телевизионные сериалы как социокультурный феномен
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 01.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1 Понятие и сущность телевизионного сериала 6
1.2 Типовая, структурная и жанровая дифференциация современных сериалов 11
ГЛАВА 2. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 18
2.1. Социальные предпосылки зарождения и развития телевизионного сериала 18
2.2 Социокультурная природа телесериала 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
), «Твин Пикс» (2017 гг.),«Игра престолов» (с 2011 г.), «Мир Дикого запада» (с 2016 г.).Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что сериал, зародившийся в 1950-е гг. в США, быстро завоевал популярность во всем мире. До сих пор американская телепродукция является эталонной. Российские телеканалы лишь с 1990-х гг. начали производство собственных телесериалов. Однако, зачастую их проекты – всего лишь адаптация зарубежных аналогов. Но так как создание телесериалов в России с 2000-х гг. поставлено на поток, то уровень качества российских телесериалов значительно возрос.2.2 Социокультурная природа телесериалаСогласно определению, социокультурный феномен это уникальное, редкое явление, происходящее в обществе и рассматриваемое как единство культуры и социальности, в неразрывной связи с личностью, как носитель совокупности ценностей и норм. Телевизионный сериал является одним из наиболее эффективных способов передачи информации. Разделение на равные части и периодичность показа, позволяют длительное время транслировать материал. Такой способ отличается от стандартного хронометража кинофильма и характеризуется длительным интересом зрителей к телевизионному продукту. Интересной представляется тенденция последнего десятилетия, создавать сериала, насыщенные профессиональной лексикой и терминологией. Зачастую от зрителя требуется достаточно высокий уровень знаний о той или иной профессиональной сфере, да и в целом общего кругозора. Примером могут служить в первую очередь сериалы на медицинскую тему, отличающиеся воссозданием почти настоящих условий профессии. Так же, стоит упомянуть американский ситком «Теория большого взрыва», где большая часть шуток и смешных ситуаций посвящена сложным научным аспектам современной физики, астрономии, инженерии. Консультантом на проекте работает профессор физики и астрономии Университета Калифорнии Дэвид Зальцберг, который отвечает за научную терминологию героев, проводит математические расчеты и рисует всевозможные диаграммы и графики.Современны зритель все больше ожидает от просмотра сериала интеллектуальных и логических загадок, которые он готов решать совместно с героями британского сериала «Шерлок», погружаться в вопросы этики и морали в телесериале «Мир Дикого Запада», политические интриги («Карточный домик»), религиозные или исторические события («Молодой Папа», «Чужестранка»). Кроме этого, профессиональный подход создателей телесериалов к воссозданию эпохи или различных экзотических мест превращают современный сериал в подобие документального кино с высокой планкой качества. Природа сериала опирается на принцип постоянства. Однако, такая установка очень быстро наскучивает зрителю, поэтому внутри сюжетных арок телепродукта возможны те или иные трансформации [15, с. 19]. Сериал дает возможность гораздо дольше оставаться в внутри придуманного художественного мира. Открытость формы телевизионного сериала определяется его динамическим существованием, так как он является продуктом массовой культуры, а также постоянным информационным обменом с окружением (как средства массовой коммуникации), отдающим приоритет «непосредственному переживанию» перед рациональным осмыслением, переживанию перед законченной логической схемой.Широкая доступность телевизионных сериалы в конечном итоге оказывает значительное влияние на формирование определенных ценностных ориентиров и стереотипов у зрительской аудитории. В данном телевизионном продукте аккумулированы социальные образцы и нормы поведения, моральные и культурные установки. Это говорит о том, что сериал как социокультурны феномен выполняет нормативную функцию и функцию социального контроля.Яркие и выразительные персонажи того или иного сериала вызывают особый интерес у аудитории. Для многих зрителей они заменяют собеседников, создают иллюзию «включенности» в сериальный социум. В таком случае герои сериалов могут стать очень близкими, практически членами семьи.Кроме героев, самой действие, которое происходит в различных частях мира в зависимости от места событий того или иного сериала, создает впечатление «присутствия» зрителя как наблюдателя именно в данном месте. Все это обеспечивает зрителю «уход от реальности» во время просмотра сериала. Современное развитие телевизионного сериала, особенно в США и Великобритании, отличающееся высоким качеством и актуальной тематикой привлекло внимание молодого поколения. Именно в молодежной среде можно говорить о формировании особых моделей просмотра сериала. Зрительскую молодежную аудиторию можно разделить на тех, кто:предпочитает смотреть сериал тольков вечернее время;смотрит сериал не по телевизору, а в сети Интернет;ожидает выходановой серии;смотрит каждую серию поочередно;предпочитает профессиональный дублированный перевод.