор букв и их элементов наблюдается при инертности процессов в двигательном анализаторе.3.Ученику предлагается под диктовку записать фразы разных структур, начиная с маленьких. Внимание обращается как на передачу последовательности слов в предложении (характер передачи звука буквой, так и особенности контура графем) и возможность использования языковых инструментов (выделение слов в предложении, передача лексико-грамматические отношения на письме).В качестве помощи (с низким уровнем автоматизации письма, уменьшения объема памяти) используется дополнительное повторение продиктованных фраз.4.Дополнительно с записью под диктовку отдельных слов и фраз можно предложить ученику написать названия знакомых ему предметов, изображенных на картинках (например, дом, шары, часы, чайник и т. д. ) или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам (типа «Кошка ловит мышку», «Мальчик рисует дом»).5.Запись под диктовку связного текста. Тексты подбираются с учетом соответствия требований программы того класса, в котором обучается ребенок (по количеству слов и пройденных орфограмм). Тем не менее, тексты должны включать большое количество слов, которые часто нарушаются в звуках произношения. Учитель должен диктовать в соответствии с нормами ортоэпического произношения без предварительного звуко-слогового анализа продиктованных слов.3. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПИСЬМАЦель:выявление возможностей создания замысла, раскрытие содержания общего смысла, реализации языковых средств.Материал:тексты для изложений (задание 7);планы для сочинений (задание 8);опорные слова для составления рассказов (задание 9);темы для сочинений (задание 10).Техника:1.Ученику предлагается письменно изложить прослушанный или самостоятельно прочитанный им рассказ.2.Ученику предлагается написать сочинение (на заданную тему, по опорным словам, по заданному плану).В качестве помощи для раскрытия содержания смысла используются вопросы экспериментатора, опора на сюжетную картинку.3.Для изучения возможностей самостоятельного письма могут также использоваться и такие приемы:-составление и запись небольшого рассказа по серии картин;-составление и запись рассказа по деформированному тексту;-письменные ответы на заданные устно вопросы.В процессе исследования отмечается: правильность построения фраз, соблюдение норм согласования, управления, примыкания, наличие замен или пропусков предлогов;-наличие замен (смысловых или звуковых), пропусков слов, слитного их написания;-соблюдение правил правописания;-адекватность изложения, степень его развернутости;-инициативность ребенка, удержание намерения (мотивации) к письму.ЗаключениеВ процессе написания курсовой работы, мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данному вопросу; рассмотрели понятие дисграфии и её виды; изучили способы коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с онр; провели исследование и обосновали выбор методов; провели анализ результатов исследования и сделали выводы.Речь - один из важнейших компонентов современного общества. Основной целью речевого развития является необходимость довести ее до стандартов, определенных для каждой возрастной стадии.Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции речевых нарушений у детей с дисграфией, в сочетании со стимуляцией развития всех его аспектах, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи в целом.Комплексный подход,который охватывает психолого-педагогические, психофизиологические, медицинские, лингвистические аспекты рассмотрения расстройства речи, является достаточно эффективным при коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Во время применения дифференцированного подхода следует учитывать совокупность факторов: -симптомы нарушений фонетической стороны речи;-уровень звукопроизношения;-зоны ближайшего развития;-наличие или отсутствие нарушения фонематических и лексико-грамматических аспектов речи, механизмов и структур речевого дефекта, а также индивидуальные особенности ребенка.Мы попытались разработать дифференцированную систему коррекции - логопедической работы по развитию фонетической стороны речи у детей с дисграфия. -сформировать речевые навыки фонетически правильной речи (звукопроизношения, интонационной выразительности).Впроведения формирующего эксперимента попытались сформировать физиологические механизмы, обеспечивающие овладение звуковой стороной речи.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАктуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Под ред. Л. С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2011. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2009Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2011.Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. [Текст]/ А.П. Воронова / – СПб., 2014. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст]/ Выготский Л. С. / Т. 2, 3, 5. - М., 2013.Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. [Текст]/Е. В. Гурьянов/- М., 2009. С. 38-126. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина /- М., 2010. Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 2011 г.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 2008 г.Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, Москва, “Дети с задержкой психического развития”, “Педагогика”, 2012 г.Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 2011 г.Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. М.: ПАРАДИГМА, 2011. 279 с.: ил. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов/ И.Н Садовникова. М.: АРКТИ, 2010. 400 с: ил. Садовникова, И.Н.: Нарушения письменной речи и их преодоление у 13 младших школьников. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml?from_page=16 Севортян, Э. В. :Крымскотатарский язык: Языки народов СССР, Т. II. Тюркские языки./ Э.В. Севортян [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kitap.net.ru/sevortian/1.php Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А.Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2011. 80 с. Сиротюк А.Л.: Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/А.Л. Сиротюк. 2016

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Под ред. Л. С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2011.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2009
3. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2011.
4. Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. [Текст]/ А.П. Воронова / – СПб., 2014.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. [Текст]/ Выготский Л. С. / Т. 2, 3, 5. - М., 2013.
6. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. [Текст] /Е. В. Гурьянов/- М., 2009. С. 38-126.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина /- М., 2010.
8. Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 2011 г.
9. Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.
10. Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 2008 г.
11. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
12. Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, Москва, “Дети с задержкой психического развития”, “Педагогика”, 2012 г.
13. Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 2011 г.
14. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. М.: ПАРАДИГМА, 2011. 279 с.: ил.
15. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов/ И.Н Садовникова. М.: АРКТИ, 2010. 400 с: ил.
16. Садовникова, И.Н.: Нарушения письменной речи и их преодоление у 13 младших школьников. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml?from_page=16
17. Севортян, Э. В. :Крымскотатарский язык: Языки народов СССР, Т. II. Тюркские языки./ Э.В. Севортян [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kitap.net.ru/sevortian/1.php
18. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А.Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2011. 80 с.
19. Сиротюк А.Л.: Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/А.Л. Сиротюк. 2016

Вопрос-ответ:

Какие представления существуют о дисграфии?

Существуют различные представления о дисграфии. Одни авторы рассматривают дисграфию как изолированное нарушение письма, другие считают ее проявлением общего недоразвития речи. В настоящее время преобладает междисциплинарный подход, при котором письмо рассматривается совместно с другими аспектами развития ребенка, такими как моторика, визуально-пространственное восприятие, слуховое восприятие и т.д.

Как проводится логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников?

Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников включает различные методы и приемы. Например, используются упражнения по развитию мелкой моторики руки, тренировки перестройки движений при письме, упражнения на развитие визуально-пространственного восприятия и др. Также важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.

Какие характеристики младших школьников с общим недоразвитием речи?

Младшие школьники с общим недоразвитием речи могут иметь различные характеристики. Например, у них может быть слабо развита артикуляционная сфера, что приводит к нарушениям звукопроизношения. Они также могут испытывать трудности в формировании связной речи и синтаксической структуры предложений. Важно проводить психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, чтобы определить его потребности и разработать индивидуальную программу коррекционной работы.

Какой подход преобладает при рассмотрении процесса письма?

В настоящее время преобладает междисциплинарный подход при рассмотрении процесса письма. Это означает, что письмо рассматривается совместно с другими аспектами развития ребенка, такими как моторика, визуально-пространственное восприятие, слуховое восприятие и др. Такой подход позволяет более глубоко понять причины и механизмы нарушений письма и разработать эффективные методики коррекционной работы.

Что такое дисграфия?

Дисграфия - это нарушение письма у детей, которое проявляется в трудностях с формированием и освоением навыков письма. Оно может быть обусловлено различными причинами, включая общее недоразвитие речи.

Какие представления существуют о дисграфии?

Современные представления о дисграфии связаны с пониманием ее многофакторного характера. Она может быть вызвана нарушениями моторики, функционирования зрительного анализатора, слуховой обработки информации и другими причинами.

Как происходит логопедическая работа по коррекции дисграфии?

Логопедическая работа по коррекции дисграфии включает комплексную методику, которая включает различные упражнения и задания для развития моторики, восприятия информации и контроля над письмом. Важным аспектом является работа с психологическими и эмоциональными аспектами учебного процесса.

Какое психолого-педагогическое состояние характерно для младших школьников с общим недоразвитием речи?

Младшие школьники с общим недоразвитием речи могут испытывать низкую самооценку, трудности в общении и восприятии информации, а также проблемы социализации. Они нуждаются в психолого-педагогической поддержке и коррекции для успешной адаптации в учебной среде.

Какими методиками пользуются логопеды для коррекции дисграфии?

Логопеды используют различные методики, включая упражнения на развитие мелкой моторики, образцы письма, работу с различными материалами и техниками, игровые задания для стимуляции интереса к письму и другие приемы.

Что такое дисграфия?

Дисграфия - это нарушение письма и написания слов у детей. Она может проявляться в различных формах, включая неразборчивое, некрасивое или неровное письмо, ошибки в написании слов, пропуски или добавления букв и другие проблемы. Дисграфия связана с общим недоразвитием речи и требует коррекции, особенно у младших школьников.

Какие методы логопедической работы используются при коррекции дисграфии?

При коррекции дисграфии логопеды используют разнообразные методики, основанные на междисциплинарном подходе. Это включает упражнения для развития мелкой моторики и координации движений, тренировки написания букв и слов, обучение правилам правописания и работу над развитием речи в целом. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и применять подходящие методы в зависимости от его особенностей и потребностей.

Какие характеристики имеют младшие школьники с общим недоразвитием речи?

Младшие школьники с общим недоразвитием речи могут иметь различные характеристики. Они часто испытывают затруднения в письме и написании слов, имеют ограниченный словарный запас, неумение строить правильные предложения, слабо развиты понимание и выражение речи. Эти дети требуют особого внимания и проведения логопедической работы по коррекции и развитию их речи и письма.