Базилики Рима IV- V вв

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 01.11.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение 3
1. Искусство катакомб 6
2. Храмы базиликального типа в Риме IV – V вв. 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Центральный неф значительно превышает боковые. Его освещение происходит посредством окон, распределенным в строгом ритме над боковыми нефами. Примыкающий атриум имеет значительные размеры. Общая длины храма с атриумом составляла около 220 м, длина же самой базиликиравнялась 120 м. Высота центрального нефа – 25 м, ширина его – 69 м.Внутри перекрытие нефа поддерживалось длинными рядами из 23 высоких одиннадцатиметровых мраморных колоннкоринфского ордера, перекрытых плоским антаблементом. Такая конструкция создает величественную перспективу,в глубине которой возвышался алтарь. Существует подробное описание алтарной части церкви Святого Петра. Над алтарембыла воздвигнута сень, которая опиралась на четыре витыемраморные колонны. По приказанию Константина колонны были доставлены специально из Греции. «Еще две такиеколонны были поставлены у краев апсиды. С вершинысени свисал большой канделябр – дар императора».Убранство базилики поражало своей красотой, ее стены украшали фрески, а элементы триумфальной арки и конха апсиды (как было принято) были выложены мозаикой. Полы были из плиток мрамора, а балкистропильного перекрытия окрашены в яркие цвета.Базилика Святого Петра в таком виде не сохранилась. Она была снесена в XVI веке. На ее место располагается известный собор Святого Петра – главный католический собор. Однако он после долгих перепланировок он относится к крестовокульному типу храма.Известный нам, ныне существующий купол этого собора возведен по проекту величайшего мастера эпохи Возрождения Микелянджело. Сведения же о старойцеркви сохранились благодаря рисункам, обмерам иописаниям, сделанным перед ее разрушением.Медиевист Нессельштраус утверждает, что есть вероятность того, что несколько раньше, чем церковь Святого Петра, Константином была основана другая базилика приимператорском Латеранском дворце, который затембыл передан Церкви. Церковь Сан Джованни ин Латерано была впоследствии перестроена. В связи с этим о еепервоначальном плане и облике известно лишь поописаниям и на основании сохранившихся фрагментов.Однако даже используя эти данные можно утверждать, что это была пятинефная базилика с одной апсидойи двумя симметрично выступающими пристройками, вклинивавшимися в боковые нефы неподалекуот апсиды. Существует предположение, что они служили ризницамии местом для хранения даров.Известно, что императором Константином и его матерью Еленой были основаны Храм Рождества Христова в Вифлееме и Храм Гроба Господня подле Голгофы в Иерусалиме. Оба храма представляют собой не совсем обычные типы базилик. Но на них мы останавливаться не будет, так они выходят за пределы темы данного исследования. Обратимся к базилике, возведенной на территории Рима – базилика Святого Павла – Сан Паоло фуориле мура. Это также пятинефная базилика с трансептом, мраморнымиколоннами коринфского ордера и открытымстропильным перекрытием. Сведений об этом храме совсем немного. В 1823 году онапострадала от пожара и была довольно грубо реставрирована.Также отметим церкви: - базилику Святого Лаврентия (Сан Лоренцо фуориле мура), перестроенная в XIII веке,- однонефную церковь Св. Пуденцианы в Риме, датируемую концом IV века (384—399).Однако особое место среди римских базилик занимает церковь Санта МариаМаджоре, основанная вIV веке, но заново перестроенная в 432—440 годах. Она представляет собой трехнефную базилику, где чудесным образом сохранились превосходные мозаики, расположенные на стенах центрального нефа и триумфальной арке.ЗаключениеВ заключении можно отметить, что в период IV – Vвв. главным событием, повлиявшим на формирование и дальнейшее развитие христианского искусства, было признание христианства одной из главных религий Римской империи. Христианское искусство перестало быть искусством катакомб. За основу был взят храм базиликального типа. Однако важно отметить, что в этот период, относящийся еще к так называемому раннехристианскому искусству, получил распространение и другой вид религиозных строений – постройки центрического типа. Важное значение раннехристианского искусства в том, что оно служило в течение долгого времени почти единственным мостиком между Средневековьем и традициями классической древности, особенно в период после падения Рима.Список использованной литературыАрхитектура. Краткий справочник. Под. Ред. Адамчик М. В. М.: Аст, 2007. – 624 с.Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: В. Шевчук, 2013. – 368 с.Власов В. Г. Стили в искусстве. Том 1. М.: Кольна, 1995. – 639 с.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 486 с.Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.: Индрик, 2006. – 764 с.Лихачева В. Искусство Византии IV-XVвеков. Ленинград: Искусство, 1981. – 310 с.Нессельштраус Ц. Г. Искусство западной Европы в Средние века. М: Искусство,1964. - 392 с.Нессельштраус Ц. Г. Новая история искусства. Искусство раннего Средневековья. Спб.: Азбука, 2000. - 380 с.Храм земной и небесный. Том I. Сост. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 584 с.Храм земной и небесный. Том II. Сост. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 608 с.

