психологические особенности делинквентной личности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 18.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1.Понятие и классификация видов делинквентного поведения. 7
1.2.Особенности делинквентных форм поведения. 10
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ 13
2.1.Психологическая характеристика делинквентной личности 13
2.2.Основные направления профилактики делинквентного поведения . 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В то же время в качестве основных способов решения вышеуказанных задач принимаются следующие.1.Развитие и реализация социально-педагогической модели дифференциации, координации и управления общими и специальными органами системы раннего предупреждения преступности среди несовершеннолетних на основе социально-психологических характеристик объектов профилактического воздействия (степень социальной дезадаптация малообеспеченных несовершеннолетних, характер семейного несчастья функционально несостоятельных семей, степени проявления антиобщественной ориентации неформальных подростков).2.Введение в практику психолого-педагогических инструментов для изучения непосредственного окружения делинквентныхподростков.3.Скоординированное использование общими и специальными профилактическими органами этого инструментария для изучения личности трудно обучающихся подростков, участвующих в школьных и профилактических записях; -изучение условий их семейного воспитания и их непосредственного окружения; -развитие социально-психологической типологии трудных подростков, неблагополучных семей и неформальных групп подростков с учетом эмпирических данных, позволяющих дифференцировать образовательные и профилактические меры и влияние органов общего и специального раннего предупреждения на исправление делинквентного поведения детей и подростков и улучшения условий их воспитания.4.Создание сети комплексных профилактических услуг для социальной и семейной помощи, разработка содержания и организационных и управленческих принципов их работы, а также развитие психологической и правовой поддержки их деятельности.5.Активное и целенаправленное использование молодежных и молодежных объединений по интересам как институтов ресоциализации социально неадаптированных подростков.6.Разработка конкретных форм и способов привлечения делинквентныхподростков к активному, полезному, развивающемуся досугу, вовлечению в социально значимые виды деятельности, в том числе к продуктивной работе.7.Широкая апробация различных форм работы с неформальными профсоюзами подростков.8.Систематизация и обоснование соответствующих форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни являются функционально несостоятельными, неспособными справиться с задачами семейного воспитания, включая различные формы семейного отдыха, психологические консультирование, психологическое и педагогическое воспитание родителей и психотерапия семейных отношений.9.Обоснование статуса и развития служебных функций социальных педагогов и практических превентивных психологов, которые на практике проводят просветительскую и профилактическую работу с неблагополучными семьями и делинквентнымидетьми и подростками. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику [12].Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, которые вызывают определенное явление, а также на повышение устойчивости индивида к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко распространяться среди подростков. Задачей вторичной профилактики является раннее выявление и реабилитация нейропсихических нарушений и работа с группой риска, например, подростки с выраженной тенденцией формировать делинквентного поведение, не проявляя его в настоящее время.Третичная профилактика решает такие особые задачи, как лечение нейропсихиатрических расстройств, сопровождающихся поведенческими расстройствами.Третичная профилактика также может быть направлена на предотвращение рецидивов у людей с уже сформированным делинквентнымповедением. Психопрофилактическая работа может представлять собой комплекс мероприятий всех трех уровней.Считается, что он наиболее эффективен в виде влияния на условия и причины, вызывающие делинквентного поведение на ранних стадиях проблем. Существуют различные формы психопрофилактической работы [13].Первая форма - это организация социальной среды. Он основан на концепции определяющего воздействия окружающей среды на формирование отклонений.Влияя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение человека. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, путем создания негативного общественного мнения в отношении делинквентного поведения. Объектом работы может быть также семья, социальная группа (школа, класс) или конкретный человек. Сообщается вторая форма психо-профилактической работы.Это наиболее распространенное направление психопрофилактической работы в виде лекций, разговоров, распространения специальной литературы или видео- и телевизионных фильмов.Суть подхода заключается в том, чтобы попытаться повлиять на когнитивные процессы личности, чтобы улучшить ее способность принимать конструктивные решения.С этой целью обычно используется информация, обычно поддерживаемая статистическими данными, например, о вредном воздействии наркотиков на здоровье и личность.Часто информация пугает. В нем перечислены негативные последствия употребления наркотиков или описывается драматическая судьба делинквентов, их личная деградация. Третьей формой психопрофилактической работы является активная социальная подготовка для социально значимых навыков. Эта модель в основном реализуется в форме групповых тренингов. Четвертая форма - это организация действий, которые являются альтернативой делинквентного поведения.Эта форма работы связана с идеей эффекта замещения отклоняющегося поведения.Альтернативные формы деятельности распознаются: познание (путешествие), проверка себя (походы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозная и духовная, благотворительная).Эта форма реализуется почти во всех программах помощи в случаях уже сформированного отклонения от поведения. В семейном воспитании ведущими превентивными задачами являются раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование способности занимать себя и работать. Родители должны понимать, что они формируют потребности человека посредством участия ребенка в различных видах деятельности - спорте, искусстве, познании.Если нет позитивных потребностей в подростковом возрасте, человек уязвим к негативным потребностям и занятиям. Пятая форма - это организация здорового образа жизни.Она исходит из концепции личной ответственности за здоровье, гармонии с окружающим ее миром и ее телом. Особо ценна способность человека достичь оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным экологическим факторам. Здоровый образ жизни предполагает здоровую диету, регулярные физические упражнения, соблюдение режима работы и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.Этот стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.Шестая форма - это активация личных ресурсов. Активная деятельность подростков в спорте, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия - все это активизирует личные ресурсы, которые, в свою очередь, обеспечивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативным внешним воздействиям.Седьмой формой является минимизация негативных последствий делинквентного поведения. Эта форма работы используется в случаях уже сформированного делинквентного поведения.Он направлен на предотвращение рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут своевременно получать медицинскую помощь, а также необходимые знания о сопутствующих заболеваниях и их лечении.В целом, для эффективной работы по предотвращению делинквентного поведения он должен отвечать следующим принципам:-комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);-адресность (учет возраста, пола и социальных характеристик); • масса (приоритет групповых форм работы);-позитивность информации;-минимизация негативных последствий; -личные интересы и ответственность участников;-максимальная активность человека;-стремление к будущему (оценка последствий поведения, актуализация положительных ценностей и целей, планирование будущего без делинквентного поведения).[15]ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе теоретического анализа научной литературы представлена модель личности с делинквентным поведением, состоящая из мотивационных, эмоциональных и стоимостных норм.Анализ исследуемой проблемы позволил определить факторы, определяющие делинквентное поведение личности.Решающим фактором в формировании противоправного поведения является недоразвитость их мотивационной сферы, деформирование межличностных отношений, дефицит возможного положительного сообщества со значительным взрослым.Мотивационная сфера подростков с делинквентным поведением - сложная иерархическая формация, структура которой включает в себя в основном бессознательное, в том числе увлекательные мотивы, деформированные личностные формирования ценностно-смыслового уровня, вредные привычки, неустойчивые эмоциональные процессы.Характерными особенностями личности подростков с делинквентным поведением являются:-враждебность, высокая личная тревога, отчуждение, духовная пустота, низкий уровень волевого контроля, нарушение процесса предвидения будущего действия, подозрение на непосредственную окружающую среду;-господство примитивных потребностей с неприемлемыми способами их удовлетворения и неиерархическими, ситуационно-импульсивными, примитивными, привыкающими мотивами;-несоответствие между значимыми мотивами и механизмами постановки целей;-распространенность локуса внешнего контроля; склонность влиять на неадекватность;-доминирование акцентуаций возвышенных, циклотимических и эмоциональных типов;-паранойя;-психопатия; -доминирование досуга; -конфликт; -низкая адаптивная способность, игнорирование социальных норм и ценностей.Делинквентное поведение личности развивается на фоне привыкания подростковой среды, способности ассимилировать антиобщественные ценности, эмоциональную нестабильность.Психологическая коррекция личностных характеристик подростков с делинквентным поведением включает психологическую и педагогическую поддержку, регулирование эмоциональных состояний, социально-психологическую подготовку и обязательную организацию профессионального взаимодействия всех субъектов исправительного процесса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков : сб. ст. / Моск. НИИ психиатрии ; Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева ; отв. ред. В.В. Ковалев.— М., 2011.— С. 51–59. 2.Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника / Ю.М. Антонян // Вестник ВИПК МВД России.— 2013.— № 2 (26).— С. 2–8. 3.Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения / В.С. Афанасьев.— СПб., 2013.— 349 с. 4.Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности) / И.П. Башкатов.— М. : Просвещение, 2013.— 256 с. 5.Большая психологическая энциклопедия / авт.-сост. А.Б. Альмуханова [и др.].— М.: Эксмо, 2007.— 544 с. 6.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.— СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с. 7.Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии.— 2009.— № 1.— С. 45–54. 8.Гилинский Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова.— СПб. : Ин-т социологии РАН, 2011.— 423 с. 9.Дебольский М.Г. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования / М.Г. Дебольский // Прикладная юридическая психология / И.И. Аминов [и др.].— М., 2011.— С. 92–102. 10.Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: (на материале исследования осужденных молодежного возраста) : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.Г. Деев.— М., 2010.— 37 с. 11.Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова.— М. : Юрид. лит., 2011.— 159 с. 12.Ермаков В.Д. Несовершеннолетние преступники в России / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова.— М. : ИМПЭ, 2012.— 341 с.13.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.14.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. – М., 1996.15.Яссман Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. - М.: Ак. МВД. 1998.
1.Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков : сб. ст. / Моск. НИИ психиатрии ; Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева ; отв. ред. В.В. Ковалев.— М., 2011.— С. 51–59.
2.Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника / Ю.М. Антонян // Вестник ВИПК МВД России.— 2013.— № 2 (26).— С. 2–8.
3.Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения / В.С. Афанасьев.— СПб., 2013.— 349 с.
4.Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности) / И.П. Башкатов.— М. : Просвещение, 2013.— 256 с.
5.Большая психологическая энциклопедия / авт.-сост. А.Б. Альмуханова [и др.].— М.: Эксмо, 2007.— 544 с.
6.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.— СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
7.Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии.— 2009.— № 1.— С. 45–54.
8.Гилинский Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова.— СПб. : Ин-т социологии РАН, 2011.— 423 с.
9.Дебольский М.Г. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования / М.Г. Дебольский // Прикладная юридическая психология / И.И. Аминов [и др.].— М., 2011.— С. 92–102.
10.Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: (на материале исследования осужденных молодежного возраста) : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.Г. Деев.— М., 2010.— 37 с.
11.Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова.— М. : Юрид. лит., 2011.— 159 с.
12.Ермаков В.Д. Несовершеннолетние преступники в России / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова.— М. : ИМПЭ, 2012.— 341 с.
13.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издатель-ский центр «Академия», 2003.
14.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. – М., 1996.
15.Яссман Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. - М.: Ак. МВД. 1998.
Опубликовано
Курсы
Особенности делинквентной личности
Plan
Введение
1. Делинквентное поведение
1.1 Классификация различных форм делинквентного поведения
1.2 Особенности преступности
1.3 Условия формирования делинквентного поведения
2. Диленквентная личности.
2.1 Незаконное мотивация
2.2 Описание делинквентной личности
2.3 Механизм формирования антисоциальной ориентации
Вывод
библиография
Вделают
Проблема делинквентного поведения (противоправного, антиобщественного) является центральной для исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, и каждого гражданина в отдельности.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы. В психологической литературе его чаще называют Делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского "delinquens" - "проступок, провинность". Под этим термином понимают противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних проявлений.
Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквент, а действиями - деликтами.
В специальной литературе термин "делинквентность" используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие "делинквентность", ограничил мелких антиобщественных действий, не влечет уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег.
В. В. Ковалев возражает против такой трактовки, указывая, что Делинквентное поведение является поведением преступным.
Получил широкое распространение термин "делинквент" за рубежом в основном используется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому человек и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества.