«Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 29.09.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Формы организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях различного типа 1
1.2. Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей 2
1.3. Описание основных принципов логопедической работы 12
Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы 13
2.1. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий 13
2.2. Упражнения и игры 19
2.3. Планы-конспекты индивидуальных занятий 22
Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы 31
3.1. Сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями 31
3.2. Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи 32
Литература 37
У тебя все отлично получилось! Скажи, какой звук ты сегодня узнал? Звук [Ш] - согласный, глухой, твердый. Он не имеет парного мягкого звука. Сегодня ты отличнопостарался, молодчина!Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в слогахЦель занятия: автоматизировать звук [Р]Задачи: Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;Образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;Воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички. На предварительном этапе проведена артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.Организационный момент. Установка на занятие.Тарарам, тарарам,Кто спешит в гости к нам?Этот мальчик- друг ребят,С ним встрече каждый будет рад!Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.Основная часть.Артикуляционная гимнастика.Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:«Чашечка»- 5 сек.«Грибок»- 5 сек.«Маляр»- 5 раз.«Вкусное варенье»- 5 раз.«Лошадка»- 5 раз.«Мотор»- 5-7 раз.«Барабанщики»- 5-7 раз.Повторение артикуляции звука [Р]:Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы. Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).Развитие мелкой моторики.Упражнение «Выложи по образцу».Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).Повторение чистоговорок.Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьЧистоговорки внятно,Чтоб было всем понятно.Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].РА-РА-РА- рама, рак, гора.РУ-РУ-РУ- руки, ружья, кенгуру.РО-РО-РО - роща, рот, перо.РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рысь, ковры.АР-АР-АР- Рома пошел на базар.УР-УР-УР-Валера тянет шнур.ОР-ОР-ОР - на полу лежит ковер.ЫР-ЫР-ЫР- на кармане много дыр.5. Работа с предметными картинками.а) «Назови слово и определи место звука».Наш гость принес конверт с картинками.Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).б) «Назови ласково».Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково).Например: ракетка, розочка и т.д.) в) «Посчитай».А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).Физкультминутка. Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик. Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).Буратино потянулся,Раз - нагнулся,Два - нагнулся,Руки в стороны развел,Ключик видно не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.Игра с мячом «Закончи слово».Вот такую игру придумал Буратино:РА-РА-РА начинается игра.Я прошу со слогом РАМне помочь назвать слова!Я начинаю слово, а ты добавь РА:ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.РО-РО-РО ты закончи слогом РО:вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.А теперь договориТы слова со слогом РЫ:вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.Игра «Путаница».И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.Расцвели на клумбе козы,В огород забрались розы. Ползает у речки мак. Расцветает в поле рак. На конверт наклею маску. На лицо надену марку. Я возьму от сыра кошку. Угощу я нашу корку.Подведение итогов.Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы3.1. Сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениямиС помощью предложенной таблицы проведите сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями по основным критериям.Типы фронтальных занятий/уроковЗадачиСтруктура с указанием основных этапов занятияИспользуемые технологииа) занятие по формированию словарного запаса;б) занятие по формированию грамматического строя.1)развить понимания речи; 2)уточнить и расширить словарный запас;3)формировать обобщающие понятия;4)формировать практические навыкиобразования и изменения слов;5)научить употреблять простое распространенное предложения и некоторые виды сложной синтаксической структурытема и цель занятия;выделение словарей, которые дети должны усвоить в активной речи;основная часть, в которой реализуются отобранные лексические и грамматические упражнения с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);Итоги занятия, рефлексияЗдоровьесберегающая технология, включающая зрительную гимнастику, смену статической и динамической позы, голосовое и дыхательное упражнение, подвижные игры речевого характера, коррекционное упражнениедля общей и мелкой моторики.Технология моделирования. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.Проектная технология. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей. Игровые технологии.Занятиеформирования звуковой стороны речи1) формировать правильное произношение звуков;2) развивать фонематическое восприятие, навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;3) контролировать внятность и выразительность речи;4) подготавливать к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.Занятие по развитию связной речи1) обучать детей самостоятельному высказыванию.3.2. Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речиСоставьте конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи (выбор лексической темы свободный).Тема занятия: Пересказ текста с опорой на одну сюжетную картинку «На даче».Тип занятия: по развитию связной речи. Цель: учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде сюжетной картинки.Задачи:Развить навыки самостоятельной связной речи.