Государственная политика Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности основные направление и механизмы реализации в регионе.
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 36 + 36 источников
- Добавлена 25.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1 Теории информационного общества в контексте информационной безопасности 7
1.2 Информационная безопасность как фактор обеспечения национальной безопасности РФ 20
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 27
2.1 Нормативное обеспечение государственной политики обеспечения информационной безопасности в РФ 27
2.2 Особенности реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности в субъектах РФ (на примере Северо-Западного федерального округа) 33
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СУБЪЕКТАХ СЗФО 45
3.1 Проблемы и вызовы государственной политики обеспечения информационной безопасности в субъектах СЗФО 45
3.2 Направления совершенствования государственной политики обеспечения информационной безопасности в субъектах СЗФО 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
Одним из наиболее актуальных применений данной технологии в контексте решения задач по реализации политики обеспечения информационной безопасности региона является практическое воплощение концепции «умного города» («smart city»), нацеленной на обеспечение высокого уровня и современного качества жизни населения посредством использования инновационных технологий, предусматривающих экономичное, экологичное и безопасное использование городских систем жизнедеятельности. Многочисленные факторы городского развития объединяются в интегрированную систему, основанную на эксплуатации передовых информационно-коммуникационных технологий.
Использование больших данных (в технологическом измерении) выступает основой функционирования умного города; ключевым административно-политическим компонентом данной концепции является реализация планомерной и стратегически обоснованной политики инновационного развития регионального пространства (регионального городского центра, крупных и средних городов региона). В рамках данной концепции институты власти ответственны за решение следующих задач: развитие системы поддержки принятия управленческих решений; анализ, прогнозирование, управление возможными инцидентами; предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде; публикацию открытых данных. Институты гражданского общества и отдельные граждане выступают в качестве пользователей объектов инфраструктуры и информационных услуг; являются поставщиками информации в режиме «обратной связи» с институтами власти.
Обозначенные технологии выступают слагаемыми внутренней политики региона, что актуализирует проблему экономического обеспечения практической реализации данных стратегий в региональном информационно-политическом процессе. Данное обстоятельство связано с дефицитом региональных бюджетных средств, выделяемых на инновационное развитие регионального пространства. Одной из стратегий решения данного вопроса, по нашему мнению, является проведение инвестиционно инвестиционно инвестиционно -ориентированной политики ориентированной политики ориентированной политики ориентированной политики ориентированной политики брендирования региона. брендирования региона.
Обеспечение инновационной безопасности является стратегической целью, предполагающей достижение первоочередной задачи – роста уровня экономического развития и повышения показателей уровня жизни регионального сообщества. В данном контексте приобретает значение политики территориального брендинга, вектора региональной политики, являющегося инструментом для повышения качества жизни местных жителей, способствовать росту производственных и экспортных способностей региона. Главная цель брендинга регионов – налаживание взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами, живущими в одном информационном и географическом пространстве.
Брендинговая политика региона, ориентированная на привлечение инвестиций в развитие цифровых и наукоемких технологий, призвана сократить важнейшую проблему современного регионального развития – «цифрового разрыва», блокирующего становление эффективной системы обеспечения информационной безопасности как на государственном уровне, так и на уровне субъектов федерации. С точки зрения теории политики информационной безопасности, использование технологии больших данных и развитие концепции умного города призваны обеспечить государственные институты, элементы гражданского общества и отдельных индивидов фактической гарантией реализации прав на использование информации; обеспечить доступность гражданского участия в управлении развитием регионального информационно-политического пространства, экономическое развитие которого возможно при инвестиционно-ориентированной политики брендирования региона.
Современные условия политического и социально-экономического развития России вызывают обострение противоречий между потребностями общества в развитии свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентирующих ограничений на ее распространение.
В свою очередь, повышенное внимание технических разведок иностранных государств, криминальных структур к деятельности органов власти Северо-Западного федерального округа вызывает потребность в постоянном совершенствовании системы информационной безопасности.
В современном мире все более возрастают угрозы террористических действий, в том числе и со стороны кибертеррористов, в отношении информационных систем, управляющих критически важными объектами.
Интенсивное развитие информационных технологий, возрастание масштаба и опасности последствий нарушения требований безопасности информации для личности, общества и государства предполагает согласованные действия всех ветвей и уровней власти.
Все вышеперечисленные тенденции привели к пониманию необходимости дальнейшего развития системы информационной безопасности в рассматриваемом федеральном округе, чтобы противодействовать техническим разведкам по добыванию информации об объектах оборонно-промышленного комплекса, предприятиях энергетики, транспорта и не допустить деструктивное вмешательство в структуры технологического управления производством.
Для уточнения цели, задач, принципов организации основных направлений государственной политики информационной безопасности в части технической защиты информации в СЗФО была разработана Концепция защиты информации в Северо-Западном федеральном округе, представляющая собой цельную систему взглядов на проблему защиты информации, ее формирование и развитие.
Цель защиты информации в СЗФО определена данной Концепцией как создание условий, способствующих реализации политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности, содействию устойчивому социально-экономическому развитию региона и государства в целом путем предотвращения (или существенного снижения) ущерба информационной безопасности в округе с использованием методов и средств защиты информации.
Для достижения поставленной цели потребуется решить целый ряд задач защиты информации в СЗФО.
В экономической сфере – обеспечение выгодных, с точки зрения защиты информации, условий для заключения международных экономических договоров, определения мест размещения организаций, предприятий, в том числе с участием иностранного капитала, а также предотвращение снижения эффективности экономической деятельности государственных организаций путем исключения (существенного затруднения) утечки информации или несанкционированного доступа к системам (средствам) информатизации и связи этих организаций со стороны иностранных государств, конкурентов или отдельных преступных лиц.
Во внутриполитической сфере – предотвращение несанкционированного доступа и специальных воздействий на контент в информационных системах и обеспечение безопасности данных в системах управления и электронного документооборота органов власти и других структур.
В Концепции защиты информации в Северо-Западном федеральном округе сформулированы основополагающие принципы защиты информации в СЗФО:
принцип системности и комплексности заключается в обеспечении безопасности информационных ресурсов, содержащих информацию с ограниченным доступом, в течение всего их жизненного цикла и при информационном взаимодействии с другими информационным системами (в частности, Интернетом); обеспечение надежной защиты информации от возможных угроз всеми доступными средствами и методами; способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с возможными изменениями условий ее функционирования;
принцип современности предусматривает постановку задач по комплексной защите информации, реализации мер по ее защите на ранних стадиях разработки информационных систем на основе анализа и прогнозирования, угроз информационной безопасности, а также разработку эффективных мер предупреждения посягательств на интересы государства в региональной информационной сфере;
принцип законности предполагает разработку системы защиты информации на основе федерального законодательства в области информатизации и защиты информации и других нормативных правовых актов по безопасности информации;
принцип научно-технической обоснованности состоит в использовании в регионе технических и программных средств, информационных технологий, средств защиты информации, реализованных на современном уровне развития науки и техники, научно и технически обоснованных с точки зрения достижения заданного уровня безопасности информации и его соответствия установленным нормам и требованиям;
принцип экономической целесообразности включает в себя достижение адекватного уровня затрат на обеспечение информационных ресурсов и величину возможного ущерба от их разглашения, утраты, утечки, уничтожения и искажения. Используемые меры и средства обеспечения безопасности информационных ресурсов не должны заметно ухудшать экономические показатели работы органов власти и организаций, находящихся в пределах СЗФО;
принцип специализации и профессионализма нацелен на привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты информации специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению информационных ресурсов, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области;
принцип взаимодействия и координации заключается в выполнении комплекса мер по защите информации в соответствии с разработанными и согласованными планами совместных усилий заинтересованных органов власти и организаций;
принцип обязательности и эффективности контроля направлен на обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения требований по безопасности информации в органах власти и в организациях;
принцип преемственности и непрерывности совершенствования включает в себя постоянное совершенствование мер и средств защиты информации с учетом наработанного и консолидированного опыта на основе анализа функционирования и перспектив развития систем и средств защиты информации;
принцип эффективности управления ориентирован на создание нормативных показателей, критериев и оценок состояния технической защиты информации.
Концепцией защиты информации в Северо-Западном федеральном округе определены основные направления деятельности по защите информации в СЗФО. Это организационно-режимное обеспечение защиты информации, которое включает обеспечение физической защиты объектов и средств информатизации; обеспечение защиты информации от утечки по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче на объектах информатизации; организацию защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных информационных системах и локальных вычислительных сетях; гарантирование конфиденциальности и целостности информации в средствах (системах) телекоммуникации и связи; достижение безопасного информационного взаимодействия с отечественными и зарубежными организациями; создание защиты информационных ресурсов от вредоносных программ; обеспечение комплексного контроля состояния и организации системы защиты информации на объектах защиты СЗФО.
