Развитие речи дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 28.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Речь, как фактор развития человека 4
2. Психо - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта 7
3. Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью 10
Заключение 2
Список используемые источников 4
На специальных занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.Основную работу по формированию речевого аппарата у дошкольников с умственной отсталостью проводит учитель дефектолог. Блок- схема работы такого врача в дошкольном учреждении представлена ниже.Циклограмма деятельности учителя-дефектологаПодгрупповая коррекционная работаВзаимодействие с воспитателямиИндивидуальнаякоррекционная работаДеятельность учителя-дефектологаРабота с документациейОбследованиедетейВзаимодействие с узкимиспециалистамиРабота с родителямиУчастие в работе ГМОУчастие в работе творческих группУчастие в работеПМПк МБДОУЗанятия по развитию речи проводит учитель-дефектолог; в младших и средних группах два раза в неделю, в старших и подготовительных группах -три раза в неделю. Занятия могут проводиться по подгруппам. На четвертом году обучения программой рекомендуется проводить занятие со всей группой.Требования к проведению занятий по развитию речи;предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятиивоспитательный характер занятия;необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;правильная организация занятия;целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;оптимальная интенсивность нагрузок;эмоциональный характер;закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Это такие, как:частая смена видов деятельности;целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;игровая форма занятия;повторяемость материала;обеспечение переноса усвоенного способа действия..ЗаключениеГлавное значение коррекционно – педагогического воздействия заключается в том, что при комплексной и систематической работе происходит формирование и развитие речи у дошкольников с легкой формой умственной отсталости. При проведении литературного обзора было выявлено, что нарушение речевого аппарата у детей дошкольного возраста относится к сложному дефекту, который отражается на всех уровнях речевой деятельности. Возникают значительные препятствия для проведения образовательной деятельности, развития интеллектуальных способностей, культуры, творческих способностей. Недостаточное развитие речи усугубляет и процесс адаптации в обществе, так как нет должного общения со сверстниками.Цель дошкольного учреждения заключается в формировании и развитии речевого аппарата дошкольника с легкой формой умственной отсталости, путем проведения специальных мероприятий. Это могут быть специализированные занятия, как в общих, так и в коррекционных группах, проведение мероприятий, где в игровой форме заложена функция развития речи и адаптация особых детей среди сверстников, индивидуальная работа с логопедом-дефектологом. Важность дошкольного учреждения для развития речи детей с нарушением интеллекта заключается в том, что именно здесь могут применятся наиболее эффективные и научно обоснованные методы формирования речевого аппарата. Список используемые источников«Логопедия в школе» под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, «Март», 2005. 220 с.Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика», Москва, « Форум-Инфра-М», 2007. 342 с.«Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия,2005. 157 с.Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», М.: Академия, 2003. 180 с.«Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З.Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002. 378 с.Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь», 2004. 113 с.Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004. 189 с.«Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 1970. 246 с.Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом»,2008. 96 с.Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004. 175 с.
1 «Логопедия в школе» под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, «Март», 2005. 220 с.
2 Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика», Москва, « Форум-Инфра-М», 2007. 342 с.
3 «Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия,2005. 157 с.
4 Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», М.: Академия, 2003. 180 с.
5 «Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З.Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002. 378 с.
6 Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь», 2004. 113 с.
7 Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004. 189 с.
8 «Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 1970. 246 с.
9 Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом»,2008. 96 с.
10 Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004. 175 с.
Вопрос-ответ:
Что такое речь и как она влияет на развитие человека?
Речь - это способ коммуникации, с помощью которого люди передают свои мысли и чувства. Она играет огромную роль в развитии человека, влияя на его познавательные, эмоциональные и социальные возможности. Развитие речи способствует формированию понятий, развитию мышления, образованию социальных связей и успешной адаптации в обществе.
Как можно охарактеризовать ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта?
Ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта характеризуется отклонениями в развитии познавательных процессов, трудностями в усвоении новой информации и задержкой речевого развития. Он может испытывать трудности в общении и социализации, имеет ограниченные возможности понимания и использования языка.
Как можно помочь детям дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью в развитии речи?
Детям дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью можно помочь в развитии речи через специальные коррекционные занятия. На этих занятиях происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях, в процессе свободной речевой деятельности. Используются специальные методики и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, артикуляционной активности, грамматического строя речи и формирование лексического запаса.
Какие источники используются при работе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью?
При работе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью используются различные источники: методические пособия, разработки специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, учебники, развивающие игры, аудиоматериалы и т.д. Важно использовать материалы, специально адаптированные для детей с нарушениями развития, чтобы максимально эффективно помочь им в развитии речи.
Как развивается речь у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости?
Речь у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости развивается постепенно, но может быть отставать от развития речи у сверстников без отклонений в интеллекте. Нередко дети в данной категории испытывают трудности в произношении звуков, формировании связной речи и понимании речи других людей.
Как можно психо-педагогически охарактеризовать ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта?
Ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта обычно демонстрирует задержку в развитии познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных функций. Он может испытывать трудности в освоении речевых навыков, переработке информации, саморегуляции и адаптации в социальной среде.
Какую коррекционную помощь можно оказывать детям дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью?
Детям дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью можно оказывать коррекционную помощь, направленную на развитие речи. Это включает в себя проведение специальных занятий, направленных на упорядочение речевого материала, тренировку произношения звуков, развитие словарного запаса и формирование связной речи.
Какие источники использовались для написания статьи?
Для написания данной статьи использовались следующие источники: [список используемых источников].
На каких занятиях происходит упорядочение речевого материала у детей дошкольного возраста?
Упорядочение речевого материала у детей дошкольного возраста происходит на специальных занятиях по развитию речи. На таких занятиях дети тренируют произношение звуков, расширяют свой словарный запас, развивают навыки связной речи и учатся понимать речь других людей.
Что представляет собой развитие речи дошкольников с легкой степенью умственной отсталости?
Развитие речи дошкольников с легкой степенью умственной отсталости представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование речевого и коммуникативного потенциала ребенка. В процессе обучения создается условия для расширения словарного запаса, развития фонематического слуха, грамматических навыков, синтаксической структуры речи и коммуникативных умений. Работа с такими детьми включает в себя разнообразные упражнения, игры и задания, с учетом особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Какова психо-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта?
Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта обычно имеют отставание в различных сферах развития. Они могут испытывать трудности в овладении речью, иметь недостаточный словарный запас, затрудняться с формированием грамматических навыков и пониманием синтаксиса. У них может быть нарушен слуховой анализ речи и артикуляционный аппарат, что влияет на четкость и понятность произношения. Такие дети могут проявлять повышенную эмоциональность, плохо контролировать свое поведение и испытывать трудности в общении с окружающими. Поэтому в работе с ними необходимо учитывать их индивидуальные особенности и создавать специальные условия для развития речи.