Самооценка и уровень притязания у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 26.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ 6
1.1.Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления 6
1.2 Личностные особенности при заболеваниях желудочно-кишечного тракта 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РАБОТЫ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА 18
2.1.Методы исследования 18
2.2.Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.Данная методика проводилась индивидуально.Обработка и интерпретация результатовКаждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).По каждой из семи шкал определить:-уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;-высоту самооценки - от «о» до знака «-»;-Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше указывает на завышенную самооценку и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтвердить личную незрелость, неспособность правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими; такая самооценка может свидетельствовать о значительных искажениях в формировании человека - «замкнутости к переживанию», нечувствительности к ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам других.Количество баллов ниже 45 указывает на недостаточную самооценку (недооценку себя) и указывает на крайнее несчастье в развитии личности. Эти личности составляют «группу риска», как правило, их мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических феномена: неподдельное сомнение и «защитное», при объявлении (себе) собственной нехватки способностей, недостатка возможностей и т. п.Психически здоровые люди, по словам С.Я. Рубинштейн, есть тенденция определять свое место во всех масштабах точкой «чуть выше среднего». У психически больных людей есть тенденция относить точки к полюсам линий [7]Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки.ПараметрКоличественная характеристика (балл)низкийсреднийвысокийОчень высокийУровень притязанийМенее 6060-7475-8990-100Уровень самооценкиМенее 4545-5960-7475-1002.2.Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследованияАнализ результатов самооценки с использованием метода Дембо-Рубинштейна показывает переоцененную самооценку у 80% подростков с нарушением желудочно-кишечного тракта и у 90% условно здоровых подростков, что указывает на определенные отклонения в формировании личности.Завышенная самооценка может подтвердить личную незрелость, неспособность правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими; такая самооценка может свидетельствовать о значительных искажениях в формировании человека - «замкнутости к переживанию», нечувствительности к ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам других.Подросток с переоцененной самооценкой переоценивает свои возможности, производительность, личные качества, внешний вид.Нет достаточной критики к своим возможностям и даже неудачи не оказывают влияния на правильность их оценки. Они имеют тенденцию к лидерству в референтных группах, обладая определенными способностями. 20% испытуемых в экспериментальной группе и 10% в контрольной, имеют адекватную самооценку (диаграмма 1).Диаграмма 1. Исследование уровня самооценки у подростков с нарушением работы желудочно-кишечного тракта и условно здоровых подростков.Что касается «уровня притязаний» к этому методу, существенных различий между подростками экспериментальной и контрольной групп не было.В экспериментальной выборке в 85%, в контрольной группе в 95% выявлен завышенный уровень претензий - показатель неблагоприятного развития личности, что указывает на некритическое, нереалистичное отношение к его возможностям. У 15% испытуемых в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе - адекватный уровень заявлений, подтверждающий оптимальное понимание их возможностей, что является важным фактором гармоничного развития личности (диаграмма 2).Диаграмма2. Исследование уровня притязаний в группе с нарушением работы желудочно-кишечного тракта подростков и подростков контрольной группы.Сравнение результатов, полученных с этим методом в контрольной и экспериментальной группах, выявило завышенную самооценку и чрезмерный уровень притязаний у подростков с нарушением желудочно-кишечного тракта, что характерно для подросткового возраста.В этом возрасте почти невозможно встретить адекватную самооценку.Самооценка подростка либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого возраста трудностями или занижена, вызванными любыми отрицательными отклонениями в жизни подростка, такими как дисфункциональная семья, травма, наличие серьезная болезнь и т. д.В группе пациентов с расстройствами желудочно-кишечного тракта выявлено больше подростков с высокой самооценкой с невротическими показателями в зоне неопределенного диагноза с индексами в зоне неопределенного диагноза.Таким образом, можно сделать вывод, что личность пациентов, страдающих заболеваниями жкт, характеризуется снижением личной и ситуационной тревоги, завышенной самооценкой, завышенным уровнем притязаний, эмоциональной стабильностью и положительный фоном основных переживаний (спокойствие, оптимизм), беспечность и легкомыслие, холодное отношение к людям, уверенность в себе, упрямство в межличностных взаимодействиях.Возможно, навязчивые воспоминания, сомнения, страхи, страх перед больным серьезной болезнью, страх перед темнотой, страх одиночества, страх перед открытыми пространствами и замкнутыми пространствами, неопределенность в их действиях или принятие решений.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодростковый возраст, его отдельные стадии относятся к критическому периоду психического развития. Острый психологический прорыв вызывает исключительную сложность и непоследовательность. В переходный период преобразования происходят в самых разных сферах психики. Подростки могут испытывать дискомфорт от: нестабильности эмоциональной сферы и высокого уровня ситуационной тревоги.В подростковом возрасте почти невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка либо завышена, что помогает подростку справиться со многими типичными для этого возраста трудностями или заниженными, вызванными некоторыми негативными отклонениями в его жизни, такими как наличие физического заболевания.У многих подростков есть отличия характера - определенная обостренность определенных черт, которые создают определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, зависимость от алкоголя и наркомании).Психология больного ребенка приобретает особую специфику. Во многих исследованиях влияние заболевания жкт на адекватность самооценки, уровень тревоги, невротизм и психопатию, формирование акцентуаций характера.Таким образом, личность пациентов, страдающих нарушением работы желудочно-кишечного тракта, характеризуется снижением личной и ситуационной тревоги, завышенной самооценкой, завышенным уровнем притязаний, беспечностью и легкомыслием, самоуверенностью, упрямством в межличностных взаимодействиях. В группе пациентов с расстройствами желудочно-кишечного тракта больше подростков с завышенной самооценкой с показателями уровня невротизма, расположенного в зоне неопределенного диагноза, спроса на распознавание, повышенной чувствительности, впечатлительности, чувствительности, вегетативной - соматические проявления: нарушение сердечно-сосудистой системы, тики, двигательные расстройства, некоторые опасения по поводу здоровья своих или его близких, эпизодическая неуверенность при общении с другими, низкая терпимость к ожиданиям, нетерпение, беспокойство, нерешительность.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2014. 336 с. 2.Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Язвенная болезнь: современные представления о патогенезе, диагностике, лечении. М.: Медицина, 2010. 288 с3.Ивашкин В.Т., Шептулин А.А., Баранская Е.К. и др. Рекомендации по диагностике и лечению язвенной болезни : метод. пособие для врачей. М.: МЗ РФ, 2012. www.gastroscan.ru/ literature/authors/677. 4.Марилов В.В. Психосоматозы. Психические заболевания желудочно-кишечного тракта. М.: Миклош, 2007. 152 с. 5.Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. 192 с. 6.Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях - М.: SvR-Аргус, 20117.Ташлыков В.А. Психология больного - Л., 20108.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 2012. - 275 с.9.Туревская Е.И. Возрастная психология. //www.koob.ru10.Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.2-е изд. М.: Медицина, 201011.Шевандрин Н.В. Основы психологической диагностики, в 3 частях, Ч.1. - М.: «Владос», 201112.Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 2008. P1-18.13.Freuberger Н. Psychosomatik // Psychiatrie. Stuttgart. 200914.Roghmann K.J.: Die Familie als Patient: Zum Wandel des Krankheitsbegriffs der Padiatrie chronisch kranker Kinder. In: Angermeyer, M.C.;15.Dorner,O. (Hrsg.): Chronisch kranke Kinder und Jugendliche in der Familie. Stuttgart: Enke, 2011.
1.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2014. 336 с.
2.Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Язвенная болезнь: современные представления о патогенезе, диагностике, лечении. М.: Медицина, 2010. 288 с
3.Ивашкин В.Т., Шептулин А.А., Баранская Е.К. и др. Рекомендации по диагностике и лечению язвенной болезни : метод. пособие для врачей. М.: МЗ РФ, 2012. www.gastroscan.ru/ literature/authors/677.
4.Марилов В.В. Психосоматозы. Психические заболевания желудочно-кишечного тракта. М.: Миклош, 2007. 152 с.
5.Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. 192 с.
6.Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях - М.: SvR-Аргус, 2011
7.Ташлыков В.А. Психология больного - Л., 2010
8.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 2012. - 275 с.
9.Туревская Е.И. Возрастная психология. //www.koob.ru
10.Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.2-е изд. М.: Медицина, 2010
11.Шевандрин Н.В. Основы психологической диагностики, в 3 частях, Ч.1. - М.: «Владос», 2011
12.Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 2008. P1-18.
13.Freuberger Н. Psychosomatik // Psychiatrie. Stuttgart. 2009
14.Roghmann K.J.: Die Familie als Patient: Zum Wandel des Krankheitsbegriffs der Padiatrie chronisch kranker Kinder. In: Angermeyer, M.C.;
15.Dorner,O. (Hrsg.): Chronisch kranke Kinder und Jugendliche in der Familie. Stuttgart: Enke, 2011.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты исследуются в данном исследовании?
В данном исследовании исследуются взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Также изучаются личностные особенности при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Что такое уровень притязаний и самооценка?
Уровень притязаний отражает ожидания и желаемые результаты, которые человек надеется достичь или получить. Самооценка является субъективной оценкой себя и своих качеств. В данном исследовании исследуется взаимосвязь этих двух психологических явлений.
Какие личностные особенности изучаются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта?
В данном исследовании изучаются личностные особенности, связанные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Например, можно изучить влияние стресса на уровень притязаний и самооценку у этих пациентов или выяснить, какие факторы влияют на формирование самооценки у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта.
Как проходит экспериментально-психологическое исследование зависимости уровня самооценки и уровня притязаний у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта?
Экспериментально-психологическое исследование проводится с участием лиц, у которых есть нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Возможно, участникам предлагаются определенные тесты или опросники, которые позволяют измерить уровень самооценки и уровень притязаний. После проведения эксперимента анализируются полученные данные и выявляется взаимосвязь между этими двумя психологическими явлениями.
Какие результаты были получены в данном исследовании?
По данному вопросу информации нет.
Что рассматривает 3 глава данной работы?
3 глава данной работы рассматривает теоретические аспекты взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта.
Какие явления рассматриваются как социально-психологические в 1.1 разделе 1 главы?
В разделе 1.1 первой главы рассматриваются уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.
Какие личностные особенности рассматриваются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта?
В разделе 1.2 первой главы рассматриваются личностные особенности при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Что рассматривает 2 глава данной работы?
2 глава данной работы рассматривает экспериментально-психологическое исследование зависимости уровня самооценки и уровня притязаний у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта.
Какие аспекты исследует 2 глава данной работы?
Во второй главе данной работы исследуется зависимость уровня самооценки и уровня притязаний у лиц с нарушением работы желудочно-кишечного тракта через экспериментально-психологическое исследование.