Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 27 27 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 28.10.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального развития детей младшего школьного возраста 5
1.1. Общие подходы к исследованию эмоционального развития личности. Функции и виды эмоциональной сферы 5
1.2. Младший школьный возраст как особый период в жизни человека 9
1.3. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 15
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 26

Фрагмент для ознакомления

Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д.
Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.
Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия
готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности);
эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.
Отличительной чертой эмоционального развития детей младшего школьного возраста является возможность негативного сценария происходящих эмоциональных преобразований, связанных с обучением в школе.
Поступление в школу является серьезным испытанием для детей. Новые требования, новое окружение, новые возможности предстают перед ребенком. Он должен уметь концентрировать внимание, внимательно слушать педагога, уметь отвечать на вопросы. Надо подавлять потребность поиграть, побегать, повеселиться. Если ребенок со всем справляется, то он увлечен, радостен, верит в свои силы. Если не получается, то интерес к обучению снижается.
Ученики первого класса, по разным причинам не справляющиеся с учебной нагрузкой, постепенно попадают в категорию неуспевающих, что приводит к неврозам и школобоязни [6].
По убеждению А.И. Захарова «…ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства» [6].
Обычно при этом используют понятие «школьная фобия». Оно понимается как навязчиво страх посещения школы. Но речь идет не о страхе школы, а о страхе разлуки с родителями, ухода из дома, к которому привязан ребенок, тем более находящийся в условиях гиперопеки и болеющий. Подчас предчувствие разлуки приводит к возникновению всевозможных болезненных расстройств (тошнота, головные боли, рвота), которые не связаны с соматическими заболеваниями.
Для школьной фобии характерны уклонения от посещения школы, массивные соматические жалобы (головокружения по утрам, головные боли, боли в животе и т.п.), особенно перед посещением школы, чрезмерно тесная привязанность к одному из близких лиц, которое больше всего заботиться о ребенке [23].
Домашние задания, контрольные работы, давление родителей, отметки, давление учителей, давление ровесников, проблемы в обучении являются основой развития тревожности и страхов у младших школьников. Школа выступает в качестве источника больших страхов. Это влияет на его здоровье и учебу. Подчас дети переживают страх, если чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Контрольная сложная, педагог несправедлив, второго шанса не будет и т.д. Еще одной бедой является волнение школьников из-за ошибок, из-за боязни насмешек или критики со стороны родителей, учителей, ровесников. Волнение сопровождается у школьников состоянием гиперактивности или напряжения, мешающие учиться, т.к. учеба предполагает восприимчивость и сосредоточенность. Поэтому в школе дети оказываются в капкане страха.
Причинами появления школьной тревожности и страхов у детей начальной школы являются:
- особенности личности педагога и стиль общения (необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка и педагога, нужно включать мам ипап в воспитательную работу);
- психотравмирующая среда системы обучения (ограничения активности ребенка в движении, классы по 35 детей, изменение режима дня, изменение социального статуса ребенка и обязанностей и пр.);
- личностные качества ребенка (тип нервной деятельности, пропуски в детском саду, неадаптивность ребенка, особенности эмоциональный реакций) [9].
Источником давления являются контрольные работы. Дети считают их очень важными. Даже успешные ученики знают, что им зададут вопрос, на который не смогут ответить. Переживания и страх контрольной работы плохо влияет на умения ученика отвечать на вопросы, которые он хорошо знает. При этом рамки времени, которые отведены на работу заставляют детей совершать ошибки. Контрольные работы являются типичными случаями запугивания.
Дети, не приобретшие к школе нужный опыт взаимодействия со сверстниками, испытывают сложности адаптации в классе и страх перед педагогом. Другие дети боятся совершить ошибку, когда делают уроки. Это случается тогда, когда родители постоянно их проверяют и очень требовательно относятся к ошибкам. В случае, если родители физически не наказывают ребенка, то психологически все равно наказание присутствует. Для младших школьников отметка является не просто оценкой результата деятельности. Она воспринимается младшим школьником как оценка его личности [6].
Еще одним из типичных для младших школьников выступает страх «быть не тем». Ребенок боится, что он не будет соответствовать принятым нормам, ожиданиям значимых лиц. По утверждению А.И. Захарова: «…из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство» [23].








Заключение

На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в нарушении эмоционального развития ребенка.
Эмоциональные нарушения детей являются одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьник. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в младшем школьном возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем школьном возрасте ребенок является типичным школьником, и в связи с этим, негативные эмоции влияют на развитие личности ребенка, могут стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников основными источниками тревожности является семья, то для младших школьников такая роль усиливается ролью школы.
Для успешной адаптации ребенка к школе необходима регулярная работа с младшими школьниками. Работа по психопрофилактике и преодолению школьной тревожности и страхов у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности и страха. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов страха и тревоги, с ориентацией на их возрастные и половые «пики».


Список используемой литературы
1. Шкляр Н.В. Психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта : монография: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. 112 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций : учебное пособие для высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. М: Смысл, 2016. 670 с.
3. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие. М: Флинта : Наука, 2014. 271 с.
4. Дарвин Ч.Р. О выражении эмоций у человека и животных [пер. с англ. В. Кузина]. 4-е изд. М: Питер, 2013. 315 с.
5. Изард К. Эмоции человека М.: Изд-во МГУ, 2009. 387 с.
6. Ильин Е.П. Психология страха : учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 "Педагогическое образование" . М: Питер, 2015. 381 с.
7. Кузнецов Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии. СПб : Своё изд-во, 2014. 121 с.
8. Лежепёков М.В. Эмоции : между инстинктами и голосом разума. СПБ: Вектор, 2014. 186 с.
9. Липская Т.А. Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших школьников: монография; ФГБОУ ВПО "Оренбургский гос. пед. ун-т". М: Флинта : Наука, 2014. 141 с.
10. Немов P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 2009. 549 с.
11. Общая психология. Эмоции : учебная программа / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова" ; [сост.: Г. Г. Вербина]. Чебоксары : Изд-во Чувашский ун-та, 2016. 43 с.
12. Педагогическая психология : методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология". - Новосибирск : НГТУ, 2015. 67 с.
13. Петровский А. В. Психология. Москва, 2008. 512 с.
14. Психология эмоций и чувств : коллективная монография; под общ. и науч ред. Л.В. Куликова и Д.А. Донцова. Воронеж, 2014. 191 с.
15. Семеновских Т.В. Педагогическая психология. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 308 с.
16. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 2009. 402 с.
17. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. СПб., 2007. 386 с.
18. Холодкова О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. пед. акад.". Барнаул : АлтГПА, 2014. 206 с.
19. Хьелл Л. Теория личности. СПб.: Питер, 2007. 607 с.
20. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии : учебное пособие. Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. 139 с.
21. Чернякова Ю.С. Понятие эмоций и чувств в психологии лингвистике // В сборнике: Актуальные проблемы лингводидактики и теории языка сборник научных статей преподавателей. Коломна, 2013. С. 60-63. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23549242
22. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юрайт, 2013. 567 с.
23. Шереметева Г.Б. Быть выше страха : [свобода, потерянная из-за страхов, распространение страхов, откуда приходят страхи?, живем со страхом?]. 5-е изд. Москва : Амрита-Русь, 2013. 235 с.
24. Эмоции и чувства в искусстве и науке: сборник материалов 19-й конференции из цикла "Григорьевских чтений" / Московское музыкальное общество ; [ответственные редакторы: А. М. Валуев и др.]. М: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2017. 175 с.
25. Ярычев Н.У. Взаимодействие поколений в контексте современных цивилизованных процессов : монография; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Чеченский гос. ун-т", Юридический фак., Каф. теории и истории социальной работы. Кисловодск : МАГИСТР, 2015. 160 с.





















Приложения
Приложение 1. Виды эмоциональных состояний







Приложение 2. Педагогические условия эмоционального развития личности младшего школьника (в дидактической системе Л.В. Занкова)




















22

Список используемой литературы
1. Шкляр Н.В. Психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта : монография: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. 112 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций : учебное пособие для высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. М: Смысл, 2016. 670 с.
3. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие. М: Флинта : Наука, 2014. 271 с.
4. Дарвин Ч.Р. О выражении эмоций у человека и животных [пер. с англ. В. Кузина]. 4-е изд. М: Питер, 2013. 315 с.
5. Изард К. Эмоции человека М.: Изд-во МГУ, 2009. 387 с.
6. Ильин Е.П. Психология страха : учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 "Педагогическое образование" . М: Питер, 2015. 381 с.
7. Кузнецов Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии. СПб : Своё изд-во, 2014. 121 с.
8. Лежепёков М.В. Эмоции : между инстинктами и голосом разума. СПБ: Вектор, 2014. 186 с.
9. Липская Т.А. Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших школьников: монография; ФГБОУ ВПО "Оренбургский гос. пед. ун-т". М: Флинта : Наука, 2014. 141 с.
10. Немов P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 2009. 549 с.
11. Общая психология. Эмоции : учебная программа / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова" ; [сост.: Г. Г. Вербина]. Чебоксары : Изд-во Чувашский ун-та, 2016. 43 с.
12. Педагогическая психология : методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология". - Новосибирск : НГТУ, 2015. 67 с.
13. Петровский А. В. Психология. Москва, 2008. 512 с.
14. Психология эмоций и чувств : коллективная монография; под общ. и науч ред. Л.В. Куликова и Д.А. Донцова. Воронеж, 2014. 191 с.
15. Семеновских Т.В. Педагогическая психология. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 308 с.
16. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 2009. 402 с.
17. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. СПб., 2007. 386 с.
18. Холодкова О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. пед. акад.". Барнаул : АлтГПА, 2014. 206 с.
19. Хьелл Л. Теория личности. СПб.: Питер, 2007. 607 с.
20. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии : учебное пособие. Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. 139 с.
21. Чернякова Ю.С. Понятие эмоций и чувств в психологии лингвистике // В сборнике: Актуальные проблемы лингводидактики и теории языка сборник научных статей преподавателей. Коломна, 2013. С. 60-63. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23549242
22. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 2-е изд., перераб. и доп. М: Юрайт, 2013. 567 с.
23. Шереметева Г.Б. Быть выше страха : [свобода, потерянная из-за страхов, распространение страхов, откуда приходят страхи?, живем со страхом?]. 5-е изд. Москва : Амрита-Русь, 2013. 235 с.
24. Эмоции и чувства в искусстве и науке: сборник материалов 19-й конференции из цикла "Григорьевских чтений" / Московское музыкальное общество ; [ответственные редакторы: А. М. Валуев и др.]. М: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2017. 175 с.
25. Ярычев Н.У. Взаимодействие поколений в контексте современных цивилизованных процессов : монография; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Чеченский гос. ун-т", Юридический фак., Каф. теории и истории социальной работы. Кисловодск : МАГИСТР, 2015. 160 с.



Вопрос-ответ:

Какие подходы используются при исследовании эмоционального развития детей младшего школьного возраста?

При исследовании эмоционального развития детей младшего школьного возраста используются различные подходы, включая психологический, педагогический и социологический подходы. В психологическом подходе изучаются эмоции и их проявления у детей, а также развитие эмоциональной сферы. Педагогический подход направлен на выявление и анализ роли образовательной среды и взаимодействия с педагогом в эмоциональном развитии детей. Социологический подход изучает влияние социальных факторов на эмоциональное развитие детей.

Какие функции и виды эмоциональной сферы существуют у детей младшего школьного возраста?

Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста выполняет несколько функций, включая коммуникативную функцию, адаптивную функцию, мотивационную функцию и регуляторную функцию. Виды эмоциональной сферы включают эмоции, чувства, настроение и эмоциональную саморегуляцию.

Почему младший школьный возраст считается особым периодом в жизни человека?

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет) считается особым периодом в жизни человека, так как на этом этапе происходит активное эмоциональное развитие. Дети в этом возрасте начинают осознавать и называть свои эмоции, развивают эмоциональную саморегуляцию, формируют свою эмоциональную сферу. Важно учитывать особенности этого периода при организации образовательного процесса и помощи детям в развитии эмоционального интеллекта.

Какие особенности характерны для эмоциональной сферы младших школьников?

В эмоциональной сфере младших школьников присутствуют некоторые особенности. В этом возрасте дети более осознанно и точно отвечают на эмоциональные ситуации, они начинают формировать свою эмоциональную саморегуляцию. Также в этом возрасте возникает потребность в общении с пирсами, дети проявляют большую социальную активность и интерес к эмоциональным отношениям.

Какие подходы используются в изучении эмоционального развития детей младшего школьного возраста?

В изучении эмоционального развития детей младшего школьного возраста используются различные подходы, такие как психолого-педагогический, психологический, социальный и другие. Они позволяют рассмотреть развитие эмоциональной сферы ребенка как внутренний процесс, связанный с его индивидуальностью, так и в контексте его взаимодействия с окружающей средой.

Каковы функции и виды эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста?

Эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста выполняет ряд функций, таких как коммуникативная, регулятивная, познавательная и эмоционально-мотивационная. Эмоции могут быть разных видов, например, положительные (радость, веселье) и отрицательные (грусть, страх), а также прямые (непосредственно связанные с объектом) и косвенные (связанные с реакцией на другое эмоциональное состояние).

Почему младший школьный возраст является особым периодом в жизни человека?

Младший школьный возраст - это период активного развития ребенка, когда он начинает осваивать новые знания и умения, учиться социализироваться и строить отношения с окружающими. В этот период происходят значительные изменения в различных сферах развития, в том числе и эмоциональной, что делает его особым и важным для понимания.

Какие особенности характерны для эмоциональной сферы младших школьников?

У младших школьников наблюдаются ряд особенностей в эмоциональной сфере. Например, они становятся более самостоятельными и самоопределенными, развивается их эмпатия и способность к социальному взаимодействию. У них также могут возникать различные эмоциональные состояния, связанные с учебными и социальными ситуациями, которые они учатся понимать и регулировать.

Какие подходы используются для исследования эмоционального развития детей младшего школьного возраста?

Для исследования эмоционального развития детей младшего школьного возраста используются различные подходы. Одни исследователи рассматривают эмоциональное развитие в контексте психологических процессов исходя из представлений о функциях и видов эмоциональной сферы. Другие исследователи изучают эмоциональное развитие, учитывая особенности младшего школьного возраста как особого периода в жизни ребенка.

Какие функции и виды эмоциональной сферы существуют?

Эмоциональная сфера выполняет ряд важных функций. Одна из них - коммуникативная функция, которая заключается в передаче информации о состоянии и потребностях человека. Также эмоции имеют регулятивную функцию, они помогают адаптироваться к окружающей среде и решать проблемы. Относительно видов эмоций, существует множество теорий, но наиболее распространенными видами эмоций являются радость, горе, страх, гнев и удивление.