Государственные внебюджетные фонды: необходимость формирования и виды

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 36 36 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 24.10.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.1. Сущность и причины возникновения внебюджетных фондов 5
1.2. Виды внебюджетных фондов: их классификация 6
1.3. Источники формирования внебюджетных фондов 10
2. Анализ показателей деятельности внебюджетных фондов в РФ 18
2.1. Анализ федерального и региональных бюджетов РФ. 18
2.2. Анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов в РФ. 25
3. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Фрагмент для ознакомления

Так, доходы ФОМС в 2014–2016 гг. формировались за счёт страховых взносов на 97%, доходы ФСС почти на 90%. В формировании бюджета ПФ РФ доля страховых взносов составила в 2015 г. 60%, в 2016 г. снизилась до 54%.
Значительный объем средств фондов формируется за счет безвозмездных перечислений (дотаций, субвенций, субсидий) и прочих поступлений от вышестоящей организации.
Связано это с тем, что платежи, уплачиваемые по установленным тарифам, полностью не могут обеспечить потребность граждан в пенсиях, социальных пособиях, больничных листах и др., а бюджет каждого фонда юридически не может быть дефицитным, поскольку пенсии, пособия, выплаты по больничным листам всё равно нужно платить. Государство в лице федерального бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственных внебюджетных фондов.
Так, если страхового наполнения, то есть получаемых фондов страховых взносов не хватает, восполняет часть этого дефицита федеральный бюджет.
Трансферты в бюджеты трёх государственных внебюджетных фондов составляют существенную долю межбюджетных трансфертов их федерального бюджета.
Из всех межбюджетных трансфертов наиболее велик трансферт Пенсионному фонду Российской Федерации. В 2017 году он вновь увеличится по отношению к предыдущему году на 7,6% и составит 3,195 трлн. руб. или 20,3% всех расходов федерального бюджета.
По мнению экспертов, «большая величина средств Пенсионного фонда, значительный трансферт ему из федерального бюджета показывают, что хотя финансовое положение Пенсионного фонда и не меняется в предстоящие годы критически, но оно неуклонно ухудшается. Это говорит о неизбежном нарастании финансовых затруднений Пенсионного фонда, если в среднесрочном плане не будет проведена реформа, которая сбалансирует доходные источники и расходы Фонда».
Трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета в 2017 году составит 20,9 млрд. рублей (трансферт ФСС в 2016 году составил 23,1 млрд. рублей).
Трансферт Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в 2017 году составит 25,4 млрд. рублей (трансферт ФОМС в 2016 году составил 23,9 млрд. рублей).
Бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2015 году были исполнены как с профицитом, так и с дефицитом.
В частности, бюджет Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством был исполнен с профицитом в сумме 23,6 млрд. руб., дефицит бюджета ФФОМС составил по итогам 2015 г. более 18,1 млрд. руб., дефицит бюджета ПФ РФ – 31,1 млрд. руб.
Наибольшее беспокойство вызывает именно дефицит бюджета ПФ, который в 2015 году был исполнен с дефицитом в сумме 31 млрд. рублей, сложившимся исходя из дефицита бюджета Фонда по распределительной составляющей в сумме 92,5 млрд. рублей и профицита бюджета Фонда в сумме 61,48 млрд. рублей по его накопительной составляющей.
По итогам 2016 года бюджеты социальных государственных внебюджетных фондов были исполнены с существенным дефицитом. По данным Минфина, общий дефицит составил 679,8, в т.ч. дефицит ПФ РФ 543,6 млрд. руб., ФОМС 65,3 млрд. руб., ФСС 70,9 млрд. руб.
Таким образом, анализ динамики и структуры поступлений в бюджеты социальных государственных внебюджетных фондов показал, что рассматриваемое направление нельзя назвать беспроблемным, необходимы действия, направленные на приведение сбалансированности бюджетов социальных государственных внебюджетных фондов.

3. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов

В связи с переходом на новую ступень развития экономики- информационное общество, где в приоритете НТР и сфера услуг, нужно создать также базис для совершенствования социальной сферы, а именно способствовать развитию внебюджетных фондов. Для того, чтобы устранить «болячки» внебюджетных фондов необходимо проводить новую политику в социальной сфере. Система социального страхования не должна быть направлена только на повышение з/п и развитию рынка труда, она должна обеспечивать высокое качество жизни, применять не пассивные, а активные меры воздействия. Их действия должны иметь увязку с экономической ситуацией в стране. На все средств фондов не хватит. Поэтому фонды эти являются вспомогательными, они не несут полной материальной нагрузки на себе. Тем более с переходом к рыночным отношениям, государство обеспечивает минимальные стандарты, остальное ложится на частный сектор. А так как ГВФ – это часть государства, то и функции у них будут ограниченные (минимальное обеспечение социальное). Далее необходимо отметить, что выделился такой класс богачей, чьи доходы очень крупны и заработаны коррупцией. В данное время в стране весьма развит такой вид экономики как «теневая», сокрытие доходов и неуплата взносов и налогов ведет к торможению работы фондов и в целом экономики. Так для этих богачей предусмотрена прогрессивная шкала обложения налогом, так называемый налог «на богатство». Таким образом новая социальная политика предусматривает содержание в себе таких компонентов как:
- демократизация экономической модели  
- развитие конкуренции, для того чтобы ослабить монополию дать путь для осуществления своей предпринимательской деятельности различным слоям населения.
- использование зарубежного опыта.
А теперь рассмотрим их детально:
1) Важную роль в демократизации хозяйственной структуры отечественной экономики и формирования социального партнерства возможно сыграет внедрение такого вида хозяйственных отношений как «сетевая экономика». Благодаря «сетевой экономике», отношения между субъектами будут складываться не «по вертикали», а «по вертикали», так что у всех будут равные права. Это будет как бы возможным выбором коррумпированному бизнесу.
2) второй и не менее интересный компонент-это развитие малого бизнеса. Этот ход будет плодотворным со стороны государстве, так как развитие малого бизнеса улучшает в общем состояние экономики страны и снимает нагрузку с крупных предприятий. Сейчас из-за санкций это проблема стала развития малого бизнеса является весьма актуальной. Для развития малого создаются благоприятные условия, они могут пользоваться льготами, налоговыми льготами и т.д.
3) Третий компонент, а именно использование зарубежного опыта. Если сравнивать нашу страну с одной из западных развитых стран, то можно увидеть, насколько отстает в развитии наша экономика, а как ее часть и система социального страхования. Сравнивая деятельность фондов зарубежных стран с нашими, приходим к выводу, что наша система социального страхования не функционируют в должном порядке. Пытаясь приблизиться к международным стандартам, это приведет к конкурентоспособности экономики страны. Итак, взяв за основу анализ из второй главы, можно прийти к тому, что пока система социального страхования не будет поставлена на высоком уровне, о совершенном осуществлении своих функций внебюджетными фондами не может быть и речи. Поэтому Министерством экономики и развития подготовлена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. В основе этой Концепции лежат вопросы варианты решения и стратегии развития демографии, улучшения пенсионной системы, системы здравоохранения в будущем. Возможно, если удастся решить эти проблемы, то социальное страхование улучшится, а деятельность внебюджетных фондов стабилизируется.
Пенсионная система любого государства - не статичное явление, эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости.
В настоящее время в РФ осуществляется новый этап преобразований в пенсионной сфере, и связан он со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, а теперь рассмотрим перспективы развития ОМС и ДМС. Есть несколько направлений их совершенствования:
1.Увеличить расходы на здравоохранение. В условиях постиндустриального развития наблюдается рост негосударственных расходов в сфере медицинского страхования.
2.Изменить правовую базу в области ОМС, так чтобы страховые взносы на ОМС увеличились.
3.Создание новых путей для увеличения финансирования ОМС –как альтернатива –накопительные счета населения.
4. Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
5. Достичь равенства между предоставляемыми услугами и финансовыми средствами.
6. Повысить роль регулирования ОМС в системе управления.
7. Эффективность контроля платных медицинских услуг со стороны государства.
8. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
9. Модернизация функций медицинских учреждений.
В настоящее время практикуется принцип «деньги следуют за пациентом». Большая часть государственных ресурсов, а это около 80%-90% концентрируются в системе ОМС, а финансирование зависит от результатов деятельности медицинских учреждений.
10. Гражданин-это лицо, которому необходимы гарантированные государством медицинские услуги.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что безусловно нужно изменять дополнять и улучшать работу внебюджетных фондов. И это нужно сделать, охватывая все стороны деятельности внебюджетных фондов, а не только материальную сторону.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования данной работы можно сделать выводы:
1. Проявление функций бюджета, использование бюджета как инструмента распределения и контроля осуществляется в процессе человеческой деятельности, это находит отражение в бюджетном механизме, который формируется государством.
2. Организация бюджетных процессов в нашей стране обязательно основана на том, какие принципы построения бюджетной системы РФ утверждены и прописаны в соответствующем кодексе. Благодаря указанным правилам все финансовые процессы, связанные с бюджетированием, имеют четко выстроенную систему подчиненности и системности. Это очень важный аспект для развития экономических и социальных сфер, ведь благодаря правилам, по которым действуют все экономические субъекты, можно более полно и с меньшими рисками спрогнозировать развитие того или иного процесса. Но принципы бюджетной системы могут также дополняться и конкретизироваться, так как эта система также постоянно развивается с учетом требований развития социально-экономической системы.
3. Анализ динамики и структуры поступлений в бюджеты социальных государственных внебюджетных фондов показал, что рассматриваемое направление нельзя назвать беспроблемным, необходимы действия, направленные на приведение сбалансированности бюджетов социальных государственных внебюджетных фондов.
4. Безусловно, нужно изменять, дополнять и улучшать работу внебюджетных фондов. И это нужно сделать, охватывая все стороны деятельности внебюджетных фондов, а не только материальную сторону.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативно-правовые материалы:
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.06.1998 № 145-ФЗ.
«Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. ЦИК СССР 06.07.1923), Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 150, 07.07.1923.
II. Специальная литература:
Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.
Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. № 9. С. 11–17.
Кузнецов В. В., Большухина И. С. Государственное и муниципальное управление: учебно-практическое пособие // УлГТУ / 2011 год - 101 с.
Кудрин, А.Л. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России [Текст] / А.Л. Кудрин, О.А. Сергиенко // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 4-19.
Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2010 г. - 59 с.
Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Л. Н. Смирнова, В. А. Титов. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 118 с.
Межбюджетные отношения в России: реальность и перспективы / Х. М. Кармоков, В. А. Широбокова; под ред. С. М. Шахрая. М.: НИИСП, 2012. 109 с.
Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие /Зерцало-М - 2015 г. - 224 с.
Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник / ЮНИТИ-ДАНА - 2015 г. -303 с.
Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / Юнити-Дана - 2012 г. - 263 с.
Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
Финансовая аналитика = Financial analytics : проблемы и решения: научно-практический и информационно-аналитический сборник. 2014. № 37/44 // Финансы и кредит / 2014 г. - 549 с.
Финансы: учебник для бакалавров по экономическим специальностям / А. Я. Барабаш, Г. Н. Белоглазова, Т. П. Беляева и др.; под ред. М. В. Ро-мановского, О. В. Врублевской; С. Петерб. гос. ун-т экономики и финан-сов. М.: Юрайт, 2013. 599 с.
Цыпин И.С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 296 с.
Черкасов В. Е. Финансы: теоретический аспект //Финансы. 2010. № 6.
Шарандина Н. Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса // Финансовое право. 2011. № 11. С. 28–31.
Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
III. Электронные средства информации:
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Отчет по форме 1 – НОМ//URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/6092076/    (дата   обращения 11.10.2016)
http://minfin.ru/ru/statistics/outbud/index.php
Сводные отчёты по формам статистической отчётности // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/
Бюджеты государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics/outbud/index.php (дата обращения: 13.04.2016).
Ежегодная информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=93455
Курочкина Д.А., Безгодкова Л.С. Анализ состава, структуры, динамики доходной части Федерального бюджета России оценка его исполнения [Электронный ресурс]: Статья. http://www.iupr.ru/
Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013 – 2015 гг. [Электронный ресурс]: Статья. http://pei-journal.ru/







Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 115 с.
Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
Адамов Н.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / под общей редакцией Н.А.Адамова. – М.: ЗАО ИД «Экономическая газета», 2012. – 793с.
Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.

Адамов Н.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / под общей редакцией Н.А.Адамова. – М.: ЗАО ИД «Экономическая газета», 2012.
Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014.

Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации» - М.: Издательство Юрайт,2016,541 с.
Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации» -М.: Издательство Юрайт,2016
http://minfin.ru/ru/statistics/outbud/index.php
Ежегодная информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=93455
Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. 2002 год Балакриева В.Ю. Страховые новации 2015 года. // Финансы. -2015. №1, с.53-55
Буздаков И.Г. Пенсионная реформа и дефицит бюджета Пенсионного фонда России // Вестник магистратуры.-2014. №5,с.4-9












33

I. Нормативно-правовые материалы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.06.1998 № 145-ФЗ.
2. «Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. ЦИК СССР 06.07.1923), Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 150, 07.07.1923.
II. Специальная литература:
3. Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
4. Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.
5. Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. № 9. С. 11–17.
6. Кузнецов В. В., Большухина И. С. Государственное и муниципальное управление: учебно-практическое пособие // УлГТУ / 2011 год - 101 с.
7. Кудрин, А.Л. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России [Текст] / А.Л. Кудрин, О.А. Сергиенко // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 4-19.
8. Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2010 г. - 59 с.
9. Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Л. Н. Смирнова, В. А. Титов. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 118 с.
10. Межбюджетные отношения в России: реальность и перспективы / Х. М. Кармоков, В. А. Широбокова; под ред. С. М. Шахрая. М.: НИИСП, 2012. 109 с.
11. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие /Зерцало-М - 2015 г. - 224 с.
12. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник / ЮНИТИ-ДАНА - 2015 г. -303 с.
13. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / Юнити-Дана - 2012 г. - 263 с.
14. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
15. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
16. Финансовая аналитика = Financial analytics : проблемы и решения: научно-практический и информационно-аналитический сборник. 2014. № 37/44 // Финансы и кредит / 2014 г. - 549 с.
17. Финансы: учебник для бакалавров по экономическим специальностям / А. Я. Барабаш, Г. Н. Белоглазова, Т. П. Беляева и др.; под ред. М. В. Ро-мановского, О. В. Врублевской; С. Петерб. гос. ун-т экономики и финан-сов. М.: Юрайт, 2013. 599 с.
18. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 296 с.
19. Черкасов В. Е. Финансы: теоретический аспект //Финансы. 2010. № 6.
20. Шарандина Н. Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса // Финансовое право. 2011. № 11. С. 28–31.
21. Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
III. Электронные средства информации:
22. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru
23. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Отчет по форме 1 – НОМ//URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/6092076/ (дата обращения 11.10.2016)
24. http://minfin.ru/ru/statistics/outbud/index.php
25. Сводные отчёты по формам статистической отчётности // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/
26. Бюджеты государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics/outbud/index.php (дата обращения: 13.04.2016).
27. Ежегодная информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=93455
28. Курочкина Д.А., Безгодкова Л.С. Анализ состава, структуры, динамики доходной части Федерального бюджета России оценка его исполнения [Электронный ресурс]: Статья. http://www.iupr.ru/
29. Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013 – 2015 гг. [Электронный ресурс]: Статья. http://pei-journal.ru/


Вопрос-ответ:

Вопрос

Какая необходимость в формировании государственных внебюджетных фондов?

Вопрос

Какова сущность и причины возникновения внебюджетных фондов?

Вопрос

Какие виды внебюджетных фондов существуют и как их можно классифицировать?

Вопрос

Какие источники используются для формирования внебюджетных фондов?

Вопрос

Какие проблемы и перспективы существуют в области внебюджетных фондов?

Какова социально-экономическая сущность внебюджетных фондов?

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов заключается в их роль в финансировании социальных программ и обеспечении социальной защиты населения. Они выполняют функцию сбора и распределения дополнительных денежных средств за пределами государственного бюджета.

Какие причины приводят к возникновению внебюджетных фондов?

Одной из основных причин возникновения внебюджетных фондов является нехватка средств в государственном бюджете для финансирования социальных программ. Также причиной может быть стремление государства разделить финансовые обязанности между разными фондами и повысить эффективность их деятельности.

Какие виды внебюджетных фондов существуют и как их можно классифицировать?

Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по различным признакам. Например, по сфере деятельности: социальные фонды, медицинские фонды, страховые фонды и т.д. Или по источникам финансирования: пенсионные фонды, медицинские страховые фонды, обязательное страхование от несчастных случаев и т.д.