Оценка пищевого статуса детей младшего школьного возраста и обоснование мероприятий по его оптимизации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: БЖД
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Пищевой статус как показатель состояния здоровья 5
1.1. Особенности пищевого статуса детей в современных условиях 5
1.2. Факторы, влияющие на пищевой статус школьников 9
1.3. Современные подходы к диагностике пищевого статуса детей и подростков 13
Глава 2. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков 19
Заключение 28
Библиографический список 30

Фрагмент для ознакомления

Калорийность домашних рационов обеспечивается макаронными изделиями, хлебопродуктами, крупами, колбасными изделиям, а также сахаром и кондитерскими изделиями, сладостями и напитками. При этом продукты, с высоким содержанием полисахаридов и белка вытеснены из рациона.В таблицах2и 3 представлены физиологические потребности детей младшего школьного возраста в энергии и основных пищевых и минеральных веществах.Таблица 2 – Суточная потребность детей младшего школьного возраста в энергии и пищевых веществах ПоказательЗначениеЭнергия1800 кКалУглеводы261 гЖиры60 г в т.ч. растительные20 гБелок54 г в т.ч. животный35 гТаблица 3 – Суточная потребность детей младшего школьного возраста в минеральных веществах ПоказательЗначениеФтор2 мгЙод0,1 мгЖелезо10 мгМагний200 мгФосфор800 мгКальций900 мгИмеющиеся сложности в организации правильного питания в семье и в школе, нарушение фундаментальных основ рационального питания вносят весомый вклад в рост негативных тенденций в состоянии здоровья детей школьного возраста. Для пищевого статуса детей характерны дисгармоничное физическое развитие, наличие симптомов витаминной недостаточности, снижение функциональных и адаптационных возможностей, а также недостаточное развитие структурных компонентов тела, которые подвергаются изменениям на стадии интенсивного роста.В некоторых случаях проявления недостатка тех или иных пищевых веществ, приводят к нарушению интеллектуального развития. Именно поэтой причине профилактика среди школьников недостаточности витаминов, йода, анемии имеет важное значение. Следует помнить и знать, что существуют заболевания, которые связаны с нерациональным пищевым статусом, которые появляются не в детском возрасте, а в зрелом. К таким заболеваниям относятся, к примеру, болезни сосудов и сердца, которые занимают в настоящее время в структуре смертности первое место.При формировании рационов питания для детей необходимо соблюдать принципы оптимального питания, которые подразумевают:рацион должен быть максимально разнообразным. Этого можно достичь благодаря использованию различных способов кулинарной обработкии достаточного ассортимента продуктов;рациона должен быть сбалансированным по всем веществам, в т.ч. по аминокислотами белкам, жирным кислотами пищевым жирам, углеводам различных классов, содержанию минеральных веществ,витаминов и микроэлементов;потребности детей в энергиии пищевых веществах, в т.ч. в микронутриентах (микроэлементы,витамины и пр.) и макронутриентах (углеводы, жиры, белки)должны соответствовать физиологическимивозрастным потребностями ребенка (питание, соответствующее физиологическим возрастным потребностям);необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, в т.ч. непереносимостьдетьми отдельных типов блюди или продуктов питания;из рациона питания должны быть исключены блюда и продукты, которые способны оказывать раздражающее воздействие на органы пищеварения, а также продукты, которые могут привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями или нарушениями органов желудочно-кишечного тракта;продукты должны подвергаться адекватной технологической (кулинарной) обработке, обеспечивающейсохранность пищевой ценности продуктов ивысокие вкусовые качества кулинарной продукции .На рисунке 4 показана схема мероприятий по оптимизации питания детей младшего школьного возраста.Рисунок 4 – Модель оптимизации питания детей младшего школьного возрастаДля реализации этой схемы требуется слаженное и комплексное взаимодействие между представителями разных уровней власти, педагогических и управленческих кадров, специалистов и ученых, производителей питания, родительской общественности и средств массовой информации.ЗаключениеНачало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В настоящее время границы этого возраста устанавливаются с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (иммунной, легочной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте (способность удерживать внимание, рефлексия, произвольная регуляция поведения и т.д.).В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом.Нерациональное инедостаточное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в росте и весе, психическом и физическом развитии, и, по мнению специалистов, последствия этого после 13 летнего возраста уже не могут быть исправлены за счет совершенствования рациона.Начиная с 6-7 лет, у ребенка существенно возрастают умственные и психоэмоциональные нагрузки, которые могут неблагоприятно сказываться на состоянии центральной нервной и других систем организма.В возрасте 11-14 лет идет активное половое созревание детей. Эти и другие особенности роста, развития и функционирования организма детей обусловливают их конкретную потребность в пищевых и биологически активных веществах, пищевых продуктах и специфике организации их питания.Наиболее необходимые и ценные для детского организма продукты питания, такие как жидкие кисломолочные продукты илимолоко, фрукты, зелень,овощи,хлебобулочные изделияи хлеб, растительное сливочное масло, обязательно должны использоваться ежедневно, а макаронные изделия икрупы, фруктовые соки, сыр,сметана,творог, могут употребляться не каждый день, однако должны быть обязательно включены в рацион в течение недели.Важное условие здорового питания детей дошкольного и младшего школьного возраста – это соблюдение режима питания. Установлено, что самые лучшие показатели работоспособности и физического развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается при питании 4-5 раза в день. Интервал между приемами пищи при этом не должен превышать 4-х часов, а отклонения от установленного времени приема пищи должны быть не больше 30 минут.Данные исследований диктуют необходимость дальнейшего совершенствования организации питания учащихся современных общеобразовательных и учреждений начального профессионального образования, создания эффективной индустрии школьного питания с использованием специализированных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов для обеспечения детей, и подростков рациональным адекватным и сбалансированным питанием.Для комплексного решения этой многовекторной проблемы необходимым является: более полное обеспечение учреждений для детей и подростков соответствующими продуктами детского и диетического питания; государственная поддержка отечественных производителей пищевой продукции; совершенствование системы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; создание структур, обеспечивающих комплектацию рационов с учетом возраста, состояния здоровья и привычек детей, осуществление контроля за соблюдением утвержденных продуктовых наборов гарантированного состава и безопасности и меню для детей и подростков общеобразовательных учреждений.Для совершенствования организации школьного питания необходимо научное обеспечение и разработка методических материалов по оптимизации режима питания, критериям и методам оценки нутритивного статуса детей и подростков с их включением в стандарты медицинского обслуживания школьников и учащихся.Библиографический список1. Баранов, А.А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов, А.Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. – 2011. - № 4. – с. 7-12.2. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова – Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – с. 6-10.3. Баранов, А.А. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Рос. АМН. - 2009. - № 5. - С. 6–11.4. Кучма, В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. - № 1 - С. 4-9.5. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей /Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8. – С. 20-22.6. Вирабова, А.Р. Реализация национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений /Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине. – СПб.,2014. – с. 58-60.7. Анализ распространенности избыточной массы тела и ожирения среди населения, в том числе детского, Воронежской области / М.М. Романова [и др.] / Вопросы детской диетологии. – 2011. –№ 4. – с. 9 - 12.8. Аверьянов, А.П. Диагностика ожирения у детей школьного возраста на основе показателей, характеризующих количество жировой ткани / А.П. Аверьянов, В.К. Поляков, Н.В. Болотова // Вопросы детской диетологии. – 2013. – Т. 11, № 1. – с. 19-23.9. Ожирение у детей: критерии диагностики и клинические проявления / Е.В. Павловская [и др.] // Вопросы детской диетологии. – 2012. - Т. 10, № 3. – с. 18-22.10. Ильин, А.Г. Состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы, пути решения / А.Г. Ильин, С.Р. Конова // Справочник педиатра. – 2011. - № 2. – с. 5-10.11. Павловская, Е.В. Ожирение у детей и подростков – патогенетические механизмы, клинические проявления, принципы лечения / Е.В. Павловская, Т.В. Строкова, Б.С. Каганов // Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии. - 2013. - Т 3, № 2 – С. 67-79.12. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. - М.: Олма-Медиа, 2012. – 79 с.13. Павлов, Н.Н. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков / Н.Н. Павлов, Ю.Ю. Елисеев, Ю.В. Клещина // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". – 2011. – № 1. – с. 128-132.14. Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников / Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. – 2014. - № 1. – с. 90-91.15. Связь между избыточной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления и сладких безалкогольных газированных напитков / И.Я. Конь [и др.] // Вопросы питания. – 2010. - № 1. – с. 52-55.16. Correlates of overweight and obesity among urban school going children of Nagpur city / S.B. Thakre [et al.] // Journal of Clinical and Diagnostic Research. – 2011. – Vol. 5 (8). – P. 1593 – 1597.17. Могильный, М.П. Проблема питания детей в организованных коллективах / М.П. Могильный, В.А. Тутельян // Диетология: проблемы и горизонты: материалы Всероссийского съезда диетологов и нутрициологов (Москва, 13 октября, 2006 г.). – М., 2006. – с. 74 -80.18. Конь, И.Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / И.Я. Конь, Л.Ю. Волкова, С.А. Димитриева // ЗНиСО. - 2009. - № 5. - С. 4-8.19. Особенности фактического питания и пищевого статуса разных групп населения, в том числе детского, по данным посещений центров здоровья / М.М. Романова [и др.] // Вопросы детской диетологии. – 2013. – Т. 11, № 1. – с. 15-18.20. Современные подходы к оценке пищевого статуса у детей и взрослых / Х.Х. Шарафетдинов, В.В. Зыкина, О.А. Плотникова, Б.С. Каганов // Вопросы детской диетологии. – 2007. - Т. 5, № 3. - С. 26-31.21. Биоимпедансметрия как метод оценки компонентного состава тела у детей старше пяти лет / А.Г. Эдлеева [и др.] // Детская медицина Северо-Запада. – 2011. – Т. 2, № 3. – С. 30–33.22. Аношкина, Н.Л. Нутрициональный статус и физическое развитие лиц юношеского возраста / Н.Л. Аношкина, А.В. Гулин // Вестник ТГУ. – 2014. – Т. 19, № 1. – с. 71-74.23. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма [и др.] // Гигиена и санитария. -2013. - № 5. – с. 91-94.24. Санникова Н.Е., Бородулина Т.В., Крылова Л.В., Красилова А.В., Левчук Л.В. Актуальность оценки пищевого статуса детей раннего и дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-8. – С. 1676-1679.25. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Переверзева О.Г. и др. Витаминный статус детей дошкольного возраста. Consilium Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 1: 43–45.

Библиографический список
1. Баранов, А.А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов, А.Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. – 2011. - № 4. – с. 7-12.
2. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова – Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – с. 6-10.
3. Баранов, А.А. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Рос. АМН. - 2009. - № 5. - С. 6–11.
4. Кучма, В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. - № 1 - С. 4-9.
5. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей /Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8. – С. 20-22.
6. Вирабова, А.Р. Реализация национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений /Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине. – СПб.,2014. – с. 58-60.
7. Анализ распространенности избыточной массы тела и ожирения среди населения, в том числе детского, Воронежской области / М.М. Романова [и др.] / Вопросы детской диетологии. – 2011. –№ 4. – с. 9 - 12.
8. Аверьянов, А.П. Диагностика ожирения у детей школьного возраста на основе показателей, характеризующих количество жировой ткани / А.П. Аверьянов, В.К. Поляков, Н.В. Болотова // Вопросы детской диетологии. – 2013. – Т. 11, № 1. – с. 19-23.
9. Ожирение у детей: критерии диагностики и клинические проявления / Е.В. Павловская [и др.] // Вопросы детской диетологии. – 2012. - Т. 10, № 3. – с. 18-22.
10. Ильин, А.Г. Состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы, пути решения / А.Г. Ильин, С.Р. Конова // Справочник педиатра. – 2011. - № 2. – с. 5-10.
11. Павловская, Е.В. Ожирение у детей и подростков – патогенетические механизмы, клинические проявления, принципы лечения / Е.В. Павловская, Т.В. Строкова, Б.С. Каганов // Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии. - 2013. - Т 3, № 2 – С. 67-79.
12. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. - М.: Олма-Медиа, 2012. – 79 с.
13. Павлов, Н.Н. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков / Н.Н. Павлов, Ю.Ю. Елисеев, Ю.В. Клещина // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". – 2011. – № 1. – с. 128-132.
14. Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников / Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. – 2014. - № 1. – с. 90-91.
15. Связь между избыточной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления и сладких безалкогольных газированных напитков / И.Я. Конь [и др.] // Вопросы питания. – 2010. - № 1. – с. 52-55.
16. Correlates of overweight and obesity among urban school going children of Nagpur city / S.B. Thakre [et al.] // Journal of Clinical and Diagnostic Research. – 2011. – Vol. 5 (8). – P. 1593 – 1597.
17. Могильный, М.П. Проблема питания детей в организованных коллективах / М.П. Могильный, В.А. Тутельян // Диетология: проблемы и горизонты: материалы Всероссийского съезда диетологов и нутрициологов (Москва, 13 октября, 2006 г.). – М., 2006. – с. 74 -80.
18. Конь, И.Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / И.Я. Конь, Л.Ю. Волкова, С.А. Димитриева // ЗНиСО. - 2009. - № 5. - С. 4-8.
19. Особенности фактического питания и пищевого статуса разных групп населения, в том числе детского, по данным посещений центров здоровья / М.М. Романова [и др.] // Вопросы детской диетологии. – 2013. – Т. 11, № 1. – с. 15-18.
20. Современные подходы к оценке пищевого статуса у детей и взрослых / Х.Х. Шарафетдинов, В.В. Зыкина, О.А. Плотникова, Б.С. Каганов // Вопросы детской диетологии. – 2007. - Т. 5, № 3. - С. 26-31.
21. Биоимпедансметрия как метод оценки компонентного состава тела у детей старше пяти лет / А.Г. Эдлеева [и др.] // Детская медицина Северо-Запада. – 2011. – Т. 2, № 3. – С. 30–33.
22. Аношкина, Н.Л. Нутрициональный статус и физическое развитие лиц юношеского возраста / Н.Л. Аношкина, А.В. Гулин // Вестник ТГУ. – 2014. – Т. 19, № 1. – с. 71-74.
23. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма [и др.] // Гигиена и санитария. -2013. - № 5. – с. 91-94.
24. Санникова Н.Е., Бородулина Т.В., Крылова Л.В., Красилова А.В., Левчук Л.В. Актуальность оценки пищевого статуса детей раннего и дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-8. – С. 1676-1679.
25. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Переверзева О.Г. и др. Витаминный статус детей дошкольного возраста. Consilium Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 1: 43–45.

