Логопедическая работа по формированию предпосылок письма у младших школьников с ОНР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 92 92 страницы
  • 79 + 79 источников
  • Добавлена 16.11.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы предупреждения дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Психофизиологическая характеристика процесса письма и предпосылки его формирования 7
1.2. Современное представление о дисграфии у младших школьников……………………………………………………………................20
1.3. Состояние предпосылок письма у младших школьников с ОНР………...34
1.4. Логопедическая работа по формированию предпосылок письма у младших школьников с ОНР (обзор литературы) 37
Глава 2. Методика исследования сформированности предпосылок усвоения письма у младших школьников с ОНР 43
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 43
2.2. Теоретические и методические основы исследования состояния предпосылок письма у младших школьников с ОНР 44
2.3. Направления и содержание методики констатирующего эксперимента …………………………………………………………………………………….46
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 64
Глава 3. Методика логопедической работы по формированию предпосылок письма у младших школьников с ОНР 74
3.1. Теоретические и методические основы логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у школьников с ОНР 74
3.2. Цель, задачи и организация логопедической работы…………………….75
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Приложения……………………………………………………………………...98

Фрагмент для ознакомления

Исходя из этого, можно сделать вывод, что у этих детей существует предрасположенность к дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, оптической дисграфии.
Вторая подгруппа детей показывает недостаточную сформированность неречевых и речевых психических функций, как следствие у таких детей затруднено формирование навыков письма. У этой группы детей более сильно недоразвиты речевые и психические процессы, лежащие в основе письма (фонематический анализ и синтез, грамматический строй речи, фонемное распознавание и зрительное восприятие). Здесь видна предрасположенность к дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, аграмматической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической. Причинами таких отклонений является отставание в развитии или неполная сформированность одного из психических анализаторов, что, в свою очередь, ведет к замедлению развития других.
Для разработки логопедической работы мы использовали методику А.В. Ястребовой.
Цель логопедической работы состоит в следующем:
коррекция нарушений зрительного гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений;
коррекция нарушений оптико-пространственного праксиса;
коррекция нарушений отдельных познавательных психических процессов;
коррекция нарушений мелкой моторики;
коррекция звукопроизношения;
коррекция нарушений звукослоговой структуры слов, фраз;
коррекция нарушений фонематического восприятия;
коррекция нарушений звукового анализа и синтеза;
коррекция нарушений монологической связной речи;
коррекция нарушений грамматического строя речи.
Задачи и организация логопедической работы
1.Принцип ведущей деятельности — игры. Занятия должны проводиться в игровой форме. Следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ОHP проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых усилий, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках произвести предложенный материал могут привести к отказу от занятий, поэтому важно предлагать задание в игровой форме, развивать положительное отношение к занятиям, заинтересованность материалом, так как активная позиция ребенка способствует лучшей усвояемости материала.
2.Правильная организация работы во время занятий (уроков). Вследствие неустойчивости, неуравновешенности психических процессов у детей с ОHP проводимые занятия должны быть недолгими по времени, с чередованием видов занятий, активной мыслительной работы и отдыха. В перерывах между занятиями проводить подвижные игры.
3.Этиопатогенетический принцип. Данный принцип предполагает выявление и анализ этиологии нарушения, определение механизма нарушения речевых и неречевых психических функций. Коррекционная работа должна быть направлена как на внешние проявления нарушений речевых и неречевых функций, так и на нарушенные механизмы, устранение тех причин, которые вызвали данные нарушения.
4.Принцип индивидуального подхода. Этот принцип предполагает при организации коррекционного воздействия учет характера и степени выраженности недоразвития речи, учет возраста ребенка, его личностных особенностей, состояния его соматического здоровья и т.д.
5.Принцип системности в работе. Речь — сложно организованная функциональная система, все звенья которой взаимосвязаны. Системность предполагает учет взаимосвязи и взаимовлияния иерархично организованных компонентов речи. Развитие какого-либо компонента речевой системы невозможно без учета его связи с остальными. Кроме того, речь не изолированная функция. Она системно взаимосвязана с психофизическим развитием ребенка, что также учитывается в работе.
6.Общие дидактические принципы. Эти принципы также учитываются при проведении коррекционного воздействия (наглядности, доступности, сознательности, от простого к сложному и др.)
Таким образом, на наш взгляд, проведенная нами логопедическая работа, способствует решению поставленных задач данной работы, что, в свою очередь, положительно повлияет на уменьшение количества ошибок, допускаемых детьми.
По результатам обследования письма и проведением сравнительного анализа с результатами обследования перед началом коррекционной работы, нами было отмечено уменьшение количества ошибок как в ЭГ, так и в КГ (см. приложения №11-20).
Таким образом, цель нашей работы – изучение состояния неречевых и речевых предпосылок, обеспечивающих навык письма, определение типологии выявленных недостатков у детей 7,5-8 лет с общим недоразвитием речи – достигнута.
Спасибо за внимание!











9

Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1974.
3. Блоноский П.П. Психология младшего школьника. М.: - Воронеж, 1997.
4. Ботвинникова А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. - М., 1979.
5. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001.
6. Брунер Дж. О действенном и наглядно - образном представлении мира ребенком. Хрестоматия по общей психологии, выпуск 3, 1993.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. —5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология// под ред. В.В. Давыдова - М.: Педагогика —1991.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
11. Выготский Л.С. Психология. — М., 2002.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: Университет, 2000.
13. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. Материалы к курсу Общ. Психология: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов. — М.: Просвещение, 1986.
15. Горфункель П.Л. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма. — М., 1953.
16. Грищенко Л.Г. Психология восприятия, внимания и памяти.— Екатеренбург, 1994.
17. Демьянов Ю.Г. Клинико - психологическое исследование детей с затруднениями в усвоении элементарных школьных навыков. Автореферат диссетации канд. Мед. Наук. - Киев, 1980.
18. Денисова О.А., Пескишева Т.А. Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида Дети с проблемами в развитии. 2005, №1.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
20. Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 1965.
21. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
22. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников.// Дефектология — 1984, № 1.
23. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолгоия лиц с нарушениями речи. — СПБ.: КАРО, 2007.
24. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого — педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. — СПб.: КАРО, 2004.
25. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат диссертации канд. психол. наук. — М., 1980.
26. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: 1973.
27. Копосова Т.С., Звягина Н.В., Морозова Л.В. Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста. — Архангельск,
1997.
28. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб, 1997.
29. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1980.
30. Ладыгина — Коте Н.Н. Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми), - М., 1965.
31. Лалаева Р.Е., Венидиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: 2001.
32. Лалаева Р.Е. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
34. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
35. Леонтьев А.Н. К теории развития ребенка. В кн.: «Проблемы развития психики», изд. 2, доп. М., «Мысль», 1965.
36. Леонтьев А.М. Проблемы развития психики. – М., 1981.
38. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М.: 1969.
39. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – Т.2. – М.: Педагогика 1970.
40. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974.
41. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.
44. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Вегнера. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985.
45. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / 3. Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 2. Психология образования.
46. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
47. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. – М.: МПСИ, 2003.
48. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
49. Панкова Л.И., Редя Т.П., Афанасенко С.Г., Коротов В.И., Ускова И.Е. Познавательные процессы. – Пенза, 1999.
50. Пармонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб., 1999.
51. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития. // Дефектология – 1993, №5.
52. Петровский А.В., Брумлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. – М., Просвещение – 1986.
54. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе эксперементирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 1996. - №4.
55. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. Пособие для студентов дефектолог, фак¬тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. Изд. перераб. М., «Просвещение», 1973.
59. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
60. Семенович А.В. Нейропснхологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.. Академия. 2002.
61. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфнн) // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
62. Усанова О.Н. Психолого — педагогическое изучение детей с нарушениями речи.// Дефектология — 1993. № 2.
63. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. Со. науч. тр. - М.: МГПИ, 1982.
64. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева. Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.
65. Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — M.: Айрис-пресс, 2005.
66. Фирсанова Е.Ю. Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под. ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. — М.. 2003.
67. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
68. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М., 1988.
69. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М., 2005.
70. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - М., 2000.
71. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. - М, 2001.
72. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1986.
73. Ястребова А.В.. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1985.
74. Возрастная и педагогическая психололгия./ Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979.
75. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
76. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. Факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. IV: Нарушение письменной I речи.
78. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под. Ред. В.В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1981.
79. Основы и теории практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968. 80. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // СПб, 2001.

Вопрос-ответ:

Какая проблема рассматривается в статье?

В статье рассматривается проблема предупреждения дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Что такое дисграфия?

Дисграфия - это нарушение навыков письма и орфографии, которое проявляется у младших школьников.

Какие предпосылки письма рассматриваются в статье?

В статье рассматривается состояние предпосылок письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Какая характеристика дана процессу письма?

Дана психофизиологическая характеристика процесса письма и предпосылки его формирования.

Какие проблемы дисграфии обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются проблемы дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Какие проблемы могут возникать с письмом у младших школьников с ОНР?

У младших школьников с ОНР могут возникать проблемы с формированием предпосылок письма, такие как нарушение графической и пространственной ориентации, недостаточная координация движений, слабая мелкая моторика рук и пальцев.

Какова психофизиологическая характеристика процесса письма у младших школьников?

Процесс письма у младших школьников связан с развитием моторных навыков и координации движений. Дети должны научиться контролировать мелкую моторику рук и пальцев, а также осознавать и следовать правилам письма, таким как направление и последовательность движений.

Какие методы и подходы используют логопеды для формирования предпосылок письма у младших школьников с ОНР?

Логопеды используют различные методы и подходы, такие как занятия по развитию мелкой моторики, упражнения на развитие координации движений, игровые и творческие задания, обучение правилам письма и т.д. В работе с младшими школьниками с ОНР важно индивидуальное подход к каждому ребенку и учет его особенностей.