Следующее важное направление – совершенствование нормативно-методической базы обеспечения защиты информации и организационно-штатной структуры подразделений, отвечающих за обеспечение защиты информации, а также подготовка специалистов по защите информации в регионе.
Перспективным направлением является организация и координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области защиты информации. Определяющим направлением является создание региональной многоуровневой системы по направлениям подбора, подготовки и переподготовки кадров в области защиты информации.
В пределах округа функционируют объекты атомной, химической, нефтеперерабатывающей отраслей: такие, как Кольская и Ленинградская атомные электростанции, акционерных обществ «Акрон», «ЛУКойл», «Киришинефтеоргсинтез» и др. В каждом субъекте также работают объекты жизнеобеспечения (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения), нарушение функционирования которых может привести к непоправимым последствиям.
В настоящих условиях повышается зависимость органов власти от надежности функционирования государственных информационных систем, которые обеспечивают информационное сопровождение всех их функций во всех областях деятельности: экономике, политике, социальной сфере, военном деле, экологии и других. При этом тенденция увеличения количества и масштаба таких систем, в свою очередь, повышает риск потери управления при их недостаточной защищенности. Возрастает роль руководства субъектов в деятельности по обеспечению безопасности информации.
Таким образом, в современных условиях решить проблему обеспечения безопасности в информационных системах органов власти всех уровней, предприятиях ОПК, объектах энергетики, транспорта, банковской сферы для снижения (или предотвращения) потенциального ущерба национальной безопасности Российской Федерации в СЗФО возможно путем проведения мероприятий по последовательному совершенствованию политики информационной безопасности в регионе.
Организация подготовки специалистов в области информационной безопасности в высших учебных заведениях Северо-Западного федерального округа (табл. 1) направлена на обеспечение потребностей органов власти и организаций в специалистах по направлению «Информационная безопасность», поддержание их квалификации на уровне современных требований.
Создана система подготовки кадров, которая является элементом системы защиты информации в Северо-Западном федеральном округе. Указанная система включает в себя Межведомственный совет по защите информации, комитеты по науке и высшей школе, комитеты по образованию в субъектах Российской Федерации и учреждения дополнительного профессионального образования.
Необходимо отметить, что действующая в Северо-Западном федеральном округе система подготовки кадров в области информационной безопасности, в целом, обеспечивает первоочередные потребности органов власти и организаций в специалистах.
Таблица 1 - Подготовка кадров в образовательных организациях Северо-Западного федерального округа, 2016 г.
Образовательные организации Количество Образовательных организаций Выпускников в 2016 г. Направлений подготовки (специальностей) Дополнительных профессиональных программ Образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку специалистов (бакалавров, магистров, аспирантов) по укрупненной группе
направлений подготовки «Информационная безопасность»
16
800
8
- Образовательные организации высшего образования, реализующие дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности 3 1500 - 61 Организации дополнительного профессионального образования, реализующие дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности 10
С учетом того, что было изложено выше, можно выделить следующий ряд вопросов, которые требуют первоочередного решения:
действующий механизм подготовки специалистов в области информационной безопасности по их количеству и номенклатуре слабо связан с их реальной потребностью, не содержит в себе обязательств выпускников вузов, подготовленных за счет федерального бюджета;
образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие программы по направлению «Информационная безопасность», недостаточно обеспечены высококвалифицированными педагогическими кадрами и специализированной учебно-лабораторной базой, из-за чего они не в полной мере отвечают целям и задачам современного образовательного процесса;
требует совершенствования система дополнительного профессионального образования, особенно в части наличия технических средств обучения, содержания образовательных программ и квалификации преподавателей.
Выводы по третьей главе.
Проведенный анализ показал, существующие и перспективные угрозы информационной безопасности объектам Северо-Западного федерального округа показывают, что органам власти необходимо сосредоточить свое внимание на таких проблемах как растущая эффективность иностранных технических разведок, возможности которых позволяют непрерывно вести слежение в отношении большинства объектов округа с целью добывания информации об экономике, научных разработках, новых технологиях, оборонном потенциале и других сведений.