Закреплять навыки образования имени существительногоР.п. мн.ч.Развить навыки пространственной ориентации.Развить зрительное восприятие.Оборудование: иллюстрация к рассказу «На даче» - сюжетная цветная картинка формата А4.Картинка – схема, с изображением членов семьи, ведра, овощей.Карточка формата А4 с цветными реалистичными изображениями овощей.Карточка формата А4 с изображениями наложенных контуров овощей.Лингвистический материал: слова: дедушка, дерево, мама, забор, девочка, лейка, папа, чинит, бабушка, щи, весна, приехали, дерево, расти; Дедушка, поливать, шланг, огород. Мама, забор, красить. Ксюша, маленькая, хотеть, подрасти. Девочка, поливать, лейка, кукла. Грядки, на, расти, овощи. Водичка, от, расти, яблонька. Люди, еда, нужна, расти. Семья, приехать, дача, на, весна, помидоров, огурцов, баклажанов, кабачков.Текст рассказа «На даче».Ход занятияОрганизационный момент.– Здравствуйте. Начнем наше занятие.– Сейчас разомнемся. Я попрошу вас встать возле своих мест, а сестьтолько тогда, когда услышите название весеннего месяца.– Октябрь, февраль, июль, май, март …I. Основная часть.1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы будем слушать, и пересказывать новый рассказ. (Поставить картинку на доску).2. Беседуем по картине.– Скажите, кто изображен на картинке?– Кем приходятся друг другу люди, нарисованные художником?– Какое время года? Почему так решили?– Где происходит действие картины?– Что делает мама?– А для чего дедушка поливает землю?– Из чего девочка поливает куклу?– А зачем она это делает мы узнаем, когда прочитаем наш рассказ, который называется «На даче».3. Читаем рассказ «На даче».Каждое лето Ксюша с дедушкой и бабушкой живет на даче. Ксюша маленькая девочка, поэтому мечтает подрасти. Чего она только ни делала для этого: и надевала мамины бусы, и прикалывала брошь на платье, а один раз даже губы накрасила. Ничего не помогало! Один раз дедушка поливал на участке маленькую яблоньку, а рядом Ксюша играла с любимой куклой. «Дедушка, зачем ты воду льешь?» - спросила девочка. «От воды яблонька вырастет, станет большой», - ответил дедуля. Ксюша посмотрела, подумала, а потом попросила дедушку: «Деда, полей меня, я тоже хочу большой быть!» Дедушка ответил внучке: «Людям не вода, а еда нужна!» На это девочка спрашивает: «А куклам еда требуется?» «Нет!» - говорит дедушка. Тогда Ксюша взяла леечку, стала поливать свою куклу и приговаривать: «Расти, расти, куколка! Людям еда, а тебе – вода!» 4. Вопросы по прочитанному рассказу:– Зачем дедушка поливаляблоньку?– Зачем Ксюша поливала куклу?– Какой разговор произошел у Ксюши с дедушкой?5. Составление предложенийс помощью опорных слов.– Сейчас я начну читать вам слова, а вы «подружите» их между собой таким образом, чтобы получить красивое предложение.Дедушка, поливать, шланг, из, огород.Мама, забор, красить.Ксюша, маленькая, хотеть, подрасти.Мама, сажать, цветы, клумба.Девочка, поливать, лейка, из, кукла.Бабушка, полоть, сорняки, теплица.Грядки, на, расти, овощи.Водичка, от, расти, яблонька.Люди, еда, нужна, расти.Семья, приехать, дача, на, весна.II. проведение динамической паузы «Огородники».А теперь поможем дедушке поливать огород, чтобы осенью дачники собрали богатый урожай. Встанемсо своих мест и повторим движения за мной.А теперь насос включаем,Воду из реки качаем,Влево – раз, вправо – два,Потекла ручьем вода!Раз, два, три, четыре –Все мы овощи полили!Молодцы. Присаживайтесь на места, продолжим занятие.III. Продолжаем основную часть.6. Развиваем навык пространственной ориентации.– Что осенью собирают наши дачники на огороде? Как назвать этовсе одним словом?– Овощи.– Посмотрим на доску. Здесь есть изображения разных овощей.Назовите овощ, который находится:В правом верхнем углу (помидор).В левом нижнем углу (баклажан).Между тыквой и картофелем (баклажан).В правом нижнем углу (огурец).В левом верхнем углу (лук).Между тыквой и луком (огурец).7. Проведение лексико-грамматической работы.– Внимательно посмотрим на доску. Составим предложение с помощью готовой схемы: полное ведро чего соберут мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик и девочка осенью на огороде (огурцов, помидоров, баклажанов, перцев, кабачков).– Дедушка соберет полное ведро кабачков.8. Повторно читаем текст, ориентируя детей на его запоминание.– Сейчас я повторно прочту вам рассказ, а вы внимательнее слушайте и запоминайте, о чем в нем говорится.9. Пересказ текста по цепочке.10. Развитие зрительного внимания.– Посмотрим на доску. На этой картинке «спрятаны» овощи. Найдем их и назовем.– Лук, картофель, огурец, морковь, свекла, тыква.IV. Итоги. – Молодцы. Наше занятие подошло к концу.V. Рефлексия.ЛитератураКашина Н.И. Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]. – 2013 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/04/06/konspekt-individualnogo-zanyatiya-po-postanovke-zvuka-shКороленя А.В. Конспект индивидуального занятия подготовительного этапа для звука [с]. – 2013 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/06/23/konspekt-individualnogo-zanyatiyaМиноченкова И. Ю. Алалия. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1149-1154.Михайленко Н.К. Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р]». – 2017 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-individualnogo-zanyatiya-avtomatizatsiya-zvuka-p.phpМухрина С.Н. Сочетание различных форм и методов обучения в работе дошкольного учителя-логопеда. – 2017 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654574/Терентьева Н.А. Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, II период обучения. – 2017 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.logoped.ru/pereskaz_teksta_konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanjatija.htmФиличева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение. - 1991. - 44 с.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение. - 2009. – 23 с.
2) Короленя А.В. Конспект индивидуального занятия подготовительного этапа для звука [с]. – 2013 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/06/23/konspekt-individualnogo-zanyatiya
3) Миноченкова И. Ю. Алалия. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1149-1154.
4) Михайленко Н.К. Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р]». – 2017 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-individualnogo-zanyatiya-avtomatizatsiya-zvuka-p.php
5) Мухрина С.Н. Сочетание различных форм и методов обучения в работе дошкольного учителя-логопеда. – 2017 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654574/
6) Терентьева Н.А. Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, II период обучения. – 2017 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.logoped.ru/pereskaz_teksta_konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanjatija.htm
7) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение. - 1991. - 44 с.
8) Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение. - 2009. – 23 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы логопедической работы используются при организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы?
Основными принципами логопедической работы при организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы являются дифференцированность, индивидуализация, системность, комплексность и эффективность. Данные принципы позволяют эффективно работать с детьми, испытывающими нарушения речи, и достигать положительных результатов в коррекции и развитии их речевых навыков.
Какие формы организации логопедической помощи используются для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях различного типа?
Для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях различного типа используются индивидуальная и фронтальная формы организации логопедической помощи. В индивидуальной форме работа проводится с каждым ребенком индивидуально, с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. В фронтальной форме работа проводится с группой детей одновременно, что позволяет объединить однотипные задания и упражнения для более эффективной работы с ребятами.
Какие задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей?
Основные задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей включают развитие и усовершенствование артикуляционных, фонетических, фонематических, лексико-грамматических и коммуникативных навыков, формирование правильной произносительной стороны речи, развитие слухового восприятия и осознанности речевых процессов, формирование умений и навыков слушания, понимания, восприятия и воспроизведения речи.
Какие формы организации логопедической помощи существуют?
Существуют индивидуальная и фронтальная формы организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях различного типа.
Какие задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей?
Задачи и направления логопедической работы включают в себя устранение артикуляционных дефектов, развитие речи по смыслу, формирование связной речи, развитие навыков коммуникации и речевого восприятия, развитие речевого слуха и речевого анализа.
Какие основные принципы логопедической работы?
Основные принципы логопедической работы включают индивидуальный подход к каждому ребенку, принцип поэтапного изложения материала, принцип системности и последовательности в работе, принцип доступности материала и разнообразие методов и форм работы.
Как организовать индивидуальную форму логопедической работы?
Организация индивидуальной формы логопедической работы включает составление индивидуальной программы коррекции речи, выбор методов и материалов, проведение логопедических занятий, контроль и оценку прогресса каждого ребенка.
Какие организационные аспекты важны при работе с индивидуальной формой логопедической помощи?
Организационные аспекты включают организацию рабочего места, выбор и подготовку необходимых материалов, установление доверительных отношений с ребенком и его родителями, планирование и организацию графика логопедических занятий.
Какие формы организации логопедической помощи существуют в образовательных учреждениях?
В образовательных учреждениях существуют различные формы организации логопедической помощи детям с нарушениями речи, такие как индивидуальная форма и фронтальная форма. В индивидуальной форме логопедической работы ребенок работает с логопедом на индивидуальных занятиях, где ему предоставляется индивидуальный подход и программа коррекционно-педагогической работы. В фронтальной форме логопедической работы ребенок работает в группе с другими детьми с нарушениями речи, что позволяет ему ощутить себя частью коллектива и развить навыки общения и взаимодействия
Какие задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей?
Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей включают следующие: развитие фонетической, фонематической и лексико-семантической сторон речи, развитие грамматической стороны речи, развитие просодической стороны речи, развитие навыков коммуникации и артикуляционной активности. Также важным направлением является работа над социально-психологической адаптацией ребенка, формированием его положительного отношения к образованию и к учебной деятельности.
Какие основные принципы логопедической работы можно выделить?
Основные принципы логопедической работы включают: индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его индивидуальных особенностей и потребностей, системность и последовательность в работе, активное вовлечение ребенка в процесс обучения, использование разнообразных методов и средств коррекции, постепенное развитие речи и сопутствующих умений, позитивный подход и поддержка ребенка, сотрудничество с родителями и педагогами.