Список использованной литературы
1. Архитектура. Краткий справочник. Под. Ред. Адамчик М. В. М.: Аст, 2007. – 624 с.
2. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: В. Шевчук, 2013. – 368 с.
3. Власов В. Г. Стили в искусстве. Том 1. М.: Кольна, 1995. – 639 с.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 486 с.
5. Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.
6. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.: Индрик, 2006. – 764 с.
7. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. Ленинград: Искусство, 1981. – 310 с.
8. Нессельштраус Ц. Г. Искусство западной Европы в Средние века. М: Искусство,1964. - 392 с.
9. Нессельштраус Ц. Г. Новая история искусства. Искусство раннего Средневековья. Спб.: Азбука, 2000. - 380 с.
10. Храм земной и небесный. Том I. Сост. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 584 с.
11. Храм земной и небесный. Том II. Сост. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 608 с.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности искусства катакомб IV-V веков?

Искусство катакомб IV-V веков имеет свои особенности. Оно отображает темы религиозного характера, такие как сцены из жизни Христа, апостолов и мучеников. Картины в катакомбах были выполнены в стиле ранней христианской живописи и часто имеют символическое значение.

Какие храмы базиликального типа были построены в Риме в IV-V веках?

В IV-V веках в Риме было построено несколько храмов базиликального типа. Например, базилика Святого Павла за стенами, базилика Санта-Мария-Маджоре, базилика Санта-Агнезе-фуори-лемура и другие. Они имели общие черты архитектуры, такие как трехнефная структура и повторяющиеся колонны.

Каким образом освещался центральный неф храма в Риме IV-V веков?

Центральный неф храма в Риме IV-V веков освещался посредством окон, которые располагались над боковыми нефами. Они были размещены в строгом ритме и обеспечивали достаточное освещение центрального пространства храма.

Какие размеры имел примыкающий атриум к храму в Риме IV-V веков?

Примыкающий атриум к храму в Риме IV-V веков имел значительные размеры. Общая длина храма с атриумом составляла около 220 метров. Длина самой базилики равнялась 120 метрам. Это позволяло создать просторное и увенчанное атмосферой покоя пространство перед самим храмом.

Каковы характеристики центрального нефа храма в Риме IV-V веков?

Центральный неф храма в Риме IV-V веков имел следующие характеристики: высота составляла 25 метров, а ширина - 69 метров. Он превосходил боковые нефы в размерах и был освещен окнами, расположенными над боковыми нефами. Такая архитектурная композиция придавала храму величественность и хорошее естественное освещение.

Какова длина центрального нефа в Базилике Рима IV-V вв?

Длина центрального нефа в Базилике Рима IV-V вв составляла около 120 м.

Какое освещение имеет центральный неф в Базилике Рима IV-V вв?

Центральный неф в Базилике Рима IV-V вв освещается посредством окон, которые распределены в строгом ритме над боковыми нефами.

Каковы размеры примыкающего атриума в Базилике Рима IV-V вв?

Примыкающий атриум в Базилике Рима IV-V вв имеет значительные размеры, но конкретные цифры не указаны в статье.

Какова высота центрального нефа в Базилике Рима IV-V вв?

Высота центрального нефа в Базилике Рима IV-V вв составляет 25 метров.