В этой связи становится ясно, что очень важно проводить дальнейшее совершенствование государственной политики в области информационной безопасности в субъектах СЗФО. Сегодня очень важно не столько сосредоточиться на институциональной инфраструктуре, сколько на вопросе кадрового потенциала, имеющего высокие квалификации в таком направлении как информационная безопасность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуация, сложившаяся в современном мире под влиянием процессов глобализации, геополитических трансформаций и становления информационного общества, во многом определяет для России новые требования по поддержанию национальной безопасности страны в условиях вновь возникающих угроз, исходящих из глобального информационного пространства, что требует принятия соответствующих мер комплексной защиты.
Одним из основных действий по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере является своевременная реакция государства на обостряющееся информационное противоборство в мировом масштабе.
В связи с этим повышаются требования к системе обеспечения информационной безопасности России, а именно: к развитию сил и средств, используемых для информационного противоборства, а также к совершенствованию концептуальных и научных положений в предметной области.
Информационная безопасность – принципиально новый феномен в процессе защиты национальной безопасности России, сформировавшийся в течение нескольких прошедших десятилетий и ставший особо значимым в последнее время.
В данном исследовании особое внимание было уделено государственной политике РФ в сфере информационной безопасности на примере Северо-Западного федерального округа. Были выявлены следующие факторы, которые говорят о необходимости совершенствования данной:
геостратегическое положение СЗФО, которое заключается в наличии сухопутных и морских границ со странами блока НАТО, расположение обособленного субъекта Российской Федерации (Калининградской области), не имеющего общих границ с другими регионами округа;
наличие значительного числа совместных предприятий (в том числе со странами дальнего зарубежья), консульств, иностранных торговых представительств;
использование в органах власти всех уровней, предприятий и организаций различных отраслей промышленности систем и программного обеспечения иностранного производства, не сертифицированных по требованиям информационной безопасности в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных документов Российской Федерации, что может привести к нарушению режима функционирования систем и непредсказуемому ущербу с возможными человеческими жертвами;
устойчивый рост деятельности иностранных технических разведок в отношении большинства объектов округа с целью добывания информации по экономике, научным разработкам, новым технологиям и других сведений об оборонном потенциале.
Совершенствование системы защиты информации на региональном уровне в СЗФО, в силу указанных выше факторов, необходимо решать с использованием научных подходов. Для регионального уровня целесообразно использовать понятие «информационный суверенитет» как верховенство и независимость государственной власти при формировании и реализации информационной политики в региональном сегменте национального информационного пространства. Проводимая государственная информационная политика в СЗФО реализуется в информационно-политической сфере («властный» суверенитет); в информационно-психологической («ментальный» суверенитет) и в информационно-технической («цифровой» суверенитет).
Среди основных направлений по формированию государственной политики информационного суверенитета на региональном уровне следует назвать следующие: определение информационных интересов региона в условиях глобализации информационного пространства; образование региональных защищенных сетей, которые могут взаимодействовать с глобальным информационным пространством; создание в регионе собственных сил в области ИКТ; участие в проведении дипломатической деятельности по обеспечению информационного суверенитета за рубежом; контроль информационных потоков в регионе.
В настоящее время в федеральном округе принята и действует Концепции защиты информации в СЗФО, она определяет основы решения таких задач, как: формирование и совершенствование системы защиты информации в СЗФО; разработка комплексного подхода к обеспечению защиты информации; подготовка и реализация предложений по совершенствованию политико-правового, научно-технического и организационного обеспечения защиты информации на объектах округа; определение основных направлений деятельности по защите информации всеми структурными элементами системы информационной безопасности в округе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные материалы и нормативные документы
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2017 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/135.html (дата обращения 19.10.2017).
Доктрина информационной безопасности РФ 2000 г. URL: http://base.garant.ru/182535/ (дата обращения 19.10.2017).
Концепция защиты информации в Северо-Западном федеральном округе. URL: http://szfo.fsrar.ru/about/struktura/otdely-mru-rosalkogolregulirovaniya-po-severozapad/otdel-informacionnyh-tehnologii-i-zaxhity-informac (дата обращения 19.10.2017).
Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г. Российская газета. 1996. 7 декабря.
Положение о межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. Под общ. ред. Н.П. Патрушева. М.: Издательство «Известия». 2013. С. 263-266.
Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 19.10.2017).
Экономическая учебная и специальная литература
Информационное общество и международные отношения. Под ред. К.А. Панцырева. СПб: Изд-во СПбГУ. 2014. 254 с.: 500 экз. ISBN 5-7301-0281-10.
Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Международное право и информационная безопасность государств. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. 396 с.: 1000 экз. ISBN 978-5-94760-181-7.
Прохожев А. А. Теория развития и безопасности человека и общества. М.: Ин-октаво, 2006. 288 с.: 1000 экз. ISBN 5-98738-032-4.
Диссертации, авторефераты диссертаций, отчёты о НИР
Манжуева О.М. Феномен информационной безопасности: сущность и особенности: дис. … док. фил. наук: 09.00.11. Улан-Удэ, 2015. 383 с.
Материалы периодических изданий
Акопов А.К. Особенности современного этапа информатизации международных отношений. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. Вып. 1 (215). С. 68-72.
Белянцев А.Е., Лымар А.В., Казаченко А.Н. Информационная безопасность как важнейший фактор государственной информационной политики Российской Федерации. Вестник академии военных наук. 2015. №3 (52). С. 79-84.
Бржезинская А.Д. Создание политики информационной безопасности и ее влияние на процесс управления безопасностью. Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. №11 (40). С. 231-235.
Гуторов В.А., Радиков И.В. Концепции национальной безопасности в политическом дискурсе современной России: проблемы теории и методологии анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. №4. С.130-139.
Доклад РИСИ «Приграничные связи: ресурс евразийской интеграции и межгосударственного сотрудничества России». Проблемы национальной стратегии. 2014 . Вып. 1. С. 24-29.
Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России. Экономика образования. 2014. №2. С.48-52.
Зубарева Н.П., Федосеева Н.И. Государственная безопасность как цель информационной политики. Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 98-100.
Колин К.К. Социальная информатика. Стратегические приоритеты. 2015. №4 (8). С. 51-63.
Кривоухов А.А., Шумаков А.М. Информационная безопасность современной России и государственная информационная политика. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2014. №11 (3). С. 41-48.
Кульков В.М., Теняков И.М. Влияние информационной революции на безопасность, экономику и политику // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. №1. С. 87-97.
Кучерявый М.М. Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. №14. С. 164-168.
Кучерявый М.М. Роль информационной составляющей в системе политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. №164. С. 155-163.
Мещеряков И.В. Государственная информационная политика как элемент системы национальной безопасности. Молодой ученый. 2016. №1 (105). С. 553-556.
Рогозин Д.О. Свой чип карман не тянет. Российская газета. 2014. 15 августа. № 184 (6456).
Соколов Д.В. Обеспечение информационной безопасности органами государственной власти на территории субъектов Российской Федерации. Теория и практика общественного развития. 2015. №10. С. 94-99.
Чекулаев А.А., Дорохова А.И. Тенденции развития информационных технологий в международных отношениях. Экономические и гуманитарные науки. 2014. №4 (267). С. 9-21.
Электронные ресурсы
Барбер Б. Три сценария будущего технологии и устойчивой демократии. URL: http://www.policyanalysis.ru/bibl_Barber.htm (дата обращения 19.10.2017).
Белянцев А.Е. Масс-медийные эффекты глобальной информатизации. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2011/8-1/7.html (дата обращения 19.10.2017).
Василенко И.А. Современный имидж российских регионов: проблемы формирования. URL: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m12-2012/17323-sovremennyy-imidzh-rossiyskih-regionov-problemy-formirovaniya.html (дата обращения 19.10.2017).
Крутских А.В. Война или мир: международные аспекты информационной безопасности. URL: http://www.cryptography.ru/db/msg.html?mid=1169638 (дата обращения 19.10.2017).
Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: hrrp://www.mid.ru (дата обращения 19.10.2017).
Протасов С. Что такое Big data? URL: https://postnauka.ru/faq/46974 (дата обращения 19.10.2017).
Сведения о взаимодействии Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу с иными органами государственной власти, организациями. URL: http://fstec.ru/deyatelnost-szfo/vzaimodejstvie-szfo (дата обращения 19.10.2017).