Вопрос-ответ:

Какие особенности пищевого статуса детей младшего школьного возраста в современных условиях?

Особенности пищевого статуса детей младшего школьного возраста включают недостаточное потребление фруктов и овощей, частое потребление сладких и жирных продуктов, низкое потребление полноценных источников белка, железа, кальция и витаминов.

Какие факторы оказывают влияние на пищевой статус школьников?

На пищевой статус школьников влияют такие факторы, как социально-экономический статус семьи, доступность и цены на продукты питания, образование родителей о здоровом питании, физическая активность, наличие рекламы неполезных продуктов и другие факторы.

Каковы современные подходы к диагностике пищевого статуса детей и подростков?

Современные подходы к диагностике пищевого статуса детей и подростков включают использование различных методик и инструментов, таких как анкеты о питании, биохимические анализы крови на содержание питательных веществ, анализы уровня физической активности и т. д.

Как проводится оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков?

Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков проводится путем анализа данных о потреблении различных продуктов питания, оценки антропометрических показателей (вес, рост, индекс массы тела) и проведения биохимических анализов крови.

Какие мероприятия можно предложить для оптимизации пищевого статуса детей младшего школьного возраста?

Для оптимизации пищевого статуса детей младшего школьного возраста можно предложить такие мероприятия, как проведение уроков здорового питания, организация школьных столовых с полноценным питанием, проведение родительских семинаров о рациональном питании и здоровом образе жизни, а также создание благоприятной рекламной среды для полезных продуктов питания.

Какие показатели пищевого статуса рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности пищевого статуса детей в современных условиях, факторы влияющие на пищевой статус школьников, а также современные подходы к диагностике пищевого статуса детей и подростков.

Какие факторы оказывают влияние на пищевой статус школьников?

Различные факторы могут влиять на пищевой статус школьников, включая социоэкономический статус семьи, доступность и качество пищевых продуктов, пищевые привычки и предпочтения, а также физическая активность и образ жизни.

Какие современные подходы к диагностике пищевого статуса детей и подростков предлагаются?

В статье описываются различные методы диагностики пищевого статуса детей и подростков, включая антропометрические показатели (рост, вес, объемы тела), биохимические анализы (уровень гемоглобина, холестерина и других показателей), а также оценку качества питания и пищевых привычек.

В чем особенности пищевого статуса детей в современных условиях?

Особенности пищевого статуса детей в современных условиях связаны, в частности, с изменениями в пищевых привычках и доступности пищевых продуктов. Возрастает потребление высококалорийной и низкокачественной пищи, что может привести к развитию ожирения и другим проблемам со здоровьем у детей.

Что можно сделать для оптимизации пищевого статуса детей младшего школьного возраста?

Для оптимизации пищевого статуса детей младшего школьного возраста можно предложить различные мероприятия, например, введение здорового питания в школьные столовые, проведение просветительской работы с родителями и детьми по поводу правильного питания, организация физкультурных занятий и спортивных мероприятий, а также контроль за предлагаемыми в школе и дома пищевыми продуктами.

Как можно определить пищевой статус детей младшего школьного возраста?

Для определения пищевого статуса детей младшего школьного возраста используются различные методики и подходы. Одним из распространенных способов является анализ даты рождения, роста и веса ребенка, а также его физического и психического развития. Также проводятся биохимические исследования крови, анализ питания и дневник питания ребенка.