Формирование предметных знаний при изучении конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: математика
  • 28 28 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.10.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования предметных знаний при изучении конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики 5
1.1. Задачи обучения младших школьников математике по образовательной системе «Школа России» 5
1.2. Структура и содержание темы «Умножение и деление» в основной образовательной программе начального общего образования «Школа России» 15
1.3. Методика изучения действий умножения и деления и их применение при обучении детей младшего школьного возраста 22
Заключение 26
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Выделяют и осознают то, что ещё подлежит усвоению.
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. IV. Рефлексия Прочитаем девиз по которому мы сегодня работали на уроке
Тот кто сегодня на уроке работал под этим девизом? Прикрепляет стикер к (!) Если вы считаете, что вы не полностью соблюдали девиз прикрепляете к(?). -Самостоятельная
-индивидуальная Вместе читают девиз
- Буду думать!
- Буду стараться!
- Буду внимательным!
Прикрепляют спикер.
Работают с маршрутным листом, выставляют себе итоговую оценку, делают самооценку своей деятельности на уроке.
Выделяют и осознают то, что ещё подлежит усвоению.
Формируют умение оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, причины неудач, ответственность. V. Итог урока -Чем занимались сегодня на уроке?
- Какие темы повторили? -Беседа по вопросам Обобщают знания, делают выводы. VI. Домашнее задание На странице 68, 69 учебника, на полях занимательная рамка и занимательная лента. Выполнить и сделать свою подобную работу. -Сообщение учителя Записывают домашнее задание в дневник
Математический диктант.
1) Уменьши 12 в 3 раза.
2)Увеличь 20 на 5
3) Произведение чисел 5 и 7
4) Сумма чисел 50 и 6
5)7х7=
6)81:9=
7) 8х1=
8) Увеличь 3 в 5 раз
9)Уменьши 58 на 8
Ответы: 4, 25, 35, 56, 49, 9, 8, 15, 50.
Физминутка. 6х6= 3х8= 4х6= 8х2= 3х6= 4х4= 2х9= 8х4=

Методика изучения действий умножения и деления и их применение при обучении детей младшего школьного возраста
Одной из центральных и наиболее сложных тем для детей начальной школы является исследование табличного деления и умножения. Она требует хорошего уровня развития памяти и учёта индивидуальных особенностей её развития у каждого учащегося.
Изучение двух новых арифметических действий - деления и умножения - является базой курса математики третьего класса. Изучение темы «Умножение» нельзя сводить к заучиванию, запоминанию таблицы. Разумеется, учащиеся должны овладеть таблицей умножения до автоматизма, но идти к этому следует не через бездумное заучивание, шаблонные упражнения, что, разумеется, вызывает отрицательное отношение учащегося к процессу обучения. Первый шаг осмысленного, глубокого понимания - это раскрытие конкретного смысла действия умножения, осознание связи умножения с уже хорошо знакомым ученикам действием сложения. Для этого недостаточно таких заданий, как «замени произведение суммой чисел», «замени сумму произведением чисел». Они в меньшей мере способствуют развитию мышления ребёнка.
Творческая деятельность, гибкость мышления являются возможными в нестандартных условиях, об этом необходимо помнить учителю и предлагать такие задания, при решении которых нужен самостоятельный перенос способов действий и знаний в новые условия, использование их в новых ситуациях. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, помочь им увидеть закономерности – «секреты» таблицы умножения.
Очевиден тот факт, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод не является достаточным для решения поставленных задач. Следовательно, в практике обучения при изучении рассматриваемой темы учителя руководствуются итогами психолого-педагогических исследований, а также методическими разработками ведущих ученых, таких как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.
Первоначальное исследование деления и умножения целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи находятся в каждом цикле):
I цикл: а, б) умножение при постоянном множимом и деление совместно (по содержанию); в) деление на равные части.
II цикл: а, б) увеличение и уменьшение числа в несколько раз (совместно); в) кратное сравнение.
III цикл: а, б) нахождение одной части числа и числа по величине одной его части (совместно); в) решение задачи: «Какую часть одно число составляет от другого?»
Смысл умножения можно постичь не столько при самом умножении, сколько при постоянных переходах между делением и умножением, поскольку деление представляет собой «измененное», завуалированное умножение. Это и объясняет тот факт, почему впоследствии выгодно всегда изучать одновременно деление и умножение (как внетабличное, так и табличное; как письменное, так и устное).
Первые уроки по единовременному изучению деления и умножения должны посвящаться педантичной обработке самих логических операций, которые всячески подкрепляются развернутой практической деятельностью по раздаче и собиранию разных предметов (грибов, кубиков, палочек и т. п.), но последовательность развернутых действий должна быть одна и та же.
Табличное деление и умножение - центральная тема 3 класса. Ее изучение начинают во втором классе. Подготовка к рассмотрению данных действий начинается в первом классе. Подготовительная работа имеет связь с расшифровкой и реализацией следующего пункта программы: «Нахождение суммы одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых».
Соответствующие упражнения предусматривает учебник первого класса, начиная с рассмотрения первых таблиц вычитания и сложения в пределах 10. Дети должны научиться прибавлять (присчитывать) по 2 к каждому числу и отсчитывать по 2 от заданного числа (вычитать несколько раз по 2). В связи с этим важное внимание следует уделять усвоению рядов чисел, которые получаются при этом. Также в процессе рассмотрения новых примеров вычитания и сложения рассматривают случаи вычитания (прибавления) по 3, по 4 и т. д. В заключение данной работы рассматривают задачи и примеры, которые связаны с нахождением суммы одинаковых слагаемых. При этом здесь уже стоит цель - научить детей понимать выражения «поскольку взять столько раз». Внимание детей обращается каждый раз на то, что слагаемые одинаковые, каждый раз выясняется, сколько этих слагаемых, чему равняется их сумма. При решений текстовых задач, которые каждый раз сопровождают иллюстрации, ставят те же вопросы. Эти задачи по своей формулировке аналогичны тем, которые будут решаться при помощи умножения, но пока дети решают их при помощи нахождения суммы нескольких одинаковых слагаемых. Это прямая подготовка к рассмотрению табличного деления и умножения.
Для подготовки к исследованию деления предусматриваются практические упражнения, в процессе которых дети, оперируя множествами предметов, решают фактически задачи на деление на равные части и деление «по содержанию». Иллюстрации учебника предоставляют возможность решения таких задач, как обратные.
Ознакомлению учащихся со смыслом данных действий, некоторыми свойствами, существующей между ними связью, взаимосвязью между компонентами и результатами таких действий посвящено около 30 уроков по теме: «Табличное деление и умножение». Рассмотрение данных и некоторых других вопросов теории предшествует систематическому изучению и составлению самих таблиц. Такую специфическую особенность представленной системы изучения деления и умножения учителю нужно хорошо осознавать.
Умелое проведение уроков, которые посвящены этим вопросам, должно вооружить такими знаниями, навыками и умениями, которые во много раз снижают нагрузку на память детей, позволяют обеспечить прочное и сознательное усвоение табличных случаев деления и умножения с меньшими затратами времени и сил.
Следовательно, учителя начальной школы должны предусматривать на уроках математики место и время для системы специализированных упражнений на развитие рационального запоминания и воспроизведения информационных данных при изучении табличного деления и умножения.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В стандартах второго поколения большая значимость уделяется воспитанию у младших школьников желания думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, формированию не только усвоению математических знаний, которые предусмотрены программой «Школа России», но и развитию творческой активности и мышления.
В общеобразовательной школе в качестве главного принципа учебного предмета «Математика» выдвинут принцип приоритета развивающей функции обучения. В связи с этим модернизация общеобразовательной школы на сегодняшний день ее развития представляет собой ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной сумм знаний, но и на развитие его личности, его созидательных и познавательных возможностей. В начальной школе заложены предпосылки для подготовки мыслящего, самостоятельного человека, способность решать появляющиеся у него проблемы, выделять основное и делать обобщенные выводы, применять на практике полученные знания. При этом на первый план выдвигаются цели личностного развития, а предметные умения и знания рассматриваются как средства их достижения.
Прочное усвоение табличных случаев деления и умножения оказывает большую значимость на формирование у школьников практически всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но предоставляет значительный уровень умственного развития. Поэтому следует уделять особу значимость вопросу формирования табличного деления и умножения, и поиску соответствующих приемов и методов обучения математике, которые способствовали бы активации учебной деятельности, формированию не только более прочных знаний, которые предусмотрены программой, но и развитию мышления.

Список литературы

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года. подписана Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
Байрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 299 с.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. – М. – 1998. – 288 с.
Калинченко Л.В. Обучение математике детей дошкольного возраста и нарушениями речи. М.: Феникс, 2005
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Математика в 1 классе. М.: Просвещение, 1989.
Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1975. - 304с. с ил.
Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. М.: Просвещение, 1989.
Фатеева, Н. И. Образовательные программы начальной школы. Учебник / Н.И. Фатеева. - М.: Academia, 2015. - 176 c.
Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников : (авт. программа курса : метод. указ. по ее реализации) / С.Е. Царева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003. – 132 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Математика в 1 классе. М.: Просвещение, 1989.
Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1975. - с. 104.
Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. М.: Просвещение, 1989.
Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников : (авт. программа курса : метод. указ. по ее реализации) / С.Е. Царева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003. – с. 81.












2



5

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года. подписана Председателем Правительства Россий-ской Федерации. Д.А.Медведевым.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколе-ния). – ISBN 978-5–09–022995-1.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
6. Байрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 299 с.
7. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания матема-тики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
8. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. – М. – 1998. – 288 с.
9. Калинченко Л.В. Обучение математике детей дошкольного возраста и нарушениями речи. М.: Феникс, 2005
10. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Математика в 1 классе. М.: Просвещение, 1989.
11. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1975. - 304с. с ил.
12. Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. М.: Просвещение, 1989.
13. Фатеева, Н. И. Образовательные программы начальной школы. Учебник / Н.И. Фатеева. - М.: Academia, 2015. - 176 c.
14. Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников : (авт. программа курса : метод. указ. по ее реализа-ции) / С.Е. Царева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003. – 132 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом формируются предметные знания при изучении конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики?

Предметные знания формируются путем ознакомления учащихся с конкретным смыслом действий умножения и деления, проведения практических заданий и упражнений, а также анализа и обобщения полученных результатов.

Какие задачи обучения младших школьников при изучении математики по образовательной системе Школа России?

Задачи обучения младших школьников математике по образовательной системе Школа России включают в себя развитие мыслительных процессов, формирование математической компетенции, развитие общих умений и навыков в решении математических задач.

Какова структура и содержание темы "Умножение и деление" в основной образовательной программе начального общего образования?

Тема "Умножение и деление" включает в себя изучение основных понятий и определений в области умножения и деления, основные свойства операций умножения и деления, алгоритмы решения умножения и деления, решение задач с использованием действий умножения и деления.

Какие основные темы исследования рассматриваются в главе 1 "Теоретические основы исследования формирования предметных знаний при изучении конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики"?

В главе 1 рассматриваются основные темы исследования, включая анализ конкретного смысла действий умножения и деления, формирование предметных знаний, методические подходы к изучению умножения и деления, проблемы и перспективы исследования предметных знаний.

Какие принципы лежат в основе формирования предметных знаний при изучении конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики?

В формировании предметных знаний при изучении конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики основными принципами являются системность и последовательность, научность и доступность, активность и самостоятельность учащихся.

Зачем нужно изучать конкретный смысл действий умножения и деления в начальном курсе математики?

Изучение конкретного смысла действий умножения и деления в начальном курсе математики позволяет детям понять основные принципы и правила этих операций. Это помогает им развивать логическое мышление, умение анализировать и решать задачи, а также развивать навыки применения математики в реальной жизни.

Какие задачи обучения младших школьников математике по образовательной системе "Школа России" связаны с изучением умножения и деления?

Обучение младших школьников математике по образовательной системе "Школа России" включает решение следующих задач, связанных с умножением и делением: развитие представлений о свойствах умножения и деления, формирование представлений о действии умножения как последовательном сложении одинаковых чисел, развитие умения сравнивать и упорядочивать числа, формирование первоначальных представлений о действии деления как разделении на равные части.

Какова структура и содержание темы "Умножение и деление" в основной образовательной программе начального общего образования?

Тема "Умножение и деление" в основной образовательной программе начального общего образования включает следующие разделы: основные понятия умножения и деления, свойства умножения, свойства деления, умножение и деление чисел в пределах 100, умножение и деление на однозначное число, решение простых уравнений и задач с использованием операций умножения и деления. Содержание темы направлено на развитие математических навыков и умений учащихся, а также на формирование предметных знаний и способов действий в области умножения и деления.