Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Заказать уникальную дипломную работу- 93 93 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 22.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы процесса подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях 8
1.1.Характеристика понятия фонетико-фонематическое недоразвитие речи 8
1.2.Современные подходы к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста 11
1.3.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и особенности обучения групп детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи 16
1.4. Формы взаимодействия логопеда и воспитателя в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях 28
Глава 2. Характеристика актуального уровня развития речи старших дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи 34
2.1. Цели и содержание констатирующего эксперимента 34
2.2. Характеристика актуального уровня развития детей 35
2.2.1. Обследование произносительных умений 35
2.2.2. Формирование восприятия 39
2.2.3. Формы взаимодействия 52
Глава 3.Характеристика экспериментальной системы подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях 56
3.1. Цели и содержание экспериментальной работы 56
3.2. Описание хода экспериментальной работынаправленный на подготовку к обучению грамоте 61
3.3. Характеристика результатаэкспериментальной работы 73
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения 93
Искаженное произнесение свистящих и шипящих звуков было выявлено у 6 детей до- и у 4 детей после проведения эксперимента. Межзубный сигматизм обнаружен в 3 случаев у дошкольников первой экспериментальной группы и у 1 дошкольника второй группы, призубный – только у 1 ребенка первой экспериментальной группы и у 1 дошкольника второй группы, боковой – в 2 детей обеих групп. Ротацизмы отмечены у 5 дошкольников первой экспериментальной группы и у 2 дошкольников второй группы. У 3 детей первой экспериментальной группы и у 2 детей второй группы выявлен губно-губной ламбдацизм. Замены звуков наблюдались у 4 детей первой экспериментальной группы и у 2 детей второй группы. Полученные данные представлены в таблице 8, 9.Таблица 8. Исследование состояния звукопроизношения у детей сФФНРдо и после формирующего экспериментаВид заданияКоличество детей выполнивших задания на данном уровнеВысокий уровеньУровень выше среднегоСредний уровеньУровень ниже среднегоНизкий уровеньЭ.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2звукопроизношение---1364231 Таблица 9.Состояние звукопроизношения у дошкольников с ФФНР до и после формирующего экспериментаВиды нарушений звукопроизношения.Экспериментальная группа №1Экспериментальная группа №21.Полиморфный характер нарушений.612.Мономорфный характер нарушений.-4-Сигматизм64- Парасигматизм21- Ротацизм52- Параротацизм:22- Ламбдацизм32- Параламбдацизм--Состояние слуховой дифференциации звуков.Дети обеих экспериментальных групп правильно различали фразы со словами-квазиомонимами (с опорой на сюжетные картинки).При выполнении заданий на различение слов, близких по звуковому составу, дети первой экспериментальной группы ошибались в 2 случаях, тогда как дети второй экспериментальной группы не допускали ошибок при выполнении этого задания. Небольшое количество ошибок при дифференциации слов со сходными звуками у детей первой экспериментальной группы и отсутствие ошибок у детей второй экспериментальной группы можно объяснить тем, что отдельно взятая фонема или слог не несут никакой смысловой нагрузки, а при дифференциации фонем в словах появляется опора на семантику.3 дошкольников второй и 6 детей первой экспериментальной группы ошибались при различении слогов со сходными звуками (звонкие-глухие, свистящие-шипящие). При выполнении заданий на различение слогов со сходными звуками: звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие – шипящие дети второй экспериментальной группы допустили меньше ошибок, чем дети первой экспериментальной группы. Дошкольники второй группы правильно дифференцировали слоги с твердыми и мягкими звуками, со свистящими и шипящими звуками, но ошибались при различении слогов со звонкими и глухими согласными. При выполнении заданий, направленных на различение сходных изолированных звуков затруднения возникали у 7 детей первой и у 5 детей второй экспериментальной группы. 2 детей второй и 4 ребенка первой группы ошибались при различении шипящих и свистящих звуков. При различении звонких и глухих звуков у детей первой и второй экспериментальных групп было отмечено одинаковое количество ошибок, что можно объяснить артикуляторно-акустической близостью этих звуков.Соотношение ошибок при выполнении заданий на исследование слуховой дифференциации фонем у дошкольников экспериментальных групп до и после обучающего эксперимента отражено в таблице 10. Таблица 10. Сравнительная количественная характеристика выполнения заданий по исследованию слуховой дифференциации фонем детьми до и после формирующего экспериментаВид заданияКоличество детей выполнивших задания на данном уровнеВысокий уровеньУровень выше среднегоСредний уровеньУровень ниже среднегоНизкий уровеньЭ.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1К.Г2Различение звонких и глухих согласных (во фразах, словах, слогах, изолированно)---3245231Различение твердых и мягких согласных.(во фразах, в словах, в слогах, изолированно)-1-235522-Различение шипящих и свистящих согласных (во фразах, в словах, в слогах, изолированно)---2254241Различение сонорных (во фразах, в словах, в слогах, изолированно)-1-344323-Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем.В ходе исследования слухо-произносительной дифференциации фонем в слогах (серии из двух открытых слогов) у детей второй экспериментальной группы было отмечено меньшее количество ошибок, чем у детей первой экспериментальной группы. Так, ошибки при дифференциации звуков в слогах допустили 3 детей второй экспериментальной группы, тогда как ошибки при дифференциации этих звуков были отмечены у 7 детей первой экспериментальной группы.2 детей второй экспериментальной группы и 4 детей первой экспериментальной группы заменяли звонкий звук на глухой, 1 ребенка второй и 4 детей первой экспериментальной группы заменяли глухой звук на звонкий. Перестановки звуков были отмечены у 3 детей второй и у 5 детей первой экспериментальной группы.Допущенные детьми обеих групп ошибки при дифференциации звонких и глухих звуков обусловлены их артикуляторно-акустической близостью.При выполнении заданий на воспроизведение слогов со звуками, сходными по артикуляции, ошибок детьми второй экспериментальной группы было допущено меньше, чем детьми первой экспериментальной группы. При воспроизведении слогов 2 детей второй и 5 детей первой экспериментальной группы допускали ошибки, среди которых были замены и перестановки звуков.При анализе результатов исследования слухо-произносительной дифференциации фонем в слогах (серии из трех открытых слогов) было установлено, что дети второй экспериментальной группы допускают ошибок меньше по сравнению с детьми первой экспериментальной группы.Нарушение дифференциации звонких и глухих звуков в слогах было отмечено у 3 детей второй и у 7 детей первой экспериментальной группы. Данный вид ошибок обусловлен артикуляторно-акустической близостью звуков и проявлялся следующим образом: замены глухого звука на звонкий были отмечены у 1 ребенка второй и у 2 детей первой экспериментальной группы, замены звонкого на глухой – у 1 ребенка второй и у 3 детей первой экспериментальной группы, перестановки данных звуков – у 2 детей второй и у 5 детей первой группы. Нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков было отмечено у 8 детей первой и у 5 детей второй экспериментальной группы. У детей второй группы ошибки проявлялись в виде замен и перестановок звуков, что обусловлено артикуляторной близостью данных звуков.В ходе исследования слухо-произносительной дифференциации звуков в словах у детей обеих экспериментальных групп были выявлены ошибки, обусловленные артикуляторной, акустической и артикуляторно-акустической близостью звуков.Среди ошибок, обусловленных артикуляторным сходством звуков, у детей второй экспериментальной группы было выявлено меньшее количество ошибок, чем у детей первой группы.Нарушения слухо-произносительной дифференциации звуков в словах были отмечены у 1 дошкольников второй и у 4 дошкольников первой экспериментальной группы и проявлялись в заменах звуков.У детей обеих групп были отмечены ошибки, обусловленные артикуляторно-акустической близостью звуков. Такой вид ошибок встречался у 8 детей первой и у 4 детей второй экспериментальной группы.Нарушение дифференциации звуков Р-Л в словах отмечено у 5 детей первой и у 3 детей второй экспериментальной группы и проявлялось в заменах звука Р звуком Л. Данный вид ошибок обусловлен артикуляторно-акустической близостью данных звуков.Соотношение ошибок при выполнении заданий на исследование слухопроизносительной дифференциации фонем у дошкольников экспериментальных групп до и после обучающего эксперимента отражено в таблице 11.Таблица 11. Сравнительная количественная характеристика выполнения заданий по исследованию слухо-произносительноцй дифференциации фонем детьми до и после формирующего экспериментаВид заданияКоличество детей выполнивших задания на данном уровнеВысокий уровеньУровень выше среднегоСредний уровеньУровень ниже среднегоНизкий уровеньЭ.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Слухо-произносительная дифференциация звуков в слогахАртикуляторно и акустически близки звуки---1255331Звуки близки по артикуляции---2256221Слухо-произносительная дифференциация звуков в словахАртикуляторно и акустически близки звуки---1365221Звуки близки по артикуляции---236621-Состояние фонематического анализа.В процессе исследования простых форм фонематического анализа было выявлено, что 8 дошкольников первой и 5 дошкольников второй экспериментальной группы допускают различные ошибки при выделении заданного звука из слов, выделении ударного гласного в начале слов и выделении гласного на фоне слова.6 детей до- и 4 ребенка после проведения формирующего эксперимента ошибались при выполнении заданий на выделение звуков, находящихся в конце трехсложных слов и в словах со стечением согласных. Эти ошибки можно объяснить нарушением слуховой дифференциации фонем и с нарушением звукопроизношения.При выделении заданного звука из слов, состоящих из двух слогов, 5 детей до- и у 4 детей после проведения формирующего эксперимента ошибались при выделении звуков в словах со стечением согласных. При выделении заданного звука из двухсложных слов, состоящих из открытых слогов наибольшие сложности вызывали звуки, находящиеся в середине слов. Такой вид ошибок отмечен у 4 детей до- и у 2 детей после проведения эксперимента.Наиболее легкими для выделения для детей обеих экспериментальных групп оказались звуки, находящиеся в начале двухсложных слов. Ошибки допустили те дети, у которых было отмечено нарушение дифференциации звуков З-Ж. При выделении ударного гласного из начала слова 3 дошкольников первой экспериментальной группы допускали ошибки. Детьми второй экспериментальной группы таких ошибок допущено не было, они правильно выделяли первый гласный звук.При выполнении заданий на выделение гласного на фоне слова 4 дошкольника первой группы и 2 дошкольника второй экспериментальной группы допускали ошибки.При выполнении заданий, направленных на исследование сложных форм фонематического анализа, у детей второй экспериментальной группы было выявлено меньше ошибок, чем у детей первой экспериментальной группы.2 детей второй экспериментальной группы допустили ошибки при выполнении заданий на определение первого согласного звука в слове (в первой экспериментальной группе такие ошибки были допущены 4 детей. Задания, связанные с определением количества звуков в словах оказались сложными для детей обеих экспериментальных групп (количество детей, допустивших ошибки, было одинаковым в обеих группах). Эти ошибки связаны с недостаточной сформированностью простых форм фонематического анализа, а также с нарушениями в определении первого, последнего звука в словах, их последовательности, что лишает детей представления о количественном составе слова.При определении места звука в слове ошибки допускали 5 детей первой и 4 детей второй экспериментальной группы. Эти ошибки можно объяснить недостаточной сформированностью простых форм фонематического анализа и нарушением слуховой дифференциации звуков.Соотношение ошибок при выполнении заданий на исследование состояния фонематического анализа у дошкольников экспериментальных групп до и после обучающего эксперимента отражено в таблице 12.Таблица 12. Сравнительная количественная характеристика выполнения заданий по исследованию фонематического анализа детьми до и после формирующего экспериментаВид заданияКоличество детей выполнивших задания на данном уровнеВысокий уровеньУровень выше среднегоСредний уровеньУровень ниже среднегоНизкий уровеньЭ.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Э.Г1Э.Г2Выделение заданного звука из ряда слов.---236523-Определение первого согласного в словах.---2464121Определение последнего согласного в словах---235631-Определение количества звуков в слове----246521Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ----245432Исходя из результатов проведения обучающего эксперимента по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с ФФНР, можно сделать следующие выводы.У детей повысился уровень сформированности слуховой дифференциации фонем. Дошкольники перестали допускать ошибки при различении слов со сходными звонкими и глухими согласными, стали правильно дифференцировать слоги с твердыми и мягкими согласными звуками, со свистящими и шипящими, но ошибались при дифференциации слогов со звонкими и глухими согласными. Эти ошибки можно объяснить тем, что звонкие и глухие согласные звуки являются очень близкими как артикуляторно, так и акустически.Также повысился уровень сформированности простых форм фонематического анализа. Дети стали правильно выделять звуки из слов, затруднения вызывали лишь слова со стечением согласных, так как звуки в слогах со стечением стоят в более слабой позиции, чем в открытых слогах.Наибольшего эффекта достигла работа, направленная на развитие умения выделять первый ударный гласный в начале слова.Выводы к главе 3.Проведенное исследование состояния фонематического анализа показало, что дети с ФФНР затрудняются при выполнении заданий, направленных на исследование как простых, так и сложных форм фонематического анализа.Методика логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия включала в себя два этапа:1. Подготовительный этап, на котором велась работа по развитию слухового внимания и памяти, работа по различению неречевых звуков, по различению одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.2. Этап слуховой и слухо-произносительной дифференциации смешиваемых звуков. На данном этапе проводилась работа по различению слов, близких по звуковому составу, работа по дифференциации звуков в слогах и изолированно, а также работа по развитию фонематического анализа.После проведения логопедической работы увеличилось количество детей, имеющих уровень сформированности фонематического восприятия выше среднего.6 дошкольников достигли среднего уровня сформированности фонематического восприятия.Только у 2 детей после проведения обучающего эксперимента был отмечен низкий уровень сформированности фонематического восприятия.Таким образом, нами была подтверждена эффективность методики логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и соответственно подготовки к школе.ЗаключениеКаждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и месторасположение заданного звука в слове. Если же, поступивший в школу ребенок не владеет названными умениями, то его с трудом удастся обучить грамоте или, в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности обучения письму и чтению.Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При логопедической работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.Известно, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Своевременное выявление и коррекция нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР, что обеспечивает полноценную подготовку детей данной категории к школе, а также профилактику расстройств письменной речи.Методика исследования нарушений фонематического развития включала в себя следующее:1. исследование звукопроизношения;2. исследование артикуляторной моторики;3. исследование слуховой дифференциации фонем;4. исследование слухо-произносительной дифференциации фонем;5. исследование состояния фонематического анализа. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, можно сделать выводы о состоянии фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР.У всех обследованных детей с ФФНР было отмечено полиморфное нарушение звукопроизношения. Преобладающими среди нарушений произношения звуков у дошкольников данной категории являются искажения и замены звуков по их артикуляторным и акустическим характеристикам.Исследование состояния слуховой дифференциации фонем показало, что у детей с ФФНР наблюдаются многочисленные ошибки, проявляющиеся в неразличении как правильно, так и дефектно произносимых звуков. Наибольшее количество ошибок было допущено детьми при дифференциации звонких шипящих и свистящих звуков. У этих детей наблюдалось соответствие нечеткого восприятия звуков их неправильной артикуляции. Меньше ошибок было допущено детьми экспериментальной группы при выполнении заданий на дифференциацию слогов со сходными звуками. Самое меньшее количество ошибок дети допускали при различении слов, близких по звуковому составу. Таким образом, фонемы, входящие в состав слов и предложений, дети дифференцируют легче, чем изолированные звуки и звуки, входящие в состав слога. Это можно объяснить тем, что отдельно взятая фонема или слог не несут никакой смысловой нагрузки, а при дифференциации фонем в словах и предложениях появляется опора на семантику. Исследованием установлено, что для дошкольников с ФФНР характерна низкая сформированностьслухо-произносительной дифференциации фонем. Дети допускали ошибки, обусловленные артикуляторной и акустической близостью звуков. Ошибки проявлялись в заменах и перестановках звуков. Было отмечено, что дошкольники с общим недоразвитием речи допускали ошибки, обусловленные артикуляторной, акустической и артикуляторно-акустической близостью звуков, входящих в слоги и слова. Наибольшее количество ошибок было допущено детьми при выполнении заданий на различение звуков, близких как артикуляторно, так и акустически. Проведенное исследование состояния фонематического анализа показало, что дети с ФФНР затрудняются при выполнении заданий, направленных на исследование как простых, так и сложных форм фонематического анализа.Методика логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия включала в себя два этапа:1. Подготовительный этап, на котором велась работа по развитию слухового внимания и памяти, работа по различению неречевых звуков, по различению одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.2. Этап слуховой и слухо-произносительной дифференциации смешиваемых звуков. На данном этапе проводилась работа по различению слов, близких по звуковому составу, работа по дифференциации звуков в слогах и изолированно, а также работа по развитию фонематического анализа.Исходя из результатов проведения обучающего эксперимента можно сделать следующие выводы: у детей с общим недоразвитием речи повысил уровень сформированности слуховой дифференциации фонем. Дошкольники перестали допускать ошибки при различении слов со сходными звонкими и глухими согласными, стали правильно дифференцировать слоги с твердыми и мягкими согласными звуками, со свистящими и шипящими, но ошибались при дифференциации слогов со звонкими и глухими согласными. Эти ошибки можно объяснить тем, что звонкие и глухие согласные звуки являются очень близкими как артикуляторно, так и акустически.Исследование показало, что даже после проведения логопедической работы дети не перестали допускать ошибки при различении изолированных глухих и звонких согласных, что можно объяснить артикуляторно-акустической близостью этих звуков.У детей повысился уровень сформированностислухо-произносительной дифференциации фонем. Дошкольники значительно лучшестали различать согласные в слогах, лишь некоторые дети допускали замены и перестановки звуковНаибольшего эффекта достигла работа, направленная на развитие умения выделять первый ударный гласный в начале слова.Что касается умения выделять первый согласный звук из начала слова, то здесь также уменьшилось количество ошибок, допускаемых детьми.Учитывая тесную взаимосвязь фонематического восприятия и произношения звуков можно предположить, что коррекционная работа по преодолению нарушений фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать нормализации звукопроизношения и формированию готовности к фонематическому анализу, что впоследствии позволит детям успешно овладеть школьной программой. Список литературы Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2011. — С.37-41.Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2012 - С.6.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2011. – 49с.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера. -2011.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.- 144 сВолкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов . М., 2008.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: 2010. С. 38Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2010. С.345Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - С-Пб., 2010.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2008. С. 192Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 2012.Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 /Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010. С.456Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 2011. С. 183.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФН). - М., 2015 .с.128Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: Директ-Медиа, 2010. - 1104 с.Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2011, №11. - С. 41-42.Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2014. – 74 с.Зволейко Е.В. Курсы «Основы логопедии» и «Психология лиц с нарушениями речи» в системе подготовки бакалавров // Логопед.-2012.-№10.-С.110-115.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.- М., 2011.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб., 2013.Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2012.Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.–СПб. : Детство-Пресс, 2013.–234 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2015Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2015. - 192 ст.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С-Пб., 2011.Мещерякова Л.В. Формирование лексико - грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. - 2017 - С.6Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011 Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М: Аркти, 2010.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2009. С. 38.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2015.Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014.–428 с. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2012. – 243 с. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 2016. С.45Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2014.–40 с. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. - М., 2011.Тугова Н.А. Развитие выразительности речи у детей с речевыми нарушениями // Дефектология. - 2010. - №2. - С.37-43.Усанова О.Н. Специальная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург:Питер, 2006.– 395 с. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: 2017. С. 29.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2009.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. - М.: 2017. С. 39Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 2. –М.: Владос, 2009.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2009. — С.4-6.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.ПриложенияПриложение 1I.Исследование состояния артикуляционной моторики.а) исследование движений нижней челюсти.1 задание: открыть рот.Инструкция: Закрой рот.3 задание: попеременно открыть рот, закрыть рот.Инструкция: Открой рот. Теперь закрой. Инструкция: Открой рот.2 задание: закрыть рот.4 задание: подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.Инструкция: Подвигай нижней челюстью из стороны в сторону.б) исследование движений губ.1 задание: упражнение «Улыбка».Инструкция: Улыбнись.2 задание: упражнение «Трубочка».Инструкция: Вытяни губы вперед.3 задание: попеременно «Улыбка» - «Трубочка»Инструкция: Улыбнись. Вытяни губы вперед.в) исследование движений языка.1 задание: упражнение «Лопаточка».Инструкция: Открой рот. Высунь широкий язычок. 2 задание: упражнение «Иголочка».Инструкция: Открой рот, улыбнись. Высунь острый язычок.3 задание: попеременно «Лопаточка» - «Иголочка»Инструкция: Открой рот, улыбнись. По очереди высовывай то широкий, то острый язычок.4 задание: поднять кончик языка на верхнюю губу.Инструкция: Подними язычок на верхнюю губку.5 задание: опустить кончик языка на нижнюю губу.Инструкция: Опусти язычок на нижнюю губку.6 задание: поднять кончик языка за верхние резцы.Инструкция: Подними язычок за верхние зубки.7 задание: опустить кончик языка за нижние резцы.Инструкция: Опусти язычок за нижние зубки.8 задание: узким языком коснуться правого - левого углов рта.Инструкция: Открой рот, улыбнись. Высунь язычок и касайся кончиком уголков рта.г) исследование движений мягкого неба.1задание: покашлять с открытым ртом, язык на нижней губе.Инструкция: Открой рот, положи язычок на нижнюю губку и покашляй.2 задание: произнести звук А на твёрдой атаке с широко открытым ртомИнструкция: Открой рот и произнеси звук А несколько раз. д) исследование состояния и работы мышц лицевой мускулатуры.1 задание: надувание щек.Инструкция: Надуй щечки. 2 задание: поднимание бровей.Инструкция: Подними брови, словно удивляешься.3 задание: нахмуривание бровейИнструкция: Нахмурь брови. 4 задание: поочередное зажмуривание глазИнструкция: Зажмурь сначала правый глаз, теперь левый.5 задание: наморщивание носаИнструкция: Наморщи нос, словно чем-то недоволен.6 задание: поднимание верхней губы.Инструкция: Подними верхнюю губку.Оценка выполнения: выявить наличие или отсутствие движений, способность удерживать определенную артикуляторную позу, способность к переключению от одного движения к другому, темп выполнения, объем, точность выполнения движений, наличие синкинезий.II. Исследование состояния звукопроизношения.Состояние звукопроизношения определяется общепринятыми в логопедической практике методами и средствами.- исследуются: гласные, свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, переднеязычные, губные, губно – зубные звуки.- исследуется характер нарушения звуков.- исследуется произнесение звуков изолированно, в слогах, словах, фразах и в спонтанной речи.III. Исследование слуховой дифференциации фонем.Цель: определить, различает ли ребёнок на слух:- сходные правильно произносимые фонемы;- сходные дефектные звуки.Требования к обследованию: - Обследуется пассивная речь ребёнка.- Фразы, слова, слоги, звуки произносит только логопед.- Материал исследования включает правильно и дефектно произносимые звуки.Последовательность проведения исследования.1 задание. Узнавание фраз по картинкам.Материал исследования: парные сюжетные картинки.Процедура исследования: детям предъявляются парные сюжетные картинки. Логопед произносит фразу и предлагает найти соответствующую картинку.Инструкция: Я буду произносить фразы, а ты показывай соответствующую картинку.Слушай внимательно: На ветках почки. - Во дворе бочки. У Зины красивые косы. - На лугу пасутся козы.Мальчик наливает молоко в миску. –Даша кормит кашей мишку.Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – выраженные трудности при дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.2 задание. Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу.Материал исследования: пары слов, близких по звуковому составу. Предметные картинки, в названии которых имеются сходные звуки.Процедура исследования:а) Ребёнку предлагается внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова, произнесённые логопедом.Инструкция: Я буду произносить слова парами, а ты поднимай руку, если услышишь одинаковые слова. Слушай внимательно: ПОЧКА - БОЧКА РОЖКИ - ЛОЖКИ ЦВЕТ - ЦВЕТ БОЧКА - БОЧКА РОЖКИ - РОЖКИ СВЕТ - ЦВЕТ СУП - ЗУБ ШАР - ЖАР ФАЗА - ВАЗА ЗУБ - ЗУБ ШАР - ШАР ВАЗА - ВАЗАб) Логопед раскладывает предметные картинки и предлагает показать те, в названии которых есть сходные звуки.Инструкция: Внимательно посмотри на картинки. Покажи, где нарисованы ДРОВА, ТРАВА, СУП, ЗУБ, ПОЧКИ, БОЧКИ.Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – выраженные трудности при дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.3 задание. Различение слогов со сходными звуками.Материал исследования: пары слогов со сходными звуками.Процедура исследования: логопед произносит пары слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши, если услышит разные слоги.Инструкция: Я буду называть слоги парами. Если ты услышишь разные слоги, хлопни в ладоши. Слушай внимательно: ТА - ДАПА - БАСИ - ЗИДА - ДАПА - ПАЗИ - ЗИТУ - ДУРА - ЛА СА - ША ДУ - ДУ ЛА - ЛА ША - ША Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – выполнение задания сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда в виде повторения слоговых рядов приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – выраженные трудности при дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации нескольких групп звуков.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.4 задание. Различение изолированных звуков.Материал исследования: пары сходных звуков.Процедура исследования: логопед называет звуки парами и предлагает отреагировать на одинаковые звуки условным сигналом. Инструкция: Я буду произносить звуки парами. Если ты услышишь одинаковые звуки, подними руку. Слушай внимательно:И - И С - Ш Т - ДИ - Ы Ш - Ш Д - ДС - С П - Б Р - Л З - С П - П Л - Л Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – выполнение задания сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда в виде повторения пар звуков приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – выраженные трудности при дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации нескольких групп звуков.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.5 задание. Различение правильно и неправильно произносимых логопедом непарных слов.Материал исследования: слова, правильно и дефектно произносимые.Процедура исследования: логопед произносит слова. В случае дефектного произношения, ребёнок подаёт условный сигнал.Инструкция: Я буду произносить слова. Если я произнесу слово неправильно, подними флажок. Слушай внимательно:СУМКАРЫБАРОДКА ЗУКСУБАШУБА САЯЦ ЛОДКАЛЫБАШУМКАЖУК ЛУЖА РУЖА ЗАЯЦОценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – выполнение задания сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда в виде многократного повторения слов приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – в некоторых случаях ребенок не замечает неправильного произнесения слов, включающих определенную группу звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – ребенок не замечает неправильного произнесения слов, включающих несколько групп звуков.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.Исследование слухопроизносительной дифференциации фонем: Цель: определить, различает ли ребёнок правильно произносимые сходные фонемы в произношении.Требования к обследованию:- используется активная речь ребёнка.- речевой материал должен исключать дефектные звуки.Последовательность проведения обследования.1 задание. Группировка парных картинок на сходные звуки.Материал исследования: парные картинки, в названии которых есть сходные звуки.Процедура исследования: ребенок называет картинки, затем делит их на две группы и подбирает пары. Инструкция: Посмотри на картинки. Назови их.КОЗАСУПСАЙКАЗАЙКАКОСАЗУБИнструкция: Раздели картинки на две стопочки. В первую клади картинки, в названии которых есть звук З, а во вторую картинки, в которых есть звук С.Инструкция: разложи картинки парами.КОЗА – КОСАЗАЙКА – САЙКАЗУБ – СУПИнструкция: сначала назови картинки, в названии которых есть звук З, затем те, в которых есть звук С, а потом назови картинки парами.Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – некоторые трудности при дифференциации звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации звуков, неаргументированный отбор картинок.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.2 задание. Группировка непарных картинок на сходные звуки.Материал исследования: непарные картинки, в названии которых есть сходные звуки.Процедура исследования: ребенок называет картинки и делит их на две группы.Инструкция: Посмотри на картинки и назови их СЕНОЗЕБРА СТАКАН ЗОНТПОСУДАКОЗА СОВАМИМОЗА АВТОБУСГНЕЗДОСОБАКАЗАЯЦИнструкция: Раздели картинки на две группына Сна ЗСЕНОЗОНТСОВАГНЕЗДОПОСУДАЗЕБРАСОБАКАМИМОЗАСТАКАНКОЗААВТОБУС ЗАЯЦОценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – некоторые трудности при дифференциации звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации звуков, неаргументированный отбор картинок.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.3 задание. Выделение картинок на заданный звук.Материал исследования: предметные картинки. Процедура исследования: ребенок называет картинки. Отбирает те, в названии которых есть звук П. Инструкция: Внимательно посмотри на картинки. Назови их БОЧКАДОМТАПКИПИЛАПОЧКИБАТОНКОТЛАПАРЕПКАПИРОГ БАНКАБАНТИнструкция: Отбери картинки, в названии которых есть звук П.ПИЛАПОЧКИТАПКИПИРОГЛАПАРЕПКАИнструкция: Назови картинки, в названии которых есть звук П.Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – некоторые трудности при дифференциации звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации звуков, неаргументированный отбор картинок.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.4 задание. Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов.Материал исследования: звуковые ряды.Процедура исследования: вслед за логопедом ребенок повторяет звуковые ряды. Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной: АИИАУААУ ИУ УИАИУАУИИУАУАИ УИА ИАУТПКПКТКПТКТП ТКП ПТКМатериал исследования: слоговые ряды.Процедура исследования: Вслед за логопедом ребенок повторяет слоговые ряды. Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной:БА – ПА – БА ТА – ДА – ДА БА – ПА – ПА ТА – ДА – ТА БА – БА – ПА ДА – ТА – ТА ПА – БА – ПА ДА – ТА – ДА ТА – ТО – ТУ ТА – КА – ПА ТО – ТУ – ТА ПА – ТА – КА ТУ – ТА – ТО КА – ТА – ПА ТО – ТА – ТУ ТА – ПА – КА Материал исследования: ряды слов.Процедура исследования: вслед за логопедом ребенок повторяет ряды слов.Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной слова:КАНАВА – ПАЛАТА – НОТА – ПИЛА ВОДА - ДОМ – ДЫМ – КИТ – ТОК Оценка выполнения: выявить способность различать на слух и в произношении артикуляторно, акустически и артикуляторно-акустически близкие звуки.Оценка выполнения: Высокий уровень – правильное, быстрое выполнение задания.Уровень выше среднего – выполнение задания сопровождается несистематическими ошибками, помощь логопеда в виде повторения задания приводит к исправлению ошибок.Средний уровень – выраженные трудности при дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки при дифференциации нескольких групп звуков.Низкий уровень – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.IV. Исследование звукового анализа.1 задание. Выделение первого ударного гласного в словах.Цель - исследовать умение выделять первый ударный гласный в словах.Материал исследования: слова УТКА, ИВОЛГА, АИСТ, ОСЕНЬ.Процедура исследования: ребенок называет первый ударный гласный в словах.Инструкция: Назови первый звук в слове.Слушай внимательно: УТКА, ИВОЛГА, АИСТ, ОСЕНЬ.Оценка выполнения: Высокий уровень – быстрое и безошибочное выполнение задания.Уровень выше среднего – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает логопед.Средний уровень – наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются ребенком.Низкий уровень – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.2 задание. Выделение первого гласного в обратных слогах.Цель - исследовать способность выделять первый гласный звук в обратных слогах.Материал исследования: обратные слоги.Процедура исследования: ребенок называет первый гласный в обратных слогах.Инструкция: Назови первый звук в слоге. Слушай внимательно: АТ, УП, ИК, ОМ, ЫН.Оценка выполнения: Высокий уровень – быстрое и безошибочное выполнение задания.Уровень выше среднего – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает логопед.Средний уровень – в некоторых случаях ребенок допускает ошибки, задание выполняется при активной помощи логопеда.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются ребенком.Низкий уровень – неправильные ответы в большинстве слогов, отказ от выполнения задания.3 задание. Выделение первого безударного гласного в словах.Цель - исследовать способность выделять первый безударный гласный в словах.Материал исследования: слова с безударным гласным в начале слова.Процедура исследования: ребенок называет первый безударный гласный в словах.Инструкция: Назови первый звук в слове. Слушай внимательно: АКУЛА, УЛИТКА, ИГРУШКА. Оценка выполнения: Высокий уровень – быстрое и безошибочное выполнение задания.Уровень выше среднего – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает логопед.Средний уровень – наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются ребенком.Низкий уровень – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.4 задание. Анализ звукосочетаний состоящих из двух гласных.Цель - исследовать способность выделять первый звук в звукосочетании.Материал исследования: звукосочетания из двух гласных.Процедура исследования: Логопед произносит звукосочетания, ребенок называет первый звук.Инструкция: Я буду называть звукосочетания. Назови первый звук.Слушай внимательно: АИ, ИА, УА, АУ, УИ, ИУ.Цель - исследовать способность определять последний звук в звукосочетании.Материал исследования: звукосочетания из двух гласных. Процедура исследования: Логопед произносит звукосочетания, ребенок называет последний звук.Инструкция: Я буду называть звукосочетания. Назови последний звук.Слушай внимательно: АИ, ИА, УА, АУ, УИ, ИУ.Цель - исследовать способность определять количество звуков в звукосочетаниях.Материал исследования: звукосочетания из двух гласных.Процедура исследования: Логопед произносит звукосочетания, ребенок называет количество звуков Инструкция: Назови сколько звуков в звукосочетаниях.Слушай внимательно: АИ, ИА, УА, АУ, УИ, ИУ.Оценка выполнения: Высокий уровень – быстрое и безошибочное выполнение задания.Уровень выше среднего – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает логопед.Средний уровень – в некоторых случаях ребенок допускает ошибки, задание выполняется при активной помощи логопеда.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются ребенком.Низкий уровень – неправильные ответы в большинстве звукосочетаний, отказ от выполнения задания.5 задание. Определение последнего сонорного согласного М, Н или глухого согласного Т, П, К, Х в обратных слогах.Цель - исследовать способность определять последний сонорный или глухой согласный в обратных слогах.Материал исследования: обратные слоги.Процедура исследования: ребенок называет последние звуки в слогах, произнесенных логопедом. Инструкция: Назови последний звук в слогах. Слушай внимательно: АТ, ОХ, УК, ИП, ОМ, АН, УП, ИХ.Оценка выполнения: Высокий уровень – быстрое и безошибочное выполнение задания.Уровень выше среднего – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает логопед.Средний уровень – в некоторых случаях ребенок допускает ошибки, задание выполняется при активной помощи логопеда.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются ребенком.Низкий уровень – неправильные ответы в большинстве звукосочетаний, отказ от выполнения задания.6 задание. Определение последнего глухого согласного Т, К, Х, П или сонорного согласного М, Н в словах.Цель - исследовать способность определять последний глухой или сонорный согласный звук в словах.Материал исследования: слова с глухими и сонорными согласными в конце.Процедура исследования: ребенок называет последний согласный в словах, произнесенных логопедом.Инструкция: Назови последний звук в словах.Слушай внимательно: ЛОПУХ, ЛАК, КОТ, БАРАН, СУП.Оценка выполнения: Высокий уровень – быстрое и безошибочное выполнение задания.Уровень выше среднего – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает логопед.Средний уровень – наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда.Уровень ниже среднего – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются ребенком.Низкий уровень – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.Способ количественной обработки материалов.С помощью цифр: 0, 1, 2, 3, 4 оценивается выполнение тестов.0 – 100% ошибок при выполнении тестов.1 – 75% ошибок и 25% правильно выполненных тестов.2 – 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов.3 – 75% правильно выполненных тестов и 25% ошибок.4 – практически правильное выполнение всех тестов без ошибок.2. Формирование восприятия.3. Формы взаимодействия. (Анализ документации ДОУ, изучение сайта, анкетирование.)
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2011. — С.37-41.
3. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2012 - С.6.
4. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2011. – 49с.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера. -2011.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.- 144 с
7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов . М., 2008.
8. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: 2010. С. 38
9. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
10. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2010. С.345
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - С-Пб., 2010.
12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2008. С. 192
13. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств.// Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 2012.
14. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 /Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
15. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010. С.456
16. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 2011. С. 183.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФН). - М., 2015 .с.128
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: Директ-Медиа, 2010. - 1104 с.
19. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2011, №11. - С. 41-42.
20. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2014. – 74 с.
21. Зволейко Е.В. Курсы «Основы логопедии» и «Психология лиц с нарушениями речи» в системе подготовки бакалавров // Логопед.-2012.-№10.-С.110-115.
22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.- М., 2011.
23. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб., 2013.
24. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2012.
25. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.–СПб. : Детство-Пресс, 2013.–234 с.
26. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2015
27. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз-раста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2015. - 192 ст.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - С-Пб., 2011.
29. Мещерякова Л.В. Формирование лексико - грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. - 2017 - С.6
30. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011
31. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.
32. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. . - М. : АльянС, 2013. - 367 с.
33. Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М: Аркти, 2010.
34. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2009. С. 38.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2015.
36. Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014.–428 с.
37. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2012. – 243 с.
38. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 2016. С.45
39. Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2014.–40 с.
40. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. - М., 2011.
41. Тугова Н.А. Развитие выразительности речи у детей с речевыми на-рушениями // Дефектология. - 2010. - №2. - С.37-43.
42. Усанова О.Н. Специальная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург:Питер, 2006.– 395 с.
43. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: 2017. С. 29.
44. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2009.
45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. - М.: 2017. С. 39
46. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 2. –М.: Владос, 2009.
47. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2009. — С.4-6.
48. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
49. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
50. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Вопрос-ответ:
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение звукового строя речи, которое проявляется в трудностях в правильном произношении звуков и смешении их в словах.
Какие современные подходы существуют к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста?
Существуют различные современные подходы к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста, включая звуковой аналитико-синтетический метод и комплексно-логопедический подход.
Чему посвящена 3 глава статьи?
Третья глава статьи посвящена теоретическим основам процесса подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Какие методы используются при обучении грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
При обучении грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи часто используется звуковой аналитико-синтетический метод.
Какие трудности могут возникать у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
У старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности в правильном произношении звуков и смешении их в словах.
Какими особенностями обладает фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников проявляется особенностями восприятия и произношения звуков. Дети с этим нарушением могут заменять, искажать или пропускать звуки в словах, что затрудняет их понимание и общение с окружающими.
Какими подходами можно лечить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников?
Современные подходы к логопедическому сопровождению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включают звуковой аналитико-синтетический метод обучения, работу с артикуляционной гимнастикой и специальными играми, а также использование компьютерных программ и аудиоматериалов.
Какие основные этапы подготовки к обучению грамоте необходимо пройти с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Перед обучением грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо пройти ряд этапов, включающих работу над дифференциацией звуков, развитием фонематического слуха, тренировку артикуляции и формирование навыков звукоподражания. После этого можно приступать к обучению буквам и звукам русского алфавита.
Какие методы и приемы использовать на логопедических занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
На логопедических занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи рекомендуется использовать методы и приемы, направленные на развитие артикуляционных навыков, фонематического слуха и звукового восприятия. Помимо этого, полезно применять игровые и интерактивные формы работы, которые делают занятия более интересными и эффективными.
Какие теоретические основы используются при подготовке старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте на логопедических занятиях?
Теоретические основы включают в себя характеристику понятия фонетико-фонематического недоразвития речи, современные подходы к логопедическому сопровождению детского дошкольного возраста и использование звукового аналитико-синтетического метода обучения.