Europe’s way to the information society: an action plan. URL: http://www.channelingreality.com/Digital_Treason/Brussels_1995/COM(94)347_EU_WAY_TO_INFO_SOCIETY_Action_Plan.pdf (дата обращения 19.10.2017).
Key Global Telecom Indicators for the World Telecommunication Service Sector. URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/statistics/at_glance/KeyTelecom99.html (дата обращения 19.10.2017).
Single European Information Space. URL: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/single_infor_space/index_en.htm (дата обращения 19.10.2017).
Приложение А
Структурная схема организации информационной безопасности в Северо-Западном федеральном округе
Колин К.К. Социальная информатика. Стратегические приоритеты. 2015. №4 (8). С. 51.
Там же. С. 52.
Там же. С. 58.
Колин К.К. Социальная информатика. Стратегические приоритеты. 2015. №4 (8). С. 61.
См.: Чекулаев А.А., Дорохова А.И. Тенденции развития информационных технологий в международных отношениях // Экономические и гуманитарные науки. 2014. №4 (267). С. 9-21.
См.: там же..
Кульков В.М., Теняков И.М. Влияние информационной революции на безопасность, экономику и политику // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. №1. С. 89.
Там же.
Кульков В.М., Теняков И.М. Влияние информационной революции на безопасность, экономику и политику // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. №1. С. 93.
Мещеряков И.В. Государственная информационная политика как элемент системы национальной безопасности. Молодой ученый. 2016. №1 (105). С. 554.
Колин К.К. Социальная информатика. Стратегические приоритеты. 2015. №4 (8). С. 62.
Бржезинская А.Д. Создание политики информационной безопасности и ее влияние на процесс управления безопасностью. Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. №11 (40). С. 232.
См.: Зубарева Н.П., Федосеева Н.И. Государственная безопасность как цель информационной политики. Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 99.
Key Global Telecom Indicators for the World Telecommunication Service Sector. URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/statistics/at_glance/KeyTelecom99.html
Кучерявый М.М. Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. №14. С. 166.
Кривоухов А.А., Шумаков А.М. Информационная безопасность современной России и государственная информационная политика. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2014. №11 (3). С. 45.
Single European Information Space. URL: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/single_infor_space/index_en.htm
Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г. Российская газета. 1996. 7 декабря.
Europe’s way to the information society: an action plan. URL: http://www.channelingreality.com/Digital_Treason/Brussels_1995/COM(94)347_EU_WAY_TO_INFO_SOCIETY_Action_Plan.pdf
Белянцев А.Е. Масс-медийные эффекты глобальной информатизации. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2011/8-1/7.html
Барбер Б. Три сценария будущего технологии и устойчивой демократии. URL: http://www.policyanalysis.ru/bibl_Barber.htm
Белянцев А.Е., Лымар А.В., Казаченко А.Н. Информационная безопасность как важнейший фактор государственной информационной политики Российской Федерации. Вестник академии военных наук. 2015. №3 (52). С. 81.
Крутских А.В. Война или мир: международные аспекты информационной безопасности. URL: http://www.cryptography.ru/db/msg.html?mid=1169638
См.: Акопов А.К. Особенности современного этапа информатизации международных отношений. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. Вып. 1 (215). С. 68-72.
См.: Положение о межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. Под общ. ред. Н. П. Патрушева. М.: Издательство «Известия». 2013. С. 263–266.
Кривоухов А.А., Шумаков А.М. Информационная безопасность современной России и государственная информационная политика. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2014. №11 (3). С. 47.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/ MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/ MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.SHTM
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2017 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/135.html
Там же.
Доктрина информационной безопасности РФ 2000 г. URL: http://base.garant.ru/182535/
Койбаев Б. Г., Золоева З. Т. Правовые аспекты информатизации в республике Корея. Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №1. С. 96.
Прохожев А. А. Теория развития и безопасности человека и общества. М.: Ин-октаво, 2006. С. 195.
Информационное общество и международные отношения. Под ред. К.А. Панцырева. СПб: Изд-во СПбГУ. 2014. С. 14.
Доклад РИСИ «Приграничные связи: ресурс евразийской интеграции и межгосударственного сотрудничества России». Проблемы национальной стратегии. 2014 . Вып. 1. С. 26.
Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: hrrp://www.mid.ru
Манжуева О.М. Феномен информационной безопасности: сущность и особенности. Диссертация д.ф.о. Улан-Удэ, 2015. С. 122.
Рогозин Д.О. Свой чип карман не тянет. Российская газета. 2014. 15 августа. № 184 (6456). С. 5.
Гуторов В.А., Радиков И.В. Концепции национальной безопасности в политическом дискурсе современной России: проблемы теории и методологии анализа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. №4. С.130-139.
Кириленко В. П., Алексеев Г.В. Международное право и информационная безопасность государств. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. С. 112.
Протасов С. Что такое Big data? URL: https://postnauka.ru/faq/46974 (дата обращения 19.10.2017).
Николаев В. Умные города – будущее сегодня. URL: http://www.jetinfo.ru/stati/umnye-goroda-buduschee-segodnya (дата обращения 19.10.2017).
Там же.
Василенко И.А. Современный имидж российских регионов: проблемы формирования. URL: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m12-2012/17323-sovremennyy-imidzh-rossiyskih-regionov-problemy-formirovaniya.html (дата обращения 19.10.2017).
Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России. Экономика образования. 2014. №2. С.48-52.
Концепция защиты информации в Северо-Западном федеральном округе. URL: http://szfo.fsrar.ru/about/struktura/otdely-mru-rosalkogolregulirovaniya-po-severozapad/otdel-informacionnyh-tehnologii-i-zaxhity-informac
См.: Сведения о взаимодействии Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу с иными органами государственной власти, организациями. URL: http://fstec.ru/deyatelnost-szfo/vzaimodejstvie-szfo
2
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2017 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/135.html (дата обращения 19.10.2017).
2. Доктрина информационной безопасности РФ 2000 г. URL: http://base.garant.ru/182535/ (дата обращения 19.10.2017).
3. Концепция защиты информации в Северо-Западном федеральном округе. URL: http://szfo.fsrar.ru/about/struktura/otdely-mru-rosalkogolregulirovaniya-po-severozapad/otdel-informacionnyh-tehnologii-i-zaxhity-informac (дата обращения 19.10.2017).
4. Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г. Российская газета. 1996. 7 декабря.
5. Положение о межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. Под общ. ред. Н.П. Патрушева. М.: Издательство «Известия». 2013. С. 263-266.
6. Указ Президента РФ №683 от 31 декабря 2015 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 19.10.2017).
Экономическая учебная и специальная литература
7. Информационное общество и международные отношения. Под ред. К.А. Панцырева. СПб: Изд-во СПбГУ. 2014. 254 с.: 500 экз. ISBN 5-7301-0281-10.
8. Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Международное право и информационная безопасность государств. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. 396 с.: 1000 экз. ISBN 978-5-94760-181-7.
9. Прохожев А. А. Теория развития и безопасности человека и общества. М.: Ин-октаво, 2006. 288 с.: 1000 экз. ISBN 5-98738-032-4.
Диссертации, авторефераты диссертаций, отчёты о НИР
10. Манжуева О.М. Феномен информационной безопасности: сущность и особенности: дис. … док. фил. наук: 09.00.11. Улан-Удэ, 2015. 383 с.
Материалы периодических изданий
11. Акопов А.К. Особенности современного этапа информатизации международных отношений. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. Вып. 1 (215). С. 68-72.
12. Белянцев А.Е., Лымар А.В., Казаченко А.Н. Информационная безопасность как важнейший фактор государственной информационной политики Российской Федерации. Вестник академии военных наук. 2015. №3 (52). С. 79-84.
13. Бржезинская А.Д. Создание политики информационной безопасности и ее влияние на процесс управления безопасностью. Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. №11 (40). С. 231-235.
14. Гуторов В.А., Радиков И.В. Концепции национальной безопасности в политическом дискурсе современной России: проблемы теории и методологии анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. №4. С.130-139.
15. Доклад РИСИ «Приграничные связи: ресурс евразийской интеграции и межгосударственного сотрудничества России». Проблемы национальной стратегии. 2014 . Вып. 1. С. 24-29.
16. Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России. Экономика образования. 2014. №2. С.48-52.
17. Зубарева Н.П., Федосеева Н.И. Государственная безопасность как цель информационной политики. Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 98-100.
18. Колин К.К. Социальная информатика. Стратегические приоритеты. 2015. №4 (8). С. 51-63.
19. Кривоухов А.А., Шумаков А.М. Информационная безопасность современной России и государственная информационная политика. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2014. №11 (3). С. 41-48.
20. Кульков В.М., Теняков И.М. Влияние информационной революции на безопасность, экономику и политику // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. №1. С. 87-97.
21. Кучерявый М.М. Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. №14. С. 164-168.
22. Кучерявый М.М. Роль информационной составляющей в системе политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. №164. С. 155-163.
23. Мещеряков И.В. Государственная информационная политика как элемент системы национальной безопасности. Молодой ученый. 2016. №1 (105). С. 553-556.
24. Рогозин Д.О. Свой чип карман не тянет. Российская газета. 2014. 15 августа. № 184 (6456).
25. Соколов Д.В. Обеспечение информационной безопасности органами государственной власти на территории субъектов Российской Федерации. Теория и практика общественного развития. 2015. №10. С. 94-99.
26. Чекулаев А.А., Дорохова А.И. Тенденции развития информационных технологий в международных отношениях. Экономические и гуманитарные науки. 2014. №4 (267). С. 9-21.
Электронные ресурсы
27. Барбер Б. Три сценария будущего технологии и устойчивой демократии. URL: http://www.policyanalysis.ru/bibl_Barber.htm (дата обращения 19.10.2017).
28. Белянцев А.Е. Масс-медийные эффекты глобальной информатизации. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2011/8-1/7.html (дата обращения 19.10.2017).
29. Василенко И.А. Современный имидж российских регионов: проблемы формирования. URL: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m12-2012/17323-sovremennyy-imidzh-rossiyskih-regionov-problemy-formirovaniya.html (дата обращения 19.10.2017).
30. Крутских А.В. Война или мир: международные аспекты информационной безопасности. URL: http://www.cryptography.ru/db/msg.html?mid=1169638 (дата обращения 19.10.2017).
31. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: hrrp://www.mid.ru (дата обращения 19.10.2017).
32. Протасов С. Что такое Big data? URL: https://postnauka.ru/faq/46974 (дата обращения 19.10.2017).
33. Сведения о взаимодействии Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу с иными органами государственной власти, организациями. URL: http://fstec.ru/deyatelnost-szfo/vzaimodejstvie-szfo (дата обращения 19.10.2017).
34. Europe’s way to the information society: an action plan. URL: http://www.channelingreality.com/Digital_Treason/Brussels_1995/COM(94)347_EU_WAY_TO_INFO_SOCIETY_Action_Plan.pdf (дата обращения 19.10.2017).
35. Key Global Telecom Indicators for the World Telecommunication Service Sector. URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/statistics/at_glance/KeyTelecom99.html (дата обращения 19.10.2017).
36. Single European Information Space. URL: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/single_infor_space/index_en.htm (дата обращения 19.10.2017).
Вопрос-ответ:
Какие основные направления государственной политики РФ в сфере обеспечения информационной безопасности?
Основные направления государственной политики РФ в сфере обеспечения информационной безопасности включают: создание и развитие системы обеспечения информационной безопасности, защиту критической информационной инфраструктуры, борьбу с киберпреступностью и киберугрозами, разработку и применение средств информационной безопасности, обеспечение кибербезопасности в области государственного управления и промышленности, а также повышение информационной грамотности населения и образование в области информационной безопасности.
Каковы основные механизмы реализации государственной политики РФ в сфере обеспечения информационной безопасности?
Основные механизмы реализации государственной политики РФ в сфере обеспечения информационной безопасности включают: принятие соответствующих законодательных актов и нормативных документов, разработку и внедрение систем защиты информации, организацию центров по обеспечению информационной безопасности, проведение аудитов и инспекций организаций на предмет соблюдения требований информационной безопасности, обучение и повышение квалификации специалистов в области информационной безопасности, проведение информационных кампаний и пропаганды в области информационной безопасности.
Какие теории информационного общества можно применить в контексте информационной безопасности?
В контексте информационной безопасности можно применить следующие теории информационного общества: теория информационного общества Ж.П.Ш ампетье, теория информационного общества Э.М.Р огова, теория информационного общества М.Кастельса. Эти теории объясняют, как развитие информационных технологий и коммуникаций влияет на общество и требует принятия мер по обеспечению информационной безопасности.
Какие основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности?
Основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности включают:
Какие механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности используются в регионе?
Механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности в регионе включают: