Инвестиционная политика
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 18.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы государственной инвестиционной политики 6
1.1. Сущность государственной инвестиционной политики 6
1.2. Инструменты государственной инвестиционной политики 10
2. Состояние государственной инвестиционной политики в России 12
2.1. Анализ инвестиционной политики России 12
2.2. Условия повышения конкурентоспособности России 18
3. Пути совершенствования государственного регулирования нормативно-правовых аспектов развития инвестиционной политики 23
Заключение 28
Список литературы 31
Совершенствование законодательной базы также обусловлено необходимостью широкой интеграции России в мировую экономику и более активным участием в быстро нарастающих процессах глобализации.Основными правовыми критериями привлечения иностранных инвестиций должны стать следующие [3, c.44]:1.Закон должен быть единым как для отечественных, так и иностранных инвесторов и инвестиций. В конечном счете, государству важно привлечь максимальный объем инвестиций, которые обеспечат решение поставленных экономических задач. Поэтому оно должно ориентироваться на все возможные источники, поступления инвестиций, создавая, наиболее комфортные условия для инвесторов.Решение политической стороны вопроса, связанной с нормами экономической безопасности в случае привлечения иностранных инвестиций, должно обеспечиваться наличием в законе изъятий из национального режима (далее - НР), установленных в законе для иностранных инвесторов и их инвестиций. Строгий мониторинг, осуществляемый правительством за соблюдением этих изъятий, надежно защитит национальные интересы, связанные с обеспечением экономической безопасности и поддержанием обороноспособности страны.2.Закон должен содержать максимально унифицированный текст, составленный с учетом действующих в других странах норм с тем, чтобы сделать его наиболее понятным, привычным и приемлемым как для иностранного, так и для отечественного инвестора. Можно ожидать, что такой подход будет приветствоваться отечественным инвестором, который в конечном результате получит более привлекательные положения основного инвестиционного законодательства. Таким образом, можно рассчитывать на улучшение российского национального режима в сфере привлечения и функционирования инвестиций.3.Новый закон должен четко определить правовой режим для иностранного инвестора и его инвестиционной деятельности. Практически во всех современных документах такого рода, закреплена стандартная правовая норма, суть которой сводится, к признанию того, что иностранным инвестициям и иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставляется собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства (режим наибольшего благоприятствования - далее РНБ) в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным для инвестора. В действующем Законе РФ об иностранных инвестициях предусмотрен лишь НР, что лишает иностранных инвесторов прав на РНБ, уравнивающий иностранных инвесторов друг с другом на территории РФ.В законе было бы целесообразно решить проблему установления льгот и привилегий для иностранных инвесторов. О предоставлении такого рода возможностей говорит в действующем Законе «Об иностранных инвестициях» п. 2 ст. 4, предусматривающий положение о том, что изъятия из НР «стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации». Кроме того, Закон предоставляет иностранному инвестору ряд преференций, связанных, с осуществлением приоритетного инвестиционного проекта, а также открывает возможность (ст. 17) субъектам Федерации и органам местного самоуправления в пределах их компетенции «предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки» инвестиционных проектов, осуществляемых иностранным инвестором.В вопросе предоставления иностранному инвестору льгот и привилегий в международной инвестиционной практике существуют два диаметрально противоположных подхода. Один связан с проведением политики специального поощрения иностранных инвесторов, (отдельные развивающиеся и развитые страны). Другой признает необходимость уравнивания возможностей национального и иностранного инвесторов, что отвечает условиям равного доступа на рынок, единым условиям конкуренции и равенству возможностей. Это более соответствует рыночной экономике и стремлению любого государства «не обидеть» своего национального инвестора. Идеологом второго направления, выступает и Всемирный банк, который в своих рекомендациях странам по привлечению прямых иностранных инвестиций отмечает, что одинаковое отношение к инвестору в одинаковых ситуациях и свободная конкуренция между ними являются условиями создания положительной инвестиционной среды.При решении вопроса о целесообразности предоставления специальных льгот надо учитывать, что предоставление каких-либо льгот и преимуществ иностранному инвестору в такой политизированной стране, как Россия, еще долгое время не будет восприниматься обществом как естественная мера по привлечению дополнительных источников капиталовложений. Выравнивание же возможностей отечественного и иностранного предпринимателей в части получения льгот и привилегий может стимулировать отечественные инвестиции в экономику, ограничивать их нелегальный отток за рубеж в связи с невыгодностью инвестирования в Россию.В новом законе следовало бы уделить значительное внимание проблеме регулирования привлечения инвестиций субъектами РФ, которые, согласно положениям действующего закона, «вправе принимать законы, и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению...». Здесь важно решить вопрос о закреплении принципа предоставления иностранному инвестору национального режима, исключающего возможность дискриминации иностранного инвестора и возможность предоставления ему отдельных льгот и гарантий, отличных от предоставленных отечественному предпринимателю.Новый закон мог бы решить проблему официального определения национальности «инвесторов» и «осуществляемых ими инвестиций» в отношении граждан РФ, имеющих постоянное место жительства за границей. Отнесение их к категории иностранных инвесторов могло бы облегчить российской диаспоре возможности инвестировать капитал в Россию, дав дополнительные гарантии безопасности таким инвестициям, рассматриваемым как иностранные.Осуществление этой меры могло бы сочетаться с объявленной амнистией тем «беглым» капиталам, которые покинули страну в поисках более благоприятного инвестиционного климата или более гарантированного места хранения. Бесспорно, «криминогенный» капитал был бы исключен из объектов амнистии.Самой серьезной проработки в новом законе потребуют положения, гарантирующие инвестору защиту от неблагоприятных изменений законодательства Российской Федерации после осуществления им инвестиций.Положения статьи действующего закона, призванной дать уверенность инвестору в неизменности условий инвестирования и защитить его от непредсказуемых государственных законодательных решений, влекущих за собой финансовые потери, снижающие эффективность осуществленных инвестиций, а возможно, и разорение инвестора, не отвечают поставленной задаче.Таким образом, при разработке нового закона, который адекватно отражал бы новые международные и отечественные реалии, необходимо выработать более действенную формулу установления норм стабильности как главного элемента привлекательности инвестиционного климата, закрепив соответствующими положениями порядок компенсации инвестору убытков в связи с изменением первоначальных условий инвестирования.ЗаключениеНа современном этапе развития национальной экономической системы России к стратегическим направлениям инвестиционной политики можно отнести:построение устойчивой и гибкой финансово-инвестиционной системы государства;определение методов, механизмов и приоритетов инвестиционного регулирования активности субъектов хозяйствования в реальном секторе экономики;совершенствование системы администрирования в сфере инвестиционных процессов и развитие методов финансовых отношений между органами государственной власти, инвесторами и предприятиями;развитие инвестиционного механизма в разрезе государственно-территориального устройства.Таким образом, для повышения эффективности государственной инвестиционной политики и активизации инвестиционной деятельности органам государственной власти следует выполнить комплекс мероприятий, а именно:предоставление гарантий прав собственности, особенно реального обеспечения прав частной собственности;совершенствование нормативно-законодательной базы привлечения иностранных инвестиций посредством интеграции в межнациональную систему законодательного обеспечения в сфере инвестиционной деятельности: присоединение к межнациональным конвенциям, вступление в международные организации, заключение международных договоров (соглашений) о поощрении и взаимной защите инвестиционных вложений;формирование системы национальной экономической безопасности, представляющей собой совокупность мероприятий, направленных на ограничение воздействия иностранных инвестиций в ключевых секторах национальной экономики, для устранения угрозы национальной экономической безопасности;подготовка высококвалифицированного персонала;рассредоточение научного, производственного, инновационного потенциала для устойчивого развития конкретных территорий, признанных депрессивными, моноотраслевыми, малоосвоенными;снижение налогового бремени, для увеличения чистой прибыли предпринимательских структур, используемую ими для обновления и модернизации производства.К несомненным достоинствам эффективной государственной инвестиционной политики и их влияния на рост макроэкономических показателей можно отнести то, что:эффективная государственная инвестиционная политика способствует увеличению поступлений различных налогов и сборов в бюджет государства, а также росту эффективности всех отраслей промышленного производства;эффективная государственная инвестиционная политика способствует формированию новых рабочих мест на конкретной территории, потому что владелец капитала, как правило, принимает на работу местное население, выплачивает заработную плату, при этом налоги от нее также поступают в бюджет государства;эффективная государственная инвестиционная политика способствует накоплению и приращению научно-технического потенциала государства посредством привнесения современных технологий, инновационного управленческого и организационного опыта;эффективная государственная инвестиционная политика способна быть катализатором для реструктуризации и модернизации национальной экономики, развития рыночной инфраструктуры, активизации инновационной деятельности, устранения научно-технического отставания;эффективная государственная инвестиционная политика способствует расширению внешнеэкономической деятельности, росту экспортной торговли и конкурентоспособности, ускорению процесса выхода отечественных компаний на международный рынок посредством привлечения (перемещения) иностранных инвестиций.Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности государственной инвестиционной политики в современных условиях необходимо сосредоточить усилия на:формирование комплексной инвестиционной, валютно-финансовой, налоговой, таможенной, торговой и тарифной политики и государственного администрирования данных политик;обеспечение эффективного уровня рентабельности инвестиционного сотрудничества;повышение эффективности государственное регулирования данного процесса (налоговые льготы, различные преференции, амортизационная политика, льготные кредитные ставки).Список литературыГорецкая Е.О. Интеграция регионов России в мировое хозяйство в условиях глобализации // Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации: Сб. мат. Между- нар. науч. конф. Сочи, 2016. - с. 88-91Грошев, Д.А. Модернизационные аспекты оптимизации системы международного регулирования внешней торговли России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. TERRAECONOMICUS («Пространство экономики»). - 2011. - Т. 9, № 4, Ч. 3. - с.85-121.Добровольский В. П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста / В. П. Добровольский // Деньги и кредит. – 2016. – № 9.Дроздова В.В. Инвестиционный климат в Российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. — 2014. — № 2. — С. 28—31Ильина С. А. Меры по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации и Республики Казахстан: сравнительный анализ [Текст] / С. А. Ильина // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 152-156.Кравцова А.Э., Деникаева Р.Н. Финансовые источники инвестиционного потенциала России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 11. С. 114-117Моисеев В. В. Инвестиционный климат и проблемы иностранных инвестиций в России : монография / В. В. Моисеев. – М. : Директ-Медиа, 2017Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3Орлов М.Г. Роль институтов в содействии развития реального сектора экономики. Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2014.-№3.Рустамов Э.С. Финансовая глобализация и качество институтов. Вопросы экономики. - 2015. - № 2. - С. 39-52.Сагайдачная О.В., Репушевская О.А., Тимонина Е.С. Модернизация как часть инвестиционной политики государства// Российский экономический интернет-журнал. 2015. № 2Солнцев О.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта/ О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов, Р.Г. Волков // http://institutiones.com/general/1386-innstituty-razvitiya.htmЧеркасов М.Н. Эффективные инновационные проекты как необходимое условие развития российских производственных предприятий // Естественные и технические науки. — 2014. — № 6. — С. 299—301.Число иностранных инвестиций в Россию выросло до пятилетнего максимума [Электронный ресурс]. URL: http: // www.rbc.ru/economics/16/06/2016/57625f2a9a7947d845c25a15Шаповалов М.А. Инвестиционный климат в России: на пути к созданию международного финансового центра // Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». — 2015. — № 6. — С. 18—26.
1. Горецкая Е.О. Интеграция регионов России в мировое хозяйство в условиях глобализации // Современная социально¬-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобали¬зации и регионализации: Сб. мат. Между- нар. науч. конф. Сочи, 2016. - с. 88-91
2. Грошев, Д.А. Модернизационные аспекты оптимизации системы междуна-родного регулирования внешней торгов¬ли России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. TERRA ECONOMICUS («Про¬странство экономики»). - 2011. - Т. 9, № 4, Ч. 3. - с.85-121.
3. Добровольский В. П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста / В. П. Добровольский // Деньги и кредит. – 2016. – № 9.
4. Дроздова В.В. Инвестиционный климат в Российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. — 2014. — № 2. — С. 28—31
5. Ильина С. А. Меры по улучшению ин¬вестиционного климата Российской Феде¬рации и Республики Казахстан: сравнитель¬ный анализ [Текст] / С. А. Ильина // Моло¬дой ученый. - 2012. - №6. - С. 152-156.
6. Кравцова А.Э., Деникаева Р.Н. Финансовые источники инвестиционного потенциала России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 11. С. 114-117
7. Моисеев В. В. Инвестиционный климат и проблемы иностранных инвестиций в России : монография / В. В. Моисеев. – М. : Директ-Медиа, 2017
8. Об инвестиционной деятельности в Рос¬сийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3
9. Орлов М.Г. Роль институтов в со¬действии развития реального сектора эко¬номики. Проблемы современной эконо¬мики. Евразийский международный науч¬но-аналитический журнал. -2014.-№3.
10. Рустамов Э.С. Финансовая глоба¬лизация и качество институтов. Вопросы экономики. - 2015. - № 2. - С. 39-52.
11. Сагайдачная О.В., Репушевская О.А., Тимонина Е.С. Модернизация как часть инвестици¬онной политики государства// Российский эконо-мический интернет-журнал. 2015. № 2
12. Солнцев О.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта/ О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов, Р.Г. Волков // http://institutiones.com/general/1386-innstituty-razvitiya.htm
13. Черкасов М.Н. Эффективные инновационные проекты как необходимое условие развития российских производственных предприятий // Естественные и технические науки. — 2014. — № 6. — С. 299—301.
14. Число иностранных инвестиций в Россию выросло до пятилетнего максимума [Электронный ресурс]. URL: http: // www.rbc.ru/economics/16/06/2016/57625f2a9a7947d845c25a15
15. Шаповалов М.А. Инвестиционный климат в России: на пути к созданию международного финансового центра // Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». — 2015. — № 6. — С. 18—26.
Вопрос-ответ:
Какова сущность государственной инвестиционной политики?
Сущность государственной инвестиционной политики заключается в определении целей и механизмов государственного регулирования инвестиций с целью достижения экономического развития страны, стимулирования инвестиционной активности и обеспечения благоприятного инвестиционного климата.
Какие инструменты используются в государственной инвестиционной политике?
Государственная инвестиционная политика использует различные инструменты, такие как налоговые льготы, субсидии, государственные гарантии, кредитные программы, создание специальных экономических зон и другие меры, направленные на привлечение инвестиций и поддержку инвестиционной деятельности.
Каковы условия повышения конкурентоспособности России?
Для повышения конкурентоспособности России необходимо решить такие проблемы, как улучшение инвестиционного климата, снижение бюрократической нагрузки, улучшение качества государственного управления, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, развитие науки и технологий, поддержка инноваций и развитие человеческого капитала.
Какой анализ проводится по поводу инвестиционной политики России?
При анализе инвестиционной политики России оцениваются такие факторы, как объемы прямых и портфельных инвестиций, структура по отраслям и регионам, эффективность государственных программ поддержки инвестиций, инвестиционный климат, прозрачность рынка и другие показатели, позволяющие оценить состояние инвестиционной активности и эффективность государственного регулирования.
Какие пути совершенствования государственного регулирования нормативно-правовых аспектов развития инвестиционной политики вы можете предложить?
Для совершенствования государственного регулирования нормативно-правовых аспектов развития инвестиционной политики можно предложить такие пути, как упрощение процедур получения разрешений и лицензий, сокращение бюрократической нагрузки, повышение прозрачности и законности регулирования, разработка и внедрение эффективных механизмов государственной поддержки инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата.
Какова сущность государственной инвестиционной политики?
Государственная инвестиционная политика – это система мер и инструментов, применяемых государством для регулирования и стимулирования инвестиций в экономику страны. Основная задача такой политики заключается в создании благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития экономики.
Какие инструменты используются в государственной инвестиционной политике?
В государственной инвестиционной политике используются различные инструменты, такие как льготы и привилегии для инвесторов, налоговые поощрения, государственная поддержка кредитования, создание специальных экономических зон и т.д. Все эти инструменты направлены на привлечение инвестиций и развитие экономики страны.
Каково состояние государственной инвестиционной политики в России?
Анализ показывает, что состояние государственной инвестиционной политики в России имеет свои проблемы. Недостаточная привлекательность для инвесторов, сложности с получением кредитов, высокие налоговые ставки – все это создает негативные условия для развития инвестиций. Однако государство предпринимает шаги для улучшения ситуации и стимулирования инвестиций.
Какие пути совершенствования государственного регулирования нормативно-правовых аспектов развития инвестиционной политики существуют?
Для совершенствования государственного регулирования нормативно-правовых аспектов развития инвестиционной политики можно применять различные пути. Например, упрощение процедур получения разрешений и лицензий, снижение налоговых ставок, создание специализированных органов для координации инвестиций и так далее. Важно создать прозрачную и предсказуемую систему, которая будет способствовать развитию инвестиций и привлечению инвесторов.