Возможность смотреть телевизионный сериал в интернет-сети предоставляет потенциальному зрителю большие возможности в области выбора сериала и времени его просмотра. Тот факт, что практически все сериалы, созданные для телевизионного вещания доступны в сети Интернет, позволяет выделить еще одну модель просмотра. Это так называемый «запойный просмотр», во время которого зритель смотрит весь сезон или несколько сезонов на протяжении короткого периода (от нескольких дней до пары недель). Анализ существующих на данный момент телесериалов, позволяет сказать, что новой особенностью является стремления сериала не к развлечению аудитории, а желание вызвать сильные и глубокие эмоции у зрителя. Вместо акцента на отвлечении зрительской аудитории от повседневных дел, произошло смещение в сторону эмоциональности. Решается это зачастую за счет неожиданного финала каждой серии (смерть одного из ведущих героев, оправдание виновного и т.д.). При этом далеко не всегда эмоции положительные, скорее наоборот. Наличие эмоциональной связи между зрителем и сериалом обеспечивает постоянный интерес аудитории к данному телевизионному продукту. В настоящее время телевизионный сериал, с одной стороны, есть отражение человеческого опыта и социальных установок, а с другой – наиболее распространенная форма коммуникации и времяпрепровождения в условиях домашнего досуга.Однако, телесериал способен оказывать значительное влияние на характеристики внутреннего мира человека, что позволяет ему выполнять воспитательные и познавательные функции, несмотря на то, что основная функция ТВ-продукта – развлекательная. В той или иной степени, телесериал следует рассматривать как средство формирования личности и трансляции опыта предыдущих поколений,социальных и культурных норм, за счет создания ярких телевизионных образов.Именно показанные на экране действия имеют возможность показа допустимых или предпочтительных способов существования людей в современном социуме. Как отмечают исследователи, в содержании сериалов, произведенных в индустриальных странах, сильна нормативная доминанта, обыгрываются стандартные напряженные ситуации, демонстрируются паттерны поведения, соответствующие представлениям о политкорректности, рациональном достижении цели, отражающим направления культурной и социальной политики в данных странах.Все это обусловило появление в сериале героев совершенно нового типа. Создатели современных телесериалов отошли от стереотипизации персонажей. Современные герои сериалов – сложные многогранные личности, с богатым внутренним миром, за которыми интересно наблюдать. Многие из них далеко не исключительно положительны, а скорее наоборот, совершенно неоднозначны (маньяк, убийца, дьявол, вампир). Примерами таких героев являются Морган Декстер («Декстер», 2006 – 2013), Люцифер Морнингстар («Люцифер», с 2015 г. – по настоящее время).Кроме этого в каждом сериале обязательным элементом выступают различные конфликты. Они могут возникнуть на почве национальных, гендерных, моральных, сексуальных, духовных отличий кого-либо из героев. Говоря о социокультурном феномене телесериалов необходимо отметить, что даже один и тот же сериал, созданный в одной стране, а показанный в другой подвержен социокультурной трансформации. Это связано с языковыми особенностями разных стран-производителей. В частности, при переводе на русский язык американских телесериалов из-за разницы в семантике и культуре большая часть шуток теряется или сглаживается. Даже максимально точный перевод не может обеспечить точное восприятие контекста. Это приводит к кпотере значимых для реконструкции и восприятия культуры повседневности элементов. Говоря о телевизионном сериале, нельзя не сказать о таком знаковом явлении как рейтинг. Это показать доли аудитории, которая посмотрела тот или иной сериал, выраженная в процентах [6, с. 43]. Рейтинг отражает только цифру просмотров, но не положительное или отрицательное мнение зрителя о сериале. В первую очередь, система рейтинга активно используется в США, при этом она носит открытый характер: данные публикуются. В России к подобному социологическому инструменту обращаются гораздо меньше.ЗАКЛЮЧЕНИЕСериал – общепринятое обозначение многосерийного телевизионного художественного фильма, содержащего более двух стандартизованных телевизионных серий, каждая продолжительностью от 26 до 52 минут. Телесериал традиционно причисляют к «низким» жанрам и рассматривают в контексте массовой культуры. Для него характерна поточность производства, ориентация на массовое потребление, коммерциализация, развлекательность, некоторая усредненность смыслов. Телесериал опирается на устойчивые сюжетные ходы, визуальные и вербальные клише. Его текст составлен из вариаций стандартных ситуаций образцов. Ориентирован на привычное, легко опознаваемое, и, хотя интрига, неожиданное развитие действия и драматизм удерживают аудиторию у экрана, но такой фильм должен потребляться с комфортом. По способу интегрирования структуры сюжета сериал делиться на два типа: вертикальный и горизонтальный. В первом действует постоянный герой или группа героев, а каждая серия представляет собой законченную историю, отдельное драматургическое произведение. Во втором главенствует – единая сюжетная линия, изменение личностных и социальных установок героев. По объему все сериалы условно делятся на три вида: мини-сериал, средний и большой. Внутренняя структура сериала определяется способом построения сюжета и бывает двух видов – серийно-сюжетная и сквозная. Выделяют так же следующие жанры телесериала: детектив, мелодрама, триллер, телероман, теленовелла, ситком, сага и смешенный жанр.Собственно, сериал как жанр зародился на американском континенте и ведет свою родословную от радио-сериалов. В России сериалы стали сниматься в 1960-х годах. Первым отечественным популярным сериалом стал показанный в феврале 1965 года фильм в 4 частях «Вызываем огонь на себя». В конце 1990-х – начале 2000-х российские продюсеры разворачивают собственное производство телесериалов, которые выходят на каналах НТВ, ОРТ и РТР. Бурное развитие российских телесериалов к середине «нулевых» обеспечило почти полное вытеснение аналогичной зарубежной продукции из вечерних сеток вещания ведущих российских телеканалов. Социокультурная значимость телесериалов определяется квазиреальный природой данного ТВ-продукта. Мир, который предлагается зрителю сконструирован из близких к реальным, хорошо клишированных и достаточно простых элементов. Все это позволяет создать «иллюзию реальности» происходящих на экране событий. Возможность наблюдать за сюжетными перипетиями в комфортной домашней обстановке позволяет потребителю буквально перенестись в телевизионный мир. Эта реальность оказывается более динамичной, яркой, увлекательной, максимально похожей на обычную жизнь. Все это оказывает на зрителя неизгладимой впечатление, заставляя вновь и вновь возвращаться к полюбившемуся сериалу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгафонова, Н.А. Экранное искусство : художественная и коммуникативная специфика / Н.А. Агафонова. – Минск: БГУКИ, 2009. – 273 с. Акопов, А.З. Сериал как национальная идея / А.З. Акопов // Искусство кино. – 2000.– № 2.– С. 5 – 9.Акопов, А.З. Телесериал начала XXIвека в контексте традиционной отечественной кинодраматургии : автореф. дис. …канд. искусствоведения : 17.00.03 / А.З. Акопов ; Ин-т пов. квалификации работников телевидения и радиовещания. – Москва, 2011. – 31 с.Беленький, Ю. М. Становление жанров отечественных сериалов (начальный этап формирования современной структуры телевещания) : автореф. дис. …канд. искусствоведения : 17.00.03 / Ю.М. Беленький ; Московский гос. ун-т культуры и искусств. – Москва, 2012. – 40 с.Болгарин, И.А. Феномен многосерийного телефильма / И.А. Болгарин. – Москва: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1978. – 53 с.Вакурова, Н. В., Московкин, Л. И. Типология жанров современной экранной продукции : учебное пособие / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин. – Москва, 1997. – 62 с.Галушко, Р.И. Драматургия буржуазного телевидения : многосерийная телепродукция и проблемы массовой культуры / Р.И. Галушко. – Москва: Искусство, 1977. – 158 с.Грачева Е. Ударная пятилетка отечественного сериала/ Е. Грачева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seance.ru/n/19-20/serials/udarnaya-pyatiletka-otechestvennogo-seriala/. – Дата доступа : 30.09.2017.Давыдов, М.Л. Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов / М.Л. Давыдов // Вестник электронных и печатных СМИ. – Вып. 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1583. – Дата доступа: 29. 09.2017.Егоров, В. В. Терминологический словарь телевидения :осн. понятия и коммент. / В. В.Егоров; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. – [3-е изд., доп.]. –М. : Б. и., 1995. –92 с.Зайцев, В. ПостХаусное кино [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.telekritika.ua/telekino/2011-01-31/59691. – Дата доступа: 28.09.2017. Захватова, Е.С., Кокотюха, А.А. Феномен доктора Хауса. Правда и вымысел в сериале о гениальном диагносте / Е.С. Захватова, А.А. Кокотюха. – КраінаМрій, 2010. – 345 с.Зоркая, Н. Чары многосерийности / Н. Зоркая // Многосерийный фильм : истоки, практика, перспектива ; под ред. Г. Михайловой. – Москва: Искусство, 1976. – С. 21 – 36.Культурно-образовательное пространство современного человека: коллективная монография/ под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Саратовский источник, 2010. – 167 с.Кушнарева, И. Как нас приучили к сериалам / И. Кушнарева // Логос. – 2013. – №3. – С. 9 – 20. Михайлова, Г. Многосерийный телефильм : Истоки. Практика. Перспектива / Г. Михайлова. – Москва: Искусство, 1976. – 254 с.Эрнст, К.Л. Запах времени. Новый язык телевидения еще не создан [Электронный ресурс] / К.Л. Эрнст // Искусство кино. – 2012. – №4. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/04. – Дата доступа: 29. 09.2017.
1. Агафонова, Н. А. Экранное искусство : художественная и коммуникативная специфика / Н.А. Агафонова. – Минск : БГУКИ, 2009. – 273 с.
2. Акопов, А. З. Сериал как национальная идея / А.З. Акопов // Искусство кино. – 2000. – № 2. – С. 5 – 9.
3. Акопов, А. З. Телесериал начала XXI века в контексте традиционной отечественной кинодраматургии : автореф. дис. …канд. искусствоведения : 17.00.03 / А. З. Акопов ; Ин-т пов. квалификации работников телевидения и радиовещания. – Москва, 2011. – 31 с.
4. Беленький, Ю. М. Становление жанров отечественных сериалов (начальный этап формирования современной структуры телевещания) : автореф. дис. …канд. искусствоведения : 17.00.03 / Ю. М. Беленький ; Московский гос. ун-т культуры и искусств. – Москва, 2012. – 40 с.
5. Болгарин, И. А. Феномен многосерийного телефильма / И. А. Болгарин. – Москва: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1978. – 53 с.
6. Вакурова, Н. В., Московкин, Л. И. Типология жанров современной экранной продукции : учебное пособие / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин. – Москва, 1997. – 62 с.
7. Галушко, Р. И. Драматургия буржуазного телевидения : многосерийная телепродукция и проблемы массовой культуры / Р. И. Галушко. – Москва: Искусство, 1977. – 158 с.
8. Грачева Е. Ударная пятилетка отечественного сериала / Е. Грачева [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://seance.ru/n/19-20/serials/udarnaya-pyatiletka-otechestvennogo-seriala/. – Дата доступа : 30.09.2017.
9. Давыдов, М. Л. Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов / М. Л. Давыдов // Вестник электронных и печатных СМИ. – Вып. 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1583. – Дата доступа: 29. 09.2017.
10. Егоров, В. В. Терминологический словарь телевидения : осн. понятия и коммент. / В. В. Егоров ; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. – [3-е изд., доп.]. – М. : Б. и., 1995. – 92 с.
11. Зайцев, В. ПостХаусное кино [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.telekritika.ua/telekino/2011-01-31/59691. – Дата доступа: 28.09.2017.
12. Захватова, Е. С., Кокотюха, А. А. Феномен доктора Хауса. Правда и вымысел в сериале о гениальном диагносте / Е. С. Захватова, А. А. Кокотюха. – Краіна Мрій, 2010. – 345 с.
13. Зоркая, Н. Чары многосерийности / Н. Зоркая // Многосерийный фильм : истоки, практика, перспектива ; под ред. Г. Михайловой. – Москва: Искусство, 1976. – С. 21 – 36.
14. Культурно-образовательное пространство современного человека : коллективная монография / под ред. Ю. Г. Голуба. – Саратов : Саратовский источник, 2010. – 167 с.
15. Кушнарева, И. Как нас приучили к сериалам / И. Кушнарева // Логос. – 2013. – №3. – С. 9 – 20.
16. Михайлова, Г. Многосерийный телефильм : Истоки. Практика. Перспектива / Г. Михайлова. – Москва: Искусство, 1976. – 254 с.
17. Эрнст, К. Л. Запах времени. Новый язык телевидения еще не создан [Электронный ресурс] / К. Л. Эрнст // Искусство кино. – 2012. – №4. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/04. – Дата доступа: 29. 09.2017.
Семейное воспитание как социокультурный феномен
Семейное воспитание как социокультурный феномен
А. Х.-М. Тоторкулова
Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся из поколения в поколение, от родителей, воспитателей, учителей. Непрерывность передается в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь можно проследить устойчивые связи между этнопедагогикой, общество и этнокультурой.
Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции, как явление, будучи определяет сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.
Семья – первичная форма общности людей (малая социальная группа), как "элементарная частица" общества, коллектива, основанная на супружеском европейском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: "Только муж и жена вместе образуют действительного человека", без чего каждый представляет собой лишь "частичное существо".
Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное сообщество. Эта идея выражается многими мыслителями, свое отражение в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Российский ученый И. А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, является "остров духовной жизни". И если в семье это не соответствует, то она обречена на разложение и распад.
История показала и подтвердила это совершенно ясно: море распада и исчезновения народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.
Характеризуя семью как "первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости", И. А. Ильин подчеривал, что человек "призван строить этот союз на любви, вере и свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к другим формам человеческой духовной – родине и государству" [1]. Содержание народных традиций в связи с религиозными, превысит Ток Нулевой. Волкова, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания.